Обзор состояния конкуренции аэропортовых услуг, оказываемых в ОАО "Аэропорт Мурманск"

В соответствии с п. 1.1 плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденным приказом ФАС России от 07.02.2011. №66, Мурманское УФАС провело обзор состояния конкуренции аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов).
 
Общие положения:
 
Целью настоящего обзора является анализ и оценка конкурентной среды на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) и определение взаимосвязи между состоянием конкурентной среды и поведением участников рынка, а также анализ практики применения постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах», вступившего в силу 22.10.2009 года.
 
Обзор подготовлен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утверждён Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 №18026) (далее – Порядок).
 
Временной интервал исследования:
 
В связи с тем, что Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599, вступили в силу 22.10.2009, обзор проводится за период 2009г. – 2010 г.г. в аэропортах федерального значения.
 
Продуктовые границы товарного рынка:
 
В соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.
В данном случае под товаром понимаются услуги по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок в аэропортах, т.е. аэропортовая деятельность.
В соответствии с пунктом 1.3.5 приказа Росавиации от 24.04.2010 № 98 аэропортовая деятельность – это деятельность, осуществляемая юридическими лицами, по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов.
Товарные границы рынка определяются также исходя из характеристики и свойств товара (услуги), в том числе устанавливаемые в соответствии с Общероссийскими классификаторами – продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) и видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Так, в соответствии с ОКПД исследуемый товар определяется по группе «услуги вспомогательные транспортные прочие воздушного транспорта» (код 6236000) как «услуги аэропортов, связанные с обслуживанием воздушных судов и пассажиров, включая услуги по эксплуатации взлетно-посадочных полос» (код 6326010).
Согласно ОКВЭД услуги по аэропортовому обслуживанию могут быть исследованы по группе «транспорт и связь», включающую в себя «эксплуатацию взлетно-посадочных полос и т.п.» (код 63.23.3) и «деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов» (код. 63.23.4).
Таким образом, в процессе исследования рассматривается:
1) аэропортовая деятельность за исключением обеспечения горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями.
Товар – это работы (услуги) по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов (аэропортовое обслуживание).
Следовательно, продуктовыми границами товарного рынка являются работы (услуги) по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов в аэропорту (аэропортовому обслуживанию).
 
2) аэропортовая деятельность по обеспечению обеспечения горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями.
Авиатопливообеспечение воздушных перевозок – аэропортовая деятельность, направленная на обеспечение эксплуатации и обслуживании воздушных судов кондиционными авмаГСМ (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиаГСМ) (пункт 1.3.6 приказа Росавиации от 24.04.2010 № 98).
Товар – это работы (услуги) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок (прием авиаГСМ и специальных жидкостей на склад аэропорта; хранение авиаГСМ и специальных жидкостей; подготовка и выдача авиаГСМ и специальных жидкостей на заправку; заправка авиаГСМ и специальных жидкостей в воздушные суда).
Организации, обеспечивающие авиатопливообеспечение воздушных перевозок, могут выполнять как весь комплекс указанных работ (услуг), так и только их часть.
Продуктовыми границами товарного рынка являются работы (услуги) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропорте.
 
Географические границы товарного рынка:
 
Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Рынки услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок, т.е по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов и по авиатопливообеспечению воздушных перевозок рассматриваются как локальные, за географические границы товарного рынка принимаются границы аэропорта.
 
- I -
На территории Мурманской области действует один международный аэропорт федерального значения – Аэропорт «Мурманск» (общепринятое название). Наименование юридического лица: ОАО «Аэропорт Мурманск».
Аэропорт входит в перечень стратегических предприятий. ОАО «Аэропорт Мурманск» является градообразующим предприятием для МО Мурмаши, обеспечивает занятость около 500 человек и ещё до 500 человек в смежных предприятиях.
Кроме того, в пределах области функционирует ещё один гражданский аэропорт - ОАО «Аэропорт» г.Апатиты. Данный аэропорт не является аэропортом федерального значения.
ОАО «Аэропорт Мурманск» образовано 25.01.1996 г. в соответствии с Указом Президента РФ № 721 от 01.07.1992 г. и распоряжением ГКИ России от 29.11.1995 г. № 1734-р путём реорганизации (разделения) ГП «Мурманское авиационное предприятие» на аэропорт и авиакомпанию. Действует на основании Устава, зарегистрированного Постановлением главы администрации Кольского района.
Согласно уставу, основными видами деятельности ОАО «Аэропорт Мурманск» являются:
- выполнение комплекса работ по приёму и выпуску воздушных судов и их обслуживание;
- услуги по коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты, грузов.
ОАО «Аэропорт Мурманск» имеет лицензии на осуществление деятельности в области гражданской авиации и удостоверяющую право осуществлять аэропортовую деятельность, связанную с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов.
Аэропорт «Мурманск» расположен на территории городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области. Удалённость от областного центра – г. Мурманска – 29 км, от районного центра – г. Кола – 12 км.
Аэропорт «Мурманск» обеспечивает отечественным и зарубежным авиакомпаниям предоставление услуг наземного обслуживания воздушных судов, обслуживание пассажиров и обработку багажа, грузов, почты, а также прочих услуг, обеспечивающих безопасность, регулярность наземного обслуживания. На территории Мурманской области ОАО «Аэропорт Мурманск» является субъектом естественной монополии в части оказания услуг при выполнении внутренних воздушных перевозок гражданских пассажиров. Решением Правления МАП России №16/1 от 28.04.1998г. Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. Кроме того, Аэропорт «Мурманск» является единственным аэропортом в Мурманской области, открытым для выполнения международных полётов.
ОАО «Аэропорт Мурманск» имеет в своём составе:
- аэродром класса Б, включающий в себя одну искусственную взлётно-посадочную полосу (ИВПП);
- пассажирский аэровокзал, включающий зал обслуживания пассажиров на внутренних воздушных линиях, проектной мощностью 450 пассажиров в час, и зал обслуживания иностранных пассажиров, пропускной способностью – 50 пассажиров в час.
Все объекты инфраструктуры принадлежат аэропорту, объекты аэродромного комплекса являются собственностью Российской Федерации и используются по договору аренды.
Базовой авиакомпании в аэропорту нет.
Порядок доступа потребителей в аэропорту определён в соответствии с Постановлением Правительства РФ №599 от 22 июля 2009 года «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах».
Во исполнение Приказа Федеральной антимонопольной службы России №292 от 19.04.2011 «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектов естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере услуг аэропортов, а также правил заполнения указанных форм» ОАО «Аэропорт Мурманск» в рамка прилагаемых форм раскрывает информацию об основных потребительских характеристиках работ (услуг) в аэропортах, в отношении которых осуществляется регулирование в соответствии с Федеральным законом №174 от 17.08.1995 «О естественных монополях» на своём официальном сайте в разделе «Авиакомпаниям» http://www.airport-murmansk.ru/flight_companies/.
 
На территории Мурманского аэропорта оказываются следующие услуги:
 
1. ОАО «Аэропорт Мурманск»
Регулируемые услуги:
- взлёт-посадка;
- авиабезопасность;
- сверхнормативная стоянка;
- пользование аэровокзалом;
- пользование аэровокзалом (м);
- коммерческое обслуживание пассажиров;
- коммерческое обслуживание пассажиров (м).
Нерегулируемые услуги:
- доставка пассажиров к воздушному судну и обратно;
- посадка и высадка пассажиров в/из;
- коммерческое обслуживание грузов;
- техобслуживание;
- медосмотр экипажа;
- персональная охрана ВС;
- прочие.
 
2. ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск»
- заправка ВС;
- хранение авиационного топлива.
 
3. Мурманский филиал метеоагентства росгидромета
- метеобеспечение
 
4. ЗАО «АэроСервис»
- обеспечением бортпитанием
 
Потребители ОАО «Аэропорт Мурманск» имеют возможность получать выборочный объём услуг в части нерегулируемых услуг.
Нерегулируемые услуги, в части технического обслуживания, могут осуществляться как несколько работ в составе одной услуги в соответствии с заявкой потребителя и прейскурантом нормативной трудоёмкости оперативно-технического обслуживания ВС. Стоимость спецтранспорта, при оказании соответствующих услуг, учитывается отдельно.
Комплекс работ в рамках регулируемых услуг осуществляется в строгом соответствии с приказом Минтранса России №110 от 02.10.2000.
 
Льготных тарифов или понижающих коэффициентов для потребителей ОАО «Аэропорт Мурманск» не предусмотрено.
В течение анализируемого периода регулярные рейсы выполняли 4 российские авиакмпании:
- ЗАО «Нордавиа-РА»
- ОАО «ЮТэйр»
- ОАО «Авиакомпания «Россия»
- ЗАО «Небесный экспресс».
Данные компании потребляют более 90% всех аэропортовых услуг.
 
Аэропорт предоставляет авиакомпании ЗАО «Нордавиа-РА» возможность осуществления технического обслуживания ВС собственным силами. В настоящее время заключён договор аренды помещения для размещения авиатехников авиакомпании.
ЗАО «Нордавиа-РА», обслуживающая более половины всех перевозок в ОАО «Аэропорт Мурманск», имеет свою линейную станцию технического обслуживания ВС. Авиакомпания осуществляет комплекс мероприятий по техническому обслуживанию собственных воздушных судов.
 
В аэропорту обслуживаются воздушные суда авиации общего назначения, в т.ч. деловой авиации. Порядок доступа к выполнению полётов, виды оказываемых услуг, объём услуг – регулируются Постановлением Правительства РФ № 599 от 22 июля 2009 года «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» и договором о наземном обслуживании воздушных судов, выполняющих заказные рейсы.
 
В ОАО «Аэропорт Мурманск» разработаны:
1. Инструкция по взаимодействию служб, определяющая порядок взаимодействия при обеспечении суточного плана полётов ВС.
2. Временная инструкция по организации движения автотранспорта и средств механизации на аэродроме «Мурманск», определяющая порядок организации движения автотранспорта и средств механизации на аэродроме, а также мероприятия, направленные на исключение повреждения воздушных судов спецавтотранспортом.
3. На территории ОАО «Аэропорт Мурманск» действует пропускной и внутриобъектный режим, регулируемый инструкцией пропускного и внутриобъектного режима в ОАО «Аэропорт Мурманск», утверждённый генеральным директором аэропорта.
 
- II -
 
В аэропорту Мурманск осуществляет деятельность одна топливозаправочная компания – Общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Аэро Мурманск».
ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск» создано на основании решения собрания учредителей в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Согласно статьи 9 Федерального Закона №165-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск» принадлежит к группе Газпромнефть. Участниками общества являются: ЗАО «Газпромнефть-Аэро» (Москва) и ООО «Газпромнефтьфинанс» (г. Ханты-Мансийск).
ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск» осуществляет свою деятельность на основании Устава, свидетельства о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и сертификатов соответствия.
Место нахождения Общества – 184355, Мурманская обл., Кольский район, пос. Мурмаши, Аэропорт.
В соответствии с Уставом, основным видом деятельности Общества является деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов.
ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск» оказывает комплексную услугу с использованием приобретённого авиатоплива, а так же услугу поставщикам авиатоплива по хранению принадлежащего им авиатоплива и заправке воздушных судов авиакомпаний, с которым у поставщиков нефтепродуктов заключены договоры на поставку авиатоплива в аэропорт.
Комплексная услуга по авиатопливообеспечению воздушных перевозок включает приём ГСМ и специальных жидкостей на склад аэропорта; хранение авиаГСМ и специальных жидкостей; подготовка и выдачу авиаГСМ и специальных жидкостей на заправку; заправка авиаГСМ и специальных жидкостей в воздушные суда.
На предприятии утверждена Технология работы, регулирующая процесс авиатопливообеспечения воздушных перевозок в соответствии с сертификационными требованиями.
В ходе осуществления деятельности по авиатопливообеспечению, в соответствии с Приказом Минтранса России № 110 от 02.10.2000, ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск» оказывает:
1. Услугу по хранению авиационного топлива, которая включает в себя:
- приём авиационного топлива на склад;
- лабораторный контроль качества авиационного топлива;
- хранение авиационного топлива, в том числе предоставление ёмкостей для хранения авиационного топлива;
- подготовку и выдачу авиационного топлива на заправку и другие операции;
- предоставление персонала;
- другие услуги в соответствии в соответствии с требованиями воздушного законодательства РФ и технологией обслуживания по хранению авиационного топлива.
2. Услуга по обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна, которая включает в себя:
- предоставление персонала и технических передвижных и/или стационарных средств для заправки воздушного судна авиационным топливом;
- аэродромный контроль качества авиационного топлива;
- другие услуги в соответствии в соответствии с требованиями воздушного законодательства РФ и технологией топливообеспечения воздушного судна.
Доступ к хранению собственного авиатоплива в границах аэропорта обеспечивается в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 599 от 22.07.2009.. На данный момент у ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск» заключены договоры хранения тремя хозяйствующими субъектами. Нефтяные компании иное авиаГСМ, кроме авиакеросина, не хранят.
 
Учитывая специфику экономико-географического положения Аэропорта «Мурманск» необходимо отметить, что в пределах Мурманской области нефтеперерабатывающие заводы отсутствуют, в связи с чем, поставки авиакеросина производятся железнодорожным транспортом (доставка автоцистернами или в таре). Поставка авиакеросина возможна с любого НПЗ, где есть возможность налива железнодорожных цистерн.
14 декабря 2009 года ФСТ России внесла ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск» в реестр субъектов естественных монополий в аэропортах. Тарифы на хранение авиатоплива и обеспечение заправки воздушных судов установлены приказом ФСТ России с 27.06.2011.
Тарифная политика ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск» не предусматривает применения льготных тарифов. Тарифы являются едиными для всех потребителей.
Потребители имеют свободный доступ к информации об оказываемых услугах, тарифах и тарифной политике ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск». Информация размещена на сайте аэропорта «Мурманск» (http://www.airport-murmansk.ru/), опубликована в официальном печатном издании органов государственной власти Мурманской области газете «Мурманский вестник».
 
Вывод:
 
1. На территории Мурманской области действует единственный международный аэропорт федерального значения - Аэропорт «Мурманск».
Аэропорт «Мурманск» обеспечивает отечественным и зарубежным авиакомпаниям предоставление услуг наземного обслуживания воздушных судов, обслуживание пассажиров и обработку багажа, грузов, почты, а также прочих услуг, обеспечивающих безопасность, регулярность наземного обслуживания.
На территории Мурманской области ОАО «Аэропорт Мурманск» является субъектом естественной монополии в части оказания услуг при выполнении внутренних воздушных перевозок гражданских пассажиров. Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. Кроме того, Аэропорт «Мурманск» является единственным аэропортом в Мурманской области, открытым для выполнения международных полётов.
 
2. В административных границах аэропорта «Мурманск» действует единственный хозсубъект (ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск»), закупающий авиакеросин и осуществляющий его хранение, реализацию, а также оказывающий услуги по заправке воздушных судов.
Таким образом, ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск» является хозяйствующим субъектом, имеющим долю 100% на рынке реализации авиакеросина, на рынке услуг по заправке воздушных судов. ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск» осуществляет хранение только собственного авиакеросина (т.е. услуга хранения авиатоплива сторонним компаниям не предоставляется).
На основании Приказа №102 от 03.11.2009 Мурманского УФАС России ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов по виду деятельности «обеспечение воздушных судов ГСМ и специальными жидкостями» в границах Мурманской области, с долей более 50%.
В связи с этим, можно констатировать, что на исследованных рынках конкуренция не развита (отсутствует). Однако в ходе проведённого анализа факторы, ограничивающие конкуренцию, выявлены не были. Жалоб от хозяйствующих субъектов о наличии барьеров выхода на рынок реализации авиакеросина, ранок услуг по заправке воздушных судов, хранения авиакеросина в управление не поступало.
По сведениям, предоставленным Аэропортом «Мурманск», ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск» на сегодняшний день полностью обеспечивает потребности авиакомпаний, осуществляющих перевозки из указанного аэропорта как в авиакеросине, так и в услугах по заправке воздушных судов по приемлемым для перевозчиков расценкам; нет необходимости в создании топливозаправочных компаний, которые оказывали бы услуги альтернативные услугам действующей ТЗК ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск».