Аналитический отчёт по анализу рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей

Общие положения:
 
- основание и цель исследования
 
Настоящий обзор рынка сжиженного углеводородного газа (СУГ) для заправки автомобильного транспорта проведён с целью оценки состояния конкурентной среды на данном товарном рынке, выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьёй 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе для последующего включения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более чем тридцать пять процентов, а также выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства.
Обследование рынка СУГ для заправки автомобильного транспорта на территории Мурманской области проводилось в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 гг. , утверждённым приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС Росси по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012гг.».
Аналитический отчёт подготовлен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утверждён Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 №18026) (далее – Порядок).
 
- источник исходной информации
 
В качестве источника исходной информации при проведении обследования рынка СУГ для заправки автомобильного транспорта управлением использованы:
- сведения, представленные Беломорским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов, связанных с хранением и транспортированием СУГ, расположенных на территории Мурманской области;
- сведения, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по оптовой и/или розничной реализации автомобильного газа на территории Мурманской области;
- сведения, представленные хозяйствующими субъектами, оказывающие услуги по транспортировке и/или хранению СУГ на территории Мурманской области.
 
Временной интервал исследования:
 
- период, за который анализируется информация
 
Периодом, за который анализируется информация о состоянии конкурентной среды на рынке СУГ для заправки автомобильного транспорта на территории Мурманской области, является 2010 год с разбивкой по кварталам.
- основания для выбора данного временного интервала
 
Временным интервалом исследования рынка СУГ для заправки автомобильного транспорта на территории Мурманской области в соответствии приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС Росси по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012гг.» утверждён 2010 год.
 
Продуктовые границы товарного рынка:
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка предварительное определение товара, необходимое для установления продуктовых границ товарного рынка, может быть проведено на основе:
- условий договора, заключенного в отношении товара;
- разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;
- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;
- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;
- иного способа, позволяющего однозначно определить товар.
Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301 описывает наименование продукции кодом 02 7239 3 «Газы углеводородные сжиженные прочие».
В ГОСТ 27578-87 и ГОСТ 52087-2003 используются следующие группировки ОКП:
- 02 7239 0501 –пропан автомобильный (ПА);
- 02 7239 0502 – пропан-бутан автомобильный (ПБА).
Для заправки автомобилей используется сжиженный углеводородный газ (СУГ), производимый преимущественно из попутного нефтяного газа (ПНГ). СУГ получают как продукт переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах или при добыче нефти и природного газа. СУГ представляет собой смесь пропана, нормального бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов.
Состав СУГ для заправки автомобилей регламентируют ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия» и ГОСТ 52087-2003 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия» распространяется на углеводородные сжиженные топливные газы, применяемые в качестве топлива для коммунально-бытового потребления, моторного топлива для автомобильного транспорта, а также в промышленных целях. Оба ГОСТа предусматривают две марки СУГ: зимнюю – ПА (пропан автомобильный) и летнюю – ПБА (пропан-бутан автомобильный). В марке ПА содержится (85±10)% пропана, в марке ПБА – (50±10)% пропана, остальное бутан и не более 6% непредельных углеводородов.
На практике на автомобильных газозаправочных станциях (АГЗС) используется также СУГ по ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия» (ОКП 02 7236 0102 – смесь пропана и бутана техническая (СПБТ)).
Требования к фракционному составу и другим показателям сжиженного газа для автомобильного транспорта более жесткие, чем для газов, используемых для коммунально-бытового потребления.
Согласно разъяснениям ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» не рекомендуется использовать СУГ для коммунально-бытового потребления в качестве моторного топлива для транспортных средств, поскольку транспортные средства спроектированы и сертифицированы для работы на СУГ по ГОСТ 27578-87. Кроме того, при использовании СУГ для коммунально-бытового потребления в качестве моторного топлива для транспортных средств возникает риск ущерба для здоровья людей, всех видов имущества и для окружающей среды, превышающий допустимый.
Вместе с тем, в связи с техническими характеристиками и значительным издержками взаимозаменяемые товары, такие как автобензины – исключены.
 
Географические границы товарного рынка
 
- обоснование уровня рассматриваемого товарного рынка (федеральный, межрегиональный, региональный или местный, в том числе локальный)
Уровень рассматриваемого товарного рынка - региональный, совпадает с границами Мурманской области, поскольку согласно данным представленным хозяйствующими субъектами,действующими на рынке СУГ для заправки автомобильного транспорта, основными покупателями СУГ для заправки автомобильного транспорта являются физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Мурманской области.
 
Состав хозяйствующих субъектов, действующих
на рассматриваемом товарном рынке:
 
Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
В качестве продавцов на рынке СУГ для заправки автомобильного транспорта выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на указанном рынке СУГ, а в качестве покупателей выступают юридические и физические лица, пользующиеся услугами продавцов.
Для определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке СУГ для автомобильного транспорта в 2010 году, были проанализированы все представленные в адрес Мурманского УФАС России сведения.
В результате проведенного анализа в вышеуказанных географических границах было установлено, что в 2010 году деятельность на рынке СУГ для заправки автомобильного транспорта осуществляли 4 хозяйствующих субъекта, зарегистрированных в Мурманской области, в том числе 4 из них осуществляли оптовую и /или розничную реализацию СУГ. Услуги по транспортировке и хранению СУГ для заправки автотранспорта на территории Мурманской области в 2010 году хозяйствующими субъектам не предоставлялись.
В состав участников рынка СУГ входят предприятия различных организационно-правовых форм, в том числе, открытое акционерное общество – одно, обществ с ограниченной ответственностью – два, индивидуальный предприниматель – один.
Оптовую реализацию СУГ на территории Мурманской области осуществляют 2 хозяйствующих субъекта.
Розничную реализацию СУГ на территории Мурманской области хозяйствующие субъекты осуществляли через 5 АЗГС, принадлежащие им на правах собственности, аренды или на иных правах.
Ввоз СУГ для заправки автомобильного транспорта, реализуемого на территории Мурманской области в 2010 году, осуществляли 2 хозяйствующих субъекта, зарегистрированных на территории Мурманской области. Поставки осуществлялись с Сургутского ЗСК ОАО «Газэнергосеть» и ООО «ЛОГазинвест» Ленинградской области. По данным, представленным хозяйствующими субъектами, объём ввоза СУГ для заправки автомобильного транспорта в Мурманскую область за 2010 год составил 371,29 тонн.
Из представленных хозяйствующими субъектами сведений установлено, что хозяйствующие субъекты, вошедшие в состав участников рынка СУГ для заправки автомобильного транспорта, не образуют групп лиц с инорегиональными поставщиками (производителями) СУГ.
Регионом продаж СУГ для заправки автомобильного транспорта хозяйствующими субъектами – участниками обследованного рынка является Мурманская область. В другие регионы поставки не осуществлялись.
 
Объём товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке
 
Согласно пункта 6.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, объём рынка СУГ для заправки автомобильного транспорта определялся как сумма объёмов реализации (опт/розница) СУГ хозяйствующими субъектами на территории Мурманской области. При этом не допускался повторный учёт одного и того же товара. Расчёт общего объёма СУГ за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка производился на основании объёма реализации (опт/розница) в натуральных показателях (тоннах).
Согласно пункту 6.3 Порядка доля каждого из хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объём товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объём рассматриваемого товарного рынка.
Объём товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг оптовой/розничной реализации СУГ в Мурманской области по объёму оптовых/розничных продаж.
 
Уровень концентрации товарного рынка
 
- расчет показателя (показателей) концентрации
 
Согласно п. 7.1 Порядка, для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
- коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый для крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (CRn);
- индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI).
 

 

 

Услуги оптовой/розничной реализации СУГ
2010 год
CR
100%
HHI
10000
Ёмкость рынка (общий объём оптовой реализации СУГ)
1283,7 тонн
Ёмкость рынка (общий объём розничной реализации СУГ)
257,76 тонн

 

 
- определение уровня концентрации товарного рынка за 2010 год
 
Согласно результатам оценки показателей экономической концентрации, рынок оптовой/розничной реализации сжиженного углеводородного газа для заправки автомобильного транспорта Мурманской области в течение анализируемого периода характеризуется высокой степенью экономической концентрации, о чем свидетельствует соблюдение следующих условий:
70% ≤ CRn ≤ 100% и 200 ≤ HHI ≤ 10000 (СR =100% или HHI =100)
 
 
Поскольку коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана указывают на один уровень концентрации данного рынка, дополнительные признаки, перечисленные в пунктах 9.3-9.5 Порядка, не рассматриваются.
 
Барьеры входа на рынок услуг по хранению нефтепродуктов
В соответствии с разделом VIII Порядка при обследовании рынка была произведена оценка наличия и преодолимости барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
К барьерам входа на обследованный товарный рынок относятся:
а) экономические ограничения, в том числе:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений (на строительство АГЗС).
- более низкий уровень потребительского спроса на СУГ в качестве моторного топлива по сравнению с автомобильными бензинами или дизельным топливом. Причиной этого является необходимость переоборудования автотранспортного средства и адаптации ёмкости для хранения (топливного бака) и системы подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания под физико-механические особенности агрегатного состояния (сжиженного или сжатого) используемого газа, т. е. необходимость установки специального газобаллонного оборудование (ГБО), сопряженная со значительными затратами;
б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:
- условия лицензирования отдельных видов деятельности;
- стандарты и предъявляемые к качеству требования.
 
Деятельность, связанная получением, использованием, переработкой образованием, хранением, транспортировкой воспламеняющихся веществ-газов, в соответствии с Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 599
"Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов" подлежит обязательному лицензированию.
Кроме того, административные ограничения связаны с длительностью процедуры отведения, либо предоставления в аренду, земельных участков под строительство АГЗС, высокая стоимость оплаты проведения различного рода экологических, санитарных, природоохранных экспертиз и экспертиз промышленной безопасности, сертификация технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
Таким образом, можно сделать вывод, что барьеры для входа на обследованный рынок следует оценивать как труднопреодолимые.
В то же время в Мурманское УФАС России в 2010 году жалобы и обращения граждан и организаций по вопросам, связанным с функционированием рынка СУГ для заправки автотранспорта на территории Мурманской области, содержащие данные, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, не поступали.
 
Вывод:
 
1. Необходимо включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов по виду деятельности «Оптовая реализации сжиженного углеводородного газа для заправки автомобильного транспорта»:
- ОАО «Мурманоблгаз»(183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д.29) с долей > 50%.
 
2. Необходимо включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов по виду деятельности «Розничная реализации сжиженного углеводородного газа для заправки автомобильного транспорта»:
- ОАО «Мурманоблгаз»(183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д.29) с долей > 35%;
- ООО «Экойл» (184600, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 53) с долей > 50%.