Промежуточные результаты выполнения федеральными органами исполнительной власти планов мероприятий административной реформы

Промежуточные результаты выполнения федеральными органами исполнительной власти планов мероприятий административной реформы


Данные на 14 марта 2012 года.


Оценка и анализ проводились экспертами в 9 сферах:

здравоохранение, образование, сельское хозяйство, рыболовство, связь, строительство, Ростехнадзор, Минпромторг, транспорт.

Были также изучены:

• в части общепредпринимательских мероприятий - таможенное администрирование экспорта высокотехнологичной продукции и процедур экспортного контроля в отношении высокотехнологичной продукции, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,

• в части государственных услуг населению - регистрационный учет граждан РФ, оформление и выдача паспортов гражданина РФ и иных документов, удостоверяющих его личность, государственная регистрация рождения и смерти, прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, государственная регистрация, технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним.


Наиболее полные и проработанные решения были приняты и реализованы в сферах сельского хозяйства, рыболовства и строительства, а в части госуслуг населению - регистрационного учета граждан РФ, государственной регистрации, технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним.


Планы мероприятий по другим сферам направлены на решение только некоторого числа проблем из существующих.


Реальный положительный эффект заметен только в сфере образования; государственной регистрации рождения и смерти; государственной регистрации и технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним; и, очень ограниченно, в сельском хозяйстве, рыболовстве, таможенном администрировании, регистрационного учета граждан Российской Федерации, оформления и выдачи паспортов.

Основными проблемами в получении реального положительного результата от реализованных мероприятий можно назвать:

• недостаточно активное нормативно-правовое и методическое сопровождение внедряемых изменений со стороны федеральных органов исполнительной власти (например, в сферах сельского хозяйства, рыболовства, образования, регистрационного учета граждан РФ);

• низкая исполнительная дисциплина органов власти, неэффективная система ответственности должностных лиц за невыполнение законодательных и нормативно-правовых требований, в первую очередь, на региональном уровне (например, в сферах сельского хозяйства, выдачи специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом, таможенного администрирования и экспортного контроля, регистрации рождения и смерти, регистрационного учета граждан РФ);

• серьезное отставание в нормативно-правовом обеспечении порядков осуществления государственных разрешительных и контрольных функций и полномочий, переданных субъектам Российской Федерации (например, в сфере образования в части государственной аккредитации и лицензирования, в части подтверждения документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях).


В конце 2011 года ФАС России по поручению Правительственной комиссии по административной реформе провела мониторинг реализации мероприятий в виде серии опросов экспертного, делового сообщества и граждан-получателей государственных услуг. По результатам опроса можно сделать следующие выводы:

• Качество государственных услуг не в полной мере соответствует ожиданиям граждан. Основными причинами несоответствия ожиданиям качества назывались длительные сроки получения услуги, необходимость неоднократных посещений исполнительных органов, плохая организация, в том числе отсутствие управления очередями, необходимой информации, условий для ожидания, а так же ограниченная возможность (хотя бы частично) и сложность получения услуги через портал гос.услуг в электронной форме, а зачастую - плохая исполнительная дисциплина и безответственность представителей государственных исполнительных органов. В ряде сфер получатели услуг продолжают сталкиваться с требованиями, противоречащими действующему законодательству и нормативно-правовым актам. Наиболее эффективными и важными по оценке граждан надо признать решения в сфере регистрации автотранспортных средств и технического осмотра, а к наиболее проблемным сферам можно отнести государственные услуги по регистрационному учету граждан и получению паспортов. Граждане достаточно критично относятся к результатам проведенных изменений, однако, важно подчеркнуть, что практически абсолютное большинство респондентов заметили изменения за последний год в лучшую сторону.

• В части отраслевых мероприятий - практически все, в соответствии с решениями Правительственной комиссии по административной реформе, попавшие в программу мониторинга, в большинстве случаев признаны респондентами как важные для своей деятельности, однако, из ответов очевидно, что со стороны федеральных органов исполнительной власти ожидается более активное методическое сопровождение внедряемых изменений, контроль исполнительной дисциплины и нормативно-правовое обеспечение переданных субъектам РФ полномочий.