Аналитический отчёт по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке сырого молока за период 2008-2010 гг. на территории Мурманской области

 

 

Аналитический отчёт по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке сырого молока за период 2008-2010 гг. на территории Мурманской области

 

Основание и цель исследования

Настоящий анализ рынка сырого молока проводится в соответствии с пунктом 2.2 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 27.09.2010 г. № 551.

Целью анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке сырого молока.

Аналитический отчёт  подготовлен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке  (утверждён Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 №18026) (далее – Порядок), а также методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке сырого молока (письмо ФАС России от 07.12.2010 г. № ЦА/43327). 

 

Источник исходной информации

При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использовались:

- данные ранее проведенных Мурманским УФАС России исследований состояния конкуренции на рынке по производству молочной продукции;

- информация хозяйствующих субъектов, закупающих сырое молоко для дальнейшей переработки.

Временной интервал исследования:

Временной интервал исследования рынка – 2008 – 2010 годы.

 

Продуктовые границы товарного рынка:

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка будет являться сырое молоко для последующей переработки.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Сырьем для производства молочной продукции является молоко. Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров.

В статье 4 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент) даны понятия молока и сырого молока.

Молоко – продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.

Сырое молоко – это молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате которой изменяются его составные части.

Техническим регламентом, вступившим в силу с 2009 года, установлены требования, предъявляемые к сырому коровьему молоку. Согласно пункту 6 статьи 5 технического регламента,  массовая доля сухих обезжиренных веществ в коровьем сыром молоке должна составлять не менее чем 8,2%. Плотность коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет 3,5%, должна быть не менее чем 1027 килограммов на кубический метр при температуре 20 градусов Цельсия или не менее чем эквивалентное значение для молока, массовая доля жира в котором другая. При этом, к сырому молоку, используемому для производства пищевых продуктов с определенными потребительскими свойствами, могут предъявляться дополнительные требования, перечень которых изложен в пункте 7 статьи 4 Технического регламента.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) сырое молоко классифицировано в подгруппе 012000 («Продукция животноводства»).

 

Географические границы товарного рынка

Предприятия - переработчики сырого молока,  осуществляющие свою деятельность на территории Мурманской области, закупают сырое молоко для последующей переработки в большинстве случаев у местных поставщиков и сельхозпроизводителей. Небольшая доля закупки сырья приходится на предприятия – поставщики и производители из других регионов. А именно: Ленинградской, Вологодской, Московской областей.

Поскольку доля закупки сырья у этих поставщиков не имеет значительного веса в общем объеме закупаемого сырого молока, то при анализе рынка географическими границами рынка сырого молока для дальнейшей переработки определена - Мурманская область.

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих

на рассматриваемом товарном рынке:

На территории региона закупку сырого молока для последующей переработки осуществляют следующие предприятия-переработчики: (….)

 

Сбыт молочной продукцией указанные предприятия осуществляют по всей Мурманской области. Это же касается и закупки сырья для дальнейшей переработки.

Таким образом, ситуация на рынке сырого молока на территории региона складывается следующим образом: из общего объемы закупки сырого молока предприятиями-переработчиками в 2008 г. 100% объема закупки приходилось на поставку сырья от сельхозпроизводителей Мурманской области, в 2009 г. этот показатель составил – 58%, а в 2010 г. – 54%.

 

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих

субъектов на рынке сырого молока

 

          Объем товарного рынка сырого молока для последующей переработки составляет:

в 2008 г. - 22 795,09 т

в 2009 году – 23 647,22 т

в 2010 году – 21 083,69 т

          Оценка объема товарного рынка осуществлялась на основании количества сырого молока, приобретенного хозяйствующими субъектами для последующей переработки у сельскохозяйственных предприятий, находящихся на территории региона.

           Объем рынка определялся как сумма объемов приобретенного сырого молока хозяйствующими субъектами, осуществляющими его дальнейшую переработку.  

         

Расчет долей хозяйствующих субъектов на рынке сырого молока

 

Доля каждого из  хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объём товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объём рассматриваемого товарного рынка.

Наибольшую долю рынка переработки сырого молока в Мурманской области занимает ОАО "Молочный завод" г. Североморск.

  Согласно п. 7.1 Порядка, для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

- коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый для крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (CR3);

-   индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI).

Однако, как следует из представленной таблицы, на рынке сырого молока за исследуемый период осуществляли деятельность только 3 предприятия-переработчика. Поэтому без расчета показателей уровня концентрации можно сделать вывод о том, что ранок сырого молока на территории Мурманской области является высококонцентрированным с низким уровнем конкуренции на протяжении всего исследуемого периода.

Таким образом, от …% до …% (в разные временные периоды) всего объема закупленного для последующей переработки сырого молока приходится на ОАО «Молочный завод» г. Североморск.    

 

Барьеры входа на рынок услуг сырого молока

Основными барьерами входа на рынки услуг сырого молока являются:

  1. Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок - значительный капитал, необходимый для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке. Наличие данного барьера основано на особенностях инфраструктуры.
  2. Ограниченное число предприятий-поставщиков и производителей сырого молока на территории региона – ограниченный объем сырья для закупки у производителей региона и территориальная отдаленность поставщиков и производителей, расположенных в других региона.

Административные ограничения: административным ограничениям, вводимым органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов, относятся:

- стандарты и требования, предъявляемые к качеству услуг.

 

Оценка состояния рынка сырого молока на территории Мурманской области.

 

Таким образом, в ходе исследования установлено, что рынок сырого молока на территории Мурманской области является высоконцентрированными рынком со слаборазвитой конкуренцией за весь исследуемый период. Также установлено, что ОАО «Молочный завод», как предприятие-переработчик, занимает доминирующее положение на рынке сырого молока.