• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

В Мурманском УФАС России состоялась пресс-конференция по итогам I полугодия 2014 г.

Вчера, 20 августа в офисе Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области состоялась пресс-конференция по итогам работы за 1-е полугодие 2014 года и перспективам работы службы.

В начале встречи с журналистами руководитель управления Светлана Чеченина выступила с докладом об итогах деятельности Мурманского УФАС России за прошедшее полугодие, сообщив, что управлением осуществлялся контроль по всем направлениям, предусмотренным антимонопольным законодательством, в том числе контроль деятельности субъектов естественных монополий и соблюдения законодательства о рекламе. Говоря о системе госзакупок, руководитель Мурманского УФАС России отметила тенденцию к снижению нарушений при размещении заказов.

Также Светлана Чеченина сообщила, что по поручению ФАС России Мурманское УФАС России включилось в работу по мониторингу оптовых цен на определенный перечень продуктов питания: «В первую очередь сейчас мы будем отслеживать незаконные действия хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее либо существенное положение на рынке».

 

За отчетный период в адрес Мурманского УФАС поступило 153 заявления по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». По результатам рассмотрения и проведения плановых и внеплановых проверок возбуждено 18 дел. Выдано 7 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, из них 2 предписания о перечислении незаконного дохода в бюджет на сумму 619 тысяч рублей.

Начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков Кристина Савенок сообщила, что особое внимание было уделено рассмотрению жалоб и заявлений хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей на действия предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках нашего региона, действия которых приводят либо могут привести к ограничению конкуренции и негативно влияющих на развитие экономики Мурманской области.

Так, например, был упомянут ряд важных дел по ст. 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением). Такими Кристина Савенок назвала дела в отношении МУП «Жилфонд», которое незаконно взимало плату за ввод в эксплуатацию приборов учета водоснабжения и страховой компании «Росгосстрах», которая навязывала гражданам дополнительные услуги добровольного страхования при приобретении полиса ОСАГО. Управление держит на контроле исполнение этими монополистами выданных предписаний. Филиал ФГУП «Почта России» в Мурманской области также был признан нарушившим статью 10 Закона о защите конкуренции, установив экономически необоснованный тариф на почтовую услугу, без учета себестоимости доставки почтового отправления.

Было заострено внимание на деле, касающемся картельного сговора на торгах. В силу его новизны для Мурманской области, Кристина Савенок подробно рассказала о нем: «Была установлена схема антиконкурентного поведения, известная под названием «таран». Двое недобросовестных участников намеренно на протяжении короткого периода времени активно снижали цену, вынуждая остальные компании прекратить свое участие в торгах. В последние минуты в игру вступил третий участник заговора, который назвал цену ниже цены добросовестных участников аукциона, но выше двух предполагаемых победителей аукциона. Картельное соглашение между строительными компаниями было заключено в устной форме и доказать факт сговора было бы невозможно, но удалось установить, что все три компании «делали ценовые предложения с одного IP-адреса и находились в одном помещении». Сейчас дело о картельном сговоре строительных компаний находится на рассмотрении в Арбитражном суде Мурманской области. Если суд удовлетворят доказательства антимонопольной службы, то в течение года строительные компании будут обязаны отчитываться перед Мурманским УФАС о своем участии в различных торгах.

Также, за указанный период Мурманским УФАС России проведено три плановые проверки: по результатам которых будут возбуждены дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

На особом контроле у антимонопольного органа в настоящее время соблюдение торговыми сетями и хозяйствующими субъектами закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», направленного на раскрытие информации об условиях отбора контрагентов для заключения договоров поставки продовольственных товаров, о включении в цену договора поставки каких-либо видов вознаграждения, соблюдение антимонопольных требований при осуществлении торговой деятельности.

В октябре планируется плановая проверка торговой сети «Семья».

 

В рамках контроля за деятельностью органов власти на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, в первом полугодии 2014 года Мурманским УФАС России рассмотрено 8 заявлений и возбуждено 6 дел, по результатам которых вынесены решения. Большинство выявленных нарушений квалифицированы по части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившиеся в непроведении конкурса по выбору управляющих организаций и в непроведении торгов при передаче в пользование (аренду) муниципального имущества.

В первом полугодии 2014 года по статьям, связанным с нарушениями антимонопольного законодательства, в соответствии с КоАП РФ выдано 19 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 1 миллион 858 тысяч рублей.

 

По признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в адрес Мурманского УФАС поступило 51 заявление. По результатам рассмотрения возбуждено 7 дел по нарушениям рекламного законодательства.

Начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Алексей Коптев отметил, что большинство нарушений связаны с несанкционированной смс-рассылкой в адрес граждан, направленную по сетям электросвязи без согласия абонента.

Алексей Коптев подробно остановился на проблеме с которой сталкивается антимонопольный орган, при установления распространителя незаконных смс-сообщений: «Ответственность за данное нарушение несет распространитель рекламы, и ему грозит крупный штраф, однако у антимонопольных органов нет полномочий на ведение оперативно-розыскной деятельности и получение персональных данных о владельцах телефонных номеров отправителей. Поэтому установить фактического распространителя рекламы по реквизитам, указанным в сообщениях, чаще всего не представляется возможным».

Также Мурманским УФАС России рассмотрены дела, связанные с рекламой медицинской услуги без соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности; неэтичной рекламой; рекламой биологически активных добавок и пищевых продуктов, которые позиционировались как лекарственные препараты; превышением спонсорской рекламы в эфире; отсутствием части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования.

В соответствии с КоАП РФ по статье о нарушении законодательства о рекламе вынесено 15 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 478 тысяч рублей.

Алексей Коптев отметил, что пристальное внимание было уделено и недобросовестной конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, особенно, если вопрос касался выставления двойных квитанций гражданам. Факт недобросовестной конкуренции был также выявлен при участии страховой компании «Росгосстрах» в тендере на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов для нужд ОАО «Арктикморнефтегазразведка».

 

В сфере контроля за размещением закупок Мурманское УФАС России в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» рассмотрело 165 жалоб на действия заказчиков либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии. В результате нарушения установлены при рассмотрении 57 жалоб. В необоснованных жалобах также выявлялись нарушения закона о контрактной системе.

По результатам рассмотрения жалоб и осуществления проверок выдано 45 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении закупок - все предписания исполнены.

Анализ поступивших жалоб показал, что наибольшее количество их по-прежнему относится к действиям муниципальных заказчиков. Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о контрактной системе: необоснованный отказ в допуске или необоснованный допуск участника размещения закупки к участию в торгах; установленные документацией требования к участнику либо к заявке противоречат закону.

Проведено 6 внеплановых проверок, выдано 4 предписания об устранении нарушений, исполнены.

За отчетный период за уклонение от заключения контракта и существенные нарушения поставщиками контрактов в Реестр недобросовестных поставщиков внесено 12 подрядчиков и поставщиков.

В связи с началом действия Закона о контрактной системе почти на порядок увеличилось количество обращений заказчиков за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком в случае признания закупки несостоявшейся: за 1 полугодие 2014 года – 617 согласований (1 полугодие 2013 года всего 74).

 

По итогам работы Мурманского УФАС России за 1 полугодие 2014 года общая сумма наложенных штрафов составила 3 миллиона 110 тысяч рублей.