В роуминге как у себя дома

Теги: роуминг

Связанные персоны: Заместитель руководителя Голомолзин Анатолий Николаевич,
 

10 октября 2014 года, в рамках сессии «Антимонопольная политика на телекоммуникационном рынке» заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анатолий Голомолзин освятил вопросы оказания услуг связи с использование роуминга.

Он рассказал о современном видении развития услуг связи с использование роуминга. В 2012 году по инициативе российского и турецкого конкурентных ведомств была создана Международная Рабочая группа (МРГ) по вопросам международного роуминга. В заседаниях МРГ по роумингу принимали участие представители конкурентных ведомств более 15 стран, а также представили операторов связи и отраслевых регуляторов (пресс-релиз по заседанию МРГ в Санкт-Петербурге). На основе обобщения опыта Евросоюза, СНГ, Африки, Азии, Австралии и Океании были в целом сформулированы принципы справедливого роуминга, сейчас эксперты наших стран обсуждают уточнение формулировок. Также были сформулированы положения Дорожной карты – мероприятий, реализация которых позволяет достигать целей справедливого роуминга.

Цены на услуги в роуминге должны стать сопоставимыми с ценами на национальных рынках – «в роуминге как у себя дома» («Roam like a Home»). Заявленные цели могут быть достигнуты в рамках двух этапов. На первом этапе принятые принципы могут быть реализованы операторам связи самостоятельно в сотрудничестве с регуляторами («мягкий» сценарий). Если этого не происходит, на втором этапе могут потребоваться меры воздействия со стороны антимонопольных органов и/или отраслевых регуляторов («жесткий» сценарий) (презентация ФАС России с очередного заседания РСС).

Анатолий Голомолзин проинформировал участников заседания, что ФАС России подготовлены предложения по корректировке или принятию соответствующих многосторонних и двусторонних соглашений. Так, предложения о корректировке соответствующего раздела по услугам Соглашения о евразийском экономическом сотрудничестве ФАС России направил в Минкомсвязи России, достигнуто взаимопонимание по этим вопросам с Евразийской экономической комиссией. Продолжается сотрудничество по этим вопросам с Региональным содружеством электросвязи (РСС) в рамках которого ФАС подготовлены соответствующие предложения по корректировке в части, касающейся роуминга, проекта Соглашения об условиях осуществления межоператорских взаиморасчетов при оказании услуг международной электросвязи в государствах – участниках СНГ, разработанного исполкомом РСС. Также достигнута договорённость с Минкомсвязи России о закреплении принципов современного роуминга и мер по их достижению в соответствующих двусторонних соглашениях по роумингу с администрациями связи целого ряда стран. Оба ведомства считают, что простая декларация о необходимости снижения цен в роуминге в проектах этих соглашений является необходимой, но недостаточной мерой.

Отвечая на вопрос о том, в какое время могут быть реализованы принципы справедливого роуминга, Анатолий Голомолзин ответил, что исходя из опыта решения этих вопросов в СНГ в 2010 – 2011 годах, может потребоваться около 2 лет. Этот срок является достаточным, чтобы абоненты могли в полной мере почувствовать эффект от снижения цен в роуминге и повысить свою лояльность, а операторы связи - воспользоваться предоставившимися возможностями по кардинальному наращиванию объемов трафика и повысить доходность своего бизнеса. Интересно, что в случае с СНГ сначала был реализован «жесткий» сценарий, когда снижение цен стало происходить в рамках дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Затем операторы связи, осознав свои выгоды, реализовали «мягкий» сценарий, и дальнейшие снижения цен происходили уже по инициативе операторов связи, как того требовали условия конкуренции на рынке.


VI ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России» организованна некоммерческим партнерством «Содействие развитию конкуренции» и газетой «Ведомости» при поддержке Федеральной антимонопольной службы.

Ежегодно антимонопольная конференция собирает представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, а также ведущих юристов и экономистов для обсуждения состояния антимонопольной политики на современном этапе и соответствия антимонопольного законодательства лучшим мировым стандартам.