Мурманский морской рыбный порт неправомерно применял повышающие коэффициенты к своим услугам

Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (Мурманское УФАС России) признало ОАО «Мурманский морской рыбный порт» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Дело было возбуждено по результатам проведения плановой выездной проверки.

В ходе рассмотрения материалов дела Мурманское УФАС России установило, что ОАО «Мурманский морской рыбный порт», являясь субъектом естественной монополии, оказывает операции по погрузке и выгрузке грузов, а также услуги буксиров. Тарифы на данные услуги порта утверждены приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 15.08.2008 № 146-т/9 и являются предельно максимальными. Применение ОАО «Мурманский морской рыбный порт» тарифов, превышающих предельно максимальные размеры, недопустимо.

Мурманским УФАС России установлено, что в 2013-2014 годах ОАО «Мурманский морской рыбный порт» при заключении договоров на свои услуги и при расчетах с контрагентами, применяло повышающие коэффициенты к установленным ФСТ России тарифам по погрузке и выгрузке грузов, услугам буксиров в зависимости от условий предоставления регулируемых услуг.

Так, например, услуги Мурманского морского рыбного порта становились дороже:

-при несоблюдении клиентом определенного температурного режима в трюмах судов;

-при выполнении работ и услуг в праздничные дни;

-при выполнении работ и оказании услуг портом, услуг буксиров в ночное время с 00-00 до 08-00 часов;

-при невозможности использования электропогрузчиков из-за технических причин (состояние палубного покрытия, наличие трубопроводов, выступов, технологического оборудования);

-при выгрузке/погрузке мороженой рыбопродукции, рыбной муки и консервов с судов типа «Омуль» и ПСТ с использованием судовых лебедок, а также при выгрузке-погрузке рыбопродукции из трюмов судов типа «Союз», модернизированных под мороженную продукцию;

-при производстве выгрузки (погрузки) из грузовых помещений, трюмов, высота которых не соответствует ГОСТу 12.2.033-78 «Рабочее место стоя»

В рамках рассмотрения дела Мурманское УФАС России направило в адрес ФСТ России запрос о правомерности применения ОАО «Мурманский морской рыбный порт» повышающих коэффициентов к тарифам на услуги порта.

Компетентный орган подтвердил, что применяемый ОАО «Мурманский морской рыбный порт» подход, заключающийся в применении повышающих коэффициентов невозможно признать обоснованным, поскольку утвержденные Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифы рассчитаны на любые условия оказания услуг и являются предельно максимальными.

Вместе с тем, ОАО «Мурманский морской рыбный порт» не учтено, что Приказом ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1 также утвержден Порядок рассмотрения вопросов по изменению цен (тарифов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и портах.

 

В том случае, если утвержденные Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифы перестали покрывать расходы порта на оказание услуг порта, ОАО «Мурманский морской рыбный порт» имело возможность и должно было обратиться в ФСТ России с заявлением о пересмотре утвержденных тарифов.

Однако, ОАО «Мурманский морской рыбный порт», вместо того, чтобы пересмотреть утвержденные тарифы в установленном порядке, самостоятельно регулировало порядок ценообразования на услуги порта путем применения повышающих коэффициентов в зависимости от условий оказания услуг. Такие действия противоречат требованиям Постановления Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» и Приказа ФСТ № 146-т/9.

ОАО «Мурманский морской рыбный порт» злоупотребило своим доминирующим положением на товарном рынке услуг по погрузке и выгрузке, а также на рынке услуг буксиров в морскому порту в географических границах территории ОАО «Мурманский морской рыбный порт».

Обществу предписано прекратить применять повышающие коэффициенты к утвержденным Приказом ФСТ РФ от 15.08.2008 № 146-т/9 тарифам на услуги порта по погрузке и выгрузке, а также на услуги буксиров в зависимости от условий оказания услуг.

 

Справочно:

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.