Будущее за возобновляемыми источниками энергии

Связанные персоны: Заместитель руководителя Голомолзин Анатолий Николаевич

«Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии» - с такой темой 26 октября 2015 года выступил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анатолий Голомолзин на международном Конгрессе REENCON-XXI «Возобновляемая энергетика XXI век: энергетическая и экономическая эффективность».

В заседании на пленарной сессии также выступили представители иностранных и отечественных организаций и компаний. В выступлениях говорилось об оценке перспектив развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), опыте их применения в США, Европейском Союзе, странах Персидского залива. Говорилось о мерах стимулирования развития ВИЭ на оптовом рынке, опыте локализации производства ВИЭ в Российской Федерации, опыте и перспективах применения ВИЭ на Дальнем Востоке. Обсуждались вопросы законодательного обеспечения, мер государственной поддержки, государственно частного партнёрства в сфере ВИЭ, перспективы повышения конкурентоспособности новой энергетики.

Начал своё выступление Анатолий Голомолзин с акцентирования внимания на том, что работа ФАС России в этих сферах определяется компетенцией и целевыми установками службы при антимонопольном контроле в целях защиты конкуренции и при тарифном регулировании в целях обеспечения баланса интересов производителей и потребителей энергии. Далее в своем выступлении Анатолий Голомолзин отметил: «Оценка перспектив развития ВИЭ делается в свете концепции трех циклов: производственного - по сегментам рынка (оптовый и розничный рынки, ценовые и неценовые зоны, изолированные зоны и т.п.), сопряженного – по цепочкам связей в экономике (в контексте диверсификации машиностроения, развития производственных мощностей и материалов для изготовления, монтажа и строительства объектов ВИЭ и др.) и жизненного – по этапам жизненного цикла (стимулирование исследований и инноваций, создание в будущем переход на новые технологии, обеспечивающие расширение условий конкуренции)».

Для проведения стимулирующей государственной политики, отмечалось в докладе, Закон «О защите конкуренции» отдает приоритет мероприятиям, направленным на совершенствование производства, стимулирование технического и экономического прогресса, повышение конкурентоспособности на российском и мировом рынке. «При этом потребители должны получать преимущества и выгоды, соразмерные с таковыми у производителей», - подчеркнул докладчик. Были приведены примеры того, сколько будут платить покупатели оптового рынка, чтобы обеспечить надёжность развития энергетики в перспективе. При этом эти величины не должны превышать определённого уровня, чтобы меры поддержки ВИЭ не выходили за пределы изначально заявленных целей. В связи с этим необходимо расширять механизмы поддержки, в том числе субсидий из бюджетов, долгосрочных «зелёных» кредитов и др.

«ФАС России обеспечивает равные условия для всех участников отбора инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ», - заявил Анатолий Голомолзин. «В Регламенте проведения отборов проектов НП «Совет рынка» (приложение к Договору о присоединении к торговой системе) предусматривались чрезмерные и невыгодные требования по обеспечению исполнения обязательств: участники должны были получить поручительство у более крупных субъектов рынка, которые являются их конкурентами, - пояснил докладчик. - Это поручительство могли получить только те небольшие компании, которые входят в группу лиц с крупными «игроками» рынка». После вынесения предупреждения ФАС России возможное нарушение антимонопольного законодательства было устранено».

Анатолий Голомолзин рассказал о том, что одним из первых документов, которые приняла обновлённая служба после присоединения к ФАС бывшего тарифного регулятора ФСТ, стали Методические указания для расчета долгосрочных цен (тарифов) или предельных (минимальных или максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на основе использования ВИЭ и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях. Важным является при этом расширение сфер применения стимулирующего ценообразования на розничные рынки, а также долгосрочный характер регулирования. Это важно для инвестиций вообще, и в новые технологии в частности. Требуется дальнейшее совершенствование методического аппарата, в том числе в целях его применения для изолированных зон. Приведенные в докладе примеры говорят о том, что новые технологии ВИЭ в изолированных зонах являются более эффективными, чем существующие дизельные электростанции.

Повышению уровня конкурентоспособности ВИЭ будет способствовать совершенствование модели рынка электроэнергии. Анатолий Голомолзин привел пример позиции своих голландских коллег (это ведомство также как и ФАС совмещает функции антимонопольного и тарифного регулятора) о смене парадигмы в понимании структуры рынков энергии. От традиционной сегментации рынка по производственной цепочке централизованной энергетики (генерация, транспорт, потребление электроэнергии), по границам оптовых и розничных рынков электроэнергии переходят к более сложной палитре рынка, которая отражает многообразные формы распределённой генерации (солнечные, ветро-, гидроустановки), тепловые насосы, потребителей, управляющих спросом, потребителей не только производящих, но генерирующих электроэнергию, интеллектуальные электрические сети и т.д. и т.п.

«В России распределённая генерация, которая в отличие от централизованной энергетики не имеет поддержки через договоры поставки мощности (ДПМ) через присвоение статуса вынужденных генераторов и т.п., тем не менее, развивается с темпами в 2 раза превосходящим «большую» генерацию. Но при этом не имеется институциональных механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие распределенной генерации в будущем, обеспечивающих оптимальное сопряжение функционирования и развития распределённой и «большой» энергетики. Нужно двигаться в направлении совершенствования «правил игры» на рынке электроэнергии и мощности, правил, которые будут способствовать созданию равных конкурентных условий для всех игроков, правил, которые дадут возможность задействовать, в том числе, новые технологии ВИЭ. Эти вопросы ФАС обсуждает в рамках Экспертных советов службы, они будут предметом рассмотрения на недавно созданном в службе Методическом совете ФАС по совершенствованию тарифной политики (см. ссылку). Опыт таких обсуждений, а также опыт обсуждений, прошедших в рамках Конгресса REENCON-XXI, должны быть положены в основу реализуемой и развивающейся государственной политики в этой сфере», - завершил свое выступление Анатолий Голомолзин.

С презентацией Анатолия Голомолзина можно ознакомиться здесь