В Мурманском УФАС России подведены итоги работы за 2015 год

Вчера, 18 февраля в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области состоялась пресс-конференция посвященная итогам работы Управления за 2015 год.

Перед журналистами с докладом об итогах деятельности ведомства за прошедший год выступила руководитель Управления Светлна Чеченина.

Светлана Чеченина сообщила,  что в 2015 году Мурманским УФАС России осуществлялся контроль по всем направлениям, предусмотренным антимонопольным законодательством, а также контроль деятельности субъектов естественных монополий, соблюдения законодательства о рекламе, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Руководитель подчеркнула, что в 2015 году фактическая численность сотрудников Мурманского УФАС России составила 22 человека.

Журналистам было сообщено в 2015 году объем рассмотренных писем и заявлений,  по сравнению с 2014 годом, снизился вдвое за счет сокращения обращений по разъяснениям и согласованиям закупки у единственного поставщика. Так, за 2015 год Мурманское УФАС России рассмотрело более 1100 различных писем и заявлений, в 2014 — 2200.

По результатам рассмотрения и проведения плановых и внеплановых проверок Мурманским УФАС России принято порядка 1000 актов антимонопольного реагирования.

По итогам работы за год общая сумма штрафов, подлежащих к взысканию в различные уровни бюджета, составила 9 миллионов 593тысячи рублей (в 2014 году - 9 миллионов 713тысяч рублей).

Несмотря на то, что общая сумма наложенных штрафов, по сравнению с прошлым годом, осталась на уровне, увеличилась динамика взысканных штрафов. Так, в 2015 году была произведена оплата штрафов на 6,967 млн руб., к сравнению, в 2014 году было взыскано 3,355 млн руб., в 2013 – 4 ,265 млн руб.

Самым крупным штрафом, оплаченным в 2015 году субъектом естественной монополии, стал административный штраф, наложенный Мурманским УФАС на ОАО «Мурманский морской рыбный порт» - свыше 2 млн. рублей.

Нарушение выразилось в применении портом повышающих коэффициентов к установленным ФСТ тарифам по погрузке и выгрузке грузов, услугам буксиров в зависимости от условий предоставления регулируемых услуг.

Также крупный административный штраф был наложен на ООО «Центргазстрой» - участника сговора, который привел к снижению цен на аукционе по проведению ремонта на теплоэнергоцентрали в Заполярном. Судом оставлен в силе штраф в размере 2 млн.рублей (в стадии исполнения).

Большая часть решений и постановлений, вынесенных антимонопольным органом, обжалуется в суде. Тем не менее, судебная практика в 2015 году показала, что более 80% актов Мурманского УФАС России были оставлены в силе.

 

Антимонопольный контроль

В 2015 году объем поступивших заявлений по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» увеличился. За отчетный период в адрес Мурманского УФАС поступило 389 обращений (в 2014г.-261).

По результатам рассмотрения обращений и проведения плановых и внеплановых проверок возбуждено 50 дел (в 2014 году — 48). Выдано 31 предписание (в 2014 г.-29) об устранении нарушений антимонопольного законодательства, из которых 27 предписаний исполнены до конца года, 1 находится в стадии исполнения, 3 — обжалуются в суде.

Нарушения были выявлены на рынках электроэнергии, газа, жилищно-коммунальных услуг, пассажирских перевозок, аренды муниципальных помещений и прочих.

Мурманским УФАС были установлены факты ущемления интересов других лиц, ограничения конкуренции, навязывания невыгодных условий договора, установления и поддержания монопольно высокой цены товара и др.

В отчётном периоде Мурманским УФАС России было выдано 6 предупреждений (в 2014 г.- 4) о прекращении действий, содержащих признаки нарушения Закона о защите конкуренции.

Предупреждения выдавались организациям, которые занимаются лабораторными исследованиями, оказывают услуги по реализации автобусных билетов по междугородним маршрутам, а также тем, кто предоставляет услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения.

3 предупреждения выдано в связи с навязыванием контрагенту невыгодных условий договора, еще 3 – в связи с необоснованным отказом от заключения договора. 2 предупреждения не исполнены: ООО «Вэртас-Заполярье» обжалует предупреждение в суде, в отношении ГОАУЗ «Мончегорская ЦРБ» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

В прошедшем году специалистами Мурманского УФАС России рассмотрено 32 заявления (в 2014 г.-143) о предоставлении государственных и муниципальных преференций, из них согласовано — 13 (в 2014 г.-45), согласовано с введением ограничения — 5. Преференции предоставлялись органам власти в целях развития культуры и сохранения культурных ценностей, проведения научных исследований, развития физической культуры и спорта, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, производства с/х продукции, защиты окружающей среды, социального обеспечения и обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В 2015 году Мурманское УФАС России в ходе проведённых контрольных мероприятий и в рамках рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства осуществило проверку 13 (в 2014 году – 57) нормативных и ненормативных актов, принятых органами местного самоуправления, включая акты по вопросу организации предоставления государственных и муниципальных преференций, передачи в аренду муниципального имущества, организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования, по вопросу отбора организаций на право получения субсидии из областного бюджета и др. Из общего количества 3 акта на момент осуществления проверки содержали положения, не соответствующие требованиям антимонопольного законодательства. В настоящее время все нарушения устранены без судебного вмешательства.

В соответствии с КоАП РФ по статьям о нарушении антимонопольного законодательства вынесено 83 постановления (в 2014 г.-77) на сумму 7 772 300 руб. (в 2014 г. - 7 872 000 руб.).

 

Контроль торгов

Наметилась тенденция снижения (на 16%) количества жалоб на действия заказчика либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии при проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В 2015 году в Управление поступило 390 жалоб, (в 2014 г. – 465).

Рассмотрено жалоб по существу – 296 (в 2014 — 336). В результате обоснованными признаны 103 жалобы (в 2014 г.-103), что в процентном соотношении к общему количеству рассмотренных жалоб составляет 34,8 % (в 2014 г. - 30%). Цифры свидетельствуют об увеличении подачи обоснованных жалоб. В тоже время в необоснованных жалобах также были выявлены нарушения закона о контрактной системе.

По результатам рассмотрения жалоб выдано 130 (в 2014 — 100) предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе. В настоящее время все предписания исполнены.

Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о контрактной системе: необъективное описание объекта закупки; установленные документацией требования к участнику либо к заявке противоречат закону; нарушение порядка отбора участников закупок.

В 2015 году управлением проведено 26 внеплановых проверок (в 2014 г. - 30). По результатам проверок выдано 9 предписаний по текущим размещениям заказов (в 2014 г.- 13). Все предписания исполнены.

В 2015 году в Мурманское УФАС поступило 99 обращений (в 2014 г.- 71) о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от подписания контракта, расторжением контракта по решению суда и в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. В реестр включены 33 поставщика (в 2014 г.-35), в том числе в связи с односторонним расторжением контракта - 15 подрядчиков (в 2014 г.-14).

В 2015 году по результатам рассмотрения жалоб, внеплановых проверок вынесено 143 постановления о наложении административного штрафа (в 2014 г.-99) на общую сумму 1 488 700 руб. (в 2014 г. - 1 311 000 руб.)

Активно предпринимателями используется механизм короткого обжалования действий организаторов торгов и комиссий при проведении различных торгов, предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Количество обращений в порядке данной статьи, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" выросло на 42%: в 2015 году в Управление поступило 147 жалоб, в 2014 год – 86. Рассмотрено по существу - 92 жалобы (в 2014 году – 70), выдано 37 предписаний (в 2014 г. -14).

За нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц вынесено 22 постановления (в 2014 г. - 25) о наложении административного штрафа, в том числе на 6 юридических лиц (в отношении 3 - производства прекращены), на сумму – 103 000 руб. (в 2014 г. - 605 000 руб.).


Контроль рекламной деятельности

За отчетный период в адрес Мурманского УФАС поступило 63 заявления (в 2014 г.-118) - по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». По результатам рассмотрения заявлений и по собственной инициативе возбуждено 20 дел (в 2014 г. - 12) по нарушениям рекламного законодательства. Выдано 25 предписаний, все исполнены.
Большинство нарушений были связаны с рекламой финансовых услуг, отсутствием части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования. Помимо этого в управление поступали жалобы на рекламу, противоречащую нормам этики и морали.

В соответствии с КоАП РФ по статье о нарушении законодательства о рекламе вынесено 22 постановления (в 2014 г.-21) на сумму 380 000 руб (в 2014 году - 530 000 руб.)

 

Прочее

В еженедельном режиме продолжается работа Управления по осуществлению мониторингов, в отчетном периоде их проводилось 7, в том числе мониторинг за ценами на рынках нефтепродуктов, авиакеросина, СУГ.

Нарушений антимонопольного законодательства не установлено. Вся собранная информация по ценам на нефтепродукты передается в ФАС России, в Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Северо-западном Федеральном округе, а также в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Мурманской области.

 

В завершение встречи внимание прессы вновь было обращено на изменения в антимонопольном законодательстве: вступление в силу с января 2016 году «4 антимонопольного пакета».

Из полномочий антимонопольных органов исключено рассмотрение обращений граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью. Антимонопольным органом теперь рассматриваются обращения граждан-потребителей на действия хозсубъектов, занимающих доминирующее положение, которые нарушают права неопределенного круга потребителей.

Ущемление индивидуальных интересов физических лиц, не связанное с ограничением конкуренции и предпринимательской деятельностью (таких как, например, о несогласии с условиями договора, не исполнении обязательств, вытекающих из заключенных договоров, одностороннем прекращении хозяйствующим субъектом оказания услуг по договору, об оказании некачественных услуг и тому подобным) должно защищаться законодательством о защите прав потребителей, иными федеральными законами и в судебном порядке. С января 2016 года граждане с подобными жалобами должны за защитой своих прав обращаться в иные органы: Роспотребнадзор, ЦБ, ГЖИ, суд, органы прокуратуры.

Помимо этого «4 антимонопольный пакет» наделил антимонопольную службу полномочиями по рассмотрению жалоб в отношении госорганов, муниципалитетов и инженерно-технических организаций, отвечающих за сферу строительства.

Предприниматели не позднее 3 месяцев с момента совершения обжалуемого действия могут сообщить о таких административных барьерах, как незаконный отказ в приеме документов; предъявление не установленных нормативно-правовыми актами требований; нарушение сроков осуществления процедур и т.д.

В случае подтверждения нарушения регулятором будет выдано обязательное для исполнения предписание для устранения этого нарушения.