Мурманское УФАС России подвело итоги работы за 2017 год

В 2017 году Мурманским УФАС России осуществлялся контроль по всем направлениям, предусмотренным антимонопольным законодательством, а также контроль деятельности субъектов естественных монополий, соблюдения законодательства о рекламе,  о торговле, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, размещения заказов для иных видов юридических лиц.

За 2017 год Мурманское УФАС России рассмотрело  более 1200  различных обращений, жалоб и заявлений (для сравнения, в 2016 – более 900).

По результатам рассмотрения, а также  проведения плановых и внеплановых проверок  Мурманским УФАС России принято порядка  900 актов антимонопольного реагирования.

В 2017 году вынесено штрафов на общую сумму 9 миллионов 657 тысяча рублей. Всего в 2017 году  в различные уровни бюджета произведена оплата штрафов на сумму 6 миллионов 167 тысячи рублей.

Многие решения и постановления, вынесенные антимонопольным органом, обжалуются в суде. Тем не менее, судебная практика в 2017 году показала, что более 90 % актов Мурманского УФАС России Арбитражным судом оставлены в силе.

Антимонопольный контроль

Указом Президента от 21.12.2017г №618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" утвержден национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы, где одним из ключевых показателей определено  снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти и местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017г.

По сравнению с прошлыми годами, объем поступивших заявлений по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» практически не изменился.

По результатам рассмотрения обращений  о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено  31 дело (в 2016 году – 33),  признанных фактов нарушений антимонопольного законодательства - 28. ( Из них в отношении органов власти 8.Также органами власти исполнено в 2017 г. 8 предупреждений)

Мурманским УФАС России впервые  рассмотрено дело о разделе товарного рынка (достаточно редкие дела – за 2017 год всей антимонопольной службой Российской Федерации было возбуждено  лишь 5 (1,54%)).

Контроль в сфере государственных и муниципальных  закупок

За 2017 год в антимонопольный орган поступило 350 жалоб (на уровне 2016 г). Из них к рассмотрению было принято 264 жалобы. 83 признаны обоснованными (31%),  выдано 78 предписаний, все исполнены. Проведено 15 проверок (13 внеплановых и 2 плановых).

 По-прежнему заказчики пытаются выставлять не обоснованные или не законные требования к товарам или участникам. (Учреждения здравоохранения требовали "корпус аппарата для дезинфекции воздуха должен иметь скругленную каплевидную форму"; требования к способу нанесения краски и грунтовки(валиком, кистью, щеткой.....)

 По результатам 122 должностных лица привлечены к административной ответственности.

Сведения о 33 юридических лицах и 1 индивидуальном предпринимателе включены в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей. Почти 90% включённых в РНП лиц оказались в списках в связи с ненадлежащим исполнением контракта.

Обжалование действий организаторов и комиссий при проведении иных торгов.

В 2017 году в адрес Мурманского УФАС поступило 127 жалоб подлежащих рассмотрению в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции. Из них 62 принято к рассмотрению комиссией УФАС. 32 жалобы (51%) признаны обоснованными, в том числе органами власти допущены нарушения в 9(28%)  случаях.

К основным видам нарушений, выявляемых при рассмотрении жалоб можно отнести: нарушение организаторами торгов Положений о закупках, установление в документации о закупках требований к участникам в нарушение требований законодательства, необоснованный отказ в допуске (допуск) к участию в закупке.

Привлечено к ответственности 10 юридических лиц и 16 должностных.

Одно из интересных дел - рассмотрение жалобы на действия МТУ Росимущества в Мурманской области и республике Карелия выразившееся в выставлении на торги государственного военного недвижимого имущества без земельных участков, на которых они расположены, что является нарушением гражданского и земельного законодательства. Антимонопольный орган выдал предписание, которое было обжаловано в судах двух инстанций.  Суды поддержали позицию Мурманского УФАС России.

 

Контроль рекламной деятельности

По результатам рассмотрения заявлений и по собственной инициативе возбуждено 23 дела по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в 2016г. – 33). Выдано 18 предписаний. Привлечено к административной ответственности 11 граждан,12 предпринимателей, 10 юридических лиц.

Основными нарушениями являлись безосновательные стремления показать своё превосходство над конкурентами (№1; "лучший"; "первый" и т.п.). Остаётся актуальным мелкий шрифт в рекламе, особенно в сфере финансовых услуг.

Антимонопольное Управление также осуществляет контроль за средствами массовой информации.  Так, например,  «Радио Белых Ночей» (учредитель ООО «Домино»), выпускало в эфир местную рекламу два раза в час, что по суммарным показателям превышало допустимое время вещания  местной  рекламы радиопрограммы в 8 раз в сутки. Учитывая, что радиопрограмма  «Радио Белых Ночей»  не зарегистрирована, как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера, то выходившая в эфир реклама превысила допустимое 20 процентное время вещания в радиопрограмме «Радио Белых Ночей»  в сутки. ООО «Домино» было выдано предупреждение о прекращении нарушений.