Итоги деятельности Мурманского УФАС России за 2011 год

В 2011 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Мурманское УФАС России) осуществлялся контроль по всем направлениям, предусмотренным антимонопольным законодательством, а также контроль деятельности субъектов естественных монополий, соблюдения законодательства о рекламе, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

 

При осуществлении антимонопольного контроля Мурманское УФАС России уделяло особое внимание рассмотрению жалоб и заявлений хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей на действия предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках нашего региона, органов исполнительной власти и местного самоуправления, действия которых приводят либо могут привести к ограничению конкуренции и негативно влияющих на развитие экономики Мурманской области.

 

Приоритетными направлениями деятельности управления в 2011 году являлись:

- раскрытие картельных сговоров на торгах;

- недобросовестная конкуренция в сфере ЖКХ;

- злоупотребление доминирующим положением управляющими компаниями в сфере установления платы за содержание и ремонт;

- контроль за раскрытием информации субъектами естественных монополий;

- контроль за размещением государственных и муниципальных заказов в области строительства и закупок медицинского оборудования и лекарственных средств.

 

В 2011 году Мурманское УФАС возбудило 73 дела по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

 

Наибольшее количество нарушений касались злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, недобросовестной конкуренции, ограничивающих конкуренцию действий (бездействия) федеральных органов  исполнительной власти, органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления и заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Повторных нарушений антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов органов власти не выявлено.

 

В прошедшем году специалисты Мурманского УФАС России рассмотрели 393 заявления о предоставлении государственных и муниципальных преференций. Подавляющее большинство из них согласовано с ограничением по сроку.

 

Следует отметить, что преференции предоставлялись преимущественно субъектам малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей всех населенных пунктов нашей области. Сферы их деятельности имеют социальную направленность. Это, например, пошив и ремонт обуви, розничная торговля, ведение фермерского хозяйства, производство сельскохозяйственной продукции (особенно актуально для Кандалакшского района).

 

В 2011 году в рамках контроля за экономической концентрацией рассмотрено 6 ходатайств и 18  уведомлений. Они касались приобретения долей в уставных капиталах обществ, приобретения акций акционерных обществ, а также реорганизации хозсубъекта в форме присоединения. Эти сделки, в большинстве своем, совершены в рыбодобывающей отрасли.

 

 

В течение всего прошлого года на постоянной основе Мурманским УФАС России проводились мониторинги: еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты и авиакеросин, мониторинг рынка услуг по управлению многоквартирными домами в муниципальных образованиях с населением свыше 10 тысяч человек, ежеквартальный мониторинг розничных цен на лекарственные средства и др.

 

Также в 2011 году Управление ФАС по Мурманской области вело работу по изучению и анализу следующих товарных рынков: розничного рынка электроэнергии (мощности) на территории Мурманской области; услуг водоснабжения и водоотведения в областном центре; анализ состояния конкурентной среды на рынке сырого молока в границах Мурманской области; услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.

 

Специалисты управления также подготовили обзор состояния конкуренции аэропортовых услуг, оказываемых в ОАО «Аэропорт Мурманск»; провели анализ рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей и анализ состояния конкуренции на рынках воздушных перевозок.

 

В 2011 году сотрудники Мурманского УФАС уделили пристальное внимание соблюдению субъектами естественных монополий Стандартов раскрытия информации. В результате в деятельности восьми компаний, транспортирующих электроэнергию выявлены признаки нарушений: не соблюдались порядок, сроки и способы опубликования информации в электронных СМИ. В настоящее время решается вопрос о привлечении их к административной ответственности.

 

В 2011 году по статьям, связанным с нарушениями антимонопольного законодательства на товарных рынках, в соответствии с КоАП РФ выдано 93 постановления о наложении штрафа на общую сумму 11 миллионов 273 тысячи 600 рублей.

           

 

За 2011 год управлением возбуждено 19 дел по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в том числе 14 по инициативе управления.

Большинство нарушений связаны с рекламой банковских и финансовых услуг (например, существенных условий по кредиту), рекламой пивных напитков, а также медицинских и косметологических услуг.

 

Впервые в прошедшем году специалисты Мурманского УФАС рассмотрели дело о размещении рекламы на опорах дорожных знаков в областном центре.

 

В соответствии с КоАП РФ по статье о нарушении законодательства о рекламе вынесено 30 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 814 тысяч рублей. Взыскано 95% наложенных штрафов.

 

            В 2011 году в Мурманское УФАС России в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) поступило 492 жалобы на действия заказчика либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии.

 

            В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 147 жалоб. В 246 необоснованных жалобах были выявлены нарушения, не указанные в жалобах.

            По результатам рассмотрения жалоб и осуществления проверок выдано 139 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. Все они исполнены.

 

Анализ поступивших жалоб показывает, что наибольшее количество их относится к действиям муниципальных заказчиков. Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о размещении заказов: необоснованный отказ в допуске или необоснованный допуск участника размещения заказа к участию в торгах; установленные документацией требования к участнику либо к заявке противоречат закону.

 

За отчетный период в связи с неисполнением государственных и муниципальных контрактов в Реестр недобросовестных поставщиков внесено 59 подрядчиков и поставщиков.

 

В соответствии с КоАП РФ по статьям, связанным с нарушениями Закона о размещении заказов, выдано 135 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 2 миллиона 304 тысячи 300 рублей. Большая часть наложенных штрафов уже взыскана.

 

Подводя итоги деятельности управления  за 2011 год, можно отметить следующее:

- увеличилось количество заявлений органов власти о даче согласий на предоставление государственной и муниципальной преференции хозяйствующим субъектам;

- увеличилось количество выявленных нарушений и выданных предписаний по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства;

- значительно увеличилось количество жалоб в сфере размещения заказов;

- сохраняется большая доля необоснованных от общего количества рассмотренных жалоб о размещении заказов;

- практически все постановления Мурманского УФАС России о привлечении к административной ответственности в сфере размещения заказов судом оставлены в силе.

 

Всего в 2011 году Мурманским УФАС выдано 258 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 14 миллионов 392 тысячи 200 рублей. Привлечено к ответственности 66 юридических, 87 должностных лиц и 66 граждан.

 

В связи с принятием «третьего антимонопольного пакета» Мурманское УФАС наметило на 2012 год приоритетные направления деятельности:

1) обеспечение добросовестной конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг Мурманской области;

2) проведение анализа и мониторинга стратегических и социально значимых товарных рынков и принятие мер антимонопольного реагирования при выявлении нарушений;

3) повышение эффективности контроля в сфере предоставления государственных и муниципальных преференций;

4) контроль за реализацией Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части соблюдения требований антимонопольного законодательства;

5) всестороннее адвокатирование конкуренции, направленное на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства;

6) повышение эффективности взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, общественными организациями бизнес-сообществом Мурманской области.