Протокол № 2 от 05.08.2015 г.
Протокол № 2 от 05.08.2015
Заседания Экспертного совета по применению рекламного законодательства при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:
Попова Ирина Николаевна - врио руководителя Мурманского УФАС России
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
члены Экспертного совета: Коптев А.С., Мороз С.В., Завьялов А.В. (по доверенности), Калитенков А.Н., Коган Б.С., Лихошва В.П., Шиганов В.В. (по доверенности)
I. Обсуждение рекламы ООО «Оптические телекоммуникации», предлагающей услуги предоставления доступа к сети Интернет и содержащей сравнение с услугами ОАО «Ростелеком».
СЛУШАЛИ: Коптева А.С.
Коптев А.С. доложил, что в адрес Мурманского УФАС России поступило обращение ООО «Ростелеком» по вопросу распространения ненадлежащей рекламы ООО ««Оптические телекоммуникации».
Присутствующим была представлена листовка ООО «ОТК», рекламирующая услуги предоставления доступа к сети Интернет.
На рекламной листовке изображен пользователь услуг Интернет ООО «ОТК», скачивающий контент на высоких скоростях в сравнении с изображением другого пользователя услуг Интернет, уснувшего в процессе загрузки контента, с указанием слов «шах и мат». По мнению ОАО «Ростелеком» рядом с уснувшим пользователем изображен знак в виде «червяка», по форме и цветовой гамме соответствующий изображению товарного знака ОАО «Ростелеком» в зеркальном отображении, что позволяет сделать вывод о том, что речь идет о сравнении с услугами Интернет, предоставляемыми именно ОАО «Ростелеком».
Члены экспертного Совета отметили, что несмотря на определенную схожесть по цветовой гамме и форме, общий вид сравниваемых знаков различен, смысловая нагрузка разная.
Помимо этого члены экспертного Совета отметили, что все внимание привлекает крупное облако с заявлением «Скоро 100 мегабит за 999 рублей», в то время как «сходный» знак находится в самой нечитаемой зоне и выпадает из поля зрения при общем восприятии данной рекламы.
РЕШИЛИ: Все члены экспертного совета единогласно сделали вывод, что указанный вариант оформления знака медленного провайдера не схож с товарным знаком ОАО «Ростелеком».
II. Обсуждение видеоролика юридической фирмы «Военно-врачебная коллегия Мурманск», рекламирующего услуги по получению военного билета.
СЛУШАЛИ: Коптева А.С.
Коптев А.С. сообщил, что в адрес Мурманского УФАС России поступило обращение гражданина по вопросу распространения рекламы ООО «ВВК» в социальной группе «Вконтакте» сети Интернет.
Ознакомившись с видеоматериалом, члены экспертного совета сошлись в мнениях, что рекламируемые в видеоролике услуги побуждают к совершению противоправных действий лиц, подлежащих призыву.
СЛУШАЛИ: Когана Б.С.
Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области Коган Б.С. акцентировал внимание, что данная реклама наносит морально-нравственный вред несовершеннолетнему гражданину, готовящегося стать призывником, потому как этот ролик предлагает ему не исполнять закон Российской Федерации.
СЛУШАЛИ: Лихошва В.П.
По данному вопросу также озвучила свою точку зрения и доцент кафедры социальной психологии НОУ ВПО «МИБО», кандидат психологических наук Лихошва В.П., пояснив, что самые действенные призывы в рекламе даются в начале и в конце рекламного ролика. Согласно "эффекту края" эти призывы запоминаются зрителем лучше всего. Реклама ВВК построена на создании и усилении страха перед службой в армии через использование слова "угрожает" и картинки схожей с кровоподтеками. Кроме того, в рекламе использован метод "ложного выбора" (или ты подвергаешься угрозе в армии, или ты отдыхаешь следующий год). В такой трактовке выбора для призывника не остается. Первая часть рекламного сообщения формирует состояние транса у зрителя, в котором функция сознательного принятия решений снижается. Авторы дают сразу решение: "Мы поможем Вам". Лихошва В.П. отметила высокое качество рекламного ролика, что повышает доверие к рекламному сообщению и к безапелляционному заявлению, что диагноз призывнику будет поставлен врачами.
РЕШИЛИ: по итогам обсуждения члены экспертного совета рекомендовали Мурманскому УФАС России возбудить дело о нарушении рекламного законодательства.
III. Обсуждение рекламного баннера заведения общественного питания: «ВЫ ПРОСТО ОХните. Когда мы откроемся», в котором надпись «ВЫ ПРОСТО ОХ» выполнена крупным шрифтом, а продолжение слова «ните» - мелким, нечитаемым шрифтом.
СЛУШАЛИ: Мороз С.В.
Мороз С.В. сообщила, что данная реклама распространяется на баннере вдоль дороги, и окончание слова ОХ... читается только при близком расстоянии. У участников дорожного движения, проезжающих мимо баннера, мелкие буквы создают эффект многоточия и слоган ассоциируется с нецензурным выражением.
СЛУШАЛИ: Лихошва В.П.
Лихошва В.П. пояснила, что с этической точки зрения реклама деструктивна. У детей дошкольного и младшего школьного возраста этих слов в обороте нет. Уязвимой группой в данном случае становятся подростки. В подростковом возрасте формируется момент оценки норм общественного поведения. Если не контролировать использование нецензурных слов или намёков, то у подрастающего поколения будет формироваться паттерн поведение, согласно которому использование нецензурной брани дозволительно, возможно и никак не порицается.
Члены экспертного совета акцентировали внимание, что данный рекламный продукт распространяется посредством наружной рекламы. Поэтому рассмотрение данного материала производится с учетом его воздействия в условиях городской среды на неопределенный круг лиц, а не на конкретно целевую аудиторию потребителей данных услуг.
СЛУШАЛИ: Когана Б.С.
Коган Б.С. отметил, что данный баннер находится на пути следования к кадетской школе № 19.
Помимо прочего члены совета заметили, что реклама на баннере распространяется с грамматической ошибкой.
Также на заседании были оглашены результаты открытого голосования, проведённого в сети Интернет. 04.08.2015 года в официальной группе «Вконтакте» телеканала ТВ-21 Мурманск пользователям был задан вопрос: «Заставляет ли вас данная реклама додумать бранное слово?» По состоянию на 05.08.2015 года в голосовании приняло участие 240 человек, из которых 53% ответили «да», 27% ответили «нет», 19% не обращают внимание на уличную рекламу.
РЕШИЛИ: Все члены совета пришли к мнению, что в рекламе с учетом шрифта и способа исполнения указанной информации, усматривается попытка использования нецензурной лексики.
IV. Обсуждение рекламы ресторана "Farfor":"ЯПОНУТЬСЯ теперь можно. СКИДКА 20% на все роллы…"
СЛУШАЛИ: Мороз С.В.
Мороз С.В. сообщила, что данная реклама распространяется в кабине лифта жилого дома, в котором потребителями рекламы являются люди различного возраста, в том числе и дети.
Члены совета отметили, что данная реклама вызывает аналогичное воздействие, что и в предыдущем рассматриваемом случае.
СЛУШАЛИ: Лихошва В.П.
С точки зрения психологического воздействия на потребителей, как пояснила Лихошва В.П., центральным компонентом рекламного сообщения является надпись «Японуться». Данное слово при прочтении созвучно с бранным словом. Человек при чтении новых слов или несуществующих слов использует внутреннюю речь, проговаривая слово. Так данный неологизм становится абсолютно созвучным с бранным словом. При просмотре рекламы посыл к бранному слову очевиден для всех членов комиссии, что доказывает имеющиеся четкие ассоциативные связи с бранным словом, существующие на основе совпадений в произношении слов. Потребитель рекламной информации не склонен подробно анализировать рекламное сообщение (в том числе из-за ограниченного времени воздействия рекламы), таким образом при создании общего образа рекламного ряда он опирается только на первое впечатление и не устанавливает связь с корнем слова (япон). Расположение надписи и ее оформление обеспечивает привлечение внимания и запоминание неологизма. В данном случае под воздействие рекламного сообщения попадают дети и подростки.
РЕШИЛИ: По результатам обсуждения большинство членов совета усмотрели попытку вызвать у потребителя рекламы ассоциацию с ненормативной лексикой, путем использования созвучного с бранным слова.
Председатель Экспертного совета, врио руководителя Мурманского УФАС России |
|
Попова И.Н. |
Ответственный секретарь Экспертного совета, главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России |
|
Мороз С.В. |
члены Экспертного совета: |
|
|
Начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России |
|
Коптев А.С. |
Шеф-редактор интернет редакции ООО «Северо-Западное вещание» (телекомпания ТВ-21) |
|
Завьялов Ю.В. |
Главный государственный инспектор отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Мурманской области |
|
Калитенков А.Н. |
Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области |
|
Коган Б.С. |
Доцент кафедры социальной психологии НОУ ВПО «Международный институт бизнес-образования», кандидат психологических наук |
|
Лихошва В.П. |
Доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет», кандидат экономических наук |
|
Шиганов В.В. |