• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

В Мурманском УФАС прошло совещание по применению закона о закупках

12 июля 2016 года в Мурманском УФАС России состоялось очередное заседание Общественно-консультативного Совета (ОКС), посвященное актуальным проблемам применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», а также обсуждены пути их решения.

Перед членами ОКС с докладом доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» в 2015 году выступила руководитель Мурманского УФАС России Светлана Чеченина.

Светлана Чеченина подробно объяснила, в чем на сегодняшний день антимонопольные органы видят «слабые места» при рассмотрении жалоб о нарушениях на торгах:

- общий объем процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), объявленных в соответствии с Законом № 223-ФЗ увеличился по сравнению с 2014 годом на 23% и достиг 23,1 трлн.рублей, что составляет 30% ВВП страны.

Такие объемы закупок влияют как на макроэкономические показатели, так и на состояние конкуренции на отраслевых рынках;

- более 95% закупок осуществляется на неконкурентной основе. Это закупки у единственного поставщика, которые составляют более 40%, так и закупки с применением «иных способов», которые составляют более 55% от общего объема закупок в 2015 году. Отсутствие в законе № 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применятся более 3500 способов определения поставщика. Которые зачастую маскируют закупки у единственного поставщика;

- мониторинг показывает наличие значительных расхождений в информации о планируемых закупках и заключенных договорах.

Так, только каждый 2-ой договор по результатам закупок размещен в реестре договоров. В связи с этим необходимо принятие мер, направленных на повышение достоверности информации о закупке, которая размещается в единой информационной системе;

- контрольные участия в закупках ряда крупных заказчиков свидетельствуют о низкой доступности закупок для малого и среднего предпринимательства.

Также Светлана Чеченина рассказала, как именно законодатель планирует решить эти проблемы и изложила суть готовящегося законопроекта о внесении изменений в Закон № 223-ФЗ, подробно остановившись на количестве электронных площадок.

Руководитель Управления отметила, что сложившаяся ситуация в сфере функционирования электронных площадок (по состоянию на 31 декабря 2015 г. с официальным сайтом интегрировано 163 электронные торговые площадки) не обеспечивает достаточный уровень прозрачности и открытости закупок. Указанную проблему планируется решить посредством ограничения количества операторов электронных площадок и установления к ним единых требований.

В продолжении темы, заместитель руководителя Ирина Попова рассказала о наиболее типичных нарушениях, выявленных при рассмотрении жалоб, поступающих в Мурманское УФАС России в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Начальник отдела контроля органов власти Марина Полищук привела сравнительную статистику работы Управления по этому направлению за 2015 и 1 полугодие 2016 гг.
 
Члены совета - Радик Сафин и Анатолий Глушков отметили, что у малого и среднего предпринимательства отсутствует заинтересованность в участии в торгах по причине излишне установленных требований к участникам и оформлению заявок: регистрация, обеспечительные меры, конкретные показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.

В целях усовершенствования системы контроля закупок отдельными видами юридических лиц члены совета предложили:

- осуществлять предварительный отбор участников с опытом работы;
- предусмотреть механизм заключения долгосрочных контрактов с малым и средним предпринимательством;
- требовать от участников гарантии добросовестности (наличие производственных и трудовых ресурсов (мощностей)).

По итогам обсуждения члены совета решили предложения членов ОКС об усовершенствовании системы контроля закупок отдельными видами юридических лиц направить в ФАС России.