Самым непонятливым штрафом объяснят

 Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) будет теперь строить свои отношения с предпринимателями на более доверительной основе. В частности, компании, необоснованно завысившие цены на свой товар, сначала получат официальное предупреждение от службы о том, что поступают нехорошо. И только потом к особо непонятливым будут применяться меры административного характера. Вплоть до штрафных санкций в размере до 15 процентов от оборота товара. Об этом заявил на встрече с журналистами и. о. руководителя управления ФАС по Мурманской области Александр Плетешков.
  

Связано это с подписанием 5 декабря президентом РФ Дмитрием Медведевым так называемого третьего антимонопольного пакета поправок к действующему законодательству в данной сфере. Изменения коснулись в первую очередь федерального закона «О защите конкуренции», а также целого ряда других нормативно-правовых актов. Таких, например, как законы о естественных монополиях, о приватизации гос- и муниципального имущества, земельный и градостроительный кодексы. В общей сложности список вошедших в пакет поправок едва уместился на ста страницах.

Необходимость новаций продиктована быстро меняющейся при рыночных отношениях ситуацией. Предыдущий, второй антимонопольный пакет был принят почти два с половиной года назад, что в таких условиях едва ли не вечность. Прежде всего требуют уточнения положения о картельных сговорах (тех самых ценовых соглашениях) и о запрете на ограничение конкуренции при проведении торгов.

Так, теперь предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства будут направляться должностным лицам организаций, публично заявляющим о своем планируемом поведении на товарном рынке, если таковое может привести к подобному нарушению. В Мурманской области пока, правда, был лишь один такой случай. В прошлом году руководитель одного из предприятий принародно заявил, что собирается поднять цену на товар, имеющий социальное значение. При этом никакого экономического обоснования роста стоимости на тот момент не наблюдалось. В общем, прецедент в регионе был, и в дальнейшем ситуацию надо держать под контролем.

- И если хозяйствующий субъект, - еще раз напомнил Александр Плетешков, - нашему предупреждению внимает должным образом и исправляется, то в дальнейшем антимонопольный орган уже не возбуждает дела о нарушении законодательства, соответственно, не назначается и административное наказание в виде штрафа.

Но и расслабляться нарушителям не стоит. Совершенно новым в законе о защите конкуренции является, по словам Плетешкова, положение о том, что теперь антимонопольный орган имеет возможность пересматривать свое решение и возобновлять дело по вновь открывшимся обстоятельствам. В частности, в случаях фальсификации доказательств, заведомо ложных показаний или заведомо ложного заключения эксперта. Установлен, наконец, и порядок взимания штрафа. Из-за того, что его практически не было, часто ФАС ограничивалась наложением штрафа в символическом размере одного процента от оборота фирмы-нарушителя. Теперь конкретная методика расчета в Кодекс об административных нарушениях внесена, и с 2012 года антимонопольный орган будет начислять штрафы в полном объеме - до 15 процентов с оборота.

Но это, подчеркнул Александр Плетешков, единственное «устрашающее» для хозяйствующих субъектов нововведение. В целом изменения носят скорее предупредительный, чем карательный характер.

Заместитель руководителя Мурманского регионального управления ФАС Светлана Чеченина остановилась на изменениях, касающихся проведения торгов на право исполнения госзаказов. И, кстати, не только их. Сроки рассмотрения жалоб на процессуальные нарушения в ходе фактически любых торгов теперь строго регламентированы. Если раньше на это отводилось довольно длительное время, то с 1 января - не более десяти дней. Кроме того, отныне торги, проводимые предприятиями любых форм собственности, будут такими же открытыми, как и для государственных и муниципальных закупок. Также обязательным будет свободный доступ на сайты предприятий. ФАС предоставлено право в случае обнаружения нарушений приостанавливать торги и выдавать предписания об аннулировании их итогов.