• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Решение и предписание по делу № 08-04-14/14 о нарушении закона "О рекламе" ООО "Флагман"

Номер дела: № 08-04-14/14
Дата публикации: 2 октября 2014, 11:51

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-14/14

 

25 сентября 2014 года                                                                                             г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления Попова И.Н.,

члены комиссии: начальник отдела Коптев А.С., главный специалист-эксперт Мороз С.В. (далее - Комиссия),

рассмотрев материалы дела № 08-04-14/14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе директора общества с ограниченной ответственностью «Флагман» <...> (ИНН 5190932093, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.2, оф.500)

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление) поступило обращение гражданки <...> по поводу распространения рекламы с нарушением рекламного законодательства в салоне автобуса маршрута №18 Автоколонны 1118 в г. Мурманске.

Из заявления следует, что 18.03.2014г., осуществляя поездку в автобусе, гражданка обратила внимание на рекламу, размещенную на окнах автобуса внутри салона, следующего содержания: " Оптовые цены. Изысканные напитки к праздничному столу. Бесплатная доставка . www.diplomat - m.ru". Представлено фото рекламы.

Реклама выполнена в виде листовки формата А3, содержит изображения деревянной бочки, штопора и грозди винограда. Надпись «Изысканные напитки к праздничному столу» выполнена в виде стрелки и указывает на бочку. В верхней части рекламной листовки указан адрес сайта «www.diplomat - m.ru», в нижней части «Бесплатная доставка».

По мнению заявительницы, магазин «Дипломат» потребителю рекламы предлагает алкогольные напитки по оптовым ценам, о чем свидетельствует указанный в рекламе сайт www.diplomat - m.ru

<...> обратилась к сайту, указанному в рекламе и убедилась, что на главной странице рекламируются алкогольные напитки: коньяк, бренди, ром, и редкие изысканные вина, соки, напитки.

Заявительница считает, что в общественном транспорте размещена реклама алкогольной продукции, что не соответствует требованиям рекламного законодательства.

Кроме того, заявительница, обращает внимание, что реклама недостоверна, т.к. в рекламной листовке указано, «доставка бесплатно». Однако, согласно условиям сайта, бесплатно осуществляется доставка при покупке товаров свыше 3000 рублей.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера, предназначена для неопределенного круга лиц (размещена в общественном транспорте); преследует цели информирования о магазине «Дипломат», его изысканных напитках», привлекательные фразы, использованные в рекламе: « оптовые цены» и « бесплатная доставка», призывает посетить интернет сайт www.diplomat - m.ru. и воспользоваться его товарами

Объектами рекламирования являются:

-сайт www.diplomat - m.ru;

-изысканные напитки, предлагаемые на сайте

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

УФАС по Мурманской области в ходе рассмотрения заявления гражданки направил запросы в ООО «Рекламное агентство «Автоколонна 1118» и ООО «Флагман». Согласно полученной информации ООО «Флагман» (Заказчик) и ИП Коржов К.С. (Исполнитель) заключили 19.12.2013г. договор б/номера. Предметом договора является макетирование, изготовление и распространение рекламной продукции.

Представленный ООО «Флагман» макет рекламы полностью соответствует рекламе, которая была представлена заявительницей.

В соответствии с заявкой б/н от 03.03.2014г на оказание услуг рекламно-информационные материалы определены Заказчиком.

Согласно акту выполненных работ №2/1 от 03 марта 2014г услуги по макетированию, изготовлению и распространению рекламной продукции выполнены в полном объеме без претензий со стороны заказчика к объему, качеству и срокам оказания услуг.

Из Устава ООО «Флагман» (от 24.05.2011г) следует, что общество является юридическим лицом, местонахождение: г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.2, офис 500.

Единоличным исполнительным органом Общества является директор, назначенный единственным участником Общества, в целях осуществления текущего руководства деятельностью.

Согласно Решению№2 от 08.02.2012г директором ООО «Флагман» назначен <...>.

Согласно Уставу и выписке из ЕГРЮЛ, Общество осуществляет различные виды деятельности, в частности, торгово-закупочную деятельность товарами народного потребления, пищевыми продуктами, алкогольными и безалкогольными напитками, пивом, табачными изделиями и т.д., ОГРН 1115190007350 от 03.06.2011, ИНН 5190932093.

Из письменных пояснений ООО «Флагман» следует, что сайт www.diplomat - m.ru. не является интернет- магазином это витрина магазина розничной торговли ООО «Флагман».

Данная информация размещена на сайте в разделе «О компании»: «На нашем сайте не осуществляется дистанционная торговля алкогольной продукцией, сайт www.diplomat - m.ru. является витриной розничного магазина «Дипломат», позволяет зарезервировать понравившийся вам продукт, затем приехав в магазин его купить …».

ООО «Флагман» осуществляет реализацию продукции в розницу по адресам:

- г. Мурманск, ул. Ленинградская24, магазин «Дипломат»;

-г. Мурманск, ул. Беренга2,магазин «Пиво Воды»;

-г. Мончегорск, пр. Ленина11, магазин «Дипломат».

В ходе рассмотрения дела директор ООО «Флагман» пояснил, что название «Дипломат» является коммерческим обозначением розничных магазинов ООО «Флагман».

В сети своих магазинов ООО «Флагман» осуществляет продажу как алкогольных, так и безалкогольных напитков широкого ассортимента.

По условиям бронирования сайта www.diplomat - m.ru предусмотрена минимальная сумма покупки 3000 рублей. Если потребитель зарезервирует продукцию в интернет- витрине менее чем 3000 рублей, при оформлении заказа всплывает сообщение «Сумма заказа должна быть не менее 3000 рублей» и бронь не будет сформирована.

В блоке «Условия резервирования» имеется информация «Минимальная сумма покупки 3000 рублей», выделенная жирным шрифтом и сопровождающаяся словом «ВНИМАНИЕ!».

На основании поступившей информации от гражданки о нарушении рекламного законодательства и в целях осуществления полномочий по надзору за соблюдением рекламного законодательства специалисты УФАС по Мурманской области в присутствии независимого лица сняли скриншоты с сайта, указанного в рекламе, и зафиксировали всю информацию в акте осмотра Интернет-сайта 28.05.2014г.

Информация, содержащаяся в указанных файлах, свидетельствует, что Сайт «www.diplomat-m.ru» являясь витриной розничного магазина «Дипломат».

На «Главной странице» сайта перечислен ассортимент предлагаемых продуктов: «Абсент, Аперитивы, Коньяк, Бренди, Водка, Вермут, Вино, Виски, Ликер, Кальвадос, Настойка, Портвейн, Ром, Саке, Текила, Шампанское, Пиво бутылочное, Соки и напитки ». При нажатии на один из продуктов открывается новая вкладка, где потребитель может получить полный ассортимент выбранного алкогольного и безалкогольного продукта с указанием названия, емкости и цены. В разделе сайта «Прайс лист» указан ассортимент продукции по названиям и емкости.

Кроме того, в разделе сайта «Клиентам» предлагается бронировать через интернет-витрину магазина «Дипломат» напитки для праздников, свадебных торжеств: « не нужно таскать тяжести или искать машину, все товары, мы доставляем до квартиры. И за эту услугу мы не берем ни копейки (при условии, что сумма заказа превышает 3000 рублей)!».

Информация, размещенная в сети Интернет на сайте www.diplomat - m.ru соответствует фактам, изложенным в заявлении гражданки <...>

Во вкладке сайта «Клиентам» (приложение 2 к Акту осмотра сайта) в разделе «5 причин покупать у нас» в пункте 3 «Удобства доставки» говорится, что компания все товары доставит бесплатно при условии, что сумма заказа превысит 3000 рублей.

Таким образом, информация, указанная в рекламной листовке « Бесплатная доставка», не соответствует действительности, т.е. потребители рекламы вводятся в заблуждение. Заявительница обратила внимание антимонопольного органа на данное нарушение рекламного законодательства в своем заявлении.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается рекламам, которая содержит не соответствующие действительности сведения об условиях доставки, обмена, ремонта, ремонта и обслуживания товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Изучив рекламу и материалы дела, Комиссия пришла к выводу, что объектами рекламирования являются товары и сайт www.diplomat - m.ru, на котором размещена информация о ценах, условиях приобретения и доставки этих товаров (алкогольных и безалкогольных напитков).

Факт введения в заблуждения потребителей рекламы по поводу условия приобретения и доставки товара нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

В рекламной листовке имеется утверждающая фраза «Бесплатная доставка».

Потребитель, получив информацию из рекламы убежден, что магазин предоставляет бесплатную доставку товара.

Однако, при оформлении бронирования товара на сайте выясняется, что товар можно забронировать на сумму не менее чем 3000 рублей и только при этих условиях доставка товара будет бесплатной.

Согласно прайс-листу, магазин «Дипломат» предлагает товары по цене от 29 рублей (Фанта «Апельсин» 0,33л) за единицу товара.

В соответствии с рекламой потребитель вправе приобрести напиток и получить бесплатную доставку, не зависимо от суммы покупки, т.к. в самой рекламе не оговаривается условия приобретения товара и условия доставки.

Потребитель сталкивается с недостоверностью рекламы, т.к. в рекламной листовке не указаны такие существенные для покупателя условия как приобретения товара не менее чем на 3000 рублей и то, что бесплатная доставка осуществляется, если сумма товара составит 3000 рублей.

В рассматриваемой рекламе рекламодатель не акцентирует внимание потребителя, о том, что существуют условия приобретения и доставки товара, о которых можно узнать в конкретных разделах сайта.

Анализ рекламной информации показывает, что привлекательная информация, в которой заинтересован рекламодатель: «Оптовые цены», «Бесплатная доставка» изложена в рекламной листовке.

Менее привлекательная, но существенная для потребителя информация раскрывается лишь на сайте, но не в рекламной листовке, тем самым потребители лишаются возможности получить полную информацию из рекламы.

Отсутствие существенных условий в рекламе, а именно бронирование и бесплатная доставка товара от суммы 3000 рублей и ввела заявительницу в заблуждение, что и послужило обращением в антимонопольный орган для восстановления своих прав, как потребителя рекламной продукции.

Условия продажи и доставки существенны для потребителя, т.к. в конечном итоге сумма его расходов может возрасти: либо за счет увеличения покупки, либо за счет того, что сумма покупки (менее 3000 рублей) не позволит доставить товар бесплатно.

Рекламное объявление формирует интерес к сайту www.diplomat - m.ru и товарам («по оптовым ценам»), которые предлагаются на нем, и направлено на создание у потребителей желания воспользоваться сайтом и приобрести товар. Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации об условиях приобретения и доставки товаров приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром.

Комиссия считает, что приведенные представителя ООО «Флагман» доводы не состоятельны, т.к. норма части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" запрещает в рекламе умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования.

По смыслу комментируемой нормы требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы. И доведение до всеобщего сведения неопределенного круга лиц существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

Напротив, недосказанность и сокрытие важной информации вводят в заблуждение потребителей и лишают их в итоге возможности принять правильное для себя решение.

Таким образом, рекламная информация ООО «Флагман» не была доведена до потребителей надлежащим образом, а именно - отсутствие в рекламе существенной части информации об условиях приобретения и доставки товара, определяющих конечную стоимость товара для потребителя и влияющих на нее, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей относительно порядка приобретения и доставки товара.

Потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления о товаре и его доставке при восприятии конкретного рекламоносителя.

Размещение привлекательной, но не полной для потребителя информации в рекламоносителе, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Комиссия признает рекламу ООО «Флагман», размещенную в виде листовки в общественном транспорте г. Мурманск недостоверной и ненадлежащей, нарушающей пункт 5 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 5 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.

Рекламодателем является общество с ограниченной ответственностью «Флагман» (ОГРН 1115190007350 от 03.06.2011, ИНН 5190932093, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.2, оф.500).

В ходе рассмотрения дела директор ООО «Флагман» пояснил, что не знаком с рекламным законодательством, не имеет в штате специалистов по рекламе и полностью полагался на рекламных менеджеров той компании, которая взяла его рекламу к распространению, поэтому и не учел, что информация, заложенная в рекламе должна быть полной, чтобы потребитель рекламы для восприятия рекламоносителя не пользовался дополнительной информацией.

Директор ООО «Флагман» <...> признал, что нарушил рекламное законодательство, т.к. лично согласовывал макет рекламы и подписывал договор на размещение вышеназванной рекламы и попросил учесть, что нарушил рекламное законодательство без злого умысла.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать, рекламу: " www.diplomat - m.ru Оптовые цены. Изысканные напитки к праздничному столу. Бесплатная доставка ", распространенную в виде рекламной листовки в салонах автобуса г. Мурманска недостоверной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2.Выдать предписание обществу с ограниченной ответственностью «Флагман» о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 5 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 25.09.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30.09.2014 года.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/14

 

25.09.2014 года                                                                                                                    г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления Попова И.Н.,

члены комиссии: начальник отдела Коптев А.С.¸

главный специалист-эксперт Мороз С.В.,

на основании своего решения от 25.09.2014 года по делу № 08-04-14/14 о признании рекламы «Оптовые цены. Изысканные напитки к праздничному столу. Бесплатная доставка . www.diplomat - m.ru» недостоверной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «Флагман» (ИНН 5190932093, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.2, оф.500) прекратить распространение рекламы «Оптовые цены. Изысканные напитки к праздничному столу. Бесплатная доставка . www.diplomat - m.ru, содержащей не соответствующие действительности сведения об условиях доставки и приобретении товара и обеспечить соблюдение требований пункта 5 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 07 октября 2014 года.

Предписание оглашено 25.09.2014г.

В полном объеме изготовлено 30.09.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

stdClass Object ( [vid] => 12295 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 08-04-14/14 о нарушении закона "О рекламе" ООО "Флагман" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12295 [type] => solution [language] => ru [created] => 1412236565 [changed] => 1412236565 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1412236565 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-14/14

 

25 сентября 2014 года                                                                                             г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления Попова И.Н.,

члены комиссии: начальник отдела Коптев А.С., главный специалист-эксперт Мороз С.В. (далее - Комиссия),

рассмотрев материалы дела № 08-04-14/14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе директора общества с ограниченной ответственностью «Флагман» <...> (ИНН 5190932093, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.2, оф.500)

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление) поступило обращение гражданки <...> по поводу распространения рекламы с нарушением рекламного законодательства в салоне автобуса маршрута №18 Автоколонны 1118 в г. Мурманске.

Из заявления следует, что 18.03.2014г., осуществляя поездку в автобусе, гражданка обратила внимание на рекламу, размещенную на окнах автобуса внутри салона, следующего содержания: " Оптовые цены. Изысканные напитки к праздничному столу. Бесплатная доставка . www.diplomat - m.ru". Представлено фото рекламы.

Реклама выполнена в виде листовки формата А3, содержит изображения деревянной бочки, штопора и грозди винограда. Надпись «Изысканные напитки к праздничному столу» выполнена в виде стрелки и указывает на бочку. В верхней части рекламной листовки указан адрес сайта «www.diplomat - m.ru», в нижней части «Бесплатная доставка».

По мнению заявительницы, магазин «Дипломат» потребителю рекламы предлагает алкогольные напитки по оптовым ценам, о чем свидетельствует указанный в рекламе сайт www.diplomat - m.ru

<...> обратилась к сайту, указанному в рекламе и убедилась, что на главной странице рекламируются алкогольные напитки: коньяк, бренди, ром, и редкие изысканные вина, соки, напитки.

Заявительница считает, что в общественном транспорте размещена реклама алкогольной продукции, что не соответствует требованиям рекламного законодательства.

Кроме того, заявительница, обращает внимание, что реклама недостоверна, т.к. в рекламной листовке указано, «доставка бесплатно». Однако, согласно условиям сайта, бесплатно осуществляется доставка при покупке товаров свыше 3000 рублей.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера, предназначена для неопределенного круга лиц (размещена в общественном транспорте); преследует цели информирования о магазине «Дипломат», его изысканных напитках», привлекательные фразы, использованные в рекламе: « оптовые цены» и « бесплатная доставка», призывает посетить интернет сайт www.diplomat - m.ru. и воспользоваться его товарами

Объектами рекламирования являются:

-сайт www.diplomat - m.ru;

-изысканные напитки, предлагаемые на сайте

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

УФАС по Мурманской области в ходе рассмотрения заявления гражданки направил запросы в ООО «Рекламное агентство «Автоколонна 1118» и ООО «Флагман». Согласно полученной информации ООО «Флагман» (Заказчик) и ИП Коржов К.С. (Исполнитель) заключили 19.12.2013г. договор б/номера. Предметом договора является макетирование, изготовление и распространение рекламной продукции.

Представленный ООО «Флагман» макет рекламы полностью соответствует рекламе, которая была представлена заявительницей.

В соответствии с заявкой б/н от 03.03.2014г на оказание услуг рекламно-информационные материалы определены Заказчиком.

Согласно акту выполненных работ №2/1 от 03 марта 2014г услуги по макетированию, изготовлению и распространению рекламной продукции выполнены в полном объеме без претензий со стороны заказчика к объему, качеству и срокам оказания услуг.

Из Устава ООО «Флагман» (от 24.05.2011г) следует, что общество является юридическим лицом, местонахождение: г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.2, офис 500.

Единоличным исполнительным органом Общества является директор, назначенный единственным участником Общества, в целях осуществления текущего руководства деятельностью.

Согласно Решению№2 от 08.02.2012г директором ООО «Флагман» назначен <...>.

Согласно Уставу и выписке из ЕГРЮЛ, Общество осуществляет различные виды деятельности, в частности, торгово-закупочную деятельность товарами народного потребления, пищевыми продуктами, алкогольными и безалкогольными напитками, пивом, табачными изделиями и т.д., ОГРН 1115190007350 от 03.06.2011, ИНН 5190932093.

Из письменных пояснений ООО «Флагман» следует, что сайт www.diplomat - m.ru. не является интернет- магазином это витрина магазина розничной торговли ООО «Флагман».

Данная информация размещена на сайте в разделе «О компании»: «На нашем сайте не осуществляется дистанционная торговля алкогольной продукцией, сайт www.diplomat - m.ru. является витриной розничного магазина «Дипломат», позволяет зарезервировать понравившийся вам продукт, затем приехав в магазин его купить …».

ООО «Флагман» осуществляет реализацию продукции в розницу по адресам:

- г. Мурманск, ул. Ленинградская24, магазин «Дипломат»;

-г. Мурманск, ул. Беренга2,магазин «Пиво Воды»;

-г. Мончегорск, пр. Ленина11, магазин «Дипломат».

В ходе рассмотрения дела директор ООО «Флагман» пояснил, что название «Дипломат» является коммерческим обозначением розничных магазинов ООО «Флагман».

В сети своих магазинов ООО «Флагман» осуществляет продажу как алкогольных, так и безалкогольных напитков широкого ассортимента.

По условиям бронирования сайта www.diplomat - m.ru предусмотрена минимальная сумма покупки 3000 рублей. Если потребитель зарезервирует продукцию в интернет- витрине менее чем 3000 рублей, при оформлении заказа всплывает сообщение «Сумма заказа должна быть не менее 3000 рублей» и бронь не будет сформирована.

В блоке «Условия резервирования» имеется информация «Минимальная сумма покупки 3000 рублей», выделенная жирным шрифтом и сопровождающаяся словом «ВНИМАНИЕ!».

На основании поступившей информации от гражданки о нарушении рекламного законодательства и в целях осуществления полномочий по надзору за соблюдением рекламного законодательства специалисты УФАС по Мурманской области в присутствии независимого лица сняли скриншоты с сайта, указанного в рекламе, и зафиксировали всю информацию в акте осмотра Интернет-сайта 28.05.2014г.

Информация, содержащаяся в указанных файлах, свидетельствует, что Сайт «www.diplomat-m.ru» являясь витриной розничного магазина «Дипломат».

На «Главной странице» сайта перечислен ассортимент предлагаемых продуктов: «Абсент, Аперитивы, Коньяк, Бренди, Водка, Вермут, Вино, Виски, Ликер, Кальвадос, Настойка, Портвейн, Ром, Саке, Текила, Шампанское, Пиво бутылочное, Соки и напитки ». При нажатии на один из продуктов открывается новая вкладка, где потребитель может получить полный ассортимент выбранного алкогольного и безалкогольного продукта с указанием названия, емкости и цены. В разделе сайта «Прайс лист» указан ассортимент продукции по названиям и емкости.

Кроме того, в разделе сайта «Клиентам» предлагается бронировать через интернет-витрину магазина «Дипломат» напитки для праздников, свадебных торжеств: « не нужно таскать тяжести или искать машину, все товары, мы доставляем до квартиры. И за эту услугу мы не берем ни копейки (при условии, что сумма заказа превышает 3000 рублей)!».

Информация, размещенная в сети Интернет на сайте www.diplomat - m.ru соответствует фактам, изложенным в заявлении гражданки <...>

Во вкладке сайта «Клиентам» (приложение 2 к Акту осмотра сайта) в разделе «5 причин покупать у нас» в пункте 3 «Удобства доставки» говорится, что компания все товары доставит бесплатно при условии, что сумма заказа превысит 3000 рублей.

Таким образом, информация, указанная в рекламной листовке « Бесплатная доставка», не соответствует действительности, т.е. потребители рекламы вводятся в заблуждение. Заявительница обратила внимание антимонопольного органа на данное нарушение рекламного законодательства в своем заявлении.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается рекламам, которая содержит не соответствующие действительности сведения об условиях доставки, обмена, ремонта, ремонта и обслуживания товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Изучив рекламу и материалы дела, Комиссия пришла к выводу, что объектами рекламирования являются товары и сайт www.diplomat - m.ru, на котором размещена информация о ценах, условиях приобретения и доставки этих товаров (алкогольных и безалкогольных напитков).

Факт введения в заблуждения потребителей рекламы по поводу условия приобретения и доставки товара нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

В рекламной листовке имеется утверждающая фраза «Бесплатная доставка».

Потребитель, получив информацию из рекламы убежден, что магазин предоставляет бесплатную доставку товара.

Однако, при оформлении бронирования товара на сайте выясняется, что товар можно забронировать на сумму не менее чем 3000 рублей и только при этих условиях доставка товара будет бесплатной.

Согласно прайс-листу, магазин «Дипломат» предлагает товары по цене от 29 рублей (Фанта «Апельсин» 0,33л) за единицу товара.

В соответствии с рекламой потребитель вправе приобрести напиток и получить бесплатную доставку, не зависимо от суммы покупки, т.к. в самой рекламе не оговаривается условия приобретения товара и условия доставки.

Потребитель сталкивается с недостоверностью рекламы, т.к. в рекламной листовке не указаны такие существенные для покупателя условия как приобретения товара не менее чем на 3000 рублей и то, что бесплатная доставка осуществляется, если сумма товара составит 3000 рублей.

В рассматриваемой рекламе рекламодатель не акцентирует внимание потребителя, о том, что существуют условия приобретения и доставки товара, о которых можно узнать в конкретных разделах сайта.

Анализ рекламной информации показывает, что привлекательная информация, в которой заинтересован рекламодатель: «Оптовые цены», «Бесплатная доставка» изложена в рекламной листовке.

Менее привлекательная, но существенная для потребителя информация раскрывается лишь на сайте, но не в рекламной листовке, тем самым потребители лишаются возможности получить полную информацию из рекламы.

Отсутствие существенных условий в рекламе, а именно бронирование и бесплатная доставка товара от суммы 3000 рублей и ввела заявительницу в заблуждение, что и послужило обращением в антимонопольный орган для восстановления своих прав, как потребителя рекламной продукции.

Условия продажи и доставки существенны для потребителя, т.к. в конечном итоге сумма его расходов может возрасти: либо за счет увеличения покупки, либо за счет того, что сумма покупки (менее 3000 рублей) не позволит доставить товар бесплатно.

Рекламное объявление формирует интерес к сайту www.diplomat - m.ru и товарам («по оптовым ценам»), которые предлагаются на нем, и направлено на создание у потребителей желания воспользоваться сайтом и приобрести товар. Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации об условиях приобретения и доставки товаров приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром.

Комиссия считает, что приведенные представителя ООО «Флагман» доводы не состоятельны, т.к. норма части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" запрещает в рекламе умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования.

По смыслу комментируемой нормы требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы. И доведение до всеобщего сведения неопределенного круга лиц существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

Напротив, недосказанность и сокрытие важной информации вводят в заблуждение потребителей и лишают их в итоге возможности принять правильное для себя решение.

Таким образом, рекламная информация ООО «Флагман» не была доведена до потребителей надлежащим образом, а именно - отсутствие в рекламе существенной части информации об условиях приобретения и доставки товара, определяющих конечную стоимость товара для потребителя и влияющих на нее, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей относительно порядка приобретения и доставки товара.

Потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления о товаре и его доставке при восприятии конкретного рекламоносителя.

Размещение привлекательной, но не полной для потребителя информации в рекламоносителе, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Комиссия признает рекламу ООО «Флагман», размещенную в виде листовки в общественном транспорте г. Мурманск недостоверной и ненадлежащей, нарушающей пункт 5 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 5 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.

Рекламодателем является общество с ограниченной ответственностью «Флагман» (ОГРН 1115190007350 от 03.06.2011, ИНН 5190932093, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.2, оф.500).

В ходе рассмотрения дела директор ООО «Флагман» пояснил, что не знаком с рекламным законодательством, не имеет в штате специалистов по рекламе и полностью полагался на рекламных менеджеров той компании, которая взяла его рекламу к распространению, поэтому и не учел, что информация, заложенная в рекламе должна быть полной, чтобы потребитель рекламы для восприятия рекламоносителя не пользовался дополнительной информацией.

Директор ООО «Флагман» <...> признал, что нарушил рекламное законодательство, т.к. лично согласовывал макет рекламы и подписывал договор на размещение вышеназванной рекламы и попросил учесть, что нарушил рекламное законодательство без злого умысла.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать, рекламу: " www.diplomat - m.ru Оптовые цены. Изысканные напитки к праздничному столу. Бесплатная доставка ", распространенную в виде рекламной листовки в салонах автобуса г. Мурманска недостоверной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2.Выдать предписание обществу с ограниченной ответственностью «Флагман» о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 5 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 25.09.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30.09.2014 года.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/14

 

25.09.2014 года                                                                                                                    г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления Попова И.Н.,

члены комиссии: начальник отдела Коптев А.С.¸

главный специалист-эксперт Мороз С.В.,

на основании своего решения от 25.09.2014 года по делу № 08-04-14/14 о признании рекламы «Оптовые цены. Изысканные напитки к праздничному столу. Бесплатная доставка . www.diplomat - m.ru» недостоверной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «Флагман» (ИНН 5190932093, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.2, оф.500) прекратить распространение рекламы «Оптовые цены. Изысканные напитки к праздничному столу. Бесплатная доставка . www.diplomat - m.ru, содержащей не соответствующие действительности сведения об условиях доставки и приобретении товара и обеспечить соблюдение требований пункта 5 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 07 октября 2014 года.

Предписание оглашено 25.09.2014г.

В полном объеме изготовлено 30.09.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-14/14

 

25 сентября 2014 года                                                                                             г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления Попова И.Н.,

члены комиссии: начальник отдела Коптев А.С., главный специалист-эксперт Мороз С.В. (далее - Комиссия),

рассмотрев материалы дела № 08-04-14/14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе директора общества с ограниченной ответственностью «Флагман» <...> (ИНН 5190932093, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.2, оф.500)

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление) поступило обращение гражданки <...> по поводу распространения рекламы с нарушением рекламного законодательства в салоне автобуса маршрута №18 Автоколонны 1118 в г. Мурманске.

Из заявления следует, что 18.03.2014г., осуществляя поездку в автобусе, гражданка обратила внимание на рекламу, размещенную на окнах автобуса внутри салона, следующего содержания: " Оптовые цены. Изысканные напитки к праздничному столу. Бесплатная доставка . www.diplomat - m.ru". Представлено фото рекламы.

Реклама выполнена в виде листовки формата А3, содержит изображения деревянной бочки, штопора и грозди винограда. Надпись «Изысканные напитки к праздничному столу» выполнена в виде стрелки и указывает на бочку. В верхней части рекламной листовки указан адрес сайта «www.diplomat - m.ru», в нижней части «Бесплатная доставка».

По мнению заявительницы, магазин «Дипломат» потребителю рекламы предлагает алкогольные напитки по оптовым ценам, о чем свидетельствует указанный в рекламе сайт www.diplomat - m.ru

<...> обратилась к сайту, указанному в рекламе и убедилась, что на главной странице рекламируются алкогольные напитки: коньяк, бренди, ром, и редкие изысканные вина, соки, напитки.

Заявительница считает, что в общественном транспорте размещена реклама алкогольной продукции, что не соответствует требованиям рекламного законодательства.

Кроме того, заявительница, обращает внимание, что реклама недостоверна, т.к. в рекламной листовке указано, «доставка бесплатно». Однако, согласно условиям сайта, бесплатно осуществляется доставка при покупке товаров свыше 3000 рублей.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера, предназначена для неопределенного круга лиц (размещена в общественном транспорте); преследует цели информирования о магазине «Дипломат», его изысканных напитках», привлекательные фразы, использованные в рекламе: « оптовые цены» и « бесплатная доставка», призывает посетить интернет сайт www.diplomat - m.ru. и воспользоваться его товарами

Объектами рекламирования являются:

-сайт www.diplomat - m.ru;

-изысканные напитки, предлагаемые на сайте

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

УФАС по Мурманской области в ходе рассмотрения заявления гражданки направил запросы в ООО «Рекламное агентство «Автоколонна 1118» и ООО «Флагман». Согласно полученной информации ООО «Флагман» (Заказчик) и ИП Коржов К.С. (Исполнитель) заключили 19.12.2013г. договор б/номера. Предметом договора является макетирование, изготовление и распространение рекламной продукции.

Представленный ООО «Флагман» макет рекламы полностью соответствует рекламе, которая была представлена заявительницей.

В соответствии с заявкой б/н от 03.03.2014г на оказание услуг рекламно-информационные материалы определены Заказчиком.

Согласно акту выполненных работ №2/1 от 03 марта 2014г услуги по макетированию, изготовлению и распространению рекламной продукции выполнены в полном объеме без претензий со стороны заказчика к объему, качеству и срокам оказания услуг.

Из Устава ООО «Флагман» (от 24.05.2011г) следует, что общество является юридическим лицом, местонахождение: г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.2, офис 500.

Единоличным исполнительным органом Общества является директор, назначенный единственным участником Общества, в целях осуществления текущего руководства деятельностью.

Согласно Решению№2 от 08.02.2012г директором ООО «Флагман» назначен <...>.

Согласно Уставу и выписке из ЕГРЮЛ, Общество осуществляет различные виды деятельности, в частности, торгово-закупочную деятельность товарами народного потребления, пищевыми продуктами, алкогольными и безалкогольными напитками, пивом, табачными изделиями и т.д., ОГРН 1115190007350 от 03.06.2011, ИНН 5190932093.

Из письменных пояснений ООО «Флагман» следует, что сайт www.diplomat - m.ru. не является интернет- магазином это витрина магазина розничной торговли ООО «Флагман».

Данная информация размещена на сайте в разделе «О компании»: «На нашем сайте не осуществляется дистанционная торговля алкогольной продукцией, сайт www.diplomat - m.ru. является витриной розничного магазина «Дипломат», позволяет зарезервировать понравившийся вам продукт, затем приехав в магазин его купить …».

ООО «Флагман» осуществляет реализацию продукции в розницу по адресам:

- г. Мурманск, ул. Ленинградская24, магазин «Дипломат»;

-г. Мурманск, ул. Беренга2,магазин «Пиво Воды»;

-г. Мончегорск, пр. Ленина11, магазин «Дипломат».

В ходе рассмотрения дела директор ООО «Флагман» пояснил, что название «Дипломат» является коммерческим обозначением розничных магазинов ООО «Флагман».

В сети своих магазинов ООО «Флагман» осуществляет продажу как алкогольных, так и безалкогольных напитков широкого ассортимента.

По условиям бронирования сайта www.diplomat - m.ru предусмотрена минимальная сумма покупки 3000 рублей. Если потребитель зарезервирует продукцию в интернет- витрине менее чем 3000 рублей, при оформлении заказа всплывает сообщение «Сумма заказа должна быть не менее 3000 рублей» и бронь не будет сформирована.

В блоке «Условия резервирования» имеется информация «Минимальная сумма покупки 3000 рублей», выделенная жирным шрифтом и сопровождающаяся словом «ВНИМАНИЕ!».

На основании поступившей информации от гражданки о нарушении рекламного законодательства и в целях осуществления полномочий по надзору за соблюдением рекламного законодательства специалисты УФАС по Мурманской области в присутствии независимого лица сняли скриншоты с сайта, указанного в рекламе, и зафиксировали всю информацию в акте осмотра Интернет-сайта 28.05.2014г.

Информация, содержащаяся в указанных файлах, свидетельствует, что Сайт «www.diplomat-m.ru» являясь витриной розничного магазина «Дипломат».

На «Главной странице» сайта перечислен ассортимент предлагаемых продуктов: «Абсент, Аперитивы, Коньяк, Бренди, Водка, Вермут, Вино, Виски, Ликер, Кальвадос, Настойка, Портвейн, Ром, Саке, Текила, Шампанское, Пиво бутылочное, Соки и напитки ». При нажатии на один из продуктов открывается новая вкладка, где потребитель может получить полный ассортимент выбранного алкогольного и безалкогольного продукта с указанием названия, емкости и цены. В разделе сайта «Прайс лист» указан ассортимент продукции по названиям и емкости.

Кроме того, в разделе сайта «Клиентам» предлагается бронировать через интернет-витрину магазина «Дипломат» напитки для праздников, свадебных торжеств: « не нужно таскать тяжести или искать машину, все товары, мы доставляем до квартиры. И за эту услугу мы не берем ни копейки (при условии, что сумма заказа превышает 3000 рублей)!».

Информация, размещенная в сети Интернет на сайте www.diplomat - m.ru соответствует фактам, изложенным в заявлении гражданки <...>

Во вкладке сайта «Клиентам» (приложение 2 к Акту осмотра сайта) в разделе «5 причин покупать у нас» в пункте 3 «Удобства доставки» говорится, что компания все товары доставит бесплатно при условии, что сумма заказа превысит 3000 рублей.

Таким образом, информация, указанная в рекламной листовке « Бесплатная доставка», не соответствует действительности, т.е. потребители рекламы вводятся в заблуждение. Заявительница обратила внимание антимонопольного органа на данное нарушение рекламного законодательства в своем заявлении.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается рекламам, которая содержит не соответствующие действительности сведения об условиях доставки, обмена, ремонта, ремонта и обслуживания товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Изучив рекламу и материалы дела, Комиссия пришла к выводу, что объектами рекламирования являются товары и сайт www.diplomat - m.ru, на котором размещена информация о ценах, условиях приобретения и доставки этих товаров (алкогольных и безалкогольных напитков).

Факт введения в заблуждения потребителей рекламы по поводу условия приобретения и доставки товара нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

В рекламной листовке имеется утверждающая фраза «Бесплатная доставка».

Потребитель, получив информацию из рекламы убежден, что магазин предоставляет бесплатную доставку товара.

Однако, при оформлении бронирования товара на сайте выясняется, что товар можно забронировать на сумму не менее чем 3000 рублей и только при этих условиях доставка товара будет бесплатной.

Согласно прайс-листу, магазин «Дипломат» предлагает товары по цене от 29 рублей (Фанта «Апельсин» 0,33л) за единицу товара.

В соответствии с рекламой потребитель вправе приобрести напиток и получить бесплатную доставку, не зависимо от суммы покупки, т.к. в самой рекламе не оговаривается условия приобретения товара и условия доставки.

Потребитель сталкивается с недостоверностью рекламы, т.к. в рекламной листовке не указаны такие существенные для покупателя условия как приобретения товара не менее чем на 3000 рублей и то, что бесплатная доставка осуществляется, если сумма товара составит 3000 рублей.

В рассматриваемой рекламе рекламодатель не акцентирует внимание потребителя, о том, что существуют условия приобретения и доставки товара, о которых можно узнать в конкретных разделах сайта.

Анализ рекламной информации показывает, что привлекательная информация, в которой заинтересован рекламодатель: «Оптовые цены», «Бесплатная доставка» изложена в рекламной листовке.

Менее привлекательная, но существенная для потребителя информация раскрывается лишь на сайте, но не в рекламной листовке, тем самым потребители лишаются возможности получить полную информацию из рекламы.

Отсутствие существенных условий в рекламе, а именно бронирование и бесплатная доставка товара от суммы 3000 рублей и ввела заявительницу в заблуждение, что и послужило обращением в антимонопольный орган для восстановления своих прав, как потребителя рекламной продукции.

Условия продажи и доставки существенны для потребителя, т.к. в конечном итоге сумма его расходов может возрасти: либо за счет увеличения покупки, либо за счет того, что сумма покупки (менее 3000 рублей) не позволит доставить товар бесплатно.

Рекламное объявление формирует интерес к сайту www.diplomat - m.ru и товарам («по оптовым ценам»), которые предлагаются на нем, и направлено на создание у потребителей желания воспользоваться сайтом и приобрести товар. Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации об условиях приобретения и доставки товаров приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром.

Комиссия считает, что приведенные представителя ООО «Флагман» доводы не состоятельны, т.к. норма части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" запрещает в рекламе умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования.

По смыслу комментируемой нормы требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы. И доведение до всеобщего сведения неопределенного круга лиц существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

Напротив, недосказанность и сокрытие важной информации вводят в заблуждение потребителей и лишают их в итоге возможности принять правильное для себя решение.

Таким образом, рекламная информация ООО «Флагман» не была доведена до потребителей надлежащим образом, а именно - отсутствие в рекламе существенной части информации об условиях приобретения и доставки товара, определяющих конечную стоимость товара для потребителя и влияющих на нее, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей относительно порядка приобретения и доставки товара.

Потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления о товаре и его доставке при восприятии конкретного рекламоносителя.

Размещение привлекательной, но не полной для потребителя информации в рекламоносителе, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Комиссия признает рекламу ООО «Флагман», размещенную в виде листовки в общественном транспорте г. Мурманск недостоверной и ненадлежащей, нарушающей пункт 5 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 5 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.

Рекламодателем является общество с ограниченной ответственностью «Флагман» (ОГРН 1115190007350 от 03.06.2011, ИНН 5190932093, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.2, оф.500).

В ходе рассмотрения дела директор ООО «Флагман» пояснил, что не знаком с рекламным законодательством, не имеет в штате специалистов по рекламе и полностью полагался на рекламных менеджеров той компании, которая взяла его рекламу к распространению, поэтому и не учел, что информация, заложенная в рекламе должна быть полной, чтобы потребитель рекламы для восприятия рекламоносителя не пользовался дополнительной информацией.

Директор ООО «Флагман» <...> признал, что нарушил рекламное законодательство, т.к. лично согласовывал макет рекламы и подписывал договор на размещение вышеназванной рекламы и попросил учесть, что нарушил рекламное законодательство без злого умысла.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать, рекламу: " www.diplomat - m.ru Оптовые цены. Изысканные напитки к праздничному столу. Бесплатная доставка ", распространенную в виде рекламной листовки в салонах автобуса г. Мурманска недостоверной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2.Выдать предписание обществу с ограниченной ответственностью «Флагман» о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 5 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 25.09.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30.09.2014 года.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/14

 

25.09.2014 года                                                                                                                    г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления Попова И.Н.,

члены комиссии: начальник отдела Коптев А.С.¸

главный специалист-эксперт Мороз С.В.,

на основании своего решения от 25.09.2014 года по делу № 08-04-14/14 о признании рекламы «Оптовые цены. Изысканные напитки к праздничному столу. Бесплатная доставка . www.diplomat - m.ru» недостоверной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «Флагман» (ИНН 5190932093, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.2, оф.500) прекратить распространение рекламы «Оптовые цены. Изысканные напитки к праздничному столу. Бесплатная доставка . www.diplomat - m.ru, содержащей не соответствующие действительности сведения об условиях доставки и приобретении товара и обеспечить соблюдение требований пункта 5 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 07 октября 2014 года.

Предписание оглашено 25.09.2014г.

В полном объеме изготовлено 30.09.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 08-04-14/14 [format] => [safe_value] => № 08-04-14/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-02 07:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-25 07:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1412236565 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )