Статья Анатолия Голомолзина для газеты «Жэньминь жибао»

Связанные персоны: Заместитель руководителя Голомолзин Анатолий Николаевич
 

«Проблемы ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и пути их решения»


Тема нефти и нефтепродуктов волнует каждого во всех странах. Она касается и крупных, и малых стран и стран-импортеров, и стран-экспортеров. При этом рынки нефти и нефтепродуктов являются не только национальными, но и мировыми. Нарушения антимонопольного законодательства часто имеют трансграничный характер, поэтому национальным конкурентным ведомствам необходимо поддерживать сотрудничество на двустороннем и многостороннем уровнях.

Именно поэтому по инициативе Федеральной антимонопольной службы и Австрийского федерального конкурентного ведомства в 2011 году была создана в Международная рабочая группа по исследованию вопросов ценообразования на рынке нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования (Международная рабочая группа), в которую вошли представители более 20 стран. Наряду с СНГ это Австрия, Германия, Португалия, Великобритания, США и другие. В рамках совместной работы на регулярной основе мы обменивались опытом по процедурам анализа товарных рынков (как правило, олигопольных по структуре) практики рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, мониторингу оптовых и розничных цен. Была создана единая платформа по обмену неконфиденциальной информации по этим вопросам. Специалисты из антимонопольных органов имеют к ней доступ, что повышает качество работы. Обсуждаем возможность доступа к ней третьих лиц.

Результаты деятельности Международной рабочей группы получили в 2013 году высокую оценку ОЭСР и ЮНКТАД. Совместно с ЮНКТАД обсуждались вопросы интеграции платформы Международной рабочей группы с базой данных ООН по антимонопольным делам.

Одно из заседаний Международной рабочей группы, которое мы провели в Лондоне, было посвящено проблемам формирования мировых цен на нефть и нефтепродукты. Мы посетили офисы ведущих мировых площадок Агентств Платц, Аргус, биржи ICE. У антимонопольщиков было много вопросов по процедурам формирования котировок цен на нефть и нефтепродукты. Для членов Международной рабочей группы не стала неожиданной информация о начале проведения расследований в ЕС и США в отношении международных агентств и целого ряда нефтяных компаний и трейдеров.

Нужно было предлагать пути улучшения ситуации. «Большую двадцатку» (G-20) беспокоила ситуация возможного манипулирования ценами на нефтепродукты. Они дали поручение Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) разобраться в сложившейся ситуации. В фокусе внимания IOSCO находятся вопросы рынка деривативов (производных финансовых инструментов), в данном случае нефтяные фьючерсы и опционы. Ранее аналогичная работа была ими проведена в отношении пресечения манипулирования ставками LIBOR.

Антимонопольщики шли от разбирательств на рынке наличного товара. Ситуация обострилась во время «бензинового кризиса» 2008-2010 годах. И здесь позиции регуляторов финансовых рынков совпали с позицией антимонопольщиков. Одна из причин проблем на рынке нефтепродуктов могла состоять в манипулировании ценами, обусловленном непрозрачным ценообразованием мировых агентств.

Вся система мирового ценообразования как в биржевом, так и во внебиржевом сегментах, построена на индексах цен, публикуемых двумя агентствами. Они имеют большую историю деятельности, статистику по динамике цен. На данных мировых агентств построена торговля нефтепродуктами, деривативами, система налогообложения и т.п. Вместе с тем индексы цен формируются по собственным правилам частных компаний, нет процедур внутреннего и внешнего контроля, гарантирующих их обоснованность, не является представительной выборка данных по сделкам.

Практика Российской Федерации существенно отличается в лучшую сторону. По итогам 2014 года на российской биржевой площадке ЗАО «СПбМТСБ» было продано в режиме регулярной и равномерной торговли более 17 млн.тонн нефтепродуктов. Если мировые агентства используют собственные процедуры выборочного «репортирования» цен сделок, то у нас применяется процедура регистрации фактических сделок суммарным объемом более 119 млн.тонн, т.е в объемах на порядок больших, чем используют мировые агентства. Торги на бирже соответствуют правилам антимонопольного законодательства и законодательства об организованных торгах, а регистрация сделок является обязательной в силу актов Правительства Российской Федерации и КоАП РФ. Это делает российские оценки гораздо более обоснованными, представительными и достоверными.

Принятые меры позволили в основном сформировать в Российской Федерации коммерческую инфраструктуру рынка нефти и нефтепродуктов, развивается биржевая торговля наличным товаром, а также ведется регистрация на бирже фактических внебиржевых сделок. Тем самым была получена достоверная информация о рынке нефтепродуктов фундаментального характера.

В настоящее время в Российской Федерации начинают заключаться внебиржевые экспортные сделки на нефтепродукты за рубли. Проводятся подготовительные мероприятия по формированию базовых условий, необходимых для создания российских ценовых индикаторов на маркерные экспортные сорта российской нефти.

В Российской Федерации имеется многолетний опыт по улучшению ситуации как на рынках наличного товара нефти и нефтепродуктов, так и производных инструментов. Поэтапно выстроена система ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов, которая направлена на развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами и производными инструментами, а также регистрацию на бирже фактических внебиржевых сделок.

Таким образом, накоплен значимый опыт международного сотрудничества, опыт России по созданию коммерческой инфраструктуры рынка нефтепродуктов, которые имеют большое значение для создания благоприятных условий как на национальных, так и на мировых рынках нефти и нефтепродуктов. Полагаем необходимым его использовать при формирования объективных рыночных мировых котировок на пространстве стран ЕАЭС, СНГ, БРИКС и пр. Наши страны могут и должны играть ключевую роль в решении поставленных вопросов.