Экспертный совет по рекламе Мурманского УФАС России провел очередное заседание

05 августа 2015 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Мурманском УФАС России под председательством врио руководителя Ирины Поповой.

В обсуждении вопросов, связанных с проблемами этичности и законности рекламы в регионе, приняли участие представители органов власти, научных организаций, а также представители средств массовой информации.

На обозрение членам Совета было представлено несколько рекламных сюжетов, жалобы на которые поступили ранее в Мурманское УФАС России.


 

Первым вопросом стало возможное несоответствие законодательству рекламы ООО «Оптические телекоммуникации», распространяемой на территории города Ковдора, в части принижения деловой репутации ОАО «Ростелеком».

На рекламной листовке изображен пользователь услуг Интернет ООО «ОТК», скачивающий контент на высоких скоростях в сравнении с изображением пользователя услуг Интернет другого, неизвестного оператора связи, уснувшего в процессе загрузки контента, с указанием слов «шах и мат». По мнению ОАО «Ростелеком», обратившегося в антимонопольную службу, ниже изображен знак в виде «червяка», по форме и цветовой гамме соответствующий изображению товарного знака ОАО «Ростелеком» в зеркальном отображении, что позволяет сделать вывод о том, что речь идет о сравнении с услугами Интернет, предоставляемыми именно ОАО «Ростелеком».

Однако никто из членов Совета не увидел ассоциаций с логотипом ОАО «Ростелеком».

Эксперты отметили, что знаки имеют разную смысловую нагрузку и ассоциативный ряд может появиться только при наличии рядом товарного знака ОАО «Ростелеком».

Помимо этого совет отметил, что все внимание привлекает крупное облако с заявлением «Скоро 100 мегабит за 999 рублей», в то время как «сходный» знак находится в самой нечитаемой зоне и выпадает из поля зрения при общем восприятии данной рекламы.

По итогам обсуждения члены совета единогласно сделали вывод, что указанный вариант оформления знака медленного провайдера не схож с товарным знаком ОАО «Ростелеком».


 

Следующим на обсуждение совета был представлен видеоролик юридической фирмы «Военно-врачебная коллегия Мурманск», рекламирующий услуги по получению военного билета.

Ознакомившись с видеоматериалом, специалисты сошлись в мнениях, что рекламируемые в видеоролике услуги побуждают к совершению противоправных действий.

Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области Борис Коган прокомментировал: «Данная реклама наносит морально-нравственный вред несовершеннолетнему гражданину, готовящегося стать призывником, а эта реклама предлагает ему не исполнять закон Российской Федерации»

По данному вопросу также озвучила свою точку зрения и доцент кафедры социальной психологии НОУ ВПО «МИБО», кандидат психологических наук Валентина Лихошва: «Самые действенные призывы в рекламе даются в начале и в конце рекламного ролика. Согласно "эффекту края" эти призывы запоминаются зрителем лучше всего. Реклама ВВК построена на создании и усилении страха перед службой в армии через использование слова "угрожает" и картинки схожей с подтеками крови. Кроме того, в рекламе использован метод "ложного выбора" (или ты подвергаешься угрозе в армии, или ты отдыхаешь следующий год). В такой трактовке выбора для призывника не остается. Первая часть рекламного сообщения формирует состояние транса у зрителя, в котором функция сознательного принятия решений снижается. Авторы дают сразу решение: "Мы поможем Вам". Надо отметить, что качество рекламного ролика высокое, что повышает доверие к рекламному сообщению и к безапелляционному заявлению, что диагноз призывнику будет поставлен врачами."

По итогам обсуждения члены совета рекомендовали Управлению возбудить дело о нарушении рекламного законодательства.


 

Следующим на обсуждение совету был представлен баннер заведения общественного питания: «ВЫ ПРОСТО ОХ ните. Когда мы откроемся», в котором надпись «ВЫ ПРОСТО ОХ» выполнена крупным шрифтом, а продолжение слова «ните» - мелким, нечитаемым шрифтом.

Главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС Светлана Мороз сообщила, что окончание слова ОХ... читается только при близком рассмотрении. У участников дорожного движения, проезжающих мимо баннера, мелкие буквы создают эффект многоточия и слоган ассоциируется с нецензурным выражением.

«С этической точки зрения мы понимаем, что реклама деструктивна, - комментирует Валентина Лихошва. - У детей дошкольного и младшего школьного возраста при хорошем воспитании этих слов в обороте нет. Уязвимой группой в данном случае становятся подростки. В подростковом возрасте формируется момент оценки норм. Если мы не будем контролировать использование нецензурных слов или хотя бы намёков на них, то подрастающему поколению будет казаться, что использовать нецензурную брань дозволительно, возможно и никак не порицается»

Члены совета акцентировали внимание, что данный рекламный продукт распространяется посредством наружной рекламы. Поэтому рассмотрение данного материала производится с учетом его воздействия в условиях городской среды, массового потребителя, а не конкретно целевой аудитории потребителей данных услуг.

Борис Коган также отметил, что данный баннер находится на пути следования к кадетской школе № 19.

Помимо прочего члены совета заметили, что реклама на баннере распространяется с грамматической ошибкой.

В результате в данной рекламе члены совета усмотрели попытку использования нецензурной лексики.


 

В последнюю очередь эксперты оценивали рекламу ресторана Фарфор с двусмысленным слоганом "ЯПОНУТЬСЯ теперь можно. СКИДКА 20% на все роллы…", под которым подразумевалось «Теперь можно наесться японской кухней»

Реклама вызвала бурное обсуждение и в итоге большинством голосов была признана неэтичной.

В скором времени специалистами Управления будет рассмотрен вопрос о возбуждении дел о неэтичной рекламе.


 

В завершении заседания Ирина Попова обозначила важность подобных мероприятий и поблагодарила собравшихся.


 

Справочно:

Экспертный Cовет является консультативно-совещательным органом при Мурманском УФАС России. Его решения имеют рекомендательный характер и представляются в Управление для принятия решений о соответствии рекламы требованиям законодательства.