• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Мурманское УФАС России подвело итоги работы за 2018 год

За 2018 год Мурманское УФАС России рассмотрело  более 1100  различных обращений, жалоб и заявлений (в 2017 – более 1200).

По результатам рассмотрения, а также  проведения внеплановых проверок  Мурманским УФАС России принято более  850 процессуальных документов.

Вынесено штрафов на общую сумму 15 миллионов 655 тысяч рублей, в различные уровни бюджета поступило  8 миллионов 310 тысяч рублей.

Часть решений и постановлений, вынесенных антимонопольным органом, обжалуются в суде. Специалисты управления приняли участие в 122  заседаниях Арбитражных  судов,  более 90 %  оспоренных актов Мурманского УФАС России Арбитражным судом оставлены в силе.

Контроль в сфере государственных и муниципальных  закупок

В 2018 году  в Мурманское управление поступило 345 жалоб (на уровне 2017 г – 350 жалоб). Из них к рассмотрению было принято 295 жалоб. 76 признаны обоснованными (26%),  выдано 67 предписаний, все исполнены. Проведено 4 внеплановые проверки. По результатам 94 должностных лица привлечены к административной ответственности.

 Как и в предыдущие периоды в большинстве случаев нарушения связаны с тем, что заказчики выставляют  необоснованные, спорные  или незаконные требования к товарам или участникам, это приводит к обжалованию и  затягиванию процедуры отбора.

 Рассмотрено 97 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.  Сведения о 28 юридических лицах и 3 индивидуальных предпринимателях включены в РНП. (Например ИП Гасанов был включен в РНП по итогам 2018 года 11 раз подряд).

Обжалование действий организаторов и комиссий при проведении иных торгов.

В 2018 году в адрес Мурманского УФАС поступило 292 жалобы подлежащих рассмотрению в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции. Из них 233 приняты к рассмотрению комиссией УФАС. 156 жалоб (67%) признаны обоснованными.  Из них по видам торгов: по 223-ФЗ из 56 жалоб - 19 (34%); по отбору управляющей организации из 123 -117 (95%); аренда, безвозмездное пользование, иные договоры, предусматривающие передачу прав в отношении государственного и муниципального имущества из 8 обосновано 5 (62%).

5 решений обжалованы в суд, 2 признаны законными, 3 в стадии обжалования.

Привлечено к ответственности 1 юридическое лицо и 9 должностных лиц.

В августе 2018 года, в Мурманское УФАС России поступило единовременно 95 жалоб ООО «Никельская УК» на действия Администрации мо Печенгский район Мурманской области при проведении 95 открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления МКД. Администрация не указала перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объектов торгов, а также своевременно не опубликовала протоколы рассмотрения заявок на участие в торгах, тем самым нарушив Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 №75.  Все 95 жалоб признаны  обоснованными. Должностное лицо администрации мо Печенгский район Мурманской области  привлечено к административной ответственности на общую сумму 40 000 рублей.

Контроль рекламной деятельности

       По результатам рассмотрения заявлений и по собственной инициативе возбуждено 10 дел по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в 2017 г. – 23). Выдано 10 предписаний. Привлечено к административной ответственности 5 граждан, 7 предпринимателей, 6 юридических лиц.

          В адрес управления поступило заявление от гражданина, о том, что ПАО «Сбербанк» без согласия абонента рекламирует кредитные карты по телефону. Обращение в банк с просьбой прекратить рассылку голосовой рекламы, было проигнорировано. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что гражданин оформлял кредит в ПАО «Сбербанк», и заполнял анкету, в которой не подписал пункт «согласия» на получение рекламной информации от банка.

Комиссия признала рекламу Банка не соответствующей  требованию части 1 статьи 18 Закона о рекламе. На ПАО «Сбербанк» был наложен   штраф в размере 150 000 рублей, оплаченный в полном объёме в январе 2019г.

Антимонопольный контроль

По сравнению с прошлыми годами, объем поступивших заявлений по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» практически не изменился. В 2018г. завершено рассмотрение 11 дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Примеры значимых дел:

1. Верховный суд наконец-то поставил точку в споре Мурманского УФАС России и АО «МЭС». Нарушение антимонопольного законодательства заключалось в злоупотреблении хозяйствующим субъектом занимающим доминирующее положение и выразилось в предъявлении требований об оплате услуг по отоплению гражданам, проживающим в помещениях, которые в установленном порядке были переведены на обогрев с помощью электрической энергии.

Дело было возбуждено еще в 2016 году, но лишь в 2018 году пройдя три инстанции суда и Верховный суд Российской Федерации решение Мурманского УФАС было признано законным и обоснованным. АО «Мурманэнергосбыт» приступил к исполнению предписания.

2. В 2018 году  завершено рассмотрение дела в отношении Министерства строительства и территориального развития Мурманской области и ООО «Региональный Центр Ценообразования в строительстве». На протяжении нескольких лет (с 2010 по 2016 гг.) между Министерством и Обществом реализовывалось устное антиконкурентное соглашение, которое привело к созданию преимущественных условий для ООО «РЦЦС» при осуществлении им предпринимательской деятельности на товарном рынке услуг по разработке территориальных сметных нормативов Мурманской области (ТСН).

Антимонопольный орган выдал предписания о прекращении антиконкурентного соглашения. Законность решения подтверждена вступившими в законную силу судебными актами, предписания были исполнены.

Кроме того, по обращениям граждан было рассмотрено 6 административных дел в отношении сетевых компаний ПАО «МРСК Северо-Запад», АО «Оборонэнерго», АО «Мурманская областная электросетевая компания» за нарушение сроков технологического присоединения к электрическим сетям. По результатам рассмотрения сетевыми компаниями были устранены нарушения прав граждан, все объекты были надлежащим образом присоединены.

 

          Указом Президента от 21.12.2017г №618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" утвержден национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы, где одним из ключевых показателей определено  снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти и местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017г.

   В Мурманской области в 2017 году в отношении органов власти и местного самоуправления  принято 4 решения о нарушении антимонопольного законодательства (в 2018 - 5 при этом в статистику нарушений не входят исполненные предупреждения и нарушения, установленные при рассмотрении жалоб  процедуры торгов (44-фз).

Таким образом, в 2020 году допустимо (если можно так говорить) не более 2 нарушений со стороны органов власти и местного самоуправления. Однако это не означает бездействие антимонопольной службы при реализации контрольных полномочий.  В настоящее время в процессе  рассмотрения  2 дела. Причина нарушений со стороны органов власти почти всегда - желание уйти от публичных процедур либо провести их с нарушением принципов конкуренции и добросовестности, сговор.

Антимонопольный орган все чаще фиксирует факт ухода от процедур 44-ФЗ путем создания различных автономных учреждений. В подведомственные учреждения направляются субсидии "на иные цели", однако средства идут на капитальный ремонт, строительство и другие мероприятия, реализацию которых действующее законодательство обязывает проводить исключительно по Закону о контрактной системе  (44-ФЗ).
Учреждения устанавливают 3-5 дневные сроки для подачи заявок на участие в торгах с ценой контракта в десятки миллионов рублей.
Например, в  административном деле, завершенном в 2018году, в отношении ДЮСШ Полярные Зори Управлением было доказано, что работы поименованные Заказчиком как текущий ремонт, носили капитальный характер и расцениваются как капитальные вложения в объект муниципальной собственности.
 

          Также Мурманским УФАС  выявлены  многочисленные  факты  продажи  Муниципальным предприятием ЗАТО Александровск закреплённого  за  ними  имущества  с  согласия  Администрации  ЗАТО  Александровск  без  проведения  торгов   конкретным  хозяйствующим  субъектам,  а  именно 4х помещений площадью от 200 до 640 кв. м. и балансовой стоимостью в десятки миллионов рублей.

Администрации  было выдано  2  предупреждения  о  возврате  муниципального  имущества  в  казну,  которые были  обжалованы суде. Верховный  суд  РФ подтвердил правомочность  позиции  Мурманского  УФАС.   Однако  предупреждения  не  исполнены, возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства. Арбитражный суд Мурманской области снова поддержал позицию Мурманского УФАС.  В отношении должностного лица в соответствии с КоАП РФ возбуждено административное производство.

        Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017г №618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции"  в целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции поручено принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.

         Развитие конкуренции в 2019 году объявлено приоритетным направлением для всех уровней государственной власти и местного самоуправления.

Цитата из постановления  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Дело N А42-6919/2017 от 08 октября 2018 года»

«Отсутствие понимания того, что конкурентный правопорядок распространяется на деятельность всех органов власти без исключения, приводит к тому, что орган местного самоуправления в своей деятельности реализует не принципы развития конкуренции, а принципы ручного управления, не создает условия для развития конкуренции на рынке, а использует модель управления, при которой принятие решения о распределении муниципальных благ решается не через прозрачные конкурентные механизмы, а путем субъективного усмотрения и на основании собственных интересов. На формирование правил конкуренции влияют, прежде всего, должностные лица, имеющие ключевые позиции в системе принятия решений.

Конкуренция, вне зависимости от сферы общественных отношений, может оцениваться на предмет соблюдения принципов равноправия, справедливости, свободы, сбалансированности».