"Реклама в законе"

В целях предупреждения нарушений рекламного законодательства Российской Федерации Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области считает необходимым сообщить о наиболее распространенных нарушениях Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
Подавляющее большинство нарушений в этом году касались порядка распространения рекламы пива, медицинских препаратов, игорных заведений и финансовых услуг. Последние требуют особо пристального внимания.
В вышеуказанном законе сказано, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя фамилию, имя, отчество). Такое наименование обязательно включает указание на организационно-правовую форму.
Важно отметить и то, что если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из условий договора, то должны быть указаны и все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы. Так, в апрельском выпуске журнала «Стрит Клуб» размещалась рекламная статья о банковских картах Альфа-Банка Cosmopolitan – Visa, информирующая о ее преимуществах, в том числе о 60-дневном беспроцентном периоде погашения задолженности. Однако потенциальных потребителей «забыли» предупредить о том, что полная стоимость кредита включает в себя: проценты за пользование кредитом (с учетом беспроцентного периода кредитования), комиссию за годовое обслуживание, платеж по погашению основного долга, комиссию за снятие наличных, причем беспроцентный период может начаться при списании комиссий.
Еще один показательный пример – это реклама о приобретении товаров без первоначального взноса. В августовском номере одной из рекламных газет ОАО «Собинбанк» разместил рекламу автокредита с 0 % первоначальным взносом. Тем не менее, при детальном изучении договора выяснилось, что банк взимает с заемщика единовременно комиссию за открытие ссудного счета. Кроме того, обязательным условием для предоставления кредита является страхование приобретаемого автомобиля по рискам КАСКО (полная конструктивная гибель, угон, ущерб). Понятно, почему подобная реклама признается ненадлежащей.
И последнее, но не по важности, а по порядку, нарушение в сфере финансовых услуг – это умалчивание о стоимости кредита. Недавно, в сентябре этого года, в одной из городских газет была опубликована реклама ООО «Форос-недвижимость» и ОАО «ДнБ НОР Мончебанк» об ипотечных кредитах. В рекламе указаны некоторые условия пользования кредитом – первоначальный взнос и годовые проценты. При этом отсутствует информация о тарифах за оформление кредитного договора и закладной. Также умалчивается о том, что заемщик обязан заключить договоры страхования риска в отношении утраты предмета ипотеки, риска потери, утраты и повреждения предмета залога (ипотеки) в результате прекращения права собственности на квартиру, риска причинения вреда жизни заемщика и потери трудоспособности.
Специалисты Мурманского УФАС с сожалением констатируют, что банки часто забывают соблюдать именно эти нормы закона при размещении своей рекламы в средствах массовой информации. Этим грешат как относительно молодые финансовые организации, так и солидные, давно работающие в нашей области.
Что касается рекламы пива, то здесь наиболее распространенные нарушения – это отсутствие предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления (либо надпись занимает менее 10% рекламной площади) и расположение рекламных модулей около детских, образовательных, медицинских, спортивных и др. сооружений. Так, специалистами Управления ФАС совместно с сотрудниками УВД по Мурманской области выявлена реклама пенного напитка, расположенная на остановочных комплексах около школ (ост. «Улица Капитана Егорова», «Улица Щербакова»), а также возле областной больницы на улице Павлова.
Еще одна наиболее встречающаяся ошибка – реклама медицинских услуг, медтехники и лекарственных препаратов без упоминания о наличии противопоказаний, указаний на инструкцию либо о получении консультации у соответствующих специалистов.
Также одним из самых распространенных нарушений является публикация без пометки «на правах рекламы» или «реклама». Причем даже в популярных ежедневных изданиях.
Вместе с тем надо отметить, что благодаря активной работе специалистов территориального антимонопольного органа, в нынешнем году значительно меньше наблюдается нарушений в рекламе игорного бизнеса.
Всего с начала текущего года сотрудниками Мурманского УФАС рассмотрено более сорока дел о нарушениях рекламного законодательства. Такие нарушения вовсе небезобидны: на должностное лицо может быть наложен штраф до 20 тысяч рублей, на юридическое лицо – от 40 до 500 тысяч рублей. Год еще не закончился, а уже 10 юридических и 22 должностных лица вынуждены были пополнить государственную казну, заплатив штраф за подобные нарушения.