Дело в отношении ОАО «МАРПИ» прекращено

В январе 2009 года в адрес Мурманского УФАС поступили обращения Правления Мурманской областной организации "Союз журналистов России" и редакции газеты «Мончегорский рабочий» по вопросу установления ОАО «МАРПИ» монопольно высоких цен на печатные издания.
Управлением ФАС по Мурманской области в результате проведённого сравнительного анализа цен на печатную продукцию установлен факт увеличения ОАО «МАРПИ» розничной стоимости газет и журналов в январе 2009 года по сравнению с декабрём 2008 года на 39 процентов.
Анализ финансово-экономических показателей деятельности ОАО «МАРПИ», проведённый за 2008 год и январь-февраль 2009 года показал, что доход данного агентства за 1 квартал 2009 года по сравнению с 1 кварталом 2008 года снизился на 12,3%. Также произошло снижение объёмов продаж газет на 37%, журналов - на 57%.
Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в пункт 2.2. ст. 346.26 Налогового кодекса РФ внесены изменения, согласно которым с 01.01.2009 г. ОАО «МАРПИ» перешло на общий режим налогообложения, что повлекло за собой обязанность уплаты налога на добавленную стоимость от 10% до 18%, налога на имущество и налога на прибыль в размере 20%. Изменение ставки единого социального налога с фонда оплаты труда с 14% до 26% явилось причиной увеличения расходов на оплату труда на 19,3%. Как следствие, увеличение затрат ОАО «МАРПИ» привело к необходимости увеличения уровня рентабельности в среднем на 10%.
Таким образом, увеличение розничной цены реализации печатных изданий, в сравнении с ранее действовавшей, обусловлено увеличением затрат в связи с переходом предприятия с января 2009 года на общий режим налогообложения.
Сопоставимый товарный рынок для деятельности ОАО "МАРПИ" Управлением не установлен. Сумму необходимых для реализации газет и журналов через торговую сеть расходов и прибыли цены ОАО "МАРПИ" не превышают. Таким образом, Мурманское УФАС не находит в действиях ОАО "МАРПИ" факта установления монопольно высокой цены товара.

Кроме того, Управлением были выявлены признаки установления различных цен на печатные издания для газет «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Мурманский вестник», «Полярная правда», «Вечерний Мурманск» и «Мончегорский рабочий».
В ходе рассмотрения дела установлено, что применение разных торговых наценок и разной цены на печатные издания зависит от ряда факторов, таких как тираж печатного издания, его периодичность, вес издания, полосность печатного издания, тематика, предпочтения читателей и популярность, пожелания издателей, а также от затрат на реализацию. В связи с тем, что методика расчёта розничной цены на печатную продукцию отсутствует и её разработка не предусмотрена нормативно-правовыми актами, то розничная цена издания в сети ОАО «МАРПИ» определяется индивидуально с каждой редакцией в момент заключения договора поставки периодических печатных изданий. Это отражается в Протоколе согласования свободных отпускных цен на периодические печатные издания, подлежащие продаже по розничным ценам, который является неотъемлемой частью договора.
Газеты «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Мурманский вестник», «Полярная Правда», «Вечерний Мурманск» и «Мончегорский рабочий» в соответствии со статьёй 2 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» являются периодическими печатными изданиями.
Проведённый Управлением анализ представленных редакциями газет свидетельств о регистрации средства массовой информации и статистической информации о кодах классификации печатных изданий согласно Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93) показал, что газеты «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Мурманский вестник», «Полярная Правда», «Вечерний Мурманск» и «Мончегорский рабочий» в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. № 108, не являются одним товаром и не могут быть рассмотрены как взаимозаменяемая продукция.
Таким образом, Мурманское УФАС пришло к выводу об отсутствии в действиях ОАО "МАРПИ" факта необоснованного установления различных цен на один и тот же товар.
Производство по делу в отношении ОАО «Мурманское агентство по распространению печатных изданий», возбужденное по признакам нарушения пункта 1 и пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Мурманским УФАС прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.