Мурманское УФАС провело обзор рынка услуг по управлению многоквартирными домами

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области проведено исследование рынка услуг по управлению многоквартирными домами за 2009 год.
Целями обзора являлись:
- определение доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования городского округа города Мурманска и Мурманской области в целом;
- доли частных управляющих организаций;
- мониторинг ситуации, связанной с реализацией реформы ЖКХ в части выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления.
Для установления состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, Управлением была использована информация, полученная от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление многоквартирными домами.
I. По состоянию на 01.03.2010, на территории региона участниками рынка услуг по управлению многоквартирными домами являются 91 хозяйствующий субъект, из них 58 - предприятия частной формы собственности, 27 – муниципальной, 5 – смешанной и 1 – Минобороны РФ. Состав участников рынка в период с декабря 2008 года по март 2010 года вырос на 47%. Данные управляющие компании были выбраны по результатам конкурса, на общем собрании собственников многоквартирного дома, а также назначены органами местного самоуправления на период подготовки и проведения конкурса.
В 2008 году наибольшую долю на исследуемом товарном рынке занимали:
1. ОАО УК «Жилцентр» – 11,3%.
2. ОАО «Мурманская Управляющая ЖСК» - 12,2%.
В 2009 году:
1. ОАО «Севжилсервис» – 9,9%.
2. ОАО УК «Жилцентр» – 10,5%.
Хозяйствующие субъекты ООО «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт» (г.Апатиты), ООО «Управдом» (г. Олененгорск), ООО «Управляющая компания «Комфорт» (г. Кандалакша), ООО «НОРД-Сервис» (г. Полярные Зори), ООО «УК «ЖКС» (г. Оленегорск), ООО «УК «ЖКС» (г. Кандалакша) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции» признаются группой лиц, при этом единоличным исполнительным органом данных организаций является ООО «УК ЖилКомфорт». Данная группа лиц рассматривалась как один хозяйствующий субъект, и в 2008 году занимала долю 19,2%, в 2009 году - 16,9%. В настоящее время ее доля на рынке услуг по управлению многоквартирными домами составляет 17,1%.
Наибольшее количество управляющих компаний осуществляют свою деятельность на территории города Мурманска (18 компаний) – 20% от всех участников рынка.
В настоящий момент существуют муниципальные образования, на территории которых услугу по управлению многоквартирными домами оказывает одно муниципальное унитарное предприятие, а именно:
МО г.п. Молочный – МУП УУС – СЕЗ г.п. Молочный;
МО г.п. Туманный – УМЖКП п. Туманный;
МО с.п. Междуречье – МУП «Наш дом»;
МО с.п. Ура –Губа – МУП «ЖКХ Ура –Губа»»;
МО г.п. Умба – МУП «ЖЭК»;
МО г.о. ЗАТО Видяево – МУ «УМС ЗАТО Видяево»;
МО г.о. ЗАТО Заозёрск – МУ «Служба заказчика»;
МО г.о. Островной – МУП тепловых сетей ЗАТО г. Островной.
На территории МО ЗАТО Александровск г.о. Скалистый и МО г.о. ЗАТО Североморск единственными участниками рынка услуг являются ООО «УК» и ООО «Североморскжилкомхоз».
II. Управлением также проведён обзор локального рынка услуг по управлению многоквартирными домами в границах административного центра - муниципального образования городского округа города Мурманска (население свыше 100 тыс. человек).
В 2009 году объем жилищного фонда города Мурманска составил 6650,31 тыс. кв. м, т.е. 2 466 многоквартирных домов.
Как показало исследование, на конец 2009 года способ управления не выбран в 256 многоквартирных домах областного центра, что составляет 1,87% от общего жилищного фонда. Из них 18 домов - ведомственные.
По состоянию на 31.12.2009 года, собственники жилых помещений реализовали свое право выбора способа управления многоквартирными домами посредством создания ТСЖ, ЖК и иных специализированных потребительских кооперативов в 378 домах, что составляет 10,04% от общего жилищного фонда.
Управление 1832 многоквартирными домами (88,09% от общего объема жилищного фонда) осуществляется управляющими организациями. Из них в 312 многоквартирных домах (11,56%) управление осуществляют управляющие компании, выбранные в результате проведения органами местного самоуправления открытого конкурса и в 1520 многоквартирных домах (76,53%) - компании, выбранные на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями Жилищного Кодекса РФ.
Основной объем жилищного фонда, находится в управлении следующих хозяйствующих субъектов:
- ОАО «УК «Жилцентр» - 1852,32 тыс. кв.м (доля – 24,87%);
- ОАО «МУЖСК» - 1454,15 тыс. кв.м (доля – 24,69%);
- ОАО «Севжилсервис» - 1387,21 тыс. кв.м (доля – 23,18%).
Согласно данным, представленным хозяйствующими субъектами, на исследуемом товарном рынке определенны две группы лиц:
1. ОАО «Севжилсервис» и ЗАО «УК Мурманремстрой» (доля – 29,13%);
2. ООО «Октябрьское ЖЭУ №2», ООО «Октябрьское ЖЭУ №3», ООО «Октябрьское ЖЭУ №5», ООО «Октябрьское ЖЭУ №11» (доля 0,67%).
В 2008-2009 гг. доминирующее положение занимали следующие управляющие компании: ОАО «Севжилсервис», ЗАО «УК Мурманремстрой», ОАО «МУЖСК», ОАО «УК «Жилцентр».
Дополнительно можно отметить, что на территории города Мурманска организатором конкурса по отбору управляющих организаций является Комитет по развитию городского хозяйства Администрации города Мурманска. По состоянию на 31.12.2009, городской администрацией проведено 29 открытых конкурсов по отбору управляющих компаний. Из них по результатам четырех заключены договоры с управляющими организациями, ранее не осуществлявшими управление многоквартирными домами.
Как показал обзор, на современном этапе развития рынка услуг ЖКХ возможность входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами имеется у многих компаний, однако существуют определённые барьеры, которые препятствуют успешному развитию данного товарного рынка:
1. Необоснованное затягивание сроков передачи технической документации (не в полном объёме) на многоквартирный дом от прежней управляющей компании к вновь избранной, что приводит к появлению двойных компаний, квитанций на оплату предоставленных услуг и, как следствие, к недоверию и негативному отношению населения к компаниям ЖКХ.
2. Низкая информированность населения о требованиях и положениях жилищного законодательства.
3. Неготовность собственников жилья к переходу на новые формы управления жилищным фондом.
4. Несвоевременное внесение собственниками платежей за обслуживание дома, что ведёт к задержке оплаты услуг с электро-, тепло-, водо- и газоснабжающими организациями.
5. Жилищный фонд находится в неудовлетворительном техническом состоянии с высокой степенью износа, наличие ветхого и аварийного фонда.
6. Отсутствие документов на межевание земельных участков придомовых территорий многоквартирных домов.
При подведении итогов исследования специалисты Мурманского УФАС пришли к следующему выводу: состояние конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Мурманске позволяет отнести рассматриваемый рынок к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляют 15 частных организаций. Основным объемом жилищного фонда (78,69%) управляют четыре компании по трем округам областного центра. Совокупная доля остальных участников рынка незначительна и составляет 27,26%.
Так как основной объем жилищного фонда составляет фонд, находящийся в муниципальной собственности, при выборе управляющей организации на общем собрании собственников в многоквартирных домах смешанной формы собственности, предпочтение отдается тем компания, которые раннее осуществляли деятельность на данном рынке услуг. Управлением отмечено, что на уровень развития рыночных отношений в жилищной сфере и конкуренции значительное влияние оказывает объем знаний (в т.ч. юридических) граждан и отсутствие общедоступности необходимой информации. Значительное число нарушений жилищного законодательства при исполнении обязанностей и реализации прав, предусмотренных Жилищным Кодексом РФ, препятствует завершению процедур выбора способа управления многоквартирными домами и дальнейшему развитию анализируемого рынка.