ФАС России продолжит отстаивать свою позицию в суде в отношении РЖД

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) направит апелляционную жалобу на решение арбитражного суда г.Москвы в отношении ОАО «РЖД». Судебная инстанция не усмотрела нарушение антимонопольного законодательства в уклонении компании от оказания услуг грузовых железнодорожных перевозок по тарифам, установленным государством в соответствии с законодательством о естественных монополиях.

По мнению ФАС России, в рассматриваемом деле речь идет о нарушениях перевозчиком, субъектом естественной монополии в области грузовых железнодорожных перевозок, законных прав конкретных грузоотправителей, обратившихся в ФАС России.

Противозаконные действия со стороны компании ФАС России установила в ходе рассмотрения дела о нарушении закона «О защите конкуренции».

Напомним, в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, грузоотправители подали заявки ОАО «РЖД» на оказание комплексных услуг по перевозке конкретных грузов в вагоне перевозчика. Компания отказала заявителям, ссылаясь на отсутствие у перевозчика необходимых вагонов. Такого основания отказа от приема заявок российское законодательство для перевозчика не предусматривает. Напротив, - в соответствии со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта и статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации, «перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленной принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза».

В соответствии с антимонопольным законодательством, в подобных ситуациях отказ перевозчика от согласования и выполнения заявок грузоотправителей содержит целый ряд нарушений, предусмотренных статьей 10 Закона о защите конкуренции. Комиссия ФАС России отразила эти выводы при вынесении решения по делу.

В ходе судебного заседания представители ОАО «РЖД» ссылались на реформирование железнодорожного транспорта. Однако нормативно-правовые акты, на основании которых проводится реформа железнодорожной отрасли, не изменяют порядка подачи заявок грузоотправителей на перевозки грузов. Также эти документы не освобождают ОАО «РЖД» от обязанностей по выполнению заявок на перевозки грузов в вагонах перевозчика.

По мнению ФАС России, проведение реформы и выведение инвентарного парка в различные дочерние общества не имеют прямого отношения к рассматриваемому делу.

Также тезис представителей ОАО «РЖД» о том, что у компании отсутствует парк и это соответствует программе структурной реформы, противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 № 1051 «О порядке привлечения ОАО «РЖД» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе».

Позиция ФАС России остается неизменной. «Создание дочернего и зависимого общества (ДЗО) направлено на эффективную конкуренцию между собственниками подвижного состава, а не на уклонение субъекта естественной монополии от государственного регулирования при осуществлении перевозок грузов, - комментирует заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин. Проблема ОАО «РЖД» в том, что, несмотря на вступившее в законную силу предписания ФАС России по созданию первой грузовой компании (ОАО «ПГК»), ОАО «РЖД» не разработало механизм привлечения вагонов под обеспечение перевозок».

«В ходе согласования с ФАС России условий создания второй грузовой компании (ОАО «ВГК») ОАО «РЖД» взяло на себя обязательство разработать регламент, определяющий условия привлечения вагонов под перевозку. Однако в дальнейшем компания категорически отказалась от его подписания в редакции ФАС России», - отметил замруководителя ведомства.

По мнению ФАС России, бездействия ОАО «РЖД» по обеспечению заявляемых перевозок подвижным составом привели к тому, что принцип публичности услуг грузовых железнодорожных перевозок стал декларационным.

В соответствии с принятым Постановление Правительства, проблема обеспечения перевозок универсальным подвижным составом была снята. Таким образом, ОАО «РЖД» должна выполнять обязательства, взятые перед ФАС России при создании ОАО «ВГК».

Свою позицию ФАС России продолжит отстаивать в судебных инстанциях.