Новое в антимонопольном законодательстве
Сегодня, 24 декабря 2015 в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области состоялась пресс-конференция руководителя управления Светланы Чечениной, посвященная основным положениям «четвертого антимонопольного пакета».
Светлана Чеченина сообщила, что в начале следующего года вступают в силу ряд поправок в Закон о защите конкуренции и Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также об одобрении Правительством РФ предложений ФАС России по принятию антикризисного законопроекта.
Поправки направлены на либерализацию антимонопольного законодательства, сокращение финансовой нагрузки на бизнес и поддержку малого и среднего предпринимательства и предусматривают:
1. Расширение института предупреждения и распространение его на действия органов государственной власти и местного самоуправления (статья 15), недобросовестную конкуренцию (кроме случаев нарушения исключительных прав) и иные формы злоупотребления доминирующим положением (пункты 6 и 8 части 1 статьи 10);
2. Предоставление Правительству РФ права определять правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках при наличии на них нарушений антимонопольного законодательства;
3. Расширение перечня лиц, которым может быть направлено предостережение (включение в их число должностных лиц органов власти);
4. Исключение из статьи 5 Закона о защите конкуренции положения о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 процентов;
5. Исключение возможности применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
6. Уточнение части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части признания картелем соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами-покупателями;
7. Наделение ФАС России полномочием по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов;
8. Заключение соглашений хозяйствующих субъектов об осуществлении совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа по правилам контроля экономической концентрации;
9. Исключение уведомительного контроля сделок субъектов естественных монополий;
10. Исключение реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше тридцати пяти процентов;
11. Дополнение Закона новой главой, предусматривающей подробное описание недопустимых практик недобросовестной конкуренции (вместо статьи 14 Закона о защите конкуренции);
12. Совершенствование антимонопольного процесса рассмотрения дел: введение института предварительного заключения комиссии о выявленном нарушении, закрепление видов доказательств, критериев их относимости и допустимости.
Также отмечено, что важным является принятие антикризисного законопроекта, который предлагает ввести иммунитет в отношении злоупотребления доминирующим положением для хозсубъектов с выручкой менее 400 млн рублей и соглашений между участниками одного рынка (кроме картелей и запрещенных «вертикальных» соглашений) для хозяйствующих субъектов с совокупной выручкой менее 400 млн рублей.
Иммунитеты не будут касаться естественных монополий, финансовых организаций и компаний с государственным участием.
Кроме того, законопроект предусматривает сокращение оснований проведения внеплановых проверок субъектов малого предпринимательства. Со вступлением в законную силу поправок проверки по заявлению юридических лиц и граждан будут проводиться после согласования с органами прокуратуры. Исключения составят проверки по выявлению картелей. Для них сохранится существующий порядок «внезапных» проверок.
Законопроект вносит изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании торговой деятельности», исключая из-под регулирования этого закона компании с оборотом менее чем 400 млн рублей.
Также Светланой Чечениной было обращено внимание на то, что с вступлением в силу «четвертого антимонопольного пакета» антимонопольный орган не будет квалифицировать нарушения правил техприсоединения к электросетям как злоупотребление доминирующим положением, а будет рассматривать как нарушение указанных Правил и привлекать к ответственности по ст.9.21 КоАП РФ, где размер ответственности существенно ниже, чем по ст.14.31 КоАП.
Светлана Чеченина отметила, что с нового года упраздняется Реестр «монополистов», и антимонопольным органом в случае поступления заявления на злоупотребление доминирующим положением необходимо будет каждый раз проводить исследование рынка. Это нововведение не распространяется на естественные монополии, которые в силу закона занимают доминирующее положение.
Также Светлана Чеченина рассказала об изменении работы антимонопольных органов с физическими лицами.
Из сферы антимонопольного регулирования будет исключено рассмотрение жалоб граждан на действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Новая редакция статьи 10 Закона о защите конкуренции предусматривает, что злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением возможно только в случае, если это повлекло за собой недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Ущемление индивидуальных интересов физических лиц, не связанное с ограничением конкуренции и предпринимательской деятельностью, таких как, например, о несогласии с условиями договора, не исполнении обязательств, вытекающих из заключенных договоров, одностороннем прекращении хозяйствующим субъектом оказания услуг по договору, об оказании некачественных услуг и тому подобным, должно защищаться законодательством о защите прав потребителей и в судебном порядке. С января 2016 года граждане с подобными жалобами должны за защитой своих прав обращаться в иные органы (Роспотребнадзор, суд, органы прокуратуры).