Р Е Ш Е Н И E по делу № 06-03-13/02
26 марта 2013 года г.Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
рассмотрев материалы дела № 06-03-13/02 от 11.03.2013г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в отсутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: индивидуального предпринимателя Мещеряковой Ольги Петровны (ИНН 510200260648/0184049, Мурманская область, г. Кандалакша, <…>) и в отсутствии ИП Бектуганова Константина Александровича (ИНН 180803519260, Удмуртская Республика Завьяловский р-н, с. Бабино,<…>). Индивидуальный предприниматель Мещерякова О.П. уведомлена надлежащим образом, представила письменные объяснения и ходатайство рассмотреть дело № 06-03-13/02 по признакам нарушения рекламного законодательства в её отсутствие. Индивидуальный предприниматель Бектуганов К.А. не получает корреспонденцию по адресу, имеющемуся в материалах дела.
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило заявление гражданина <И…> по факту распространения рекламы в рекламном еженедельнике г. Кандалакши «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В рекламном издании «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года на странице 5 размещен рекламный модуль, занимающий всю страницу и состоящий из рекламы двух продуктов: «Алтайский целитель» Бальзам. Здоровье от природы, 16 активных компонентов. Бальзам «Алтайский целитель» создан по лечебным прописям сибирских знахарей. Бальзам «Алтайский целитель» нормализует повышенное артериальное давление, восстанавливает после инсульта и инфаркта миокарда, помогает при ишемической болезни сердца, аритмии, тахикардии. Применяется при нарушении опорнодвигательного аппарата… интенсивно воздействует… при приеме 1 ч.л. ложки даже сильный спазм сосудов головы устраняется в течение нескольких минут…бальзам не оказывает побочных действий».
«Каменное масло уникальный подарок Алтайских гор. Поражает его быстрое и эффективное действие при лечении многих заболеваний .Вот практический перечень заболеваний, при котором наблюдались положительные результаты: гипертония, язва желудка, кишечные расстройства, болезнь печени геморрой, воспалительные и аллергические процессы, эрозия, мастопатия… .Одно из самых важных его действий- это эффективное использование при всех формах онкологии, значительно облегает восстановительный послеоперационный период, устраняет нежелательные последствия химио- и радиотерапии, его успешно используют между курсами противоопухолевого лечения.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности
- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Объектами рекламирования в данном рекламном модуле являются пищевые продукты соль пищевая с витаминно-минеральными добавками серии «Каменное масло» и бальзам безалкогольный медово - растительный «Алтайский целитель».
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив рекламную статью, полагает, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание потребителей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данной продукции и улучшения состояния здоровья человека в результате применения продуктов, ««Каменное масло», « Бальзам Алтайский целитель».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
Однако, как лекарственные средства данные пищевые продукты не зарегистрированы, отсутствует в государственном реестре лекарственных средств (в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru), то есть лекарственным средством не является, что также подтверждается сертификатами соответствия:
№ РОСС RU.АЕ96.Н04264, согласно которому продукция «Алтайский целитель» зарегистрирована как бальзам безалкогольный медово-растительный «Алтайский целитель», произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед»;
№ РОСС RU.АЕ96.Н04100, согласно которому «Каменное масло» зарегистрировано как соль пищевая с витаминно-минеральными добавками, произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед».
Согласно пункту 4.14 ГОСТ Р 51074-2003 настоящая продукция «Каменное масло» относится к пищевым концентратам.
Указанные в рекламе продукты «Каменное масло» и «Бальзам Алтайский целитель» лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности
- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
Таким образом, в рекламном издании г. Кандалакши «Выбери лучшее» № 46(552) от 22.11.2012 года на странице 5 размещалась реклама продуктов «Каменное масло» «Бальзам Алтайский целитель», содержащая сведения не соответствующие действительности о назначении и потребительских свойствах продуктов, с указанием на их лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, что противоречит пункту 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Комиссия признала рекламу ненадлежащей, т.к. вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Из материалов дела следует, что реклама распространялась посредством публикации ее на странице 5 в рекламном издании «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года в виде модуля.
Согласно письменным объяснениям ИП Мещеряковой О.П. заявка на размещение рекламы была сделана по телефону от имени <Б…>, а так как реклама носила разовый характер, договор с заказчиком не заключался.
По электронной почте в адрес заказчика редакция отправила сканы документов на оплату услуги: счет и акт выполненных работ. Оплату производила менеджер <П…> в этот же день, а макет поступил в редакцию по электронной почте в готовом виде. Акт выполненных работ не вернулся в редакцию.
В соответствии с пунктом 6, 7 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя и рекламопроизводителя.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе рассмотрения дела не были представлены доказательства того, что ИП Бектуганов К.А. (ИНН 180803519260, Удмуртская Республика Завьяловский р-н, с. Бабино,<…>) является рекламодателем.
В материалы дела не представлен согласованный ИП Бектугановым К.А. рекламный макет, т.е. отсутствуют доказательства того, что определил содержание и объекты рекламирования именно ИП Бектуганов К.А.
Отсутствуют в материалах дела договор на размещение указанной рекламы и акт выполненных работ.
Представленная копия перевода денежных средств не содержит наименование платежа, подтверждающего оплату услуг по размещению рекламного модуля «Каменное масло» и «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года.
Денежный платеж произведен <П…> (Орловская обл., пос. Викторовка, <…>).
Представленные копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Бектуганова К.А., а также копия страниц его паспорта не являются доказательством того, что рекламодателем выступал Бектуганов К.А.
Комиссия не принимает письменные доводы ИП Мещеряковой О.П. о том, что рекламодателем является <Б…> и считает, что информацию привела в готовую форму для распространения в виде рекламного модуля и разместила в № 46 от 22.11.2012 года газеты «Выбери лучшее» <М…>.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рекламопроизводителем является рекламное издание «Выбери лучшее» ИП Мещерякова О.П., (ИНН 510200260648/0184049, Мурманская область, г. Кандалакша, <…>).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу «Каменное масло» и «Бальзам Алтайский целитель», размещенную в рекламном издании г. Кандалакши «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года на странице 5 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание ИП Мещеряковой О.П. о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Мещеряковой О.П.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 26.03.2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27.03.2013 года.
stdClass Object
(
[vid] => 9033
[uid] => 5
[title] => Решение № 06-03-13/02 в отношении ИП Мещеряковой О.П.
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9033
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1364454858
[changed] => 1370520111
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370520111
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Р Е Ш Е Н И E по делу № 06-03-13/02
26 марта 2013 года г.Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
рассмотрев материалы дела № 06-03-13/02 от 11.03.2013г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в отсутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: индивидуального предпринимателя Мещеряковой Ольги Петровны (ИНН 510200260648/0184049, Мурманская область, г. Кандалакша, <…>) и в отсутствии ИП Бектуганова Константина Александровича (ИНН 180803519260, Удмуртская Республика Завьяловский р-н, с. Бабино,<…>). Индивидуальный предприниматель Мещерякова О.П. уведомлена надлежащим образом, представила письменные объяснения и ходатайство рассмотреть дело № 06-03-13/02 по признакам нарушения рекламного законодательства в её отсутствие. Индивидуальный предприниматель Бектуганов К.А. не получает корреспонденцию по адресу, имеющемуся в материалах дела.
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило заявление гражданина <И…> по факту распространения рекламы в рекламном еженедельнике г. Кандалакши «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В рекламном издании «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года на странице 5 размещен рекламный модуль, занимающий всю страницу и состоящий из рекламы двух продуктов: «Алтайский целитель» Бальзам. Здоровье от природы, 16 активных компонентов. Бальзам «Алтайский целитель» создан по лечебным прописям сибирских знахарей. Бальзам «Алтайский целитель» нормализует повышенное артериальное давление, восстанавливает после инсульта и инфаркта миокарда, помогает при ишемической болезни сердца, аритмии, тахикардии. Применяется при нарушении опорнодвигательного аппарата… интенсивно воздействует… при приеме 1 ч.л. ложки даже сильный спазм сосудов головы устраняется в течение нескольких минут…бальзам не оказывает побочных действий».
«Каменное масло уникальный подарок Алтайских гор. Поражает его быстрое и эффективное действие при лечении многих заболеваний .Вот практический перечень заболеваний, при котором наблюдались положительные результаты: гипертония, язва желудка, кишечные расстройства, болезнь печени геморрой, воспалительные и аллергические процессы, эрозия, мастопатия… .Одно из самых важных его действий- это эффективное использование при всех формах онкологии, значительно облегает восстановительный послеоперационный период, устраняет нежелательные последствия химио- и радиотерапии, его успешно используют между курсами противоопухолевого лечения.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности
- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Объектами рекламирования в данном рекламном модуле являются пищевые продукты соль пищевая с витаминно-минеральными добавками серии «Каменное масло» и бальзам безалкогольный медово - растительный «Алтайский целитель».
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив рекламную статью, полагает, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание потребителей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данной продукции и улучшения состояния здоровья человека в результате применения продуктов, ««Каменное масло», « Бальзам Алтайский целитель».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
Однако, как лекарственные средства данные пищевые продукты не зарегистрированы, отсутствует в государственном реестре лекарственных средств (в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru), то есть лекарственным средством не является, что также подтверждается сертификатами соответствия:
№ РОСС RU.АЕ96.Н04264, согласно которому продукция «Алтайский целитель» зарегистрирована как бальзам безалкогольный медово-растительный «Алтайский целитель», произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед»;
№ РОСС RU.АЕ96.Н04100, согласно которому «Каменное масло» зарегистрировано как соль пищевая с витаминно-минеральными добавками, произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед».
Согласно пункту 4.14 ГОСТ Р 51074-2003 настоящая продукция «Каменное масло» относится к пищевым концентратам.
Указанные в рекламе продукты «Каменное масло» и «Бальзам Алтайский целитель» лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности
- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
Таким образом, в рекламном издании г. Кандалакши «Выбери лучшее» № 46(552) от 22.11.2012 года на странице 5 размещалась реклама продуктов «Каменное масло» «Бальзам Алтайский целитель», содержащая сведения не соответствующие действительности о назначении и потребительских свойствах продуктов, с указанием на их лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, что противоречит пункту 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Комиссия признала рекламу ненадлежащей, т.к. вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Из материалов дела следует, что реклама распространялась посредством публикации ее на странице 5 в рекламном издании «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года в виде модуля.
Согласно письменным объяснениям ИП Мещеряковой О.П. заявка на размещение рекламы была сделана по телефону от имени <Б…>, а так как реклама носила разовый характер, договор с заказчиком не заключался.
По электронной почте в адрес заказчика редакция отправила сканы документов на оплату услуги: счет и акт выполненных работ. Оплату производила менеджер <П…> в этот же день, а макет поступил в редакцию по электронной почте в готовом виде. Акт выполненных работ не вернулся в редакцию.
В соответствии с пунктом 6, 7 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя и рекламопроизводителя.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе рассмотрения дела не были представлены доказательства того, что ИП Бектуганов К.А. (ИНН 180803519260, Удмуртская Республика Завьяловский р-н, с. Бабино,<…>) является рекламодателем.
В материалы дела не представлен согласованный ИП Бектугановым К.А. рекламный макет, т.е. отсутствуют доказательства того, что определил содержание и объекты рекламирования именно ИП Бектуганов К.А.
Отсутствуют в материалах дела договор на размещение указанной рекламы и акт выполненных работ.
Представленная копия перевода денежных средств не содержит наименование платежа, подтверждающего оплату услуг по размещению рекламного модуля «Каменное масло» и «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года.
Денежный платеж произведен <П…> (Орловская обл., пос. Викторовка, <…>).
Представленные копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Бектуганова К.А., а также копия страниц его паспорта не являются доказательством того, что рекламодателем выступал Бектуганов К.А.
Комиссия не принимает письменные доводы ИП Мещеряковой О.П. о том, что рекламодателем является <Б…> и считает, что информацию привела в готовую форму для распространения в виде рекламного модуля и разместила в № 46 от 22.11.2012 года газеты «Выбери лучшее» <М…>.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рекламопроизводителем является рекламное издание «Выбери лучшее» ИП Мещерякова О.П., (ИНН 510200260648/0184049, Мурманская область, г. Кандалакша, <…>).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу «Каменное масло» и «Бальзам Алтайский целитель», размещенную в рекламном издании г. Кандалакши «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года на странице 5 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание ИП Мещеряковой О.П. о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Мещеряковой О.П.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 26.03.2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27.03.2013 года.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Р Е Ш Е Н И E по делу № 06-03-13/02
26 марта 2013 года г.Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
рассмотрев материалы дела № 06-03-13/02 от 11.03.2013г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в отсутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: индивидуального предпринимателя Мещеряковой Ольги Петровны (ИНН 510200260648/0184049, Мурманская область, г. Кандалакша, <…>) и в отсутствии ИП Бектуганова Константина Александровича (ИНН 180803519260, Удмуртская Республика Завьяловский р-н, с. Бабино,<…>). Индивидуальный предприниматель Мещерякова О.П. уведомлена надлежащим образом, представила письменные объяснения и ходатайство рассмотреть дело № 06-03-13/02 по признакам нарушения рекламного законодательства в её отсутствие. Индивидуальный предприниматель Бектуганов К.А. не получает корреспонденцию по адресу, имеющемуся в материалах дела.
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило заявление гражданина <И…> по факту распространения рекламы в рекламном еженедельнике г. Кандалакши «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В рекламном издании «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года на странице 5 размещен рекламный модуль, занимающий всю страницу и состоящий из рекламы двух продуктов: «Алтайский целитель» Бальзам. Здоровье от природы, 16 активных компонентов. Бальзам «Алтайский целитель» создан по лечебным прописям сибирских знахарей. Бальзам «Алтайский целитель» нормализует повышенное артериальное давление, восстанавливает после инсульта и инфаркта миокарда, помогает при ишемической болезни сердца, аритмии, тахикардии. Применяется при нарушении опорнодвигательного аппарата… интенсивно воздействует… при приеме 1 ч.л. ложки даже сильный спазм сосудов головы устраняется в течение нескольких минут…бальзам не оказывает побочных действий».
«Каменное масло уникальный подарок Алтайских гор. Поражает его быстрое и эффективное действие при лечении многих заболеваний .Вот практический перечень заболеваний, при котором наблюдались положительные результаты: гипертония, язва желудка, кишечные расстройства, болезнь печени геморрой, воспалительные и аллергические процессы, эрозия, мастопатия… .Одно из самых важных его действий- это эффективное использование при всех формах онкологии, значительно облегает восстановительный послеоперационный период, устраняет нежелательные последствия химио- и радиотерапии, его успешно используют между курсами противоопухолевого лечения.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности
- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Объектами рекламирования в данном рекламном модуле являются пищевые продукты соль пищевая с витаминно-минеральными добавками серии «Каменное масло» и бальзам безалкогольный медово - растительный «Алтайский целитель».
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив рекламную статью, полагает, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание потребителей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данной продукции и улучшения состояния здоровья человека в результате применения продуктов, ««Каменное масло», « Бальзам Алтайский целитель».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
Однако, как лекарственные средства данные пищевые продукты не зарегистрированы, отсутствует в государственном реестре лекарственных средств (в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru), то есть лекарственным средством не является, что также подтверждается сертификатами соответствия:
№ РОСС RU.АЕ96.Н04264, согласно которому продукция «Алтайский целитель» зарегистрирована как бальзам безалкогольный медово-растительный «Алтайский целитель», произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед»;
№ РОСС RU.АЕ96.Н04100, согласно которому «Каменное масло» зарегистрировано как соль пищевая с витаминно-минеральными добавками, произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед».
Согласно пункту 4.14 ГОСТ Р 51074-2003 настоящая продукция «Каменное масло» относится к пищевым концентратам.
Указанные в рекламе продукты «Каменное масло» и «Бальзам Алтайский целитель» лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности
- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
Таким образом, в рекламном издании г. Кандалакши «Выбери лучшее» № 46(552) от 22.11.2012 года на странице 5 размещалась реклама продуктов «Каменное масло» «Бальзам Алтайский целитель», содержащая сведения не соответствующие действительности о назначении и потребительских свойствах продуктов, с указанием на их лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, что противоречит пункту 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Комиссия признала рекламу ненадлежащей, т.к. вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Из материалов дела следует, что реклама распространялась посредством публикации ее на странице 5 в рекламном издании «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года в виде модуля.
Согласно письменным объяснениям ИП Мещеряковой О.П. заявка на размещение рекламы была сделана по телефону от имени <Б…>, а так как реклама носила разовый характер, договор с заказчиком не заключался.
По электронной почте в адрес заказчика редакция отправила сканы документов на оплату услуги: счет и акт выполненных работ. Оплату производила менеджер <П…> в этот же день, а макет поступил в редакцию по электронной почте в готовом виде. Акт выполненных работ не вернулся в редакцию.
В соответствии с пунктом 6, 7 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя и рекламопроизводителя.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе рассмотрения дела не были представлены доказательства того, что ИП Бектуганов К.А. (ИНН 180803519260, Удмуртская Республика Завьяловский р-н, с. Бабино,<…>) является рекламодателем.
В материалы дела не представлен согласованный ИП Бектугановым К.А. рекламный макет, т.е. отсутствуют доказательства того, что определил содержание и объекты рекламирования именно ИП Бектуганов К.А.
Отсутствуют в материалах дела договор на размещение указанной рекламы и акт выполненных работ.
Представленная копия перевода денежных средств не содержит наименование платежа, подтверждающего оплату услуг по размещению рекламного модуля «Каменное масло» и «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года.
Денежный платеж произведен <П…> (Орловская обл., пос. Викторовка, <…>).
Представленные копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Бектуганова К.А., а также копия страниц его паспорта не являются доказательством того, что рекламодателем выступал Бектуганов К.А.
Комиссия не принимает письменные доводы ИП Мещеряковой О.П. о том, что рекламодателем является <Б…> и считает, что информацию привела в готовую форму для распространения в виде рекламного модуля и разместила в № 46 от 22.11.2012 года газеты «Выбери лучшее» <М…>.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рекламопроизводителем является рекламное издание «Выбери лучшее» ИП Мещерякова О.П., (ИНН 510200260648/0184049, Мурманская область, г. Кандалакша, <…>).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу «Каменное масло» и «Бальзам Алтайский целитель», размещенную в рекламном издании г. Кандалакши «Выбери лучшее» № 46 от 22.11.2012 года на странице 5 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание ИП Мещеряковой О.П. о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Мещеряковой О.П.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 26.03.2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27.03.2013 года.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 06-03-13/02
[format] =>
[safe_value] => № 06-03-13/02
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 14
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-03-27 07:10:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-03-27 07:10:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1364454858
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Мурманское УФАС России
)