Протокол № 6 от 01.08.2017

Протокол № 6 от 01.08.2017

Заседания Экспертного совета по применению рекламного законодательства при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ: Попова И. Н.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

члены Экспертного совета: Коптев А. С., Мороз С. В., Лихошва В. П., Коган Б. С., Калитенков А. Н.

 

I. Обсуждение баннера у входа в магазин товаров для рыбалки с изображением нижней части женского туловища в бикини.

Оценка данной рекламы проходила в форме заочного голосования.

СЛУШАЛИ: Мороз С.В.

            Мороз С.В. доложила, что в адрес Мурманского УФАС России поступило обращение  ВГТРК Мурман по вопросу размещения наружной рекламы размером 1,10*2,5 м.кв. Реклама направлена на пешеходную и проезжую часть, т. е. на неопределенный круг лиц, при входе в магазин «Рыбаклёв», в г. Мурманск, ул. Коминтерна 22.

   Экспертам были представлены фотографии, на которых рекламные баннеры информируют неопределенный круг лиц о товаре, в целях привлечения покупателей  в конкретный  магазин.

Изображение на рекламном полотне выглядит следующим образом. Фоном рекламы является фото водоёма, окаймлённое зелёными насаждениями. На переднем плане изображена нижняя часть туловища женского тела в бикини, в левой руке держащая удилище с катушкой. Фото занимает третью часть всего рекламного полотна.  В левом верхнем углу баннера имеется надпись «РыбаКлёв», по стилистике выполненная таким же образом, как и само название магазина. На переднем плане надпись « Рыбалка в удовольствие!».

Возникает вопрос о пристойности такой рекламы, вызывает ли она оскорбительные чувства.

В силу части 6 статьи 5 №38-ФЗ "О рекламе" не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Для правовой оценки рассматриваемой рекламы с точки зрения соответствия требованиям Закона о рекламе.

Членам экспертного совета были заданы следующие вопросы:

Считаете ли Вы данную рекламу непристойной?

Оскорбителен ли образ, используемый в рекламе?

Усматриваются ли, по Вашему мнению, в данной рекламе признаки нарушения

ч.6 ст.5 Закона о рекламе?

Со слов Когана Б. С. в адрес регионального Уполномоченного жалоб и заявлений не поступало. С учетом особенностей детской психологии следует предположить, что данное изображение не привлекает ребенка, который всю информацию, обращенную к нему, воспринимает без подтекста.

Мороз С. В. ответила, что образ, который используется в рекламе, не является оскорбительным для большей части населения, однако затрагивает чувства женского достоинства.

Лихошва В.П. также изложила свою точку зрения по данному вопросу.

Невозможно найти девиацию, вызываемую данным рекламным сообщением. Рекламное сообщение не нарушает норм морали, так как изображение не демонстрирует половые органы или порнографию, а значит соответствует нормам морали.    

В то же время данная реклама оскорбительна для женщин, как и вся реклама, объективизирующая людей вне зависимости от пола, гендерной или этнической идентичности, возраста и других признаков.

В данном рекламном сообщении усматриваются признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе в части наличия оскорбительных образов в отношении пола (сексуальная объективизация).

Калитенков А. Н. высказался, что данная реклама не является непристойной, так как на рекламном баннере не содержатся элементы порнографии, не размещены ругательства, бранные слова, неприличные жесты или позы, нижняя часть тела человека изображена без демонстрации половых органов и прикрыта элементами одежды.

Изображение нижней части женского тела (от локтя до бедра) совместно с лозунгом "рыбалка в удовольствие" не считаем оскорбительным образом в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Попова И. Н. и Коптев А. С. Считают, что образ, используемый в рекламе, не относится к товарам, реализуемым магазином «Рыбаклёв» и является непристойным, затрагивающим женское достоинство.

Для оценки жителями города рассматриваемой рекламы, Мурманское УФАС России провело опрос общественного мнения, опубликованный на своём официальном сайте: «Считаете ли Вы данную рекламу непристойной?»

По состоянию на 31 июля 2017 года проголосовало 1745 граждан. Для большинства – 1087 голосов (62%) данная реклама не является непристойной, для 639 голосов (37%)  данная реклама является непристойной, и 19 голосов (1%) воздержались.

РЕШИЛИ: Мнения членов экспертного совета разделились пополам.

Результаты  опроса, который проводился на официальном сайте, указывают, что граждане не считают данную рекламу не пристойной. С учетом совокупного мнения  данная реклама не нарушает ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

Кроме того, комитет градостроительства и территориального развития Администрации города Мурманска сообщил, что размещение данной рекламы было не законным и были выданы предписания № 125/17п  от 18.07.2017 и №126/17п от 18.07.2017 о ее демонтаже.

По итогам обсуждения эксперты рекомендовали рекламодателям принять к сведению мнение части потребителей о непристойности данной рекламы.

 

Председатель Экспертного совета,

Врио руководителя Мурманского УФАС России                                   Попова И. Н.

 

Ответственный секретарь Экспертного совета,

главный специалист-эксперт отдела контроля

рекламы и недобросовестной конкуренции

Мурманского УФАС России                                                                  Мороз С.В.

 

Дата проведения Совета: 
2 августа 2017, 09:53

Файлы для скачивания

Протокол от 02.08.2017
Тип файла: pdf
Размер файла: 2 МБ