Когда ФАС не указ?

Специалисты управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области провели проверку документации, имеющей отношение к проведению конкурса на получение перевозчиками права работать в муниципалитетах, и на днях рассказали журналистам, к каким выводам пришли.

   

- В феврале 2013 года управлением была проведена проверка деятельности администрации на предмет соблюдения ею требований антимонопольного законодательства при проведении конкурсов на право заключения договоров о транспортном обслуживании населения, - заявил начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков Алексей Журавлев.

Как считают в Мурманском УФАС, все началось с того, что в ноябре 2012 года администрацией было принято решение о проведении конкурсов и утверждении конкурсной документации, поскольку истек срок договоров, заключенных в 2011 году, на транспортное обслуживание населения. Вскрытие заявок с конвертами назначили на 17 декабря, а сопоставление и принятие решения о победителе - на 26 декабря 2012 года. На момент вскрытия конвертов было подано 37 заявок. То есть конкурентная борьба за право осуществлять деятельность на этом товарном рынке была достаточно жесткой. Однако за два дня до подведения итогов был внесен протест прокуратуры о том, что конкурсная документация не соответствует требованиям действующего законодательства. В частности, описание лотов не соответствует описаниям муниципальных маршрутов, которые указаны в решении совета депутатов. В связи с этим администрация отменила проведение конкурса и отправила заявки участников обратно.

Но протест прокуратуры не связан с возложением на хозяйствующих субъектов дополнительных обязанностей и не влечет каких-либо изменений в самой процедуре проведения конкурса. А так как заявки были поданы, и процедура вскрытия конвертов состоялась, что подтверждено протоколом, конкурс не мог быть признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.

Таким образом, по мнению Мурманского УФАС, у администрации города отсутствовали основания для непроведения конкурса.

На органах местного самоуправления лежит обязанность обеспечить население транспортным обслуживанием. Поэтому в установленных законом случаях органы местного самоуправления могут привлекать перевозчиков к работе на временной основе. Срок заключения таких договоров не должен превышать 6 месяцев. За это время администрация обязана подготовить конкурсную документацию и заново провести процедуру конкурса. И 28 декабря 2012 года на официальном сайте администрации Мурманска было размещено объявление о необходимости привлечения перевозчиков на условиях временной работы.

- Нами установлено, что законных оснований для привлечения перевозчиков на условиях временной работы у администрации не имелось, - сказал Алексей Журавлев. - Мы признали в действиях администрации нарушение ч.1 ст.15 федерального закона № 135 «О защите конкуренции». Нарушение состояло в отмене конкурсной документации, недоведении до завершения начатой конкурсной процедуры и заключении с перевозчиками договоров о транспортном обслуживании населения на условиях временной работы.

Кроме того, Мурманским УФАС были установлены согласованные действия администрации областного центра и ООО «Першерон». Они заключались в том, что заявка общества была направлена не в канцелярию администрации в порядке живой очереди, а вручена непосредственно начальнику отдела организации транспортного обслуживания администрации. Это обеспечило «Першерону» возможность заключить несколько договоров вне очереди.

В 2013 году управлением также было возбуждено два дела по нарушению статьи 18.1 закона «О защите конкуренции».

- Мы приостановили действия конкурсной комиссии организации транспортного обслуживания, установив факт невыполнения ею обязанностей, предусмотренных Положением об организации транспортного обслуживания, утвержденным решением совета депутатов Мурманска, и пп. 1 п. 11.2 конкурсной документации, утвержденной постановлением № 773 администрации Мурманска. Комиссия не запросила у соответствующих органов сведения о соблюдении соискателем правил дорожного движения, налогового законодательства, лицензионных и сертификационных условий в течение года, предшествующего дате объявления конкурса, и иных сведений, необходимых для проверки достоверности документов и информации, представленных соискателями, - сказал Журавлев. - Одно из решений было предметом рассмотрения в областном арбитражном суде, и он поддержал позицию Мурманского УФАС, признав решение законным.

Еще два дела было возбуждено в связи с тем, что конкурсная документация содержала антиконкурентные критерии отбора перевозчиков.

Уже после, в ноябре, была объявлена новая процедура, опять привлекались перевозчики на основе временной работы, и там были заключены уже иные договоры, что снова стало предметом рассмотрения антимонопольной службы. Сейчас специалисты ведомства снова проводят проверку, собирают документы и информацию.

Мурманским УФАС были также проверены действия администраций муниципальных образований Кола, Мончегорск и Кандалакшский район на предмет соблюдения антимонопольного законодательства при проведении конкурсов на право заключения договоров о транспортном обслуживании населения.

Было установлено, что и там администрации не всегда устанавливают конкурентные критерии отбора претендентов на рынке муниципальных пассажирских перевозок. Но при разбирательстве чиновники не стали упорствовать и устранили нарушения.

- Поэтому мы считаем, что порядка на товарном рынке по транспортному обслуживанию населения в Мурманске можно достичь в том числе и совместными усилиями администрации и Мурманского УФАС, - подвел черту под своим докладом начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков Алексей Журавлев.

- У антимонопольной службы нет никаких приоритетов, кроме закона, - подчеркнула и. о. руководителя Мурманского УФАС России Светлана Чеченина. - Мы не рассматриваем позицию того или иного предпринимателя. Мы работаем объективно, что подтверждается тремя судебными актами мурманского арбитражного суда первой инстанции, который поддержал нашу позицию. Должны быть обеспечены условия для честной конкуренции, всем участникам конкурсных торгов должно быть понятно, по каким принципам и параметрам они конкурируют и почему один из претендентов в конце концов получает желаемую работу. Ясная конкурсная документация не приводит к столкновениям, как это показано в тех трех упомянутых муниципалитетах. А в Мурманске эта работа уже дважды дана на временных условиях. То есть, чтобы разрешить сегодняшнюю сложную ситуацию, нужна воля местных властей.