Поправки «третьего антимонопольного пакета» носят не карательный, а предупредительный характер

Сегодня Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области провело пресс-конференцию, во время которой журналистам было рассказано о сути «третьего антимонопольного пакета» поправок, принятого во втором чтении Государственной Думой РФ 17 ноября.

- Законопроект предлагает внести изменения, - рассказал и.о. руководителя регионального УФАС Александр Плетешков, - в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты, основанные на правоприменительной практике.

В первую очередь хотелось бы сказать о введении двух совершенно новых институтов - выдачи предостережений и выдачи предупреждений.

Предостережения будут выдаваться должностным лицам организаций, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Предупреждения будут выдаваться хозяйствующим субъектам на стадии рассмотрения заявлений. Благодаря этому ФАС России планирует перевести большинство дел на предупредительный характер.

Планируется сократить перечень безусловных запретов и распространять их только на горизонтальные соглашения (картели). Также предполагается уточнить применение уголовной ответственности за антиконкурентные соглашения. В законопроекте уточняется понятие запрещённой координации экономической деятельности. Предлагается уточнить требования к согласованным действиям хозяйствующих субъектов. Таковыми будут признаваться действия хозяйствующих субъектов, публично заявивших о планируемом поведении на рынке. Определена также минимальная доля товарного рынка, которую должны занимать участвующие в согласованных действиях хозяйствующие субъекты.

«Третий антимонопольный пакет» предполагает применение фиксированных административных штрафов за нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением, которые не привели к ограничению конкуренции. Однако это правило не будет распространяться на действия субъектов естественных монополий, в отношении которых должны применяться «оборотные штрафы», размер которых сейчас составляет от 1 до 15 процентов выручки хозяйствующего субъекта за злоупотребление доминирующим положением, а также при согласованных действиях.

Очень важным является новшество о том, что антимонопольный орган имеет право пересматривать решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Вызовут интерес у предпринимателей и поправки в отношении закрепления механизма административного обжалования торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По словам Александра Плетешкова, изменения в основном носят предупредительный, а не карательный характер.