Когда заказчик - государство

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Как любой иной бюджет, областной состоит из доходов и расходов. О поступлении средств в казну края мы неоднократно рассказывали своим читателям в других материалах. Сегодня же поговорим о том, как тратятся поступившие деньги. На них, в частности, строятся спортивные объекты и детские сады, ремонтируются больницы, закупается медицинское оборудование, лекарства, мебель, транспортные средства - всего не перечислишь. Система государственного заказа представляет из себя довольно сложный механизм. Ведающее им областное управление является уполномоченным органом для более чем двух сотен государственных заказчиков региона. Речь идет об исполнительных органах власти и подведомственных им учреждениях. Причем в последнее время объем работы значительно вырос. Если за весь прошлый год было размещено около 2800 заказов, то в году текущем эта цифра превышена уже сейчас. А в целом за двенадцать месяцев она, по оценкам, должна приблизиться к пяти тысячам. О своей работе «Мурманскому вестнику» рассказала и. о. начальника управления государственного заказа Мурманской области Ольга КУЗНЕЦОВА.   

 

- Ольга Александровна, правила траты государственных денег и прозрачность этого процесса всегда интересовали общественность. Как все происходит на практике?

- Мы действуем в рамках широко известного и часто критикуемого 94-го федерального закона. Техническое задание, в котором прописываются все условия, разрабатывается самим заказчиком. Мы обрабатываем эту документацию и размещаем информацию на всероссийском официальном сайте http://zakupki.gov.ru. Кроме этого в 2010 году у нас, кстати, в одном из первых регионов страны, была введена автоматизированная система «Web-торги». Поэтому, после того как мы разместили заказ на электронных площадках, у потенциальных участников есть время, чтобы предъявить какие-либо претензии. Например, указать на замеченное несоответствие. Скажем, в техническом задании на определенную медицинскую технику указаны многоразовые расходные материалы. А они бывают только одноразовыми. Получается заведомо невыполнимое условие. На это можно пожаловаться в региональное управление Федеральной антимонопольной службы. Оно может приостановить проведение процедуры и заключение контракта вплоть до рассмотрения жалобы.

 

- И велик ли у вашего управления, если так можно выразиться, процент брака?

- Не скрою, в последнее время количество жалоб возросло. Хотя по сравнению с другими регионами оно у нас по-прежнему небольшое. При этом 90 процентов поступивших жалоб признаны необоснованными.

 

- Получается, большинство жалуется, что называется, не по делу. Впрочем, мне говорили, что определенные фирмы просто пользуются этим инструментом в своих целях...

- Посредством жалобы есть возможность приостановить процедуру, перенести ее сроки на более поздние. Таким образом, потенциальный участник торгов или аукциона имеет возможность докупить какое-то оборудование, оформить документацию и так далее. Естественно, это не совсем честно по отношению к другим участникам. Усложняется и наша работа, теряется время. А механизма ответственности жалобщика нет. Ему, скажем, не нужно платить госпошлину, да и жаловаться может кто угодно без всяких обоснований. Нет и реестра недобросовестных жалобщиков: допустим, три раза твоя жалоба признана необоснованной, больше какое-то время с жалобами к нам не приходи. В результате мы имеем то, что имеем. Скажем, по закупкам областного минздрава основной жалобщик у нас один. Все его знают, и из-за него постоянно переносятся процедуры. А речь, например, может идти о закупке аппаратов искусственной вентиляции легких для новорожденных. То есть важном оборудовании, которое напрямую влияет на жизнь людей. Но мер борьбы с подобным жалобщиком просто нет. Это притом что все его жалобы признаются необоснованными. Решать этот вопрос надо на федеральном уровне.

 

- В отличие от жалобщиков ваши сотрудники за свои ошибки несут персональную ответственность?

- Да, это так. И минимальный штраф составляет 30 тысяч рублей. Так что эффективность труда наших сотрудников оценивается напрямую. Если кто-то недобросовестно выполнил свою работу, он заплатит за это из своего кармана. Это прописано в Кодексе об административных правонарушениях.

 

- Но всегда ли такие штрафы оказываются справедливы?

- Судите сами. Техническое задание, повторюсь, формирует заказчик. Наша комиссия принимает решение о допуске к участию в торгах или аукционе потенциальных поставщиков. Иногда мы вынуждены отказывать им по формальным признакам. Скажем, по закону все документы, которые приходят к нам в заявке, должны быть прошиты. Но есть компании из других регионов. Пока пакет шел оттуда по почте, он мог быть поврежден. У нас был конкретный случай: мы вскрыли пакет, но прошивка документации оказалась повреждена. Заявку нам пришлось отклонить. А компания пожаловалась на нас в антимонопольную службу: дескать, мы сами могли повредить прошивку при вскрытии пакета. С другой стороны, если бы мы приняли заявку с нарушенной прошивкой, на нас могли бы пожаловаться другие участники, которые присутствовали (закон это разрешает) при вскрытии пакета. Как видите, ситуация оказалась бы для нас проигрышной в любом случае. И жалобы вроде бы обоснованные, хотя вины наших сотрудников в этом, по сути, нет.

 

- От конкурсной процедуры перейдем к выполнению государственного контракта. Там есть подводные камни?

- Допустим, состоялся аукцион на строительство, определен его победитель. А потом оказалось, что у него нет ни производственных мощностей, ни техники, ни персонала для выполнения всех работ в срок. Призвать подрядчика к ответу контролирующие органы, конечно, могут. Затем его можно включить в реестр недобросовестных поставщиков. Но это позволено сделать только после решения суда. Практика же показывает, что заказчику иногда проще договориться с подрядчиком, чем начинать хлопотный процесс судопроизводства. С одной стороны, понять заказчика можно: судебное разбирательство остановит стройку на несколько месяцев, легче методом кнута и пряника как-то добиться от подрядчика выполнения обязательств. С другой стороны, подобный, если так можно выразиться, невыявленный недобросовестный подрядчик может затем выйти победителем по другому контракту. И с ним будет мучиться уже следующий заказчик...

 

- Подобные ситуации тоже, наверное, издержки несовершенства законодательства. 94-й ФЗ не ругал только ленивый. На смену этому закону идет Федеральная контрактная система. Что вы ждете от ее введения?

- В июне проект закона о введении ФКС был принят в первом чтении. Вообще говоря, она должна была вступить в действие уже с 2013 года. Но так как к проекту было очень много вопросов, поступило множество предложений, в том числе и из регионов, введение ФКС пока откладывается. Но, скорее всего, все же в будущем году - может быть, в середине или в конце - она все же вступит в действие. В частности, в новой системе заложены механизмы, которые позволят жестче контролировать исполнение контрактов. Одним из нововведений является борьба с демпингом, то есть со значительным снижением цены. Сейчас есть случаи, когда на аукционе отдельные участники снижают цену в пять раз. Это, безусловно, вызывает подозрение. Добавится и система контроля обоснования цены. Сейчас, например, заказчики в основном формируют цены на основании запросов предложений от потенциальных поставщиков. Но здесь есть потенциальная возможность сговора. По новой же системе предусматривается около восьми методов определения начальной максимальной цены, а также процедуры контроля формирования стартовых цен и меры ответственности за нарушение требований к определению начальных цен контрактов. Проект ФКС также вводит понятие «нормирования» в сфере закупок товаров, работ и услуг, с целью предотвращения нецелевых закупок, а также новые способы осуществления закупок, позволяющие учитывать особенности отдельных видов закупаемой продукции, а также рыночную конъюнктуру - двухэтапный конкурс, конкурс и конкурс с ограниченным участием. Есть и другие нововведения. Многие из планируемых изменений отработаны на практике, потому что в разработке этого проекта участвовали все регионы России. Поэтому есть надежда, что с введением Федеральной контрактной системы позитивные изменения будут.

 

- Какая работа ведется у нас в регионе по совершенствованию закупочного процесса?

- В первую очередь мы ужесточили контроль над планированием и равномерным распределением процедур в течение финансового года, а также за своевременным исполнением заказчиками планов размещения заказов. Но основные проблемы кроются в формировании заказчиками технических заданий и условий закупок.

 

С целью усиления контроля и исключения злоупотреблений либо недобросовестной подготовки документации мы планируем создать экспертные советы по рассмотрению проектов технических заданий. Создание подобных советов обеспечит объективность оценки проектов технических заданий, разработанных государственными заказчиками Мурманской области для размещения государственного заказа, и соблюдение принципов гласности и прозрачности при размещении заказа, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказа.

 

В состав данных комиссий могут войти представители органов исполнительной власти области, а также эксперты по профилю рассматриваемого проекта технического задания, которые вправе давать пояснения и объективную оценку выставляемых условий в представленном проекте технического задания.
 

Игорь ЯГУПОВ
Опубликовано в "Мурманском вестнике" 18.10.2012 г