Каменное масло вышло боком

Контроль за порядком проведения торгов и размещением государственных и муниципальных заказов, недобросовестная конкуренция в сфере ЖКХ, злоупотребление доминирующим положением в сфере электроэнергетики - эти направления были приоритетными в работе областного управления Федеральной антимонопольной службы в 2012 году.

   

- По признакам нарушения федерального закона «О защите конкуренции» было возбуждено 69 дел, - сообщил журналистам на пресс-конференции, посвященной итогам года, руководитель управления Александр Плетешков. - Наибольшее количество нарушений касалось злоупотребления доминирующим положением и недобросовестной конкуренции.

 

В рамках выполнения требований федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в прошлом году в управление поступила 491 жалоба на действия заказчика либо конкурсной комиссии. Обоснованными признаны 140. При этом при проверке 226 необоснованных жалоб выявлены нарушения, в них не указанные. Выдано 84 постановления о наложении административного штрафа на общую сумму без малого полтора миллиона рублей. Причем большая часть этих денег уже взыскана.

 

Пристальное внимание уделили специалисты антимонопольной службы недобросовестной конкуренции в сфере ЖКХ. Во многих случаях речь шла о выставлении населению двойных квитанций. О чехарде в смене управляющих компаний знают все. Сначала граждане выбрали (или им назначили) одну, затем ее правдами или неправдами сменила другая. Что интересно, дважды один и тот же подъезд никто не уберет, не помоет. А вот счета за коммунальные услуги с удовольствием выставляют обе компании. Понятно, что одна из них - нарушитель.

 

Те, кто не смог выставить липовые счета, пытаются нажиться иным способом. Например, ООО «Октябрьское ЖЭУ» в одностороннем порядке повысило плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме на улице Книповича в областном центре. Между тем Жилищный кодекс предписывает решать этот вопрос только через обсуждение на общем собрании собственников жилья. После вмешательства УФАС людям произведен перерасчет.

 

За отчетный период, как отметил Александр Плетешков, возбуждено тридцать дел по признакам нарушения федерального закона «О рекламе». Число нарушений в этой сфере год от года возрастает. Большинство из них связано с биологически активными добавками, а также размещением рекламы на опорах дорожных знаков.

 

Так, индивидуальный предприниматель из Троицка Челябинской области рекламировал в одной из мурманских газет чудодейственные свойства живицы кедровой и каменного масла. Мол, ими хоть с сединой борись, хоть диабет лечи. Между тем в законе сказано, что реклама биологически активных пищевых добавок не должна создавать впечатление, что они являются лекарственными препаратами. К тому же выяснилось, что если живица кедровая хотя бы являлась этой самой БАД, то таинственное «каменное масло» вообще оказалось субстанцией неизвестного происхождения. Предпринимателю и редакции направлены предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства. И подобные случаи рекламы «чудодейственных» средств не единичны.

 

Есть в этой сфере и нарушения иного рода. Скажем, все по тому же закону в эфире в течение часа нельзя вещать рекламу более 15 минут. Так вот, одна из наших телекомпаний это время превысила. Уж слишком, наверное, велико было искушение заработать побольше денег в прайм-тайм. В результате должностное лицо телекомпании оштрафовано на 10 тысяч рублей.

 

- Впервые в прошлом году специалисты мурманского УФАС рассмотрели дела о несанкционированных СМС-рассылках в адрес граждан. Речь идет о так называемом СМС-спаме, - продолжил Александр Плетешков.

 

Да, подобные атаки на мобильные телефоны стали нередки. Несколько месяцев этим баловалось ОАО «Торговый дом Гермес», приглашая посетить свои магазины. Теперь выписанный штраф должен облегчить счета «Гермеса» на 200 тысяч рублей.

 

Впрочем, это лишь один случай из многих. И бороться с подобным спамом совсем не просто. О том, как оградить себя от подобных рассылок, рассказала главный специалист-эксперт УФАС Светлана Мороз.

 

Граждане часто забывают, сообщила она, что владеют дисконтными картами различных магазинов и торговых сетей. При их получении они заполняют анкеты, где дают свои телефоны и часто свое согласие на подобные рассылки. Для их прекращения следует обратиться в компанию или магазин, выдавшие карту, с просьбой прекратить рассылку. Причем лучше сделать это в письменной форме. Если подобное обращение не возымеет действие, необходимо снять скриншоты доставленных вам СМС. С этим уже можно обращаться в антимонопольную службу. Еще один источник подобных рассылок - платежные терминалы QIWI. Немногие знают, что когда делают через них платеж, то дают согласие на использование своего номера телефона для рекламных рассылок. Мало у кого хватает терпения ознакомиться с полным текстом соответствующего договора, чтобы уяснить, как от них можно отказаться… В общем, беспорядочные финансовые связи чреваты спамом.