Доклад Мурманского УФАС России по итогам практики антимонопольного контроля в 2022 году по состоянию на 01.12.2022 с руководством по соблюдению обязательных требований

Доклад

 Мурманского УФАС России по итогам практики антимонопольного контроля

в 2022 году по состоянию на 01.12.2022

 с руководством по соблюдению обязательных требований

Приказом ФАС России от 17.12.2021 № 1460/21 утверждена Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которых осуществляет ФАС России, на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 годов (далее – Программа).

Программа разработана с учетом требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», разделом IV Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 990, в целях организации проведения в 2022 году Федеральной антимонопольной службой профилактики нарушений требований, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований и снижения рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям, разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований.

            Профилактика нарушений обязательных требований проводится в рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в сфере государственного оборонного заказа, контроля в области регулируемых государством цен (тарифов), соблюдения законодательства о рекламе.

            Пунктом 2.2.4.3 плана-графика профилактических мероприятий ФАС России на 2022 год предусмотрена подготовка доклада территориального органа ФАС России с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является неправомерным (включает анализ и обобщение практики применения антимонопольного законодательства на территории субъекта Российской Федерации).

            Целью подготовки доклада является разъяснение требований законодательства в целях организации подконтрольными субъектами планирования деятельности с минимизацией рисков нарушения антимонопольного законодательства.

            Настоящий доклад подготовлен Мурманским УФАС России на основе анализа и обобщения правоприменительной практики территориального органа в 2022 году по состоянию на 01.12.2022 по следующим направлениям контроля:

1) контроль соблюдения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», требований к процедуре обязательных торгов.

2) контроль соблюдения Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (статья 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

3) контроль соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Раздел 1. Контроль закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В 2022 году в управление поступило более 200 жалоб на действия субъектов контроля в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), принято к рассмотрению 165 жалоб (в 2021 году принято к рассмотрению 246 жалоб), в том числе для: федеральных нужд – 27 жалоб, нужд Мурманской области – 76, для муниципальных нужд – 27.

Наибольшее количество жалоб подано на закупки по следующим рынкам:

Капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений – 24;

Поставка лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения – 35.

Обоснованной признана 51 жалоба, выдано 44 предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предписание исполнены в полном объеме.

Снижение количества жалоб по сравнению с 2021 годом связано с изменениями в законодательстве о контрактной системе, в том числе, с предоставление заказчикам права заключать контракты с единственным поставщиком в иных случаях, помимо установленных Законом о контрактной системе.

За рассматриваемый период управлением проведено 56 внеплановых проверок по обращениям заинтересованных лиц и поручениям ЦА ФАС России. Нарушения установлены при проведении 12 процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), выдано 5 предписаний.

Управлением рассмотрено 36 обращений о заключении контрактов для федеральных нужд с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). По результатам внеплановых проверок согласовано заключение контрактов по всем обращениям.

В 2022 году рассмотрено 194 обращения о включении сведений в отношении хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков. Включены в реестр сведения в отношении 75 организаций.

По результатам контрольных мероприятий в действиях субъектов контроля выявлены наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о контрактной системе:

1) не применение Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ);

2) нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе, в части установления дополнительных требований к участникам закупки, в особенности дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571;

3) нарушения, связанные с применением кодов КТРУ в рамках закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878.

4) нарушение порядка отбора участников закупок;

5) нарушение заказчиками сроков и порядка оплаты контрактов;

6) направление сведений в реестр контрактов с нарушением регламентированного срока;

В 2022 году управлением рассмотрено 83 дела об административных правонарушениях за нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. По итогам рассмотрения вынесено 49 предупреждений, выдано 34 постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 1 045 тыс. руб. За прошедший период управлением взыскано 738 тыс. рублей.

В рамках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок за 2022 год наибольшее количество дел (18) возбуждено по части 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с несвоевременным направлением информации и сведений в реестр контрактов.

В 15 случаях дела возбуждены по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за изменения существенных условий контракта, возможность изменения которых не предусмотрена законодательством.

В целях защиты прав и законных интересов участников закупок управление осуществляет рассмотрение жалоб участников закупок, поданных в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» .

В 2022 году в управление поступило 53 жалобы на действия (бездействия) организатор торгов при осуществлении закупок в соответствии с требованиями законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц.

В результате рассмотрения обоснованными (в том числе частично) признаны 6 жалоб, выдано 5 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц.

За прошедший период управлением выдано 22 постановления о наложения штрафа по статье 7.32.3 КоАП РФ за нарушения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц на сумму 117 тыс. рублей.

Раздел 2. Контроль соблюдения Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – Правила, Правила № 861).

Правила регламентируют порядок заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям.

Применительно к практике службы речь идет преимущественно о подключении земельных участков, гаражей, дач к сетям сетевых организаций, таких как ПАО «Россети Северо-Запад», АО «Оборонэнерго», ОАО «РЖД», АО «МОЭСК», АО «Мончегорские электрические сети», МУП города Апатиты «Апатитская электросетевая компания» и прочих.

Нарушение сетевыми организациями Правил технологического присоединения объектов к электрическим сетям является административным правонарушением и образует диспозицию статьи 9.21 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение в размере от 100 000 до 500 000 рублей. Повторное нарушение Правил № 861 в течение года влечет административный штраф в размере от 600 000 до 1 миллиона рублей.

С учетом ограничений на проведение контрольно-надзорных мероприятий заявления граждан о нарушении сетевыми организациями Правил № 861 рассматриваются службой в соответствии с требованиями КоАП РФ как сообщения о совершении административных правонарушений.

Согласно части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

С учетом установленных ограничений, важно, чтобы граждане, при обращении в антимонопольный орган, прикладывали все имеющиеся документы, из которых следует факт нарушения сетевой организацией правил. Например:

- заявку об осуществлении технологического присоединения;

- документы, подтверждающие оплату со стороны заявителя;

- договор о технологическом присоединении;

- уведомление в адрес сетевой организации об исполнении заявителем мероприятий по технологическому присоединению в своей части и т.д.

По результатам рассмотрения заявлений антимонопольный орган может принять следующие процессуальные решения:

- вынести определение о возбуждении дела и проведении административного расследования при недостаточности документов для констатации факта нарушения;

- составить протокол об административно правонарушении;

- вынести определение об отказе в возбуждении дела.

Определение об отказе в возбуждении дела, как правило, выносится при отсутствии события или состава административного правонарушения, либо по истечении годичного срока давности привлечения к административной ответственности.

Антимонопольный орган не наделен полномочиями по понуждению сетевых организаций к заключению договоров либо исполнению мероприятий по технологическму присоединению. Это исключительная компетенция суда в рамках рассмотрения исков граждан.

За 2022 год по состоянию на 01.12.2022 антимонопольным органом рассмотрено 83 обращения о нарушении Правил технологического присоединения к электрическим сетям в 2022 году.

По 38 заявлениям приняты решения об отказе в возбуждении административных дел.

По 45 заявлениям приняты следующие меры:

1.Возбуждено и рассмотрено с вынесением постановлений о штрафе 24 административных дела.

Общая сумма вынесенных штрафов за 2022 год по статье 9.21 КоАП РФ составила 9 610 000 рублей.

Из них исполнено 14 постановлений на сумму 5 510 000 рублей. 9 постановлений находятся в стадии исполнения в связи с обжалованием либо наличием 60 дневного срока для оплаты штрафа.

1 постановление в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» на сумму 300 000 рублей отменено по малозначительности Арбитражным судом Мурманской области.

2. 5 возбужденных административных дел по результатам рассмотрения прекращены должностным лицом антимонопольного органа в связи с отсутствием в действиях сетевых организаций состава правонарушения.

3. 16 административных дел в стадии рассмотрения: по ним либо проводятся административные расследования, либо дела рассматриваются должностными лицами службы.

Для сравнения: в 2020 году было вынесено 9 постановлений о штрафе на сумму 1 470 000 рублей, в 2021 – 14 постановлений на сумму 3 470 000 рублей.

Таким образом, в 2022 году отмечена динамика как по количеству поступивших в антимонопольный орган заявлений, так и по числу мер административного воздействия, принятых службой.

Основные нарушения, которые выявляются антимонопольным органом:

- необоснованный отказ в заключении договоров технологического присоединения. В определенный период времени сетевые компании отказывали собственникам объектов, находящихся на территории СНТ, в заключении прямых договор о технологическом присоединении. С июля 2022 года, в связи с увеличением платы за технологическое присоединения, наблюдались случаи отказа в заключении договоров с тем, чтобы сетевая организация могла избежать осуществления техприсоединения по льготной цене 550 рублей;

- нарушение 6 месячных либо годичных сроков на выполнение мероприятий по технологическому присоединению.

Примеры выявленных антимонопольным органом нарушений.

1. По результатам рассмотрения заявления ФКУ Упрдор «Кола» по вопросу неисполнения ПАО «Россети Северо-Запад» мероприятий в рамках заключённого между сторонами договора об осуществлении технологического присоединения электропринимающих устройств заявителя (воздушная линия наружного освещения федеральной автодороги Р-21 «Кола») к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, Мурманским УФАС России 04.07.2022 возбуждено дело об административном правонарушении № 051/04/9.21-202/2022 в отношении сетевой организации ПАО «Россети Северо-Запад».

Обществу вменено нарушение пункта 3 Правил № 861, выразившееся в длящемся неисполнении мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных заключённым между сторонами договором на технологическое присоединение.

Как установлено Мурманским УФАС России, необходимые мероприятия в рамках исполнения договора сетевой организацией выполняются за пределами установленных договором сроков (просрочка по договору составила более года). Невозможность выполнения работ по технологическому присоединению объекта заявителя в установленные договором сроки материалами дела не подтверждена. Постановлением о назначении административного наказания Общество признано нарушившим пункт 3 Правил № 861 в связи с длящимся неисполнением мероприятий по технологическому присоединению объекта. В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ на Общество наложен административный штраф в размере 600 000 руб. Арбитражный суд Мурманской области решением по делу № А42-7029/2022 от 10.11.2022 подтвердили правомерность принятого Мурманским УФАС России постановления, указав, что вменённое Обществу правонарушение (нарушение пункта 3 Правил №861) выражено не в нарушении предусмотренного в Правилах № 861 и договоре срока технологического присоединения, а в длящемся уклонении от выполнения технологического присоединения (длящееся правонарушение). В этой связи, суд нашёл правомерным исчисление Управлением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с даты возбуждения административного производства (составления протокола).

2. Антимонопольным органом рассмотрено заявление физического лица об уклонении ПАО «Россети Северо-Запад» от рассмотрения заявок на технологическое присоединение. Из пояснений ПАО «Россети Северо-Запад» следует, что Общество аннулировало заявку, сославшись на нормы об однократности технологического присоединения, так как, по сведениям сетевой организации, объект заявителя, ранее был технологически присоединен к сетям ООО «Базис-М».

 Однако доказательств ранее осуществленного технологического присоединения объектов заявителя к сетям ООО «Базис-М» сетевой организацией представлено не было. Согласно требований Правил № 861, документами, подтверждающими надлежащее технологическое присоединение, являются акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. В отсутствии таких документов, у сетевой организации отсутствовали основания для отказа от осуществления технологического присоединения.

Учитывая данные обстоятельства, в отношении сетевой организации ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 051/04/9.21-550/2021. Общество признано нарушившим пункты 3, 6 Правил № 861. Действия сетевой организации, выражающиеся в необоснованном отказе в заключении договора на технологическое присоединение, противоречат публично-правовым требованиям пунктов 3, 6 Правил № 861 и нарушают права заявителя на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению принадлежащих заявителю устройств к электрическим сетям сетевой организации.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ на Общество наложен административный штраф в размере 300 000 руб. На сегодняшний день суды 3-х инстанций по делу № А42-8133/2021 подтвердили правомерность постановления Мурманского УФАС России.

3. Аналогичная ситуация сложилось при рассмотрении заявления гражданина в связи с отказом ПАО «Россети Северо-Запад» в осуществлении технологического присоединения объекта общественного питания (магазин). Согласно представленной ПАО «Россети Северо-Запад» информации, заявителю отказано в заключении договора, т.к. объект заявителя уже подключен от сетей рядом стоящего здания. Постановлением по делу № 051/04/9.21-709-2021 Общество признано нарушившим пункты 3, 6, 15 Правил №861. В соответствии с требованиями части 2 статьи 9.21 КоАП РФ на ПАО «Россети Северо-Запад» наложен штраф в размере 600 000 руб.

Суды 2-х инстанций по делу № А42-10483/2021 подтвердили правомерность привлечения сетевой организации к ответственности, указав, что каких-либо доказательств, подтверждающих подключение объекта заявителя к электрическим сетям сетевой организацией ни в ходе административного расследования, ни в ходе судебного разбирательства не представлено.

4. По результатам рассмотрения заявления гражданки в действиях сетевой организации МУП «АЭСК» (далее – Предприятие) установлено нарушение пунктов 3, 6 Правил № 861 в связи с отказом сетевой организации в осуществлении технологического присоединения жилого дома к сетям МУП «АЭСК».

 Предприятие отказало в удовлетворении заявки на технологическое присоединение объекта, принадлежащего заявителю сославшись на нормы об однократности технологического присоединения. Так, по сведениям Предприятия, жилой дом заявителя ранее был технологически присоединен к сетям МУП «АЭСК» через ВЛ-0,4 кВ «Лодочный кооператив № 2», КТП-200 ООО «Лайтос».

В тоже время, документов, подтверждающих факт ранее осуществленного надлежащего технологического присоединения объектов Заявителя к электрическим сетям сетевой организацией не представлено. В отношении МУП «АЭСК» возбуждено и рассмотрено дело №051/04/9.21-58/2022 по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. В действиях сетевой организации признано нарушение пунктов 3, 6 Правил № 861.

Арбитражный суд Мурманской области в своём решении по делу №А42-3032/2022 оценив представленные в материалы дела доказательства, нашёл правомерным вывод Мурманского УФАС России о наличии в действиях Предприятия события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

5. По результатам рассмотрения заявления гражданина в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено и рассмотрено дело №051/04/9.21-167/2022.

Из заявления следует, что заявителю передан в аренду на 49 лет земельный участок. Целевое назначение лесов: ценные леса – леса, расположенные в лесотундровой зоне. Вид использования участка: осуществление рекреационной деятельности.

Заявитель подготовил проект освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке, предоставленном ему в аренду. Указанный Проект освоения лесов в 2019 году получил положительное заключение Государственной экспертизы Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области.

В 2021 году заявитель дважды обратился в сетевую организацию за постоянным технологическим присоединением вышеуказанного участка.

ПАО «Россети Северо-Запад» отказало заявителю в осуществления постоянного технологического присоединения, предложив осуществить временное, что и послужило поводом к обращению заявителя в антимонопольный орган. Из пояснений сетевой организации следует, что все строения, которые согласно требований закона можно расположить на земельном участке, являются легковозводимыми, сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств. Исходя из вышеизложенного, сетевая организация предложила заявителю осуществить временное технологическое присоединение, отказав в постоянном.

Мурманское УФАС России запросило позицию Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области, согласно которой объект электросетевого хозяйства заявителя, является объектом, размещение которого на защитных рекреационных лесных участках прямо разрешено действующим законодательством и предусмотрено актуальным проектом освоения лесов.

Учитывая все обстоятельства дела, не установив обстоятельств, препятствующих осуществлению технологического присоединения объекта заявителя к сетям сетевой организации с применением постоянной схемы электроснабжения, Мурманское УФАС России квалифицировало действия ПАО «Россети Северо-Запад» как нарушающие требования пунктов 3, 6 Правил № 861. Общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. На сетевую организацию наложен штраф в размере 450 000 руб.

Арбитражный суд Мурманской области решением по делу №А42-4162/2022 признал решение административного органа законным.

6. Мурманским УФАС России по результатам рассмотрения заявления в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено и рассмотрено дело №051/04/9.21-197/2022.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ПАО «Россети Северо-Запад» отказало заявителю в осуществлении технологического присоединения объекта недвижимого имущества в связи с тем, что электрические сети напряжением 0,4 кВ, находящиеся на балансе ПАО «Россети Северо-Запад», находятся на значительном расстоянии от заявленного участка. Как указывает ПАО «Россети Северо-Запад», на наименьшем расстоянии от объекта заявителя находятся электрические сети сетевых организаций АО «МОЭСК» и ООО «ФинСан».

В ходе рассмотрения дела установлено, что на расстоянии менее 300 метров от границ объекта заявителя располагаются объекты электросетевого хозяйства трёх сетевых организаций: ПАО «Россети Северо-Запад» (ПС-302), АО «МОЭСК» (КТП-1040/1) и ООО «ФинСан» (ТП-500). Следовательно, заявитель имела право в соответствии с требованиями пунктов 8, 8(1) Правил № 861 обратиться за технологическим присоединением в любую из трёх сетевых организаций. ПАО «Россети Северо-Запад» признано нарушившим пункты 3, 6, 15 Правил №861, выразившиеся в необоснованном отказе в осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, на Общество наложен штраф в размере 450 000 рублей.

В своём решении № А42-4484/2022 Арбитражный суд Мурманской области признав наличие в действиях сетевой организации состава административного правонарушения отметил, что доводы заявителя о том, что испрашиваемый класс напряжения должен с точностью соответствовать напряжению подстанции, ошибочны, поскольку под технической возможностью подразумевается возможность предоставить напряжение не менее испрашиваемого, а невозможность обуславливается лишь тогда, когда истребуется большее напряжение, чем имеется.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А42-4484/2022 вынесенное Мурманским УФАС России Постановление оставлено в силе.

7. Иная ситуация сложилась при рассмотрении заявления ООО «Студёный Берег» на действия ООО «Оборонэнернго».

Постановлением Мурманского УФАС России от 12.10.2022 по делу №051/04/9.21-567/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в связи с нарушением требований пунктов 3, 6, 15 Правил №861, что выразилось в бездействии (проект договора заявителем в адрес ООО «Студеный берег» направлен не был) сетевой организации в осуществлении мероприятий по технологическому присоединению по результатам рассмотрения Заявки ООО «Студёный берег». На ООО «Оборонэнернго» наложен штраф в размере 100 000 руб.

ООО «Оборонэнернго» обжаловало вынесенное Мурманским УФАС России постановлением в судебном порядке. Согласно представленной АО «Оборонэнерго» позиции, у общества, в связи со значительной удалённостью объекта заявителя от электрических сетей, отсутствует возможность заключить договор технологического присоединения. АО «Оборонэнерго», ссылаясь на позицию Комитета по тарифному регулированию Мурманской области, указывает на невозможность компенсации понесённых сетевой организацией расходов.

Суды двух инстанций по делу № А42-9235/2021 пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения. Тем не менее, суд первой инстанции принял решение о замене административного штрафа на предупреждение в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, без вынесения данного вопроса на рассмотрение сторон.

В свою очередь Арбитражным судом Северо-Западного округа (постановление от 31.10.2022 по делу № А42-9235/2021) также рассмотрен вопрос наличия/отсутствия оснований для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Как указал суд, тот факт, что с момента исполнения Обществом ранее вынесенных постановлений Мурманского УФАС прошло более года, позволяет квалифицировать вмененное в настоящем случае правонарушение по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, однако не свидетельствует о совершении такого правонарушения впервые. В связи с чем отсутствует основание для замены административного штрафа на предупреждение, поскольку ранее Общество уже привлекалось к административной ответственности по части 1, части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

8. Мурманским УФАС России по результатам рассмотрения заявлений АО «АтомЭнергоСбыт», АО «Мурманская ТЭЦ», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (далее – заявители), в действиях владельца объектов электросетевого хозяйства ИП<…> признан факт нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившемся в отключении ИП<…> трансформаторной подстанции № 1, с помощью которой опосредованно подключены энергопринимающие объекты трех потребителей: АО «Мурманская ТЭЦ», ООО «Севертранс», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт».

Мурманское УФАС России установило, что отключение ИП<…> на неопределенный срок ТП-1, с помощью которой опосредованно подключены энергопринимающие объекты трех потребителей, нарушает пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. Действия ИП<…> образуют событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

ИП<…>признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 3.4, пунктом 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ ИП <…>вынести предупреждение.

Не согласившись с вменённым правонарушением ИП<…>обжаловал вынесенное Мурманским УФАС России постановление в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда Мурманской области и Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А42-8370/2021 вынесенное Мурманским УФАС России Постановление оставлено в силе.

Вышеперечисленные Постановления о назначении административного наказания являются положительной практикой по привлечению к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ сетевой организации за нарушение требований Правил № 861.

Раздел 4. Контроль соблюдения законодательства о рекламе.

В 2022 в адрес Мурманского УФАС России поступило 84 заявления по вопросам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Большая часть заявлений содержала требования пресечь нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), т.е. рекламу, направленную по сетям электросвязи без согласия абонента. Иные заявления касались вопросов размещения рекламы в сети Интернет, социальной рекламы, рекламы в печатном издании, рекламных листовок, звуковой рекламы, рекламы в теле-радиопрограммах, вопросов размещения наружной рекламы, рекламных конструкций.

Мурманским УФАС России в отчётном периоде возбуждено и рассмотрено 11 дел по признакам нарушения Закона о рекламе, из них:

1 дело по части 7 статьи 5, пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе в связи с распространением рекламы финансовых услуг.

1 дело по части 2 статьи 15 Закона о рекламе в связи с превышением времени вещания на радио.

1 дело по статье 16 Закона о рекламе в связи с превышением объёма рекламы в журнале.

3 дела по статье 16 Закона о рекламе в связи с размещением рекламы в СМИ без соответствующих пометок «реклама» или «на правах рекламы».

1 дело по части 1 статьи 18 Закона о рекламе в связи с распространением нежелательного рекламного смс-сообщение.

3 дела по части 1 статьи 18 Закона о рекламе по фактам получения абонентами нежелательных звонков рекламного характера.

1 дело по пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе в связи с установкой баннера с рекламой табачной продукции.

По 10 фактам нарушение подтвердилось. По результатам рассмотрения дел выдано 6 предписаний о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Также за отчётный период возбуждено и рассмотрено 10 дел по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе), 1 дело по части 2 статьи 14.3 КоАП РФ (превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах), 1 дело по дело части 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ (нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов). По трём делам вынесены постановления о назначении административного наказания на общую сумму 304 000 руб. По восьми делам, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершённое правонарушение, административный штраф заменён на предупреждение.

Примеры выявленных Мурманским УФАС России нарушениях.

1. В адрес Мурманского УФАС России поступило заявление гражданина по факту нарушения части 1 стати 18 Закона о рекламе, выразившегося в поступлении 04.12.2021 в 14:51 на принадлежащий ему номер телефона нежелательного звонка рекламного характера, без получения предварительного согласия абонента.

Определением о возбуждении дела от 14.02.2022 Мурманским УФАС России в отношении ИП<…>возбуждено дело № 051/05/18-69/2022.

В ходе рассмотрения дела подтвердилось, что информация, распространенная посредством входящего звонка на номер телефона абонента, отвечает всем признакам рекламы: распространена посредством телефонного звонка, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования. Доказательств наличия согласия абонента на распространение рекламы ИП<…>не представила.

Решением по делу № 051/05/18-69/2022от 11.04.2022 реклама, поступившая 04.12.2021 по сетям электросвязи на телефон абонента, признана ненадлежащей и нарушающей часть 1 статьи 18 Закона о рекламе, в действиях ИП<…>признано нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе. ИП Рогачевской Г.В. выдано предписание о прекращении нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе и обеспечении соблюдения указанной нормы.

По данному факту ИП<…>привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (Постановление № 051/04/14.3-490/2022 от 13.09.2022). Ввиду повторности совершённого правонарушения, на ИП<…>наложен штраф в размере 4 000 руб.

2. В Мурманское УФАС России из Управления Роскомнадзора по Мурманской области в рамках Соглашения об организации взаимодействия и сотрудничества были направлены материалы планового систематического наблюдения в отношении средства массовой информации (далее – СМИ) «Радио Шансон Мурманск» с записью эфира радиопрограммы средства массовой информации (далее СМИ) «Радио Шансон Мурманск» за период с 00:00 06.12.2021 по 24:00 12.12.2021 в целях надзора за исполнением рекламного законодательства в части объема вещания рекламы в сутки на радиоканале.

В ходе рассмотрения представленных сведений выявлены признаки нарушения части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Мурманским УФАС России по результатам рассмотрения поступивших материалов возбуждено дело № 051/05/15-594/2022 по признакам нарушения часть 2 статьи 15 Закона о рекламе.

Решением по делу № 051/05/15-594/2022 от 18.11.2022 реклама, выходившая в г. Мурманске на частоте 91,6 Fm в СМИ радио «Радио Шансон Мурманск» в период с 00:00 06.12.2021 по 24:00 12.12.2021, признана ненадлежащей, нарушающей часть 2 статьи 15 Закона о рекламе. ООО «Медиа Альянс» признано виновным в нарушении части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

ООО «Медиа альянс» выдано предписание о прекращении нарушения требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе и обеспечении соблюдения указанной нормы.

Постановлением № 051/04/14.3-707/2022 от 09.12.2022 ООО «Медиа альянс» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.3 КоАП РФ. На Общество наложен административный штраф в размере 200 000 рублей.

3. В адрес Мурманского УФАС России из приёмной Президента Российской Федерации поступило обращение гражданина в отношении Кредитного потребительского кооператива «Первое Мурманское общество взаимного кредита» (далее – КПК «ПМОВК») по признакам нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Как следовало из представленного обращения, вдоль дороги по проспекту Кольскому в сторону центра между остановкой общественного транспорта Молодежный проезд и домом № 86 по проспекту Кольскому располагается рекламная конструкция (баннер) с рекламой услуг КПК «ПМОВК», в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре.

Также Мурманским УФАС России выявлена аналогичная реклама услуг КПК «ПМОВК», размещённая на рекламной конструкции (баннере) по проспекту Ленина, вдоль проезжей части в районе дома 32, рядом с торгово-развлекательным комплексом Мурманск Молл.

Как установлено в ходе рассмотрения дела № 051/05/5-211/2022, на баннерах размещена реклама, продвигающая услуги КПК «ПМОВК» в виде возможности размещения сбережений под 24%.

В рекламе применялись разные шрифты: крупный для обозначения привлекательной информации (процент по вкладу, наименование организации, контактные номера телефонов, адрес сайта) и мелкий нечитаемый шрифт для обозначения иной существенной для потребителя информация (об условиях оформления сбережений, размере и сроках размещения денежных средств, возможности довнесения и снятия, досрочного изъятия сбережений, способе начисления процентов, а также необходимости стать вкладчиком кооператива).

Решением по делу № 051/05/5-211/2022 от 30.05.2022 реклама финансовых услуг КПК «ПМОВК» признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В адрес КПК «ПМОВК» выдано предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, путём устранения допущенных нарушений, приведения текста рекламы в соответствие с требованиями законодательства и недопущения размещения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации.

Постановлением № 051/04/14.3-366/2022 от 14.06.2022 КПК «ПМОВК» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершённое административное правонарушение КПК «ПМОВК», штраф заменён на предупреждение.

4. Мурманским УФАС России рассмотрено поступившее из приёмной Президента Российской Федерации обращение гражданина по факту размещения в газете «Ловозерская правда» рекламы копировальных услуг, оказываемых редакцией в селе Ловозеро и МП «ЛИЦ» в посёлке Ревде, без сопровождения пометки «реклама» или «на правах рекламы», что является нарушением требований статьи 16 Закона о рекламе.

В ходе проведения проверки в действиях МП «ЛИЦ» установлены признаки нарушения рекламного законодательства, ввиду отсутствия пометки «реклама» или «на правах рекламы» в выпусках газеты «Ловозерская правда» № 31 от 05.08.2022, №32 от 12.08.2022, №33 от 19.08.2022, №34 от 26.08.2022, №35 от 02.09.2022, №36 от 09.09.2022.

Определением от 26.09.2022 в отношении МП «ЛИЦ возбуждено дело № 051/05/16-557/2022 по признакам нарушения статьи 16 Закона о рекламе.

Решением по делу № 051/05/16-557/2022 от 18.10.2022 реклама копировальных услуг, распространяемая без соответствующих пометок «реклама» или «на правах рекламы» в газете «Ловозерская правда» в выпусках № 31 от 05.08.2022, № 32 от 12.08.2022, № 33 от 19.08.2022, № 34 от 26.08.2022, № 35 от 02.09.2022, № 36 от 09.09.2022 признана ненадлежащей и нарушающей требования статьи 16 Закона о рекламе. Комиссией принято решение в связи с добровольным устранением нарушения до вынесения решения предписание МП «ЛИЦ» о прекращении нарушения требований статьи 16 Закона о рекламе не выдавать.

Постановлением № 051/04/14.3-595/2022 от 07.12.2022 МП «ЛИЦ» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, учитывая, что МП «ЛИЦ» административное правонарушение совершено впервые, административное наказание в виде административного штрафа заменить предупреждением.

5. В адрес Мурманского УФАС России поступило заявление гражданина по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе в связи с получением на принадлежащий ему номер телефона нежелательного рекламного звонка, поступившего 17.06.2022 в 18:28 без предварительного согласия абонента.

Определением № 051/05/18-539/2022 от 16.09.2022 в отношении АО «Банк Русский стандарт» возбуждено производство по делу в связи с наличием в действиях Общества признаков нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Решением по делу № 051/05/18-539/2022 от 11.10.2022 распространяемая в адрес заявителя посредством средств связи реклама признана ненадлежащей, нарушающей часть 1 статьи 18 Закона о рекламе. АО «Банк Русский стандарт» признано виновным в нарушении части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

АО «Банк Русский стандарт» предписание об устранении нарушения не выдавалось в связи с добровольным устранением нарушения.

Постановлением № 051/04/14.3-669/2022 от 12.12.2022 АО «Банк Русский Стандарт» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела установлено, что АО «Банк Русский Стандарт» ранее уже совершало административные правонарушения, на Общество наложен штраф в размере 100 000 руб.