Доклад по итогам работы Мурманского УФАС России за 2023 год

Категория отчета:

В 2023 году Мурманское УФАС России рассмотрело 116 заявлений (142 в 2022 году) о нарушении антимонопольного законодательства (злоупотребление доминирующим положением, действия органов власти, антиконкурентные соглашения).

Больше всего заявлений (65) касались вопросов злоупотребления дминирующим положениям (статья 10 135-ФЗ), в частности, установления монопольно высоких цен.

По 7 заявлениям – выдано 7 предупреждений о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения АМЗ. По 75 заявлениям отказано в возбуждении дел о нарушении АМЗ, по 34 заявлениям возбуждено 4 антимонопольных дела.

В Управление поступило 98 обращений, содержащих указание на признаки нарушения Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 в части соблюдения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

100 обращений были перенаправлены по подведомственности в иные органы либо оставлены без рассмотрения в связи с несоблюдением требований к содержанию заявления и прилагаемых к нему документов.

 

2022 год

2023 год

Разница

Поступило обращений

 

429

337

21  %

Рассмотрено заявлений о нарушении АМЗ

 

142

116

18  %

Отказано в возбуждении дел 

 

136

75

  45 %

Выдано предупреждений

 

7

7

-

Статья 10 Закона о защите конкуренции

В 2023 рассмотрено 65 заявлений о признаках злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением (статья 10 Закона о защите конкуренции). По 32 заявлениям принято решение об отказе в возбуждении дел, по 33 – возбуждено 3 антимонопольных дела.

1) По 31 заявлениям – возбуждено дело 051/01/10-581/2022 в отношении ФГУП «Архангельское» ФСИН России. Решением от 04.04.2023 в действиях ответчика установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг розничной торговли товарами в границах учреждений уголовно-исправительной системы Мурманской области путем осуществления закупочной деятельности по выбору поставщика с целью реализации товаров в магазины и иные точки общепита учреждений уголовно-исполнительной системы Мурманской области с нарушением закрепленных целей и принципов закупочной деятельности и положений локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих закупочную деятельность ФГУП «Архангельское» ФСИН России, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

ФГУП «Архангельское» ФСИН России выдано предписание осуществлять закупочную деятельность по выбору поставщика с целью реализации товаров в магазины и иные точки общепита учреждений уголовно-исполнительной системы Мурманской области в строгом соответствии с требованиями локальных нормативно-правовых актов ФГУП «Архангельское» ФСИН России и с учетом целей и принципов закупочной деятельности предприятия.

Предписание исполнено.

Решение и предписание не оспаривались.

За нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Архангельское» (правопреемник предприятия) привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей. Генеральный директор – в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Административные штрафы оплачены.

2) По 1 заявлению Военной прокуратура гарнизона Заозерска Северного флота – возбуждено дело № 051/01/10-84/2023 в отношении АО «Ситиматик». Решением от 24.07.2023 установлен факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области путем неправомерного отказа от вывоза твердых коммунальных отходов с объекта: Мурманская область, п. Вайталахти (н.п. Вайда-Губа), войсковая часть 36138-Д, военный городок 69 в рамках действующих договоров. 

В связи с прекращением выявленного нарушения до окончания рассмотрения дела предписание не выдавалось.

За нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ АО «Ситиматик» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Постановление о наложении административного штрафа в настоящее время оспаривается в арбитражном суде.

3) По 1 заявлению Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области – возбуждено дело № 051/01/10-585/2023 в отношении ООО «Калган».

Решением от 05.12.2023 в действиях ООО «Калган» установлен факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг водоотведения в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений централизованной системы водоотведения города Снежногорска ЗАТО Александровск, путем неправомерного ограничения транспортировки сточных вод в г. Снежногорске Мурманской области в период с 25.05.2023 по 29.05.2023 и с 04.08.2023 по 06.08.2023.

ООО «Калган» выдано предписание о необходимости обеспечить бесперебойное функционирование находящихся в собственности объектов централизованной системы водоотведения города Снежногорска ЗАТО Александровск и транспортировку сточных вод в соответствии с положениями действующего законодательства и условиями заключенного с унитарным муниципальным производственным предприятием «Жилкомхоз» ЗАТО Александровск Мурманской области договора по транспортировке сточных вод от 01.09.2019.

Предписание исполнено.

Материалы дела переданы должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Статьи 14.1 – 14.8 Закона о защите конкуренции

По признакам совершения недобросовестной конкуренции (статьи 14.1 – 14.8 Закона о защите конкуренции) Управлением рассмотрено 14 заявлений. По всем заявлениям отказано в возбуждением антимонопольных дел в связи с отсутствием признаков нарушения.

Примеры заявлений:

1) Министерства развития Арктики и экономики Мурманской области направили материалы в отношении двух хозяйствующих субъектов, которые реализовывали спиртосодержащую продукцию по цене ниже законодательно установленной.

Отказ в возбуждении дела, поскольку данные действия регулируются отраслевым законодательством и не являются актом недобросовестной конкуренции: не могли повлиять на конкурентную среду, не были направлены на причинение вреда иным участникам рынка и т.п.

2) заявления 23/121, 23/53, 22/268

Статья 15 Закона о защите конкуренции

В 2023 году Управлением рассмотрено 26 заявлений о признаках совершения органами власти, органами местного самоуправления действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По 19 заявлениям – отказано в возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков нарушения.

Выдано 7 предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения.

Администрация города Мурманска предупреждена о необходимости осуществить отбор управляющих организаций для управления многоквартирными домами по адресам: ул. Октябрьская, д.8; ул. Подстаницкого, д. 4, 6, 10, 12, 16, 18; ул. Полярные Зори, д. 11; ул. Юрия Гагарина, д. 1А, 9/2; проспект Кольский, д. 161, 163; ул. Радищева, д. 43, 45, 66, 68,70, а также по адресам: проспект Кольский, д. 161, 163; ул. Радищева, д. 43, 45, 66, 68,70 в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Министерства образования и науки Мурманской области предупреждено о необходимости исключения властных (контрольно-распорядительных) функций оператора системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Мурманской области, связанных с осуществлением проверок деятельности и  принятия юридически значимых решений в отношении иных хозяйствующих субъектов (организаций, осуществляющие образовательную деятельность по программам дополнительного образования), из сферы деятельности хозяйствующего субъекта – ГАНОУ «ЦО «Лапландия».

ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области предупреждено о необходимости прекратить необоснованное препятствование ООО «Ариадна» в осуществлении хозяйственной деятельности на территории Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 23 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» путем обеспечения эксплуатации и использования телефонных аппаратов и иного оборудования ООО «Ариадна» в соответствии с условиями Соглашения о взаимодействии от 01.01.2022 № 7/22, а также путем исключения случаев воспрепятствования в доступе к использованию аппаратно-программного комплекса ООО «Ариадна», размещенного на территории ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области в законном порядке.

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции

1) По 1 заявлению в отношении МУП «Торгово-бытовой комплекс» ЗАТО г. Заозерск возбуждено дело № 051/01/17.1-250/2023.

Решением от 22.06.2024 в действиях МУП «Торгово-бытовой комплекс» ЗАТО г. Заозерск установлен факт нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора аренды муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «Торгово-бытовой комплекс» ЗАТО г. Заозерск, а именно помещения номерного фонда гостиницы «Северное сияние», расположенного по адресу: Мурманская область, г. Заозерск, ул. Колышкина, д. 2, общей площадью 1679,2 кв.м, б/н от 19.12.2022 без проведения торгов на право заключения этого договора, при отсутствии согласия собственника имущества, а также в отсутствие оснований для предоставления указанных прав в порядке предусмотренных законом исключений.

Предписание МУП «Торгово-бытовой комплекс» ЗАТО г. Заозерск не выдавалось в связи с тем, что 06.02.2023 договор аренды от 19.12.2022 расторгнут до вынесения решения.

Рассмотрено 5 заявлений о предоставлении государственных (муниципальных) преференций. Согласовано предоставление трех преференций.

1. Администрации города Апатиты согласовали предоставление ОАО «Аэропорт» в аренду системы светосигнального оборудования огней высокой интенсивности (ОВИ) с МКпос-112 (смонтированной на базе Блок-модуля, заводской № 175-0619, выпуска 23.08.2019) и огней малой интенсивности (ОМИ) с МКпос-292 (смонтированной на базе Блок-модуля, заводской № 174-0619, выпуска 23.08.2019). Преференция предоставлена сроком на 3 (три) года и должна использоваться исключительно в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях без передачи прав пользования имуществом иным лицам (в том числе без права сдавать имущество в аренду, субаренду (поднаем), безвозмездное пользование (ссуду), залог и др.);

Если в период владения (пользования) муниципальным имуществом, полученным в виде муниципальной преференции, Общество изменит цель использования муниципального имущества, Администрации города Апатиты надлежит принять незамедлительные меры, предусмотренные законодательством, по прекращению прав Общества по владению (пользованию) данным имуществом (расторжению заключенного договора аренды).

2. Администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией согласовано предоставление муниципальной преференции индивидуальному предпринимателю в целях развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей путем предоставления в безвозмездное пользование муниципального имущества – помещение II комнаты №№ 41, 46, 47, 48, общей площадью 75,8 кв.м., расположенные на втором этаже здания по адресу: Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Сивко, д. 3, для размещения творческой мастерской и проведения культурно-досуговых мероприятий для взрослых и детей от 4-х лет, в том числе социальных проектов при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в 2023 году, сроком по 30.04.2024 (на период реализации проекта в соответствии с Договором о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий № ПФКИ-23-1-012175).

3. Комитету имущественных отношений города Мурманска согласовано  предоставление муниципальной преференции АО «Мурманскавтотранс» (ИНН 5190400194) в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в форме передачи в аренду помещения муниципального нежилого фонда города Мурманска, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 18, помещения № I/1,2,4-16, общей площадью 225,80 кв.м., для использования под служебные помещения, сроком по 20.12.2025.

Срок предоставления в аренду муниципального имущества не должен превышать срок действия государственных контрактов, заключенных между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области и АО «Мурманскавтотранс» по выполнению работы, связанной с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам, то есть 20.12.2025.

Соблюдение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям

Административное производство

В 2023 году возбуждено 245 административных дел, из них:

164 – в сфере закупок

78 – антимонопольное законодательство и технологическое присоединение

3 – реклама

По результатам рассмотрения приняты решения:

124 – выданы предупреждения

109 постановлений о наложении штрафа (72 в сфере АМЗ, 35 – закупки, 2 – реклама)

12 административных дел прекращено

Вынесено 109 административных штрафов на сумму 25 851 000 рублей, из них:

25 038 000– за нарушение АМЗ и правил техприсоединения

12 000 – законодательства о рекламе

801 000 – законодательства о закупках

Всего в 2023 году в бюджет взыскано 31 073 000 рублей

В 2022 году управлением взыскано в бюджет 24 466 700 рублей, в 2021 году управлением было взыскано 3 932 200 рублей.

 

Контроль закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

 

2022 год

2023год

Разница

Поступило жалоб по 44-ФЗ

 

207

210

 1%

Принято к рассмотрению

 

164

194

15%

Обоснованные жалобы

 

50

54

  7 %

Внеплановые проверки

 

92

111

17%

Обращения о включении в РНП

 

192

154

20%

 

В 2023 году в управление поступило порядка 210 жалоб (в 2022 году – 207) на действия субъектов контроля в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), принято к рассмотрению 194 жалобы (2022 год – 164), в том числе на закупки для: федеральных нужд – 19 жалоб, нужд Мурманской области – 109, для муниципальных нужд – 66.

Обоснованными признаны 54 жалобы (в 2022 году – 50), выдано 32 предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предписания исполнены в полном объеме.

При этом процент обоснованных жалоб от общего количества рассмотренных жалоб снизился. Так, в 2022 году обоснованные жалобы составили 30% от рассмотренных, а в 2022 году – около 28%.

Наибольшее количество жалоб, как и в предыдущие годы, подано на закупки по следующим рынкам:

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт – 30;

Поставка изделий медицинского назначения – 54.

За рассматриваемый период управлением проведено 111 внеплановых проверок (в 2022 – 92) по обращениям заинтересованных лиц и поручениям ЦА ФАС России. Нарушения установлены при проведении 36 закупок, выдано 3 предписания.

Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о контрактной системе при рассмотрении жалоб и проведении проверок:

- нарушение сроков размещения информации в ЕИС;

- неверно устанавливались (или не устанавливались вообще) дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта, связанного с предметом контракта

- при осуществлении закупок не применялись Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- неверно устанавливались требование к содержанию предложения участника;

- нарушался порядок отбора участников закупок.

Управлением за 2023 год рассмотрено 154 обращения (в 2022 - 192) заказчиков о включении сведений в отношении поставщиков (подрядчиков) в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП). В 2023 году в РНП включены 64 компаний и индивидуальных предпринимателей, из них 60 поставщиков (подрядчиков) включены в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

К административной ответственности за нарушение требований законодательства о контрактной системе привлечено 133 должностных лица, вынесено постановлений о наложении штрафа на 679 тыс.руб.

В целях защиты прав и законных интересов участников закупок управление осуществляет рассмотрение жалоб участников закупок, поданных в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В 2023 году в Управление поступило 53 жалобы на действия (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки при осуществлении закупок в соответствии с требованиями законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, принято к рассмотрению 38 жалоб.

В результате рассмотрения в 2023 году обоснованными признано 6 жалоб, выдано 4 предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, предписания исполнены.

К административной ответственности за нарушение законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц привлечены 4 юридических лица и 19 должностных лиц. Наложено штрафов на сумму 122 тыс. руб.

 

Практика контроля рекламы

 

За отчётный период поступило 107 заявлений по вопросам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Основная часть заявлений содержала жалобы на распространение рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента, в части размещения рекламы в сети Интернет, наружной рекламы и рекламных конструкций.

В сравнении с 2022 годом, количество обращений в 2023 году выросло на 30,49%. По результатам рассмотрения обращений граждан факт нарушения Закона о рекламе подтвердился в 2 случаях, по факту распространения рекламы по средствам электронной связи без согласия абонента.

Количество обращений увеличилось в сравнении с прошлым годом, однако в большинстве случаев признаки нарушения не установлены, в связи с чем в возбуждении дел было отказано.

В практике Мурманского УФАС России наблюдается снижение по количеству отказов в рассмотрении обращений в виду отсутствия необходимого пакета документов, в 2023 году было оставлено без рассмотрений 43 обращения. Остальные обращения рассматривались по существу, в рамках полномочий Мурманского УФАС России, однако признаки нарушения Закона о рекламе не выявлены.

В качестве примера можно привести обращение заявителя, в котором была жалоба на распространение рекламы без его согласия. К обращению не приложена аудиозапись разговора, заявителем было указано, что организация, осуществившая рассылка в его адрес записывает разговоры для улучшения качества обслуживания. По результатам проведённой работы, антимонопольным органом получена запись разговора, согласно которой заявителю не успели озвучить рекламное предложение, в связи с чем ему было отказано в возбуждении дела в виду отсутствия признаков нарушения Закона о рекламе.

2022 год

2023 год

Разница

Поступило обращений

 

82

107

23 %

Отказано в возбуждении дел

 

71

105

 32 %

Возбуждено дел  

 

11

3

  73  %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решением по делу № 051/05/18-571/2023 Мурманским УФАС России признана ненадлежащей и нарушающей требования части 1 статьи 18 Закона о Закона о рекламе реклама, поступившая на абонентский номер Заявителя, с буквенного номера VTB следующего содержания:

Направленная 28 апреля 2023 года в 16:04:

« <…>, ваш полис ОСАГО заканчивается 28.04.2023. Сравните цены в разных страховых компаниях и оформите Полис за пару минут с выгодой до 64%. Оформить: online.vtb.ru\i\eosago  Банк ВТБ (ПАО)».

Направленная 28 апреля 2023 года в 18:47:

«<…>, срок Вашего полиса ОСАГО заканчивается 28.04.2023. Вы ещё успеваете продлить страховку с выгодой до 64%, а ещё — получить кешбек 10% мультибонусами! Оформить: online.vtb.ru\i\eosago  Банк ВТБ (ПАО)».

Направленная 29 апреля 2023 года в 09:09:

«<…>, если Вы ещё не продлили полис ОСАГО, это можно сделать прямо сейчас в ВТБ Онлайн с выгодой до 64%. У нас — кешбек мультибонусами в размере 10% от стоимости полиса! Оформить: online.vtb.ru\i\eosago  Банк ВТБ (ПАО)».

Направленная 26 апреля 2023 года в 15:00:

« <…>, подняли ставку до 10% по накопительному счёту «Сейф» на первые 3 месяца. Пополнение и снятие без ограничений, выплата % ежемесячно на минимальный остаток. Открыть:  online.vtb.ru\i\s Банк ВТБ (ПАО)».

Проанализировав изложенные доводы Комиссия пришла к выводу, что направленные SMS-сообщения на абонентский номер, принадлежащий Заявителю, содержат все необходимы юридические признаки рекламы, и не являются информационными. Сообщения поступили после письменного обращения Заявителя в Банк об исключении его абонентского номера из рассылки по информационным, рекламным, а также специальным предложениям Банка в рамках целевых и маркетинговых программ от ПАО «Банк ВТБ».

По результатам рассмотрения инициативы общественного совета в 2023 году Мурманским УФАС России выявлены признаки нарушения части 3 статьи 19 Закона о рекламе, выразившийся в распространении рекламы на знаке дорожного движения.

В результате проведённой работы в рамках полномочий антимонопольного органа было принято решение по делу № 051/05/19-696/2023, согласно которому в действиях рекламораспространителя общества с ограниченной «Сигнал СПАС» (далее - Общество) установлен факт нарушения выразившейся в размещении рекламы на знаке дорожного движения.

Общество признало, что в его действиях есть нарушение Законодательства о рекламе. На дату рассмотрения дела им были представлены фото доказательства прекращения нарушения действующего законодательства. Пять дорожных знаков с элементами рекламы заменены и приведены в соответствие с действующим на 2023 год ГОСТу Р 52289-2019.