Постановление о наложении штрафа по делу № 08-05-14/01 об административном правонарушении ООО «Комсомольская правда – Арктика»

Номер дела: № 08-05-14/01
Дата публикации: 31 января 2014, 15:01

Постановление

о наложении штрафа по делу  № 08-05-14/01

об административном правонарушении

 

31 января 2014  года                                                                                      г. Мурманск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев  протокол и материалы дела об административном правонарушении № 08-05-14/01, возбужденного в отношении  ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170, ОГРН 1025100870410 от 02.10.2002г., 183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1),

 

УСТАНОВИЛ:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение гражданина <...> по поводу распространения в газете «Ва.Банкъ» рекламной статьи  «Ёрш здоровья» с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

Из заявления следует, что в газете «Ва.Банкъ» № 47 от 23.11.2013г. на странице 11 опубликована рекламная статья «Ёрш здоровья», в которой рассказывается, что безалкогольный напиток «Ёрш здоровья» исцелил от всех недугов пожилого пациента, которого не могли вылечить доктора и  перечисляются, следующие болезни: остеохондроз, радикулит, холецистит, почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы, онкологические заболевания, рассеянный склероз, сердечнососудистые заболевания.

В статье говорится, что в состав чудодейственного продукта «Ёрш здоровья» входят арбузные, тыквенные и дынные семечки, высушенная тыква, плоды шиповника, лист грецкого ореха, топинамбур, консервируемые при помощи меда. Причем, разработчик рецепта Максим Горобец утверждает, что противопоказаний нет и положительный результат употребления «Ёрша здоровья» в 87% случаев. Далее в статье идут рассказы граждан, которые излечились от многочисленных недугов и улучшили своё самочувствие, употребляя «Ёрш здоровья».

В статье имеется надпись – «не является лекарственным средством, требуется рекомендация специалиста». Заявитель задается вопросом, как тогда можно утверждать, что данный продукт может лечить, если он не прошел исследования.

По мнению заявителя, подобная реклама вредит здоровью граждан, т.к. вводит в заблуждение и способствует тому, чтобы люди с серьезными заболеваниями вместо обращения к врачу занимаются самолечением, тем самым усугубляя и затягивая процесс заболеваний.

Заявитель просит обязать газету не размещать подобную рекламу и привлечь к ответственности нарушителей рекламного законодательства.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

Рекламная статья «Ёрш здоровья», размещенная  в № 47 от 23.11.2013г на странице 11 еженедельной газеты «Ва.Банкъ», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования   и   продвижение продукта «Ёрш здоровья», побуждает воспользоваться данным  продуктом.

Объектом рекламирования является продукт «Ёрш здоровья».

Текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому продукту  именно как к средству лекарственного воздействия на организм человека,  перечисляются заболевания: остеохондроз, радикулит, холецистит, почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы, онкологические заболевания, рассеянный склероз, сердечнососудистые заболевания, бесплодие, ожоги.

В рекламе утверждается, что  употребление продукта «Ёрш здоровья» поможет «обрести здоровье», «…десятки тысяч людей с помощью «Ёрш здоровья» справились со своими недугами». Автор статьи дает рекомендации по применению:  «  Рекомендуется применять его при хронических заболеваниях не менее двух месяцев».

Закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

«Ёрш здоровья» отсутствует  в государственном реестре лекарственных средств (сеть  Интернет http://grls.rosminzdrav.ru),т.е. не является лекарством.

Согласно представленному сертификату соответствия № РОСС RU.АГ83.Н01398 «Ёрш здоровья» является безалкогольным напитком, но не  лекарственным препаратом.

Таким образом, данный продукт  как лекарственное средство не зарегистрировано, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.

26.12.2013 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе признала, что вышеназванная рекламная  статья «Ёрш здоровья» нарушает  требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение  пункта 6 части 5 статьи 5  Закона возложена  на рекламораспространителя.

Из материалов дела следует, что реклама распространялась посредством публикации 23.11.2013г в газете «Ва.Банкъ»№47 на странице 11.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ51-00091 от 23 июля  2010 года газета «Ва-Банкъ.Мурманский выпуск» зарегистрирована как рекламное  средство массовой информации, тематика: информация, новости, конкурсы, рекламы более 40%. Учредителем издания является ООО «Комсомольская правда – Арктика».

Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц № 8190 от 09.09.2013г следует, что ООО «Комсомольская правда – Арктика» (далее – ООО «КП-Арктика», Общество) образовано как юридическое лицо 02.10.2002г, ОГРН 1025100870410, в налоговом органе поставлено на учет 16.07.1999г., ИНН 5191314170,Общество осуществляет рекламную деятельность,  генеральный директор Глубокая О.В., место нахождение 183038, г. Мурманск, ул. Володарского, д.1,   учредителем   Общества является ЗАО «Издательский дом Комсомольская Правда».

Согласно Уставу, зарегистрированному 20.11.2003г.,  ООО «Комсомольская правда – Арктика» является коммерческой  организацией, преследующей, извлечение прибыли в интересах его  участников в качестве основной цели своей деятельности. Предметом деятельности Общества является: издательская деятельность, рекламная деятельность и т.д.

Из материалов дела следует, что   между ООО «Комсомольская правда – Арктика» и ЗАО «ИД «Комсомольская правда» Мурманский филиал, заключен договор  б/н от 06.02.2012г. на размещение  рекламы (информационных сообщений) в газете «Ва.Банкъ». По данному договору ЗАО «ИД «Комсомольская правда», выступает Агентом- осуществляет действия по поиску клиентов,  согласованию с ними условий размещения рекламы в издании, прием от клиентов  оригинал-макетов, размещение рекламы в издании.

Редакция ООО «КП-Арктика» по заказам Агентства осуществляет размещение рекламы и информационных сообщений в рекламном издании газете «Ва.Банкъ».

Таким образом,  ООО «Комсомольская правда – Арктика» разместило 23.11.2013г в газете «Ва.Банкъ»№47 на странице 11 рекламу заказчика, с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Рекламораспространителем является ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1).

Письменное объяснение генерального директора ООО «Комсомольская правда – Арктика» свидетельствует о том, что  Общество  знало, что публикуют рекламную статью с нарушением рекламного законодательства, но не предприняло мер для предотвращения нарушения.

Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламораспространителей и рекламодателей,  распространяющих продукцию, не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.

ООО «Комсомольская правда – Арктика» осуществляет свою деятельность на рынке печатных СМИ с 2002 года, в  Мурманской области  одно из крупных СМИ, пользующееся у населения популярностью, издаёт периодическое печатное издания тиражом 100 000 экземпляров.  Следовательно, Общество не является вновь созданным, не имеющим опыта  своей деятельности, должно знать требования, распространяемого на него законодательства в сфере рекламы, а также меру ответственности за его нарушения и в своей деятельности  должно создать все условия для оправдания доверия потребителей.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере законодательства о рекламе, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении ООО «Комсомольская правда – Арктика»  к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В действиях ООО «Комсомольская правда – Арктика» усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Санкцией за данное административное правонарушение является административный штраф на юридическое лицо   -  от ста до пятисот тысяч рублей.

При рассмотрении настоящего дела  установлено наличие следующих обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ: правонарушение ООО «Комсомольская правда – Арктика» совершено впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.

ООО «Комсомольская правда – Арктика» о рассмотрении дела № 08-05-14/01 уведомлено надлежащим образом. Постановление вынесено в присутствии представителя  ООО «Комсомольская правда – Арктика» <...> по доверенности б/н от 30.01.2014г.

Руководствуясь статьями 2.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ

Признать ООО «Комсомольская правда – Арктика»виновным в совершении нарушения пункта 6 части 5 статьи 5  Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ наложить на  ООО «Комсомольская правда – Арктика» штраф в размере  100 000 (ста тысяч)  рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001.

Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКАТО 47401000000.

Код платежа 16111626000016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе».

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

stdClass Object ( [vid] => 10410 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу № 08-05-14/01 об административном правонарушении ООО «Комсомольская правда – Арктика» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10410 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391166381 [changed] => 1391166381 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391166381 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Постановление

о наложении штрафа по делу  № 08-05-14/01

об административном правонарушении

 

31 января 2014  года                                                                                      г. Мурманск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев  протокол и материалы дела об административном правонарушении № 08-05-14/01, возбужденного в отношении  ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170, ОГРН 1025100870410 от 02.10.2002г., 183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1),

 

УСТАНОВИЛ:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение гражданина <...> по поводу распространения в газете «Ва.Банкъ» рекламной статьи  «Ёрш здоровья» с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

Из заявления следует, что в газете «Ва.Банкъ» № 47 от 23.11.2013г. на странице 11 опубликована рекламная статья «Ёрш здоровья», в которой рассказывается, что безалкогольный напиток «Ёрш здоровья» исцелил от всех недугов пожилого пациента, которого не могли вылечить доктора и  перечисляются, следующие болезни: остеохондроз, радикулит, холецистит, почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы, онкологические заболевания, рассеянный склероз, сердечнососудистые заболевания.

В статье говорится, что в состав чудодейственного продукта «Ёрш здоровья» входят арбузные, тыквенные и дынные семечки, высушенная тыква, плоды шиповника, лист грецкого ореха, топинамбур, консервируемые при помощи меда. Причем, разработчик рецепта Максим Горобец утверждает, что противопоказаний нет и положительный результат употребления «Ёрша здоровья» в 87% случаев. Далее в статье идут рассказы граждан, которые излечились от многочисленных недугов и улучшили своё самочувствие, употребляя «Ёрш здоровья».

В статье имеется надпись – «не является лекарственным средством, требуется рекомендация специалиста». Заявитель задается вопросом, как тогда можно утверждать, что данный продукт может лечить, если он не прошел исследования.

По мнению заявителя, подобная реклама вредит здоровью граждан, т.к. вводит в заблуждение и способствует тому, чтобы люди с серьезными заболеваниями вместо обращения к врачу занимаются самолечением, тем самым усугубляя и затягивая процесс заболеваний.

Заявитель просит обязать газету не размещать подобную рекламу и привлечь к ответственности нарушителей рекламного законодательства.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

Рекламная статья «Ёрш здоровья», размещенная  в № 47 от 23.11.2013г на странице 11 еженедельной газеты «Ва.Банкъ», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования   и   продвижение продукта «Ёрш здоровья», побуждает воспользоваться данным  продуктом.

Объектом рекламирования является продукт «Ёрш здоровья».

Текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому продукту  именно как к средству лекарственного воздействия на организм человека,  перечисляются заболевания: остеохондроз, радикулит, холецистит, почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы, онкологические заболевания, рассеянный склероз, сердечнососудистые заболевания, бесплодие, ожоги.

В рекламе утверждается, что  употребление продукта «Ёрш здоровья» поможет «обрести здоровье», «…десятки тысяч людей с помощью «Ёрш здоровья» справились со своими недугами». Автор статьи дает рекомендации по применению:  «  Рекомендуется применять его при хронических заболеваниях не менее двух месяцев».

Закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

«Ёрш здоровья» отсутствует  в государственном реестре лекарственных средств (сеть  Интернет http://grls.rosminzdrav.ru),т.е. не является лекарством.

Согласно представленному сертификату соответствия № РОСС RU.АГ83.Н01398 «Ёрш здоровья» является безалкогольным напитком, но не  лекарственным препаратом.

Таким образом, данный продукт  как лекарственное средство не зарегистрировано, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.

26.12.2013 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе признала, что вышеназванная рекламная  статья «Ёрш здоровья» нарушает  требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение  пункта 6 части 5 статьи 5  Закона возложена  на рекламораспространителя.

Из материалов дела следует, что реклама распространялась посредством публикации 23.11.2013г в газете «Ва.Банкъ»№47 на странице 11.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ51-00091 от 23 июля  2010 года газета «Ва-Банкъ.Мурманский выпуск» зарегистрирована как рекламное  средство массовой информации, тематика: информация, новости, конкурсы, рекламы более 40%. Учредителем издания является ООО «Комсомольская правда – Арктика».

Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц № 8190 от 09.09.2013г следует, что ООО «Комсомольская правда – Арктика» (далее – ООО «КП-Арктика», Общество) образовано как юридическое лицо 02.10.2002г, ОГРН 1025100870410, в налоговом органе поставлено на учет 16.07.1999г., ИНН 5191314170,Общество осуществляет рекламную деятельность,  генеральный директор Глубокая О.В., место нахождение 183038, г. Мурманск, ул. Володарского, д.1,   учредителем   Общества является ЗАО «Издательский дом Комсомольская Правда».

Согласно Уставу, зарегистрированному 20.11.2003г.,  ООО «Комсомольская правда – Арктика» является коммерческой  организацией, преследующей, извлечение прибыли в интересах его  участников в качестве основной цели своей деятельности. Предметом деятельности Общества является: издательская деятельность, рекламная деятельность и т.д.

Из материалов дела следует, что   между ООО «Комсомольская правда – Арктика» и ЗАО «ИД «Комсомольская правда» Мурманский филиал, заключен договор  б/н от 06.02.2012г. на размещение  рекламы (информационных сообщений) в газете «Ва.Банкъ». По данному договору ЗАО «ИД «Комсомольская правда», выступает Агентом- осуществляет действия по поиску клиентов,  согласованию с ними условий размещения рекламы в издании, прием от клиентов  оригинал-макетов, размещение рекламы в издании.

Редакция ООО «КП-Арктика» по заказам Агентства осуществляет размещение рекламы и информационных сообщений в рекламном издании газете «Ва.Банкъ».

Таким образом,  ООО «Комсомольская правда – Арктика» разместило 23.11.2013г в газете «Ва.Банкъ»№47 на странице 11 рекламу заказчика, с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Рекламораспространителем является ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1).

Письменное объяснение генерального директора ООО «Комсомольская правда – Арктика» свидетельствует о том, что  Общество  знало, что публикуют рекламную статью с нарушением рекламного законодательства, но не предприняло мер для предотвращения нарушения.

Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламораспространителей и рекламодателей,  распространяющих продукцию, не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.

ООО «Комсомольская правда – Арктика» осуществляет свою деятельность на рынке печатных СМИ с 2002 года, в  Мурманской области  одно из крупных СМИ, пользующееся у населения популярностью, издаёт периодическое печатное издания тиражом 100 000 экземпляров.  Следовательно, Общество не является вновь созданным, не имеющим опыта  своей деятельности, должно знать требования, распространяемого на него законодательства в сфере рекламы, а также меру ответственности за его нарушения и в своей деятельности  должно создать все условия для оправдания доверия потребителей.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере законодательства о рекламе, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении ООО «Комсомольская правда – Арктика»  к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В действиях ООО «Комсомольская правда – Арктика» усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Санкцией за данное административное правонарушение является административный штраф на юридическое лицо   -  от ста до пятисот тысяч рублей.

При рассмотрении настоящего дела  установлено наличие следующих обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ: правонарушение ООО «Комсомольская правда – Арктика» совершено впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.

ООО «Комсомольская правда – Арктика» о рассмотрении дела № 08-05-14/01 уведомлено надлежащим образом. Постановление вынесено в присутствии представителя  ООО «Комсомольская правда – Арктика» <...> по доверенности б/н от 30.01.2014г.

Руководствуясь статьями 2.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ

Признать ООО «Комсомольская правда – Арктика»виновным в совершении нарушения пункта 6 части 5 статьи 5  Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ наложить на  ООО «Комсомольская правда – Арктика» штраф в размере  100 000 (ста тысяч)  рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001.

Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКАТО 47401000000.

Код платежа 16111626000016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе».

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Постановление

о наложении штрафа по делу  № 08-05-14/01

об административном правонарушении

 

31 января 2014  года                                                                                      г. Мурманск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев  протокол и материалы дела об административном правонарушении № 08-05-14/01, возбужденного в отношении  ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170, ОГРН 1025100870410 от 02.10.2002г., 183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1),

 

УСТАНОВИЛ:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение гражданина <...> по поводу распространения в газете «Ва.Банкъ» рекламной статьи  «Ёрш здоровья» с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

Из заявления следует, что в газете «Ва.Банкъ» № 47 от 23.11.2013г. на странице 11 опубликована рекламная статья «Ёрш здоровья», в которой рассказывается, что безалкогольный напиток «Ёрш здоровья» исцелил от всех недугов пожилого пациента, которого не могли вылечить доктора и  перечисляются, следующие болезни: остеохондроз, радикулит, холецистит, почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы, онкологические заболевания, рассеянный склероз, сердечнососудистые заболевания.

В статье говорится, что в состав чудодейственного продукта «Ёрш здоровья» входят арбузные, тыквенные и дынные семечки, высушенная тыква, плоды шиповника, лист грецкого ореха, топинамбур, консервируемые при помощи меда. Причем, разработчик рецепта Максим Горобец утверждает, что противопоказаний нет и положительный результат употребления «Ёрша здоровья» в 87% случаев. Далее в статье идут рассказы граждан, которые излечились от многочисленных недугов и улучшили своё самочувствие, употребляя «Ёрш здоровья».

В статье имеется надпись – «не является лекарственным средством, требуется рекомендация специалиста». Заявитель задается вопросом, как тогда можно утверждать, что данный продукт может лечить, если он не прошел исследования.

По мнению заявителя, подобная реклама вредит здоровью граждан, т.к. вводит в заблуждение и способствует тому, чтобы люди с серьезными заболеваниями вместо обращения к врачу занимаются самолечением, тем самым усугубляя и затягивая процесс заболеваний.

Заявитель просит обязать газету не размещать подобную рекламу и привлечь к ответственности нарушителей рекламного законодательства.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

Рекламная статья «Ёрш здоровья», размещенная  в № 47 от 23.11.2013г на странице 11 еженедельной газеты «Ва.Банкъ», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования   и   продвижение продукта «Ёрш здоровья», побуждает воспользоваться данным  продуктом.

Объектом рекламирования является продукт «Ёрш здоровья».

Текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому продукту  именно как к средству лекарственного воздействия на организм человека,  перечисляются заболевания: остеохондроз, радикулит, холецистит, почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы, онкологические заболевания, рассеянный склероз, сердечнососудистые заболевания, бесплодие, ожоги.

В рекламе утверждается, что  употребление продукта «Ёрш здоровья» поможет «обрести здоровье», «…десятки тысяч людей с помощью «Ёрш здоровья» справились со своими недугами». Автор статьи дает рекомендации по применению:  «  Рекомендуется применять его при хронических заболеваниях не менее двух месяцев».

Закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

«Ёрш здоровья» отсутствует  в государственном реестре лекарственных средств (сеть  Интернет http://grls.rosminzdrav.ru),т.е. не является лекарством.

Согласно представленному сертификату соответствия № РОСС RU.АГ83.Н01398 «Ёрш здоровья» является безалкогольным напитком, но не  лекарственным препаратом.

Таким образом, данный продукт  как лекарственное средство не зарегистрировано, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.

26.12.2013 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе признала, что вышеназванная рекламная  статья «Ёрш здоровья» нарушает  требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение  пункта 6 части 5 статьи 5  Закона возложена  на рекламораспространителя.

Из материалов дела следует, что реклама распространялась посредством публикации 23.11.2013г в газете «Ва.Банкъ»№47 на странице 11.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ51-00091 от 23 июля  2010 года газета «Ва-Банкъ.Мурманский выпуск» зарегистрирована как рекламное  средство массовой информации, тематика: информация, новости, конкурсы, рекламы более 40%. Учредителем издания является ООО «Комсомольская правда – Арктика».

Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц № 8190 от 09.09.2013г следует, что ООО «Комсомольская правда – Арктика» (далее – ООО «КП-Арктика», Общество) образовано как юридическое лицо 02.10.2002г, ОГРН 1025100870410, в налоговом органе поставлено на учет 16.07.1999г., ИНН 5191314170,Общество осуществляет рекламную деятельность,  генеральный директор Глубокая О.В., место нахождение 183038, г. Мурманск, ул. Володарского, д.1,   учредителем   Общества является ЗАО «Издательский дом Комсомольская Правда».

Согласно Уставу, зарегистрированному 20.11.2003г.,  ООО «Комсомольская правда – Арктика» является коммерческой  организацией, преследующей, извлечение прибыли в интересах его  участников в качестве основной цели своей деятельности. Предметом деятельности Общества является: издательская деятельность, рекламная деятельность и т.д.

Из материалов дела следует, что   между ООО «Комсомольская правда – Арктика» и ЗАО «ИД «Комсомольская правда» Мурманский филиал, заключен договор  б/н от 06.02.2012г. на размещение  рекламы (информационных сообщений) в газете «Ва.Банкъ». По данному договору ЗАО «ИД «Комсомольская правда», выступает Агентом- осуществляет действия по поиску клиентов,  согласованию с ними условий размещения рекламы в издании, прием от клиентов  оригинал-макетов, размещение рекламы в издании.

Редакция ООО «КП-Арктика» по заказам Агентства осуществляет размещение рекламы и информационных сообщений в рекламном издании газете «Ва.Банкъ».

Таким образом,  ООО «Комсомольская правда – Арктика» разместило 23.11.2013г в газете «Ва.Банкъ»№47 на странице 11 рекламу заказчика, с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Рекламораспространителем является ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1).

Письменное объяснение генерального директора ООО «Комсомольская правда – Арктика» свидетельствует о том, что  Общество  знало, что публикуют рекламную статью с нарушением рекламного законодательства, но не предприняло мер для предотвращения нарушения.

Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламораспространителей и рекламодателей,  распространяющих продукцию, не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.

ООО «Комсомольская правда – Арктика» осуществляет свою деятельность на рынке печатных СМИ с 2002 года, в  Мурманской области  одно из крупных СМИ, пользующееся у населения популярностью, издаёт периодическое печатное издания тиражом 100 000 экземпляров.  Следовательно, Общество не является вновь созданным, не имеющим опыта  своей деятельности, должно знать требования, распространяемого на него законодательства в сфере рекламы, а также меру ответственности за его нарушения и в своей деятельности  должно создать все условия для оправдания доверия потребителей.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере законодательства о рекламе, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении ООО «Комсомольская правда – Арктика»  к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В действиях ООО «Комсомольская правда – Арктика» усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Санкцией за данное административное правонарушение является административный штраф на юридическое лицо   -  от ста до пятисот тысяч рублей.

При рассмотрении настоящего дела  установлено наличие следующих обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ: правонарушение ООО «Комсомольская правда – Арктика» совершено впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.

ООО «Комсомольская правда – Арктика» о рассмотрении дела № 08-05-14/01 уведомлено надлежащим образом. Постановление вынесено в присутствии представителя  ООО «Комсомольская правда – Арктика» <...> по доверенности б/н от 30.01.2014г.

Руководствуясь статьями 2.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ

Признать ООО «Комсомольская правда – Арктика»виновным в совершении нарушения пункта 6 части 5 статьи 5  Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ наложить на  ООО «Комсомольская правда – Арктика» штраф в размере  100 000 (ста тысяч)  рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001.

Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКАТО 47401000000.

Код платежа 16111626000016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе».

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 08-05-14/01 [format] => [safe_value] => № 08-05-14/01 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-31 11:01:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-31 11:01:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391166381 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )