Решение и предписания по делу № № 08-04-14/02 о нарушении рекламного законодательства ИП Зининым и ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник»

Номер дела: № 08-04-14/02
Дата публикации: 7 февраля 2014, 14:54

Р Е Ш Е Н И E

№ 08-04-14/02

06 февраля  2014 года                                                                                          г. Мурманск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рассмотрев материалы дела 08-04-14/02 от 28.01.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии  представителя  Государственного областного автономного учреждения «Редакция газеты «Мурманский вестник» <...> по доверенности  б/н от 17.12.2013г. и в отсутствии  лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального  предпринимателя Занина, уведомлен должным образом.

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение ЗАО Издательский дом «Комсомольская правда» по поводу распространения в газете «Мурманский вестник»  №225 от 23.11.2013 рекламной статьи  «Бальзам  ёрш здоровья» с признаками нарушения  пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

Согласно представленному номеру №225 газеты «Мурманский вестник» на странице 18  опубликована рекламная статья бальзам «Ёрш здоровья», в которой рассказывается, что безалкогольный напиток « Бальзам ёрш здоровья» исцелил от всех недугов пожилого пациента, которого не могли вылечить доктора и   перечисляются, следующие болезни: остеохондроз, радикулит, холецистит, почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы, онкологические заболевания, рассеянный склероз, сердечнососудистые заболевания.

В статье говорится, что  в  состав чудодейственного продукта «Ёрш здоровья»  входят арбузные, тыквенные и дынные семечки, высушенная тыква, плоды шиповника, лист грецкого ореха, топинамбур, консервируемые при помощи меда.  Причем, разработчик рецепта Максим Горобец  утверждает, что противопоказаний нет и положительный результат употребления  «Ерша здоровья»  в 87% случаев. Далее в статье идут рассказы граждан, которые излечились от многочисленных  недугов и улучшили свое самочувствие употребляя  бальзам «Ёрш здоровья».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

 В ходе рассмотрения дела Комиссия изучила рекламу и  представленные Государственным областным автономным учреждением «Редакция газеты «Мурманский вестник» документы.

Рекламная статья бальзам  «Ёрш здоровья», размещенная  в №225 газеты «Мурманский вестник»  от 23.11.2013г содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования   и   продвижение продукта бальзам  «Ёрш здоровья» побуждает воспользоваться данным  продуктом.

Объектом рекламирования является продукт бальзам  «Ёрш здоровья».

Текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому продукту  именно как к средству лекарственного воздействия на организм человека.

В тексте перечисляются заболевания: остеохондроз, радикулит, холецистит, почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы, онкологические заболевания, рассеянный склероз, сердечнососудистые заболевания, бесплодие, ожоги и утверждается - употребление продукта «Бальзам ёрш здоровья» поможет «обрести здоровье», десятки тысяч людей с помощью бальзам «Ёрш здоровья» справились со своими недугами и даются рекомендации по применению:  «Рекомендуется применять его при хронических заболеваниях не менее двух месяцев. Необходимо отметить, что от давно возникшего заболевания нельзя избавиться за один день».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

«Ёрш здоровья» отсутствует  в государственном реестре лекарственных средств (сеть  Интернет http://grls.rosminzdrav.ru),т.е. не является лекарством.

Согласно представленной декларации соответствия от 15.10.2012г  РОСС RU.МЛ20.ДО7848, безалкогольный напиток «Ёрш здоровья»  выпускается по ТУ 9185-01-68763407-2011.

Согласно представленному сертификату соответствия № РОСС RU.АГ83.Н01398 «Ёрш здоровья» является безалкогольным напитком, но не  лекарственным препаратом.

Таким образом, данный продукт  как лекарственное средство не зарегистрировано, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.

Подобная реклама вредит здоровью граждан, т.к. вводит в заблуждение и способствует тому, чтобы люди с серьезными заболеваниями вместо обращения к врачу занимаются самолечением, тем самым усугубляя и затягивая процесс заболеваний.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ51-00128 от 03 июня  2011 года газета « Мурманский вестник» зарегистрирована как информационно-аналитическая; общественно-политическая, рекламы  не более 40%. Учредителем издания является Правительство Мурманской области.

Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц № 234 от 17.12.2013г следует, что Государственное областное автономное учреждение «Редакция газеты «Мурманский вестник» (далее – ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник», Учреждение) образовано как юридическое лицо 04.11.2002, ОГРН1025100852226, в налоговом органе поставлено на учет 01.07.1996г., ИНН 5191120400, основной вид экономической деятельности  издание газет, руководитель – главный редактор <...>, место нахождение 183032, г. Мурманск, пр. Кирова, д.46.  

Согласно Уставу, зарегистрированному 22.12.2011г.,  ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» является  юридическим лицом, некоммерческой  организацией, автономным учреждением. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации, Мурманской области и Уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере средств массовой информации. Учреждение  осуществляет издательскую и  рекламную деятельность. 

В ходе рассмотрения дела  представитель  ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» пояснил, что между ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» и индивидуальным предпринимателем Заниным Иваном Федоровичем заключен договор  №71 от 15.12.2013г. на размещение  рекламно-информационных материалов в газете «Мурманский вестник» (далее – издание).

По данному договору ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» принимает на себя обязанность по размещению рекламных материалов Заказчика.

Представленный заказчиком макет был согласован редакцией газеты, после чего выставлен счет за размещение рекламного материала.

Редакция газеты «Мурманский вестник» запросила необходимые документы на рекламную продукцию и копии учредительных документов рекламодателя. В ответ посредством электронной почты заказчиком были направлены: копия сертификата соответствия № РОСС RU.АГ83.Н01398 на рекламную продукцию – бальзам «Ёрш здоровье»; копия декларации соответствия продукции СанПин2.3.2.1078-01 ГОСТ; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе Занина, копия свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя; копия первой страницы паспорта Занина, письмо о подтверждении достоверности сведений, содержащихся в рекламе бальзама «Ёрш здоровье»; реквизиты рекламодателя. ИП Занин оплатил услугу по выставленному редакцией счету № 10001134  в полном объеме, после чего указанное объявление было размещено в выпуске газеты №225 (5618) от 23.11.2013.

В ходе  рассмотрения дела представитель  ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» признал, что редакция нарушила рекламное законодательство, и  просил учесть, что нарушение совершено впервые и без злого умысла, тираж газеты небольшой 6000 экземпляров. Кроме того, в редакции  проведено внутреннее расследование и  установлено виновное лицо.

В адрес заказчика рекламы ИП Занина УФАС по Мурманской области  направило  определение о возбуждении дела по признакам  нарушения рекламного законодательства28.01.2014, № 08-07-14/02-312, с просьбой представить необходимые материалы, для исследования вопроса.

Согласно материалам дела, почтовое отправление было получено Заниным 01.02.2014г, однако  индивидуальный предприниматель  не направил объяснений, требуемых материалов, заявлений  и ходатайств на определение УФАС по Мурманской области о возбуждении дела № 08-07-14/02 по признакам нарушения  законодательства РФ о рекламе и на рассмотрения дела не явился.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник», участвующего в рассмотрении, приходит к выводу о том, что рекламная  статья бальзам «Ёрш здоровья» нарушает  требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона о рекламе,   является ненадлежащей.

Таким образом, ИП Занин определил содержание рекламы  и   заказал  размещение рекламной  статьи  бальзам  «Ёрш здоровья», а ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» разместило 23.11.2013г в газете «Мурманский вестник »№225 на странице 18 рекламу заказчика, с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Как указано в  пунктах 6 и  7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем является  ИП Занин.

Согласно материалам дела,  Занин определил объект рекламирования, содержание рекламы  и   заказал  рекламную  статью  « Бальзам ёрш здоровья», в  № 225 от 23.11.2013г на стр.18   еженедельной газеты «Мурманский вестник»  с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5  Закона о рекламе.

Рекламораспространителем является Государственное областное автономное учреждение «Редакция газеты «Мурманский вестник» (ИНН 5191120400, ОГРН 1025100852226,  183032, г. Мурманск, пр-т Кирова, д.46)).

Государственное областное автономное учреждение «Редакция газеты «Мурманский вестник» разместило 23.11.2013г в газете «Мурманский вестник» №225 на странице 18 рекламу заказчика ИП Занина.

В соответствии с пунктом 6 и  7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение  пункта 6 части 5 статьи 5  Закона возложена  на рекламодателя и рекламораспространителя.

Доказательств, прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.

Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является  реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требование законодательства не допускать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники служат целям защиты потребителя от недобросовестной рекламной информации,  и направлено  на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.

Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламораспространителей и рекламодателей,  распространяющих продукцию, не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.

Согласно пунктов 2.4.4. и 2.4.5. договора № 71 от 15.12.2013г. Исполнитель- Государственное областное автономное учреждение «Редакция газеты «Мурманский вестник» имеет право приостановить размещение рекламно-информационного материала Заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, принятых договору, либо отказать в публикации рекламного материала Заказчика на страницах  издания, если в нем содержится информация, противоречащая действующему законодательству или интересам  издания, прямо ущемляющая интересы конкретных лиц либо вводящая в заблуждение  (обман) потребителя рекламно-информационного(рекламного) материала.

Редакция газеты «Мурманский вестник» не предприняла мер для предотвращения нарушения.

Согласно письму  ИП Занина  от 02.10.2013г., имеющегося в материалах дела, ИП Занина знал, что отдает в публикацию рекламную статью с нарушением рекламного законодательства, но не предприняли мер для предотвращения нарушения.

Рекламодатель Занин инициирует изготовление  и размещение рекламы в средствах массовой информации, т.е. заинтересован в появлении рекламы его товаров и услуг и продвижении их на рынке,  при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе.

ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» осуществляет свою деятельность на рынке печатных СМИ с 2002 года в  Мурманской области. Следовательно, Общество не является вновь созданным, не имеющим опыта  своей деятельности, должно знать требования, распространяемого на него законодательства в сфере рекламы, а также меру ответственности за его нарушения и в своей деятельности  должно создать все условия для оправдания доверия потребителей.

В виду высокой социальной значимости законодатель предусмотрел равную ответственность сторон (рекламодателя и рекламораспространителя), с целью  предотвратить распространение ненадлежащей рекламы,  которая может причинить вред здоровью человека.

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом и индивидуальным предпринимателем  мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере законодательства о рекламе, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламную статью бальзам «Ёрш здоровья», размещённую на стр.18 еженедельной газеты «Мурманский вестник» № 225 от 23.11.2013г ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

2.Выдать предписание ИП Занину и ГОАУ «Мурманский вестник»  о прекращении распространения рекламы с нарушением  пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя и рекламораспространителя.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 06.02. 2014 года.

Решение в полном объёме изготовлено   07.02. 2014  года.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе № 08-04-14/02

 

06.02.2014 года                                                                                         г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), на основании своего решения от 06.02.2014 года по делу № 08-04-14/02 о признании  рекламной  статьи: бальзам «Ёрш здоровья», размещенной  в № 225 от 23.11.2013г. на странице 18 еженедельной областной  газеты «Мурманский Вестник», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта  6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламодателю – Занину прекратить размещение рекламной  статьи:

«Бальзам  ёрш здоровья», с нарушением требований  пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ во всех средствах массовой информации. 

А именно исключить возможность рекламирования продукта, не зарегистрированного как лекарственное средство с указанием в рекламе  на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, с указанием на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких продуктов.

2.Об исполнении предписания сообщить в УФАС   по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.

Предписание оглашено 06.02.2014г.

В полно объеме изготовлено 07.02.2014г.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/02

 

06.02.2014 года                                                                                         г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), на основании своего решения от 06.02.2014 года по делу № 08-04-14/02 о признании  рекламной  статьи: « Бальзам Ёрш здоровья», размещенной  в № 225 от 23.11.2013г. на странице 11 еженедельной областной  газеты «Мурманский Вестник», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта  6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламораспространителю  ООО «Мурманский Вестник» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1) прекратить размещение рекламной  статьи «Бальзам Ёрш здоровья» и  обеспечить соблюдение требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

А именно исключить возможность рекламирования продукта, не зарегистрированного как лекарственное средство с указанием в рекламе  на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, с указанием на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких продуктов.

2.Об исполнении предписания сообщить в УФАС   по Мурманской области до 13 февраля 2014 года.

Предписание оглашено 06.02.2014г.

В полно объеме изготовлено 07.02.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

stdClass Object ( [vid] => 10466 [uid] => 5 [title] => Решение и предписания по делу № № 08-04-14/02 о нарушении рекламного законодательства ИП Зининым и ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10466 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391770843 [changed] => 1391771636 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391771636 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И E

№ 08-04-14/02

06 февраля  2014 года                                                                                          г. Мурманск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рассмотрев материалы дела 08-04-14/02 от 28.01.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии  представителя  Государственного областного автономного учреждения «Редакция газеты «Мурманский вестник» <...> по доверенности  б/н от 17.12.2013г. и в отсутствии  лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального  предпринимателя Занина, уведомлен должным образом.

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение ЗАО Издательский дом «Комсомольская правда» по поводу распространения в газете «Мурманский вестник»  №225 от 23.11.2013 рекламной статьи  «Бальзам  ёрш здоровья» с признаками нарушения  пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

Согласно представленному номеру №225 газеты «Мурманский вестник» на странице 18  опубликована рекламная статья бальзам «Ёрш здоровья», в которой рассказывается, что безалкогольный напиток « Бальзам ёрш здоровья» исцелил от всех недугов пожилого пациента, которого не могли вылечить доктора и   перечисляются, следующие болезни: остеохондроз, радикулит, холецистит, почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы, онкологические заболевания, рассеянный склероз, сердечнососудистые заболевания.

В статье говорится, что  в  состав чудодейственного продукта «Ёрш здоровья»  входят арбузные, тыквенные и дынные семечки, высушенная тыква, плоды шиповника, лист грецкого ореха, топинамбур, консервируемые при помощи меда.  Причем, разработчик рецепта Максим Горобец  утверждает, что противопоказаний нет и положительный результат употребления  «Ерша здоровья»  в 87% случаев. Далее в статье идут рассказы граждан, которые излечились от многочисленных  недугов и улучшили свое самочувствие употребляя  бальзам «Ёрш здоровья».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

 В ходе рассмотрения дела Комиссия изучила рекламу и  представленные Государственным областным автономным учреждением «Редакция газеты «Мурманский вестник» документы.

Рекламная статья бальзам  «Ёрш здоровья», размещенная  в №225 газеты «Мурманский вестник»  от 23.11.2013г содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования   и   продвижение продукта бальзам  «Ёрш здоровья» побуждает воспользоваться данным  продуктом.

Объектом рекламирования является продукт бальзам  «Ёрш здоровья».

Текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому продукту  именно как к средству лекарственного воздействия на организм человека.

В тексте перечисляются заболевания: остеохондроз, радикулит, холецистит, почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы, онкологические заболевания, рассеянный склероз, сердечнососудистые заболевания, бесплодие, ожоги и утверждается - употребление продукта «Бальзам ёрш здоровья» поможет «обрести здоровье», десятки тысяч людей с помощью бальзам «Ёрш здоровья» справились со своими недугами и даются рекомендации по применению:  «Рекомендуется применять его при хронических заболеваниях не менее двух месяцев. Необходимо отметить, что от давно возникшего заболевания нельзя избавиться за один день».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

«Ёрш здоровья» отсутствует  в государственном реестре лекарственных средств (сеть  Интернет http://grls.rosminzdrav.ru),т.е. не является лекарством.

Согласно представленной декларации соответствия от 15.10.2012г  РОСС RU.МЛ20.ДО7848, безалкогольный напиток «Ёрш здоровья»  выпускается по ТУ 9185-01-68763407-2011.

Согласно представленному сертификату соответствия № РОСС RU.АГ83.Н01398 «Ёрш здоровья» является безалкогольным напитком, но не  лекарственным препаратом.

Таким образом, данный продукт  как лекарственное средство не зарегистрировано, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.

Подобная реклама вредит здоровью граждан, т.к. вводит в заблуждение и способствует тому, чтобы люди с серьезными заболеваниями вместо обращения к врачу занимаются самолечением, тем самым усугубляя и затягивая процесс заболеваний.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ51-00128 от 03 июня  2011 года газета « Мурманский вестник» зарегистрирована как информационно-аналитическая; общественно-политическая, рекламы  не более 40%. Учредителем издания является Правительство Мурманской области.

Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц № 234 от 17.12.2013г следует, что Государственное областное автономное учреждение «Редакция газеты «Мурманский вестник» (далее – ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник», Учреждение) образовано как юридическое лицо 04.11.2002, ОГРН1025100852226, в налоговом органе поставлено на учет 01.07.1996г., ИНН 5191120400, основной вид экономической деятельности  издание газет, руководитель – главный редактор <...>, место нахождение 183032, г. Мурманск, пр. Кирова, д.46.  

Согласно Уставу, зарегистрированному 22.12.2011г.,  ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» является  юридическим лицом, некоммерческой  организацией, автономным учреждением. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации, Мурманской области и Уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере средств массовой информации. Учреждение  осуществляет издательскую и  рекламную деятельность. 

В ходе рассмотрения дела  представитель  ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» пояснил, что между ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» и индивидуальным предпринимателем Заниным Иваном Федоровичем заключен договор  №71 от 15.12.2013г. на размещение  рекламно-информационных материалов в газете «Мурманский вестник» (далее – издание).

По данному договору ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» принимает на себя обязанность по размещению рекламных материалов Заказчика.

Представленный заказчиком макет был согласован редакцией газеты, после чего выставлен счет за размещение рекламного материала.

Редакция газеты «Мурманский вестник» запросила необходимые документы на рекламную продукцию и копии учредительных документов рекламодателя. В ответ посредством электронной почты заказчиком были направлены: копия сертификата соответствия № РОСС RU.АГ83.Н01398 на рекламную продукцию – бальзам «Ёрш здоровье»; копия декларации соответствия продукции СанПин2.3.2.1078-01 ГОСТ; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе Занина, копия свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя; копия первой страницы паспорта Занина, письмо о подтверждении достоверности сведений, содержащихся в рекламе бальзама «Ёрш здоровье»; реквизиты рекламодателя. ИП Занин оплатил услугу по выставленному редакцией счету № 10001134  в полном объеме, после чего указанное объявление было размещено в выпуске газеты №225 (5618) от 23.11.2013.

В ходе  рассмотрения дела представитель  ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» признал, что редакция нарушила рекламное законодательство, и  просил учесть, что нарушение совершено впервые и без злого умысла, тираж газеты небольшой 6000 экземпляров. Кроме того, в редакции  проведено внутреннее расследование и  установлено виновное лицо.

В адрес заказчика рекламы ИП Занина УФАС по Мурманской области  направило  определение о возбуждении дела по признакам  нарушения рекламного законодательства28.01.2014, № 08-07-14/02-312, с просьбой представить необходимые материалы, для исследования вопроса.

Согласно материалам дела, почтовое отправление было получено Заниным 01.02.2014г, однако  индивидуальный предприниматель  не направил объяснений, требуемых материалов, заявлений  и ходатайств на определение УФАС по Мурманской области о возбуждении дела № 08-07-14/02 по признакам нарушения  законодательства РФ о рекламе и на рассмотрения дела не явился.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник», участвующего в рассмотрении, приходит к выводу о том, что рекламная  статья бальзам «Ёрш здоровья» нарушает  требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона о рекламе,   является ненадлежащей.

Таким образом, ИП Занин определил содержание рекламы  и   заказал  размещение рекламной  статьи  бальзам  «Ёрш здоровья», а ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» разместило 23.11.2013г в газете «Мурманский вестник »№225 на странице 18 рекламу заказчика, с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Как указано в  пунктах 6 и  7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем является  ИП Занин.

Согласно материалам дела,  Занин определил объект рекламирования, содержание рекламы  и   заказал  рекламную  статью  « Бальзам ёрш здоровья», в  № 225 от 23.11.2013г на стр.18   еженедельной газеты «Мурманский вестник»  с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5  Закона о рекламе.

Рекламораспространителем является Государственное областное автономное учреждение «Редакция газеты «Мурманский вестник» (ИНН 5191120400, ОГРН 1025100852226,  183032, г. Мурманск, пр-т Кирова, д.46)).

Государственное областное автономное учреждение «Редакция газеты «Мурманский вестник» разместило 23.11.2013г в газете «Мурманский вестник» №225 на странице 18 рекламу заказчика ИП Занина.

В соответствии с пунктом 6 и  7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение  пункта 6 части 5 статьи 5  Закона возложена  на рекламодателя и рекламораспространителя.

Доказательств, прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.

Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является  реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требование законодательства не допускать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники служат целям защиты потребителя от недобросовестной рекламной информации,  и направлено  на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.

Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламораспространителей и рекламодателей,  распространяющих продукцию, не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.

Согласно пунктов 2.4.4. и 2.4.5. договора № 71 от 15.12.2013г. Исполнитель- Государственное областное автономное учреждение «Редакция газеты «Мурманский вестник» имеет право приостановить размещение рекламно-информационного материала Заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, принятых договору, либо отказать в публикации рекламного материала Заказчика на страницах  издания, если в нем содержится информация, противоречащая действующему законодательству или интересам  издания, прямо ущемляющая интересы конкретных лиц либо вводящая в заблуждение  (обман) потребителя рекламно-информационного(рекламного) материала.

Редакция газеты «Мурманский вестник» не предприняла мер для предотвращения нарушения.

Согласно письму  ИП Занина  от 02.10.2013г., имеющегося в материалах дела, ИП Занина знал, что отдает в публикацию рекламную статью с нарушением рекламного законодательства, но не предприняли мер для предотвращения нарушения.

Рекламодатель Занин инициирует изготовление  и размещение рекламы в средствах массовой информации, т.е. заинтересован в появлении рекламы его товаров и услуг и продвижении их на рынке,  при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе.

ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» осуществляет свою деятельность на рынке печатных СМИ с 2002 года в  Мурманской области. Следовательно, Общество не является вновь созданным, не имеющим опыта  своей деятельности, должно знать требования, распространяемого на него законодательства в сфере рекламы, а также меру ответственности за его нарушения и в своей деятельности  должно создать все условия для оправдания доверия потребителей.

В виду высокой социальной значимости законодатель предусмотрел равную ответственность сторон (рекламодателя и рекламораспространителя), с целью  предотвратить распространение ненадлежащей рекламы,  которая может причинить вред здоровью человека.

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом и индивидуальным предпринимателем  мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере законодательства о рекламе, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламную статью бальзам «Ёрш здоровья», размещённую на стр.18 еженедельной газеты «Мурманский вестник» № 225 от 23.11.2013г ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

2.Выдать предписание ИП Занину и ГОАУ «Мурманский вестник»  о прекращении распространения рекламы с нарушением  пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя и рекламораспространителя.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 06.02. 2014 года.

Решение в полном объёме изготовлено   07.02. 2014  года.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе № 08-04-14/02

 

06.02.2014 года                                                                                         г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), на основании своего решения от 06.02.2014 года по делу № 08-04-14/02 о признании  рекламной  статьи: бальзам «Ёрш здоровья», размещенной  в № 225 от 23.11.2013г. на странице 18 еженедельной областной  газеты «Мурманский Вестник», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта  6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламодателю – Занину прекратить размещение рекламной  статьи:

«Бальзам  ёрш здоровья», с нарушением требований  пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ во всех средствах массовой информации. 

А именно исключить возможность рекламирования продукта, не зарегистрированного как лекарственное средство с указанием в рекламе  на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, с указанием на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких продуктов.

2.Об исполнении предписания сообщить в УФАС   по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.

Предписание оглашено 06.02.2014г.

В полно объеме изготовлено 07.02.2014г.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/02

 

06.02.2014 года                                                                                         г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), на основании своего решения от 06.02.2014 года по делу № 08-04-14/02 о признании  рекламной  статьи: « Бальзам Ёрш здоровья», размещенной  в № 225 от 23.11.2013г. на странице 11 еженедельной областной  газеты «Мурманский Вестник», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта  6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламораспространителю  ООО «Мурманский Вестник» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1) прекратить размещение рекламной  статьи «Бальзам Ёрш здоровья» и  обеспечить соблюдение требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

А именно исключить возможность рекламирования продукта, не зарегистрированного как лекарственное средство с указанием в рекламе  на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, с указанием на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких продуктов.

2.Об исполнении предписания сообщить в УФАС   по Мурманской области до 13 февраля 2014 года.

Предписание оглашено 06.02.2014г.

В полно объеме изготовлено 07.02.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И E

№ 08-04-14/02

06 февраля  2014 года                                                                                          г. Мурманск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рассмотрев материалы дела 08-04-14/02 от 28.01.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии  представителя  Государственного областного автономного учреждения «Редакция газеты «Мурманский вестник» <...> по доверенности  б/н от 17.12.2013г. и в отсутствии  лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального  предпринимателя Занина, уведомлен должным образом.

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение ЗАО Издательский дом «Комсомольская правда» по поводу распространения в газете «Мурманский вестник»  №225 от 23.11.2013 рекламной статьи  «Бальзам  ёрш здоровья» с признаками нарушения  пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

Согласно представленному номеру №225 газеты «Мурманский вестник» на странице 18  опубликована рекламная статья бальзам «Ёрш здоровья», в которой рассказывается, что безалкогольный напиток « Бальзам ёрш здоровья» исцелил от всех недугов пожилого пациента, которого не могли вылечить доктора и   перечисляются, следующие болезни: остеохондроз, радикулит, холецистит, почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы, онкологические заболевания, рассеянный склероз, сердечнососудистые заболевания.

В статье говорится, что  в  состав чудодейственного продукта «Ёрш здоровья»  входят арбузные, тыквенные и дынные семечки, высушенная тыква, плоды шиповника, лист грецкого ореха, топинамбур, консервируемые при помощи меда.  Причем, разработчик рецепта Максим Горобец  утверждает, что противопоказаний нет и положительный результат употребления  «Ерша здоровья»  в 87% случаев. Далее в статье идут рассказы граждан, которые излечились от многочисленных  недугов и улучшили свое самочувствие употребляя  бальзам «Ёрш здоровья».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

 В ходе рассмотрения дела Комиссия изучила рекламу и  представленные Государственным областным автономным учреждением «Редакция газеты «Мурманский вестник» документы.

Рекламная статья бальзам  «Ёрш здоровья», размещенная  в №225 газеты «Мурманский вестник»  от 23.11.2013г содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования   и   продвижение продукта бальзам  «Ёрш здоровья» побуждает воспользоваться данным  продуктом.

Объектом рекламирования является продукт бальзам  «Ёрш здоровья».

Текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому продукту  именно как к средству лекарственного воздействия на организм человека.

В тексте перечисляются заболевания: остеохондроз, радикулит, холецистит, почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы, онкологические заболевания, рассеянный склероз, сердечнососудистые заболевания, бесплодие, ожоги и утверждается - употребление продукта «Бальзам ёрш здоровья» поможет «обрести здоровье», десятки тысяч людей с помощью бальзам «Ёрш здоровья» справились со своими недугами и даются рекомендации по применению:  «Рекомендуется применять его при хронических заболеваниях не менее двух месяцев. Необходимо отметить, что от давно возникшего заболевания нельзя избавиться за один день».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

«Ёрш здоровья» отсутствует  в государственном реестре лекарственных средств (сеть  Интернет http://grls.rosminzdrav.ru),т.е. не является лекарством.

Согласно представленной декларации соответствия от 15.10.2012г  РОСС RU.МЛ20.ДО7848, безалкогольный напиток «Ёрш здоровья»  выпускается по ТУ 9185-01-68763407-2011.

Согласно представленному сертификату соответствия № РОСС RU.АГ83.Н01398 «Ёрш здоровья» является безалкогольным напитком, но не  лекарственным препаратом.

Таким образом, данный продукт  как лекарственное средство не зарегистрировано, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.

Подобная реклама вредит здоровью граждан, т.к. вводит в заблуждение и способствует тому, чтобы люди с серьезными заболеваниями вместо обращения к врачу занимаются самолечением, тем самым усугубляя и затягивая процесс заболеваний.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ51-00128 от 03 июня  2011 года газета « Мурманский вестник» зарегистрирована как информационно-аналитическая; общественно-политическая, рекламы  не более 40%. Учредителем издания является Правительство Мурманской области.

Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц № 234 от 17.12.2013г следует, что Государственное областное автономное учреждение «Редакция газеты «Мурманский вестник» (далее – ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник», Учреждение) образовано как юридическое лицо 04.11.2002, ОГРН1025100852226, в налоговом органе поставлено на учет 01.07.1996г., ИНН 5191120400, основной вид экономической деятельности  издание газет, руководитель – главный редактор <...>, место нахождение 183032, г. Мурманск, пр. Кирова, д.46.  

Согласно Уставу, зарегистрированному 22.12.2011г.,  ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» является  юридическим лицом, некоммерческой  организацией, автономным учреждением. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации, Мурманской области и Уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере средств массовой информации. Учреждение  осуществляет издательскую и  рекламную деятельность. 

В ходе рассмотрения дела  представитель  ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» пояснил, что между ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» и индивидуальным предпринимателем Заниным Иваном Федоровичем заключен договор  №71 от 15.12.2013г. на размещение  рекламно-информационных материалов в газете «Мурманский вестник» (далее – издание).

По данному договору ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» принимает на себя обязанность по размещению рекламных материалов Заказчика.

Представленный заказчиком макет был согласован редакцией газеты, после чего выставлен счет за размещение рекламного материала.

Редакция газеты «Мурманский вестник» запросила необходимые документы на рекламную продукцию и копии учредительных документов рекламодателя. В ответ посредством электронной почты заказчиком были направлены: копия сертификата соответствия № РОСС RU.АГ83.Н01398 на рекламную продукцию – бальзам «Ёрш здоровье»; копия декларации соответствия продукции СанПин2.3.2.1078-01 ГОСТ; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе Занина, копия свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя; копия первой страницы паспорта Занина, письмо о подтверждении достоверности сведений, содержащихся в рекламе бальзама «Ёрш здоровье»; реквизиты рекламодателя. ИП Занин оплатил услугу по выставленному редакцией счету № 10001134  в полном объеме, после чего указанное объявление было размещено в выпуске газеты №225 (5618) от 23.11.2013.

В ходе  рассмотрения дела представитель  ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» признал, что редакция нарушила рекламное законодательство, и  просил учесть, что нарушение совершено впервые и без злого умысла, тираж газеты небольшой 6000 экземпляров. Кроме того, в редакции  проведено внутреннее расследование и  установлено виновное лицо.

В адрес заказчика рекламы ИП Занина УФАС по Мурманской области  направило  определение о возбуждении дела по признакам  нарушения рекламного законодательства28.01.2014, № 08-07-14/02-312, с просьбой представить необходимые материалы, для исследования вопроса.

Согласно материалам дела, почтовое отправление было получено Заниным 01.02.2014г, однако  индивидуальный предприниматель  не направил объяснений, требуемых материалов, заявлений  и ходатайств на определение УФАС по Мурманской области о возбуждении дела № 08-07-14/02 по признакам нарушения  законодательства РФ о рекламе и на рассмотрения дела не явился.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник», участвующего в рассмотрении, приходит к выводу о том, что рекламная  статья бальзам «Ёрш здоровья» нарушает  требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона о рекламе,   является ненадлежащей.

Таким образом, ИП Занин определил содержание рекламы  и   заказал  размещение рекламной  статьи  бальзам  «Ёрш здоровья», а ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» разместило 23.11.2013г в газете «Мурманский вестник »№225 на странице 18 рекламу заказчика, с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Как указано в  пунктах 6 и  7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем является  ИП Занин.

Согласно материалам дела,  Занин определил объект рекламирования, содержание рекламы  и   заказал  рекламную  статью  « Бальзам ёрш здоровья», в  № 225 от 23.11.2013г на стр.18   еженедельной газеты «Мурманский вестник»  с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5  Закона о рекламе.

Рекламораспространителем является Государственное областное автономное учреждение «Редакция газеты «Мурманский вестник» (ИНН 5191120400, ОГРН 1025100852226,  183032, г. Мурманск, пр-т Кирова, д.46)).

Государственное областное автономное учреждение «Редакция газеты «Мурманский вестник» разместило 23.11.2013г в газете «Мурманский вестник» №225 на странице 18 рекламу заказчика ИП Занина.

В соответствии с пунктом 6 и  7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение  пункта 6 части 5 статьи 5  Закона возложена  на рекламодателя и рекламораспространителя.

Доказательств, прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.

Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является  реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требование законодательства не допускать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники служат целям защиты потребителя от недобросовестной рекламной информации,  и направлено  на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.

Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламораспространителей и рекламодателей,  распространяющих продукцию, не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.

Согласно пунктов 2.4.4. и 2.4.5. договора № 71 от 15.12.2013г. Исполнитель- Государственное областное автономное учреждение «Редакция газеты «Мурманский вестник» имеет право приостановить размещение рекламно-информационного материала Заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, принятых договору, либо отказать в публикации рекламного материала Заказчика на страницах  издания, если в нем содержится информация, противоречащая действующему законодательству или интересам  издания, прямо ущемляющая интересы конкретных лиц либо вводящая в заблуждение  (обман) потребителя рекламно-информационного(рекламного) материала.

Редакция газеты «Мурманский вестник» не предприняла мер для предотвращения нарушения.

Согласно письму  ИП Занина  от 02.10.2013г., имеющегося в материалах дела, ИП Занина знал, что отдает в публикацию рекламную статью с нарушением рекламного законодательства, но не предприняли мер для предотвращения нарушения.

Рекламодатель Занин инициирует изготовление  и размещение рекламы в средствах массовой информации, т.е. заинтересован в появлении рекламы его товаров и услуг и продвижении их на рынке,  при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе.

ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» осуществляет свою деятельность на рынке печатных СМИ с 2002 года в  Мурманской области. Следовательно, Общество не является вновь созданным, не имеющим опыта  своей деятельности, должно знать требования, распространяемого на него законодательства в сфере рекламы, а также меру ответственности за его нарушения и в своей деятельности  должно создать все условия для оправдания доверия потребителей.

В виду высокой социальной значимости законодатель предусмотрел равную ответственность сторон (рекламодателя и рекламораспространителя), с целью  предотвратить распространение ненадлежащей рекламы,  которая может причинить вред здоровью человека.

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом и индивидуальным предпринимателем  мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере законодательства о рекламе, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламную статью бальзам «Ёрш здоровья», размещённую на стр.18 еженедельной газеты «Мурманский вестник» № 225 от 23.11.2013г ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

2.Выдать предписание ИП Занину и ГОАУ «Мурманский вестник»  о прекращении распространения рекламы с нарушением  пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя и рекламораспространителя.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 06.02. 2014 года.

Решение в полном объёме изготовлено   07.02. 2014  года.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе № 08-04-14/02

 

06.02.2014 года                                                                                         г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), на основании своего решения от 06.02.2014 года по делу № 08-04-14/02 о признании  рекламной  статьи: бальзам «Ёрш здоровья», размещенной  в № 225 от 23.11.2013г. на странице 18 еженедельной областной  газеты «Мурманский Вестник», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта  6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламодателю – Занину прекратить размещение рекламной  статьи:

«Бальзам  ёрш здоровья», с нарушением требований  пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ во всех средствах массовой информации. 

А именно исключить возможность рекламирования продукта, не зарегистрированного как лекарственное средство с указанием в рекламе  на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, с указанием на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких продуктов.

2.Об исполнении предписания сообщить в УФАС   по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.

Предписание оглашено 06.02.2014г.

В полно объеме изготовлено 07.02.2014г.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/02

 

06.02.2014 года                                                                                         г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), на основании своего решения от 06.02.2014 года по делу № 08-04-14/02 о признании  рекламной  статьи: « Бальзам Ёрш здоровья», размещенной  в № 225 от 23.11.2013г. на странице 11 еженедельной областной  газеты «Мурманский Вестник», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта  6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламораспространителю  ООО «Мурманский Вестник» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1) прекратить размещение рекламной  статьи «Бальзам Ёрш здоровья» и  обеспечить соблюдение требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

А именно исключить возможность рекламирования продукта, не зарегистрированного как лекарственное средство с указанием в рекламе  на его лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, с указанием на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких продуктов.

2.Об исполнении предписания сообщить в УФАС   по Мурманской области до 13 февраля 2014 года.

Предписание оглашено 06.02.2014г.

В полно объеме изготовлено 07.02.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 08-04-14/02 [format] => [safe_value] => № 08-04-14/02 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-07 10:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-07 10:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391770843 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )