Решение и предписания по жалобе гражданки <...> № 08-04-14/04 в отношении ОАО «Электротранспорт» и ИП Акиньшиной

Номер дела: № 08-04-14/04
Дата публикации: 18 марта 2014, 14:53

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-14/04

 

13 марта 2014 года                                                                                                 г.Мурманск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рассмотрев материалы дела № 08-04-14/04 от 13.02.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии  представителя  лица,  в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:  заместителя генерального директора ОАО «Электротранспорт» <...> ( ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597, юр.адрес:183034,  г. Мурманск, ул. Свердлова, 49);

 в отсутствии индивидуального  предпринимателя, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Акиньшиной,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление) поступило обращение гражданки <...> по поводу распространения рекламы с нарушением  рекламного законодательства в салоне троллейбуса №198, движущегося по маршруту №3 в г. Мурманске.

Из заявления следует, что 28.01.2014г., осуществляя поездку  в троллейбусе, гражданка обратила внимание на рекламу следующего содержания: «Татуаж  перманентный макияж Брови-4000 р., веки-4000р., контур губ-3500р., контур губ с растушевкой-5000р., мушка (родинка) – 500р., тату от 2000, наращивание ресниц 1500,  8-911-301-28-57 ИП Акиньшина».   Цветная  реклама выполнена в  формате А4, содержит изображения татуированных губ, бровей, глаз, фотографию женского образа  до перманентного макияжа и после, а также фото цветных татуировок на теле (рекламная листовка прилагается).

По мнению заявительницы, перманентный макияж является медицинской услугой, следовательно, в рекламе требуется указать на противопоказания и необходимость проконсультироваться с врачом. Кроме того, заявительница обращает внимание на тот факт, что  в рекламе отсутствует номер лицензии, а ведь медицинские услуги лицензируются и выполняются только дипломированными специалистами.

Перманентный макияж   основан на глубоком    проникновении  в  слои кожи и введении красок, что  необходимо проводить только  медицинскими работниками и в стерильных условиях. 

Заявительница считает, что  реклама распространяется  с нарушением Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ, т.к. в рекламе  отсутствует   полная  информация об услуге, что  заставляет потребителя сомневаться в её добросовестности и безвредности для здоровья и просит принять меры к нарушителям.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы:

предназначена для неопределенного круга лиц – размещена в  салоне общественного транспорта;

 преследует цели информирования и продвижение услуг: «Татуаж  перманентный макияж, наращивание ресниц», с указанием конкретных цен на услуги, т.е. формирует и поддерживает интерес  к услугам, реализуемым ИП Акиньшиной.

Объектами  рекламирования являются услуги перманентный макияж и наращивание ресниц.

В соответствии  с  пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно части 7 статьи 24 закона о рекламе,  реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно пояснениям представителя   ОАО  «Электротранспорт» заместителя генерального директора <...> (по доверенности 51 АА 0183652 от 01.08.2012г.), Общество и  ИП Акиньшина заключили  26.05.2011г. договор № 29/п возмездного оказания услуг с пролонгацией, предметом которого является услуга по размещению и прокату рекламы в троллейбусах.

По мнению ОАО «Электротранспорт» на момент заключения договора, услуги по проведению татуажа, перманентного макияжа относились к бытовым услугам, а не к медицинским, поэтому Общество  и не запросило лицензию у ИП Акиньшиной, размещая рекламу 28.01.2014г.

17.01.2014 в 13ч.20мин. ИП Акиньшина  направила по электронной почте  в адрес ОАО «Электротранспорт» заявку о размещении листовки в количестве 20 штук, сроком на 30 дней с 21.01.2014 по 19.02.2014 с гарантией оплаты.

Представитель ОАО «Электротранспорт» пояснил, что макет рекламы был представлен ИП Акиньшиной в готовом  к распространению виде.

20.01.2014г. ОАО «Электротранспорт» выставил ИП Акиньшиной счет № 74 за услуги по размещению в салонах троллейбусов рекламных листовок в сумме 4620 рублей.

21.01.2014г. ИП Акиньшина осуществила безналичный перевод средств в сумме 4620 рублей в ОАО «Электротранспорт».

Со слов представителя, реклама была размещена  в салонах троллейбусов маршрута №3, в трехдневный срок с момента оплаты.

31.01.2014 г исполнитель ОАО «Электротранспорт» и  заказчик услуг ИП Акиньшина подписали акт выполненных работ (услуг) № 117 без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.

ОАО «Электротранспорт» признает, что нарушило рекламное законодательство,  не запросив у предпринимателя лицензию на рекламируемую деятельность.

ОАО «Электротранспорт» не имеет  менеджера по рекламе, обязанность возложена на секретаря, который упустил изменения в рекламном законодательстве. В свою очередь должностное лицо не проконтролировало должным образом работу подчиненной и допустило рекламу ИП Акиньшиной к распространению.

Индивидуальный предприниматель Акиньшина уведомлена надлежащим образом о рассмотрении дела № 08-04-14/04 по признакам нарушения рекламного законодательства.

04.03.2014 в адрес УФАС по Мурманской области поступило ходатайство от ИП Акиньшиной о рассмотрении дела в её отсутствии, в связи с лечением в  стационаре (копия справки прилагается). Кроме того,  ИП Акиньшина представила   письменные объяснения и приложила копии  документов на 10 листах (копии страниц паспорта,  свидетельство о постановке физического лица в налоговом органе, ЕГРИП,  счет-фактуру,  счет на оплату, чек на оплату рекламных услуг, акт приемки выполненных услуг). Лицензия на право оказывать услугу перманентный макияж, указанную в рекламе,  ИП Акиньшиной не представлена.

ИП Акиньшина зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным регистрационным номером 313519027000032 от 27.09.2013 с присвоенным ИНН 519090451227 от  6.02.2009г.

Согласно письменному  объяснению, ИП Акиньшина оказывает услугу наращивание ресниц и волос, а перманентный макияж осуществляет салон «Полина», имеющий соответствующую лицензию. Рекламу заказывала в ОАО «Электротранспорт» лично с целью привлечения клиентов в салон «Полина». ИП Акиньшина отмечает, что не знает  Закон о рекламе, размещая рекламу с нарушением, не преследовала злого умысла.

Комиссия, изучив материалы дела, письмо Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности Мурманской области, проанализировав нормативные и законодательные акты, обсудив доводы и объяснения сторон,   приходит к следующим выводам.

Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28.06.1993 № 163 утвержден Российский классификатор услуг населению ОК-002-93. Согласно Изменению 12/2010 ОКУН к Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, принятому и введенному в действие с 1 апреля 2011 г. Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1072-ст, ОКУН изменен и дополнен новыми видами услуг, в частности к бытовым услугам относятся  услуги парикмахерских (код 019300), которые могут осуществлять комплексный уход за кожей лица (чистка, массаж, маска, макияж)(код 019327). Общероссийский классификатор услуг населению содержит также  и медицинские услуги(код 081000), в состав которых входят услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (081500) и услуги косметические (код 081501).

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг,  утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, такие услуги, как дермапигментация (перманентный татуаж), удаление татуировки, относятся к типу медицинских услуг «Лечение с помощью простых манипуляций» татуаж (А 17.31.002).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития 18.04.2012 № 381н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом, средний медицинский  персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача косметолога».

Следует отметить, что ОКВЭД разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, а также Центром по экономическим классификациям и предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности в целях осуществления государственного статистического учета по видам деятельности.

В данном случае подлежат применению акты, регулирующие правоотношения в области лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе здравоохранения.

Согласно  пункту 46  части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных  видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291(ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности», в которую входит «косметология». Медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и  поверхностных мышц).

Необходимо учесть, что перманентный макияж - это процедура предполагает травму кожного покрова, имеет ряд  медицинских противопоказаний, кроме того, существует возможность побочных эффектов и осложнений. В ходе процедуры перманентный макияж   в верхний слой кожи с помощью специального аппарата на кончике иглы вводится красящее вещество в составе пигмента, которое воспринимается иммунной системой как инородное тело.

По информации Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности по Мурманской области (исх. № 29-02/48-1 от 21.02.2013), перманентный макияж является инвазивной процедурой, связанной с нарушением целостности кожного покрова и внутрикожным введением пигмента. Следовательно, данная манипуляция является медицинской деятельностью. Осуществление медицинской  деятельности подлежит лицензированию.

Из совокупности указанных норм следует, что оказываемые услуги в области косметологии по уходу за кожей лица и тела являются простыми медицинскими услугами, которые могут производиться работниками только со специальным медицинским образованием, относятся к медицинской деятельности и могут выполняться только на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Учитывая изложенное,   рекламируемая ИП Акиньшина услуга перманентный макияж, татуаж  входит в Номенклатуру работ услуг здравоохранения, как простые медицинские услуги и соответственно требуют получения лицензии на данный вид медицинской  деятельности.

Следовательно, при наличии соответствующей лицензии организация или индивидуальный предприниматель вправе предоставлять (оказывать) такие услуги  и   их рекламировать.

В ходе рассмотрения дела лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж не представлена.

В рекламе отсутствуют данные о салоне «Полина», на который ссылается ИП Акиньшина в своем письменном объяснении. Кроме того в рекламе указаны данные: ИП Акиньшина и телефон, принадлежащий  именно абоненту Акиньшиной.

ИП Акиньшина не представила лицензию на рекламируемую ею медицинскую услугу.

ОАО «Электротранспорт», выступающее как рекламораспространитель, не воспользовалось своим правом и не затребовало у рекламодателя  лицензию на право оказывать рекламируемую медицинскую услугу.

Согласно статье 13 Закона о рекламе   рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия действующему рекламному  законодательству,  так как рекламораспространитель в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального Закона  о рекламе несет ответственность за нарушение требований статьи 7 настоящего Закона, что в свою очередь, подразумевает проверку рекламораспространителем представляемых для размещения рекламных материалов.

Таким образом, рекламируя  медицинские услуги  без лицензии, предприниматель Акиньшина и ОАО «Электротранспорт» нарушают пункт 7 статьи 7 Закона о рекламе.

Согласно статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных  видов деятельности» лицензирование осуществляется в том числе в целях предотвращения ущерба правам,  законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. При этом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Кроме того, в рекламе медицинских услуг  отсутствует требуемая законодательством  предупредительная надпись о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Согласно статье 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7  и части 7 статьи 24 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона реклама является ненадлежащей.

Таким образом,  ИП Акиньшина определила объект рекламирования, содержание рекламы и заказала к   распространению в общественном транспорте г. Мурманска  рекламу об услуге перманентный макияж в отсутствии лицензии на оказание медицинской услуги.

ОАО «Электротранспорт» не проявив осмотрительность и не реализовав  своё право рекламораспространителя, данное ему статье 13 Закона о рекламе принял рекламу к распространению  и распространил её в салонах троллейбусов города в количестве 20 шт.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных норм несет, как рекламодатель, так  и рекламораспространитель.

Рекламодателем является  индивидуальный предприниматель Акиньшина.

Рекламораспространителем является  ОАО «Электротранспорт» ( ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597, юр.адрес:183034,  г. Мурманск, ул. Свердлова, 49).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламу:«Татуаж  перманентный макияж Брови-4000 р., веки-4000р., контур губ-3500р., контур губ с растушевкой-5000р., мушка (родинка) – 500р., тату от 2000, наращивание ресниц 1500,  8-911-301-28-57 ИП Акиньшина», размещенную 28.01.2014г. в салоне троллейбуса № 198,  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24   Закона о рекламе.

2.Выдать предписание  ИП Акиньшиной и  ОАО «Электротранспорт» о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 7 статьи 7  и части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 13.03.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено   18.03.2014  года.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/04

 

18.03.2014 года                                                                                          г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), на основании своего решения от 13.03.2014 года по делу № 08-04-14/04 о признании  рекламы: «Татуаж  перманентный макияж Брови-4000 р., веки-4000р., контур губ-3500р., контур губ с растушевкой-5000р., мушка (родинка) – 500р., тату от 2000, наращивание ресниц 1500,  8-911-301-28-57 ИП Акиньшина», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24   Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламораспространителю  ОАО «Электротранспорт» ( ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597, юр.адрес:183034,  г. Мурманск, ул. Свердлова, 49) прекратить распространение рекламы  «Татуаж  перманентный макияж…» в отсутствии лицензии на медицинские услуги  и  обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24    Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

2.Об исполнении предписания сообщить в УФАС   по Мурманской области до 03 апреля 2014 года.

Предписание оглашено 13.03.2014г.

В полном объеме изготовлено 18.03.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе № 08-04-14/04

 

18.03.2014 года                                                                                         г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), на основании своего решения от 13.03.2014 года по делу № 08-04-14/04 о признании  рекламы: «Татуаж  перманентный макияж Брови-4000 р., веки-4000р., контур губ-3500р., контур губ с растушевкой-5000р., мушка (родинка) – 500р., тату от 2000, наращивание ресниц 1500,  8-911-301-28-57 ИП Акиньшина», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24   Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламодателю –  индивидуальному предпринимателю Акиньшиной прекратить размещение рекламы «Татуаж  перманентный макияж…» в отсутствии лицензии на медицинские услуги  и  обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24  Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

2.Об исполнении предписания сообщить в УФАС   по Мурманской области до 03 апреля 2014 года.

Предписание оглашено 13.03.2014г.

В полном объеме изготовлено 18.03.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 10726 [uid] => 5 [title] => Решение и предписания по жалобе гражданки <...> № 08-04-14/04 в отношении ОАО «Электротранспорт» и ИП Акиньшиной [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10726 [type] => solution [language] => ru [created] => 1395140507 [changed] => 1395140507 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1395140507 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-14/04

 

13 марта 2014 года                                                                                                 г.Мурманск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рассмотрев материалы дела № 08-04-14/04 от 13.02.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии  представителя  лица,  в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:  заместителя генерального директора ОАО «Электротранспорт» <...> ( ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597, юр.адрес:183034,  г. Мурманск, ул. Свердлова, 49);

 в отсутствии индивидуального  предпринимателя, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Акиньшиной,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление) поступило обращение гражданки <...> по поводу распространения рекламы с нарушением  рекламного законодательства в салоне троллейбуса №198, движущегося по маршруту №3 в г. Мурманске.

Из заявления следует, что 28.01.2014г., осуществляя поездку  в троллейбусе, гражданка обратила внимание на рекламу следующего содержания: «Татуаж  перманентный макияж Брови-4000 р., веки-4000р., контур губ-3500р., контур губ с растушевкой-5000р., мушка (родинка) – 500р., тату от 2000, наращивание ресниц 1500,  8-911-301-28-57 ИП Акиньшина».   Цветная  реклама выполнена в  формате А4, содержит изображения татуированных губ, бровей, глаз, фотографию женского образа  до перманентного макияжа и после, а также фото цветных татуировок на теле (рекламная листовка прилагается).

По мнению заявительницы, перманентный макияж является медицинской услугой, следовательно, в рекламе требуется указать на противопоказания и необходимость проконсультироваться с врачом. Кроме того, заявительница обращает внимание на тот факт, что  в рекламе отсутствует номер лицензии, а ведь медицинские услуги лицензируются и выполняются только дипломированными специалистами.

Перманентный макияж   основан на глубоком    проникновении  в  слои кожи и введении красок, что  необходимо проводить только  медицинскими работниками и в стерильных условиях. 

Заявительница считает, что  реклама распространяется  с нарушением Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ, т.к. в рекламе  отсутствует   полная  информация об услуге, что  заставляет потребителя сомневаться в её добросовестности и безвредности для здоровья и просит принять меры к нарушителям.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы:

предназначена для неопределенного круга лиц – размещена в  салоне общественного транспорта;

 преследует цели информирования и продвижение услуг: «Татуаж  перманентный макияж, наращивание ресниц», с указанием конкретных цен на услуги, т.е. формирует и поддерживает интерес  к услугам, реализуемым ИП Акиньшиной.

Объектами  рекламирования являются услуги перманентный макияж и наращивание ресниц.

В соответствии  с  пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно части 7 статьи 24 закона о рекламе,  реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно пояснениям представителя   ОАО  «Электротранспорт» заместителя генерального директора <...> (по доверенности 51 АА 0183652 от 01.08.2012г.), Общество и  ИП Акиньшина заключили  26.05.2011г. договор № 29/п возмездного оказания услуг с пролонгацией, предметом которого является услуга по размещению и прокату рекламы в троллейбусах.

По мнению ОАО «Электротранспорт» на момент заключения договора, услуги по проведению татуажа, перманентного макияжа относились к бытовым услугам, а не к медицинским, поэтому Общество  и не запросило лицензию у ИП Акиньшиной, размещая рекламу 28.01.2014г.

17.01.2014 в 13ч.20мин. ИП Акиньшина  направила по электронной почте  в адрес ОАО «Электротранспорт» заявку о размещении листовки в количестве 20 штук, сроком на 30 дней с 21.01.2014 по 19.02.2014 с гарантией оплаты.

Представитель ОАО «Электротранспорт» пояснил, что макет рекламы был представлен ИП Акиньшиной в готовом  к распространению виде.

20.01.2014г. ОАО «Электротранспорт» выставил ИП Акиньшиной счет № 74 за услуги по размещению в салонах троллейбусов рекламных листовок в сумме 4620 рублей.

21.01.2014г. ИП Акиньшина осуществила безналичный перевод средств в сумме 4620 рублей в ОАО «Электротранспорт».

Со слов представителя, реклама была размещена  в салонах троллейбусов маршрута №3, в трехдневный срок с момента оплаты.

31.01.2014 г исполнитель ОАО «Электротранспорт» и  заказчик услуг ИП Акиньшина подписали акт выполненных работ (услуг) № 117 без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.

ОАО «Электротранспорт» признает, что нарушило рекламное законодательство,  не запросив у предпринимателя лицензию на рекламируемую деятельность.

ОАО «Электротранспорт» не имеет  менеджера по рекламе, обязанность возложена на секретаря, который упустил изменения в рекламном законодательстве. В свою очередь должностное лицо не проконтролировало должным образом работу подчиненной и допустило рекламу ИП Акиньшиной к распространению.

Индивидуальный предприниматель Акиньшина уведомлена надлежащим образом о рассмотрении дела № 08-04-14/04 по признакам нарушения рекламного законодательства.

04.03.2014 в адрес УФАС по Мурманской области поступило ходатайство от ИП Акиньшиной о рассмотрении дела в её отсутствии, в связи с лечением в  стационаре (копия справки прилагается). Кроме того,  ИП Акиньшина представила   письменные объяснения и приложила копии  документов на 10 листах (копии страниц паспорта,  свидетельство о постановке физического лица в налоговом органе, ЕГРИП,  счет-фактуру,  счет на оплату, чек на оплату рекламных услуг, акт приемки выполненных услуг). Лицензия на право оказывать услугу перманентный макияж, указанную в рекламе,  ИП Акиньшиной не представлена.

ИП Акиньшина зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным регистрационным номером 313519027000032 от 27.09.2013 с присвоенным ИНН 519090451227 от  6.02.2009г.

Согласно письменному  объяснению, ИП Акиньшина оказывает услугу наращивание ресниц и волос, а перманентный макияж осуществляет салон «Полина», имеющий соответствующую лицензию. Рекламу заказывала в ОАО «Электротранспорт» лично с целью привлечения клиентов в салон «Полина». ИП Акиньшина отмечает, что не знает  Закон о рекламе, размещая рекламу с нарушением, не преследовала злого умысла.

Комиссия, изучив материалы дела, письмо Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности Мурманской области, проанализировав нормативные и законодательные акты, обсудив доводы и объяснения сторон,   приходит к следующим выводам.

Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28.06.1993 № 163 утвержден Российский классификатор услуг населению ОК-002-93. Согласно Изменению 12/2010 ОКУН к Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, принятому и введенному в действие с 1 апреля 2011 г. Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1072-ст, ОКУН изменен и дополнен новыми видами услуг, в частности к бытовым услугам относятся  услуги парикмахерских (код 019300), которые могут осуществлять комплексный уход за кожей лица (чистка, массаж, маска, макияж)(код 019327). Общероссийский классификатор услуг населению содержит также  и медицинские услуги(код 081000), в состав которых входят услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (081500) и услуги косметические (код 081501).

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг,  утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, такие услуги, как дермапигментация (перманентный татуаж), удаление татуировки, относятся к типу медицинских услуг «Лечение с помощью простых манипуляций» татуаж (А 17.31.002).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития 18.04.2012 № 381н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом, средний медицинский  персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача косметолога».

Следует отметить, что ОКВЭД разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, а также Центром по экономическим классификациям и предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности в целях осуществления государственного статистического учета по видам деятельности.

В данном случае подлежат применению акты, регулирующие правоотношения в области лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе здравоохранения.

Согласно  пункту 46  части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных  видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291(ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности», в которую входит «косметология». Медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и  поверхностных мышц).

Необходимо учесть, что перманентный макияж - это процедура предполагает травму кожного покрова, имеет ряд  медицинских противопоказаний, кроме того, существует возможность побочных эффектов и осложнений. В ходе процедуры перманентный макияж   в верхний слой кожи с помощью специального аппарата на кончике иглы вводится красящее вещество в составе пигмента, которое воспринимается иммунной системой как инородное тело.

По информации Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности по Мурманской области (исх. № 29-02/48-1 от 21.02.2013), перманентный макияж является инвазивной процедурой, связанной с нарушением целостности кожного покрова и внутрикожным введением пигмента. Следовательно, данная манипуляция является медицинской деятельностью. Осуществление медицинской  деятельности подлежит лицензированию.

Из совокупности указанных норм следует, что оказываемые услуги в области косметологии по уходу за кожей лица и тела являются простыми медицинскими услугами, которые могут производиться работниками только со специальным медицинским образованием, относятся к медицинской деятельности и могут выполняться только на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Учитывая изложенное,   рекламируемая ИП Акиньшина услуга перманентный макияж, татуаж  входит в Номенклатуру работ услуг здравоохранения, как простые медицинские услуги и соответственно требуют получения лицензии на данный вид медицинской  деятельности.

Следовательно, при наличии соответствующей лицензии организация или индивидуальный предприниматель вправе предоставлять (оказывать) такие услуги  и   их рекламировать.

В ходе рассмотрения дела лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж не представлена.

В рекламе отсутствуют данные о салоне «Полина», на который ссылается ИП Акиньшина в своем письменном объяснении. Кроме того в рекламе указаны данные: ИП Акиньшина и телефон, принадлежащий  именно абоненту Акиньшиной.

ИП Акиньшина не представила лицензию на рекламируемую ею медицинскую услугу.

ОАО «Электротранспорт», выступающее как рекламораспространитель, не воспользовалось своим правом и не затребовало у рекламодателя  лицензию на право оказывать рекламируемую медицинскую услугу.

Согласно статье 13 Закона о рекламе   рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия действующему рекламному  законодательству,  так как рекламораспространитель в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального Закона  о рекламе несет ответственность за нарушение требований статьи 7 настоящего Закона, что в свою очередь, подразумевает проверку рекламораспространителем представляемых для размещения рекламных материалов.

Таким образом, рекламируя  медицинские услуги  без лицензии, предприниматель Акиньшина и ОАО «Электротранспорт» нарушают пункт 7 статьи 7 Закона о рекламе.

Согласно статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных  видов деятельности» лицензирование осуществляется в том числе в целях предотвращения ущерба правам,  законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. При этом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Кроме того, в рекламе медицинских услуг  отсутствует требуемая законодательством  предупредительная надпись о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Согласно статье 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7  и части 7 статьи 24 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона реклама является ненадлежащей.

Таким образом,  ИП Акиньшина определила объект рекламирования, содержание рекламы и заказала к   распространению в общественном транспорте г. Мурманска  рекламу об услуге перманентный макияж в отсутствии лицензии на оказание медицинской услуги.

ОАО «Электротранспорт» не проявив осмотрительность и не реализовав  своё право рекламораспространителя, данное ему статье 13 Закона о рекламе принял рекламу к распространению  и распространил её в салонах троллейбусов города в количестве 20 шт.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных норм несет, как рекламодатель, так  и рекламораспространитель.

Рекламодателем является  индивидуальный предприниматель Акиньшина.

Рекламораспространителем является  ОАО «Электротранспорт» ( ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597, юр.адрес:183034,  г. Мурманск, ул. Свердлова, 49).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламу:«Татуаж  перманентный макияж Брови-4000 р., веки-4000р., контур губ-3500р., контур губ с растушевкой-5000р., мушка (родинка) – 500р., тату от 2000, наращивание ресниц 1500,  8-911-301-28-57 ИП Акиньшина», размещенную 28.01.2014г. в салоне троллейбуса № 198,  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24   Закона о рекламе.

2.Выдать предписание  ИП Акиньшиной и  ОАО «Электротранспорт» о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 7 статьи 7  и части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 13.03.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено   18.03.2014  года.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/04

 

18.03.2014 года                                                                                          г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), на основании своего решения от 13.03.2014 года по делу № 08-04-14/04 о признании  рекламы: «Татуаж  перманентный макияж Брови-4000 р., веки-4000р., контур губ-3500р., контур губ с растушевкой-5000р., мушка (родинка) – 500р., тату от 2000, наращивание ресниц 1500,  8-911-301-28-57 ИП Акиньшина», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24   Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламораспространителю  ОАО «Электротранспорт» ( ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597, юр.адрес:183034,  г. Мурманск, ул. Свердлова, 49) прекратить распространение рекламы  «Татуаж  перманентный макияж…» в отсутствии лицензии на медицинские услуги  и  обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24    Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

2.Об исполнении предписания сообщить в УФАС   по Мурманской области до 03 апреля 2014 года.

Предписание оглашено 13.03.2014г.

В полном объеме изготовлено 18.03.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе № 08-04-14/04

 

18.03.2014 года                                                                                         г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), на основании своего решения от 13.03.2014 года по делу № 08-04-14/04 о признании  рекламы: «Татуаж  перманентный макияж Брови-4000 р., веки-4000р., контур губ-3500р., контур губ с растушевкой-5000р., мушка (родинка) – 500р., тату от 2000, наращивание ресниц 1500,  8-911-301-28-57 ИП Акиньшина», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24   Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламодателю –  индивидуальному предпринимателю Акиньшиной прекратить размещение рекламы «Татуаж  перманентный макияж…» в отсутствии лицензии на медицинские услуги  и  обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24  Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

2.Об исполнении предписания сообщить в УФАС   по Мурманской области до 03 апреля 2014 года.

Предписание оглашено 13.03.2014г.

В полном объеме изготовлено 18.03.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-14/04

 

13 марта 2014 года                                                                                                 г.Мурманск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рассмотрев материалы дела № 08-04-14/04 от 13.02.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии  представителя  лица,  в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:  заместителя генерального директора ОАО «Электротранспорт» <...> ( ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597, юр.адрес:183034,  г. Мурманск, ул. Свердлова, 49);

 в отсутствии индивидуального  предпринимателя, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Акиньшиной,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление) поступило обращение гражданки <...> по поводу распространения рекламы с нарушением  рекламного законодательства в салоне троллейбуса №198, движущегося по маршруту №3 в г. Мурманске.

Из заявления следует, что 28.01.2014г., осуществляя поездку  в троллейбусе, гражданка обратила внимание на рекламу следующего содержания: «Татуаж  перманентный макияж Брови-4000 р., веки-4000р., контур губ-3500р., контур губ с растушевкой-5000р., мушка (родинка) – 500р., тату от 2000, наращивание ресниц 1500,  8-911-301-28-57 ИП Акиньшина».   Цветная  реклама выполнена в  формате А4, содержит изображения татуированных губ, бровей, глаз, фотографию женского образа  до перманентного макияжа и после, а также фото цветных татуировок на теле (рекламная листовка прилагается).

По мнению заявительницы, перманентный макияж является медицинской услугой, следовательно, в рекламе требуется указать на противопоказания и необходимость проконсультироваться с врачом. Кроме того, заявительница обращает внимание на тот факт, что  в рекламе отсутствует номер лицензии, а ведь медицинские услуги лицензируются и выполняются только дипломированными специалистами.

Перманентный макияж   основан на глубоком    проникновении  в  слои кожи и введении красок, что  необходимо проводить только  медицинскими работниками и в стерильных условиях. 

Заявительница считает, что  реклама распространяется  с нарушением Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ, т.к. в рекламе  отсутствует   полная  информация об услуге, что  заставляет потребителя сомневаться в её добросовестности и безвредности для здоровья и просит принять меры к нарушителям.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы:

предназначена для неопределенного круга лиц – размещена в  салоне общественного транспорта;

 преследует цели информирования и продвижение услуг: «Татуаж  перманентный макияж, наращивание ресниц», с указанием конкретных цен на услуги, т.е. формирует и поддерживает интерес  к услугам, реализуемым ИП Акиньшиной.

Объектами  рекламирования являются услуги перманентный макияж и наращивание ресниц.

В соответствии  с  пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно части 7 статьи 24 закона о рекламе,  реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно пояснениям представителя   ОАО  «Электротранспорт» заместителя генерального директора <...> (по доверенности 51 АА 0183652 от 01.08.2012г.), Общество и  ИП Акиньшина заключили  26.05.2011г. договор № 29/п возмездного оказания услуг с пролонгацией, предметом которого является услуга по размещению и прокату рекламы в троллейбусах.

По мнению ОАО «Электротранспорт» на момент заключения договора, услуги по проведению татуажа, перманентного макияжа относились к бытовым услугам, а не к медицинским, поэтому Общество  и не запросило лицензию у ИП Акиньшиной, размещая рекламу 28.01.2014г.

17.01.2014 в 13ч.20мин. ИП Акиньшина  направила по электронной почте  в адрес ОАО «Электротранспорт» заявку о размещении листовки в количестве 20 штук, сроком на 30 дней с 21.01.2014 по 19.02.2014 с гарантией оплаты.

Представитель ОАО «Электротранспорт» пояснил, что макет рекламы был представлен ИП Акиньшиной в готовом  к распространению виде.

20.01.2014г. ОАО «Электротранспорт» выставил ИП Акиньшиной счет № 74 за услуги по размещению в салонах троллейбусов рекламных листовок в сумме 4620 рублей.

21.01.2014г. ИП Акиньшина осуществила безналичный перевод средств в сумме 4620 рублей в ОАО «Электротранспорт».

Со слов представителя, реклама была размещена  в салонах троллейбусов маршрута №3, в трехдневный срок с момента оплаты.

31.01.2014 г исполнитель ОАО «Электротранспорт» и  заказчик услуг ИП Акиньшина подписали акт выполненных работ (услуг) № 117 без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.

ОАО «Электротранспорт» признает, что нарушило рекламное законодательство,  не запросив у предпринимателя лицензию на рекламируемую деятельность.

ОАО «Электротранспорт» не имеет  менеджера по рекламе, обязанность возложена на секретаря, который упустил изменения в рекламном законодательстве. В свою очередь должностное лицо не проконтролировало должным образом работу подчиненной и допустило рекламу ИП Акиньшиной к распространению.

Индивидуальный предприниматель Акиньшина уведомлена надлежащим образом о рассмотрении дела № 08-04-14/04 по признакам нарушения рекламного законодательства.

04.03.2014 в адрес УФАС по Мурманской области поступило ходатайство от ИП Акиньшиной о рассмотрении дела в её отсутствии, в связи с лечением в  стационаре (копия справки прилагается). Кроме того,  ИП Акиньшина представила   письменные объяснения и приложила копии  документов на 10 листах (копии страниц паспорта,  свидетельство о постановке физического лица в налоговом органе, ЕГРИП,  счет-фактуру,  счет на оплату, чек на оплату рекламных услуг, акт приемки выполненных услуг). Лицензия на право оказывать услугу перманентный макияж, указанную в рекламе,  ИП Акиньшиной не представлена.

ИП Акиньшина зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным регистрационным номером 313519027000032 от 27.09.2013 с присвоенным ИНН 519090451227 от  6.02.2009г.

Согласно письменному  объяснению, ИП Акиньшина оказывает услугу наращивание ресниц и волос, а перманентный макияж осуществляет салон «Полина», имеющий соответствующую лицензию. Рекламу заказывала в ОАО «Электротранспорт» лично с целью привлечения клиентов в салон «Полина». ИП Акиньшина отмечает, что не знает  Закон о рекламе, размещая рекламу с нарушением, не преследовала злого умысла.

Комиссия, изучив материалы дела, письмо Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности Мурманской области, проанализировав нормативные и законодательные акты, обсудив доводы и объяснения сторон,   приходит к следующим выводам.

Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28.06.1993 № 163 утвержден Российский классификатор услуг населению ОК-002-93. Согласно Изменению 12/2010 ОКУН к Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, принятому и введенному в действие с 1 апреля 2011 г. Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1072-ст, ОКУН изменен и дополнен новыми видами услуг, в частности к бытовым услугам относятся  услуги парикмахерских (код 019300), которые могут осуществлять комплексный уход за кожей лица (чистка, массаж, маска, макияж)(код 019327). Общероссийский классификатор услуг населению содержит также  и медицинские услуги(код 081000), в состав которых входят услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (081500) и услуги косметические (код 081501).

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг,  утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, такие услуги, как дермапигментация (перманентный татуаж), удаление татуировки, относятся к типу медицинских услуг «Лечение с помощью простых манипуляций» татуаж (А 17.31.002).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития 18.04.2012 № 381н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом, средний медицинский  персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача косметолога».

Следует отметить, что ОКВЭД разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, а также Центром по экономическим классификациям и предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности в целях осуществления государственного статистического учета по видам деятельности.

В данном случае подлежат применению акты, регулирующие правоотношения в области лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе здравоохранения.

Согласно  пункту 46  части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных  видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291(ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности», в которую входит «косметология». Медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и  поверхностных мышц).

Необходимо учесть, что перманентный макияж - это процедура предполагает травму кожного покрова, имеет ряд  медицинских противопоказаний, кроме того, существует возможность побочных эффектов и осложнений. В ходе процедуры перманентный макияж   в верхний слой кожи с помощью специального аппарата на кончике иглы вводится красящее вещество в составе пигмента, которое воспринимается иммунной системой как инородное тело.

По информации Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности по Мурманской области (исх. № 29-02/48-1 от 21.02.2013), перманентный макияж является инвазивной процедурой, связанной с нарушением целостности кожного покрова и внутрикожным введением пигмента. Следовательно, данная манипуляция является медицинской деятельностью. Осуществление медицинской  деятельности подлежит лицензированию.

Из совокупности указанных норм следует, что оказываемые услуги в области косметологии по уходу за кожей лица и тела являются простыми медицинскими услугами, которые могут производиться работниками только со специальным медицинским образованием, относятся к медицинской деятельности и могут выполняться только на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Учитывая изложенное,   рекламируемая ИП Акиньшина услуга перманентный макияж, татуаж  входит в Номенклатуру работ услуг здравоохранения, как простые медицинские услуги и соответственно требуют получения лицензии на данный вид медицинской  деятельности.

Следовательно, при наличии соответствующей лицензии организация или индивидуальный предприниматель вправе предоставлять (оказывать) такие услуги  и   их рекламировать.

В ходе рассмотрения дела лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж не представлена.

В рекламе отсутствуют данные о салоне «Полина», на который ссылается ИП Акиньшина в своем письменном объяснении. Кроме того в рекламе указаны данные: ИП Акиньшина и телефон, принадлежащий  именно абоненту Акиньшиной.

ИП Акиньшина не представила лицензию на рекламируемую ею медицинскую услугу.

ОАО «Электротранспорт», выступающее как рекламораспространитель, не воспользовалось своим правом и не затребовало у рекламодателя  лицензию на право оказывать рекламируемую медицинскую услугу.

Согласно статье 13 Закона о рекламе   рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия действующему рекламному  законодательству,  так как рекламораспространитель в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального Закона  о рекламе несет ответственность за нарушение требований статьи 7 настоящего Закона, что в свою очередь, подразумевает проверку рекламораспространителем представляемых для размещения рекламных материалов.

Таким образом, рекламируя  медицинские услуги  без лицензии, предприниматель Акиньшина и ОАО «Электротранспорт» нарушают пункт 7 статьи 7 Закона о рекламе.

Согласно статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных  видов деятельности» лицензирование осуществляется в том числе в целях предотвращения ущерба правам,  законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. При этом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Кроме того, в рекламе медицинских услуг  отсутствует требуемая законодательством  предупредительная надпись о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Согласно статье 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7  и части 7 статьи 24 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона реклама является ненадлежащей.

Таким образом,  ИП Акиньшина определила объект рекламирования, содержание рекламы и заказала к   распространению в общественном транспорте г. Мурманска  рекламу об услуге перманентный макияж в отсутствии лицензии на оказание медицинской услуги.

ОАО «Электротранспорт» не проявив осмотрительность и не реализовав  своё право рекламораспространителя, данное ему статье 13 Закона о рекламе принял рекламу к распространению  и распространил её в салонах троллейбусов города в количестве 20 шт.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных норм несет, как рекламодатель, так  и рекламораспространитель.

Рекламодателем является  индивидуальный предприниматель Акиньшина.

Рекламораспространителем является  ОАО «Электротранспорт» ( ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597, юр.адрес:183034,  г. Мурманск, ул. Свердлова, 49).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламу:«Татуаж  перманентный макияж Брови-4000 р., веки-4000р., контур губ-3500р., контур губ с растушевкой-5000р., мушка (родинка) – 500р., тату от 2000, наращивание ресниц 1500,  8-911-301-28-57 ИП Акиньшина», размещенную 28.01.2014г. в салоне троллейбуса № 198,  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24   Закона о рекламе.

2.Выдать предписание  ИП Акиньшиной и  ОАО «Электротранспорт» о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 7 статьи 7  и части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 13.03.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено   18.03.2014  года.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/04

 

18.03.2014 года                                                                                          г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), на основании своего решения от 13.03.2014 года по делу № 08-04-14/04 о признании  рекламы: «Татуаж  перманентный макияж Брови-4000 р., веки-4000р., контур губ-3500р., контур губ с растушевкой-5000р., мушка (родинка) – 500р., тату от 2000, наращивание ресниц 1500,  8-911-301-28-57 ИП Акиньшина», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24   Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламораспространителю  ОАО «Электротранспорт» ( ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597, юр.адрес:183034,  г. Мурманск, ул. Свердлова, 49) прекратить распространение рекламы  «Татуаж  перманентный макияж…» в отсутствии лицензии на медицинские услуги  и  обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24    Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

2.Об исполнении предписания сообщить в УФАС   по Мурманской области до 03 апреля 2014 года.

Предписание оглашено 13.03.2014г.

В полном объеме изготовлено 18.03.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе № 08-04-14/04

 

18.03.2014 года                                                                                         г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), на основании своего решения от 13.03.2014 года по делу № 08-04-14/04 о признании  рекламы: «Татуаж  перманентный макияж Брови-4000 р., веки-4000р., контур губ-3500р., контур губ с растушевкой-5000р., мушка (родинка) – 500р., тату от 2000, наращивание ресниц 1500,  8-911-301-28-57 ИП Акиньшина», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24   Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Рекламодателю –  индивидуальному предпринимателю Акиньшиной прекратить размещение рекламы «Татуаж  перманентный макияж…» в отсутствии лицензии на медицинские услуги  и  обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24  Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

2.Об исполнении предписания сообщить в УФАС   по Мурманской области до 03 апреля 2014 года.

Предписание оглашено 13.03.2014г.

В полном объеме изготовлено 18.03.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 08-04-14/04 [format] => [safe_value] => № 08-04-14/04 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-18 10:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-18 10:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1395140507 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )