Решение по делу № 08-04-14/06 по признакам нарушения рекламного законодательства ООО «Креатив-Мурманск» и ООО «Сабро Рус»

Номер дела: № 08-04-14/06
Дата публикации: 17 апреля 2014, 17:31

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-14/06

 

14 апреля 2014 года                                                                                               г.Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рассмотрев материалы дела № 08-04-14/06 от 13.02.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии  лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «Креатив-Мурманск» (ИНН 5190198820, ОГРН 1095190001356, 183052, г. Мурманск, пр. Кольский, д.110А, оф.37);

в отсутствии ООО «Сабро Рус» ( ИНН 7838458835 ОГРН 1117847158846, юр. адрес:190031, г. Санкт-Петербург,  Спасский пер., д.9/24, литера А, пом.24Н, почтовый адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Самойловой, д.5), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление)  в ходе мониторинга печатной продукции г. Мурманска выявило в  журнале «Наша Свадьба» № 25 январь-февраль2014г. рекламу  с  признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

В  журнале «Наша Свадьба в Мурманске» на странице 18 размещена  реклама: «Юлия Беспалова стилист-визажист. Косметика класса люкс, бесплатный выезд на дом, работа по области и в ЗАТО, наращивание ресниц. Перманентный макияж. 8 911 301 21 69».

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы:

предназначена для неопределенного круга лиц – размещена в  ежемесячном  журнале «Наша  свадьба», тиражом 2500экз.;

преследует строго заданные цели информирования и продвижение услуг:   «Перманентный макияж, наращивание ресниц, услуги стилиста-визажиста» т.е. формирует и поддерживает интерес  к  рекламируемым услугам.

Объектами  рекламирования являются услуги  стилиста-визажиста, перманентный макияж, наращивание ресниц.

В соответствии  с  пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно части 7 статьи 24 закона о рекламе,  реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № Ту 51-00065 от 06.11.2009 г. рекламное СМИ  «Наша свадьба в Мурманске» зарегистрировано  как информационное в сфере свадебных услуг, рекламы более 40%, учредитель ООО «Креатив-Мурманск», адрес редакции 183052, Мурманск, пр. Кольский, д.110А, оф.37.

ООО «Креатив-Мурманск» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.02.2009 г. ОГРН 1095190001356, основной ОКВЭД 74.4 – рекламная деятельность, в налоговом органе поставлено на учет 04.02.2009, ИНН 5190198820.

Устав  ООО «Креатив – Мурманск» утвержден протоколом собрания участников №1 от 21.01.2009г.

Согласно ст.8 Устава единоличным исполнительным органом Общества является  директор. Директор руководит текущей деятельностью Общества, действует от имени Общества без доверенности.

ООО «Креатив- Мурманск», представил договор № 281-2013 от 11.12.2013 с ООО «Сабро Рус» на размещение указанной рекламы, макет рекламы, акт выполненных работ по договору.

Предметом договора является размещение рекламы в каталоге «Наша свадьба в Мурманске» форматом ½ А4 полосы сроком на  2 месяца.  Выход журнала 10 января 2014г. Распространение журнала в Загсах: г. Мурманск, г. Североморск, г. Апатиты, г. Кировск, г. Мончегорск, г. Оленегорск, г. Кандалакша. Возможно распространение каталогов в иных  местах на усмотрение Исполнителя с уведомлением Заказчика. В размещение информации включается: размещение логотипа Заказчика,  размещение контактной информации, размещение фото и видео материалов, предоставленных Заказчиком.

Частью 2 Договора №281-2013 установлена стоимость услуг в размере 9000 рублей.

Акт № 27 выполненных работ  от 13.01.2014 г подписан сторонами без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.

Заказчик рекламы ООО «Сабро Рус» о рассмотрении дела уведомлено надлежащим образом.

11.03.2014 г. по двум адресам юридическому и почтовому  УФАС по Мурманской области направило определение о возбуждении дела № 08-04-14/06 по признакам нарушения рекламного законодательства и рассмотрении дела  14.04.2014г., которое по истечении 30 дней вернулось обратно с  почтовой пометкой «отсутствие адресата».

ООО «Сабро Рус»  корреспонденцию по юридическому и почтовому адресу не получает, на запрос УФАС  не отвечает. Лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж, указанный в рекламе, не представлена.

Согласно пояснениям представителя ООО «Креатив – Мурманск» через посредника был заключен договор на размещение рекламы с ООО «Сабро Рус». Макет рекламы был представлен заказчиком -  ООО «Сабро Рус».

ООО «Креатив – Мурманск» не запрашивало  у ООО «Сабро Рус» лицензию на медицинские услуги, т.к. считало, что услуга перманентный макияж является не медицинской, а парикмахерской услугой. Заказчик при оформлении договора также не уведомил редакцию о том, что  рекламируемые услуги, в частности перманентный макияж попадает под лицензируемую деятельность.

Согласно статье 13 Закона о рекламе   рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Однако,  ООО «Креатив – Мурманск» не воспользовалось своим правом и не затребовало у рекламодателя  лицензию на право оказывать рекламируемую медицинскую услугу.

Пленум ВАС РФ указал, что поскольку в силу статьи  13 Закона о рекламе рекламодатель обязан предоставить рекламораспространителю документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям Закона о рекламе по требованию рекламораспространителя, то рекламораспространитель может быть привлечен к ответственности за распространение недобросовестной и (или) недостоверной рекламы наряду с рекламодателем только в том случае, если им указанные сведения не запрашивались либо если рекламораспространитель, не получив запрошенных сведений, тем не менее не отказался от распространения рекламы.

Рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия действующему рекламному  законодательству,  так как рекламораспространитель в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального Закона  о рекламе несет ответственность за нарушение требований статьи 7 настоящего Закона.

Таким образом, указанное разъяснение Пленума ВАС РФ дано исходя из того, что рекламораспространитель должен предпринимать разумные меры по недопущению распространения недобросовестной и (или) недостоверной рекламы. В связи с этим, в случае распространения недобросовестной и (или) недостоверной рекламы, не запросив сведения о соответствии рекламы Закону о рекламе у рекламодателя или не отказавшись от распространения рекламы при неполучении от рекламодателя запрошенных сведений, рекламораспространитель должен нести ответственность наряду с рекламодателем, поскольку именно в его силах было предотвратить распространение недобросовестной/недостоверной рекламы, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Закона о рекламе.

Согласно  пункту 46  части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных  видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291(ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности», в которую входит «косметология». Медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и  поверхностных мышц).

По информации Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности по Мурманской области (исх. № 29-02/48-1 от 21.02.2013), перманентный макияж является инвазивной процедурой, связанной с нарушением целостности кожного покрова и внутрикожным введением пигмента. Следовательно, данная манипуляция является медицинской деятельностью. Осуществление медицинской  деятельности подлежит лицензированию.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг,  утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, такие услуги, как дермапигментация (перманентный татуаж), удаление татуировки, относятся к типу медицинских услуг «Лечение с помощью простых манипуляций» татуаж (А 17.31.002).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития 18.04.2012 № 381н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом, средний медицинский            персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача косметолога».

Из совокупности указанных норм следует, что оказываемые услуги в области косметологии по уходу за кожей лица и тела являются простыми медицинскими услугами, которые могут производиться работниками только со специальным медицинским образованием, относятся к медицинской деятельности и могут выполняться только на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Учитывая изложенное,   рекламируемая услуга перманентный макияж входит в Номенклатуру работ услуг здравоохранения, как простые медицинские услуги и соответственно требуют получения лицензии на данный вид медицинской  деятельности.

Следовательно, при наличии соответствующей лицензии организация или индивидуальный предприниматель вправе предоставлять (оказывать) такие услуги  и   их рекламировать.

В ходе рассмотрения дела лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж не представлена.

Кроме того, в рекламе медицинских услуг  отсутствует требуемая законодательством  предупредительная надпись о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Таким образом, рекламируя  медицинские услуги  без лицензии, ООО «Сабро Рус» и ООО «Креатив – Мурманск» нарушают пункт 7 статьи 7  и часть 7 статьи 24 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения дела, присутствующий в заседании  директор ООО «Креатив-Мурманск» Максимов С. В., который является  и главным редактором журнала пояснил, что   в ходе подготовки материала  к выпуску в январском номере он упустил из виду, что косметологические услуги, в частности перманентный макияж относится к лицензируемым видам деятельности и без злого умысла  допустил в печать рекламу с нарушением рекламного законодательства.

Максимов признает свою вину и  просит учесть, что нарушение устранено до рассмотрения дела.

ООО  «Креатив-Мурманск» представил  журнал «Наша Свадьба в Мурманске» за март-апрель 2014г №26, в котором на странице 18 размещена реклама с изменениями, учитывая   требования рекламного законодательства.

Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является  реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно статье 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7  и части 7 статьи 24 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона реклама является ненадлежащей.

Таким образом,  ООО «Сабро Рус»  определило объект рекламирования, содержание рекламы и заказало к   распространению в № 25 январь-февраль2014г. журнала  «Наша Свадьба в Мурманске»   рекламу об услуге перманентный макияж в отсутствии лицензии на оказание медицинской услуги.

ООО «Креатив – Мурманск» не проявив осмотрительность и не реализовав  своё право рекламораспространителя, данное ему статье 13 Закона о рекламе приняло рекламу к распространению,  и распространило  её в печатном  СМИ «Наша Свадьба в Мурманске» в количестве 2500 экз.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных норм несет, как рекламодатель, так  и рекламораспространитель.

Рекламодателем является  ООО «Сабро Рус» ( ИНН 7838458835 ОГРН 1117847158846, юр. адрес:190031, г. Санкт-Петербург,  Спасский пер., д.9/24, литера А, пом.24Н, почтовый адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Самойловой, д.5).

Рекламораспространителем является  ООО «Креатив-Мурманск» (ИНН 5190198820, ОГРН 1095190001356, 183052, г. Мурманск, пр. Кольский, д.110А, оф.37).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламу: «Юлия Беспалова стилист-визажист. Косметика класса люкс, бесплатный выезд на дом, работа по области и в ЗАТО, наращивание ресниц. Перманентный макияж. 8 911 301 21 69», размещенную в № 25 январь-февраль2014г.   журнала «Наша Свадьба в Мурманске» на странице 18, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24   Закона о рекламе.

2. Предписание  не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1и частью 5   статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено   17.04.2014  года.

stdClass Object ( [vid] => 10988 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 08-04-14/06 по признакам нарушения рекламного законодательства ООО «Креатив-Мурманск» и ООО «Сабро Рус» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10988 [type] => solution [language] => ru [created] => 1397741840 [changed] => 1397741840 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1397741840 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-14/06

 

14 апреля 2014 года                                                                                               г.Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рассмотрев материалы дела № 08-04-14/06 от 13.02.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии  лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «Креатив-Мурманск» (ИНН 5190198820, ОГРН 1095190001356, 183052, г. Мурманск, пр. Кольский, д.110А, оф.37);

в отсутствии ООО «Сабро Рус» ( ИНН 7838458835 ОГРН 1117847158846, юр. адрес:190031, г. Санкт-Петербург,  Спасский пер., д.9/24, литера А, пом.24Н, почтовый адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Самойловой, д.5), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление)  в ходе мониторинга печатной продукции г. Мурманска выявило в  журнале «Наша Свадьба» № 25 январь-февраль2014г. рекламу  с  признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

В  журнале «Наша Свадьба в Мурманске» на странице 18 размещена  реклама: «Юлия Беспалова стилист-визажист. Косметика класса люкс, бесплатный выезд на дом, работа по области и в ЗАТО, наращивание ресниц. Перманентный макияж. 8 911 301 21 69».

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы:

предназначена для неопределенного круга лиц – размещена в  ежемесячном  журнале «Наша  свадьба», тиражом 2500экз.;

преследует строго заданные цели информирования и продвижение услуг:   «Перманентный макияж, наращивание ресниц, услуги стилиста-визажиста» т.е. формирует и поддерживает интерес  к  рекламируемым услугам.

Объектами  рекламирования являются услуги  стилиста-визажиста, перманентный макияж, наращивание ресниц.

В соответствии  с  пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно части 7 статьи 24 закона о рекламе,  реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № Ту 51-00065 от 06.11.2009 г. рекламное СМИ  «Наша свадьба в Мурманске» зарегистрировано  как информационное в сфере свадебных услуг, рекламы более 40%, учредитель ООО «Креатив-Мурманск», адрес редакции 183052, Мурманск, пр. Кольский, д.110А, оф.37.

ООО «Креатив-Мурманск» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.02.2009 г. ОГРН 1095190001356, основной ОКВЭД 74.4 – рекламная деятельность, в налоговом органе поставлено на учет 04.02.2009, ИНН 5190198820.

Устав  ООО «Креатив – Мурманск» утвержден протоколом собрания участников №1 от 21.01.2009г.

Согласно ст.8 Устава единоличным исполнительным органом Общества является  директор. Директор руководит текущей деятельностью Общества, действует от имени Общества без доверенности.

ООО «Креатив- Мурманск», представил договор № 281-2013 от 11.12.2013 с ООО «Сабро Рус» на размещение указанной рекламы, макет рекламы, акт выполненных работ по договору.

Предметом договора является размещение рекламы в каталоге «Наша свадьба в Мурманске» форматом ½ А4 полосы сроком на  2 месяца.  Выход журнала 10 января 2014г. Распространение журнала в Загсах: г. Мурманск, г. Североморск, г. Апатиты, г. Кировск, г. Мончегорск, г. Оленегорск, г. Кандалакша. Возможно распространение каталогов в иных  местах на усмотрение Исполнителя с уведомлением Заказчика. В размещение информации включается: размещение логотипа Заказчика,  размещение контактной информации, размещение фото и видео материалов, предоставленных Заказчиком.

Частью 2 Договора №281-2013 установлена стоимость услуг в размере 9000 рублей.

Акт № 27 выполненных работ  от 13.01.2014 г подписан сторонами без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.

Заказчик рекламы ООО «Сабро Рус» о рассмотрении дела уведомлено надлежащим образом.

11.03.2014 г. по двум адресам юридическому и почтовому  УФАС по Мурманской области направило определение о возбуждении дела № 08-04-14/06 по признакам нарушения рекламного законодательства и рассмотрении дела  14.04.2014г., которое по истечении 30 дней вернулось обратно с  почтовой пометкой «отсутствие адресата».

ООО «Сабро Рус»  корреспонденцию по юридическому и почтовому адресу не получает, на запрос УФАС  не отвечает. Лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж, указанный в рекламе, не представлена.

Согласно пояснениям представителя ООО «Креатив – Мурманск» через посредника был заключен договор на размещение рекламы с ООО «Сабро Рус». Макет рекламы был представлен заказчиком -  ООО «Сабро Рус».

ООО «Креатив – Мурманск» не запрашивало  у ООО «Сабро Рус» лицензию на медицинские услуги, т.к. считало, что услуга перманентный макияж является не медицинской, а парикмахерской услугой. Заказчик при оформлении договора также не уведомил редакцию о том, что  рекламируемые услуги, в частности перманентный макияж попадает под лицензируемую деятельность.

Согласно статье 13 Закона о рекламе   рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Однако,  ООО «Креатив – Мурманск» не воспользовалось своим правом и не затребовало у рекламодателя  лицензию на право оказывать рекламируемую медицинскую услугу.

Пленум ВАС РФ указал, что поскольку в силу статьи  13 Закона о рекламе рекламодатель обязан предоставить рекламораспространителю документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям Закона о рекламе по требованию рекламораспространителя, то рекламораспространитель может быть привлечен к ответственности за распространение недобросовестной и (или) недостоверной рекламы наряду с рекламодателем только в том случае, если им указанные сведения не запрашивались либо если рекламораспространитель, не получив запрошенных сведений, тем не менее не отказался от распространения рекламы.

Рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия действующему рекламному  законодательству,  так как рекламораспространитель в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального Закона  о рекламе несет ответственность за нарушение требований статьи 7 настоящего Закона.

Таким образом, указанное разъяснение Пленума ВАС РФ дано исходя из того, что рекламораспространитель должен предпринимать разумные меры по недопущению распространения недобросовестной и (или) недостоверной рекламы. В связи с этим, в случае распространения недобросовестной и (или) недостоверной рекламы, не запросив сведения о соответствии рекламы Закону о рекламе у рекламодателя или не отказавшись от распространения рекламы при неполучении от рекламодателя запрошенных сведений, рекламораспространитель должен нести ответственность наряду с рекламодателем, поскольку именно в его силах было предотвратить распространение недобросовестной/недостоверной рекламы, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Закона о рекламе.

Согласно  пункту 46  части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных  видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291(ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности», в которую входит «косметология». Медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и  поверхностных мышц).

По информации Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности по Мурманской области (исх. № 29-02/48-1 от 21.02.2013), перманентный макияж является инвазивной процедурой, связанной с нарушением целостности кожного покрова и внутрикожным введением пигмента. Следовательно, данная манипуляция является медицинской деятельностью. Осуществление медицинской  деятельности подлежит лицензированию.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг,  утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, такие услуги, как дермапигментация (перманентный татуаж), удаление татуировки, относятся к типу медицинских услуг «Лечение с помощью простых манипуляций» татуаж (А 17.31.002).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития 18.04.2012 № 381н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом, средний медицинский            персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача косметолога».

Из совокупности указанных норм следует, что оказываемые услуги в области косметологии по уходу за кожей лица и тела являются простыми медицинскими услугами, которые могут производиться работниками только со специальным медицинским образованием, относятся к медицинской деятельности и могут выполняться только на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Учитывая изложенное,   рекламируемая услуга перманентный макияж входит в Номенклатуру работ услуг здравоохранения, как простые медицинские услуги и соответственно требуют получения лицензии на данный вид медицинской  деятельности.

Следовательно, при наличии соответствующей лицензии организация или индивидуальный предприниматель вправе предоставлять (оказывать) такие услуги  и   их рекламировать.

В ходе рассмотрения дела лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж не представлена.

Кроме того, в рекламе медицинских услуг  отсутствует требуемая законодательством  предупредительная надпись о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Таким образом, рекламируя  медицинские услуги  без лицензии, ООО «Сабро Рус» и ООО «Креатив – Мурманск» нарушают пункт 7 статьи 7  и часть 7 статьи 24 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения дела, присутствующий в заседании  директор ООО «Креатив-Мурманск» Максимов С. В., который является  и главным редактором журнала пояснил, что   в ходе подготовки материала  к выпуску в январском номере он упустил из виду, что косметологические услуги, в частности перманентный макияж относится к лицензируемым видам деятельности и без злого умысла  допустил в печать рекламу с нарушением рекламного законодательства.

Максимов признает свою вину и  просит учесть, что нарушение устранено до рассмотрения дела.

ООО  «Креатив-Мурманск» представил  журнал «Наша Свадьба в Мурманске» за март-апрель 2014г №26, в котором на странице 18 размещена реклама с изменениями, учитывая   требования рекламного законодательства.

Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является  реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно статье 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7  и части 7 статьи 24 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона реклама является ненадлежащей.

Таким образом,  ООО «Сабро Рус»  определило объект рекламирования, содержание рекламы и заказало к   распространению в № 25 январь-февраль2014г. журнала  «Наша Свадьба в Мурманске»   рекламу об услуге перманентный макияж в отсутствии лицензии на оказание медицинской услуги.

ООО «Креатив – Мурманск» не проявив осмотрительность и не реализовав  своё право рекламораспространителя, данное ему статье 13 Закона о рекламе приняло рекламу к распространению,  и распространило  её в печатном  СМИ «Наша Свадьба в Мурманске» в количестве 2500 экз.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных норм несет, как рекламодатель, так  и рекламораспространитель.

Рекламодателем является  ООО «Сабро Рус» ( ИНН 7838458835 ОГРН 1117847158846, юр. адрес:190031, г. Санкт-Петербург,  Спасский пер., д.9/24, литера А, пом.24Н, почтовый адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Самойловой, д.5).

Рекламораспространителем является  ООО «Креатив-Мурманск» (ИНН 5190198820, ОГРН 1095190001356, 183052, г. Мурманск, пр. Кольский, д.110А, оф.37).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламу: «Юлия Беспалова стилист-визажист. Косметика класса люкс, бесплатный выезд на дом, работа по области и в ЗАТО, наращивание ресниц. Перманентный макияж. 8 911 301 21 69», размещенную в № 25 январь-февраль2014г.   журнала «Наша Свадьба в Мурманске» на странице 18, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24   Закона о рекламе.

2. Предписание  не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1и частью 5   статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено   17.04.2014  года.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-14/06

 

14 апреля 2014 года                                                                                               г.Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рассмотрев материалы дела № 08-04-14/06 от 13.02.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии  лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «Креатив-Мурманск» (ИНН 5190198820, ОГРН 1095190001356, 183052, г. Мурманск, пр. Кольский, д.110А, оф.37);

в отсутствии ООО «Сабро Рус» ( ИНН 7838458835 ОГРН 1117847158846, юр. адрес:190031, г. Санкт-Петербург,  Спасский пер., д.9/24, литера А, пом.24Н, почтовый адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Самойловой, д.5), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление)  в ходе мониторинга печатной продукции г. Мурманска выявило в  журнале «Наша Свадьба» № 25 январь-февраль2014г. рекламу  с  признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

В  журнале «Наша Свадьба в Мурманске» на странице 18 размещена  реклама: «Юлия Беспалова стилист-визажист. Косметика класса люкс, бесплатный выезд на дом, работа по области и в ЗАТО, наращивание ресниц. Перманентный макияж. 8 911 301 21 69».

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы:

предназначена для неопределенного круга лиц – размещена в  ежемесячном  журнале «Наша  свадьба», тиражом 2500экз.;

преследует строго заданные цели информирования и продвижение услуг:   «Перманентный макияж, наращивание ресниц, услуги стилиста-визажиста» т.е. формирует и поддерживает интерес  к  рекламируемым услугам.

Объектами  рекламирования являются услуги  стилиста-визажиста, перманентный макияж, наращивание ресниц.

В соответствии  с  пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно части 7 статьи 24 закона о рекламе,  реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № Ту 51-00065 от 06.11.2009 г. рекламное СМИ  «Наша свадьба в Мурманске» зарегистрировано  как информационное в сфере свадебных услуг, рекламы более 40%, учредитель ООО «Креатив-Мурманск», адрес редакции 183052, Мурманск, пр. Кольский, д.110А, оф.37.

ООО «Креатив-Мурманск» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.02.2009 г. ОГРН 1095190001356, основной ОКВЭД 74.4 – рекламная деятельность, в налоговом органе поставлено на учет 04.02.2009, ИНН 5190198820.

Устав  ООО «Креатив – Мурманск» утвержден протоколом собрания участников №1 от 21.01.2009г.

Согласно ст.8 Устава единоличным исполнительным органом Общества является  директор. Директор руководит текущей деятельностью Общества, действует от имени Общества без доверенности.

ООО «Креатив- Мурманск», представил договор № 281-2013 от 11.12.2013 с ООО «Сабро Рус» на размещение указанной рекламы, макет рекламы, акт выполненных работ по договору.

Предметом договора является размещение рекламы в каталоге «Наша свадьба в Мурманске» форматом ½ А4 полосы сроком на  2 месяца.  Выход журнала 10 января 2014г. Распространение журнала в Загсах: г. Мурманск, г. Североморск, г. Апатиты, г. Кировск, г. Мончегорск, г. Оленегорск, г. Кандалакша. Возможно распространение каталогов в иных  местах на усмотрение Исполнителя с уведомлением Заказчика. В размещение информации включается: размещение логотипа Заказчика,  размещение контактной информации, размещение фото и видео материалов, предоставленных Заказчиком.

Частью 2 Договора №281-2013 установлена стоимость услуг в размере 9000 рублей.

Акт № 27 выполненных работ  от 13.01.2014 г подписан сторонами без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.

Заказчик рекламы ООО «Сабро Рус» о рассмотрении дела уведомлено надлежащим образом.

11.03.2014 г. по двум адресам юридическому и почтовому  УФАС по Мурманской области направило определение о возбуждении дела № 08-04-14/06 по признакам нарушения рекламного законодательства и рассмотрении дела  14.04.2014г., которое по истечении 30 дней вернулось обратно с  почтовой пометкой «отсутствие адресата».

ООО «Сабро Рус»  корреспонденцию по юридическому и почтовому адресу не получает, на запрос УФАС  не отвечает. Лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж, указанный в рекламе, не представлена.

Согласно пояснениям представителя ООО «Креатив – Мурманск» через посредника был заключен договор на размещение рекламы с ООО «Сабро Рус». Макет рекламы был представлен заказчиком -  ООО «Сабро Рус».

ООО «Креатив – Мурманск» не запрашивало  у ООО «Сабро Рус» лицензию на медицинские услуги, т.к. считало, что услуга перманентный макияж является не медицинской, а парикмахерской услугой. Заказчик при оформлении договора также не уведомил редакцию о том, что  рекламируемые услуги, в частности перманентный макияж попадает под лицензируемую деятельность.

Согласно статье 13 Закона о рекламе   рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Однако,  ООО «Креатив – Мурманск» не воспользовалось своим правом и не затребовало у рекламодателя  лицензию на право оказывать рекламируемую медицинскую услугу.

Пленум ВАС РФ указал, что поскольку в силу статьи  13 Закона о рекламе рекламодатель обязан предоставить рекламораспространителю документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям Закона о рекламе по требованию рекламораспространителя, то рекламораспространитель может быть привлечен к ответственности за распространение недобросовестной и (или) недостоверной рекламы наряду с рекламодателем только в том случае, если им указанные сведения не запрашивались либо если рекламораспространитель, не получив запрошенных сведений, тем не менее не отказался от распространения рекламы.

Рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия действующему рекламному  законодательству,  так как рекламораспространитель в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального Закона  о рекламе несет ответственность за нарушение требований статьи 7 настоящего Закона.

Таким образом, указанное разъяснение Пленума ВАС РФ дано исходя из того, что рекламораспространитель должен предпринимать разумные меры по недопущению распространения недобросовестной и (или) недостоверной рекламы. В связи с этим, в случае распространения недобросовестной и (или) недостоверной рекламы, не запросив сведения о соответствии рекламы Закону о рекламе у рекламодателя или не отказавшись от распространения рекламы при неполучении от рекламодателя запрошенных сведений, рекламораспространитель должен нести ответственность наряду с рекламодателем, поскольку именно в его силах было предотвратить распространение недобросовестной/недостоверной рекламы, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Закона о рекламе.

Согласно  пункту 46  части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных  видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291(ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности», в которую входит «косметология». Медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и  поверхностных мышц).

По информации Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности по Мурманской области (исх. № 29-02/48-1 от 21.02.2013), перманентный макияж является инвазивной процедурой, связанной с нарушением целостности кожного покрова и внутрикожным введением пигмента. Следовательно, данная манипуляция является медицинской деятельностью. Осуществление медицинской  деятельности подлежит лицензированию.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг,  утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, такие услуги, как дермапигментация (перманентный татуаж), удаление татуировки, относятся к типу медицинских услуг «Лечение с помощью простых манипуляций» татуаж (А 17.31.002).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития 18.04.2012 № 381н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом, средний медицинский            персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача косметолога».

Из совокупности указанных норм следует, что оказываемые услуги в области косметологии по уходу за кожей лица и тела являются простыми медицинскими услугами, которые могут производиться работниками только со специальным медицинским образованием, относятся к медицинской деятельности и могут выполняться только на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Учитывая изложенное,   рекламируемая услуга перманентный макияж входит в Номенклатуру работ услуг здравоохранения, как простые медицинские услуги и соответственно требуют получения лицензии на данный вид медицинской  деятельности.

Следовательно, при наличии соответствующей лицензии организация или индивидуальный предприниматель вправе предоставлять (оказывать) такие услуги  и   их рекламировать.

В ходе рассмотрения дела лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж не представлена.

Кроме того, в рекламе медицинских услуг  отсутствует требуемая законодательством  предупредительная надпись о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Таким образом, рекламируя  медицинские услуги  без лицензии, ООО «Сабро Рус» и ООО «Креатив – Мурманск» нарушают пункт 7 статьи 7  и часть 7 статьи 24 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения дела, присутствующий в заседании  директор ООО «Креатив-Мурманск» Максимов С. В., который является  и главным редактором журнала пояснил, что   в ходе подготовки материала  к выпуску в январском номере он упустил из виду, что косметологические услуги, в частности перманентный макияж относится к лицензируемым видам деятельности и без злого умысла  допустил в печать рекламу с нарушением рекламного законодательства.

Максимов признает свою вину и  просит учесть, что нарушение устранено до рассмотрения дела.

ООО  «Креатив-Мурманск» представил  журнал «Наша Свадьба в Мурманске» за март-апрель 2014г №26, в котором на странице 18 размещена реклама с изменениями, учитывая   требования рекламного законодательства.

Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является  реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно статье 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7  и части 7 статьи 24 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона реклама является ненадлежащей.

Таким образом,  ООО «Сабро Рус»  определило объект рекламирования, содержание рекламы и заказало к   распространению в № 25 январь-февраль2014г. журнала  «Наша Свадьба в Мурманске»   рекламу об услуге перманентный макияж в отсутствии лицензии на оказание медицинской услуги.

ООО «Креатив – Мурманск» не проявив осмотрительность и не реализовав  своё право рекламораспространителя, данное ему статье 13 Закона о рекламе приняло рекламу к распространению,  и распространило  её в печатном  СМИ «Наша Свадьба в Мурманске» в количестве 2500 экз.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных норм несет, как рекламодатель, так  и рекламораспространитель.

Рекламодателем является  ООО «Сабро Рус» ( ИНН 7838458835 ОГРН 1117847158846, юр. адрес:190031, г. Санкт-Петербург,  Спасский пер., д.9/24, литера А, пом.24Н, почтовый адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Самойловой, д.5).

Рекламораспространителем является  ООО «Креатив-Мурманск» (ИНН 5190198820, ОГРН 1095190001356, 183052, г. Мурманск, пр. Кольский, д.110А, оф.37).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламу: «Юлия Беспалова стилист-визажист. Косметика класса люкс, бесплатный выезд на дом, работа по области и в ЗАТО, наращивание ресниц. Перманентный макияж. 8 911 301 21 69», размещенную в № 25 январь-февраль2014г.   журнала «Наша Свадьба в Мурманске» на странице 18, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24   Закона о рекламе.

2. Предписание  не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1и частью 5   статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено   17.04.2014  года.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 08-04-14/06 [format] => [safe_value] => № 08-04-14/06 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-17 13:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-14 13:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1397741840 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )