Р Е Ш Е Н И E
по делу № 08-04-14/11
17 июня 2014 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – заместитель руководителя <...>,
члены комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции <...>, главный специалист отдела - <...>,
рассмотрев материалы дела №08-04-14/11 от 26.05.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в отсутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. адрес: 184040,Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а);
ИП Колчановой Христины Валерьевны (адрес места нахождения г. Кандалакша, Данилова, д.40, салон красоты «Клео»).
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление) провело мониторинг газеты «День города» г. Кандалакша и выявило в №48 (159) от 26.12.2013г. рекламу с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
В газете «День города» №48 (159) от 26.12.2013г. на странице 2 размещена реклама:
« «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….».
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы:
предназначена для неопределенного круга лиц – размещена в газете «День города», тиражом 17000экз.;
преследует строго заданные цели информирования и продвижение услуг:
« парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу» т.е. формирует и поддерживает интерес к рекламируемым услугам.
Объектами рекламирования являются: Салон красоты «Клео», услуги специалистов салона, в частности услуга « художественная татуировка мастера по перманентному макияжу».
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно части 7 статьи 24 закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
ООО «Стомадент» и ИП Колчанова Х.В. о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, 16.06.2014 года в адрес УФАС по Мурманской области поступили ходатайства сторон о рассмотрении дела в их отсутствии.
Кроме того, стороны представили требуемые документы и объяснения.
Комиссия рассмотрела рекламу, изучила материалы дела и объяснения сторон.
Информационно-развлекательное издание «День города» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области – ПИ № ТУ51-00100 от 21.09.2010 года.
Учредителем газеты «День города» является ООО «Стомадент» (свидетельство о государственной регистрации юридического лица № 1055100021965, ИНН 5102043595) в лице генерального директора <...>. Редактор газеты «День города» <...>
ИП Колчанова Х.В. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в салоне красоты «Клео».
Согласно Договору без номера на размещение рекламы от 20.12.2013 рекламодатель Колчанова Х.В. поручает рекламисту редакции газеты «День города» выполнить работу по размещению рекламы в газете «День города» на основе представленной ею информации для опубликования рекламы.
Пунктом 2.3 Договора от 20.12.2013г установлено, что рекламодатель гарантирует наличие лицензии на оказание услуг, в случае если они подлежат лицензированию.
Работы по размещению рекламы в газете «День города » №48 (159) от 26.12.2013г. выполнены в полном объеме, стороны претензий к качеству и срокам оказания услуг не имеют, о чем свидетельствует акт выполненных работ № 87 от 29.12.2013года, имеющийся в материалах дела.
Лицензия на медицинский вид деятельности перманентный татуаж (макияж), указанный в рекламе, не представлена.
Согласно письменным объяснениям рекламодателя — ИП Колчановой Х.В., предприниматель не считает отсутствие лицензии на указанный вид деятельности нарушением рекламного законодательства, так как согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, рекламируемые услуги её салона «Клео» относятся к парикмахерским и косметическим услугам, оказываемым организациями коммунально-бытового назначения, в том числе и перманентный макияж, (татуаж).
В своих объяснениях ИП Колчанова Х.В., ссылается на Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 17.10.2013 года № 1166-ст «О принятии и введении в действие Изменения 17/2014 ОКУН к Общероссискому классификатору услуг населения ОК 002-93» с датой введения с 1 января 2014года.
По мнению ИП Колчановой Х.В., названный Приказ, а также утверждение стандарта: ГОСТ Р 55700-2013 «Услуги бытовые Косметический татуаж. Общие требования» от 08.11.2013г, с датой введения в действие 01.10.2014г позволяет осуществлять услугу «Косметический татуаж» без наличия лицензии и дает право рекламировать услугу «художественная татуировка мастера по перманентному макияжу».
ООО «Стомадент» в письменных объяснениях поддерживает позицию ИП Колчановой Х.В. и просит принять во внимание противоречие законодательных актов, касающихся услуги « косметический татуаж». Главный редактор газеты «День города» <...> не исключает, что не в полной мере изучила законодательные акты и, возможно, непреднамеренно нарушила рекламное законодательство, подписав рекламу в печать.
Комиссия не согласна с доводами сторон, по следующим обстоятельствам.
1. Приведенные сторонами Приказ № 1166-ст «О принятии и введении в действие Изменения 17/2014 ОКУН к Общероссискому классификатору услуг населения ОК 002-93» и ГОСТ Р 55700-2013 «Услуги бытовые Косметический татуаж. Общие требования» на момент выхода рекламы 26.12.2013 не были введены в действие.
Кроме того, Общероссийский классификатор услуг населению(ОКУН) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности(ОКВЭД) предназначены для классификации и кодирования видов экономической деятельности для осуществления государственного статистического учета по видам деятельности для идентификации видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения и установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности.
Необходимость лицензирования услуг, рекламируемых предпринимателем, подтверждается письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.09.2009 № Д05-4535, в котором в частности говорится: «…общероссийские классификаторы (ОКВЭД, ОКУН, ОКДП) в первую очередь применяются для целей статистики, руководствуясь которыми услуги по проведению массажа лица и шеи, татуажа, эпиляции, пилинга, пирсинга, педикюра учитывают как парикмахерские услуги в составе бытовых услуг. Соответственно, применение общероссийских классификаторов для целей лицензирования косметических и косметологических услуг неправомочно, поскольку не регламентировано Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»(изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2013 N 342, вступили в силу с 25 июня 2013 года).
В рассматриваемом случае подлежат применению акты, регулирующие правоотношения в области лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе здравоохранения.
2.Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291(ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности», в которую входит «косметология». Медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).
По информации Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности по Мурманской области (исх. № 29-02/48-1 от 21.02.2013), перманентный макияж является инвазивной процедурой, связанной с нарушением целостности кожного покрова и внутрикожным введением пигмента. Следовательно, данная манипуляция является медицинской деятельностью. Осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, такие услуги, как дермапигментация (перманентный татуаж), удаление татуировки, относятся к типу медицинских услуг «Лечение с помощью простых манипуляций» татуаж (А 17.31.002).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития 18.04.2012 № 381н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом, средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача косметолога».
Из совокупности указанных норм следует, что оказываемые услуги в области косметологии по уходу за кожей лица и тела являются простыми медицинскими услугами, которые могут производиться работниками только со специальным медицинским образованием, относятся к медицинской деятельности и могут выполняться только на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Аналогичной позиции придерживаются судебные органы (например : Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.08.2013 № 33-11773/13, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу N А28-6510/2012).
Учитывая изложенное, рекламируемая услуга перманентный макияж(татуаж) входит в Номенклатуру работ услуг здравоохранения, как простые медицинские услуги и соответственно требуют получения лицензии на данный вид медицинской деятельности.
Следовательно, при наличии соответствующей лицензии организация или индивидуальный предприниматель вправе предоставлять (оказывать) такие услуги и их рекламировать.
В ходе рассмотрения дела лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж не представлена.
Кроме того, в рекламе медицинских услуг отсутствует требуемая законодательством предупредительная надпись о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, в газете г. Кандалакши «День города » № 48 (159) от 26.12.2013 на странице 2 размещалась реклама: « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….»., в отсутствии лицензии на рекламируемые услуги и предупредительной надписи.
Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона реклама является ненадлежащей.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных норм несет, как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Определил объект рекламирования и содержание рекламы индивидуальный предприниматель Колчанова Х.В., осуществляющий хозяйственную деятельность в салоне «Клео».
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Колчанова Х.В. <...>
Распространил рекламу посредством публикования в газете «День города» № 48 (159) ООО «Стомадент».
Рекламораспространителем является ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а).
Согласно статье 13 Закона о рекламе рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
ООО «Стомадент» не воспользовалось своим правом и не затребовало у рекламодателя лицензию на право оказывать рекламируемую медицинскую услугу.
Рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия действующему рекламному.
В свою очередь, рекламодатель- ИП Колчанова Х.В. также пренебрегла условиями п.2.3 Договора и требованиями Закона о рекламе и в отсутствии лицензии на услуги, относящиеся к медицинским, разместила рекламу в газете «День города».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….», размещенную в рекламном издании г. Кандалакши «День города» №48 (159) от 26.12.2013г. на странице 2 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
2.Выдать предписание ООО «Стомадент» и ИП Колчановой Х.В. о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 7 статьи 7 и части 4 статьи 24 Закона о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 и частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Колчановой Х.В. и должностного лица ООО «Стомадент».
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 17.06. 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.06. 2014 года.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/11
19.06.2014 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – заместитель руководителя управления <...>,
члены комиссии: начальник отдела <...>¸
главный специалист-эксперт Мороз <...>,
на основании своего решения от 17.06.2014 года по делу № 08-04-14/11 о признании рекламы« «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. Адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а) прекратить распространение рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….». в отсутствии лицензии на медицинские услуги и обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 14 июля 2014 года.
Предписание оглашено 17.06.2014г.
В полном объеме изготовлено 19.06.2014.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/11
19.06.2014 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – заместитель руководителя управления <...>,
члены комиссии: начальник отдела <...>¸
главный специалист-эксперт <...>,
на основании своего решения от 17.06.2014 года по делу № 08-04-14/11 о признании рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Рекламодателю индивидуальному предпринимателю Колчановой Христине Валерьевне (адрес места нахождения г. Кандалакша, Данилова, д.40, салон красоты «Клео») прекратить распространение рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» в отсутствии лицензии на медицинские услуги и обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 14 июля 2014 года.
Предписание оглашено 17.06.2014г.
В полном объеме изготовлено 19.06.2014.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 11447
[uid] => 5
[title] => Решение и предписания по делу № 08-04-14/11 о нарушении рекламного законодательства ООО «Стомадент» и ИП Колчановой Х.В.
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 11447
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1403181510
[changed] => 1403181510
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1403181510
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Р Е Ш Е Н И E
по делу № 08-04-14/11
17 июня 2014 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – заместитель руководителя <...>,
члены комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции <...>, главный специалист отдела - <...>,
рассмотрев материалы дела №08-04-14/11 от 26.05.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в отсутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. адрес: 184040,Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а);
ИП Колчановой Христины Валерьевны (адрес места нахождения г. Кандалакша, Данилова, д.40, салон красоты «Клео»).
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление) провело мониторинг газеты «День города» г. Кандалакша и выявило в №48 (159) от 26.12.2013г. рекламу с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
В газете «День города» №48 (159) от 26.12.2013г. на странице 2 размещена реклама:
« «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….».
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы:
предназначена для неопределенного круга лиц – размещена в газете «День города», тиражом 17000экз.;
преследует строго заданные цели информирования и продвижение услуг:
« парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу» т.е. формирует и поддерживает интерес к рекламируемым услугам.
Объектами рекламирования являются: Салон красоты «Клео», услуги специалистов салона, в частности услуга « художественная татуировка мастера по перманентному макияжу».
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно части 7 статьи 24 закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
ООО «Стомадент» и ИП Колчанова Х.В. о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, 16.06.2014 года в адрес УФАС по Мурманской области поступили ходатайства сторон о рассмотрении дела в их отсутствии.
Кроме того, стороны представили требуемые документы и объяснения.
Комиссия рассмотрела рекламу, изучила материалы дела и объяснения сторон.
Информационно-развлекательное издание «День города» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области – ПИ № ТУ51-00100 от 21.09.2010 года.
Учредителем газеты «День города» является ООО «Стомадент» (свидетельство о государственной регистрации юридического лица № 1055100021965, ИНН 5102043595) в лице генерального директора <...>. Редактор газеты «День города» <...>
ИП Колчанова Х.В. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в салоне красоты «Клео».
Согласно Договору без номера на размещение рекламы от 20.12.2013 рекламодатель Колчанова Х.В. поручает рекламисту редакции газеты «День города» выполнить работу по размещению рекламы в газете «День города» на основе представленной ею информации для опубликования рекламы.
Пунктом 2.3 Договора от 20.12.2013г установлено, что рекламодатель гарантирует наличие лицензии на оказание услуг, в случае если они подлежат лицензированию.
Работы по размещению рекламы в газете «День города » №48 (159) от 26.12.2013г. выполнены в полном объеме, стороны претензий к качеству и срокам оказания услуг не имеют, о чем свидетельствует акт выполненных работ № 87 от 29.12.2013года, имеющийся в материалах дела.
Лицензия на медицинский вид деятельности перманентный татуаж (макияж), указанный в рекламе, не представлена.
Согласно письменным объяснениям рекламодателя — ИП Колчановой Х.В., предприниматель не считает отсутствие лицензии на указанный вид деятельности нарушением рекламного законодательства, так как согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, рекламируемые услуги её салона «Клео» относятся к парикмахерским и косметическим услугам, оказываемым организациями коммунально-бытового назначения, в том числе и перманентный макияж, (татуаж).
В своих объяснениях ИП Колчанова Х.В., ссылается на Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 17.10.2013 года № 1166-ст «О принятии и введении в действие Изменения 17/2014 ОКУН к Общероссискому классификатору услуг населения ОК 002-93» с датой введения с 1 января 2014года.
По мнению ИП Колчановой Х.В., названный Приказ, а также утверждение стандарта: ГОСТ Р 55700-2013 «Услуги бытовые Косметический татуаж. Общие требования» от 08.11.2013г, с датой введения в действие 01.10.2014г позволяет осуществлять услугу «Косметический татуаж» без наличия лицензии и дает право рекламировать услугу «художественная татуировка мастера по перманентному макияжу».
ООО «Стомадент» в письменных объяснениях поддерживает позицию ИП Колчановой Х.В. и просит принять во внимание противоречие законодательных актов, касающихся услуги « косметический татуаж». Главный редактор газеты «День города» <...> не исключает, что не в полной мере изучила законодательные акты и, возможно, непреднамеренно нарушила рекламное законодательство, подписав рекламу в печать.
Комиссия не согласна с доводами сторон, по следующим обстоятельствам.
1. Приведенные сторонами Приказ № 1166-ст «О принятии и введении в действие Изменения 17/2014 ОКУН к Общероссискому классификатору услуг населения ОК 002-93» и ГОСТ Р 55700-2013 «Услуги бытовые Косметический татуаж. Общие требования» на момент выхода рекламы 26.12.2013 не были введены в действие.
Кроме того, Общероссийский классификатор услуг населению(ОКУН) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности(ОКВЭД) предназначены для классификации и кодирования видов экономической деятельности для осуществления государственного статистического учета по видам деятельности для идентификации видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения и установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности.
Необходимость лицензирования услуг, рекламируемых предпринимателем, подтверждается письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.09.2009 № Д05-4535, в котором в частности говорится: «…общероссийские классификаторы (ОКВЭД, ОКУН, ОКДП) в первую очередь применяются для целей статистики, руководствуясь которыми услуги по проведению массажа лица и шеи, татуажа, эпиляции, пилинга, пирсинга, педикюра учитывают как парикмахерские услуги в составе бытовых услуг. Соответственно, применение общероссийских классификаторов для целей лицензирования косметических и косметологических услуг неправомочно, поскольку не регламентировано Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»(изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2013 N 342, вступили в силу с 25 июня 2013 года).
В рассматриваемом случае подлежат применению акты, регулирующие правоотношения в области лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе здравоохранения.
2.Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291(ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности», в которую входит «косметология». Медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).
По информации Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности по Мурманской области (исх. № 29-02/48-1 от 21.02.2013), перманентный макияж является инвазивной процедурой, связанной с нарушением целостности кожного покрова и внутрикожным введением пигмента. Следовательно, данная манипуляция является медицинской деятельностью. Осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, такие услуги, как дермапигментация (перманентный татуаж), удаление татуировки, относятся к типу медицинских услуг «Лечение с помощью простых манипуляций» татуаж (А 17.31.002).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития 18.04.2012 № 381н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом, средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача косметолога».
Из совокупности указанных норм следует, что оказываемые услуги в области косметологии по уходу за кожей лица и тела являются простыми медицинскими услугами, которые могут производиться работниками только со специальным медицинским образованием, относятся к медицинской деятельности и могут выполняться только на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Аналогичной позиции придерживаются судебные органы (например : Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.08.2013 № 33-11773/13, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу N А28-6510/2012).
Учитывая изложенное, рекламируемая услуга перманентный макияж(татуаж) входит в Номенклатуру работ услуг здравоохранения, как простые медицинские услуги и соответственно требуют получения лицензии на данный вид медицинской деятельности.
Следовательно, при наличии соответствующей лицензии организация или индивидуальный предприниматель вправе предоставлять (оказывать) такие услуги и их рекламировать.
В ходе рассмотрения дела лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж не представлена.
Кроме того, в рекламе медицинских услуг отсутствует требуемая законодательством предупредительная надпись о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, в газете г. Кандалакши «День города » № 48 (159) от 26.12.2013 на странице 2 размещалась реклама: « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….»., в отсутствии лицензии на рекламируемые услуги и предупредительной надписи.
Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона реклама является ненадлежащей.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных норм несет, как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Определил объект рекламирования и содержание рекламы индивидуальный предприниматель Колчанова Х.В., осуществляющий хозяйственную деятельность в салоне «Клео».
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Колчанова Х.В. <...>
Распространил рекламу посредством публикования в газете «День города» № 48 (159) ООО «Стомадент».
Рекламораспространителем является ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а).
Согласно статье 13 Закона о рекламе рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
ООО «Стомадент» не воспользовалось своим правом и не затребовало у рекламодателя лицензию на право оказывать рекламируемую медицинскую услугу.
Рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия действующему рекламному.
В свою очередь, рекламодатель- ИП Колчанова Х.В. также пренебрегла условиями п.2.3 Договора и требованиями Закона о рекламе и в отсутствии лицензии на услуги, относящиеся к медицинским, разместила рекламу в газете «День города».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….», размещенную в рекламном издании г. Кандалакши «День города» №48 (159) от 26.12.2013г. на странице 2 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
2.Выдать предписание ООО «Стомадент» и ИП Колчановой Х.В. о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 7 статьи 7 и части 4 статьи 24 Закона о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 и частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Колчановой Х.В. и должностного лица ООО «Стомадент».
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 17.06. 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.06. 2014 года.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/11
19.06.2014 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – заместитель руководителя управления <...>,
члены комиссии: начальник отдела <...>¸
главный специалист-эксперт Мороз <...>,
на основании своего решения от 17.06.2014 года по делу № 08-04-14/11 о признании рекламы« «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. Адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а) прекратить распространение рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….». в отсутствии лицензии на медицинские услуги и обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 14 июля 2014 года.
Предписание оглашено 17.06.2014г.
В полном объеме изготовлено 19.06.2014.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/11
19.06.2014 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – заместитель руководителя управления <...>,
члены комиссии: начальник отдела <...>¸
главный специалист-эксперт <...>,
на основании своего решения от 17.06.2014 года по делу № 08-04-14/11 о признании рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Рекламодателю индивидуальному предпринимателю Колчановой Христине Валерьевне (адрес места нахождения г. Кандалакша, Данилова, д.40, салон красоты «Клео») прекратить распространение рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» в отсутствии лицензии на медицинские услуги и обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 14 июля 2014 года.
Предписание оглашено 17.06.2014г.
В полном объеме изготовлено 19.06.2014.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Р Е Ш Е Н И E
по делу № 08-04-14/11
17 июня 2014 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – заместитель руководителя <...>,
члены комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции <...>, главный специалист отдела - <...>,
рассмотрев материалы дела №08-04-14/11 от 26.05.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в отсутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. адрес: 184040,Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а);
ИП Колчановой Христины Валерьевны (адрес места нахождения г. Кандалакша, Данилова, д.40, салон красоты «Клео»).
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление) провело мониторинг газеты «День города» г. Кандалакша и выявило в №48 (159) от 26.12.2013г. рекламу с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
В газете «День города» №48 (159) от 26.12.2013г. на странице 2 размещена реклама:
« «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….».
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы:
предназначена для неопределенного круга лиц – размещена в газете «День города», тиражом 17000экз.;
преследует строго заданные цели информирования и продвижение услуг:
« парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу» т.е. формирует и поддерживает интерес к рекламируемым услугам.
Объектами рекламирования являются: Салон красоты «Клео», услуги специалистов салона, в частности услуга « художественная татуировка мастера по перманентному макияжу».
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно части 7 статьи 24 закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
ООО «Стомадент» и ИП Колчанова Х.В. о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, 16.06.2014 года в адрес УФАС по Мурманской области поступили ходатайства сторон о рассмотрении дела в их отсутствии.
Кроме того, стороны представили требуемые документы и объяснения.
Комиссия рассмотрела рекламу, изучила материалы дела и объяснения сторон.
Информационно-развлекательное издание «День города» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области – ПИ № ТУ51-00100 от 21.09.2010 года.
Учредителем газеты «День города» является ООО «Стомадент» (свидетельство о государственной регистрации юридического лица № 1055100021965, ИНН 5102043595) в лице генерального директора <...>. Редактор газеты «День города» <...>
ИП Колчанова Х.В. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в салоне красоты «Клео».
Согласно Договору без номера на размещение рекламы от 20.12.2013 рекламодатель Колчанова Х.В. поручает рекламисту редакции газеты «День города» выполнить работу по размещению рекламы в газете «День города» на основе представленной ею информации для опубликования рекламы.
Пунктом 2.3 Договора от 20.12.2013г установлено, что рекламодатель гарантирует наличие лицензии на оказание услуг, в случае если они подлежат лицензированию.
Работы по размещению рекламы в газете «День города » №48 (159) от 26.12.2013г. выполнены в полном объеме, стороны претензий к качеству и срокам оказания услуг не имеют, о чем свидетельствует акт выполненных работ № 87 от 29.12.2013года, имеющийся в материалах дела.
Лицензия на медицинский вид деятельности перманентный татуаж (макияж), указанный в рекламе, не представлена.
Согласно письменным объяснениям рекламодателя — ИП Колчановой Х.В., предприниматель не считает отсутствие лицензии на указанный вид деятельности нарушением рекламного законодательства, так как согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, рекламируемые услуги её салона «Клео» относятся к парикмахерским и косметическим услугам, оказываемым организациями коммунально-бытового назначения, в том числе и перманентный макияж, (татуаж).
В своих объяснениях ИП Колчанова Х.В., ссылается на Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 17.10.2013 года № 1166-ст «О принятии и введении в действие Изменения 17/2014 ОКУН к Общероссискому классификатору услуг населения ОК 002-93» с датой введения с 1 января 2014года.
По мнению ИП Колчановой Х.В., названный Приказ, а также утверждение стандарта: ГОСТ Р 55700-2013 «Услуги бытовые Косметический татуаж. Общие требования» от 08.11.2013г, с датой введения в действие 01.10.2014г позволяет осуществлять услугу «Косметический татуаж» без наличия лицензии и дает право рекламировать услугу «художественная татуировка мастера по перманентному макияжу».
ООО «Стомадент» в письменных объяснениях поддерживает позицию ИП Колчановой Х.В. и просит принять во внимание противоречие законодательных актов, касающихся услуги « косметический татуаж». Главный редактор газеты «День города» <...> не исключает, что не в полной мере изучила законодательные акты и, возможно, непреднамеренно нарушила рекламное законодательство, подписав рекламу в печать.
Комиссия не согласна с доводами сторон, по следующим обстоятельствам.
1. Приведенные сторонами Приказ № 1166-ст «О принятии и введении в действие Изменения 17/2014 ОКУН к Общероссискому классификатору услуг населения ОК 002-93» и ГОСТ Р 55700-2013 «Услуги бытовые Косметический татуаж. Общие требования» на момент выхода рекламы 26.12.2013 не были введены в действие.
Кроме того, Общероссийский классификатор услуг населению(ОКУН) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности(ОКВЭД) предназначены для классификации и кодирования видов экономической деятельности для осуществления государственного статистического учета по видам деятельности для идентификации видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения и установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности.
Необходимость лицензирования услуг, рекламируемых предпринимателем, подтверждается письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.09.2009 № Д05-4535, в котором в частности говорится: «…общероссийские классификаторы (ОКВЭД, ОКУН, ОКДП) в первую очередь применяются для целей статистики, руководствуясь которыми услуги по проведению массажа лица и шеи, татуажа, эпиляции, пилинга, пирсинга, педикюра учитывают как парикмахерские услуги в составе бытовых услуг. Соответственно, применение общероссийских классификаторов для целей лицензирования косметических и косметологических услуг неправомочно, поскольку не регламентировано Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»(изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2013 N 342, вступили в силу с 25 июня 2013 года).
В рассматриваемом случае подлежат применению акты, регулирующие правоотношения в области лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе здравоохранения.
2.Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291(ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности», в которую входит «косметология». Медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).
По информации Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности по Мурманской области (исх. № 29-02/48-1 от 21.02.2013), перманентный макияж является инвазивной процедурой, связанной с нарушением целостности кожного покрова и внутрикожным введением пигмента. Следовательно, данная манипуляция является медицинской деятельностью. Осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, такие услуги, как дермапигментация (перманентный татуаж), удаление татуировки, относятся к типу медицинских услуг «Лечение с помощью простых манипуляций» татуаж (А 17.31.002).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития 18.04.2012 № 381н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом, средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача косметолога».
Из совокупности указанных норм следует, что оказываемые услуги в области косметологии по уходу за кожей лица и тела являются простыми медицинскими услугами, которые могут производиться работниками только со специальным медицинским образованием, относятся к медицинской деятельности и могут выполняться только на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Аналогичной позиции придерживаются судебные органы (например : Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.08.2013 № 33-11773/13, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу N А28-6510/2012).
Учитывая изложенное, рекламируемая услуга перманентный макияж(татуаж) входит в Номенклатуру работ услуг здравоохранения, как простые медицинские услуги и соответственно требуют получения лицензии на данный вид медицинской деятельности.
Следовательно, при наличии соответствующей лицензии организация или индивидуальный предприниматель вправе предоставлять (оказывать) такие услуги и их рекламировать.
В ходе рассмотрения дела лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж не представлена.
Кроме того, в рекламе медицинских услуг отсутствует требуемая законодательством предупредительная надпись о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, в газете г. Кандалакши «День города » № 48 (159) от 26.12.2013 на странице 2 размещалась реклама: « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….»., в отсутствии лицензии на рекламируемые услуги и предупредительной надписи.
Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона реклама является ненадлежащей.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных норм несет, как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Определил объект рекламирования и содержание рекламы индивидуальный предприниматель Колчанова Х.В., осуществляющий хозяйственную деятельность в салоне «Клео».
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Колчанова Х.В. <...>
Распространил рекламу посредством публикования в газете «День города» № 48 (159) ООО «Стомадент».
Рекламораспространителем является ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а).
Согласно статье 13 Закона о рекламе рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
ООО «Стомадент» не воспользовалось своим правом и не затребовало у рекламодателя лицензию на право оказывать рекламируемую медицинскую услугу.
Рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия действующему рекламному.
В свою очередь, рекламодатель- ИП Колчанова Х.В. также пренебрегла условиями п.2.3 Договора и требованиями Закона о рекламе и в отсутствии лицензии на услуги, относящиеся к медицинским, разместила рекламу в газете «День города».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….», размещенную в рекламном издании г. Кандалакши «День города» №48 (159) от 26.12.2013г. на странице 2 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
2.Выдать предписание ООО «Стомадент» и ИП Колчановой Х.В. о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 7 статьи 7 и части 4 статьи 24 Закона о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 и частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Колчановой Х.В. и должностного лица ООО «Стомадент».
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 17.06. 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.06. 2014 года.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/11
19.06.2014 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – заместитель руководителя управления <...>,
члены комиссии: начальник отдела <...>¸
главный специалист-эксперт Мороз <...>,
на основании своего решения от 17.06.2014 года по делу № 08-04-14/11 о признании рекламы« «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
-
ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. Адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а) прекратить распространение рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….». в отсутствии лицензии на медицинские услуги и обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
-
Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 14 июля 2014 года.
Предписание оглашено 17.06.2014г.
В полном объеме изготовлено 19.06.2014.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/11
19.06.2014 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – заместитель руководителя управления <...>,
члены комиссии: начальник отдела <...>¸
главный специалист-эксперт <...>,
на основании своего решения от 17.06.2014 года по делу № 08-04-14/11 о признании рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
-
Рекламодателю индивидуальному предпринимателю Колчановой Христине Валерьевне (адрес места нахождения г. Кандалакша, Данилова, д.40, салон красоты «Клео») прекратить распространение рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» в отсутствии лицензии на медицинские услуги и обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
-
Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 14 июля 2014 года.
Предписание оглашено 17.06.2014г.
В полном объеме изготовлено 19.06.2014.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 08-04-14/11
[format] =>
[safe_value] => № 08-04-14/11
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 14
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-06-19 12:29:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-06-17 12:29:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1403181510
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Мурманское УФАС России
)