Решение и предписания по делу № 08-04-14/11 о нарушении рекламного законодательства ООО «Стомадент» и ИП Колчановой Х.В.

Номер дела: № 08-04-14/11
Дата публикации: 19 июня 2014, 16:29

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-14/11

 

17 июня 2014 года                                                                                                   г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя <...>,

члены комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции <...>, главный специалист отдела - <...>,

рассмотрев материалы дела №08-04-14/11 от 26.05.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в отсутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. адрес: 184040,Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а);

ИП Колчановой Христины Валерьевны (адрес места нахождения г. Кандалакша, Данилова, д.40, салон красоты «Клео»).

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление) провело мониторинг газеты «День города» г. Кандалакша и выявило в №48 (159) от 26.12.2013г. рекламу с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

В газете «День города» №48 (159) от 26.12.2013г. на странице 2 размещена реклама:

« «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы:

предназначена для неопределенного круга лиц – размещена в газете «День города», тиражом 17000экз.;

преследует строго заданные цели информирования и продвижение услуг:

« парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу» т.е. формирует и поддерживает интерес к рекламируемым услугам.

Объектами рекламирования являются: Салон красоты «Клео», услуги специалистов салона, в частности услуга « художественная татуировка мастера по перманентному макияжу».

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно части 7 статьи 24 закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

ООО «Стомадент» и ИП Колчанова Х.В. о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, 16.06.2014 года в адрес УФАС по Мурманской области поступили ходатайства сторон о рассмотрении дела в их отсутствии.

Кроме того, стороны представили требуемые документы и объяснения.

Комиссия рассмотрела рекламу, изучила материалы дела и объяснения сторон.

Информационно-развлекательное издание «День города» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области – ПИ № ТУ51-00100 от 21.09.2010 года.

Учредителем газеты «День города» является ООО «Стомадент» (свидетельство о государственной регистрации юридического лица № 1055100021965, ИНН 5102043595) в лице генерального директора <...>. Редактор газеты «День города» <...>

ИП Колчанова Х.В. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в салоне красоты «Клео».

Согласно Договору без номера на размещение рекламы от 20.12.2013 рекламодатель Колчанова Х.В. поручает рекламисту редакции газеты «День города» выполнить работу по размещению рекламы в газете «День города» на основе представленной ею информации для опубликования рекламы.

Пунктом 2.3 Договора от 20.12.2013г установлено, что рекламодатель гарантирует наличие лицензии на оказание услуг, в случае если они подлежат лицензированию.

Работы по размещению рекламы в газете «День города » №48 (159) от 26.12.2013г. выполнены в полном объеме, стороны претензий к качеству и срокам оказания услуг не имеют, о чем свидетельствует акт выполненных работ № 87 от 29.12.2013года, имеющийся в материалах дела.

Лицензия на медицинский вид деятельности перманентный татуаж (макияж), указанный в рекламе, не представлена.

Согласно письменным объяснениям рекламодателя — ИП Колчановой Х.В., предприниматель не считает отсутствие лицензии на указанный вид деятельности нарушением рекламного законодательства, так как согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, рекламируемые услуги её салона «Клео» относятся к парикмахерским и косметическим услугам, оказываемым организациями коммунально-бытового назначения, в том числе и перманентный макияж, (татуаж).

В своих объяснениях ИП Колчанова Х.В., ссылается на Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 17.10.2013 года № 1166-ст «О принятии и введении в действие Изменения 17/2014 ОКУН к Общероссискому классификатору услуг населения ОК 002-93» с датой введения с 1 января 2014года.

По мнению ИП Колчановой Х.В., названный Приказ, а также утверждение стандарта: ГОСТ Р 55700-2013 «Услуги бытовые Косметический татуаж. Общие требования» от 08.11.2013г, с датой введения в действие 01.10.2014г позволяет осуществлять услугу «Косметический татуаж» без наличия лицензии и дает право рекламировать услугу «художественная татуировка мастера по перманентному макияжу».

ООО «Стомадент» в письменных объяснениях поддерживает позицию ИП Колчановой Х.В. и просит принять во внимание противоречие законодательных актов, касающихся услуги « косметический татуаж». Главный редактор газеты «День города» <...> не исключает, что не в полной мере изучила законодательные акты и, возможно, непреднамеренно нарушила рекламное законодательство, подписав рекламу в печать.

Комиссия не согласна с доводами сторон, по следующим обстоятельствам.

1. Приведенные сторонами Приказ № 1166-ст «О принятии и введении в действие Изменения 17/2014 ОКУН к Общероссискому классификатору услуг населения ОК 002-93» и ГОСТ Р 55700-2013 «Услуги бытовые Косметический татуаж. Общие требования» на момент выхода рекламы 26.12.2013 не были введены в действие.

Кроме того, Общероссийский классификатор услуг населению(ОКУН) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности(ОКВЭД) предназначены для классификации и кодирования видов экономической деятельности для осуществления государственного статистического учета по видам деятельности для идентификации видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения и установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности.

Необходимость лицензирования услуг, рекламируемых предпринимателем, подтверждается письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.09.2009 № Д05-4535, в котором в частности говорится: «…общероссийские классификаторы (ОКВЭД, ОКУН, ОКДП) в первую очередь применяются для целей статистики, руководствуясь которыми услуги по проведению массажа лица и шеи, татуажа, эпиляции, пилинга, пирсинга, педикюра учитывают как парикмахерские услуги в составе бытовых услуг. Соответственно, применение общероссийских классификаторов для целей лицензирования косметических и косметологических услуг неправомочно, поскольку не регламентировано Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»(изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2013 N 342, вступили в силу с 25 июня 2013 года).

В рассматриваемом случае подлежат применению акты, регулирующие правоотношения в области лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе здравоохранения.

2.Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291(ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности», в которую входит «косметология». Медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).

По информации Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности по Мурманской области (исх. № 29-02/48-1 от 21.02.2013), перманентный макияж является инвазивной процедурой, связанной с нарушением целостности кожного покрова и внутрикожным введением пигмента. Следовательно, данная манипуляция является медицинской деятельностью. Осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, такие услуги, как дермапигментация (перманентный татуаж), удаление татуировки, относятся к типу медицинских услуг «Лечение с помощью простых манипуляций» татуаж (А 17.31.002).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития 18.04.2012 № 381н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом, средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача косметолога».

Из совокупности указанных норм следует, что оказываемые услуги в области косметологии по уходу за кожей лица и тела являются простыми медицинскими услугами, которые могут производиться работниками только со специальным медицинским образованием, относятся к медицинской деятельности и могут выполняться только на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Аналогичной позиции придерживаются судебные органы (например : Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.08.2013 № 33-11773/13, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу N А28-6510/2012).

Учитывая изложенное, рекламируемая услуга перманентный макияж(татуаж) входит в Номенклатуру работ услуг здравоохранения, как простые медицинские услуги и соответственно требуют получения лицензии на данный вид медицинской деятельности.

Следовательно, при наличии соответствующей лицензии организация или индивидуальный предприниматель вправе предоставлять (оказывать) такие услуги и их рекламировать.

В ходе рассмотрения дела лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж не представлена.

Кроме того, в рекламе медицинских услуг отсутствует требуемая законодательством предупредительная надпись о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Таким образом, в газете г. Кандалакши «День города » № 48 (159) от 26.12.2013 на странице 2 размещалась реклама: « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….»., в отсутствии лицензии на рекламируемые услуги и предупредительной надписи.

Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона реклама является ненадлежащей.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных норм несет, как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Определил объект рекламирования и содержание рекламы индивидуальный предприниматель Колчанова Х.В., осуществляющий хозяйственную деятельность в салоне «Клео».

Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Колчанова Х.В. <...>

Распространил рекламу посредством публикования в газете «День города» № 48 (159) ООО «Стомадент».

Рекламораспространителем является ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а).

Согласно статье 13 Закона о рекламе рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

ООО «Стомадент» не воспользовалось своим правом и не затребовало у рекламодателя лицензию на право оказывать рекламируемую медицинскую услугу.

Рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия действующему рекламному.

В свою очередь, рекламодатель- ИП Колчанова Х.В. также пренебрегла условиями п.2.3 Договора и требованиями Закона о рекламе и в отсутствии лицензии на услуги, относящиеся к медицинским, разместила рекламу в газете «День города».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….», размещенную в рекламном издании г. Кандалакши «День города» №48 (159) от 26.12.2013г. на странице 2 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

2.Выдать предписание ООО «Стомадент» и ИП Колчановой Х.В. о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 7 статьи 7 и части 4 статьи 24 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 и частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Колчановой Х.В. и должностного лица ООО «Стомадент».

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 17.06. 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19.06. 2014 года.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/11

 

19.06.2014 года                                                                                                                          г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления <...>,

члены комиссии: начальник отдела <...>¸

главный специалист-эксперт Мороз <...>, 

на основании своего решения от 17.06.2014 года по делу № 08-04-14/11 о признании рекламы« «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. Адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а) прекратить распространение рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….». в отсутствии лицензии на медицинские услуги и обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

  2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 14 июля 2014 года.

Предписание оглашено 17.06.2014г.

В полном объеме изготовлено 19.06.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/11

 

19.06.2014 года                                                                                                                   г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления <...>,

члены комиссии: начальник отдела <...>¸

главный специалист-эксперт <...>, 

на основании своего решения от 17.06.2014 года по делу № 08-04-14/11 о признании рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Рекламодателю индивидуальному предпринимателю Колчановой Христине Валерьевне (адрес места нахождения г. Кандалакша, Данилова, д.40, салон красоты «Клео») прекратить распространение рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» в отсутствии лицензии на медицинские услуги и обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

  1. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 14 июля 2014 года.

Предписание оглашено 17.06.2014г.

В полном объеме изготовлено 19.06.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

stdClass Object ( [vid] => 11447 [uid] => 5 [title] => Решение и предписания по делу № 08-04-14/11 о нарушении рекламного законодательства ООО «Стомадент» и ИП Колчановой Х.В. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11447 [type] => solution [language] => ru [created] => 1403181510 [changed] => 1403181510 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1403181510 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-14/11

 

17 июня 2014 года                                                                                                   г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя <...>,

члены комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции <...>, главный специалист отдела - <...>,

рассмотрев материалы дела №08-04-14/11 от 26.05.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в отсутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. адрес: 184040,Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а);

ИП Колчановой Христины Валерьевны (адрес места нахождения г. Кандалакша, Данилова, д.40, салон красоты «Клео»).

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление) провело мониторинг газеты «День города» г. Кандалакша и выявило в №48 (159) от 26.12.2013г. рекламу с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

В газете «День города» №48 (159) от 26.12.2013г. на странице 2 размещена реклама:

« «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы:

предназначена для неопределенного круга лиц – размещена в газете «День города», тиражом 17000экз.;

преследует строго заданные цели информирования и продвижение услуг:

« парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу» т.е. формирует и поддерживает интерес к рекламируемым услугам.

Объектами рекламирования являются: Салон красоты «Клео», услуги специалистов салона, в частности услуга « художественная татуировка мастера по перманентному макияжу».

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно части 7 статьи 24 закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

ООО «Стомадент» и ИП Колчанова Х.В. о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, 16.06.2014 года в адрес УФАС по Мурманской области поступили ходатайства сторон о рассмотрении дела в их отсутствии.

Кроме того, стороны представили требуемые документы и объяснения.

Комиссия рассмотрела рекламу, изучила материалы дела и объяснения сторон.

Информационно-развлекательное издание «День города» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области – ПИ № ТУ51-00100 от 21.09.2010 года.

Учредителем газеты «День города» является ООО «Стомадент» (свидетельство о государственной регистрации юридического лица № 1055100021965, ИНН 5102043595) в лице генерального директора <...>. Редактор газеты «День города» <...>

ИП Колчанова Х.В. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в салоне красоты «Клео».

Согласно Договору без номера на размещение рекламы от 20.12.2013 рекламодатель Колчанова Х.В. поручает рекламисту редакции газеты «День города» выполнить работу по размещению рекламы в газете «День города» на основе представленной ею информации для опубликования рекламы.

Пунктом 2.3 Договора от 20.12.2013г установлено, что рекламодатель гарантирует наличие лицензии на оказание услуг, в случае если они подлежат лицензированию.

Работы по размещению рекламы в газете «День города » №48 (159) от 26.12.2013г. выполнены в полном объеме, стороны претензий к качеству и срокам оказания услуг не имеют, о чем свидетельствует акт выполненных работ № 87 от 29.12.2013года, имеющийся в материалах дела.

Лицензия на медицинский вид деятельности перманентный татуаж (макияж), указанный в рекламе, не представлена.

Согласно письменным объяснениям рекламодателя — ИП Колчановой Х.В., предприниматель не считает отсутствие лицензии на указанный вид деятельности нарушением рекламного законодательства, так как согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, рекламируемые услуги её салона «Клео» относятся к парикмахерским и косметическим услугам, оказываемым организациями коммунально-бытового назначения, в том числе и перманентный макияж, (татуаж).

В своих объяснениях ИП Колчанова Х.В., ссылается на Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 17.10.2013 года № 1166-ст «О принятии и введении в действие Изменения 17/2014 ОКУН к Общероссискому классификатору услуг населения ОК 002-93» с датой введения с 1 января 2014года.

По мнению ИП Колчановой Х.В., названный Приказ, а также утверждение стандарта: ГОСТ Р 55700-2013 «Услуги бытовые Косметический татуаж. Общие требования» от 08.11.2013г, с датой введения в действие 01.10.2014г позволяет осуществлять услугу «Косметический татуаж» без наличия лицензии и дает право рекламировать услугу «художественная татуировка мастера по перманентному макияжу».

ООО «Стомадент» в письменных объяснениях поддерживает позицию ИП Колчановой Х.В. и просит принять во внимание противоречие законодательных актов, касающихся услуги « косметический татуаж». Главный редактор газеты «День города» <...> не исключает, что не в полной мере изучила законодательные акты и, возможно, непреднамеренно нарушила рекламное законодательство, подписав рекламу в печать.

Комиссия не согласна с доводами сторон, по следующим обстоятельствам.

1. Приведенные сторонами Приказ № 1166-ст «О принятии и введении в действие Изменения 17/2014 ОКУН к Общероссискому классификатору услуг населения ОК 002-93» и ГОСТ Р 55700-2013 «Услуги бытовые Косметический татуаж. Общие требования» на момент выхода рекламы 26.12.2013 не были введены в действие.

Кроме того, Общероссийский классификатор услуг населению(ОКУН) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности(ОКВЭД) предназначены для классификации и кодирования видов экономической деятельности для осуществления государственного статистического учета по видам деятельности для идентификации видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения и установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности.

Необходимость лицензирования услуг, рекламируемых предпринимателем, подтверждается письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.09.2009 № Д05-4535, в котором в частности говорится: «…общероссийские классификаторы (ОКВЭД, ОКУН, ОКДП) в первую очередь применяются для целей статистики, руководствуясь которыми услуги по проведению массажа лица и шеи, татуажа, эпиляции, пилинга, пирсинга, педикюра учитывают как парикмахерские услуги в составе бытовых услуг. Соответственно, применение общероссийских классификаторов для целей лицензирования косметических и косметологических услуг неправомочно, поскольку не регламентировано Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»(изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2013 N 342, вступили в силу с 25 июня 2013 года).

В рассматриваемом случае подлежат применению акты, регулирующие правоотношения в области лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе здравоохранения.

2.Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291(ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности», в которую входит «косметология». Медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).

По информации Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности по Мурманской области (исх. № 29-02/48-1 от 21.02.2013), перманентный макияж является инвазивной процедурой, связанной с нарушением целостности кожного покрова и внутрикожным введением пигмента. Следовательно, данная манипуляция является медицинской деятельностью. Осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, такие услуги, как дермапигментация (перманентный татуаж), удаление татуировки, относятся к типу медицинских услуг «Лечение с помощью простых манипуляций» татуаж (А 17.31.002).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития 18.04.2012 № 381н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом, средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача косметолога».

Из совокупности указанных норм следует, что оказываемые услуги в области косметологии по уходу за кожей лица и тела являются простыми медицинскими услугами, которые могут производиться работниками только со специальным медицинским образованием, относятся к медицинской деятельности и могут выполняться только на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Аналогичной позиции придерживаются судебные органы (например : Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.08.2013 № 33-11773/13, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу N А28-6510/2012).

Учитывая изложенное, рекламируемая услуга перманентный макияж(татуаж) входит в Номенклатуру работ услуг здравоохранения, как простые медицинские услуги и соответственно требуют получения лицензии на данный вид медицинской деятельности.

Следовательно, при наличии соответствующей лицензии организация или индивидуальный предприниматель вправе предоставлять (оказывать) такие услуги и их рекламировать.

В ходе рассмотрения дела лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж не представлена.

Кроме того, в рекламе медицинских услуг отсутствует требуемая законодательством предупредительная надпись о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Таким образом, в газете г. Кандалакши «День города » № 48 (159) от 26.12.2013 на странице 2 размещалась реклама: « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….»., в отсутствии лицензии на рекламируемые услуги и предупредительной надписи.

Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона реклама является ненадлежащей.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных норм несет, как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Определил объект рекламирования и содержание рекламы индивидуальный предприниматель Колчанова Х.В., осуществляющий хозяйственную деятельность в салоне «Клео».

Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Колчанова Х.В. <...>

Распространил рекламу посредством публикования в газете «День города» № 48 (159) ООО «Стомадент».

Рекламораспространителем является ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а).

Согласно статье 13 Закона о рекламе рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

ООО «Стомадент» не воспользовалось своим правом и не затребовало у рекламодателя лицензию на право оказывать рекламируемую медицинскую услугу.

Рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия действующему рекламному.

В свою очередь, рекламодатель- ИП Колчанова Х.В. также пренебрегла условиями п.2.3 Договора и требованиями Закона о рекламе и в отсутствии лицензии на услуги, относящиеся к медицинским, разместила рекламу в газете «День города».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….», размещенную в рекламном издании г. Кандалакши «День города» №48 (159) от 26.12.2013г. на странице 2 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

2.Выдать предписание ООО «Стомадент» и ИП Колчановой Х.В. о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 7 статьи 7 и части 4 статьи 24 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 и частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Колчановой Х.В. и должностного лица ООО «Стомадент».

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 17.06. 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19.06. 2014 года.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/11

 

19.06.2014 года                                                                                                                          г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления <...>,

члены комиссии: начальник отдела <...>¸

главный специалист-эксперт Мороз <...>, 

на основании своего решения от 17.06.2014 года по делу № 08-04-14/11 о признании рекламы« «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. Адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а) прекратить распространение рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….». в отсутствии лицензии на медицинские услуги и обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

  2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 14 июля 2014 года.

Предписание оглашено 17.06.2014г.

В полном объеме изготовлено 19.06.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/11

 

19.06.2014 года                                                                                                                   г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления <...>,

члены комиссии: начальник отдела <...>¸

главный специалист-эксперт <...>, 

на основании своего решения от 17.06.2014 года по делу № 08-04-14/11 о признании рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Рекламодателю индивидуальному предпринимателю Колчановой Христине Валерьевне (адрес места нахождения г. Кандалакша, Данилова, д.40, салон красоты «Клео») прекратить распространение рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» в отсутствии лицензии на медицинские услуги и обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

  1. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 14 июля 2014 года.

Предписание оглашено 17.06.2014г.

В полном объеме изготовлено 19.06.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 08-04-14/11

 

17 июня 2014 года                                                                                                   г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя <...>,

члены комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции <...>, главный специалист отдела - <...>,

рассмотрев материалы дела №08-04-14/11 от 26.05.2014г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в отсутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. адрес: 184040,Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а);

ИП Колчановой Христины Валерьевны (адрес места нахождения г. Кандалакша, Данилова, д.40, салон красоты «Клео»).

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, Управление) провело мониторинг газеты «День города» г. Кандалакша и выявило в №48 (159) от 26.12.2013г. рекламу с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

В газете «День города» №48 (159) от 26.12.2013г. на странице 2 размещена реклама:

« «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы:

предназначена для неопределенного круга лиц – размещена в газете «День города», тиражом 17000экз.;

преследует строго заданные цели информирования и продвижение услуг:

« парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу» т.е. формирует и поддерживает интерес к рекламируемым услугам.

Объектами рекламирования являются: Салон красоты «Клео», услуги специалистов салона, в частности услуга « художественная татуировка мастера по перманентному макияжу».

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно части 7 статьи 24 закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

ООО «Стомадент» и ИП Колчанова Х.В. о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, 16.06.2014 года в адрес УФАС по Мурманской области поступили ходатайства сторон о рассмотрении дела в их отсутствии.

Кроме того, стороны представили требуемые документы и объяснения.

Комиссия рассмотрела рекламу, изучила материалы дела и объяснения сторон.

Информационно-развлекательное издание «День города» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области – ПИ № ТУ51-00100 от 21.09.2010 года.

Учредителем газеты «День города» является ООО «Стомадент» (свидетельство о государственной регистрации юридического лица № 1055100021965, ИНН 5102043595) в лице генерального директора <...>. Редактор газеты «День города» <...>

ИП Колчанова Х.В. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в салоне красоты «Клео».

Согласно Договору без номера на размещение рекламы от 20.12.2013 рекламодатель Колчанова Х.В. поручает рекламисту редакции газеты «День города» выполнить работу по размещению рекламы в газете «День города» на основе представленной ею информации для опубликования рекламы.

Пунктом 2.3 Договора от 20.12.2013г установлено, что рекламодатель гарантирует наличие лицензии на оказание услуг, в случае если они подлежат лицензированию.

Работы по размещению рекламы в газете «День города » №48 (159) от 26.12.2013г. выполнены в полном объеме, стороны претензий к качеству и срокам оказания услуг не имеют, о чем свидетельствует акт выполненных работ № 87 от 29.12.2013года, имеющийся в материалах дела.

Лицензия на медицинский вид деятельности перманентный татуаж (макияж), указанный в рекламе, не представлена.

Согласно письменным объяснениям рекламодателя — ИП Колчановой Х.В., предприниматель не считает отсутствие лицензии на указанный вид деятельности нарушением рекламного законодательства, так как согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, рекламируемые услуги её салона «Клео» относятся к парикмахерским и косметическим услугам, оказываемым организациями коммунально-бытового назначения, в том числе и перманентный макияж, (татуаж).

В своих объяснениях ИП Колчанова Х.В., ссылается на Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 17.10.2013 года № 1166-ст «О принятии и введении в действие Изменения 17/2014 ОКУН к Общероссискому классификатору услуг населения ОК 002-93» с датой введения с 1 января 2014года.

По мнению ИП Колчановой Х.В., названный Приказ, а также утверждение стандарта: ГОСТ Р 55700-2013 «Услуги бытовые Косметический татуаж. Общие требования» от 08.11.2013г, с датой введения в действие 01.10.2014г позволяет осуществлять услугу «Косметический татуаж» без наличия лицензии и дает право рекламировать услугу «художественная татуировка мастера по перманентному макияжу».

ООО «Стомадент» в письменных объяснениях поддерживает позицию ИП Колчановой Х.В. и просит принять во внимание противоречие законодательных актов, касающихся услуги « косметический татуаж». Главный редактор газеты «День города» <...> не исключает, что не в полной мере изучила законодательные акты и, возможно, непреднамеренно нарушила рекламное законодательство, подписав рекламу в печать.

Комиссия не согласна с доводами сторон, по следующим обстоятельствам.

1. Приведенные сторонами Приказ № 1166-ст «О принятии и введении в действие Изменения 17/2014 ОКУН к Общероссискому классификатору услуг населения ОК 002-93» и ГОСТ Р 55700-2013 «Услуги бытовые Косметический татуаж. Общие требования» на момент выхода рекламы 26.12.2013 не были введены в действие.

Кроме того, Общероссийский классификатор услуг населению(ОКУН) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности(ОКВЭД) предназначены для классификации и кодирования видов экономической деятельности для осуществления государственного статистического учета по видам деятельности для идентификации видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения и установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности.

Необходимость лицензирования услуг, рекламируемых предпринимателем, подтверждается письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.09.2009 № Д05-4535, в котором в частности говорится: «…общероссийские классификаторы (ОКВЭД, ОКУН, ОКДП) в первую очередь применяются для целей статистики, руководствуясь которыми услуги по проведению массажа лица и шеи, татуажа, эпиляции, пилинга, пирсинга, педикюра учитывают как парикмахерские услуги в составе бытовых услуг. Соответственно, применение общероссийских классификаторов для целей лицензирования косметических и косметологических услуг неправомочно, поскольку не регламентировано Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»(изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2013 N 342, вступили в силу с 25 июня 2013 года).

В рассматриваемом случае подлежат применению акты, регулирующие правоотношения в области лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе здравоохранения.

2.Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291(ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности», в которую входит «косметология». Медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).

По информации Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности по Мурманской области (исх. № 29-02/48-1 от 21.02.2013), перманентный макияж является инвазивной процедурой, связанной с нарушением целостности кожного покрова и внутрикожным введением пигмента. Следовательно, данная манипуляция является медицинской деятельностью. Осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, такие услуги, как дермапигментация (перманентный татуаж), удаление татуировки, относятся к типу медицинских услуг «Лечение с помощью простых манипуляций» татуаж (А 17.31.002).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития 18.04.2012 № 381н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом, средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача косметолога».

Из совокупности указанных норм следует, что оказываемые услуги в области косметологии по уходу за кожей лица и тела являются простыми медицинскими услугами, которые могут производиться работниками только со специальным медицинским образованием, относятся к медицинской деятельности и могут выполняться только на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Аналогичной позиции придерживаются судебные органы (например : Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.08.2013 № 33-11773/13, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу N А28-6510/2012).

Учитывая изложенное, рекламируемая услуга перманентный макияж(татуаж) входит в Номенклатуру работ услуг здравоохранения, как простые медицинские услуги и соответственно требуют получения лицензии на данный вид медицинской деятельности.

Следовательно, при наличии соответствующей лицензии организация или индивидуальный предприниматель вправе предоставлять (оказывать) такие услуги и их рекламировать.

В ходе рассмотрения дела лицензия на медицинский вид деятельности перманентный макияж не представлена.

Кроме того, в рекламе медицинских услуг отсутствует требуемая законодательством предупредительная надпись о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Таким образом, в газете г. Кандалакши «День города » № 48 (159) от 26.12.2013 на странице 2 размещалась реклама: « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….»., в отсутствии лицензии на рекламируемые услуги и предупредительной надписи.

Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона реклама является ненадлежащей.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных норм несет, как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Определил объект рекламирования и содержание рекламы индивидуальный предприниматель Колчанова Х.В., осуществляющий хозяйственную деятельность в салоне «Клео».

Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Колчанова Х.В. <...>

Распространил рекламу посредством публикования в газете «День города» № 48 (159) ООО «Стомадент».

Рекламораспространителем является ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а).

Согласно статье 13 Закона о рекламе рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

ООО «Стомадент» не воспользовалось своим правом и не затребовало у рекламодателя лицензию на право оказывать рекламируемую медицинскую услугу.

Рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия действующему рекламному.

В свою очередь, рекламодатель- ИП Колчанова Х.В. также пренебрегла условиями п.2.3 Договора и требованиями Закона о рекламе и в отсутствии лицензии на услуги, относящиеся к медицинским, разместила рекламу в газете «День города».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….», размещенную в рекламном издании г. Кандалакши «День города» №48 (159) от 26.12.2013г. на странице 2 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

2.Выдать предписание ООО «Стомадент» и ИП Колчановой Х.В. о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 7 статьи 7 и части 4 статьи 24 Закона о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 и частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Колчановой Х.В. и должностного лица ООО «Стомадент».

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Резолютивная часть решения объявлена 17.06. 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19.06. 2014 года.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/11

 

19.06.2014 года                                                                                                                          г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления <...>,

члены комиссии: начальник отдела <...>¸

главный специалист-эксперт Мороз <...>, 

на основании своего решения от 17.06.2014 года по делу № 08-04-14/11 о признании рекламы« «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «Стомадент» (ИНН 5102043595, ОГРН 1055100021965г., юр. Адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д.57, кв.2, адрес редакции 184041, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Комсомольская, д.6а) прекратить распространение рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….». в отсутствии лицензии на медицинские услуги и обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

  2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 14 июля 2014 года.

Предписание оглашено 17.06.2014г.

В полном объеме изготовлено 19.06.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе по делу № 08-04-14/11

 

19.06.2014 года                                                                                                                   г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – заместитель руководителя управления <...>,

члены комиссии: начальник отдела <...>¸

главный специалист-эксперт <...>, 

на основании своего решения от 17.06.2014 года по делу № 08-04-14/11 о признании рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Рекламодателю индивидуальному предпринимателю Колчановой Христине Валерьевне (адрес места нахождения г. Кандалакша, Данилова, д.40, салон красоты «Клео») прекратить распространение рекламы « «КЛЕО». Приглашаем Вас в студию красоты. Предлагаем большой спектр услуг: парикмахера, мастера маникюра, педикюра, художественная татуировка мастера по перманентному макияжу….» в отсутствии лицензии на медицинские услуги и обеспечить соблюдение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

  1. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области до 14 июля 2014 года.

Предписание оглашено 17.06.2014г.

В полном объеме изготовлено 19.06.2014.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 08-04-14/11 [format] => [safe_value] => № 08-04-14/11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-19 12:29:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-17 12:29:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1403181510 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )