Постановление о наложении штрафа по делу № 08-05-14/15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО Национальный Банк «Траст»

Номер дела: № 08-05-14/15
Дата публикации: 9 июля 2014, 11:55

Постановление

о наложении штрафа по делу № 08-05-14/15

об административном правонарушении

 

07 июля 2014 года                                                                                                          г. Мурманск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 08-05-14/15 возбужденного в отношении открытого акционерного общества Национальный Банк «Траст» (ИНН 7831001567, КПП 7750011001, ОГРН 1027800000480 инд. 105066, г. Москва, ул Спартаковская, д.5, корпус1),

УСТАНОВИЛ:

В адрес приемной Президента Российской Федерации В.В. Путина в Мурманской области обратилась гражданка <...> по вопросу распространения недостоверной рекламы ОАО Национальный Банк «Траст» (далее по тексту - ОАО НБ «Траст», Банк) 27.02.2014, 28.02.2014, 03.03.2014 в виде баннера в городе Мурманск, пр. Героев Североморцев, следующего содержания: «Кредиты. Снижение ставок! 12% Траст банк».

Из заявления следует, что указанная в рекламе небольшая процентная ставка по кредиту 12% очень привлекла заявительницу.

При обращении в Мурманский филиал ОАО НБ «Траст» оператор ответил <...>, что банк не предоставляет кредиты под 12% годовых.

По мнению заявительницы, ОАО НБ «Траст» выбрал недобросовестный ход по привлечению клиентов в свой банк, разместив в рекламе привлекательный кредитный процент 12% годовых, который на самом деле не представляет клиентам.

Заявительница считает, что ОАО НБ «Траст» нарушил Федеральный Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), т.к. реклама ввела её в заблуждение.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (п.4ч.3ст.5 Закона о рекламе).

Кроме того, заявительница указала в обращении, что полностью условия предоставления кредита невозможно прочесть, проезжая в машине, т.к. в рекламе они выполнены мелким не читаемым шрифтом.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера, предназначена для неопределенного круга лиц (установлена на проспекте Героев Североморцев города Мурманска); преследует цели информирования о Национальном Банке Траст, а также формирует интерес к предложенной кредитной ставке 12%, реализуемой ОАО НБ «Траст», привлекательная процентная ставка по кредиту побуждает посетить Банк, призывая: «СНИЖЕНИЕ СТАВОК! 12%».

Объектами рекламирования являются:

- ОАО «НБ Траст»;

- процентная ставка по кредиту 12%

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. В рассматриваемом случае это участники дорожного движения (пешеходы, водители и пассажиры).

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации участниками дорожного движения являются водители, пассажиры транспортного средства и пешеходы.

14.03.2014г. в ходе выездного мероприятия специалистами УФАС по Мурманской области проведен осмотр и фиксация рекламных конструкции в г. Мурманск, пр. Героев Североморцев, 11, и пр. Кольский, 158, в присутствии понятых составлены акты осмотра рекламных конструкций.

В результате осмотра подтвержден факт наличия рекламной конструкции, высотой около 6 метров, содержащей рекламное полотно примерно 18м.кв. в г. Мурманске на проспекте Героев Североморцев, 11, вблизи общественной остановки «Шестая комсомольская батарея», в зоне насаждений по стороне тротуара. Рекламное полотно направлено на участников дорожного движения, движущихся по направлению к центру города.

Рекламный баннер содержит изображение Брюса Уилиса и надпись КРЕДИТЫ. СНИЖЕНИЕ СТАВОК! 12% Траст банк. Нанесен логотип Банка Траст, адрес Мурманского филиала Банка и телефон. В нижней части рекламного баннера имеется надпись мелким шрифтом.

Потребителям рекламы, проезжающим по проспекту Героев Североморцев, мимо указанного баннера, т.е. тем, кому предназначена рекламная информация ОАО НБ «Траст», прочесть текст, выполненный мелким шрифтом, не возможно. Данный факт изложен в обращении заявительницы.

Комиссии и понятым, при составлении Акта осмотра рекламной конструкции, не удалось даже с тротуара, стоя рядом с рекламой, прочесть надпись, выполненную мелким шрифтом, что отражено в акте осмотра рекламной конструкции.

Согласно представленным документам, 21.02.2013 г. ООО «Аллен-Медиа» (Агент) и ОАО НБ «Траст» (Принципал) заключили договор № 11-13/ОБ на оказание услуг по рекламно-информационному обслуживанию и Дополнительное соглашение № 16 от 24.01.2014г к Договору№ 11-13/ОБ.

Пунктом 2.3.1 Договора установлено, что ОАО НБ «Траст» предоставляет к размещению рекламные материалы, соответствующие действующему законодательству РФ, включая законодательство о рекламе.

Согласно пункту 1.1 Дополнительного соглашения № 16 Агент осуществляет медиапланирование, подготовку рекламных изображений (постеров) Принципала, монтаж, подготовку к размещению и размещение постеров в феврале 2014г., согласно приложению № 01 к Дополнительному соглашению в городах: (….Мурманск…)

Из приложения № 01 и 02 к дополнительному соглашению № 16 следует, что в феврале 2014г. рекламные постеры «Кредит» ОАО НБ «Траст», размером 3х6м были произведены Агентом и планировались к размещению в г. Мурманске на пр. Героев Североморцев и в Аэропорту «Мурмаши» при въезде на площадь.

Акт оказанных услуг № 00000107 от 05. 02.2014г. по производству рекламно-информационных материалов согласно приложения № 02 к ДС № 16 в г. Мурманске в феврале 2014 г подписан сторонами без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.

Акт оказанных услуг № 00000300 от 28.02.2014г. по размещению и монтажу плакатов товарного знака НБ «Траст» (ОАО ) на объектах наружной рекламы, согласно приложения № 01 к ДС № 16 в г. Мурманске в феврале 2014 г подписан сторонами без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг, что свидетельствует об успешном размещении рекламных баннеров на улицах г. Мурманска .

Представленный ОАО НБ «Траст» макет рекламы полностью соответствует рекламе, которая была представлена заявительницей и рекламе, которую Комиссия в присутствии понятых зафиксировала актами осмотра рекламной конструкции 14.03.2014г.

Реклама содержит изображение Брюса Уилиса и надпись крупным шрифтом: КРЕДИТЫ. СНИЖЕНИЕ СТАВОК! 12% Траст Банк. Нанесен логотип ОАО НБ «Траст», адрес Мурманского филиала Банка: пр. Ленина, 43 и телефон 8152 474830, 8 800 775 7575.WWW.TRUST.RU. Реклама. НБ «Траст» (ОАО). Ген.лиц. ЦБ РФ № 32.79

В нижней части рекламного баннера имеется надпись мелким шрифтом: «Процентная ставка 12% годовых предоставляется по кредитному продукту на неотложные нужды «Время снижать ставки», начиная с 37 месяца пользования кредитом. В период первых 36 месяцев пользования кредитом для начисления процентов применяется ставка 26%, 36% годовых (процентная ставка по кредиту рассчитывается Банком после анализа предоставленных клиентом документов и по итогам оценки рисковых показателей, влияющих на его платежеспособность). Сумма кредита рассчитывается индивидуально: мин.50 000 руб., макс.300 000 руб. Срок кредита: 48 мес. Банк может отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Требования, предъявляемые Банком к заявителю и комплекту документов, уточняйте в отделениях и на сайте Банка www.traust.ru. Информация действительна на 16.01.14.»

Анализ рекламной информации показывает, что привлекательная информация о кредитном продукте НБ «Траст» (ОАО) «КРЕДИТЫ. СНИЖЕНИЕ СТАВОК! 12%» выполнена крупным шрифтом, с целью привлечь посетителей в Банк.

Менее привлекательная, но существенная для потребителя реклама исполнена не читаемым мелким шрифтом.

Лишь прочитав в совокупности всю информацию, изложенную в рекламе, потребитель может понять, что кредит 12% предоставляется лишь при определенных условиях:

- срок кредита 48 месяцев;

- процентная ставка 12% по кредитному продукту предоставляется только с 37 месяца пользования кредитом;

- в течение 36 месяцев пользования кредитом для начисления процентов применяется ставка 26% и 36%.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации ограничено и, следовательно, информация, нанесенная на баннер мелким шрифтом, недоступна для восприятия. Информация о существенных условиях кредита выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий рекламируемого кредита.

В рассматриваемом случае рекламный баннер форматом 3 м на 6 м, установленный на опоре высотой более 3 метров находится в зоне насаждений, что исключает возможность максимального приближения к ней потребителя и полного прочтения мелкого шрифта условий кредитования, что подтверждается актами осмотра рекламной конструкций и фотоснимками.

Совокупность таких особенностей рассматриваемой рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя получить полный текст рекламы.

Не случайно заявительница восприняла единственное условие предоставляемой Банком финансовой услуги - процентная ставка по кредиту12%, т.к. прочесть всю рекламу в целом не предоставляется возможным.

 

Из пункта 28 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" следует, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу придерживаются арбитражные суды: Постановление шестого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014№ 06АП-636/2014 по делу № А73-13385/2013, Постановление ФАС Московского округа № А40-105524/11-72-689 от 08.10.12г., Постановление ФАС Волго-Вятского округа № А-43-17134/2013 от 16.04.2014, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.04.2013 по делу N А33-10052/2012, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.12.2013 N Ф03-6566/2013 по делу N А73-5384/2013.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемом случае в рекламе должны приводиться иные условия договора, при которых применяется упомянутая в рекламе процентная ставка (сумма кредита, срок предоставления денежных средств и др.), а также условия, влияющие на расходы заемщика по кредитному договору, выполненные одинаковым шрифтом.

Размер и способ доведения до потребителей условий кредита в рекламе должны быть такими, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на стоимость кредита, воспринимается потребителями указанным образом.

Закон запрещает умалчивать об определенных существенных условиях, которые влияют на конечную стоимость оказываемой потребителю финансовой услуги, поэтому информация о возможности уточнения непосредственно в организации подробностей о рекламируемой финансовой услуге не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Напротив, недосказанность и сокрытие важной информации вводят в заблуждение потребителей и лишают их в итоге возможности принять правильное для себя решение.

Потребитель должен быть проинформирован обо всех условиях кредита, чтобы четко ориентироваться и понимать, какие последствия для него имеет пользование кредитом с указанной в рекламе процентной ставкой.

Несмотря на формальное наличие в рекламе условий предоставления кредита с процентной ставкой 12%, форма представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями (пешеходами, пассажирами транспорта) и фактически, в рекламе отсутствовали.

Таким образом, рекламная информация ОАО НБ «Траст» не была доведена до потребителей надлежащим образом, а именно - отсутствие в рекламе существенной части информации об условиях предоставления процентной ставки по кредиту 12%, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей о стоимости или цене кредитного продукта, порядке его оплаты и других условиях приобретения кредитного продукта.

Банк разместил рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по вкладу, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламоносителя.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

20.05.2014г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения рекламного законодательства признала рекламу ОАО НБ «Траст», размещенную 27.02.2014, 28.02.2014, 03.03.2014 в виде баннера на рекламной конструкции вдоль проезжей части по улице Героев Североморцев, д.11 г. Мурманск ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 и часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Из письменных объяснений ОАО НБ «Траст» следует, что реклама, размещенная в виде баннера в г. Мурманске по проспекту Героев Североморцев не противоречит действующему законодательству и доведена до потребителя надлежащим образом.

По мнению Банка, рекламная конструкция расположена в г. Мурманске на проспекте Героев Североморцев, 11, вблизи общественной остановки «Шестая комсомольская батарея», поэтому предназначена не только для автомобилистов, проезжающих мимо, но и на ожидающих транспорт и прогуливающихся по тротуару граждан, которые могут прочесть текст рекламы полностью. Банк считает, что реклама читаема, но при движении в быстром потоке транспорта её восприятие затруднено.

По мнению ОАО НБ «Траст» смысл текста рекламы, нанесенный крупным шрифтом «КРЕДИТЫ.СНИЖЕНИЕ СТАВОК!12%» не говорит о предоставлении кредитов под ставку 12%, как указано в заявлении Алсуфьевой Т.Б., а лишь свидетельствует о том, что ставки при предоставлении кредитов снижаются до 12%, что соответствует основному смыслу рекламы. В нижней части рекламного баннера имеется надпись более мелким шрифтом «Процентная ставка 12% годовых начиная с 37 месяца пользования кредитом…». Согласно доводам ОАО НБ «Траст», смысл информации, нанесенный крупным шрифтом, не искажает смысла всей рекламы.

ОАО НБ «Траст» не признает себя нарушившим рекламное законодательство.

ОАО Национальный Банк «Траст» не представило в материалы дела какие-либо пояснения относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению установленных требований законодательства о рекламе.

Рекламодателем является открытое акционерное общество Национальный Банк «Траст» (ИНН 7831001567, КПП 7750011001, ОГРН 1027800000480 инд. 105066, г. Москва, ул Спартаковская, д.5, корпус1).

ОАО НБ «Траст» заключило договор №11-13/ОБ 21.02.2013 и дополнительное соглашение №16 к договору от 24.01.2014г. на оказание услуг по рекламно-информационному обслуживанию, согласовало макет рекламы и оплатило услуги по размещению и монтажу плакатов товарного знака ОАО НБ «Траст» на объектах наружной рекламы в городе Мурманске в феврале 2014 года, в частности на пр. Героев Североморцев,11 вдоль проезжей части.

Нарушение части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе является административным правонарушением и образует диспозицию части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).

В действиях ОАО «НБ Траст» усматривается нарушение части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, законодательства о рекламе, влечет наложение штрафа на юридических лиц от ста до пятисот тысяч рублей.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ, антимонопольным органом не установлено.

При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Рекламодатель инициирует изготовление и размещение рекламы, т.е. заинтересован в появлении рекламы его товаров и услуг и продвижении их на рынке, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе.

В этой связи рекламодатель должен предпринять все меры и выстроить свои взаимоотношения таким образом, чтобы они способствовали соблюдению рекламного законодательства.

Общество не предприняло все возможные меры по недопущению правонарушения и разместило рекламу на пр. Героев Североморцев в г. Мурманске в отсутствии существенной части информации об условиях предоставления процентной ставки по кредиту 12%, что привело к искажению рекламы и способствовало введению в заблуждение потребителей о стоимости или цене кредитного продукта, порядке его оплаты и других условиях приобретения кредитного продукта.

ОАО Национальный Банк «Траст» не представило в материалы дела какие-либо пояснения относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению установленных требований законодательства о рекламе.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права.

Постановление вынесено в отсутствии представителя ОАО «НБ Траст», Общество уведомлено надлежащим образом о рассмотрении дела.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 2.1, 2.4, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 25.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ОАО Национальный Банк «Траст» виновным в совершении нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ наложить на ОАО Национальный Банк «Траст» штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001.

Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКТМО 47 701 000.

Код платежа 16111626000016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе».

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размересуммы неуплаченного штрафа.

stdClass Object ( [vid] => 11503 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу № 08-05-14/15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО Национальный Банк «Траст» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11503 [type] => solution [language] => ru [created] => 1405497451 [changed] => 1405497474 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1405497474 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Постановление

о наложении штрафа по делу № 08-05-14/15

об административном правонарушении

 

07 июля 2014 года                                                                                                          г. Мурманск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 08-05-14/15 возбужденного в отношении открытого акционерного общества Национальный Банк «Траст» (ИНН 7831001567, КПП 7750011001, ОГРН 1027800000480 инд. 105066, г. Москва, ул Спартаковская, д.5, корпус1),

УСТАНОВИЛ:

В адрес приемной Президента Российской Федерации В.В. Путина в Мурманской области обратилась гражданка <...> по вопросу распространения недостоверной рекламы ОАО Национальный Банк «Траст» (далее по тексту - ОАО НБ «Траст», Банк) 27.02.2014, 28.02.2014, 03.03.2014 в виде баннера в городе Мурманск, пр. Героев Североморцев, следующего содержания: «Кредиты. Снижение ставок! 12% Траст банк».

Из заявления следует, что указанная в рекламе небольшая процентная ставка по кредиту 12% очень привлекла заявительницу.

При обращении в Мурманский филиал ОАО НБ «Траст» оператор ответил <...>, что банк не предоставляет кредиты под 12% годовых.

По мнению заявительницы, ОАО НБ «Траст» выбрал недобросовестный ход по привлечению клиентов в свой банк, разместив в рекламе привлекательный кредитный процент 12% годовых, который на самом деле не представляет клиентам.

Заявительница считает, что ОАО НБ «Траст» нарушил Федеральный Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), т.к. реклама ввела её в заблуждение.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (п.4ч.3ст.5 Закона о рекламе).

Кроме того, заявительница указала в обращении, что полностью условия предоставления кредита невозможно прочесть, проезжая в машине, т.к. в рекламе они выполнены мелким не читаемым шрифтом.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера, предназначена для неопределенного круга лиц (установлена на проспекте Героев Североморцев города Мурманска); преследует цели информирования о Национальном Банке Траст, а также формирует интерес к предложенной кредитной ставке 12%, реализуемой ОАО НБ «Траст», привлекательная процентная ставка по кредиту побуждает посетить Банк, призывая: «СНИЖЕНИЕ СТАВОК! 12%».

Объектами рекламирования являются:

- ОАО «НБ Траст»;

- процентная ставка по кредиту 12%

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. В рассматриваемом случае это участники дорожного движения (пешеходы, водители и пассажиры).

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации участниками дорожного движения являются водители, пассажиры транспортного средства и пешеходы.

14.03.2014г. в ходе выездного мероприятия специалистами УФАС по Мурманской области проведен осмотр и фиксация рекламных конструкции в г. Мурманск, пр. Героев Североморцев, 11, и пр. Кольский, 158, в присутствии понятых составлены акты осмотра рекламных конструкций.

В результате осмотра подтвержден факт наличия рекламной конструкции, высотой около 6 метров, содержащей рекламное полотно примерно 18м.кв. в г. Мурманске на проспекте Героев Североморцев, 11, вблизи общественной остановки «Шестая комсомольская батарея», в зоне насаждений по стороне тротуара. Рекламное полотно направлено на участников дорожного движения, движущихся по направлению к центру города.

Рекламный баннер содержит изображение Брюса Уилиса и надпись КРЕДИТЫ. СНИЖЕНИЕ СТАВОК! 12% Траст банк. Нанесен логотип Банка Траст, адрес Мурманского филиала Банка и телефон. В нижней части рекламного баннера имеется надпись мелким шрифтом.

Потребителям рекламы, проезжающим по проспекту Героев Североморцев, мимо указанного баннера, т.е. тем, кому предназначена рекламная информация ОАО НБ «Траст», прочесть текст, выполненный мелким шрифтом, не возможно. Данный факт изложен в обращении заявительницы.

Комиссии и понятым, при составлении Акта осмотра рекламной конструкции, не удалось даже с тротуара, стоя рядом с рекламой, прочесть надпись, выполненную мелким шрифтом, что отражено в акте осмотра рекламной конструкции.

Согласно представленным документам, 21.02.2013 г. ООО «Аллен-Медиа» (Агент) и ОАО НБ «Траст» (Принципал) заключили договор № 11-13/ОБ на оказание услуг по рекламно-информационному обслуживанию и Дополнительное соглашение № 16 от 24.01.2014г к Договору№ 11-13/ОБ.

Пунктом 2.3.1 Договора установлено, что ОАО НБ «Траст» предоставляет к размещению рекламные материалы, соответствующие действующему законодательству РФ, включая законодательство о рекламе.

Согласно пункту 1.1 Дополнительного соглашения № 16 Агент осуществляет медиапланирование, подготовку рекламных изображений (постеров) Принципала, монтаж, подготовку к размещению и размещение постеров в феврале 2014г., согласно приложению № 01 к Дополнительному соглашению в городах: (….Мурманск…)

Из приложения № 01 и 02 к дополнительному соглашению № 16 следует, что в феврале 2014г. рекламные постеры «Кредит» ОАО НБ «Траст», размером 3х6м были произведены Агентом и планировались к размещению в г. Мурманске на пр. Героев Североморцев и в Аэропорту «Мурмаши» при въезде на площадь.

Акт оказанных услуг № 00000107 от 05. 02.2014г. по производству рекламно-информационных материалов согласно приложения № 02 к ДС № 16 в г. Мурманске в феврале 2014 г подписан сторонами без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.

Акт оказанных услуг № 00000300 от 28.02.2014г. по размещению и монтажу плакатов товарного знака НБ «Траст» (ОАО ) на объектах наружной рекламы, согласно приложения № 01 к ДС № 16 в г. Мурманске в феврале 2014 г подписан сторонами без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг, что свидетельствует об успешном размещении рекламных баннеров на улицах г. Мурманска .

Представленный ОАО НБ «Траст» макет рекламы полностью соответствует рекламе, которая была представлена заявительницей и рекламе, которую Комиссия в присутствии понятых зафиксировала актами осмотра рекламной конструкции 14.03.2014г.

Реклама содержит изображение Брюса Уилиса и надпись крупным шрифтом: КРЕДИТЫ. СНИЖЕНИЕ СТАВОК! 12% Траст Банк. Нанесен логотип ОАО НБ «Траст», адрес Мурманского филиала Банка: пр. Ленина, 43 и телефон 8152 474830, 8 800 775 7575.WWW.TRUST.RU. Реклама. НБ «Траст» (ОАО). Ген.лиц. ЦБ РФ № 32.79

В нижней части рекламного баннера имеется надпись мелким шрифтом: «Процентная ставка 12% годовых предоставляется по кредитному продукту на неотложные нужды «Время снижать ставки», начиная с 37 месяца пользования кредитом. В период первых 36 месяцев пользования кредитом для начисления процентов применяется ставка 26%, 36% годовых (процентная ставка по кредиту рассчитывается Банком после анализа предоставленных клиентом документов и по итогам оценки рисковых показателей, влияющих на его платежеспособность). Сумма кредита рассчитывается индивидуально: мин.50 000 руб., макс.300 000 руб. Срок кредита: 48 мес. Банк может отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Требования, предъявляемые Банком к заявителю и комплекту документов, уточняйте в отделениях и на сайте Банка www.traust.ru. Информация действительна на 16.01.14.»

Анализ рекламной информации показывает, что привлекательная информация о кредитном продукте НБ «Траст» (ОАО) «КРЕДИТЫ. СНИЖЕНИЕ СТАВОК! 12%» выполнена крупным шрифтом, с целью привлечь посетителей в Банк.

Менее привлекательная, но существенная для потребителя реклама исполнена не читаемым мелким шрифтом.

Лишь прочитав в совокупности всю информацию, изложенную в рекламе, потребитель может понять, что кредит 12% предоставляется лишь при определенных условиях:

- срок кредита 48 месяцев;

- процентная ставка 12% по кредитному продукту предоставляется только с 37 месяца пользования кредитом;

- в течение 36 месяцев пользования кредитом для начисления процентов применяется ставка 26% и 36%.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации ограничено и, следовательно, информация, нанесенная на баннер мелким шрифтом, недоступна для восприятия. Информация о существенных условиях кредита выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий рекламируемого кредита.

В рассматриваемом случае рекламный баннер форматом 3 м на 6 м, установленный на опоре высотой более 3 метров находится в зоне насаждений, что исключает возможность максимального приближения к ней потребителя и полного прочтения мелкого шрифта условий кредитования, что подтверждается актами осмотра рекламной конструкций и фотоснимками.

Совокупность таких особенностей рассматриваемой рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя получить полный текст рекламы.

Не случайно заявительница восприняла единственное условие предоставляемой Банком финансовой услуги - процентная ставка по кредиту12%, т.к. прочесть всю рекламу в целом не предоставляется возможным.

 

Из пункта 28 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" следует, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу придерживаются арбитражные суды: Постановление шестого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014№ 06АП-636/2014 по делу № А73-13385/2013, Постановление ФАС Московского округа № А40-105524/11-72-689 от 08.10.12г., Постановление ФАС Волго-Вятского округа № А-43-17134/2013 от 16.04.2014, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.04.2013 по делу N А33-10052/2012, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.12.2013 N Ф03-6566/2013 по делу N А73-5384/2013.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемом случае в рекламе должны приводиться иные условия договора, при которых применяется упомянутая в рекламе процентная ставка (сумма кредита, срок предоставления денежных средств и др.), а также условия, влияющие на расходы заемщика по кредитному договору, выполненные одинаковым шрифтом.

Размер и способ доведения до потребителей условий кредита в рекламе должны быть такими, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на стоимость кредита, воспринимается потребителями указанным образом.

Закон запрещает умалчивать об определенных существенных условиях, которые влияют на конечную стоимость оказываемой потребителю финансовой услуги, поэтому информация о возможности уточнения непосредственно в организации подробностей о рекламируемой финансовой услуге не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Напротив, недосказанность и сокрытие важной информации вводят в заблуждение потребителей и лишают их в итоге возможности принять правильное для себя решение.

Потребитель должен быть проинформирован обо всех условиях кредита, чтобы четко ориентироваться и понимать, какие последствия для него имеет пользование кредитом с указанной в рекламе процентной ставкой.

Несмотря на формальное наличие в рекламе условий предоставления кредита с процентной ставкой 12%, форма представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями (пешеходами, пассажирами транспорта) и фактически, в рекламе отсутствовали.

Таким образом, рекламная информация ОАО НБ «Траст» не была доведена до потребителей надлежащим образом, а именно - отсутствие в рекламе существенной части информации об условиях предоставления процентной ставки по кредиту 12%, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей о стоимости или цене кредитного продукта, порядке его оплаты и других условиях приобретения кредитного продукта.

Банк разместил рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по вкладу, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламоносителя.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

20.05.2014г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения рекламного законодательства признала рекламу ОАО НБ «Траст», размещенную 27.02.2014, 28.02.2014, 03.03.2014 в виде баннера на рекламной конструкции вдоль проезжей части по улице Героев Североморцев, д.11 г. Мурманск ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 и часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Из письменных объяснений ОАО НБ «Траст» следует, что реклама, размещенная в виде баннера в г. Мурманске по проспекту Героев Североморцев не противоречит действующему законодательству и доведена до потребителя надлежащим образом.

По мнению Банка, рекламная конструкция расположена в г. Мурманске на проспекте Героев Североморцев, 11, вблизи общественной остановки «Шестая комсомольская батарея», поэтому предназначена не только для автомобилистов, проезжающих мимо, но и на ожидающих транспорт и прогуливающихся по тротуару граждан, которые могут прочесть текст рекламы полностью. Банк считает, что реклама читаема, но при движении в быстром потоке транспорта её восприятие затруднено.

По мнению ОАО НБ «Траст» смысл текста рекламы, нанесенный крупным шрифтом «КРЕДИТЫ.СНИЖЕНИЕ СТАВОК!12%» не говорит о предоставлении кредитов под ставку 12%, как указано в заявлении Алсуфьевой Т.Б., а лишь свидетельствует о том, что ставки при предоставлении кредитов снижаются до 12%, что соответствует основному смыслу рекламы. В нижней части рекламного баннера имеется надпись более мелким шрифтом «Процентная ставка 12% годовых начиная с 37 месяца пользования кредитом…». Согласно доводам ОАО НБ «Траст», смысл информации, нанесенный крупным шрифтом, не искажает смысла всей рекламы.

ОАО НБ «Траст» не признает себя нарушившим рекламное законодательство.

ОАО Национальный Банк «Траст» не представило в материалы дела какие-либо пояснения относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению установленных требований законодательства о рекламе.

Рекламодателем является открытое акционерное общество Национальный Банк «Траст» (ИНН 7831001567, КПП 7750011001, ОГРН 1027800000480 инд. 105066, г. Москва, ул Спартаковская, д.5, корпус1).

ОАО НБ «Траст» заключило договор №11-13/ОБ 21.02.2013 и дополнительное соглашение №16 к договору от 24.01.2014г. на оказание услуг по рекламно-информационному обслуживанию, согласовало макет рекламы и оплатило услуги по размещению и монтажу плакатов товарного знака ОАО НБ «Траст» на объектах наружной рекламы в городе Мурманске в феврале 2014 года, в частности на пр. Героев Североморцев,11 вдоль проезжей части.

Нарушение части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе является административным правонарушением и образует диспозицию части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).

В действиях ОАО «НБ Траст» усматривается нарушение части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, законодательства о рекламе, влечет наложение штрафа на юридических лиц от ста до пятисот тысяч рублей.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ, антимонопольным органом не установлено.

При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Рекламодатель инициирует изготовление и размещение рекламы, т.е. заинтересован в появлении рекламы его товаров и услуг и продвижении их на рынке, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе.

В этой связи рекламодатель должен предпринять все меры и выстроить свои взаимоотношения таким образом, чтобы они способствовали соблюдению рекламного законодательства.

Общество не предприняло все возможные меры по недопущению правонарушения и разместило рекламу на пр. Героев Североморцев в г. Мурманске в отсутствии существенной части информации об условиях предоставления процентной ставки по кредиту 12%, что привело к искажению рекламы и способствовало введению в заблуждение потребителей о стоимости или цене кредитного продукта, порядке его оплаты и других условиях приобретения кредитного продукта.

ОАО Национальный Банк «Траст» не представило в материалы дела какие-либо пояснения относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению установленных требований законодательства о рекламе.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права.

Постановление вынесено в отсутствии представителя ОАО «НБ Траст», Общество уведомлено надлежащим образом о рассмотрении дела.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 2.1, 2.4, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 25.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ОАО Национальный Банк «Траст» виновным в совершении нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ наложить на ОАО Национальный Банк «Траст» штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001.

Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКТМО 47 701 000.

Код платежа 16111626000016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе».

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размересуммы неуплаченного штрафа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Постановление

о наложении штрафа по делу № 08-05-14/15

об административном правонарушении

 

07 июля 2014 года                                                                                                          г. Мурманск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 08-05-14/15 возбужденного в отношении открытого акционерного общества Национальный Банк «Траст» (ИНН 7831001567, КПП 7750011001, ОГРН 1027800000480 инд. 105066, г. Москва, ул Спартаковская, д.5, корпус1),

УСТАНОВИЛ:

В адрес приемной Президента Российской Федерации В.В. Путина в Мурманской области обратилась гражданка <...> по вопросу распространения недостоверной рекламы ОАО Национальный Банк «Траст» (далее по тексту - ОАО НБ «Траст», Банк) 27.02.2014, 28.02.2014, 03.03.2014 в виде баннера в городе Мурманск, пр. Героев Североморцев, следующего содержания: «Кредиты. Снижение ставок! 12% Траст банк».

Из заявления следует, что указанная в рекламе небольшая процентная ставка по кредиту 12% очень привлекла заявительницу.

При обращении в Мурманский филиал ОАО НБ «Траст» оператор ответил <...>, что банк не предоставляет кредиты под 12% годовых.

По мнению заявительницы, ОАО НБ «Траст» выбрал недобросовестный ход по привлечению клиентов в свой банк, разместив в рекламе привлекательный кредитный процент 12% годовых, который на самом деле не представляет клиентам.

Заявительница считает, что ОАО НБ «Траст» нарушил Федеральный Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), т.к. реклама ввела её в заблуждение.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (п.4ч.3ст.5 Закона о рекламе).

Кроме того, заявительница указала в обращении, что полностью условия предоставления кредита невозможно прочесть, проезжая в машине, т.к. в рекламе они выполнены мелким не читаемым шрифтом.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера, предназначена для неопределенного круга лиц (установлена на проспекте Героев Североморцев города Мурманска); преследует цели информирования о Национальном Банке Траст, а также формирует интерес к предложенной кредитной ставке 12%, реализуемой ОАО НБ «Траст», привлекательная процентная ставка по кредиту побуждает посетить Банк, призывая: «СНИЖЕНИЕ СТАВОК! 12%».

Объектами рекламирования являются:

- ОАО «НБ Траст»;

- процентная ставка по кредиту 12%

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. В рассматриваемом случае это участники дорожного движения (пешеходы, водители и пассажиры).

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации участниками дорожного движения являются водители, пассажиры транспортного средства и пешеходы.

14.03.2014г. в ходе выездного мероприятия специалистами УФАС по Мурманской области проведен осмотр и фиксация рекламных конструкции в г. Мурманск, пр. Героев Североморцев, 11, и пр. Кольский, 158, в присутствии понятых составлены акты осмотра рекламных конструкций.

В результате осмотра подтвержден факт наличия рекламной конструкции, высотой около 6 метров, содержащей рекламное полотно примерно 18м.кв. в г. Мурманске на проспекте Героев Североморцев, 11, вблизи общественной остановки «Шестая комсомольская батарея», в зоне насаждений по стороне тротуара. Рекламное полотно направлено на участников дорожного движения, движущихся по направлению к центру города.

Рекламный баннер содержит изображение Брюса Уилиса и надпись КРЕДИТЫ. СНИЖЕНИЕ СТАВОК! 12% Траст банк. Нанесен логотип Банка Траст, адрес Мурманского филиала Банка и телефон. В нижней части рекламного баннера имеется надпись мелким шрифтом.

Потребителям рекламы, проезжающим по проспекту Героев Североморцев, мимо указанного баннера, т.е. тем, кому предназначена рекламная информация ОАО НБ «Траст», прочесть текст, выполненный мелким шрифтом, не возможно. Данный факт изложен в обращении заявительницы.

Комиссии и понятым, при составлении Акта осмотра рекламной конструкции, не удалось даже с тротуара, стоя рядом с рекламой, прочесть надпись, выполненную мелким шрифтом, что отражено в акте осмотра рекламной конструкции.

Согласно представленным документам, 21.02.2013 г. ООО «Аллен-Медиа» (Агент) и ОАО НБ «Траст» (Принципал) заключили договор № 11-13/ОБ на оказание услуг по рекламно-информационному обслуживанию и Дополнительное соглашение № 16 от 24.01.2014г к Договору№ 11-13/ОБ.

Пунктом 2.3.1 Договора установлено, что ОАО НБ «Траст» предоставляет к размещению рекламные материалы, соответствующие действующему законодательству РФ, включая законодательство о рекламе.

Согласно пункту 1.1 Дополнительного соглашения № 16 Агент осуществляет медиапланирование, подготовку рекламных изображений (постеров) Принципала, монтаж, подготовку к размещению и размещение постеров в феврале 2014г., согласно приложению № 01 к Дополнительному соглашению в городах: (….Мурманск…)

Из приложения № 01 и 02 к дополнительному соглашению № 16 следует, что в феврале 2014г. рекламные постеры «Кредит» ОАО НБ «Траст», размером 3х6м были произведены Агентом и планировались к размещению в г. Мурманске на пр. Героев Североморцев и в Аэропорту «Мурмаши» при въезде на площадь.

Акт оказанных услуг № 00000107 от 05. 02.2014г. по производству рекламно-информационных материалов согласно приложения № 02 к ДС № 16 в г. Мурманске в феврале 2014 г подписан сторонами без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.

Акт оказанных услуг № 00000300 от 28.02.2014г. по размещению и монтажу плакатов товарного знака НБ «Траст» (ОАО ) на объектах наружной рекламы, согласно приложения № 01 к ДС № 16 в г. Мурманске в феврале 2014 г подписан сторонами без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг, что свидетельствует об успешном размещении рекламных баннеров на улицах г. Мурманска .

Представленный ОАО НБ «Траст» макет рекламы полностью соответствует рекламе, которая была представлена заявительницей и рекламе, которую Комиссия в присутствии понятых зафиксировала актами осмотра рекламной конструкции 14.03.2014г.

Реклама содержит изображение Брюса Уилиса и надпись крупным шрифтом: КРЕДИТЫ. СНИЖЕНИЕ СТАВОК! 12% Траст Банк. Нанесен логотип ОАО НБ «Траст», адрес Мурманского филиала Банка: пр. Ленина, 43 и телефон 8152 474830, 8 800 775 7575.WWW.TRUST.RU. Реклама. НБ «Траст» (ОАО). Ген.лиц. ЦБ РФ № 32.79

В нижней части рекламного баннера имеется надпись мелким шрифтом: «Процентная ставка 12% годовых предоставляется по кредитному продукту на неотложные нужды «Время снижать ставки», начиная с 37 месяца пользования кредитом. В период первых 36 месяцев пользования кредитом для начисления процентов применяется ставка 26%, 36% годовых (процентная ставка по кредиту рассчитывается Банком после анализа предоставленных клиентом документов и по итогам оценки рисковых показателей, влияющих на его платежеспособность). Сумма кредита рассчитывается индивидуально: мин.50 000 руб., макс.300 000 руб. Срок кредита: 48 мес. Банк может отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Требования, предъявляемые Банком к заявителю и комплекту документов, уточняйте в отделениях и на сайте Банка www.traust.ru. Информация действительна на 16.01.14.»

Анализ рекламной информации показывает, что привлекательная информация о кредитном продукте НБ «Траст» (ОАО) «КРЕДИТЫ. СНИЖЕНИЕ СТАВОК! 12%» выполнена крупным шрифтом, с целью привлечь посетителей в Банк.

Менее привлекательная, но существенная для потребителя реклама исполнена не читаемым мелким шрифтом.

Лишь прочитав в совокупности всю информацию, изложенную в рекламе, потребитель может понять, что кредит 12% предоставляется лишь при определенных условиях:

- срок кредита 48 месяцев;

- процентная ставка 12% по кредитному продукту предоставляется только с 37 месяца пользования кредитом;

- в течение 36 месяцев пользования кредитом для начисления процентов применяется ставка 26% и 36%.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации ограничено и, следовательно, информация, нанесенная на баннер мелким шрифтом, недоступна для восприятия. Информация о существенных условиях кредита выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий рекламируемого кредита.

В рассматриваемом случае рекламный баннер форматом 3 м на 6 м, установленный на опоре высотой более 3 метров находится в зоне насаждений, что исключает возможность максимального приближения к ней потребителя и полного прочтения мелкого шрифта условий кредитования, что подтверждается актами осмотра рекламной конструкций и фотоснимками.

Совокупность таких особенностей рассматриваемой рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя получить полный текст рекламы.

Не случайно заявительница восприняла единственное условие предоставляемой Банком финансовой услуги - процентная ставка по кредиту12%, т.к. прочесть всю рекламу в целом не предоставляется возможным.

 

Из пункта 28 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" следует, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу придерживаются арбитражные суды: Постановление шестого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014№ 06АП-636/2014 по делу № А73-13385/2013, Постановление ФАС Московского округа № А40-105524/11-72-689 от 08.10.12г., Постановление ФАС Волго-Вятского округа № А-43-17134/2013 от 16.04.2014, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.04.2013 по делу N А33-10052/2012, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.12.2013 N Ф03-6566/2013 по делу N А73-5384/2013.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемом случае в рекламе должны приводиться иные условия договора, при которых применяется упомянутая в рекламе процентная ставка (сумма кредита, срок предоставления денежных средств и др.), а также условия, влияющие на расходы заемщика по кредитному договору, выполненные одинаковым шрифтом.

Размер и способ доведения до потребителей условий кредита в рекламе должны быть такими, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на стоимость кредита, воспринимается потребителями указанным образом.

Закон запрещает умалчивать об определенных существенных условиях, которые влияют на конечную стоимость оказываемой потребителю финансовой услуги, поэтому информация о возможности уточнения непосредственно в организации подробностей о рекламируемой финансовой услуге не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Напротив, недосказанность и сокрытие важной информации вводят в заблуждение потребителей и лишают их в итоге возможности принять правильное для себя решение.

Потребитель должен быть проинформирован обо всех условиях кредита, чтобы четко ориентироваться и понимать, какие последствия для него имеет пользование кредитом с указанной в рекламе процентной ставкой.

Несмотря на формальное наличие в рекламе условий предоставления кредита с процентной ставкой 12%, форма представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями (пешеходами, пассажирами транспорта) и фактически, в рекламе отсутствовали.

Таким образом, рекламная информация ОАО НБ «Траст» не была доведена до потребителей надлежащим образом, а именно - отсутствие в рекламе существенной части информации об условиях предоставления процентной ставки по кредиту 12%, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей о стоимости или цене кредитного продукта, порядке его оплаты и других условиях приобретения кредитного продукта.

Банк разместил рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по вкладу, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламоносителя.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

20.05.2014г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения рекламного законодательства признала рекламу ОАО НБ «Траст», размещенную 27.02.2014, 28.02.2014, 03.03.2014 в виде баннера на рекламной конструкции вдоль проезжей части по улице Героев Североморцев, д.11 г. Мурманск ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 и часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Из письменных объяснений ОАО НБ «Траст» следует, что реклама, размещенная в виде баннера в г. Мурманске по проспекту Героев Североморцев не противоречит действующему законодательству и доведена до потребителя надлежащим образом.

По мнению Банка, рекламная конструкция расположена в г. Мурманске на проспекте Героев Североморцев, 11, вблизи общественной остановки «Шестая комсомольская батарея», поэтому предназначена не только для автомобилистов, проезжающих мимо, но и на ожидающих транспорт и прогуливающихся по тротуару граждан, которые могут прочесть текст рекламы полностью. Банк считает, что реклама читаема, но при движении в быстром потоке транспорта её восприятие затруднено.

По мнению ОАО НБ «Траст» смысл текста рекламы, нанесенный крупным шрифтом «КРЕДИТЫ.СНИЖЕНИЕ СТАВОК!12%» не говорит о предоставлении кредитов под ставку 12%, как указано в заявлении Алсуфьевой Т.Б., а лишь свидетельствует о том, что ставки при предоставлении кредитов снижаются до 12%, что соответствует основному смыслу рекламы. В нижней части рекламного баннера имеется надпись более мелким шрифтом «Процентная ставка 12% годовых начиная с 37 месяца пользования кредитом…». Согласно доводам ОАО НБ «Траст», смысл информации, нанесенный крупным шрифтом, не искажает смысла всей рекламы.

ОАО НБ «Траст» не признает себя нарушившим рекламное законодательство.

ОАО Национальный Банк «Траст» не представило в материалы дела какие-либо пояснения относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению установленных требований законодательства о рекламе.

Рекламодателем является открытое акционерное общество Национальный Банк «Траст» (ИНН 7831001567, КПП 7750011001, ОГРН 1027800000480 инд. 105066, г. Москва, ул Спартаковская, д.5, корпус1).

ОАО НБ «Траст» заключило договор №11-13/ОБ 21.02.2013 и дополнительное соглашение №16 к договору от 24.01.2014г. на оказание услуг по рекламно-информационному обслуживанию, согласовало макет рекламы и оплатило услуги по размещению и монтажу плакатов товарного знака ОАО НБ «Траст» на объектах наружной рекламы в городе Мурманске в феврале 2014 года, в частности на пр. Героев Североморцев,11 вдоль проезжей части.

Нарушение части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе является административным правонарушением и образует диспозицию части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).

В действиях ОАО «НБ Траст» усматривается нарушение части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, законодательства о рекламе, влечет наложение штрафа на юридических лиц от ста до пятисот тысяч рублей.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ, антимонопольным органом не установлено.

При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Рекламодатель инициирует изготовление и размещение рекламы, т.е. заинтересован в появлении рекламы его товаров и услуг и продвижении их на рынке, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе.

В этой связи рекламодатель должен предпринять все меры и выстроить свои взаимоотношения таким образом, чтобы они способствовали соблюдению рекламного законодательства.

Общество не предприняло все возможные меры по недопущению правонарушения и разместило рекламу на пр. Героев Североморцев в г. Мурманске в отсутствии существенной части информации об условиях предоставления процентной ставки по кредиту 12%, что привело к искажению рекламы и способствовало введению в заблуждение потребителей о стоимости или цене кредитного продукта, порядке его оплаты и других условиях приобретения кредитного продукта.

ОАО Национальный Банк «Траст» не представило в материалы дела какие-либо пояснения относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению установленных требований законодательства о рекламе.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права.

Постановление вынесено в отсутствии представителя ОАО «НБ Траст», Общество уведомлено надлежащим образом о рассмотрении дела.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 2.1, 2.4, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 25.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ОАО Национальный Банк «Траст» виновным в совершении нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ наложить на ОАО Национальный Банк «Траст» штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001.

Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКТМО 47 701 000.

Код платежа 16111626000016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе».

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размересуммы неуплаченного штрафа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 08-05-14/15 [format] => [safe_value] => № 08-05-14/15 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-09 07:55:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-07 07:55:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1405497451 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )