Решение и предписание по делу № 42 в отношении МУП "Услуги ЖКХ"

Номер дела: № 42
Дата публикации: 25 ноября 2011, 01:00

Р Е Ш Е Н И Е по делу №42 о нарушении антимонопольного законодательства

                                                                                                                                          г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «10» ноября 2011г.                    

В полном объеме решение изготовлено «24» ноября 2011г.

 

  Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – исполняющего обязанности руководителя управления Поповой И.Н., членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Басавиной О.А., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Рединой Е.Н., специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти Ивановой Е.А., рассмотрев дело №42 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при участии представителей МУП «Услуги ЖКХ» по доверенности -  экономиста 2 кат. МУП «Услуги ЖКХ» <М…>, инженера ПТО МУП «Услуги ЖКХ» <Н…>,

 

УСТАНОВИЛА:

В Мурманское УФАС России от Председателя Совета Зеленоборского рыбкоопа <В…>  поступило заявление в отношении МУП «Услуги ЖКХ» по вопросу применения Предприятием различных тарифов на одни и те же услуги в отношении различных потребителей.

Как следует из указанного заявления, МУП «Услуги ЖКХ», являясь единственным предприятием, осуществляющим доставку питьевой воды автомашиной в н.п. Лесозаводский Кандалакшского района, устанавливает в отношении своих потребителей различные тарифы на данную услугу. При этом тариф, применяемый МУП «Услуги ЖКХ» в отношении Зеленоборского рыбкоопа, в некоторых случаях превышает тариф, установленный за аналогичную услугу доставки питьевой воды для прочих потребителей. По мнению Председателя Совета Зеленоборского рыбкоопа, такой подход Предприятия к вопросу применения тарифов на свои услуги ущемляет интересы Зеленоборского рыбкоопа и создаёт для него дискриминационные условия деятельности.     

 

В связи с поступившим заявлением Управлением был исследован соответствующий товарный рынок на предмет установления положения на нём МУП «Услуги ЖКХ».

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменён другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар/услуги, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Исходя из понятия, содержащегося в указанной норме, был определён товарный рынок, на котором имело место злоупотребление доминирующим положением МУП «Услуги ЖКХ» (его продуктовые и географические границы). Продуктовые границы исследуемого товарного рынка были определены как услуги по доставке питьевой воды потребителям автомашиной.

Учитывая местонахождение потребителей услуг по доставке питьевой воды, а следовательно, возможность и целесообразность их приобретения, географические границы исследуемого товарного рынка определены как территория н.п. Лесозаводский. Временной интервал исследования рынка – 1, 2 полугодие 2010 года и 1 полугодие 2011 года.

В результате исследования рынка услуг по доставке питьевой воды автомашиной потребителям, расположенным в н.п. Лесозаводский (см. Аналитический отчёт от 19.10.2011г.) установлено, что на территории н.п. Лесозаводский в течение всего определённого в целях исследования временного периода услуги по доставке питьевой воды оказывал единственный хозяйствующий субъект – МУП «Услуги ЖКХ». На данный хозяйствующий субъект приходится 100% объёма реализованных на территории н.п. Лесозаводский услуг по доставке питьевой воды

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара превышает 50%.

Таким образом, учитывая изложенное, МУП «Услуги ЖКХ» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по доставке питьевой воды автомашиной для потребителей, расположенных в н.п. Лесозаводский, с долей 100%.

 

При рассмотрении дела МУП «Услуги ЖКХ» был представлен «реестр договоров на подвозку питьевой воды автоцистерной на 2011 год», содержащий сведения о применяемых в отношении контрагентов тарифах:

 

п/п

Наименование контрагента

Реквизиты  договора

Тариф за доставку 1 литра питьевой воды

 

1

МУК СДК «Дружба»

 

 

№151 от 01.01.2011г.

0,21 руб.

2

МДОУ «Детский сад №34»

№152 от 01.01.2011г.

0,21 руб.

3

МОУ СОШ №12

№158 от 01.01.2011г.

0,21 руб.

4

ГУ «Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

 

№150 от 01.01.2011г.

 

1,52 руб.

5

ГОУ «Кандалакшское подразделение ГПС Мурманской области»

№154 от 01.01.2011г.

4,97 руб.

6

МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» (ФАП н.п. Лесозаводский)

№159 от 01.01.2011г.

2,39 руб.

7

Зеленоборский рыбкооп

№153 от 01.01.2011г.

В соответствии с договором №153 от 01.01.2011г. - 4,58 руб. В соответствии с соглашением по установлению тарифов на услуги от 25.04.2011 – 4,38 руб.

 

Таким образом, при оказании услуг по доставке питьевой воды МУП «Услуги ЖКХ» устанавливает для своих потребителей различные тарифы в диапазоне от 0,21 руб. до 4,97 рублей за доставку 1 литра питьевой воды.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

 

Согласно представленным пояснениям, применяемые МУП «Услуги ЖКХ» тарифы на услуги по доставке питьевой воды за 1 литр закреплены  отдельно с каждым потребителем путём заключения договора. Величина тарифа в каждом конкретном случае рассчитывается МУП «Услуги ЖКХ» путём калькуляции всех затрат, связанных с оказанием услуг.

В качестве обоснования применяемых тарифов МУП «Услуги ЖКХ» были представлены расшифровки тарифов /калькуляции затрат на оказание услуг по доставке питьевой воды автомашиной в отношении указанных выше потребителей (см. таблицу).

В некоторых случаях, расшифровка тарифа/ калькуляция затрат на оказание услуг по доставке питьевой воды автомашиной оформлена в отношении одного потребителя, а в некоторых – в отношении группы потребителей (учтены суммарные затраты). Как указал представитель МУП «Услуги ЖКХ», это связано с тем, что объекты некоторых потребителей территориально расположены в непосредственной близости друг от друга и исходя из целесообразности обслуживаются одновременно по единому графику (в определённые дни). Согласно объяснениям представителя МУП «Услуги ЖКХ», применяемая в отношении потребителя цена за услугу доставки питьевой воды зависит от удалённости объектов потребителя от места забора воды, что отражается в затратах на топливо, на заработную плату водителя и, соответственно, на отчислениях на социальные нужды. 

В отношении потребителей МУК СДК «Дружба», МДОУ «Детский сад №34», МОУ СОШ №12 был представлен единый расчёт цены услуги по доставке питьевой воды, в котором затраты на оказание данной услуги суммированы по всем указанным потребителям. В отношении каждого из указанных потребителей, как закреплено в представленных договорах на оказание услуг, установлен тариф на услугу доставки питьевой воды в размере 0,21 руб.

В перечень затрат на оказание данной услуги включены:

1)заработная плата персонала в размере 1487,88руб. Представлен расчёт: 18 час. в месяц (1 рейс-1,5 часа, совершается 3 рейса в неделю) * 82,66 руб. (при этом, из представленного расчёта стоимости 1 часа работы водителя следует, что она составляет 81,66 руб.) = 1487,88 руб. Документы, подтверждающие, что продолжительность одного рейса по доставке воды вышеназванным потребителям составляет 1,5 часа (маршрутные листы) не представлены;

2)отчисления на социальные нужды в размере 508,85 руб. (составляет 34,2% от затрат на заработную плату);

3)затраты на топливо в размере 4854,63 руб. Представлен расчёт: 156,601л *31,00 руб.= 4854,63 руб. (при условии, что 1 рейс – 49,43 км выполняется 12 раз в месяц). Документы, подтверждающие указанные в расчёте сведения о протяжённости 1 рейса в км при обслуживании данных потребителей (маршрутные листы) представлены не были.

4)общехозяйственные расходы в размере 922,49 руб. (62% от заработной платы производственного персонала);

5)применена рентабельность в размере 10% от величины указанных выше затрат.

В отношении ГУ «Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в соответствии с договором №150 от 01.01.2011г. на оказание услуг по подвозке питьевой воды применяется тариф 1,52 руб. за 1 литр воды. В материалах дела имеется расчёт цены на услугу доставки питьевой воды указанному потребителю, который включает: 1) затраты МУП «Услуги ЖКХ» на заработную плату водителя в размере 1322,56 руб. исходя из расчёта: 16 час. в месяц (1 рейс-4 часа, совершается 1 рейс в неделю) * 82,66 руб. = 1322,56 руб. Документы, подтверждающие, что продолжительность одного рейса по доставке воды потребителю составляет 4 часа (маршрутные листы или иное) не представлены; 2)отчисления на социальные нужды в размере 452,32 руб. (составляет 34,2% от затрат на заработную плату); 3) затраты на топливо в размере 1205,13 руб. Представлен расчёт: 38,875 л *31,00 руб.= 1205,13 руб. (при условии, что 1 рейс – 36,81 км выполняется 4 раза в месяц). Документы, подтверждающие указанные в расчёте сведения о протяжённости 1 рейса в км при обслуживании данного потребителя (маршрутные листы) представлены не были. 4) общехозяйственные расходы в размере 819,99 руб. (62% от заработной платы производственного персонала); 5) применена рентабельность в размере 20% от величины указанных выше затрат. Обоснование применения при расчёте цены за услугу доставки воды увеличенного, в сравнении с другими потребителями, уровня рентабельности не представлено.

Тариф за услугу по доставке питьевой воды, применяемый в отношении
ГОУ «Кандалакшское подразделение ГПС Мурманской области», согласно представленным документам составил 4,97 руб. за 1 литр. В качестве обоснования цены услуги была представлена расшифровка затрат (калькуляция), включающая следующие затраты: 1)заработная плата водителя в размере 991,92 руб. Представлен расчёт: 12 часов в месяц (при условии, что 1 рейс – 1,5 часа, совершается 2 рейса в неделю) * 82,66 руб. = 991,92 руб. Документы, подтверждающие, что продолжительность одного рейса по доставке воды потребителю составляет 1,5 часа (маршрутные листы или иное) не представлены; 2) отчисления на социальные нужды в размере 339,24 руб. (составляет 34,2% от затрат на заработную плату); 3)затраты на топливо в размере 1709,60 руб. Представлен расчёт: 55,148 л *31,00 руб.= 1709,60 руб. (при условии, что 1 рейс – 26,11 км выполняется 8 раз в месяц). Документы, подтверждающие указанные в расчёте сведения о протяжённости 1 рейса в км при обслуживании данного потребителя (маршрутные листы) представлены не были.; 4) общехозяйственные расходы в размере 614,99 руб. (62% от заработной платы производственного персонала); 5)применена рентабельность в размере 10% от величины указанных выше затрат.

Для МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» (ФАП н.п. Лесозаводский) тариф на услугу по доставке питьевой воды установлен в размере 2,39 руб. за 1 литр воды. В материалах дела имеется расчёт цены на услугу доставки питьевой воды указанному потребителю, который включает:

1) затраты МУП «Услуги ЖКХ» на заработную плату водителя в размере 495,96 руб. исходя из расчёта: 6 час. в месяц (1 рейс-0,5 часа, совершается 3 рейса в неделю) * 82,66 руб. = 495,96 руб. Документы, подтверждающие, что продолжительность одного рейса по доставке воды потребителю составляет 0,5 часа (маршрутные листы или иное) не представлены;

2)отчисления на социальные нужды в размере 169,62 руб. (составляет 34,2% от затрат на заработную плату);

3) затраты на топливо в размере 973,08 руб. Представлен расчёт: 31,39 л *31,00 руб.= 973,08 руб. (при условии, что 1 рейс – 9,91 км выполняется 12 раза в месяц). Документы, подтверждающие указанные в расчёте сведения о протяжённости 1 рейса в км при обслуживании данного потребителя (маршрутные листы) представлены не были.

4) общехозяйственные расходы в размере 307,50 руб. (62% от заработной платы производственного персонала);

5) в представленном расчёте размер рентабельности определён как 10% от величины 1435,24 руб. (т.е. 143,52 руб.). Однако как видно из расчёта, при определении суммы затрат на оказание услуги по доставке воды МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» (заработная плата + отчисления на социальные нужды + топливо + общехозяйственные расходы) была допущена ошибка. Сумма перечисленных затрат составляет 1946,16 рублей, а не 1435,24 рублей как указано в представленном расчёте тарифа. Учитывая это, размер рентабельности может составлять 194,62 руб. (10% от суммы затрат 1946,16 руб.), но не 143,52 руб.

Таким образом, учитывая применяемый МУП «Услуги ЖКХ» метод определения размера тарифа на услуги по доставке питьевой воды, тариф, применяемый в отношении потребителя МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» может составлять 3,24 рубля за 1 литр, а не 2,39 руб. как указано в представленном в ходе рассмотрения дела расчёте и закреплено в договоре №159 от 01.01.2011г. Каких-либо сведений о применении в отношении указанного потребителя скидки, снижения тарифа в ходе рассмотрения дела не представлено. Учитывая изложенное, представленный расчёт не может рассматриваться как обоснование установления и применения в отношении потребителя МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» тарифа на услугу по доставке питьевой воды в размере 2,39 руб.

Как следует из представленных материалов дела, согласно договору №153 от 01.01.2011г. в отношении Зеленоборского рыбкоопа (магазин №11 н.п. Лесозаводский) был установлен тариф на услугу по доставке питьевой воды в размере 4,58 руб. В соответствии с Соглашением по установлению тарифов на услуги, предоставляемые МУП «Услуги ЖКХ» Зеленоборскому рыбкоопу от 25.04.2011г. тариф на оказание услуг по доставке питьевой воды был снижен до 4,38 руб. за 1 литр воды. Согласно пояснениям представителя МУП «Услуги ЖКХ» в отношении Зеленоборского рыбкоопа цена на услугу по доставке питьевой воды была снижена по просьбе потребителя за счёт снижения рентабельности по данному виду работ.

Согласно представленной в материалы дела калькуляции затрат на доставку питьевой воды Зеленоборскому рыбкоопу, в перечень затрат МУП «Услуги «ЖКХ» включены следующие:

1)заработная плата (3942,36 руб.);

2)отчисления на социальные нужды (1348,29 руб. – 34,2% от затрат на заработную плату);

3)топливо (1777,64 руб.);

4)электроэнергия (400,73 руб.);

5)амортизация (153,12 руб.);

6)текущий ремонт (670,20 руб.);

7)охрана труда (197,12 руб.);

8)прочие прямые расходы (хлорирование воды, содержание колодца, лабораторные исследования воды из водовозной машины и колодца) – 1168,17 руб.;

9)общехозяйственные расходы составляют 2956,77 руб. – 75% от заработной платы. Пояснения о причинах применения при расчёте тарифа в отношении Зеленоборского рыбкоопа увеличенного по сравнению с прочими потребителями размера общехозяйственных расходов (общехозяйственные расходы при расчёте тарифа для них составляют 62% от заработной платы персонала) не представлены;

10) применена рентабельность в размере 25% от величины указанных выше затрат. Обоснование применения при расчёте тарифа за услугу по доставке питьевой воды в отношении Зеленоборского рыбкоопа увеличенного, в сравнении с другими потребителями, уровня рентабельности не представлено.

Кроме того, как следует из имеющейся в материалах дела калькуляции затрат на услуги по доставке питьевой воды для Зеленоборского рыбкоопа, обосновывающей величину тарифа в размере 4,58 руб., установленного изначально по договору №153 от 01.01.2011г., размер рентабельности составлял также 25% от суммы всех затрат на оказание услуги. Таким образом, объяснения представителя МУП «Услуги ЖКХ» о снижении применяемого в отношении Зеленоборского рыбкоопа тарифа на услугу по доставке питьевой воды за счёт снижения рентабельности по данному виду работ не соответствуют действительности.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что состав затрат, учитываемых при расчёте тарифа на услугу по доставке питьевой воды в отношении Зеленоборского рыбкоопа существенно отличается от состава затрат, указанных в представленных расчётах по установлению тарифа за аналогичную услугу в отношении прочих указанных выше потребителей МУП «Услуги ЖКХ» (см. таблицу). Обоснование исключения из расчёта тарифа на услугу по доставке питьевой воды в отношении прочих потребителей Предприятия таких затрат, как «электроэнергия», «амортизация», «текущий ремонт», «охрана труда», «прочие прямые расходы (хлорирование воды, содержание колодца, лабораторные исследования воды из водовозной машины и колодца)» и пояснения о том, каким образом при этом осуществляется перераспределение указанных затрат, Комиссии в ходе рассмотрения дела представлены не были.

Также не были представлены затребованные в ходе рассмотрения дела (определение от 21.09.2011г., исх. №05-03/42-5300 от 23.09.2011)  расчёты величины затрат по статье «заработная плата» и «топливо», необходимые для определения экономической обоснованности включения указанных затрат при расчете тарифа для Зеленоборского рыбкоопа.

 

Учитывая изложенное, Комиссия не может принять представленные МУП «Услуги ЖКХ» в ходе рассмотрения дела расчёты тарифов как достаточно обоснованные, являющиеся основанием для установления в отношении своих потребителей различных тарифов на услуги по доставке питьевой воды автомашиной в диапазоне от 0,21 руб. до 4,97 рублей за доставку 1 литра питьевой воды.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела, Комиссия приходит к выводу о наличии факта необоснованного установления МУП «Услуги ЖКХ» различных тарифов на услуги по доставке питьевой воды.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г.п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении различных тарифов на услуги вывоза и размещения мусора, оказываемых потребителям.

2. Выдать МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г.п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:                          И.Н. Попова

Члены  Комиссии:                    О.А. Басавина, П.Г. Дворецкий,    Е.А. Иванова                               

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.      

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 42

 

24 ноября  2011 г.                                                                                                        г. Мурманск

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – исполняющего обязанности руководителя управления Поповой И.Н., членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Басавиной О.А., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Рединой Е.Н., специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти Ивановой Е.А., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 24 ноября 2011 года по делу № 42 о нарушении МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г. п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г.п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) прекратить необоснованное установление для потребителей различных тарифов  на услугу доставки питьевой воды.

2. МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г.п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) сообщить в адрес Мурманского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 31.12.2011г.

 

Председатель Комиссии:                                          И.Н. Попова

Члены  Комиссии:                                 О.А. Басавина, Е.Н. Редина, Е.А. Иванова                                 

 

 

     Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6876 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 42 в отношении МУП "Услуги ЖКХ" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6876 [type] => solution [language] => ru [created] => 1325072006 [changed] => 1370520111 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370520111 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е по делу №42 о нарушении антимонопольного законодательства

                                                                                                                                          г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «10» ноября 2011г.                    

В полном объеме решение изготовлено «24» ноября 2011г.

 

  Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – исполняющего обязанности руководителя управления Поповой И.Н., членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Басавиной О.А., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Рединой Е.Н., специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти Ивановой Е.А., рассмотрев дело №42 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при участии представителей МУП «Услуги ЖКХ» по доверенности -  экономиста 2 кат. МУП «Услуги ЖКХ» <М…>, инженера ПТО МУП «Услуги ЖКХ» <Н…>,

 

УСТАНОВИЛА:

В Мурманское УФАС России от Председателя Совета Зеленоборского рыбкоопа <В…>  поступило заявление в отношении МУП «Услуги ЖКХ» по вопросу применения Предприятием различных тарифов на одни и те же услуги в отношении различных потребителей.

Как следует из указанного заявления, МУП «Услуги ЖКХ», являясь единственным предприятием, осуществляющим доставку питьевой воды автомашиной в н.п. Лесозаводский Кандалакшского района, устанавливает в отношении своих потребителей различные тарифы на данную услугу. При этом тариф, применяемый МУП «Услуги ЖКХ» в отношении Зеленоборского рыбкоопа, в некоторых случаях превышает тариф, установленный за аналогичную услугу доставки питьевой воды для прочих потребителей. По мнению Председателя Совета Зеленоборского рыбкоопа, такой подход Предприятия к вопросу применения тарифов на свои услуги ущемляет интересы Зеленоборского рыбкоопа и создаёт для него дискриминационные условия деятельности.     

 

В связи с поступившим заявлением Управлением был исследован соответствующий товарный рынок на предмет установления положения на нём МУП «Услуги ЖКХ».

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменён другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар/услуги, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Исходя из понятия, содержащегося в указанной норме, был определён товарный рынок, на котором имело место злоупотребление доминирующим положением МУП «Услуги ЖКХ» (его продуктовые и географические границы). Продуктовые границы исследуемого товарного рынка были определены как услуги по доставке питьевой воды потребителям автомашиной.

Учитывая местонахождение потребителей услуг по доставке питьевой воды, а следовательно, возможность и целесообразность их приобретения, географические границы исследуемого товарного рынка определены как территория н.п. Лесозаводский. Временной интервал исследования рынка – 1, 2 полугодие 2010 года и 1 полугодие 2011 года.

В результате исследования рынка услуг по доставке питьевой воды автомашиной потребителям, расположенным в н.п. Лесозаводский (см. Аналитический отчёт от 19.10.2011г.) установлено, что на территории н.п. Лесозаводский в течение всего определённого в целях исследования временного периода услуги по доставке питьевой воды оказывал единственный хозяйствующий субъект – МУП «Услуги ЖКХ». На данный хозяйствующий субъект приходится 100% объёма реализованных на территории н.п. Лесозаводский услуг по доставке питьевой воды

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара превышает 50%.

Таким образом, учитывая изложенное, МУП «Услуги ЖКХ» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по доставке питьевой воды автомашиной для потребителей, расположенных в н.п. Лесозаводский, с долей 100%.

 

При рассмотрении дела МУП «Услуги ЖКХ» был представлен «реестр договоров на подвозку питьевой воды автоцистерной на 2011 год», содержащий сведения о применяемых в отношении контрагентов тарифах:

 

п/п

Наименование контрагента

Реквизиты  договора

Тариф за доставку 1 литра питьевой воды

 

1

МУК СДК «Дружба»

 

 

№151 от 01.01.2011г.

0,21 руб.

2

МДОУ «Детский сад №34»

№152 от 01.01.2011г.

0,21 руб.

3

МОУ СОШ №12

№158 от 01.01.2011г.

0,21 руб.

4

ГУ «Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

 

№150 от 01.01.2011г.

 

1,52 руб.

5

ГОУ «Кандалакшское подразделение ГПС Мурманской области»

№154 от 01.01.2011г.

4,97 руб.

6

МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» (ФАП н.п. Лесозаводский)

№159 от 01.01.2011г.

2,39 руб.

7

Зеленоборский рыбкооп

№153 от 01.01.2011г.

В соответствии с договором №153 от 01.01.2011г. - 4,58 руб. В соответствии с соглашением по установлению тарифов на услуги от 25.04.2011 – 4,38 руб.

 

Таким образом, при оказании услуг по доставке питьевой воды МУП «Услуги ЖКХ» устанавливает для своих потребителей различные тарифы в диапазоне от 0,21 руб. до 4,97 рублей за доставку 1 литра питьевой воды.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

 

Согласно представленным пояснениям, применяемые МУП «Услуги ЖКХ» тарифы на услуги по доставке питьевой воды за 1 литр закреплены  отдельно с каждым потребителем путём заключения договора. Величина тарифа в каждом конкретном случае рассчитывается МУП «Услуги ЖКХ» путём калькуляции всех затрат, связанных с оказанием услуг.

В качестве обоснования применяемых тарифов МУП «Услуги ЖКХ» были представлены расшифровки тарифов /калькуляции затрат на оказание услуг по доставке питьевой воды автомашиной в отношении указанных выше потребителей (см. таблицу).

В некоторых случаях, расшифровка тарифа/ калькуляция затрат на оказание услуг по доставке питьевой воды автомашиной оформлена в отношении одного потребителя, а в некоторых – в отношении группы потребителей (учтены суммарные затраты). Как указал представитель МУП «Услуги ЖКХ», это связано с тем, что объекты некоторых потребителей территориально расположены в непосредственной близости друг от друга и исходя из целесообразности обслуживаются одновременно по единому графику (в определённые дни). Согласно объяснениям представителя МУП «Услуги ЖКХ», применяемая в отношении потребителя цена за услугу доставки питьевой воды зависит от удалённости объектов потребителя от места забора воды, что отражается в затратах на топливо, на заработную плату водителя и, соответственно, на отчислениях на социальные нужды. 

В отношении потребителей МУК СДК «Дружба», МДОУ «Детский сад №34», МОУ СОШ №12 был представлен единый расчёт цены услуги по доставке питьевой воды, в котором затраты на оказание данной услуги суммированы по всем указанным потребителям. В отношении каждого из указанных потребителей, как закреплено в представленных договорах на оказание услуг, установлен тариф на услугу доставки питьевой воды в размере 0,21 руб.

В перечень затрат на оказание данной услуги включены:

1)заработная плата персонала в размере 1487,88руб. Представлен расчёт: 18 час. в месяц (1 рейс-1,5 часа, совершается 3 рейса в неделю) * 82,66 руб. (при этом, из представленного расчёта стоимости 1 часа работы водителя следует, что она составляет 81,66 руб.) = 1487,88 руб. Документы, подтверждающие, что продолжительность одного рейса по доставке воды вышеназванным потребителям составляет 1,5 часа (маршрутные листы) не представлены;

2)отчисления на социальные нужды в размере 508,85 руб. (составляет 34,2% от затрат на заработную плату);

3)затраты на топливо в размере 4854,63 руб. Представлен расчёт: 156,601л *31,00 руб.= 4854,63 руб. (при условии, что 1 рейс – 49,43 км выполняется 12 раз в месяц). Документы, подтверждающие указанные в расчёте сведения о протяжённости 1 рейса в км при обслуживании данных потребителей (маршрутные листы) представлены не были.

4)общехозяйственные расходы в размере 922,49 руб. (62% от заработной платы производственного персонала);

5)применена рентабельность в размере 10% от величины указанных выше затрат.

В отношении ГУ «Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в соответствии с договором №150 от 01.01.2011г. на оказание услуг по подвозке питьевой воды применяется тариф 1,52 руб. за 1 литр воды. В материалах дела имеется расчёт цены на услугу доставки питьевой воды указанному потребителю, который включает: 1) затраты МУП «Услуги ЖКХ» на заработную плату водителя в размере 1322,56 руб. исходя из расчёта: 16 час. в месяц (1 рейс-4 часа, совершается 1 рейс в неделю) * 82,66 руб. = 1322,56 руб. Документы, подтверждающие, что продолжительность одного рейса по доставке воды потребителю составляет 4 часа (маршрутные листы или иное) не представлены; 2)отчисления на социальные нужды в размере 452,32 руб. (составляет 34,2% от затрат на заработную плату); 3) затраты на топливо в размере 1205,13 руб. Представлен расчёт: 38,875 л *31,00 руб.= 1205,13 руб. (при условии, что 1 рейс – 36,81 км выполняется 4 раза в месяц). Документы, подтверждающие указанные в расчёте сведения о протяжённости 1 рейса в км при обслуживании данного потребителя (маршрутные листы) представлены не были. 4) общехозяйственные расходы в размере 819,99 руб. (62% от заработной платы производственного персонала); 5) применена рентабельность в размере 20% от величины указанных выше затрат. Обоснование применения при расчёте цены за услугу доставки воды увеличенного, в сравнении с другими потребителями, уровня рентабельности не представлено.

Тариф за услугу по доставке питьевой воды, применяемый в отношении
ГОУ «Кандалакшское подразделение ГПС Мурманской области», согласно представленным документам составил 4,97 руб. за 1 литр. В качестве обоснования цены услуги была представлена расшифровка затрат (калькуляция), включающая следующие затраты: 1)заработная плата водителя в размере 991,92 руб. Представлен расчёт: 12 часов в месяц (при условии, что 1 рейс – 1,5 часа, совершается 2 рейса в неделю) * 82,66 руб. = 991,92 руб. Документы, подтверждающие, что продолжительность одного рейса по доставке воды потребителю составляет 1,5 часа (маршрутные листы или иное) не представлены; 2) отчисления на социальные нужды в размере 339,24 руб. (составляет 34,2% от затрат на заработную плату); 3)затраты на топливо в размере 1709,60 руб. Представлен расчёт: 55,148 л *31,00 руб.= 1709,60 руб. (при условии, что 1 рейс – 26,11 км выполняется 8 раз в месяц). Документы, подтверждающие указанные в расчёте сведения о протяжённости 1 рейса в км при обслуживании данного потребителя (маршрутные листы) представлены не были.; 4) общехозяйственные расходы в размере 614,99 руб. (62% от заработной платы производственного персонала); 5)применена рентабельность в размере 10% от величины указанных выше затрат.

Для МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» (ФАП н.п. Лесозаводский) тариф на услугу по доставке питьевой воды установлен в размере 2,39 руб. за 1 литр воды. В материалах дела имеется расчёт цены на услугу доставки питьевой воды указанному потребителю, который включает:

1) затраты МУП «Услуги ЖКХ» на заработную плату водителя в размере 495,96 руб. исходя из расчёта: 6 час. в месяц (1 рейс-0,5 часа, совершается 3 рейса в неделю) * 82,66 руб. = 495,96 руб. Документы, подтверждающие, что продолжительность одного рейса по доставке воды потребителю составляет 0,5 часа (маршрутные листы или иное) не представлены;

2)отчисления на социальные нужды в размере 169,62 руб. (составляет 34,2% от затрат на заработную плату);

3) затраты на топливо в размере 973,08 руб. Представлен расчёт: 31,39 л *31,00 руб.= 973,08 руб. (при условии, что 1 рейс – 9,91 км выполняется 12 раза в месяц). Документы, подтверждающие указанные в расчёте сведения о протяжённости 1 рейса в км при обслуживании данного потребителя (маршрутные листы) представлены не были.

4) общехозяйственные расходы в размере 307,50 руб. (62% от заработной платы производственного персонала);

5) в представленном расчёте размер рентабельности определён как 10% от величины 1435,24 руб. (т.е. 143,52 руб.). Однако как видно из расчёта, при определении суммы затрат на оказание услуги по доставке воды МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» (заработная плата + отчисления на социальные нужды + топливо + общехозяйственные расходы) была допущена ошибка. Сумма перечисленных затрат составляет 1946,16 рублей, а не 1435,24 рублей как указано в представленном расчёте тарифа. Учитывая это, размер рентабельности может составлять 194,62 руб. (10% от суммы затрат 1946,16 руб.), но не 143,52 руб.

Таким образом, учитывая применяемый МУП «Услуги ЖКХ» метод определения размера тарифа на услуги по доставке питьевой воды, тариф, применяемый в отношении потребителя МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» может составлять 3,24 рубля за 1 литр, а не 2,39 руб. как указано в представленном в ходе рассмотрения дела расчёте и закреплено в договоре №159 от 01.01.2011г. Каких-либо сведений о применении в отношении указанного потребителя скидки, снижения тарифа в ходе рассмотрения дела не представлено. Учитывая изложенное, представленный расчёт не может рассматриваться как обоснование установления и применения в отношении потребителя МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» тарифа на услугу по доставке питьевой воды в размере 2,39 руб.

Как следует из представленных материалов дела, согласно договору №153 от 01.01.2011г. в отношении Зеленоборского рыбкоопа (магазин №11 н.п. Лесозаводский) был установлен тариф на услугу по доставке питьевой воды в размере 4,58 руб. В соответствии с Соглашением по установлению тарифов на услуги, предоставляемые МУП «Услуги ЖКХ» Зеленоборскому рыбкоопу от 25.04.2011г. тариф на оказание услуг по доставке питьевой воды был снижен до 4,38 руб. за 1 литр воды. Согласно пояснениям представителя МУП «Услуги ЖКХ» в отношении Зеленоборского рыбкоопа цена на услугу по доставке питьевой воды была снижена по просьбе потребителя за счёт снижения рентабельности по данному виду работ.

Согласно представленной в материалы дела калькуляции затрат на доставку питьевой воды Зеленоборскому рыбкоопу, в перечень затрат МУП «Услуги «ЖКХ» включены следующие:

1)заработная плата (3942,36 руб.);

2)отчисления на социальные нужды (1348,29 руб. – 34,2% от затрат на заработную плату);

3)топливо (1777,64 руб.);

4)электроэнергия (400,73 руб.);

5)амортизация (153,12 руб.);

6)текущий ремонт (670,20 руб.);

7)охрана труда (197,12 руб.);

8)прочие прямые расходы (хлорирование воды, содержание колодца, лабораторные исследования воды из водовозной машины и колодца) – 1168,17 руб.;

9)общехозяйственные расходы составляют 2956,77 руб. – 75% от заработной платы. Пояснения о причинах применения при расчёте тарифа в отношении Зеленоборского рыбкоопа увеличенного по сравнению с прочими потребителями размера общехозяйственных расходов (общехозяйственные расходы при расчёте тарифа для них составляют 62% от заработной платы персонала) не представлены;

10) применена рентабельность в размере 25% от величины указанных выше затрат. Обоснование применения при расчёте тарифа за услугу по доставке питьевой воды в отношении Зеленоборского рыбкоопа увеличенного, в сравнении с другими потребителями, уровня рентабельности не представлено.

Кроме того, как следует из имеющейся в материалах дела калькуляции затрат на услуги по доставке питьевой воды для Зеленоборского рыбкоопа, обосновывающей величину тарифа в размере 4,58 руб., установленного изначально по договору №153 от 01.01.2011г., размер рентабельности составлял также 25% от суммы всех затрат на оказание услуги. Таким образом, объяснения представителя МУП «Услуги ЖКХ» о снижении применяемого в отношении Зеленоборского рыбкоопа тарифа на услугу по доставке питьевой воды за счёт снижения рентабельности по данному виду работ не соответствуют действительности.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что состав затрат, учитываемых при расчёте тарифа на услугу по доставке питьевой воды в отношении Зеленоборского рыбкоопа существенно отличается от состава затрат, указанных в представленных расчётах по установлению тарифа за аналогичную услугу в отношении прочих указанных выше потребителей МУП «Услуги ЖКХ» (см. таблицу). Обоснование исключения из расчёта тарифа на услугу по доставке питьевой воды в отношении прочих потребителей Предприятия таких затрат, как «электроэнергия», «амортизация», «текущий ремонт», «охрана труда», «прочие прямые расходы (хлорирование воды, содержание колодца, лабораторные исследования воды из водовозной машины и колодца)» и пояснения о том, каким образом при этом осуществляется перераспределение указанных затрат, Комиссии в ходе рассмотрения дела представлены не были.

Также не были представлены затребованные в ходе рассмотрения дела (определение от 21.09.2011г., исх. №05-03/42-5300 от 23.09.2011)  расчёты величины затрат по статье «заработная плата» и «топливо», необходимые для определения экономической обоснованности включения указанных затрат при расчете тарифа для Зеленоборского рыбкоопа.

 

Учитывая изложенное, Комиссия не может принять представленные МУП «Услуги ЖКХ» в ходе рассмотрения дела расчёты тарифов как достаточно обоснованные, являющиеся основанием для установления в отношении своих потребителей различных тарифов на услуги по доставке питьевой воды автомашиной в диапазоне от 0,21 руб. до 4,97 рублей за доставку 1 литра питьевой воды.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела, Комиссия приходит к выводу о наличии факта необоснованного установления МУП «Услуги ЖКХ» различных тарифов на услуги по доставке питьевой воды.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г.п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении различных тарифов на услуги вывоза и размещения мусора, оказываемых потребителям.

2. Выдать МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г.п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:                          И.Н. Попова

Члены  Комиссии:                    О.А. Басавина, П.Г. Дворецкий,    Е.А. Иванова                               

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.      

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 42

 

24 ноября  2011 г.                                                                                                        г. Мурманск

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – исполняющего обязанности руководителя управления Поповой И.Н., членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Басавиной О.А., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Рединой Е.Н., специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти Ивановой Е.А., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 24 ноября 2011 года по делу № 42 о нарушении МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г. п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г.п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) прекратить необоснованное установление для потребителей различных тарифов  на услугу доставки питьевой воды.

2. МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г.п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) сообщить в адрес Мурманского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 31.12.2011г.

 

Председатель Комиссии:                                          И.Н. Попова

Члены  Комиссии:                                 О.А. Басавина, Е.Н. Редина, Е.А. Иванова                                 

 

 

     Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е по делу №42 о нарушении антимонопольного законодательства

                                                                                                                                          г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «10» ноября 2011г.                    

В полном объеме решение изготовлено «24» ноября 2011г.

 

  Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – исполняющего обязанности руководителя управления Поповой И.Н., членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Басавиной О.А., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Рединой Е.Н., специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти Ивановой Е.А., рассмотрев дело №42 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при участии представителей МУП «Услуги ЖКХ» по доверенности -  экономиста 2 кат. МУП «Услуги ЖКХ» <М…>, инженера ПТО МУП «Услуги ЖКХ» <Н…>,

 

УСТАНОВИЛА:

В Мурманское УФАС России от Председателя Совета Зеленоборского рыбкоопа <В…>  поступило заявление в отношении МУП «Услуги ЖКХ» по вопросу применения Предприятием различных тарифов на одни и те же услуги в отношении различных потребителей.

Как следует из указанного заявления, МУП «Услуги ЖКХ», являясь единственным предприятием, осуществляющим доставку питьевой воды автомашиной в н.п. Лесозаводский Кандалакшского района, устанавливает в отношении своих потребителей различные тарифы на данную услугу. При этом тариф, применяемый МУП «Услуги ЖКХ» в отношении Зеленоборского рыбкоопа, в некоторых случаях превышает тариф, установленный за аналогичную услугу доставки питьевой воды для прочих потребителей. По мнению Председателя Совета Зеленоборского рыбкоопа, такой подход Предприятия к вопросу применения тарифов на свои услуги ущемляет интересы Зеленоборского рыбкоопа и создаёт для него дискриминационные условия деятельности.     

 

В связи с поступившим заявлением Управлением был исследован соответствующий товарный рынок на предмет установления положения на нём МУП «Услуги ЖКХ».

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменён другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар/услуги, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Исходя из понятия, содержащегося в указанной норме, был определён товарный рынок, на котором имело место злоупотребление доминирующим положением МУП «Услуги ЖКХ» (его продуктовые и географические границы). Продуктовые границы исследуемого товарного рынка были определены как услуги по доставке питьевой воды потребителям автомашиной.

Учитывая местонахождение потребителей услуг по доставке питьевой воды, а следовательно, возможность и целесообразность их приобретения, географические границы исследуемого товарного рынка определены как территория н.п. Лесозаводский. Временной интервал исследования рынка – 1, 2 полугодие 2010 года и 1 полугодие 2011 года.

В результате исследования рынка услуг по доставке питьевой воды автомашиной потребителям, расположенным в н.п. Лесозаводский (см. Аналитический отчёт от 19.10.2011г.) установлено, что на территории н.п. Лесозаводский в течение всего определённого в целях исследования временного периода услуги по доставке питьевой воды оказывал единственный хозяйствующий субъект – МУП «Услуги ЖКХ». На данный хозяйствующий субъект приходится 100% объёма реализованных на территории н.п. Лесозаводский услуг по доставке питьевой воды

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара превышает 50%.

Таким образом, учитывая изложенное, МУП «Услуги ЖКХ» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по доставке питьевой воды автомашиной для потребителей, расположенных в н.п. Лесозаводский, с долей 100%.

 

При рассмотрении дела МУП «Услуги ЖКХ» был представлен «реестр договоров на подвозку питьевой воды автоцистерной на 2011 год», содержащий сведения о применяемых в отношении контрагентов тарифах:

 

п/п

Наименование контрагента

Реквизиты  договора

Тариф за доставку 1 литра питьевой воды

 

1

МУК СДК «Дружба»

 

 

№151 от 01.01.2011г.

0,21 руб.

2

МДОУ «Детский сад №34»

№152 от 01.01.2011г.

0,21 руб.

3

МОУ СОШ №12

№158 от 01.01.2011г.

0,21 руб.

4

ГУ «Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

 

№150 от 01.01.2011г.

 

1,52 руб.

5

ГОУ «Кандалакшское подразделение ГПС Мурманской области»

№154 от 01.01.2011г.

4,97 руб.

6

МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» (ФАП н.п. Лесозаводский)

№159 от 01.01.2011г.

2,39 руб.

7

Зеленоборский рыбкооп

№153 от 01.01.2011г.

В соответствии с договором №153 от 01.01.2011г. - 4,58 руб. В соответствии с соглашением по установлению тарифов на услуги от 25.04.2011 – 4,38 руб.

 

Таким образом, при оказании услуг по доставке питьевой воды МУП «Услуги ЖКХ» устанавливает для своих потребителей различные тарифы в диапазоне от 0,21 руб. до 4,97 рублей за доставку 1 литра питьевой воды.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

 

Согласно представленным пояснениям, применяемые МУП «Услуги ЖКХ» тарифы на услуги по доставке питьевой воды за 1 литр закреплены  отдельно с каждым потребителем путём заключения договора. Величина тарифа в каждом конкретном случае рассчитывается МУП «Услуги ЖКХ» путём калькуляции всех затрат, связанных с оказанием услуг.

В качестве обоснования применяемых тарифов МУП «Услуги ЖКХ» были представлены расшифровки тарифов /калькуляции затрат на оказание услуг по доставке питьевой воды автомашиной в отношении указанных выше потребителей (см. таблицу).

В некоторых случаях, расшифровка тарифа/ калькуляция затрат на оказание услуг по доставке питьевой воды автомашиной оформлена в отношении одного потребителя, а в некоторых – в отношении группы потребителей (учтены суммарные затраты). Как указал представитель МУП «Услуги ЖКХ», это связано с тем, что объекты некоторых потребителей территориально расположены в непосредственной близости друг от друга и исходя из целесообразности обслуживаются одновременно по единому графику (в определённые дни). Согласно объяснениям представителя МУП «Услуги ЖКХ», применяемая в отношении потребителя цена за услугу доставки питьевой воды зависит от удалённости объектов потребителя от места забора воды, что отражается в затратах на топливо, на заработную плату водителя и, соответственно, на отчислениях на социальные нужды. 

В отношении потребителей МУК СДК «Дружба», МДОУ «Детский сад №34», МОУ СОШ №12 был представлен единый расчёт цены услуги по доставке питьевой воды, в котором затраты на оказание данной услуги суммированы по всем указанным потребителям. В отношении каждого из указанных потребителей, как закреплено в представленных договорах на оказание услуг, установлен тариф на услугу доставки питьевой воды в размере 0,21 руб.

В перечень затрат на оказание данной услуги включены:

1)заработная плата персонала в размере 1487,88руб. Представлен расчёт: 18 час. в месяц (1 рейс-1,5 часа, совершается 3 рейса в неделю) * 82,66 руб. (при этом, из представленного расчёта стоимости 1 часа работы водителя следует, что она составляет 81,66 руб.) = 1487,88 руб. Документы, подтверждающие, что продолжительность одного рейса по доставке воды вышеназванным потребителям составляет 1,5 часа (маршрутные листы) не представлены;

2)отчисления на социальные нужды в размере 508,85 руб. (составляет 34,2% от затрат на заработную плату);

3)затраты на топливо в размере 4854,63 руб. Представлен расчёт: 156,601л *31,00 руб.= 4854,63 руб. (при условии, что 1 рейс – 49,43 км выполняется 12 раз в месяц). Документы, подтверждающие указанные в расчёте сведения о протяжённости 1 рейса в км при обслуживании данных потребителей (маршрутные листы) представлены не были.

4)общехозяйственные расходы в размере 922,49 руб. (62% от заработной платы производственного персонала);

5)применена рентабельность в размере 10% от величины указанных выше затрат.

В отношении ГУ «Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в соответствии с договором №150 от 01.01.2011г. на оказание услуг по подвозке питьевой воды применяется тариф 1,52 руб. за 1 литр воды. В материалах дела имеется расчёт цены на услугу доставки питьевой воды указанному потребителю, который включает: 1) затраты МУП «Услуги ЖКХ» на заработную плату водителя в размере 1322,56 руб. исходя из расчёта: 16 час. в месяц (1 рейс-4 часа, совершается 1 рейс в неделю) * 82,66 руб. = 1322,56 руб. Документы, подтверждающие, что продолжительность одного рейса по доставке воды потребителю составляет 4 часа (маршрутные листы или иное) не представлены; 2)отчисления на социальные нужды в размере 452,32 руб. (составляет 34,2% от затрат на заработную плату); 3) затраты на топливо в размере 1205,13 руб. Представлен расчёт: 38,875 л *31,00 руб.= 1205,13 руб. (при условии, что 1 рейс – 36,81 км выполняется 4 раза в месяц). Документы, подтверждающие указанные в расчёте сведения о протяжённости 1 рейса в км при обслуживании данного потребителя (маршрутные листы) представлены не были. 4) общехозяйственные расходы в размере 819,99 руб. (62% от заработной платы производственного персонала); 5) применена рентабельность в размере 20% от величины указанных выше затрат. Обоснование применения при расчёте цены за услугу доставки воды увеличенного, в сравнении с другими потребителями, уровня рентабельности не представлено.

Тариф за услугу по доставке питьевой воды, применяемый в отношении
ГОУ «Кандалакшское подразделение ГПС Мурманской области», согласно представленным документам составил 4,97 руб. за 1 литр. В качестве обоснования цены услуги была представлена расшифровка затрат (калькуляция), включающая следующие затраты: 1)заработная плата водителя в размере 991,92 руб. Представлен расчёт: 12 часов в месяц (при условии, что 1 рейс – 1,5 часа, совершается 2 рейса в неделю) * 82,66 руб. = 991,92 руб. Документы, подтверждающие, что продолжительность одного рейса по доставке воды потребителю составляет 1,5 часа (маршрутные листы или иное) не представлены; 2) отчисления на социальные нужды в размере 339,24 руб. (составляет 34,2% от затрат на заработную плату); 3)затраты на топливо в размере 1709,60 руб. Представлен расчёт: 55,148 л *31,00 руб.= 1709,60 руб. (при условии, что 1 рейс – 26,11 км выполняется 8 раз в месяц). Документы, подтверждающие указанные в расчёте сведения о протяжённости 1 рейса в км при обслуживании данного потребителя (маршрутные листы) представлены не были.; 4) общехозяйственные расходы в размере 614,99 руб. (62% от заработной платы производственного персонала); 5)применена рентабельность в размере 10% от величины указанных выше затрат.

Для МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» (ФАП н.п. Лесозаводский) тариф на услугу по доставке питьевой воды установлен в размере 2,39 руб. за 1 литр воды. В материалах дела имеется расчёт цены на услугу доставки питьевой воды указанному потребителю, который включает:

1) затраты МУП «Услуги ЖКХ» на заработную плату водителя в размере 495,96 руб. исходя из расчёта: 6 час. в месяц (1 рейс-0,5 часа, совершается 3 рейса в неделю) * 82,66 руб. = 495,96 руб. Документы, подтверждающие, что продолжительность одного рейса по доставке воды потребителю составляет 0,5 часа (маршрутные листы или иное) не представлены;

2)отчисления на социальные нужды в размере 169,62 руб. (составляет 34,2% от затрат на заработную плату);

3) затраты на топливо в размере 973,08 руб. Представлен расчёт: 31,39 л *31,00 руб.= 973,08 руб. (при условии, что 1 рейс – 9,91 км выполняется 12 раза в месяц). Документы, подтверждающие указанные в расчёте сведения о протяжённости 1 рейса в км при обслуживании данного потребителя (маршрутные листы) представлены не были.

4) общехозяйственные расходы в размере 307,50 руб. (62% от заработной платы производственного персонала);

5) в представленном расчёте размер рентабельности определён как 10% от величины 1435,24 руб. (т.е. 143,52 руб.). Однако как видно из расчёта, при определении суммы затрат на оказание услуги по доставке воды МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» (заработная плата + отчисления на социальные нужды + топливо + общехозяйственные расходы) была допущена ошибка. Сумма перечисленных затрат составляет 1946,16 рублей, а не 1435,24 рублей как указано в представленном расчёте тарифа. Учитывая это, размер рентабельности может составлять 194,62 руб. (10% от суммы затрат 1946,16 руб.), но не 143,52 руб.

Таким образом, учитывая применяемый МУП «Услуги ЖКХ» метод определения размера тарифа на услуги по доставке питьевой воды, тариф, применяемый в отношении потребителя МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» может составлять 3,24 рубля за 1 литр, а не 2,39 руб. как указано в представленном в ходе рассмотрения дела расчёте и закреплено в договоре №159 от 01.01.2011г. Каких-либо сведений о применении в отношении указанного потребителя скидки, снижения тарифа в ходе рассмотрения дела не представлено. Учитывая изложенное, представленный расчёт не может рассматриваться как обоснование установления и применения в отношении потребителя МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» тарифа на услугу по доставке питьевой воды в размере 2,39 руб.

Как следует из представленных материалов дела, согласно договору №153 от 01.01.2011г. в отношении Зеленоборского рыбкоопа (магазин №11 н.п. Лесозаводский) был установлен тариф на услугу по доставке питьевой воды в размере 4,58 руб. В соответствии с Соглашением по установлению тарифов на услуги, предоставляемые МУП «Услуги ЖКХ» Зеленоборскому рыбкоопу от 25.04.2011г. тариф на оказание услуг по доставке питьевой воды был снижен до 4,38 руб. за 1 литр воды. Согласно пояснениям представителя МУП «Услуги ЖКХ» в отношении Зеленоборского рыбкоопа цена на услугу по доставке питьевой воды была снижена по просьбе потребителя за счёт снижения рентабельности по данному виду работ.

Согласно представленной в материалы дела калькуляции затрат на доставку питьевой воды Зеленоборскому рыбкоопу, в перечень затрат МУП «Услуги «ЖКХ» включены следующие:

1)заработная плата (3942,36 руб.);

2)отчисления на социальные нужды (1348,29 руб. – 34,2% от затрат на заработную плату);

3)топливо (1777,64 руб.);

4)электроэнергия (400,73 руб.);

5)амортизация (153,12 руб.);

6)текущий ремонт (670,20 руб.);

7)охрана труда (197,12 руб.);

8)прочие прямые расходы (хлорирование воды, содержание колодца, лабораторные исследования воды из водовозной машины и колодца) – 1168,17 руб.;

9)общехозяйственные расходы составляют 2956,77 руб. – 75% от заработной платы. Пояснения о причинах применения при расчёте тарифа в отношении Зеленоборского рыбкоопа увеличенного по сравнению с прочими потребителями размера общехозяйственных расходов (общехозяйственные расходы при расчёте тарифа для них составляют 62% от заработной платы персонала) не представлены;

10) применена рентабельность в размере 25% от величины указанных выше затрат. Обоснование применения при расчёте тарифа за услугу по доставке питьевой воды в отношении Зеленоборского рыбкоопа увеличенного, в сравнении с другими потребителями, уровня рентабельности не представлено.

Кроме того, как следует из имеющейся в материалах дела калькуляции затрат на услуги по доставке питьевой воды для Зеленоборского рыбкоопа, обосновывающей величину тарифа в размере 4,58 руб., установленного изначально по договору №153 от 01.01.2011г., размер рентабельности составлял также 25% от суммы всех затрат на оказание услуги. Таким образом, объяснения представителя МУП «Услуги ЖКХ» о снижении применяемого в отношении Зеленоборского рыбкоопа тарифа на услугу по доставке питьевой воды за счёт снижения рентабельности по данному виду работ не соответствуют действительности.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что состав затрат, учитываемых при расчёте тарифа на услугу по доставке питьевой воды в отношении Зеленоборского рыбкоопа существенно отличается от состава затрат, указанных в представленных расчётах по установлению тарифа за аналогичную услугу в отношении прочих указанных выше потребителей МУП «Услуги ЖКХ» (см. таблицу). Обоснование исключения из расчёта тарифа на услугу по доставке питьевой воды в отношении прочих потребителей Предприятия таких затрат, как «электроэнергия», «амортизация», «текущий ремонт», «охрана труда», «прочие прямые расходы (хлорирование воды, содержание колодца, лабораторные исследования воды из водовозной машины и колодца)» и пояснения о том, каким образом при этом осуществляется перераспределение указанных затрат, Комиссии в ходе рассмотрения дела представлены не были.

Также не были представлены затребованные в ходе рассмотрения дела (определение от 21.09.2011г., исх. №05-03/42-5300 от 23.09.2011)  расчёты величины затрат по статье «заработная плата» и «топливо», необходимые для определения экономической обоснованности включения указанных затрат при расчете тарифа для Зеленоборского рыбкоопа.

 

Учитывая изложенное, Комиссия не может принять представленные МУП «Услуги ЖКХ» в ходе рассмотрения дела расчёты тарифов как достаточно обоснованные, являющиеся основанием для установления в отношении своих потребителей различных тарифов на услуги по доставке питьевой воды автомашиной в диапазоне от 0,21 руб. до 4,97 рублей за доставку 1 литра питьевой воды.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела, Комиссия приходит к выводу о наличии факта необоснованного установления МУП «Услуги ЖКХ» различных тарифов на услуги по доставке питьевой воды.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г.п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении различных тарифов на услуги вывоза и размещения мусора, оказываемых потребителям.

2. Выдать МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г.п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:                          И.Н. Попова

Члены  Комиссии:                    О.А. Басавина, П.Г. Дворецкий,    Е.А. Иванова                               

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.      

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 42

 

24 ноября  2011 г.                                                                                                        г. Мурманск

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – исполняющего обязанности руководителя управления Поповой И.Н., членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Басавиной О.А., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Рединой Е.Н., специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти Ивановой Е.А., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 24 ноября 2011 года по делу № 42 о нарушении МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г. п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г.п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) прекратить необоснованное установление для потребителей различных тарифов  на услугу доставки питьевой воды.

2. МУП «Услуги ЖКХ» (184020, Мурманская обл., г.п.Зеленоборский, ул.Магистральная, д.25) сообщить в адрес Мурманского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 31.12.2011г.

 

Председатель Комиссии:                                          И.Н. Попова

Члены  Комиссии:                                 О.А. Басавина, Е.Н. Редина, Е.А. Иванова                                 

 

 

     Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 42 [format] => [safe_value] => № 42 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-24 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-23 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1325072006 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )