Решение по делу № 13 в отношении ООО «Управляющая компания»

Номер дела: № 13
Дата публикации: 16 марта 2012, 11:31

РЕШЕНИЕ по делу № 13 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                    г. Мурманск

 

Резолютивная часть решения оглашена "12" марта 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено "13" марта 2012 г.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председателя комиссии Плетешкова А.Н. - руководителя управления; членов комиссии:  ведущего специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства – Журавлева А.А., ведущего специалиста-эксперта – Гисматуллина Р.Р., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти – Рединой Е.Н.;

в присутствии представителя:

от ООО «Управляющая компания» - <Ш…> (доверенность № б/н от 11.01.2012),      <Ч…> - директора  ООО «Управляющая компания» (решение №1 о создании общества от 25.03.2008 г.)

 

рассмотрев материалы дела № 13, возбужденного в отношении ООО «Управляющая Компания» (184670  Мурманская обл., г. Гаджиево ул. Душенова д. 95/3 ИНН 5113091689) по признакам нарушения пункта части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 28 ноября 2011 года поступило заявление от <Л…> (далее - заявитель) по факту завышенных тарифов на тепловую энергию для г. Гаджиево, а также на неправомерные действия ООО «Управляющая компания», осуществляющее управление многоквартирным домами в г. Гаджиево, выразившиеся в бездействии в части не осуществления корректировки размера платы за отопление многоквартирных домов в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

 

            Согласно заявлению, в г. Гаджиево Мурманской области 100% жилых домов оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии. Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, определен порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилом помещении при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета. Указанным нормативным правовым актом также установлена обязанность исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с указанными  Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Корректировка за 2009 и 2010 годы ни для населения, ни для арендаторов нежилого фонда не производилась.

 

            По мнению заявителя, результатом указанных действий управляющей организации, занимающей доминирующее положение на товарном рынке по управлению многоквартирными домами в г. Гаджиево являются ущемление интересов потребителей коммунальных услуг и нарушение антимонопольного законодательства.

 

            В соответствии с частью 1 раздела 1 Положения  о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", утвержденного Приказом ФАС РФ от 26.01.2011 N 30 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

 

            Согласно части 1 статьи 2, 3  Закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

 

            В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»  конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 

            Таким образом, антимонопольный орган осуществляет контрольные функции в сфере отношений, которые складываются при соперничестве между юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

 

            Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам"  федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

 

            Согласно пункту 5.3.1.11. Положения о Федеральной службе по тарифам к полномочиям данной службы относится установление предельных (минимальный и (или) максимальный) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

 

            В соответствии с пунктом 5.3.10. указанного выше Положения, Федеральная служба по тарифам России осуществляет контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов).

 

            Таким образом, Мурманское УФАС России не уполномочено возбуждать и рассматривать дела в отношении структуры утвержденных тарифов.

 

            Вместе с тем, изучив представленные документы и на основании следующих фактов:

 

а) ООО «Управляющая компания» занимает доминирующее положение на товарном рынке по управлению многоквартирными домами в географических границах г. Гаджиево Мурманской области.

 

б) жилые дома, находящиеся под управлением ООО «Управляющая компания» оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии;

 

в) обязанность исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307;

 

г) корректировка за 2010 год ни для населения, ни для арендаторов нежилого фонда не производилась.

 

д) частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий (бездействий), результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц;

 

Мурманским УФАС России в отношении ООО «Управляющая компания» было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона О защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов иных лиц путем не проведения в 2011 году управляющей компанией корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2010 год при оборудовании многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, находящихся под управлением ООО «Управляющая компания».

 

            По результатам рассмотрения представленных документов, Мурманским УФАС России установлено следующее.

 

            Управление всеми многоквартирными домами в 2010 и 2011 г., расположенными на территории г. Гаджиево Мурманской области осуществляла ООО «Управляющая компания».

 

            Доминирующее положение ООО «Управляющая компания» на товарном рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами в границах территории г. Гаджиево Мурманской области, управление которыми осуществляет Общество подтверждается аналитическим отчетом, имеющимся в материалах дела, составленным по результатам  исследования товарного рынка.

 

            Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам"  регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, распространяющиеся на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

 

            Согласно письму управляющей организации (исх. № 73 от 19.01.2012 г.) во всех домах, находящихся под управлением ООО «Управляющая компания» установлены коллективные приборы учета тепловой энергии.

 

            Согласно понятию содержащемуся в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам — ООО «Управляющая компания» является исполнителем коммунальных услуг.

 

            Пунктом 21  Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

 

            Материалами дела установлено, что в 2011 году ООО «Управляющая компания» корректировку размера платы за отопление, поставленное в 2010 году в многоквартирные дома, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета и находящиеся под управлением общества не производило, что является нарушением подпункта «б» пункта 21  Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

 

            При рассмотрении дела представитель управляющей организации пояснил, что корректировка в 2011 году не производилась в связи со спецификой начисления платы за коммунальные услуги потребителям г. Гаджиево, поскольку является военным городком, где основная масса потребителей — военнослужащие, большую часть времени проживающие на других территориях.

 

            В результате бездействия управляющей компании в части не осуществления корректировки размера платы за отопление были ущемлены интересы потребителей - граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, поскольку ограничило право потребителей на справедливую оплату поставленного товара.

 

            Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

 

            Вместе с тем, ООО «Управляющая компания» в материалы дела представило Приказ № 16 от 29.02.2012 г. «О проведении корректировки за отопление нанимателям жилых помещений по договорам найма и арендаторам помещений муниципального жилого фонда г. Гаджиево, согласно которому производится корректировка за отопление, поставленное в 2010 году. Факт осуществления управляющей организацией корректировки  размера платы за отопление также подтверждается счетом-квитанцией, выставленной за февраль 2012 г. одному из нанимателей помещений муниципального жилого фонда г. Гаджиево.

 

            Таким образом, на момент вынесения Комиссией решения, ООО «Управляющая компания» добровольно устранило нарушение части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», а также его последствия, произведя  корректировку и перерасчет размера платы за отопление.

 

     На основании вышеизложенного и  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 3 статьи 41,  частью 1 статьи 48  Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Рассмотрение дела № 13 о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного в отношении ООО «Управляющая Компания» (184670  Мурманская обл., г. Гаджиево ул. Душенова д. 95/3 ИНН 5113091689) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Гаджиево  путем бездействия в части не проведения в 2011 году управляющей компанией корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2010 год в которых отсутствуют индивидуальных и общие (квартирные) приборы учета, но при оборудовании многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета и находящихся под управлением ООО «Управляющая компания», что привело к ущемлению интересов потребителей коммунальных услуг, прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи  с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

  1. Предписание ООО «Управляющая Компания» (184670  Мурманская обл., г. Гаджиево ул. Душенова д. 95/3 ИНН 5113091689) не выдавать.

 

  1. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрен статьей 14.31 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

 

Председатель Комиссии: А.Н. Плетешков

Члены комиссии: А.А. Журавлев, Р.Р. Гисматуллин, Е.Н. Редина

 

            Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

stdClass Object ( [vid] => 7254 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 13 в отношении ООО «Управляющая компания» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7254 [type] => solution [language] => ru [created] => 1331883243 [changed] => 1370520111 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370520111 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ по делу № 13 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                    г. Мурманск

 

Резолютивная часть решения оглашена "12" марта 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено "13" марта 2012 г.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председателя комиссии Плетешкова А.Н. - руководителя управления; членов комиссии:  ведущего специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства – Журавлева А.А., ведущего специалиста-эксперта – Гисматуллина Р.Р., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти – Рединой Е.Н.;

в присутствии представителя:

от ООО «Управляющая компания» - <Ш…> (доверенность № б/н от 11.01.2012),      <Ч…> - директора  ООО «Управляющая компания» (решение №1 о создании общества от 25.03.2008 г.)

 

рассмотрев материалы дела № 13, возбужденного в отношении ООО «Управляющая Компания» (184670  Мурманская обл., г. Гаджиево ул. Душенова д. 95/3 ИНН 5113091689) по признакам нарушения пункта части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 28 ноября 2011 года поступило заявление от <Л…> (далее - заявитель) по факту завышенных тарифов на тепловую энергию для г. Гаджиево, а также на неправомерные действия ООО «Управляющая компания», осуществляющее управление многоквартирным домами в г. Гаджиево, выразившиеся в бездействии в части не осуществления корректировки размера платы за отопление многоквартирных домов в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

 

            Согласно заявлению, в г. Гаджиево Мурманской области 100% жилых домов оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии. Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, определен порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилом помещении при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета. Указанным нормативным правовым актом также установлена обязанность исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с указанными  Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Корректировка за 2009 и 2010 годы ни для населения, ни для арендаторов нежилого фонда не производилась.

 

            По мнению заявителя, результатом указанных действий управляющей организации, занимающей доминирующее положение на товарном рынке по управлению многоквартирными домами в г. Гаджиево являются ущемление интересов потребителей коммунальных услуг и нарушение антимонопольного законодательства.

 

            В соответствии с частью 1 раздела 1 Положения  о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", утвержденного Приказом ФАС РФ от 26.01.2011 N 30 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

 

            Согласно части 1 статьи 2, 3  Закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

 

            В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»  конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 

            Таким образом, антимонопольный орган осуществляет контрольные функции в сфере отношений, которые складываются при соперничестве между юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

 

            Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам"  федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

 

            Согласно пункту 5.3.1.11. Положения о Федеральной службе по тарифам к полномочиям данной службы относится установление предельных (минимальный и (или) максимальный) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

 

            В соответствии с пунктом 5.3.10. указанного выше Положения, Федеральная служба по тарифам России осуществляет контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов).

 

            Таким образом, Мурманское УФАС России не уполномочено возбуждать и рассматривать дела в отношении структуры утвержденных тарифов.

 

            Вместе с тем, изучив представленные документы и на основании следующих фактов:

 

а) ООО «Управляющая компания» занимает доминирующее положение на товарном рынке по управлению многоквартирными домами в географических границах г. Гаджиево Мурманской области.

 

б) жилые дома, находящиеся под управлением ООО «Управляющая компания» оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии;

 

в) обязанность исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307;

 

г) корректировка за 2010 год ни для населения, ни для арендаторов нежилого фонда не производилась.

 

д) частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий (бездействий), результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц;

 

Мурманским УФАС России в отношении ООО «Управляющая компания» было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона О защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов иных лиц путем не проведения в 2011 году управляющей компанией корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2010 год при оборудовании многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, находящихся под управлением ООО «Управляющая компания».

 

            По результатам рассмотрения представленных документов, Мурманским УФАС России установлено следующее.

 

            Управление всеми многоквартирными домами в 2010 и 2011 г., расположенными на территории г. Гаджиево Мурманской области осуществляла ООО «Управляющая компания».

 

            Доминирующее положение ООО «Управляющая компания» на товарном рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами в границах территории г. Гаджиево Мурманской области, управление которыми осуществляет Общество подтверждается аналитическим отчетом, имеющимся в материалах дела, составленным по результатам  исследования товарного рынка.

 

            Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам"  регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, распространяющиеся на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

 

            Согласно письму управляющей организации (исх. № 73 от 19.01.2012 г.) во всех домах, находящихся под управлением ООО «Управляющая компания» установлены коллективные приборы учета тепловой энергии.

 

            Согласно понятию содержащемуся в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам — ООО «Управляющая компания» является исполнителем коммунальных услуг.

 

            Пунктом 21  Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

 

            Материалами дела установлено, что в 2011 году ООО «Управляющая компания» корректировку размера платы за отопление, поставленное в 2010 году в многоквартирные дома, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета и находящиеся под управлением общества не производило, что является нарушением подпункта «б» пункта 21  Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

 

            При рассмотрении дела представитель управляющей организации пояснил, что корректировка в 2011 году не производилась в связи со спецификой начисления платы за коммунальные услуги потребителям г. Гаджиево, поскольку является военным городком, где основная масса потребителей — военнослужащие, большую часть времени проживающие на других территориях.

 

            В результате бездействия управляющей компании в части не осуществления корректировки размера платы за отопление были ущемлены интересы потребителей - граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, поскольку ограничило право потребителей на справедливую оплату поставленного товара.

 

            Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

 

            Вместе с тем, ООО «Управляющая компания» в материалы дела представило Приказ № 16 от 29.02.2012 г. «О проведении корректировки за отопление нанимателям жилых помещений по договорам найма и арендаторам помещений муниципального жилого фонда г. Гаджиево, согласно которому производится корректировка за отопление, поставленное в 2010 году. Факт осуществления управляющей организацией корректировки  размера платы за отопление также подтверждается счетом-квитанцией, выставленной за февраль 2012 г. одному из нанимателей помещений муниципального жилого фонда г. Гаджиево.

 

            Таким образом, на момент вынесения Комиссией решения, ООО «Управляющая компания» добровольно устранило нарушение части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», а также его последствия, произведя  корректировку и перерасчет размера платы за отопление.

 

     На основании вышеизложенного и  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 3 статьи 41,  частью 1 статьи 48  Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Рассмотрение дела № 13 о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного в отношении ООО «Управляющая Компания» (184670  Мурманская обл., г. Гаджиево ул. Душенова д. 95/3 ИНН 5113091689) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Гаджиево  путем бездействия в части не проведения в 2011 году управляющей компанией корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2010 год в которых отсутствуют индивидуальных и общие (квартирные) приборы учета, но при оборудовании многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета и находящихся под управлением ООО «Управляющая компания», что привело к ущемлению интересов потребителей коммунальных услуг, прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи  с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

  1. Предписание ООО «Управляющая Компания» (184670  Мурманская обл., г. Гаджиево ул. Душенова д. 95/3 ИНН 5113091689) не выдавать.

 

  1. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрен статьей 14.31 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

 

Председатель Комиссии: А.Н. Плетешков

Члены комиссии: А.А. Журавлев, Р.Р. Гисматуллин, Е.Н. Редина

 

            Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ по делу № 13 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                    г. Мурманск

 

Резолютивная часть решения оглашена "12" марта 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено "13" марта 2012 г.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председателя комиссии Плетешкова А.Н. - руководителя управления; членов комиссии:  ведущего специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства – Журавлева А.А., ведущего специалиста-эксперта – Гисматуллина Р.Р., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти – Рединой Е.Н.;

в присутствии представителя:

от ООО «Управляющая компания» - <Ш…> (доверенность № б/н от 11.01.2012),      <Ч…> - директора  ООО «Управляющая компания» (решение №1 о создании общества от 25.03.2008 г.)

 

рассмотрев материалы дела № 13, возбужденного в отношении ООО «Управляющая Компания» (184670  Мурманская обл., г. Гаджиево ул. Душенова д. 95/3 ИНН 5113091689) по признакам нарушения пункта части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 28 ноября 2011 года поступило заявление от <Л…> (далее - заявитель) по факту завышенных тарифов на тепловую энергию для г. Гаджиево, а также на неправомерные действия ООО «Управляющая компания», осуществляющее управление многоквартирным домами в г. Гаджиево, выразившиеся в бездействии в части не осуществления корректировки размера платы за отопление многоквартирных домов в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

 

            Согласно заявлению, в г. Гаджиево Мурманской области 100% жилых домов оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии. Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, определен порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилом помещении при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета. Указанным нормативным правовым актом также установлена обязанность исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с указанными  Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Корректировка за 2009 и 2010 годы ни для населения, ни для арендаторов нежилого фонда не производилась.

 

            По мнению заявителя, результатом указанных действий управляющей организации, занимающей доминирующее положение на товарном рынке по управлению многоквартирными домами в г. Гаджиево являются ущемление интересов потребителей коммунальных услуг и нарушение антимонопольного законодательства.

 

            В соответствии с частью 1 раздела 1 Положения  о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", утвержденного Приказом ФАС РФ от 26.01.2011 N 30 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).

 

            Согласно части 1 статьи 2, 3  Закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

 

            В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»  конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 

            Таким образом, антимонопольный орган осуществляет контрольные функции в сфере отношений, которые складываются при соперничестве между юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

 

            Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам"  федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

 

            Согласно пункту 5.3.1.11. Положения о Федеральной службе по тарифам к полномочиям данной службы относится установление предельных (минимальный и (или) максимальный) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

 

            В соответствии с пунктом 5.3.10. указанного выше Положения, Федеральная служба по тарифам России осуществляет контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов).

 

            Таким образом, Мурманское УФАС России не уполномочено возбуждать и рассматривать дела в отношении структуры утвержденных тарифов.

 

            Вместе с тем, изучив представленные документы и на основании следующих фактов:

 

а) ООО «Управляющая компания» занимает доминирующее положение на товарном рынке по управлению многоквартирными домами в географических границах г. Гаджиево Мурманской области.

 

б) жилые дома, находящиеся под управлением ООО «Управляющая компания» оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии;

 

в) обязанность исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307;

 

г) корректировка за 2010 год ни для населения, ни для арендаторов нежилого фонда не производилась.

 

д) частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий (бездействий), результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц;

 

Мурманским УФАС России в отношении ООО «Управляющая компания» было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона О защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов иных лиц путем не проведения в 2011 году управляющей компанией корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2010 год при оборудовании многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, находящихся под управлением ООО «Управляющая компания».

 

            По результатам рассмотрения представленных документов, Мурманским УФАС России установлено следующее.

 

            Управление всеми многоквартирными домами в 2010 и 2011 г., расположенными на территории г. Гаджиево Мурманской области осуществляла ООО «Управляющая компания».

 

            Доминирующее положение ООО «Управляющая компания» на товарном рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами в границах территории г. Гаджиево Мурманской области, управление которыми осуществляет Общество подтверждается аналитическим отчетом, имеющимся в материалах дела, составленным по результатам  исследования товарного рынка.

 

            Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам"  регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, распространяющиеся на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

 

            Согласно письму управляющей организации (исх. № 73 от 19.01.2012 г.) во всех домах, находящихся под управлением ООО «Управляющая компания» установлены коллективные приборы учета тепловой энергии.

 

            Согласно понятию содержащемуся в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам — ООО «Управляющая компания» является исполнителем коммунальных услуг.

 

            Пунктом 21  Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

 

            Материалами дела установлено, что в 2011 году ООО «Управляющая компания» корректировку размера платы за отопление, поставленное в 2010 году в многоквартирные дома, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета и находящиеся под управлением общества не производило, что является нарушением подпункта «б» пункта 21  Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

 

            При рассмотрении дела представитель управляющей организации пояснил, что корректировка в 2011 году не производилась в связи со спецификой начисления платы за коммунальные услуги потребителям г. Гаджиево, поскольку является военным городком, где основная масса потребителей — военнослужащие, большую часть времени проживающие на других территориях.

 

            В результате бездействия управляющей компании в части не осуществления корректировки размера платы за отопление были ущемлены интересы потребителей - граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, поскольку ограничило право потребителей на справедливую оплату поставленного товара.

 

            Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

 

            Вместе с тем, ООО «Управляющая компания» в материалы дела представило Приказ № 16 от 29.02.2012 г. «О проведении корректировки за отопление нанимателям жилых помещений по договорам найма и арендаторам помещений муниципального жилого фонда г. Гаджиево, согласно которому производится корректировка за отопление, поставленное в 2010 году. Факт осуществления управляющей организацией корректировки  размера платы за отопление также подтверждается счетом-квитанцией, выставленной за февраль 2012 г. одному из нанимателей помещений муниципального жилого фонда г. Гаджиево.

 

            Таким образом, на момент вынесения Комиссией решения, ООО «Управляющая компания» добровольно устранило нарушение части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», а также его последствия, произведя  корректировку и перерасчет размера платы за отопление.

 

     На основании вышеизложенного и  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 3 статьи 41,  частью 1 статьи 48  Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Рассмотрение дела № 13 о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного в отношении ООО «Управляющая Компания» (184670  Мурманская обл., г. Гаджиево ул. Душенова д. 95/3 ИНН 5113091689) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Гаджиево  путем бездействия в части не проведения в 2011 году управляющей компанией корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2010 год в которых отсутствуют индивидуальных и общие (квартирные) приборы учета, но при оборудовании многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета и находящихся под управлением ООО «Управляющая компания», что привело к ущемлению интересов потребителей коммунальных услуг, прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи  с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

  1. Предписание ООО «Управляющая Компания» (184670  Мурманская обл., г. Гаджиево ул. Душенова д. 95/3 ИНН 5113091689) не выдавать.

 

  1. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрен статьей 14.31 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

 

Председатель Комиссии: А.Н. Плетешков

Члены комиссии: А.А. Журавлев, Р.Р. Гисматуллин, Е.Н. Редина

 

            Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 13 [format] => [safe_value] => № 13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-16 07:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-13 07:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1331883243 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )