Решение и предписание по делу № 5 в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ»

Номер дела: № 5
Дата публикации: 28 марта 2012, 16:53

РЕШЕНИЕ

по делу № 5 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                    г. Мурманск

 

Резолютивная часть решения оглашена "16" марта 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено "27" марта 2012 г.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя комиссии Плетешкова А.Н. - руководителя управления; членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства — Воробьева В.В., ведущего специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства – Дворецкого П. Г.,  специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти — Ивановой Е.А. в присутствии представителя:

от заявителя — <С…> – собственник жилья многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43.

от ответчика – не явился (надлежащим образом извещен).

 

рассмотрев материалы дела № 5, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9)  по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

установил:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило заявление (вх. №8237 от 07.11.20011) собственников жилья многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43 (далее – заявители) на неправомерные действия ООО «Октябрьское ЖЭУ» (далее — управляющая компания, ответчик, общество), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении и взимании с января 2011 г. по февраль 2012 г. размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43, в котором не создано ни товарищество собственников жилья, ни жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

 

            Заявители указали, что управление многоквартирным домом, расположенном по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43 осуществляет ООО «Октябрьское ЖЭУ». Согласно договору управления многоквартирным домом, заключенным с собственниками жилья 01.02.2010 г., размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен на общем собрании собственников помещений в размере 22,64 рубля за 1 кв.м.

 

            Однако, уже за январь 2011 года ООО «Октябрьское ЖЭУ» установило в одностороннем  порядке плату за содержание и ремонт указанного многоквартирного дома в размере 26,03 рублей с 1 кв. м. При этом, общее собрание собственников помещений не проводилось, что является нарушением части 7 статьи 156 ЖК РФ, согласно которой размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.

 

            Поскольку порядок ценообразования за содержание и ремонт жилого помещения установлен нормативным правовым актом, а именно Жилищным Кодексом РФ, ООО «Октябрьское ЖЭУ» злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг по управлению многоквартирным домом, в одностороннем порядке устанавливая размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, выставляя собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43 квитанции и взимая плату.

 

            Изучив представленные документы и на основании вышеизложенных фактов Мурманским УФАС России в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

По результатам рассмотрения представленных документов, Мурманским УФАС России установлено следующее.

 

            Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43,  на основании договора управления от 01.02.2010 г. осуществляет ООО «Октябрьское ЖЭУ». Пунктом 4.2. договора управления указанным многоквартирным домом, утверждено, что размер месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения, определен исходя из утвержденной общим собранием собственников помещений платы в размере 22,64 рубля за 1 кв. м.

 

            ООО «Октябрьское ЖЭУ» занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирным домом жильцам в границах многоквартирного дома по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43, управление которым осуществляет Общество, что подтверждается аналитическим отчетом, имеющимся в материалах дела, составленным по результатам  исследования товарного рынка.

 

            Материалами дела установлено, что, согласно квитанциям за январь 2011 и по февраль 2012 г. ООО «Октябрьское ЖЭУ» взимало с собственников многоквартирного  дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске плату, установленную в одностороннем  порядке за содержание и ремонт указанного многоквартирного дома в размере 26,03 рублей с 1 кв. м. Факт увеличения управляющей компанией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и его взимание подтверждается квитанциями, выставленными собственниками помещений указанного многоквартирного дома за период с января 2011 по февраль 2012 г.

 

            Как следует из материалов дела, общее собрание собственников помещений в указанном многоквартирном доме проводилось (Протокол от 29.10.2011 г.), вопрос изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не рассматривался.

 

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, тариф за содержание и ремонт изменен управляющей компанией в одностороннем порядке до срока истечения 1 года с момента заключения договора управления.

 

            В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

 

            Согласно части 1 и 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.

 

     Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

 

            В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

 

     В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 

     В соответствии с частью 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

 

     В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

      Порядок ценообразования при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения определен императивной нормой Жилищного Кодекса РФ, а именно  частью 7 статьи 156 ЖК РФ. Несоблюдение требований в части определения цены, установленных указанным нормативным правовым актом при наличии у хозяйствующего субъекта доминирующего положения на соответствующем товарном рынке, будет образовывать состав правонарушения предусмотренный пунктом 10 части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции».

 

     Факт взимания увеличенного в одностороннем порядке ООО «Октябрьское ЖЭУ» размера платы за содержание и ремонт жилого помещения подтверждается счетами-квитанциями, выставленными собственникам за период с января 2011 по февраль 2012 года, что свидетельствует о нарушении обществом определенного частью 7 статьи 156 ЖК РФ порядка ценообразования. Аналитическим отчетом, составленным по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды, проведенным в соответствии с  Приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5, Приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220, подтверждается тот факт, что ООО «Октябрьское ЖЭУ» занимает доминирующее положение с долей 100% на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирным домом жильцам в границах многоквартирного дома по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43, управление которым осуществляет Общество.

 

            В этой связи, Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Октябрьское ЖЭУ» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  злоупотреблении доминирующим положением, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении и взимании за период с января 2011 по февраль 2012 года размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43, в котором не создано ни товарищество собственников жилья, ни жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

 

            Комиссия также не может принять в качестве основанных на законе пояснения общества, обосновывающие возможность управляющей организацией в одностороннем порядке повышения платы за содержание и ремонт жилого помещения исходя из следующего.

 

            Так, ООО «Октябрьское ЖЭУ» в письме о 27.02.2012 г. № 462 пояснило, что в соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ  плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Обязанностью собственников жилья на основании статьи 45 ЖК РФ является проведение ежегодного годового собрания. Этой обязанностью собственники, по словам ООО «Октябрьское ЖЭУ», пренебрегли. Это обстоятельство, а также увеличение стоимости услуг подрядных организаций явилось основанием для ООО «Октябрьское ЖЭУ» в одностороннем порядке повысить стоимость услуги за содержание и ремонт, уведомив об этом жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43 посредством размещения соответствующей информации в счет-кватанциях за январь 2011 г.

 

Комиссия также не может принять этот довод обоснованным, поскольку в ходе рассмотрения дела заявителями был представлен доказательство того, что общее собрание собственников жилья указанного многоквартирного дома проводилось. Об этом свидетельствует Протокол общего собрания собственников жилья от 29.10.2011 г.

 

            Довод общества об увеличении стоимости услуг подрядных организаций (ООО «ОРКО-инвест», ООО «Мурманск-лифт Центр») свидетельствует о причинах повлекших увеличение платы, при этом не подтверждает, что действия управляющей организации были законными с точки зрения действующего законодательства, поскольку указанный пункт Правил не содержит сведений о том, что при наличии объективных причин, управляющая компания самостоятельно имеет право изменять размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 

Также ответчиком был представлен довод, что общество не нарушило установленного порядка ценообразования, поскольку частью  7 статьи 156 ЖК РФ  предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

 

Указанный довод не может быть принят Комиссией, поскольку управляющей компанией тариф за содержание и ремонт был увеличен в одностороннем порядке до истечении года, в котором этот тариф был установлен (Договор управления, в котором был установлен тариф за содержание и ремонт, был заключен между ООО «Октябрьское ЖЭУ» и собственниками жилья 01.02.2010 г., тогда как счет-квитанции с повышенным тарифом стали поступать для оплаты собственникам уже за январь 2011 г.)

 

 Пояснения Общества о том, что изменение цены обусловлено объективными, независящими от управляющей организации причинами не может быть принято Комиссией, поскольку, указанное само по себе не является обстоятельством, освобождающим ООО «Октябрьское ЖЭУ» от соблюдения требований жилищного законодательства, регламентирующих процедуру изменения платы, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей компанией. Именно поэтому Жилищный кодекс Российской Федерации и иные подзаконные акты не предусматривает каких-либо исключений в этой части по одностороннему и самостоятельному изменению управляющей организацией спорной платы.

 

На основании вышеизложенного и  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49, статьёй 50  Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотребления доминирующим положением, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно норм Жилищного Кодекса РФ, при установлении и взимании за период с января 2011 г. по февраль 2012 г. размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме № 43 по  ул. Книповича в г. Мурманске, в котором не создано ни товарищество собственников жилья, ни жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

 

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549) предписание о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: применять при расчетах для собственников жилых помещений многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске размер платы за содержание и ремонт общего имущества, определенный, исходя из утвержденной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома стоимости  в размере 22,64 рубля с 1 кв. метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику. Тариф за содержание и ремонт в размере 22,64 руб. применять при расчетах с собственниками жилья при формировании счет-квитанций за март 2012 г. и до момента принятия собственниками помещений решения об изменении указанной стоимости на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске

 

3. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

 

Председатель Комиссии: А.Н. Плетешков

Члены комиссии: О.А. Басавина, П.Г. Дворецкий, Е. А. Иванова

 

            Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

            Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу № 5

 

  27 марта  2012 г.                                                                                         г. Мурманск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя комиссии Плетешкова А.Н.. - руководителя управления; членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Басавиной О. А., ведущего специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Дворецкого П. Г., специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти Ивановой Е.А.; руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27 марта 2012 года по делу № 5 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана д. 9 ИНН 5190182549) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,    

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

 1. Обществу с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана д. 9 ИНН 5190182549) в срок до 10 апреля 2012 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: применять при расчетах для собственников жилых помещений многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске размер платы за содержание и ремонт общего имущества, определенный, исходя из утвержденной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома стоимости  в размере 22,64 рубля с 1 кв. метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику. Тариф за содержание и ремонт в размере 22,64 руб. применять при расчетах с собственниками жилья при формировании счет-квитанций за март 2012 г. и до момента принятия собственниками помещений решения об изменении указанной стоимости на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске

 

2.  Обществу с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана д. 9 ИНН 5190182549) в срок до  30 апреля 2012 года уведомить Мурманское УФАС России об исполнении предписания, представив в адрес управления заверенные надлежащим образом копию счет-квитанции, выставленные любому из собственников многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске, за жилищно-коммунальные услуги.

 

Председатель Комиссии: А.Н. Плетешков

Члены комиссии: О.А. Басавина, П.Г. Дворецкий, Е. А. Иванова

stdClass Object ( [vid] => 7388 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 5 в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7388 [type] => solution [language] => ru [created] => 1332939506 [changed] => 1370520111 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370520111 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 5 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                    г. Мурманск

 

Резолютивная часть решения оглашена "16" марта 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено "27" марта 2012 г.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя комиссии Плетешкова А.Н. - руководителя управления; членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства — Воробьева В.В., ведущего специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства – Дворецкого П. Г.,  специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти — Ивановой Е.А. в присутствии представителя:

от заявителя — <С…> – собственник жилья многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43.

от ответчика – не явился (надлежащим образом извещен).

 

рассмотрев материалы дела № 5, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9)  по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

установил:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило заявление (вх. №8237 от 07.11.20011) собственников жилья многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43 (далее – заявители) на неправомерные действия ООО «Октябрьское ЖЭУ» (далее — управляющая компания, ответчик, общество), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении и взимании с января 2011 г. по февраль 2012 г. размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43, в котором не создано ни товарищество собственников жилья, ни жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

 

            Заявители указали, что управление многоквартирным домом, расположенном по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43 осуществляет ООО «Октябрьское ЖЭУ». Согласно договору управления многоквартирным домом, заключенным с собственниками жилья 01.02.2010 г., размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен на общем собрании собственников помещений в размере 22,64 рубля за 1 кв.м.

 

            Однако, уже за январь 2011 года ООО «Октябрьское ЖЭУ» установило в одностороннем  порядке плату за содержание и ремонт указанного многоквартирного дома в размере 26,03 рублей с 1 кв. м. При этом, общее собрание собственников помещений не проводилось, что является нарушением части 7 статьи 156 ЖК РФ, согласно которой размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.

 

            Поскольку порядок ценообразования за содержание и ремонт жилого помещения установлен нормативным правовым актом, а именно Жилищным Кодексом РФ, ООО «Октябрьское ЖЭУ» злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг по управлению многоквартирным домом, в одностороннем порядке устанавливая размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, выставляя собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43 квитанции и взимая плату.

 

            Изучив представленные документы и на основании вышеизложенных фактов Мурманским УФАС России в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

По результатам рассмотрения представленных документов, Мурманским УФАС России установлено следующее.

 

            Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43,  на основании договора управления от 01.02.2010 г. осуществляет ООО «Октябрьское ЖЭУ». Пунктом 4.2. договора управления указанным многоквартирным домом, утверждено, что размер месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения, определен исходя из утвержденной общим собранием собственников помещений платы в размере 22,64 рубля за 1 кв. м.

 

            ООО «Октябрьское ЖЭУ» занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирным домом жильцам в границах многоквартирного дома по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43, управление которым осуществляет Общество, что подтверждается аналитическим отчетом, имеющимся в материалах дела, составленным по результатам  исследования товарного рынка.

 

            Материалами дела установлено, что, согласно квитанциям за январь 2011 и по февраль 2012 г. ООО «Октябрьское ЖЭУ» взимало с собственников многоквартирного  дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске плату, установленную в одностороннем  порядке за содержание и ремонт указанного многоквартирного дома в размере 26,03 рублей с 1 кв. м. Факт увеличения управляющей компанией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и его взимание подтверждается квитанциями, выставленными собственниками помещений указанного многоквартирного дома за период с января 2011 по февраль 2012 г.

 

            Как следует из материалов дела, общее собрание собственников помещений в указанном многоквартирном доме проводилось (Протокол от 29.10.2011 г.), вопрос изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не рассматривался.

 

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, тариф за содержание и ремонт изменен управляющей компанией в одностороннем порядке до срока истечения 1 года с момента заключения договора управления.

 

            В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

 

            Согласно части 1 и 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.

 

     Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

 

            В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

 

     В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 

     В соответствии с частью 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

 

     В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

      Порядок ценообразования при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения определен императивной нормой Жилищного Кодекса РФ, а именно  частью 7 статьи 156 ЖК РФ. Несоблюдение требований в части определения цены, установленных указанным нормативным правовым актом при наличии у хозяйствующего субъекта доминирующего положения на соответствующем товарном рынке, будет образовывать состав правонарушения предусмотренный пунктом 10 части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции».

 

     Факт взимания увеличенного в одностороннем порядке ООО «Октябрьское ЖЭУ» размера платы за содержание и ремонт жилого помещения подтверждается счетами-квитанциями, выставленными собственникам за период с января 2011 по февраль 2012 года, что свидетельствует о нарушении обществом определенного частью 7 статьи 156 ЖК РФ порядка ценообразования. Аналитическим отчетом, составленным по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды, проведенным в соответствии с  Приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5, Приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220, подтверждается тот факт, что ООО «Октябрьское ЖЭУ» занимает доминирующее положение с долей 100% на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирным домом жильцам в границах многоквартирного дома по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43, управление которым осуществляет Общество.

 

            В этой связи, Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Октябрьское ЖЭУ» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  злоупотреблении доминирующим положением, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении и взимании за период с января 2011 по февраль 2012 года размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43, в котором не создано ни товарищество собственников жилья, ни жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

 

            Комиссия также не может принять в качестве основанных на законе пояснения общества, обосновывающие возможность управляющей организацией в одностороннем порядке повышения платы за содержание и ремонт жилого помещения исходя из следующего.

 

            Так, ООО «Октябрьское ЖЭУ» в письме о 27.02.2012 г. № 462 пояснило, что в соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ  плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Обязанностью собственников жилья на основании статьи 45 ЖК РФ является проведение ежегодного годового собрания. Этой обязанностью собственники, по словам ООО «Октябрьское ЖЭУ», пренебрегли. Это обстоятельство, а также увеличение стоимости услуг подрядных организаций явилось основанием для ООО «Октябрьское ЖЭУ» в одностороннем порядке повысить стоимость услуги за содержание и ремонт, уведомив об этом жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43 посредством размещения соответствующей информации в счет-кватанциях за январь 2011 г.

 

Комиссия также не может принять этот довод обоснованным, поскольку в ходе рассмотрения дела заявителями был представлен доказательство того, что общее собрание собственников жилья указанного многоквартирного дома проводилось. Об этом свидетельствует Протокол общего собрания собственников жилья от 29.10.2011 г.

 

            Довод общества об увеличении стоимости услуг подрядных организаций (ООО «ОРКО-инвест», ООО «Мурманск-лифт Центр») свидетельствует о причинах повлекших увеличение платы, при этом не подтверждает, что действия управляющей организации были законными с точки зрения действующего законодательства, поскольку указанный пункт Правил не содержит сведений о том, что при наличии объективных причин, управляющая компания самостоятельно имеет право изменять размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 

Также ответчиком был представлен довод, что общество не нарушило установленного порядка ценообразования, поскольку частью  7 статьи 156 ЖК РФ  предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

 

Указанный довод не может быть принят Комиссией, поскольку управляющей компанией тариф за содержание и ремонт был увеличен в одностороннем порядке до истечении года, в котором этот тариф был установлен (Договор управления, в котором был установлен тариф за содержание и ремонт, был заключен между ООО «Октябрьское ЖЭУ» и собственниками жилья 01.02.2010 г., тогда как счет-квитанции с повышенным тарифом стали поступать для оплаты собственникам уже за январь 2011 г.)

 

 Пояснения Общества о том, что изменение цены обусловлено объективными, независящими от управляющей организации причинами не может быть принято Комиссией, поскольку, указанное само по себе не является обстоятельством, освобождающим ООО «Октябрьское ЖЭУ» от соблюдения требований жилищного законодательства, регламентирующих процедуру изменения платы, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей компанией. Именно поэтому Жилищный кодекс Российской Федерации и иные подзаконные акты не предусматривает каких-либо исключений в этой части по одностороннему и самостоятельному изменению управляющей организацией спорной платы.

 

На основании вышеизложенного и  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49, статьёй 50  Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотребления доминирующим положением, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно норм Жилищного Кодекса РФ, при установлении и взимании за период с января 2011 г. по февраль 2012 г. размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме № 43 по  ул. Книповича в г. Мурманске, в котором не создано ни товарищество собственников жилья, ни жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

 

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549) предписание о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: применять при расчетах для собственников жилых помещений многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске размер платы за содержание и ремонт общего имущества, определенный, исходя из утвержденной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома стоимости  в размере 22,64 рубля с 1 кв. метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику. Тариф за содержание и ремонт в размере 22,64 руб. применять при расчетах с собственниками жилья при формировании счет-квитанций за март 2012 г. и до момента принятия собственниками помещений решения об изменении указанной стоимости на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске

 

3. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

 

Председатель Комиссии: А.Н. Плетешков

Члены комиссии: О.А. Басавина, П.Г. Дворецкий, Е. А. Иванова

 

            Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

            Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу № 5

 

  27 марта  2012 г.                                                                                         г. Мурманск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя комиссии Плетешкова А.Н.. - руководителя управления; членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Басавиной О. А., ведущего специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Дворецкого П. Г., специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти Ивановой Е.А.; руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27 марта 2012 года по делу № 5 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана д. 9 ИНН 5190182549) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,    

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

 1. Обществу с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана д. 9 ИНН 5190182549) в срок до 10 апреля 2012 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: применять при расчетах для собственников жилых помещений многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске размер платы за содержание и ремонт общего имущества, определенный, исходя из утвержденной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома стоимости  в размере 22,64 рубля с 1 кв. метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику. Тариф за содержание и ремонт в размере 22,64 руб. применять при расчетах с собственниками жилья при формировании счет-квитанций за март 2012 г. и до момента принятия собственниками помещений решения об изменении указанной стоимости на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске

 

2.  Обществу с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана д. 9 ИНН 5190182549) в срок до  30 апреля 2012 года уведомить Мурманское УФАС России об исполнении предписания, представив в адрес управления заверенные надлежащим образом копию счет-квитанции, выставленные любому из собственников многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске, за жилищно-коммунальные услуги.

 

Председатель Комиссии: А.Н. Плетешков

Члены комиссии: О.А. Басавина, П.Г. Дворецкий, Е. А. Иванова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 5 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                    г. Мурманск

 

Резолютивная часть решения оглашена "16" марта 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено "27" марта 2012 г.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя комиссии Плетешкова А.Н. - руководителя управления; членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства — Воробьева В.В., ведущего специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства – Дворецкого П. Г.,  специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти — Ивановой Е.А. в присутствии представителя:

от заявителя — <С…> – собственник жилья многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43.

от ответчика – не явился (надлежащим образом извещен).

 

рассмотрев материалы дела № 5, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9)  по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

установил:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило заявление (вх. №8237 от 07.11.20011) собственников жилья многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43 (далее – заявители) на неправомерные действия ООО «Октябрьское ЖЭУ» (далее — управляющая компания, ответчик, общество), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении и взимании с января 2011 г. по февраль 2012 г. размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43, в котором не создано ни товарищество собственников жилья, ни жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

 

            Заявители указали, что управление многоквартирным домом, расположенном по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43 осуществляет ООО «Октябрьское ЖЭУ». Согласно договору управления многоквартирным домом, заключенным с собственниками жилья 01.02.2010 г., размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен на общем собрании собственников помещений в размере 22,64 рубля за 1 кв.м.

 

            Однако, уже за январь 2011 года ООО «Октябрьское ЖЭУ» установило в одностороннем  порядке плату за содержание и ремонт указанного многоквартирного дома в размере 26,03 рублей с 1 кв. м. При этом, общее собрание собственников помещений не проводилось, что является нарушением части 7 статьи 156 ЖК РФ, согласно которой размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.

 

            Поскольку порядок ценообразования за содержание и ремонт жилого помещения установлен нормативным правовым актом, а именно Жилищным Кодексом РФ, ООО «Октябрьское ЖЭУ» злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг по управлению многоквартирным домом, в одностороннем порядке устанавливая размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, выставляя собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43 квитанции и взимая плату.

 

            Изучив представленные документы и на основании вышеизложенных фактов Мурманским УФАС России в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

По результатам рассмотрения представленных документов, Мурманским УФАС России установлено следующее.

 

            Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43,  на основании договора управления от 01.02.2010 г. осуществляет ООО «Октябрьское ЖЭУ». Пунктом 4.2. договора управления указанным многоквартирным домом, утверждено, что размер месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения, определен исходя из утвержденной общим собранием собственников помещений платы в размере 22,64 рубля за 1 кв. м.

 

            ООО «Октябрьское ЖЭУ» занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирным домом жильцам в границах многоквартирного дома по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43, управление которым осуществляет Общество, что подтверждается аналитическим отчетом, имеющимся в материалах дела, составленным по результатам  исследования товарного рынка.

 

            Материалами дела установлено, что, согласно квитанциям за январь 2011 и по февраль 2012 г. ООО «Октябрьское ЖЭУ» взимало с собственников многоквартирного  дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске плату, установленную в одностороннем  порядке за содержание и ремонт указанного многоквартирного дома в размере 26,03 рублей с 1 кв. м. Факт увеличения управляющей компанией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и его взимание подтверждается квитанциями, выставленными собственниками помещений указанного многоквартирного дома за период с января 2011 по февраль 2012 г.

 

            Как следует из материалов дела, общее собрание собственников помещений в указанном многоквартирном доме проводилось (Протокол от 29.10.2011 г.), вопрос изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не рассматривался.

 

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, тариф за содержание и ремонт изменен управляющей компанией в одностороннем порядке до срока истечения 1 года с момента заключения договора управления.

 

            В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

 

            Согласно части 1 и 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.

 

     Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

 

            В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

 

     В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 

     В соответствии с частью 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

 

     В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

      Порядок ценообразования при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения определен императивной нормой Жилищного Кодекса РФ, а именно  частью 7 статьи 156 ЖК РФ. Несоблюдение требований в части определения цены, установленных указанным нормативным правовым актом при наличии у хозяйствующего субъекта доминирующего положения на соответствующем товарном рынке, будет образовывать состав правонарушения предусмотренный пунктом 10 части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции».

 

     Факт взимания увеличенного в одностороннем порядке ООО «Октябрьское ЖЭУ» размера платы за содержание и ремонт жилого помещения подтверждается счетами-квитанциями, выставленными собственникам за период с января 2011 по февраль 2012 года, что свидетельствует о нарушении обществом определенного частью 7 статьи 156 ЖК РФ порядка ценообразования. Аналитическим отчетом, составленным по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды, проведенным в соответствии с  Приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5, Приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220, подтверждается тот факт, что ООО «Октябрьское ЖЭУ» занимает доминирующее положение с долей 100% на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирным домом жильцам в границах многоквартирного дома по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43, управление которым осуществляет Общество.

 

            В этой связи, Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Октябрьское ЖЭУ» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  злоупотреблении доминирующим положением, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении и взимании за период с января 2011 по февраль 2012 года размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43, в котором не создано ни товарищество собственников жилья, ни жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

 

            Комиссия также не может принять в качестве основанных на законе пояснения общества, обосновывающие возможность управляющей организацией в одностороннем порядке повышения платы за содержание и ремонт жилого помещения исходя из следующего.

 

            Так, ООО «Октябрьское ЖЭУ» в письме о 27.02.2012 г. № 462 пояснило, что в соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ  плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Обязанностью собственников жилья на основании статьи 45 ЖК РФ является проведение ежегодного годового собрания. Этой обязанностью собственники, по словам ООО «Октябрьское ЖЭУ», пренебрегли. Это обстоятельство, а также увеличение стоимости услуг подрядных организаций явилось основанием для ООО «Октябрьское ЖЭУ» в одностороннем порядке повысить стоимость услуги за содержание и ремонт, уведомив об этом жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Мурманск, ул. Книповича, д. 43 посредством размещения соответствующей информации в счет-кватанциях за январь 2011 г.

 

Комиссия также не может принять этот довод обоснованным, поскольку в ходе рассмотрения дела заявителями был представлен доказательство того, что общее собрание собственников жилья указанного многоквартирного дома проводилось. Об этом свидетельствует Протокол общего собрания собственников жилья от 29.10.2011 г.

 

            Довод общества об увеличении стоимости услуг подрядных организаций (ООО «ОРКО-инвест», ООО «Мурманск-лифт Центр») свидетельствует о причинах повлекших увеличение платы, при этом не подтверждает, что действия управляющей организации были законными с точки зрения действующего законодательства, поскольку указанный пункт Правил не содержит сведений о том, что при наличии объективных причин, управляющая компания самостоятельно имеет право изменять размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 

Также ответчиком был представлен довод, что общество не нарушило установленного порядка ценообразования, поскольку частью  7 статьи 156 ЖК РФ  предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

 

Указанный довод не может быть принят Комиссией, поскольку управляющей компанией тариф за содержание и ремонт был увеличен в одностороннем порядке до истечении года, в котором этот тариф был установлен (Договор управления, в котором был установлен тариф за содержание и ремонт, был заключен между ООО «Октябрьское ЖЭУ» и собственниками жилья 01.02.2010 г., тогда как счет-квитанции с повышенным тарифом стали поступать для оплаты собственникам уже за январь 2011 г.)

 

 Пояснения Общества о том, что изменение цены обусловлено объективными, независящими от управляющей организации причинами не может быть принято Комиссией, поскольку, указанное само по себе не является обстоятельством, освобождающим ООО «Октябрьское ЖЭУ» от соблюдения требований жилищного законодательства, регламентирующих процедуру изменения платы, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей компанией. Именно поэтому Жилищный кодекс Российской Федерации и иные подзаконные акты не предусматривает каких-либо исключений в этой части по одностороннему и самостоятельному изменению управляющей организацией спорной платы.

 

На основании вышеизложенного и  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49, статьёй 50  Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотребления доминирующим положением, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно норм Жилищного Кодекса РФ, при установлении и взимании за период с января 2011 г. по февраль 2012 г. размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме № 43 по  ул. Книповича в г. Мурманске, в котором не создано ни товарищество собственников жилья, ни жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

 

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549) предписание о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: применять при расчетах для собственников жилых помещений многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске размер платы за содержание и ремонт общего имущества, определенный, исходя из утвержденной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома стоимости  в размере 22,64 рубля с 1 кв. метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику. Тариф за содержание и ремонт в размере 22,64 руб. применять при расчетах с собственниками жилья при формировании счет-квитанций за март 2012 г. и до момента принятия собственниками помещений решения об изменении указанной стоимости на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске

 

3. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

 

Председатель Комиссии: А.Н. Плетешков

Члены комиссии: О.А. Басавина, П.Г. Дворецкий, Е. А. Иванова

 

            Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

            Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу № 5

 

  27 марта  2012 г.                                                                                         г. Мурманск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя комиссии Плетешкова А.Н.. - руководителя управления; членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Басавиной О. А., ведущего специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Дворецкого П. Г., специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти Ивановой Е.А.; руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27 марта 2012 года по делу № 5 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана д. 9 ИНН 5190182549) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,    

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

 1. Обществу с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана д. 9 ИНН 5190182549) в срок до 10 апреля 2012 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: применять при расчетах для собственников жилых помещений многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске размер платы за содержание и ремонт общего имущества, определенный, исходя из утвержденной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома стоимости  в размере 22,64 рубля с 1 кв. метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику. Тариф за содержание и ремонт в размере 22,64 руб. применять при расчетах с собственниками жилья при формировании счет-квитанций за март 2012 г. и до момента принятия собственниками помещений решения об изменении указанной стоимости на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске

 

2.  Обществу с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ» (183025 г. Мурманск, ул. Тарана д. 9 ИНН 5190182549) в срок до  30 апреля 2012 года уведомить Мурманское УФАС России об исполнении предписания, представив в адрес управления заверенные надлежащим образом копию счет-квитанции, выставленные любому из собственников многоквартирного дома № 43 по ул. Книповича в г. Мурманске, за жилищно-коммунальные услуги.

 

Председатель Комиссии: А.Н. Плетешков

Члены комиссии: О.А. Басавина, П.Г. Дворецкий, Е. А. Иванова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 5 [format] => [safe_value] => № 5 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-28 12:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-27 12:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1332939506 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )