Р Е Ш Е Н И E по делу № 06-03-12/15
04 июля 2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – Чеченина С.А.,
члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.
рассмотрев материалы дела №06-03-12/15 от 07.06.2012г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1) и в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя Малыгина С.В. (ИНН183401942022, Челябинская область, г. Троицк, <…>), не получает корреспонденцию.
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области был проведен мониторинг рекламы, распространяемой в печатных изданиях, и выявлен факт распространения рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» распространялись рекламные статьи «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом».
В статье «Каменное масло - горный целитель» сказано, что при употреблении каменного масла наблюдается улучшение зрения, нормализация веса тела, уменьшение седины и улучшения структуры волос. Кроме того в подразделе статьи « А вот, что говорят люди о каменном масле» сказано: «В одной из сибирских больниц отобрали группу из 12 человек с особо сложными переломами и 3 раза в день давали эликсир каменное масло …. рентген показал, что у больных началось нарастание костной ткани…. Никаких побочных явлений не было. Имеется хороший клинический опыт лечения язвенной болезни желудка каменным маслом…». Далее описывается отзыв врача терапевта Галины Петровой: « В 18 лет мне врачи поставили диагноз «Сахарный диабет II типа инсулинозависимый». Сахар крови постоянно скакал, общее состояние было нестабильным, зрение резко падало… Коллега по работе посоветовала начать прием каменного масла. Я воспользовалась рекомендацией и спустя время стала чувствовать себя бодро, сахар в крови нормализовался, зрение улучшилось».
В статье «Живица кедровая с каменным маслом» сказано: «…Теперь с помощью живицы с добавлением каменного масла можно быстрее помочь при инфекционных, воспалительных и бактериальных процессах, болезнях печени и поджелудочной железы, заболеваниях нервной системы и опорно-двигательного аппарата, неподвижности суставов, варикозном расширении вен, хронической усталости, гинекологических нарушениях у женщин, половом бессилии у мужчин и многом другом.»
Далее приводятся письма граждан: «Хочу поделиться: у меня был хронический цистит и проблемы по гинекологии. Я купила и стала пить живицу на каменном масле. В первые три дня прошел цистит….А вот нарушение по женской части пришлось лечить подольше, почти три месяца…Но я довольна результатом.. .Спасибо огромное за это чудесное средство!»,
«Мы с подругой разошлись во мнениях. Она утверждает, что употребление природных средств без медикаментозных препаратов вредит здоровью. Я же хочу доказать обратное, что есть средства, которые являются чуть ли не панацеей от многих болезней. Попробовав кедровую живицу на каменном масле, я избавилась от экземы…вылечила герпес….».
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о рекламе, реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламные статьи , размещенные в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ», содержат все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначены для неопределенного круга лиц; преследуют строго заданные цели информирования и продвижение продукции - «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом», побуждают воспользоваться данными продуктами.
Объектами рекламирования является продукция: «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом».
Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что текст рекламных сообщений свидетельствует о намерении рекламораспространителя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека.
Согласно Федеральному реестру (в сети Интернет http://obad.ru) биологически активная добавка (далее - БАД) «Живица кедровая», номер свидетельства: 77.99.23.3.У.6331.609 от 24.06.2009, область применения БАД в пищевой промышленности при производстве биологически активных добавок к пище.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
«Живица кедровая» является биологической активной добавкой к пище, но не лекарственным препаратом.
«Каменное масло - горный целитель» отсутствует в Федеральном реестре БАД и в государственном реестре лекарственных средств (в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
Таким образом, данные продукты как лекарственные средства не зарегистрированы, то есть лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанной продукции, кроме как имеющихся в сертификатах соответствия на рекламируемые товары.
По запросу УФАС по Мурманской области ИП Малыгин С.В. не представил регистрационные удостоверения, сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения на «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом».
Кроме того, индивидуальный предприниматель Малыгин С.В. не направил объяснений и заявлений на определение УФАС по Мурманской области о возбуждении дела №06-03-12/15 по признакам нарушения рекламного законодательства РФ о рекламе.
Представитель ООО «Комсомольская правда-Арктика» в ходе заседания сообщил, что рекламодатель сознательно шел на нарушения Закона о рекламе.
Сотрудники Мурманского филиала ЗАО «ИД» «Комсомольская правда»» и ООО «Комсомольская правда-Арктика» неоднократно предупреждали рекламодателя о том, что его рекламные статьи содержат признаки нарушения рекламного законодательства и что ответственность за данные нарушения несет рекламодатель. Однако рекламодатель настаивал на первоначальном тексте макета рекламы и согласовывал его со следующей фразой: «Макет согласован, печать без изменений. В случае предъявления претензий по данному макету со стороны контролирующих органов ответственность несет ИП Малыгин С.В.»
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Комсомольская правда «Арктика»», участвующего в рассмотрении, приходит к выводу о том, что данные рекламные статьи нарушают требования части 1 статьи 25, пункта 2 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона о рекламе являются недостоверными и ненадлежащими.
Согласно договору возмездного оказания услуг на размещение рекламы №30 от 01.04.2011г. заказал публикацию рекламы «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом» индивидуальный предприниматель Малыгин С.В., разместил в газете «Ва.Банкъ» рекламу заказчика Мурманский Филиал закрытого акционерного общества «Издательский дом «Комсомольская правда».
Мурманский филиал ЗАО «ИД «Комсомольская правда» представило письмо, из которого следует, что учредителем газеты «Ва.Банкъ» является – ООО «Комсомольская правда – Арктика». Между ООО «Комсомольская правда – Арктика» и ЗАО «ИД «Комсомольская правда» Мурманский филиал, заключен договор на размещение рекламы (информационных сообщений) в газете «Ва.Банкъ». По данному договору ЗАО «ИД «Комсомольская правда» осуществляет действия по поиску клиентов, согласованию с ними условий размещения рекламы в издании, прием от клиентов оригинал-макетов, размещение рекламы в издании.
Рекламораспространителем является ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1).
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Малыгин С.В. (ИНН183401942022, Челябинская область, г. Троицк, <…>).
Таким образом, ИП Малыгин С.В. сознательно разместил рекламные статьи «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» с нарушением пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Доказательств прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.
Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Требование законодательства не допускать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники служат целям защиты потребителя от недобросовестной рекламной информации, и направлено на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.
Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей, распространяющих продукцию не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламную статью «Каменное масло - горный целитель размещенную в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Признать рекламную статью «Живица кедровая с каменным маслом», размещенные в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
3. Выдать предписание ИП Малыгину С.В. и ООО «Комсомольская правда – Арктика» о прекращении распространения рекламы с нарушением пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Малыгина С.В.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 26.06. 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04.06. 2012 года.
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
04.07.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – Чеченина С.А.,
члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.
на основании своего решения от 26.06.2012 года по делу № 06-03-12/15 о признании рекламных статей: «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом», размещенных в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ», недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламодателю – индивидуальному предпринимателю Малыгину С.В. (ИНН183401942022, Челябинская область, г. Троицк, <…>) прекратить размещение рекламных статей: «Живица кедровая с каменным маслом» и «Каменное масло - горный целитель», с нарушением требований пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ во всех средствах массовой информации.
А именно исключить возможность рекламирования продуктов не зарегистрированных как лекарственные средства с указанием в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, с указанием на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок, с указанием исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
04.07.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – Чеченина С.А.,
члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.
на основании своего решения от 26.06.2012 года по делу № 06-03-12/15 о признании рекламных статей: «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом», размещенных в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ», недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламораспространителю ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1) прекратить размещение рекламных статей: «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом», с содержанием макета, представленного ИП Малыгиным С.В. и обеспечить соблюдение требований пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 8082
[uid] => 5
[title] => Решение и предписания по делу № 06-03-12/15 в отношении ИП Малыгина С.В. и ООО «Комсомольская правда - Арктика»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8082
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1341408049
[changed] => 1370520111
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370520111
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Р Е Ш Е Н И E по делу № 06-03-12/15
04 июля 2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – Чеченина С.А.,
члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.
рассмотрев материалы дела №06-03-12/15 от 07.06.2012г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1) и в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя Малыгина С.В. (ИНН183401942022, Челябинская область, г. Троицк, <…>), не получает корреспонденцию.
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области был проведен мониторинг рекламы, распространяемой в печатных изданиях, и выявлен факт распространения рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» распространялись рекламные статьи «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом».
В статье «Каменное масло - горный целитель» сказано, что при употреблении каменного масла наблюдается улучшение зрения, нормализация веса тела, уменьшение седины и улучшения структуры волос. Кроме того в подразделе статьи « А вот, что говорят люди о каменном масле» сказано: «В одной из сибирских больниц отобрали группу из 12 человек с особо сложными переломами и 3 раза в день давали эликсир каменное масло …. рентген показал, что у больных началось нарастание костной ткани…. Никаких побочных явлений не было. Имеется хороший клинический опыт лечения язвенной болезни желудка каменным маслом…». Далее описывается отзыв врача терапевта Галины Петровой: « В 18 лет мне врачи поставили диагноз «Сахарный диабет II типа инсулинозависимый». Сахар крови постоянно скакал, общее состояние было нестабильным, зрение резко падало… Коллега по работе посоветовала начать прием каменного масла. Я воспользовалась рекомендацией и спустя время стала чувствовать себя бодро, сахар в крови нормализовался, зрение улучшилось».
В статье «Живица кедровая с каменным маслом» сказано: «…Теперь с помощью живицы с добавлением каменного масла можно быстрее помочь при инфекционных, воспалительных и бактериальных процессах, болезнях печени и поджелудочной железы, заболеваниях нервной системы и опорно-двигательного аппарата, неподвижности суставов, варикозном расширении вен, хронической усталости, гинекологических нарушениях у женщин, половом бессилии у мужчин и многом другом.»
Далее приводятся письма граждан: «Хочу поделиться: у меня был хронический цистит и проблемы по гинекологии. Я купила и стала пить живицу на каменном масле. В первые три дня прошел цистит….А вот нарушение по женской части пришлось лечить подольше, почти три месяца…Но я довольна результатом.. .Спасибо огромное за это чудесное средство!»,
«Мы с подругой разошлись во мнениях. Она утверждает, что употребление природных средств без медикаментозных препаратов вредит здоровью. Я же хочу доказать обратное, что есть средства, которые являются чуть ли не панацеей от многих болезней. Попробовав кедровую живицу на каменном масле, я избавилась от экземы…вылечила герпес….».
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о рекламе, реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламные статьи , размещенные в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ», содержат все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначены для неопределенного круга лиц; преследуют строго заданные цели информирования и продвижение продукции - «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом», побуждают воспользоваться данными продуктами.
Объектами рекламирования является продукция: «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом».
Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что текст рекламных сообщений свидетельствует о намерении рекламораспространителя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека.
Согласно Федеральному реестру (в сети Интернет http://obad.ru) биологически активная добавка (далее - БАД) «Живица кедровая», номер свидетельства: 77.99.23.3.У.6331.609 от 24.06.2009, область применения БАД в пищевой промышленности при производстве биологически активных добавок к пище.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
«Живица кедровая» является биологической активной добавкой к пище, но не лекарственным препаратом.
«Каменное масло - горный целитель» отсутствует в Федеральном реестре БАД и в государственном реестре лекарственных средств (в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
Таким образом, данные продукты как лекарственные средства не зарегистрированы, то есть лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанной продукции, кроме как имеющихся в сертификатах соответствия на рекламируемые товары.
По запросу УФАС по Мурманской области ИП Малыгин С.В. не представил регистрационные удостоверения, сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения на «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом».
Кроме того, индивидуальный предприниматель Малыгин С.В. не направил объяснений и заявлений на определение УФАС по Мурманской области о возбуждении дела №06-03-12/15 по признакам нарушения рекламного законодательства РФ о рекламе.
Представитель ООО «Комсомольская правда-Арктика» в ходе заседания сообщил, что рекламодатель сознательно шел на нарушения Закона о рекламе.
Сотрудники Мурманского филиала ЗАО «ИД» «Комсомольская правда»» и ООО «Комсомольская правда-Арктика» неоднократно предупреждали рекламодателя о том, что его рекламные статьи содержат признаки нарушения рекламного законодательства и что ответственность за данные нарушения несет рекламодатель. Однако рекламодатель настаивал на первоначальном тексте макета рекламы и согласовывал его со следующей фразой: «Макет согласован, печать без изменений. В случае предъявления претензий по данному макету со стороны контролирующих органов ответственность несет ИП Малыгин С.В.»
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Комсомольская правда «Арктика»», участвующего в рассмотрении, приходит к выводу о том, что данные рекламные статьи нарушают требования части 1 статьи 25, пункта 2 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона о рекламе являются недостоверными и ненадлежащими.
Согласно договору возмездного оказания услуг на размещение рекламы №30 от 01.04.2011г. заказал публикацию рекламы «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом» индивидуальный предприниматель Малыгин С.В., разместил в газете «Ва.Банкъ» рекламу заказчика Мурманский Филиал закрытого акционерного общества «Издательский дом «Комсомольская правда».
Мурманский филиал ЗАО «ИД «Комсомольская правда» представило письмо, из которого следует, что учредителем газеты «Ва.Банкъ» является – ООО «Комсомольская правда – Арктика». Между ООО «Комсомольская правда – Арктика» и ЗАО «ИД «Комсомольская правда» Мурманский филиал, заключен договор на размещение рекламы (информационных сообщений) в газете «Ва.Банкъ». По данному договору ЗАО «ИД «Комсомольская правда» осуществляет действия по поиску клиентов, согласованию с ними условий размещения рекламы в издании, прием от клиентов оригинал-макетов, размещение рекламы в издании.
Рекламораспространителем является ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1).
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Малыгин С.В. (ИНН183401942022, Челябинская область, г. Троицк, <…>).
Таким образом, ИП Малыгин С.В. сознательно разместил рекламные статьи «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» с нарушением пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Доказательств прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.
Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Требование законодательства не допускать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники служат целям защиты потребителя от недобросовестной рекламной информации, и направлено на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.
Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей, распространяющих продукцию не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламную статью «Каменное масло - горный целитель размещенную в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Признать рекламную статью «Живица кедровая с каменным маслом», размещенные в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
3. Выдать предписание ИП Малыгину С.В. и ООО «Комсомольская правда – Арктика» о прекращении распространения рекламы с нарушением пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Малыгина С.В.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 26.06. 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04.06. 2012 года.
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
04.07.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – Чеченина С.А.,
члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.
на основании своего решения от 26.06.2012 года по делу № 06-03-12/15 о признании рекламных статей: «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом», размещенных в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ», недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламодателю – индивидуальному предпринимателю Малыгину С.В. (ИНН183401942022, Челябинская область, г. Троицк, <…>) прекратить размещение рекламных статей: «Живица кедровая с каменным маслом» и «Каменное масло - горный целитель», с нарушением требований пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ во всех средствах массовой информации.
А именно исключить возможность рекламирования продуктов не зарегистрированных как лекарственные средства с указанием в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, с указанием на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок, с указанием исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
04.07.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – Чеченина С.А.,
члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.
на основании своего решения от 26.06.2012 года по делу № 06-03-12/15 о признании рекламных статей: «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом», размещенных в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ», недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламораспространителю ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1) прекратить размещение рекламных статей: «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом», с содержанием макета, представленного ИП Малыгиным С.В. и обеспечить соблюдение требований пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Р Е Ш Е Н И E по делу № 06-03-12/15
04 июля 2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – Чеченина С.А.,
члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.
рассмотрев материалы дела №06-03-12/15 от 07.06.2012г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1) и в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя Малыгина С.В. (ИНН183401942022, Челябинская область, г. Троицк, <…>), не получает корреспонденцию.
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области был проведен мониторинг рекламы, распространяемой в печатных изданиях, и выявлен факт распространения рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» распространялись рекламные статьи «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом».
В статье «Каменное масло - горный целитель» сказано, что при употреблении каменного масла наблюдается улучшение зрения, нормализация веса тела, уменьшение седины и улучшения структуры волос. Кроме того в подразделе статьи « А вот, что говорят люди о каменном масле» сказано: «В одной из сибирских больниц отобрали группу из 12 человек с особо сложными переломами и 3 раза в день давали эликсир каменное масло …. рентген показал, что у больных началось нарастание костной ткани…. Никаких побочных явлений не было. Имеется хороший клинический опыт лечения язвенной болезни желудка каменным маслом…». Далее описывается отзыв врача терапевта Галины Петровой: « В 18 лет мне врачи поставили диагноз «Сахарный диабет II типа инсулинозависимый». Сахар крови постоянно скакал, общее состояние было нестабильным, зрение резко падало… Коллега по работе посоветовала начать прием каменного масла. Я воспользовалась рекомендацией и спустя время стала чувствовать себя бодро, сахар в крови нормализовался, зрение улучшилось».
В статье «Живица кедровая с каменным маслом» сказано: «…Теперь с помощью живицы с добавлением каменного масла можно быстрее помочь при инфекционных, воспалительных и бактериальных процессах, болезнях печени и поджелудочной железы, заболеваниях нервной системы и опорно-двигательного аппарата, неподвижности суставов, варикозном расширении вен, хронической усталости, гинекологических нарушениях у женщин, половом бессилии у мужчин и многом другом.»
Далее приводятся письма граждан: «Хочу поделиться: у меня был хронический цистит и проблемы по гинекологии. Я купила и стала пить живицу на каменном масле. В первые три дня прошел цистит….А вот нарушение по женской части пришлось лечить подольше, почти три месяца…Но я довольна результатом.. .Спасибо огромное за это чудесное средство!»,
«Мы с подругой разошлись во мнениях. Она утверждает, что употребление природных средств без медикаментозных препаратов вредит здоровью. Я же хочу доказать обратное, что есть средства, которые являются чуть ли не панацеей от многих болезней. Попробовав кедровую живицу на каменном масле, я избавилась от экземы…вылечила герпес….».
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о рекламе, реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламные статьи , размещенные в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ», содержат все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначены для неопределенного круга лиц; преследуют строго заданные цели информирования и продвижение продукции - «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом», побуждают воспользоваться данными продуктами.
Объектами рекламирования является продукция: «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом».
Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что текст рекламных сообщений свидетельствует о намерении рекламораспространителя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека.
Согласно Федеральному реестру (в сети Интернет http://obad.ru) биологически активная добавка (далее - БАД) «Живица кедровая», номер свидетельства: 77.99.23.3.У.6331.609 от 24.06.2009, область применения БАД в пищевой промышленности при производстве биологически активных добавок к пище.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
«Живица кедровая» является биологической активной добавкой к пище, но не лекарственным препаратом.
«Каменное масло - горный целитель» отсутствует в Федеральном реестре БАД и в государственном реестре лекарственных средств (в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
Таким образом, данные продукты как лекарственные средства не зарегистрированы, то есть лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанной продукции, кроме как имеющихся в сертификатах соответствия на рекламируемые товары.
По запросу УФАС по Мурманской области ИП Малыгин С.В. не представил регистрационные удостоверения, сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения на «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом».
Кроме того, индивидуальный предприниматель Малыгин С.В. не направил объяснений и заявлений на определение УФАС по Мурманской области о возбуждении дела №06-03-12/15 по признакам нарушения рекламного законодательства РФ о рекламе.
Представитель ООО «Комсомольская правда-Арктика» в ходе заседания сообщил, что рекламодатель сознательно шел на нарушения Закона о рекламе.
Сотрудники Мурманского филиала ЗАО «ИД» «Комсомольская правда»» и ООО «Комсомольская правда-Арктика» неоднократно предупреждали рекламодателя о том, что его рекламные статьи содержат признаки нарушения рекламного законодательства и что ответственность за данные нарушения несет рекламодатель. Однако рекламодатель настаивал на первоначальном тексте макета рекламы и согласовывал его со следующей фразой: «Макет согласован, печать без изменений. В случае предъявления претензий по данному макету со стороны контролирующих органов ответственность несет ИП Малыгин С.В.»
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Комсомольская правда «Арктика»», участвующего в рассмотрении, приходит к выводу о том, что данные рекламные статьи нарушают требования части 1 статьи 25, пункта 2 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона о рекламе являются недостоверными и ненадлежащими.
Согласно договору возмездного оказания услуг на размещение рекламы №30 от 01.04.2011г. заказал публикацию рекламы «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом» индивидуальный предприниматель Малыгин С.В., разместил в газете «Ва.Банкъ» рекламу заказчика Мурманский Филиал закрытого акционерного общества «Издательский дом «Комсомольская правда».
Мурманский филиал ЗАО «ИД «Комсомольская правда» представило письмо, из которого следует, что учредителем газеты «Ва.Банкъ» является – ООО «Комсомольская правда – Арктика». Между ООО «Комсомольская правда – Арктика» и ЗАО «ИД «Комсомольская правда» Мурманский филиал, заключен договор на размещение рекламы (информационных сообщений) в газете «Ва.Банкъ». По данному договору ЗАО «ИД «Комсомольская правда» осуществляет действия по поиску клиентов, согласованию с ними условий размещения рекламы в издании, прием от клиентов оригинал-макетов, размещение рекламы в издании.
Рекламораспространителем является ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1).
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Малыгин С.В. (ИНН183401942022, Челябинская область, г. Троицк, <…>).
Таким образом, ИП Малыгин С.В. сознательно разместил рекламные статьи «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» с нарушением пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Доказательств прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.
Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Требование законодательства не допускать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники служат целям защиты потребителя от недобросовестной рекламной информации, и направлено на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.
Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей, распространяющих продукцию не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламную статью «Каменное масло - горный целитель размещенную в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Признать рекламную статью «Живица кедровая с каменным маслом», размещенные в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
3. Выдать предписание ИП Малыгину С.В. и ООО «Комсомольская правда – Арктика» о прекращении распространения рекламы с нарушением пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Малыгина С.В.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 26.06. 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04.06. 2012 года.
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
04.07.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – Чеченина С.А.,
члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.
на основании своего решения от 26.06.2012 года по делу № 06-03-12/15 о признании рекламных статей: «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом», размещенных в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ», недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламодателю – индивидуальному предпринимателю Малыгину С.В. (ИНН183401942022, Челябинская область, г. Троицк, <…>) прекратить размещение рекламных статей: «Живица кедровая с каменным маслом» и «Каменное масло - горный целитель», с нарушением требований пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ во всех средствах массовой информации.
А именно исключить возможность рекламирования продуктов не зарегистрированных как лекарственные средства с указанием в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, с указанием на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок, с указанием исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
04.07.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:
председатель комиссии – Чеченина С.А.,
члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.
на основании своего решения от 26.06.2012 года по делу № 06-03-12/15 о признании рекламных статей: «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом», размещенных в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и в № 5 (820) от 04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ», недобросовестной и ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламораспространителю ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1) прекратить размещение рекламных статей: «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом», с содержанием макета, представленного ИП Малыгиным С.В. и обеспечить соблюдение требований пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25 и пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 06-03-12/15
[format] =>
[safe_value] => № 06-03-12/15
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 14
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-07-04 12:54:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-07-04 12:54:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1341408049
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Мурманское УФАС России
)