Решение по делу № 33 в отношении ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал»

Номер дела: № 33
Дата публикации: 10 октября 2012, 11:27

Р Е Ш Е Н И Е по делу №33 о нарушении

антимонопольного законодательства

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «02» октября 2012г.                  

В полном объеме решение изготовлено «10» октября 2012г.

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 33 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» (184650, Мурманская область, г. Полярный, ул. Советская д. 17, а/я 63) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены на услугу по опломбированию приборов учета потребляемой питьевой воды для юридических лиц, в присутствии представителей ответчика: экономиста ОАО «Водоканал» <Л…> (доверенность от 05.09.2012 № 1807), юрисконсульта ОАО «Водоканал» <П…> (доверенность от 01.10.2012 № 1979), в отсутствии заявителя МУПП «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Видяево, 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Мурманское УФАС России поступило заявление Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Видяево об установлении ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» (г. Полярный) (далее по тексту ОАО «Водоканал») монопольно высокой цены на услугу по опломбировке деталей узла учета потребляемой питьевой воды.

 

В адрес Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Видяево со стороны  ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» был направлен договор подряда от 01.08.2011 №ВП11-16 о выполнении работ по проверке монтажа и опломбированию деталей узла учета потребляемой питьевой воды. Согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора, стоимость работ составила 1024,48 рублей. По мнению заявителя, стоимость работ по договору завышена, что и явилось поводом для обращения в антимонопольный орган.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено следующее.

 

Правоотношения в сфере пользования системами коммунального водоснабжения урегулированы Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №167 (далее по тексту – Правила).

 

В соответствии с указанными Правилами «абонент - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом».

 

Пунктами 32-35 указанных Правил устанавливается, что абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод.

 

Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерения.

 

Средства измерения на узле учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученной питьевой воды или сбрасываемых сточных вод (пункт 39).

 

В соответствии с пунктом 41 указанных Правил, приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений в эксплуатацию не допускаются.

 

Однако, в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по опломбированию средств измерения к лицензируемым видам деятельности не относится. Не предусмотрено требование лицензирования и Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

 

В связи с тем, что в указанных Правилах нет прямого указания на то, какой организацией осуществляется опломбировка приборов учета воды, Комиссия посчитала целесообразным применить аналогию с правилами поставки иных коммунальных ресурсов.

 

Так, допуск в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, опломбировка приборов учета производится представителем энергоснабжающей организации (пункты 7.1, 7.4 и 7.5 Правил учета тепловой энергии, утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936); опломбировка приборов учета газа производится поставщиком газа (подпункт «б» пункта 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549); в соответствии с подпунктом «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354) обязанностью исполнителя коммунальных услуг является ввод в эксплуатацию приборов учета.

 

Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой и сети которых имеют непосредственное присоединение, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета.

 

На основании вышеизложенного, Комиссией сделан вывод о том, что ввод приборов учета в эксплуатацию для юридических лиц осуществляется энергоснабжающими организациями, для физических лиц - исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах.      

 

Цены (тарифы) на услугу по опломбировке учета воды действующим законодательством не регулируются, а устанавливаются хозяйствующим субъектом самостоятельно.

 

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемлении интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункт 1).

 

 Из смысла указанной нормы следует, что для признания нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки:

 

- наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;

- злоупотребление доминирующим положением на данном рынке (в рамках рассмотрения настоящего дела – установление хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара).  

 

ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» является поставщиком коммунальных услуг (водоснабжения и водоотведения) для юридических лиц в ЗАТО Видяево, в том числе и для ММУП Жилищно-коммунальное хозяйство ЗАТО Видяево.

 

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуга водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к услугам естественных монополий.

 

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим.

 

            Учитывая, что услуги по опломбированию приборов учета воды предоставляются организацией, поставляющей ресурс, которая в силу закона «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» признается занимающей доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах своих сетей, данная организация одновременно занимает доминирующее положение и на рынке услуг по опломбированию приборов учета воды.  

 

Таким образом, Комиссией установлено, что ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг по опломбировке приборов учета воды для юридических лиц, в границах сетей предприятия в ЗАТО Видяево.  

 

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции «монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами…»

 

Таким образом, для выявления факта установления Открытым акционерным обществом «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» монопольно высокой цены, антимонопольному органу необходимо установить, что цена на опломбировку приборов учета питьевой воды, сформированная Обществом, превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

 

Стоимость работ на проверку монтажа и опломбирование деталей узла учета потребляемой питьевой воды, с составлением акта для юридических лиц составила 1024,48 руб. Из них: заработная плата контролера ВКХ за 1,05 часов работы - 179,53 руб. начисления на заработную плату 34,2% - 31,40 руб., проволока для пломбирования – 0,50 руб., пломба 1 шт. – 4,03 руб., общеэксплуатационные расходы в размере 283,8% от заработной платы контролера ВКХ, что составило 509,50руб., а также рентабельность 15% - 113,24 руб. и НДС 18% - 156,28 руб.

 

В соответствии с представленной Калькуляцией на проверку монтажа и опломбирование деталей узла учета потребляемой питьевой воды, с составлением акта для юридических лиц по ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» стоимость услуги была сформирована с учетом следующих положений:

 

1) Время, затраченное специалистом на выполнение следующих работ: выход к месту работы и обратно, проверка монтажа, опломбировка деталей узла учета потребляемой питьевой воды (с учетом задвижки на обводной линии), составление регистрационного акта составляет в сумме 1,05 часов.

 

Норма времени на выполнение работ на объекте в соответствии с утвержденными Приказом Госстроя России от 16.08.2000г. № 184 «Рекомендациями  по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в ЖКХ». Перечень работ и нормы времени на работы по проверке монтажа и опломбировке деталей узла учета утверждены приказом генерального директора Общества от 14.02.2011 № 37.

 

2) Расходы по оплате труда контролера ВКХ рассчитываются путем умножения нормы времени на выполнение работ умножена на часовой ФОТ специалиста, осуществляющего работы по опломбировке деталей узла учета

 

Часовой ФОТ контролера ВКХ в соответствии со штатным расписанием на 2011 год, утвержденным Приказом генерального директора Общества от 24.12.2010 № 236, составляет 170,98 руб.

 

Таким образом, расходы на оплату труда составляют 179,53 руб.

 

3) Начисления на зарплату рассчитываются как 34,2% от расходов на оплату труда и составляют 61,40 руб.  

 

На основании части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01.01.2011 тарифы страховых взносов установлены в размере 34%.

 

Расходы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются для каждого предприятия на основании страхового свидетельства и составляют для ОАО «Водоканал» 0,2% от расходов на оплату труда.

 

4) Стоимость проволоки для опломбирования (0,006кг) составляет 0,50 руб.

 

Рассчитывается от стоимости одного килограмма материала (проволока нихром 1 кг - 83,44 руб.).

 

5) Стоимость пломбы 1 шт. составляет 4,03 руб.

 

6) Общеэксплуатационные расходы рассчитаны как 283,8% от ФОТ контролера ВКХ и составляют 509,50 руб.

 

Общеэксплуатационные расходы – это накладные расходы, которые складываются  по предприятию в целом. Основная деятельность предприятия – предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению, тарифы на данные услуги являются регулируемыми. При утверждении тарифа общеэксплуатационные расходы проверяются и утверждаются Управлением по тарифному регулированию Мурманской области. Все затраты предприятия за 2011 год составляют 68 658,3 млн. рублей и состоят из расходов на содержание административно-управленческого аппарата и общехозяйственных расходов.

 

При формировании цены услуги общеэксплуатационные расходы включаются в стоимость в виде процентного начисления к Фонду заработной платы специалиста, занятого на производстве конкретной услуги.

 

Расчет общеэксплуатационных расходов должен производиться на основании Письма Министерства строительства РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-368 «Об изменениях и дополнениях к методическим рекомендациям по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции».

 

Согласно указанной методике, общеэксплуатационные расходы рассчитываются как удельный вес каждой статьи накладных расходов к заработной плате общехозяйственного персонала. По данному расчету величина накладных расходов составляет 598,7%.  

 

Как пояснили представители ОАО «Водоканал», для снижения величины накладных расходов Обществом был избран иной способ их расчета.

 

А именно:

 

- для содержания управления расчет сформирован путем выделения удельного веса всех затрат по содержанию административно-управленческого персонала к заработной плате управленческого персонала (составил 144,9%);

- для общехозяйственных расходов расчет сформирован путем выделения удельного веса всех общехозяйственных расходов к заработной плате общепроизводственного персонала (составил 138,9%).

 

Итоговый размер общеэксплуатационных расходов определяется суммированием накладных расходов на содержание административно-управленческого персонала и общехозяйственных расходов.

 

7) Рентабельность в размере 15% от стоимости выполнения работ определена на основании Приказа генерального директора Общества от 24.12.2010 № 231 и  составляет 113,24 руб.

 

8) Налог на добавленную стоимость в размере 18% установлен на основании части 2 главы 21 Налогового кодека РФ и составил для стоимости услуги 156,28 руб.    

 

Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что, исходя из представленных документов и пояснений представителей Общества, структура и величина стоимости услуги по опломбированию деталей узла учета потребления воды, сформированная ОАО «Водоканал», является обоснованной, т.е. не превышает сумму необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли.

 

Учитывая вышеизложенное, факт злоупотребления ОАО «Водоканал» доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на услугу по опломбированию деталей узла учета Комиссией в ходе рассмотрения дела не выявлен.   

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Дело № 33 о нарушении Открытым акционерным обществом «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» (184650, Мурманская область, г. Полярный, ул. Советская д. 17, а/я 63) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8236 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 33 в отношении ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8236 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350286247 [changed] => 1370520111 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370520111 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е по делу №33 о нарушении

антимонопольного законодательства

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «02» октября 2012г.                  

В полном объеме решение изготовлено «10» октября 2012г.

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 33 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» (184650, Мурманская область, г. Полярный, ул. Советская д. 17, а/я 63) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены на услугу по опломбированию приборов учета потребляемой питьевой воды для юридических лиц, в присутствии представителей ответчика: экономиста ОАО «Водоканал» <Л…> (доверенность от 05.09.2012 № 1807), юрисконсульта ОАО «Водоканал» <П…> (доверенность от 01.10.2012 № 1979), в отсутствии заявителя МУПП «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Видяево, 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Мурманское УФАС России поступило заявление Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Видяево об установлении ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» (г. Полярный) (далее по тексту ОАО «Водоканал») монопольно высокой цены на услугу по опломбировке деталей узла учета потребляемой питьевой воды.

 

В адрес Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Видяево со стороны  ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» был направлен договор подряда от 01.08.2011 №ВП11-16 о выполнении работ по проверке монтажа и опломбированию деталей узла учета потребляемой питьевой воды. Согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора, стоимость работ составила 1024,48 рублей. По мнению заявителя, стоимость работ по договору завышена, что и явилось поводом для обращения в антимонопольный орган.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено следующее.

 

Правоотношения в сфере пользования системами коммунального водоснабжения урегулированы Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №167 (далее по тексту – Правила).

 

В соответствии с указанными Правилами «абонент - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом».

 

Пунктами 32-35 указанных Правил устанавливается, что абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод.

 

Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерения.

 

Средства измерения на узле учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученной питьевой воды или сбрасываемых сточных вод (пункт 39).

 

В соответствии с пунктом 41 указанных Правил, приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений в эксплуатацию не допускаются.

 

Однако, в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по опломбированию средств измерения к лицензируемым видам деятельности не относится. Не предусмотрено требование лицензирования и Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

 

В связи с тем, что в указанных Правилах нет прямого указания на то, какой организацией осуществляется опломбировка приборов учета воды, Комиссия посчитала целесообразным применить аналогию с правилами поставки иных коммунальных ресурсов.

 

Так, допуск в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, опломбировка приборов учета производится представителем энергоснабжающей организации (пункты 7.1, 7.4 и 7.5 Правил учета тепловой энергии, утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936); опломбировка приборов учета газа производится поставщиком газа (подпункт «б» пункта 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549); в соответствии с подпунктом «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354) обязанностью исполнителя коммунальных услуг является ввод в эксплуатацию приборов учета.

 

Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой и сети которых имеют непосредственное присоединение, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета.

 

На основании вышеизложенного, Комиссией сделан вывод о том, что ввод приборов учета в эксплуатацию для юридических лиц осуществляется энергоснабжающими организациями, для физических лиц - исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах.      

 

Цены (тарифы) на услугу по опломбировке учета воды действующим законодательством не регулируются, а устанавливаются хозяйствующим субъектом самостоятельно.

 

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемлении интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункт 1).

 

 Из смысла указанной нормы следует, что для признания нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки:

 

- наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;

- злоупотребление доминирующим положением на данном рынке (в рамках рассмотрения настоящего дела – установление хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара).  

 

ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» является поставщиком коммунальных услуг (водоснабжения и водоотведения) для юридических лиц в ЗАТО Видяево, в том числе и для ММУП Жилищно-коммунальное хозяйство ЗАТО Видяево.

 

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуга водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к услугам естественных монополий.

 

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим.

 

            Учитывая, что услуги по опломбированию приборов учета воды предоставляются организацией, поставляющей ресурс, которая в силу закона «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» признается занимающей доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах своих сетей, данная организация одновременно занимает доминирующее положение и на рынке услуг по опломбированию приборов учета воды.  

 

Таким образом, Комиссией установлено, что ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг по опломбировке приборов учета воды для юридических лиц, в границах сетей предприятия в ЗАТО Видяево.  

 

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции «монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами…»

 

Таким образом, для выявления факта установления Открытым акционерным обществом «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» монопольно высокой цены, антимонопольному органу необходимо установить, что цена на опломбировку приборов учета питьевой воды, сформированная Обществом, превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

 

Стоимость работ на проверку монтажа и опломбирование деталей узла учета потребляемой питьевой воды, с составлением акта для юридических лиц составила 1024,48 руб. Из них: заработная плата контролера ВКХ за 1,05 часов работы - 179,53 руб. начисления на заработную плату 34,2% - 31,40 руб., проволока для пломбирования – 0,50 руб., пломба 1 шт. – 4,03 руб., общеэксплуатационные расходы в размере 283,8% от заработной платы контролера ВКХ, что составило 509,50руб., а также рентабельность 15% - 113,24 руб. и НДС 18% - 156,28 руб.

 

В соответствии с представленной Калькуляцией на проверку монтажа и опломбирование деталей узла учета потребляемой питьевой воды, с составлением акта для юридических лиц по ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» стоимость услуги была сформирована с учетом следующих положений:

 

1) Время, затраченное специалистом на выполнение следующих работ: выход к месту работы и обратно, проверка монтажа, опломбировка деталей узла учета потребляемой питьевой воды (с учетом задвижки на обводной линии), составление регистрационного акта составляет в сумме 1,05 часов.

 

Норма времени на выполнение работ на объекте в соответствии с утвержденными Приказом Госстроя России от 16.08.2000г. № 184 «Рекомендациями  по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в ЖКХ». Перечень работ и нормы времени на работы по проверке монтажа и опломбировке деталей узла учета утверждены приказом генерального директора Общества от 14.02.2011 № 37.

 

2) Расходы по оплате труда контролера ВКХ рассчитываются путем умножения нормы времени на выполнение работ умножена на часовой ФОТ специалиста, осуществляющего работы по опломбировке деталей узла учета

 

Часовой ФОТ контролера ВКХ в соответствии со штатным расписанием на 2011 год, утвержденным Приказом генерального директора Общества от 24.12.2010 № 236, составляет 170,98 руб.

 

Таким образом, расходы на оплату труда составляют 179,53 руб.

 

3) Начисления на зарплату рассчитываются как 34,2% от расходов на оплату труда и составляют 61,40 руб.  

 

На основании части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01.01.2011 тарифы страховых взносов установлены в размере 34%.

 

Расходы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются для каждого предприятия на основании страхового свидетельства и составляют для ОАО «Водоканал» 0,2% от расходов на оплату труда.

 

4) Стоимость проволоки для опломбирования (0,006кг) составляет 0,50 руб.

 

Рассчитывается от стоимости одного килограмма материала (проволока нихром 1 кг - 83,44 руб.).

 

5) Стоимость пломбы 1 шт. составляет 4,03 руб.

 

6) Общеэксплуатационные расходы рассчитаны как 283,8% от ФОТ контролера ВКХ и составляют 509,50 руб.

 

Общеэксплуатационные расходы – это накладные расходы, которые складываются  по предприятию в целом. Основная деятельность предприятия – предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению, тарифы на данные услуги являются регулируемыми. При утверждении тарифа общеэксплуатационные расходы проверяются и утверждаются Управлением по тарифному регулированию Мурманской области. Все затраты предприятия за 2011 год составляют 68 658,3 млн. рублей и состоят из расходов на содержание административно-управленческого аппарата и общехозяйственных расходов.

 

При формировании цены услуги общеэксплуатационные расходы включаются в стоимость в виде процентного начисления к Фонду заработной платы специалиста, занятого на производстве конкретной услуги.

 

Расчет общеэксплуатационных расходов должен производиться на основании Письма Министерства строительства РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-368 «Об изменениях и дополнениях к методическим рекомендациям по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции».

 

Согласно указанной методике, общеэксплуатационные расходы рассчитываются как удельный вес каждой статьи накладных расходов к заработной плате общехозяйственного персонала. По данному расчету величина накладных расходов составляет 598,7%.  

 

Как пояснили представители ОАО «Водоканал», для снижения величины накладных расходов Обществом был избран иной способ их расчета.

 

А именно:

 

- для содержания управления расчет сформирован путем выделения удельного веса всех затрат по содержанию административно-управленческого персонала к заработной плате управленческого персонала (составил 144,9%);

- для общехозяйственных расходов расчет сформирован путем выделения удельного веса всех общехозяйственных расходов к заработной плате общепроизводственного персонала (составил 138,9%).

 

Итоговый размер общеэксплуатационных расходов определяется суммированием накладных расходов на содержание административно-управленческого персонала и общехозяйственных расходов.

 

7) Рентабельность в размере 15% от стоимости выполнения работ определена на основании Приказа генерального директора Общества от 24.12.2010 № 231 и  составляет 113,24 руб.

 

8) Налог на добавленную стоимость в размере 18% установлен на основании части 2 главы 21 Налогового кодека РФ и составил для стоимости услуги 156,28 руб.    

 

Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что, исходя из представленных документов и пояснений представителей Общества, структура и величина стоимости услуги по опломбированию деталей узла учета потребления воды, сформированная ОАО «Водоканал», является обоснованной, т.е. не превышает сумму необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли.

 

Учитывая вышеизложенное, факт злоупотребления ОАО «Водоканал» доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на услугу по опломбированию деталей узла учета Комиссией в ходе рассмотрения дела не выявлен.   

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Дело № 33 о нарушении Открытым акционерным обществом «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» (184650, Мурманская область, г. Полярный, ул. Советская д. 17, а/я 63) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е по делу №33 о нарушении

антимонопольного законодательства

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «02» октября 2012г.                  

В полном объеме решение изготовлено «10» октября 2012г.

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 33 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» (184650, Мурманская область, г. Полярный, ул. Советская д. 17, а/я 63) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены на услугу по опломбированию приборов учета потребляемой питьевой воды для юридических лиц, в присутствии представителей ответчика: экономиста ОАО «Водоканал» <Л…> (доверенность от 05.09.2012 № 1807), юрисконсульта ОАО «Водоканал» <П…> (доверенность от 01.10.2012 № 1979), в отсутствии заявителя МУПП «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Видяево, 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Мурманское УФАС России поступило заявление Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Видяево об установлении ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» (г. Полярный) (далее по тексту ОАО «Водоканал») монопольно высокой цены на услугу по опломбировке деталей узла учета потребляемой питьевой воды.

 

В адрес Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Видяево со стороны  ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» был направлен договор подряда от 01.08.2011 №ВП11-16 о выполнении работ по проверке монтажа и опломбированию деталей узла учета потребляемой питьевой воды. Согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора, стоимость работ составила 1024,48 рублей. По мнению заявителя, стоимость работ по договору завышена, что и явилось поводом для обращения в антимонопольный орган.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено следующее.

 

Правоотношения в сфере пользования системами коммунального водоснабжения урегулированы Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №167 (далее по тексту – Правила).

 

В соответствии с указанными Правилами «абонент - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом».

 

Пунктами 32-35 указанных Правил устанавливается, что абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод.

 

Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерения.

 

Средства измерения на узле учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученной питьевой воды или сбрасываемых сточных вод (пункт 39).

 

В соответствии с пунктом 41 указанных Правил, приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений в эксплуатацию не допускаются.

 

Однако, в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по опломбированию средств измерения к лицензируемым видам деятельности не относится. Не предусмотрено требование лицензирования и Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

 

В связи с тем, что в указанных Правилах нет прямого указания на то, какой организацией осуществляется опломбировка приборов учета воды, Комиссия посчитала целесообразным применить аналогию с правилами поставки иных коммунальных ресурсов.

 

Так, допуск в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, опломбировка приборов учета производится представителем энергоснабжающей организации (пункты 7.1, 7.4 и 7.5 Правил учета тепловой энергии, утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936); опломбировка приборов учета газа производится поставщиком газа (подпункт «б» пункта 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549); в соответствии с подпунктом «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354) обязанностью исполнителя коммунальных услуг является ввод в эксплуатацию приборов учета.

 

Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой и сети которых имеют непосредственное присоединение, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета.

 

На основании вышеизложенного, Комиссией сделан вывод о том, что ввод приборов учета в эксплуатацию для юридических лиц осуществляется энергоснабжающими организациями, для физических лиц - исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах.      

 

Цены (тарифы) на услугу по опломбировке учета воды действующим законодательством не регулируются, а устанавливаются хозяйствующим субъектом самостоятельно.

 

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемлении интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункт 1).

 

 Из смысла указанной нормы следует, что для признания нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки:

 

- наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;

- злоупотребление доминирующим положением на данном рынке (в рамках рассмотрения настоящего дела – установление хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара).  

 

ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» является поставщиком коммунальных услуг (водоснабжения и водоотведения) для юридических лиц в ЗАТО Видяево, в том числе и для ММУП Жилищно-коммунальное хозяйство ЗАТО Видяево.

 

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуга водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к услугам естественных монополий.

 

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим.

 

            Учитывая, что услуги по опломбированию приборов учета воды предоставляются организацией, поставляющей ресурс, которая в силу закона «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» признается занимающей доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах своих сетей, данная организация одновременно занимает доминирующее положение и на рынке услуг по опломбированию приборов учета воды.  

 

Таким образом, Комиссией установлено, что ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг по опломбировке приборов учета воды для юридических лиц, в границах сетей предприятия в ЗАТО Видяево.  

 

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции «монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами…»

 

Таким образом, для выявления факта установления Открытым акционерным обществом «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» монопольно высокой цены, антимонопольному органу необходимо установить, что цена на опломбировку приборов учета питьевой воды, сформированная Обществом, превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

 

Стоимость работ на проверку монтажа и опломбирование деталей узла учета потребляемой питьевой воды, с составлением акта для юридических лиц составила 1024,48 руб. Из них: заработная плата контролера ВКХ за 1,05 часов работы - 179,53 руб. начисления на заработную плату 34,2% - 31,40 руб., проволока для пломбирования – 0,50 руб., пломба 1 шт. – 4,03 руб., общеэксплуатационные расходы в размере 283,8% от заработной платы контролера ВКХ, что составило 509,50руб., а также рентабельность 15% - 113,24 руб. и НДС 18% - 156,28 руб.

 

В соответствии с представленной Калькуляцией на проверку монтажа и опломбирование деталей узла учета потребляемой питьевой воды, с составлением акта для юридических лиц по ОАО «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» стоимость услуги была сформирована с учетом следующих положений:

 

1) Время, затраченное специалистом на выполнение следующих работ: выход к месту работы и обратно, проверка монтажа, опломбировка деталей узла учета потребляемой питьевой воды (с учетом задвижки на обводной линии), составление регистрационного акта составляет в сумме 1,05 часов.

 

Норма времени на выполнение работ на объекте в соответствии с утвержденными Приказом Госстроя России от 16.08.2000г. № 184 «Рекомендациями  по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в ЖКХ». Перечень работ и нормы времени на работы по проверке монтажа и опломбировке деталей узла учета утверждены приказом генерального директора Общества от 14.02.2011 № 37.

 

2) Расходы по оплате труда контролера ВКХ рассчитываются путем умножения нормы времени на выполнение работ умножена на часовой ФОТ специалиста, осуществляющего работы по опломбировке деталей узла учета

 

Часовой ФОТ контролера ВКХ в соответствии со штатным расписанием на 2011 год, утвержденным Приказом генерального директора Общества от 24.12.2010 № 236, составляет 170,98 руб.

 

Таким образом, расходы на оплату труда составляют 179,53 руб.

 

3) Начисления на зарплату рассчитываются как 34,2% от расходов на оплату труда и составляют 61,40 руб.  

 

На основании части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01.01.2011 тарифы страховых взносов установлены в размере 34%.

 

Расходы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются для каждого предприятия на основании страхового свидетельства и составляют для ОАО «Водоканал» 0,2% от расходов на оплату труда.

 

4) Стоимость проволоки для опломбирования (0,006кг) составляет 0,50 руб.

 

Рассчитывается от стоимости одного килограмма материала (проволока нихром 1 кг - 83,44 руб.).

 

5) Стоимость пломбы 1 шт. составляет 4,03 руб.

 

6) Общеэксплуатационные расходы рассчитаны как 283,8% от ФОТ контролера ВКХ и составляют 509,50 руб.

 

Общеэксплуатационные расходы – это накладные расходы, которые складываются  по предприятию в целом. Основная деятельность предприятия – предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению, тарифы на данные услуги являются регулируемыми. При утверждении тарифа общеэксплуатационные расходы проверяются и утверждаются Управлением по тарифному регулированию Мурманской области. Все затраты предприятия за 2011 год составляют 68 658,3 млн. рублей и состоят из расходов на содержание административно-управленческого аппарата и общехозяйственных расходов.

 

При формировании цены услуги общеэксплуатационные расходы включаются в стоимость в виде процентного начисления к Фонду заработной платы специалиста, занятого на производстве конкретной услуги.

 

Расчет общеэксплуатационных расходов должен производиться на основании Письма Министерства строительства РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-368 «Об изменениях и дополнениях к методическим рекомендациям по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции».

 

Согласно указанной методике, общеэксплуатационные расходы рассчитываются как удельный вес каждой статьи накладных расходов к заработной плате общехозяйственного персонала. По данному расчету величина накладных расходов составляет 598,7%.  

 

Как пояснили представители ОАО «Водоканал», для снижения величины накладных расходов Обществом был избран иной способ их расчета.

 

А именно:

 

- для содержания управления расчет сформирован путем выделения удельного веса всех затрат по содержанию административно-управленческого персонала к заработной плате управленческого персонала (составил 144,9%);

- для общехозяйственных расходов расчет сформирован путем выделения удельного веса всех общехозяйственных расходов к заработной плате общепроизводственного персонала (составил 138,9%).

 

Итоговый размер общеэксплуатационных расходов определяется суммированием накладных расходов на содержание административно-управленческого персонала и общехозяйственных расходов.

 

7) Рентабельность в размере 15% от стоимости выполнения работ определена на основании Приказа генерального директора Общества от 24.12.2010 № 231 и  составляет 113,24 руб.

 

8) Налог на добавленную стоимость в размере 18% установлен на основании части 2 главы 21 Налогового кодека РФ и составил для стоимости услуги 156,28 руб.    

 

Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что, исходя из представленных документов и пояснений представителей Общества, структура и величина стоимости услуги по опломбированию деталей узла учета потребления воды, сформированная ОАО «Водоканал», является обоснованной, т.е. не превышает сумму необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли.

 

Учитывая вышеизложенное, факт злоупотребления ОАО «Водоканал» доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на услугу по опломбированию деталей узла учета Комиссией в ходе рассмотрения дела не выявлен.   

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Дело № 33 о нарушении Открытым акционерным обществом «Водопроводно-канализационное предприятие» «Водоканал» (184650, Мурманская область, г. Полярный, ул. Советская д. 17, а/я 63) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 33 [format] => [safe_value] => № 33 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-10 07:27:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-10 07:27:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350286247 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )