Решение по делу № 15 в отношении ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад»

Номер дела: № 15
Дата публикации: 7 декабря 2012, 14:18

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №15 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                     г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «27» ноября 2012г.         

В полном объеме решение изготовлено «07» декабря 2012г.

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №15 по признакам нарушения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» (191187, г. Санкт-Петербург, Набережная Кутузова, д.32) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Гражданин <С…> (далее по тексту — Заявитель) обратился в Мурманское УФАС России (далее по тексту — Комиссия, Управление) с заявлением, из которого следует, что услуга по постановке автомобиля на склад временного хранения  ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» (далее по тексту — Общество) была ему навязана по необоснованно завышенным тарифам по услуге «терминальный сбор». В связи с чем, в действиях Общества имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

Из заявления  <С…> следует, что им был приобретён в Швеции легковой автомобиль для личного пользования. Автомобиль был доставлен на склад временного хранения. По окончании процедуры таможенного оформления Заявителю было предложено заплатить ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» 3500 руб. Чтобы не затягивать время нахождения транспортного средства на территории склада временного хранения, Заявитель вынужден был заплатить вышеуказанную сумму и подписать акт выполненных работ.

 

По результатам рассмотрения заявления в отношении ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №15.

 

В связи с поступившим заявлением <С…> Управлением был исследован соответствующий товарный рынок на предмет установления доминирующего положения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад».    

      

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) под товарным рынком понимается сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар/услуги, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

  Исходя из понятия, содержащегося в указанной норме, был определен товарный рынок, на котором имело место злоупотребление доминирующим положением ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» (его продуктовые и географические границы).

 

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 №454-ст, группа «Хранение и складирование прочих грузов» соответствует коду 63.12.4.

 

В соответствии с  пунктом 3 статьи 150 Таможенного кодекса таможенного союза, Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17 (далее по тексту — ТК ТС) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

 

Согласно частям 1 и 2 статьи 156 ТК ТС прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах. После пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия или иные места, указанные в пункте 1 настоящей статьи  и предъявлены таможенному органу.

 

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы (статья 175 ТК ТС).

 

   Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством  государств - членов таможенного союза (часть 1 статьи 97 ТК ТС).

 

Согласно статье 23 ТК ТС владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. Владелец склада временного хранения - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьёй 24 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения.

 

 В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (редакция действовавшая в спорный период времени) склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа. При этом склады временного хранения являются складами открытого типа, если они доступны для использования любыми лицами. Склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца данного склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения.

 

В соответствии с Приказом Мурманской таможни от 29.03.2011г. № 270 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения», а также Свидетельством  № 10207/100017 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения» ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» является владельцем склада временного хранения открытого типа (далее по тексту - СВХ), расположенного по адресу:  г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

  В связи с чем, продуктовые границы исследуемого товарного рынка, на котором действует ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад»,  были определены как «услуга предоставления складов временного хранения открытого типа».

 

  Географические границы исследуемого рынка услуг предоставления складов временного хранения открытого типа, были определены как территория Мурманской области.

 

            Согласно представленной со стороны Мурманской таможни информации, о владельцах складов временного хранения, на территории Мурманской области действует единственный хозяйствующий субъект - это ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», являющийся владельцем склада временного хранения открытого типа, доставка товаров на который осуществляется автомобильным видом транспорта.

 

     Согласно части 1 статьи 5 Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

Доля ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» на рынке оказания услуг предоставления складов временного хранения открытого типа в географических границах Мурманской области составляет  100%, т.е. более 50%. Доказательств того, что положение ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» на данном рынке не является доминирующим представлено не было.

 

     Таким образом, по результатам проведенного анализа рынка оказания услуг предоставления складов временного хранения открытого типа в географических границах Мурманской области, УФАС по Мурманской области пришло к выводу, что ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» занимает доминирующее положение, с долей на исследуемом рынке свыше 50% по виду деятельности «услуга предоставления складов временного хранения открытого типа».

 

Комиссией из представленных материалов, а также пояснений лиц участвующих в рассмотрении дела установлено следующее.

    

  03 декабря 2011 года при пересечении таможенной границы Заявителю была выдана транзитная декларация, согласно которой гражданин <С…> должен был доставить транспортное средство в место доставки, установленное таможенным органом – г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

     В месте доставки (г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40), до завершения таможенной процедуры таможенного транзита, транспортное средство было размещено в зоне таможенного контроля - г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

     Заявителю было выдано уведомление о необходимости совершения таможенных операций, связанных с помещением товара на временное хранение или его таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

 

     Как следует из объяснений ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», в соответствии с  Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»  (далее по тексту – Закон о таможенном регулировании в РФ) плата за размещение в зоне таможенного контроля для завершения процедуры таможенного транзита не взимается. После завершения процедуры таможенного транзита взимается терминальный сбор, и применяются соответствующие тарифы при обработке товаров в зоне таможенного контроля (ЗТК и СВХ).

 

     Согласно представленного чека, со стороны Заявителя был уплачен терминальный сбор в размере 3500 руб. 

 

ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» является владельцем склада временного хранения открытого типа, расположенного по адресу:  г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40 (Приказ Мурманской таможни от 29.03.2011г. № 270 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения» и Свидетельство  № 10207/100017 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения»).

 

К помещениям и открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля (далее по тексту – ЗТК).

 

Территория ЗТК, также как и СВХ, находится во временном владении и пользовании ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» на основании долгосрочных договоров аренды.

 

            Используя данное имущество, ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» оказывает услуги по предоставлению складов временного хранения открытого типа.

 

     На основании Приказа № 141 от 31 мая 2011г. ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» с 01 августа 2011 года были установлены тарифы на услуги, оказываемые складом временного хранения ОП «Мурманск» по адресу: гМурманск, ул.Шевченко, д.40. 

 

     Так, в частности, на услугу «терминальный сбор» были установлены следующие тарифы:

 

1. Для юридических лиц – 4200 руб. (без учёта НДС);

2. Для физических лиц – 2966 руб. 10 коп. (без учёта НДС);

3. Для экспортных товаров – 2410 руб. (без учёта НДС);

 

     На услугу «размещение товаров и транспортных средств на прилегающей к СВХ территории (ЗТК), после завершения таможенного режима таможенного транзита»

 

1. Легковые автомобили, прицепы, мотоциклы и т.д. – 500 руб. (без учёта НДС);

2. Грузовые автомобили – 1500 руб. (без учёта НДС);

 

     На услугу «терминальные операции». Хранение на СВХ генеральных грузов:

 

1. Легковые автомобили, прицепы к легковым автомобилям, снегоходы, мотоциклы – 660 руб. (без учёта НДС);

2. Грузовые автомобили, прицепы, полуприцепы к грузовым автомобилям - 1980 руб. (без учёта НДС);

3. Генеральные грузы, без выгрузки на СВХ – 1980 руб. (без учёта НДС);

4. Генеральные грузы – 250 руб. (без учёта НДС).

 

            Также данным приказом были установлены тарифы на «погрузочно-разгрузочные работы» и «дополнительные услуги».

 

            Со стороны ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства были представлены расчёты себестоимости на услугу:

 

  • терминального сбора таможенного терминала ОП «Мурманск», конечная стоимость которой составила - 3215 руб. (без учёта НДС);
  • размещения легкового транспортного средства на прилегающей к СВХ территории (ЗТК) таможенного терминала ОП «Мурманск», конечная стоимость которой составила - 506 руб. (без учёта НДС);
  • хранения на СВХ таможенного терминала ОП «Мурманск», конечная стоимость которой составила - 1972 руб. (без учёта НДС);
  • погрузо-разгрузочных работ, конечная стоимость которых составила — 367 руб. (без учёта НДС).

      

Также был представлен расчёт общепроизводственных и общехозяйственных расходов, приходящихся на обособленное подразделение ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске.  

 

            При этом доля затрат на содержание склада временного хранения за месяц в процентном соотношении составила: 70% расходов — ЗТК, 30% расходов — СВХ.

 

            Согласно Положению о способах ведения бухгалтерского учёта в ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», бухгалтерский учёт затрат на производство работ, услуг ведётся с подразделением на прямые и косвенные затраты (пункт 2.4.2. Положения).

 

            Как следует из представленных расчётов, к прямым затратам обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске, в частности, относятся: аренда недвижимого имущества (офисные помещания и открытые площадки), материалы (канцелярия, инструменты и т.д.), оплата труда работников и страховых взносов, проверка весовой платформы, страхование имущества, периодическая поверка измерителя-сигнализатора поискового, абонентское обслуживание системы видеонаблюдения, электроэнергия, услуги связи, вывоз и обезвреживание ТБО, охранные услуги (ЧОП).

 

            Обоснованность отнесения указанных затрат к прямым, соответствует пункту 2.4.2. вышеуказанного Положения, а также представленным со стороны Общества документам: договора аренды №№ 13М-Х/10,  14М-Х/10,  № 15М-Х/10,  № 16М-Х/10; расчёт заработной платы таможенного терминала «Мурманск»; товарные накладные; счета-фактуры; акты выполненных работ.    

  

            Как следует из объяснений ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» от 16.11.2012г. №03-05/1003, представленных в рамках рассмотрения дела № 15, в состав косвенных расходов Общества согласно статье 318 Налогового кодекса Российской Федерации входят:

 

- общехозяйственные расходы (26 счёт), затраты связанные с: содержанием аппарата управления ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», административно-хозяйственным отделом, управлением по кадровым  и организационным вопросам, отделом маркетинга, отделом по работе с персоналом, правовым отделом, информационно-техническим отделом, отделом строительства и эксплуатации, финансово-экономическим отделом, управлением бухгалтерской отчётности, инженером по качеству;

 

- общепроизводственные расходы (25 счёт), включающие затраты, связанные с: содержанием управления терминальной деятельностью, отдела процедур и сопровождения проектов, аппарата управления таможенных терминалов.

 

            Все вышеперечисленные отделы входят в структуру юридического лица - ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» г. Санкт-Петербурга, а соответствующие статьи затрат по данным отделам  распределяются пропорционально заработной плате основного производственного персонала и фонда оплаты труда каждого подразделения (пункт 2.4.2. Положения о способах ведения бухгалтерского учёта в ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад»).

 

            При этом доля общехозяйственных и общепроизводственных расходов в общих затратах обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске при оказании услуг терминального сбора, услуг размещения легкового транспортного средства на прилегающей к СВХ территории (ЗТК), услуг хранения на СВХ, погрузо-разгрузочных работ и дополнительных услугах, составила от 30% до 60%.

           

     Изучив представленные сведения и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с  пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и  законодательством государств - членов таможенного союза.

 

Местом доставки товаров является зона таможенного контроля (ЗТК), находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (статья 220 ТК ТС).

 

В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в ЗТК.

 

После завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано поместить товар на СВХ или осуществить таможенное декларирование.

 

Комиссией установлено, что в соответствии с Приказом Мурманской таможни от 29.03.2011г. № 270 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения», а также Свидетельством  № 10207/100017 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения» ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» является владельцем склада временного хранения открытого типа, расположенного по адресу: г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

Со стороны Общества устанавливаются соответствующие тарифы на услугу предоставления складов временного хранения открытого типа (Приказ № 141 от 31 мая 2011г.).

 

Данная услуга состоит в размещении товаров (транспортных средств) на СВХ и ЗТК, расположенных по адресу: гМурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

Все тарифы на услуги, оказываемые обособленным подразделением ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурмаске, утверждаются непосредственно директором ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад».

 

Комиссией установлено, что затраты понесённые Обществом при оказании услуги предоставления складов временного хранения открытого типа включают в себя прямые и косвенные затраты (пункт 2.4.2. Положения о способах ведения бухгалтерского учёта в ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад»).

 

К прямым затратам обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске, в частности, относятся: аренда недвижимого имущества (офисные помещания и открытые площадки), материалы (канцелярия, инструменты и т.д.), оплата труда работников и страховых взносов, проверка весовой платформы, страхование имущества, периодическая поверка измерители-сигнализаторы поисковые, абонентское обслуживание системы видеонаблюдения, электроэнергия, услуги связи, вывоз и обезвреживание ТБО, охранные услуги (ЧОП).

 

     Статьёй 71 Закона о таможенном регулировании в РФ установлены требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения. Так в соответствии с указанной нормой помещения и открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

 

   К помещениям и открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве СВХ, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием (асфальтовое, бетонное либо иное покрытие подобного рода), оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

 

   К обустройству, оборудованию и месту нахождения склада временного хранения предъявляются определённые требования, в том числе: расположение помещений, предназначенных для склада временного хранения открытого типа; ограждение прилегающей территории; наличие контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения; обеспечение техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов; наличие досмотровой рентгеновской техники; наличие весового оборудования; наличие телефонной и факсимильной связи, оргтехники и множительной техники; наличие погрузо-разгрузочной техники (автопогрузчики); СВХ открытого типа должен располагаться в достаточной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей.

 

   Как следует из приведённой нормы закона для включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения, с целью последующего оказания  услуги предоставления складов временного хранения открытого типа, хозяйствующий субъект должен  обустроить и оборудовать помещения и открытые площадки, предназначенные для использования в качестве СВХ.

 

   Таким образом, прямые затраты обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске, выраженные в аренде открытой площадки и прилегающей к ней охраняемой территории, оплате услуг по проверке весовой платформы, страховании имущества, периодической поверке измерителя-сигнализатора поискового, абонентским обслуживании системы видеонаблюдения, электроэнергия, услуги связи, охранные услуги (ЧОП), являются обязательными в силу требований действующего законодательства.

 

   Как было указано выше, к косвенным затратам относятся общехозяйственные и общепроизводственные расходы (т.е. доля расходов АУП Санкт-Петербурга). 

 

 При этом, в общих затратах обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурмаске, при оказании услуг терминального сбора, услуг размещения легкового транспортного средства на прилегающей к СВХ территории (ЗТК), услуг хранения на СВХ, погрузо-разгрузочных работах и дополнительных услугах, косвенные затраты в некоторых случаях составили от 30% до 60%.

 

Согласно справке об итогах работы таможенного терминала обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурмаске, подписанной начальником финансово-экономического отдела ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» <С...>, финансовый результат деятельности обособленного подразделения в г.Мурмаске выразился в следующих цифрах:

<...>

       
       
       
       
       
       
       
       

 

Как видно из приведённой таблицы, услуга предоставления складов временного хранения открытого типа, в период с августа 2011 года по февраль 2012 года, являлась убыточной (за исключением августа месяца).

 

    Таким образом, установленные Приказом № 141 от 31 мая 2011г. ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» с 01 августа 2011 года тарифы на услуги: терминальный сбор; размещение товаров и транспортных средств на прилегающей к СВХ территории (ЗТК), после завершения таможенного режима таможенного транзита; терминальные операции; погрузочно-разгрузочные работы; дополнительные услуги,  оказываемые складом временного хранения ОП «Мурманск» по адресу: гМурманск, ул.Шевченко, д.40, не являются необоснованно завышенными, поскольку за семь месяцев оказания данных услуг (начиная с августа 2011 года), деятельность ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» оказалась убыточной. Расходы предприятия, необходимые для реализации указанных услуг, превысили доходы полученные Обществом в период с августа 2011 года по февраль 2012 года.

 

         Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены любые действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

   На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» по установлению и применению с 01 августа 2011 года тарифов на услуги, оказываемые складом временного хранения ОП «Мурманск» по адресу: гМурманск, ул.Шевченко, д.40, отсутствуют признаки злоупотребления своим доминирующим положением на рынке оказания услуг предоставления складов временного хранения открытого типа в географических границах Мурманской области, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

                

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  Дело № 15 о нарушении ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» (191187, г. Санкт-Петербург, Набережная Кутузова, д.32), осуществляющим деятельность на территории Мурманской области в лице своего обособленного подразделения в г.Мурмаске, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производством прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8583 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 15 в отношении ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8583 [type] => solution [language] => ru [created] => 1355395024 [changed] => 1370520111 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370520111 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №15 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                     г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «27» ноября 2012г.         

В полном объеме решение изготовлено «07» декабря 2012г.

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №15 по признакам нарушения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» (191187, г. Санкт-Петербург, Набережная Кутузова, д.32) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Гражданин <С…> (далее по тексту — Заявитель) обратился в Мурманское УФАС России (далее по тексту — Комиссия, Управление) с заявлением, из которого следует, что услуга по постановке автомобиля на склад временного хранения  ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» (далее по тексту — Общество) была ему навязана по необоснованно завышенным тарифам по услуге «терминальный сбор». В связи с чем, в действиях Общества имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

Из заявления  <С…> следует, что им был приобретён в Швеции легковой автомобиль для личного пользования. Автомобиль был доставлен на склад временного хранения. По окончании процедуры таможенного оформления Заявителю было предложено заплатить ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» 3500 руб. Чтобы не затягивать время нахождения транспортного средства на территории склада временного хранения, Заявитель вынужден был заплатить вышеуказанную сумму и подписать акт выполненных работ.

 

По результатам рассмотрения заявления в отношении ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №15.

 

В связи с поступившим заявлением <С…> Управлением был исследован соответствующий товарный рынок на предмет установления доминирующего положения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад».    

      

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) под товарным рынком понимается сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар/услуги, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

  Исходя из понятия, содержащегося в указанной норме, был определен товарный рынок, на котором имело место злоупотребление доминирующим положением ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» (его продуктовые и географические границы).

 

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 №454-ст, группа «Хранение и складирование прочих грузов» соответствует коду 63.12.4.

 

В соответствии с  пунктом 3 статьи 150 Таможенного кодекса таможенного союза, Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17 (далее по тексту — ТК ТС) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

 

Согласно частям 1 и 2 статьи 156 ТК ТС прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах. После пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия или иные места, указанные в пункте 1 настоящей статьи  и предъявлены таможенному органу.

 

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы (статья 175 ТК ТС).

 

   Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством  государств - членов таможенного союза (часть 1 статьи 97 ТК ТС).

 

Согласно статье 23 ТК ТС владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. Владелец склада временного хранения - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьёй 24 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения.

 

 В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (редакция действовавшая в спорный период времени) склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа. При этом склады временного хранения являются складами открытого типа, если они доступны для использования любыми лицами. Склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца данного склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения.

 

В соответствии с Приказом Мурманской таможни от 29.03.2011г. № 270 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения», а также Свидетельством  № 10207/100017 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения» ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» является владельцем склада временного хранения открытого типа (далее по тексту - СВХ), расположенного по адресу:  г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

  В связи с чем, продуктовые границы исследуемого товарного рынка, на котором действует ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад»,  были определены как «услуга предоставления складов временного хранения открытого типа».

 

  Географические границы исследуемого рынка услуг предоставления складов временного хранения открытого типа, были определены как территория Мурманской области.

 

            Согласно представленной со стороны Мурманской таможни информации, о владельцах складов временного хранения, на территории Мурманской области действует единственный хозяйствующий субъект - это ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», являющийся владельцем склада временного хранения открытого типа, доставка товаров на который осуществляется автомобильным видом транспорта.

 

     Согласно части 1 статьи 5 Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

Доля ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» на рынке оказания услуг предоставления складов временного хранения открытого типа в географических границах Мурманской области составляет  100%, т.е. более 50%. Доказательств того, что положение ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» на данном рынке не является доминирующим представлено не было.

 

     Таким образом, по результатам проведенного анализа рынка оказания услуг предоставления складов временного хранения открытого типа в географических границах Мурманской области, УФАС по Мурманской области пришло к выводу, что ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» занимает доминирующее положение, с долей на исследуемом рынке свыше 50% по виду деятельности «услуга предоставления складов временного хранения открытого типа».

 

Комиссией из представленных материалов, а также пояснений лиц участвующих в рассмотрении дела установлено следующее.

    

  03 декабря 2011 года при пересечении таможенной границы Заявителю была выдана транзитная декларация, согласно которой гражданин <С…> должен был доставить транспортное средство в место доставки, установленное таможенным органом – г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

     В месте доставки (г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40), до завершения таможенной процедуры таможенного транзита, транспортное средство было размещено в зоне таможенного контроля - г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

     Заявителю было выдано уведомление о необходимости совершения таможенных операций, связанных с помещением товара на временное хранение или его таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

 

     Как следует из объяснений ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», в соответствии с  Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»  (далее по тексту – Закон о таможенном регулировании в РФ) плата за размещение в зоне таможенного контроля для завершения процедуры таможенного транзита не взимается. После завершения процедуры таможенного транзита взимается терминальный сбор, и применяются соответствующие тарифы при обработке товаров в зоне таможенного контроля (ЗТК и СВХ).

 

     Согласно представленного чека, со стороны Заявителя был уплачен терминальный сбор в размере 3500 руб. 

 

ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» является владельцем склада временного хранения открытого типа, расположенного по адресу:  г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40 (Приказ Мурманской таможни от 29.03.2011г. № 270 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения» и Свидетельство  № 10207/100017 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения»).

 

К помещениям и открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля (далее по тексту – ЗТК).

 

Территория ЗТК, также как и СВХ, находится во временном владении и пользовании ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» на основании долгосрочных договоров аренды.

 

            Используя данное имущество, ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» оказывает услуги по предоставлению складов временного хранения открытого типа.

 

     На основании Приказа № 141 от 31 мая 2011г. ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» с 01 августа 2011 года были установлены тарифы на услуги, оказываемые складом временного хранения ОП «Мурманск» по адресу: гМурманск, ул.Шевченко, д.40. 

 

     Так, в частности, на услугу «терминальный сбор» были установлены следующие тарифы:

 

1. Для юридических лиц – 4200 руб. (без учёта НДС);

2. Для физических лиц – 2966 руб. 10 коп. (без учёта НДС);

3. Для экспортных товаров – 2410 руб. (без учёта НДС);

 

     На услугу «размещение товаров и транспортных средств на прилегающей к СВХ территории (ЗТК), после завершения таможенного режима таможенного транзита»

 

1. Легковые автомобили, прицепы, мотоциклы и т.д. – 500 руб. (без учёта НДС);

2. Грузовые автомобили – 1500 руб. (без учёта НДС);

 

     На услугу «терминальные операции». Хранение на СВХ генеральных грузов:

 

1. Легковые автомобили, прицепы к легковым автомобилям, снегоходы, мотоциклы – 660 руб. (без учёта НДС);

2. Грузовые автомобили, прицепы, полуприцепы к грузовым автомобилям - 1980 руб. (без учёта НДС);

3. Генеральные грузы, без выгрузки на СВХ – 1980 руб. (без учёта НДС);

4. Генеральные грузы – 250 руб. (без учёта НДС).

 

            Также данным приказом были установлены тарифы на «погрузочно-разгрузочные работы» и «дополнительные услуги».

 

            Со стороны ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства были представлены расчёты себестоимости на услугу:

 

  • терминального сбора таможенного терминала ОП «Мурманск», конечная стоимость которой составила - 3215 руб. (без учёта НДС);
  • размещения легкового транспортного средства на прилегающей к СВХ территории (ЗТК) таможенного терминала ОП «Мурманск», конечная стоимость которой составила - 506 руб. (без учёта НДС);
  • хранения на СВХ таможенного терминала ОП «Мурманск», конечная стоимость которой составила - 1972 руб. (без учёта НДС);
  • погрузо-разгрузочных работ, конечная стоимость которых составила — 367 руб. (без учёта НДС).

      

Также был представлен расчёт общепроизводственных и общехозяйственных расходов, приходящихся на обособленное подразделение ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске.  

 

            При этом доля затрат на содержание склада временного хранения за месяц в процентном соотношении составила: 70% расходов — ЗТК, 30% расходов — СВХ.

 

            Согласно Положению о способах ведения бухгалтерского учёта в ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», бухгалтерский учёт затрат на производство работ, услуг ведётся с подразделением на прямые и косвенные затраты (пункт 2.4.2. Положения).

 

            Как следует из представленных расчётов, к прямым затратам обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске, в частности, относятся: аренда недвижимого имущества (офисные помещания и открытые площадки), материалы (канцелярия, инструменты и т.д.), оплата труда работников и страховых взносов, проверка весовой платформы, страхование имущества, периодическая поверка измерителя-сигнализатора поискового, абонентское обслуживание системы видеонаблюдения, электроэнергия, услуги связи, вывоз и обезвреживание ТБО, охранные услуги (ЧОП).

 

            Обоснованность отнесения указанных затрат к прямым, соответствует пункту 2.4.2. вышеуказанного Положения, а также представленным со стороны Общества документам: договора аренды №№ 13М-Х/10,  14М-Х/10,  № 15М-Х/10,  № 16М-Х/10; расчёт заработной платы таможенного терминала «Мурманск»; товарные накладные; счета-фактуры; акты выполненных работ.    

  

            Как следует из объяснений ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» от 16.11.2012г. №03-05/1003, представленных в рамках рассмотрения дела № 15, в состав косвенных расходов Общества согласно статье 318 Налогового кодекса Российской Федерации входят:

 

- общехозяйственные расходы (26 счёт), затраты связанные с: содержанием аппарата управления ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», административно-хозяйственным отделом, управлением по кадровым  и организационным вопросам, отделом маркетинга, отделом по работе с персоналом, правовым отделом, информационно-техническим отделом, отделом строительства и эксплуатации, финансово-экономическим отделом, управлением бухгалтерской отчётности, инженером по качеству;

 

- общепроизводственные расходы (25 счёт), включающие затраты, связанные с: содержанием управления терминальной деятельностью, отдела процедур и сопровождения проектов, аппарата управления таможенных терминалов.

 

            Все вышеперечисленные отделы входят в структуру юридического лица - ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» г. Санкт-Петербурга, а соответствующие статьи затрат по данным отделам  распределяются пропорционально заработной плате основного производственного персонала и фонда оплаты труда каждого подразделения (пункт 2.4.2. Положения о способах ведения бухгалтерского учёта в ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад»).

 

            При этом доля общехозяйственных и общепроизводственных расходов в общих затратах обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске при оказании услуг терминального сбора, услуг размещения легкового транспортного средства на прилегающей к СВХ территории (ЗТК), услуг хранения на СВХ, погрузо-разгрузочных работ и дополнительных услугах, составила от 30% до 60%.

           

     Изучив представленные сведения и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с  пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и  законодательством государств - членов таможенного союза.

 

Местом доставки товаров является зона таможенного контроля (ЗТК), находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (статья 220 ТК ТС).

 

В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в ЗТК.

 

После завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано поместить товар на СВХ или осуществить таможенное декларирование.

 

Комиссией установлено, что в соответствии с Приказом Мурманской таможни от 29.03.2011г. № 270 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения», а также Свидетельством  № 10207/100017 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения» ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» является владельцем склада временного хранения открытого типа, расположенного по адресу: г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

Со стороны Общества устанавливаются соответствующие тарифы на услугу предоставления складов временного хранения открытого типа (Приказ № 141 от 31 мая 2011г.).

 

Данная услуга состоит в размещении товаров (транспортных средств) на СВХ и ЗТК, расположенных по адресу: гМурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

Все тарифы на услуги, оказываемые обособленным подразделением ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурмаске, утверждаются непосредственно директором ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад».

 

Комиссией установлено, что затраты понесённые Обществом при оказании услуги предоставления складов временного хранения открытого типа включают в себя прямые и косвенные затраты (пункт 2.4.2. Положения о способах ведения бухгалтерского учёта в ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад»).

 

К прямым затратам обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске, в частности, относятся: аренда недвижимого имущества (офисные помещания и открытые площадки), материалы (канцелярия, инструменты и т.д.), оплата труда работников и страховых взносов, проверка весовой платформы, страхование имущества, периодическая поверка измерители-сигнализаторы поисковые, абонентское обслуживание системы видеонаблюдения, электроэнергия, услуги связи, вывоз и обезвреживание ТБО, охранные услуги (ЧОП).

 

     Статьёй 71 Закона о таможенном регулировании в РФ установлены требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения. Так в соответствии с указанной нормой помещения и открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

 

   К помещениям и открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве СВХ, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием (асфальтовое, бетонное либо иное покрытие подобного рода), оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

 

   К обустройству, оборудованию и месту нахождения склада временного хранения предъявляются определённые требования, в том числе: расположение помещений, предназначенных для склада временного хранения открытого типа; ограждение прилегающей территории; наличие контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения; обеспечение техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов; наличие досмотровой рентгеновской техники; наличие весового оборудования; наличие телефонной и факсимильной связи, оргтехники и множительной техники; наличие погрузо-разгрузочной техники (автопогрузчики); СВХ открытого типа должен располагаться в достаточной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей.

 

   Как следует из приведённой нормы закона для включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения, с целью последующего оказания  услуги предоставления складов временного хранения открытого типа, хозяйствующий субъект должен  обустроить и оборудовать помещения и открытые площадки, предназначенные для использования в качестве СВХ.

 

   Таким образом, прямые затраты обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске, выраженные в аренде открытой площадки и прилегающей к ней охраняемой территории, оплате услуг по проверке весовой платформы, страховании имущества, периодической поверке измерителя-сигнализатора поискового, абонентским обслуживании системы видеонаблюдения, электроэнергия, услуги связи, охранные услуги (ЧОП), являются обязательными в силу требований действующего законодательства.

 

   Как было указано выше, к косвенным затратам относятся общехозяйственные и общепроизводственные расходы (т.е. доля расходов АУП Санкт-Петербурга). 

 

 При этом, в общих затратах обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурмаске, при оказании услуг терминального сбора, услуг размещения легкового транспортного средства на прилегающей к СВХ территории (ЗТК), услуг хранения на СВХ, погрузо-разгрузочных работах и дополнительных услугах, косвенные затраты в некоторых случаях составили от 30% до 60%.

 

Согласно справке об итогах работы таможенного терминала обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурмаске, подписанной начальником финансово-экономического отдела ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» <С...>, финансовый результат деятельности обособленного подразделения в г.Мурмаске выразился в следующих цифрах:

<...>

       
       
       
       
       
       
       
       

 

Как видно из приведённой таблицы, услуга предоставления складов временного хранения открытого типа, в период с августа 2011 года по февраль 2012 года, являлась убыточной (за исключением августа месяца).

 

    Таким образом, установленные Приказом № 141 от 31 мая 2011г. ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» с 01 августа 2011 года тарифы на услуги: терминальный сбор; размещение товаров и транспортных средств на прилегающей к СВХ территории (ЗТК), после завершения таможенного режима таможенного транзита; терминальные операции; погрузочно-разгрузочные работы; дополнительные услуги,  оказываемые складом временного хранения ОП «Мурманск» по адресу: гМурманск, ул.Шевченко, д.40, не являются необоснованно завышенными, поскольку за семь месяцев оказания данных услуг (начиная с августа 2011 года), деятельность ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» оказалась убыточной. Расходы предприятия, необходимые для реализации указанных услуг, превысили доходы полученные Обществом в период с августа 2011 года по февраль 2012 года.

 

         Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены любые действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

   На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» по установлению и применению с 01 августа 2011 года тарифов на услуги, оказываемые складом временного хранения ОП «Мурманск» по адресу: гМурманск, ул.Шевченко, д.40, отсутствуют признаки злоупотребления своим доминирующим положением на рынке оказания услуг предоставления складов временного хранения открытого типа в географических границах Мурманской области, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

                

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  Дело № 15 о нарушении ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» (191187, г. Санкт-Петербург, Набережная Кутузова, д.32), осуществляющим деятельность на территории Мурманской области в лице своего обособленного подразделения в г.Мурмаске, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производством прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №15 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                     г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «27» ноября 2012г.         

В полном объеме решение изготовлено «07» декабря 2012г.

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №15 по признакам нарушения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» (191187, г. Санкт-Петербург, Набережная Кутузова, д.32) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Гражданин <С…> (далее по тексту — Заявитель) обратился в Мурманское УФАС России (далее по тексту — Комиссия, Управление) с заявлением, из которого следует, что услуга по постановке автомобиля на склад временного хранения  ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» (далее по тексту — Общество) была ему навязана по необоснованно завышенным тарифам по услуге «терминальный сбор». В связи с чем, в действиях Общества имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

Из заявления  <С…> следует, что им был приобретён в Швеции легковой автомобиль для личного пользования. Автомобиль был доставлен на склад временного хранения. По окончании процедуры таможенного оформления Заявителю было предложено заплатить ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» 3500 руб. Чтобы не затягивать время нахождения транспортного средства на территории склада временного хранения, Заявитель вынужден был заплатить вышеуказанную сумму и подписать акт выполненных работ.

 

По результатам рассмотрения заявления в отношении ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №15.

 

В связи с поступившим заявлением <С…> Управлением был исследован соответствующий товарный рынок на предмет установления доминирующего положения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад».    

      

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) под товарным рынком понимается сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар/услуги, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

  Исходя из понятия, содержащегося в указанной норме, был определен товарный рынок, на котором имело место злоупотребление доминирующим положением ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» (его продуктовые и географические границы).

 

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 №454-ст, группа «Хранение и складирование прочих грузов» соответствует коду 63.12.4.

 

В соответствии с  пунктом 3 статьи 150 Таможенного кодекса таможенного союза, Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17 (далее по тексту — ТК ТС) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

 

Согласно частям 1 и 2 статьи 156 ТК ТС прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах. После пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия или иные места, указанные в пункте 1 настоящей статьи  и предъявлены таможенному органу.

 

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы (статья 175 ТК ТС).

 

   Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством  государств - членов таможенного союза (часть 1 статьи 97 ТК ТС).

 

Согласно статье 23 ТК ТС владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. Владелец склада временного хранения - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьёй 24 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения.

 

 В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (редакция действовавшая в спорный период времени) склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа. При этом склады временного хранения являются складами открытого типа, если они доступны для использования любыми лицами. Склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца данного склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения.

 

В соответствии с Приказом Мурманской таможни от 29.03.2011г. № 270 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения», а также Свидетельством  № 10207/100017 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения» ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» является владельцем склада временного хранения открытого типа (далее по тексту - СВХ), расположенного по адресу:  г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

  В связи с чем, продуктовые границы исследуемого товарного рынка, на котором действует ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад»,  были определены как «услуга предоставления складов временного хранения открытого типа».

 

  Географические границы исследуемого рынка услуг предоставления складов временного хранения открытого типа, были определены как территория Мурманской области.

 

            Согласно представленной со стороны Мурманской таможни информации, о владельцах складов временного хранения, на территории Мурманской области действует единственный хозяйствующий субъект - это ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», являющийся владельцем склада временного хранения открытого типа, доставка товаров на который осуществляется автомобильным видом транспорта.

 

     Согласно части 1 статьи 5 Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

Доля ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» на рынке оказания услуг предоставления складов временного хранения открытого типа в географических границах Мурманской области составляет  100%, т.е. более 50%. Доказательств того, что положение ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» на данном рынке не является доминирующим представлено не было.

 

     Таким образом, по результатам проведенного анализа рынка оказания услуг предоставления складов временного хранения открытого типа в географических границах Мурманской области, УФАС по Мурманской области пришло к выводу, что ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» занимает доминирующее положение, с долей на исследуемом рынке свыше 50% по виду деятельности «услуга предоставления складов временного хранения открытого типа».

 

Комиссией из представленных материалов, а также пояснений лиц участвующих в рассмотрении дела установлено следующее.

    

  03 декабря 2011 года при пересечении таможенной границы Заявителю была выдана транзитная декларация, согласно которой гражданин <С…> должен был доставить транспортное средство в место доставки, установленное таможенным органом – г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

     В месте доставки (г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40), до завершения таможенной процедуры таможенного транзита, транспортное средство было размещено в зоне таможенного контроля - г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

     Заявителю было выдано уведомление о необходимости совершения таможенных операций, связанных с помещением товара на временное хранение или его таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

 

     Как следует из объяснений ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», в соответствии с  Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»  (далее по тексту – Закон о таможенном регулировании в РФ) плата за размещение в зоне таможенного контроля для завершения процедуры таможенного транзита не взимается. После завершения процедуры таможенного транзита взимается терминальный сбор, и применяются соответствующие тарифы при обработке товаров в зоне таможенного контроля (ЗТК и СВХ).

 

     Согласно представленного чека, со стороны Заявителя был уплачен терминальный сбор в размере 3500 руб. 

 

ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» является владельцем склада временного хранения открытого типа, расположенного по адресу:  г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40 (Приказ Мурманской таможни от 29.03.2011г. № 270 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения» и Свидетельство  № 10207/100017 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения»).

 

К помещениям и открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля (далее по тексту – ЗТК).

 

Территория ЗТК, также как и СВХ, находится во временном владении и пользовании ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» на основании долгосрочных договоров аренды.

 

            Используя данное имущество, ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» оказывает услуги по предоставлению складов временного хранения открытого типа.

 

     На основании Приказа № 141 от 31 мая 2011г. ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» с 01 августа 2011 года были установлены тарифы на услуги, оказываемые складом временного хранения ОП «Мурманск» по адресу: гМурманск, ул.Шевченко, д.40. 

 

     Так, в частности, на услугу «терминальный сбор» были установлены следующие тарифы:

 

1. Для юридических лиц – 4200 руб. (без учёта НДС);

2. Для физических лиц – 2966 руб. 10 коп. (без учёта НДС);

3. Для экспортных товаров – 2410 руб. (без учёта НДС);

 

     На услугу «размещение товаров и транспортных средств на прилегающей к СВХ территории (ЗТК), после завершения таможенного режима таможенного транзита»

 

1. Легковые автомобили, прицепы, мотоциклы и т.д. – 500 руб. (без учёта НДС);

2. Грузовые автомобили – 1500 руб. (без учёта НДС);

 

     На услугу «терминальные операции». Хранение на СВХ генеральных грузов:

 

1. Легковые автомобили, прицепы к легковым автомобилям, снегоходы, мотоциклы – 660 руб. (без учёта НДС);

2. Грузовые автомобили, прицепы, полуприцепы к грузовым автомобилям - 1980 руб. (без учёта НДС);

3. Генеральные грузы, без выгрузки на СВХ – 1980 руб. (без учёта НДС);

4. Генеральные грузы – 250 руб. (без учёта НДС).

 

            Также данным приказом были установлены тарифы на «погрузочно-разгрузочные работы» и «дополнительные услуги».

 

            Со стороны ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства были представлены расчёты себестоимости на услугу:

 

  • терминального сбора таможенного терминала ОП «Мурманск», конечная стоимость которой составила - 3215 руб. (без учёта НДС);
  • размещения легкового транспортного средства на прилегающей к СВХ территории (ЗТК) таможенного терминала ОП «Мурманск», конечная стоимость которой составила - 506 руб. (без учёта НДС);
  • хранения на СВХ таможенного терминала ОП «Мурманск», конечная стоимость которой составила - 1972 руб. (без учёта НДС);
  • погрузо-разгрузочных работ, конечная стоимость которых составила — 367 руб. (без учёта НДС).

      

Также был представлен расчёт общепроизводственных и общехозяйственных расходов, приходящихся на обособленное подразделение ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске.  

 

            При этом доля затрат на содержание склада временного хранения за месяц в процентном соотношении составила: 70% расходов — ЗТК, 30% расходов — СВХ.

 

            Согласно Положению о способах ведения бухгалтерского учёта в ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», бухгалтерский учёт затрат на производство работ, услуг ведётся с подразделением на прямые и косвенные затраты (пункт 2.4.2. Положения).

 

            Как следует из представленных расчётов, к прямым затратам обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске, в частности, относятся: аренда недвижимого имущества (офисные помещания и открытые площадки), материалы (канцелярия, инструменты и т.д.), оплата труда работников и страховых взносов, проверка весовой платформы, страхование имущества, периодическая поверка измерителя-сигнализатора поискового, абонентское обслуживание системы видеонаблюдения, электроэнергия, услуги связи, вывоз и обезвреживание ТБО, охранные услуги (ЧОП).

 

            Обоснованность отнесения указанных затрат к прямым, соответствует пункту 2.4.2. вышеуказанного Положения, а также представленным со стороны Общества документам: договора аренды №№ 13М-Х/10,  14М-Х/10,  № 15М-Х/10,  № 16М-Х/10; расчёт заработной платы таможенного терминала «Мурманск»; товарные накладные; счета-фактуры; акты выполненных работ.    

  

            Как следует из объяснений ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» от 16.11.2012г. №03-05/1003, представленных в рамках рассмотрения дела № 15, в состав косвенных расходов Общества согласно статье 318 Налогового кодекса Российской Федерации входят:

 

- общехозяйственные расходы (26 счёт), затраты связанные с: содержанием аппарата управления ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», административно-хозяйственным отделом, управлением по кадровым  и организационным вопросам, отделом маркетинга, отделом по работе с персоналом, правовым отделом, информационно-техническим отделом, отделом строительства и эксплуатации, финансово-экономическим отделом, управлением бухгалтерской отчётности, инженером по качеству;

 

- общепроизводственные расходы (25 счёт), включающие затраты, связанные с: содержанием управления терминальной деятельностью, отдела процедур и сопровождения проектов, аппарата управления таможенных терминалов.

 

            Все вышеперечисленные отделы входят в структуру юридического лица - ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» г. Санкт-Петербурга, а соответствующие статьи затрат по данным отделам  распределяются пропорционально заработной плате основного производственного персонала и фонда оплаты труда каждого подразделения (пункт 2.4.2. Положения о способах ведения бухгалтерского учёта в ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад»).

 

            При этом доля общехозяйственных и общепроизводственных расходов в общих затратах обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске при оказании услуг терминального сбора, услуг размещения легкового транспортного средства на прилегающей к СВХ территории (ЗТК), услуг хранения на СВХ, погрузо-разгрузочных работ и дополнительных услугах, составила от 30% до 60%.

           

     Изучив представленные сведения и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с  пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и  законодательством государств - членов таможенного союза.

 

Местом доставки товаров является зона таможенного контроля (ЗТК), находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (статья 220 ТК ТС).

 

В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в ЗТК.

 

После завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано поместить товар на СВХ или осуществить таможенное декларирование.

 

Комиссией установлено, что в соответствии с Приказом Мурманской таможни от 29.03.2011г. № 270 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения», а также Свидетельством  № 10207/100017 «О включении в Реестр владельцев складов временного хранения» ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» является владельцем склада временного хранения открытого типа, расположенного по адресу: г.Мурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

Со стороны Общества устанавливаются соответствующие тарифы на услугу предоставления складов временного хранения открытого типа (Приказ № 141 от 31 мая 2011г.).

 

Данная услуга состоит в размещении товаров (транспортных средств) на СВХ и ЗТК, расположенных по адресу: гМурманск, ул.Шевченко, д.40.

 

Все тарифы на услуги, оказываемые обособленным подразделением ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурмаске, утверждаются непосредственно директором ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад».

 

Комиссией установлено, что затраты понесённые Обществом при оказании услуги предоставления складов временного хранения открытого типа включают в себя прямые и косвенные затраты (пункт 2.4.2. Положения о способах ведения бухгалтерского учёта в ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад»).

 

К прямым затратам обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске, в частности, относятся: аренда недвижимого имущества (офисные помещания и открытые площадки), материалы (канцелярия, инструменты и т.д.), оплата труда работников и страховых взносов, проверка весовой платформы, страхование имущества, периодическая поверка измерители-сигнализаторы поисковые, абонентское обслуживание системы видеонаблюдения, электроэнергия, услуги связи, вывоз и обезвреживание ТБО, охранные услуги (ЧОП).

 

     Статьёй 71 Закона о таможенном регулировании в РФ установлены требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения. Так в соответствии с указанной нормой помещения и открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

 

   К помещениям и открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве СВХ, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием (асфальтовое, бетонное либо иное покрытие подобного рода), оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

 

   К обустройству, оборудованию и месту нахождения склада временного хранения предъявляются определённые требования, в том числе: расположение помещений, предназначенных для склада временного хранения открытого типа; ограждение прилегающей территории; наличие контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения; обеспечение техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов; наличие досмотровой рентгеновской техники; наличие весового оборудования; наличие телефонной и факсимильной связи, оргтехники и множительной техники; наличие погрузо-разгрузочной техники (автопогрузчики); СВХ открытого типа должен располагаться в достаточной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей.

 

   Как следует из приведённой нормы закона для включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения, с целью последующего оказания  услуги предоставления складов временного хранения открытого типа, хозяйствующий субъект должен  обустроить и оборудовать помещения и открытые площадки, предназначенные для использования в качестве СВХ.

 

   Таким образом, прямые затраты обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске, выраженные в аренде открытой площадки и прилегающей к ней охраняемой территории, оплате услуг по проверке весовой платформы, страховании имущества, периодической поверке измерителя-сигнализатора поискового, абонентским обслуживании системы видеонаблюдения, электроэнергия, услуги связи, охранные услуги (ЧОП), являются обязательными в силу требований действующего законодательства.

 

   Как было указано выше, к косвенным затратам относятся общехозяйственные и общепроизводственные расходы (т.е. доля расходов АУП Санкт-Петербурга). 

 

 При этом, в общих затратах обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурмаске, при оказании услуг терминального сбора, услуг размещения легкового транспортного средства на прилегающей к СВХ территории (ЗТК), услуг хранения на СВХ, погрузо-разгрузочных работах и дополнительных услугах, косвенные затраты в некоторых случаях составили от 30% до 60%.

 

Согласно справке об итогах работы таможенного терминала обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурмаске, подписанной начальником финансово-экономического отдела ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» <С...>, финансовый результат деятельности обособленного подразделения в г.Мурмаске выразился в следующих цифрах:

<...>

             
             
             
             
             
             
             
             

 

Как видно из приведённой таблицы, услуга предоставления складов временного хранения открытого типа, в период с августа 2011 года по февраль 2012 года, являлась убыточной (за исключением августа месяца).

 

    Таким образом, установленные Приказом № 141 от 31 мая 2011г. ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» с 01 августа 2011 года тарифы на услуги: терминальный сбор; размещение товаров и транспортных средств на прилегающей к СВХ территории (ЗТК), после завершения таможенного режима таможенного транзита; терминальные операции; погрузочно-разгрузочные работы; дополнительные услуги,  оказываемые складом временного хранения ОП «Мурманск» по адресу: гМурманск, ул.Шевченко, д.40, не являются необоснованно завышенными, поскольку за семь месяцев оказания данных услуг (начиная с августа 2011 года), деятельность ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» оказалась убыточной. Расходы предприятия, необходимые для реализации указанных услуг, превысили доходы полученные Обществом в период с августа 2011 года по февраль 2012 года.

 

         Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены любые действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

   На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» по установлению и применению с 01 августа 2011 года тарифов на услуги, оказываемые складом временного хранения ОП «Мурманск» по адресу: гМурманск, ул.Шевченко, д.40, отсутствуют признаки злоупотребления своим доминирующим положением на рынке оказания услуг предоставления складов временного хранения открытого типа в географических границах Мурманской области, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

                

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  Дело № 15 о нарушении ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» (191187, г. Санкт-Петербург, Набережная Кутузова, д.32), осуществляющим деятельность на территории Мурманской области в лице своего обособленного подразделения в г.Мурмаске, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производством прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 15 [format] => [safe_value] => № 15 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 50 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 50 [vid] => 6 [name] => Транспорт. Порты [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-07 10:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-07 10:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1355395024 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )