Р Е Ш Е Н И E по делу № 06-03-12/31
06 декабря 2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
рассмотрев материалы дела №06-03-12/31 от 06.11.2012г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» <Ч…> по доверенности б/н от 19.11.2012г, и в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя Малыгина Сергея Валерьевича (<…>).
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате очередного мониторинга рекламы, распространяемой в печатных изданиях г. Мурманска, был выявлен факт распространения рекламного модуля «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В рекламе «Каменное масло - горный целитель» сказано: « при употреблении каменного масла приятным сюрпризом может стать улучшение зрения, нормализация веса тела, уменьшение седины и улучшения структуры волос. Полный курс -4 упаковки».
В рекламе «Живица кедровая с каменным маслом» сказано: «…Употребление живицы кедровой с каменным маслом может помочь эффективнее устранить инфекционные, воспалительные и бактериальные процессы, болезни печени и поджелудочной железы, заболевания опорно-двигательного аппарата. Полный курс -4 упаковки».
В рекламе «Бальзам Алтайский целитель» сказано: «Бальзам «алтайский целитель» создан по лечебным прописям сибирских знахарей. Ежедневное употребление его даже здоровыми людьми способствует поднятию жизненного тонуса, очищению крови и пищеварительной системы, повышению иммунитета, снижению побочного действия лекарств и алкоголя, разрушению радионуклидов….Уже после первых приемов ваше самочувствие улучшится». Рекомендуемый курс 4 упаковки».
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Реклама «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель», размещенная в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследуют строго заданные цели информирования и продвижение продукции – Компании «Сашера-Мед», побуждает воспользоваться данными продуктами.
Объектами рекламирования является: продукты «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель».
06.11.2012г. определением о возбуждении дела № 06-03-12/31 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела было назначено на 21.11.12 в 11.30.
В назначенное время индивидуальный предприниматель Малыгин Сергей Валерьевич, в действиях которого усматривается нарушение рекламного законодательства, в заседание не явился, ходатайств и писем в адрес УФАС по Мурманской области от предпринимателя не поступало.
21 ноября 2012 года в ходе рассмотрения дела № 06-03-12/31 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) установила, что необходимо получить дополнительные доказательства, позволяющие сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения пунктов 5 и 6 статьи 7 Закона о рекламе.
У рекламодателя и рекламораспространителя были запрошены доказательства достоверности потребительских свойств рекламируемых продуктов, указанных в рекламе «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель».
В соответствии со вторым абзацем пункта 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, Комиссия определила рассмотрение дела № 06-03-12/31 отложить до 16.30 часов 06 декабря 2012 года, о чем письменно уведомила участников ИП Малыгина С.В и МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск».
06 декабря 2012 года Комиссия в том же составе при участии представителя МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» <Ч…> по доверенности и в отсутствии ИП Малыгина С.В. продолжила заседание.
Согласно представленных МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» документов «Каменное масло-горный целитель», произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед». Сертификат соответствия №РОСС RU.АЕ96.Н04100 от 24.04.2011 года, выдан на продукцию соль пищевая с витаминно-минеральными добавками серии «Каменное масло» в ассортименте и соответствует требованиям нормативных документов СанПин 2.3.2.1078-01(Прил.1, индекс 1.9.12), ГОСТ Р 51074-2003 разд.3, п.4.14.
ГОСТ Р 51074-2003 разд.3, п.4.14. стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.
Согласно пункту 4.14 ГОСТа настоящая продукция «Каменное масло» относится к пищевым концентратам.
«Живица кедровая с каменным маслом» произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед». Сертификат соответствия №С -RU.АЕ96.В00116 от 28.11.2011 года, выдан на продукцию масло растительное кедровое нерафинированное с добавками серии «Живица кедровая на кедровом масле» и соответствует требованиям технического регламента на масложировую продукцию ТУ 914012-67104832-11.
«Бальзам алтайский целитель» произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед». Сертификат соответствия №С -RU.АЕ96.Н04264 от 29.07.2011 года, выдан на продукцию – бальзам безалкогольный медово - растительный «Алтайский целитель» и соответствует требованиям СанПин 2.3.2.1078-01 Прил.1индекс1.5.6 и ГОСТ Р 51074-2003 разд.3,4 п.4.20.
«Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» отсутствует в государственном реестре лекарственных средств (в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru).
Объектами рекламирования в данном рекламном модуле являются пищевые продукты соль пищевая с витаминно-минеральными добавками серии «Каменное масло» и масло растительное кедровое нерафинированное с добавками серии «Живица кедровая на кедровом масле» и бальзам безалкогольный медово - растительный «Алтайский целитель».
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив рекламную статью, полагает, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данной продукции и улучшения состояния здоровья человека в результате применения продуктов ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
Указанные в рекламе продукты «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
В ходе рассмотрения дела не были представлены документальные подтверждения достоверности потребительских свойств рекламируемых пищевых продуктов (улучшение зрения, нормализация веса тела, устранение инфекционных, воспалительных и бактериальных процессов, улучшение состояния печени и поджелудочной железы, опорно-двигательного аппарата, очищение крови и пищеварительной системы, повышение иммунитета, снижение побочного действия лекарств и алкоголя, разрушение радионуклидов).
Комиссия, изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск», участвующего в рассмотрении, приходит к выводу о том, что рекламная статья ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» нарушает требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального Закона о рекламе является недостоверной, ненадлежащей.
Газета «Вечерний Мурманск» зарегистрирована как средство массовой информации, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации П 0663 14.12.1993г. Учредителем газеты является администрация г. Мурманска, трудовой коллектив редакции газеты.
МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» заключило договор № 51Ч от 27 февраля 2012 года с ИП Малыгиным Сергеем Валерьевичем на оказание услуг по размещение рекламных материалов в газете «Вечерний Мурманск» в соответствии с заявкой клиента.
Согласно материалам дела текст рекламы соответствует заявке ИП Малыгина С.В.
Кроме того в заявке указано, что ИП Малыгин С.В. предупрежден, что текст рекламного сообщения имеет нарушения рекламного законодательства и ответственность берет на себя.
Акт выполненных работ № 00000162 от 23.03.2012 года подписан и заверен печатью ИП Малыгиным С.В. без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.
На рассмотрение данного дела ИП Малыгин не явился, и не представил Комиссии запрашиваемые определением о возбуждении дела № 06-03-12/31 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе документы и письменные объяснения.
ИП Малыгин пренебрег требованиям Закона о рекламе и сознательно шёл на нарушения Закона о рекламе.
Согласно материалов дела ИП Малыгин Сергей Валерьевич определил содержание рекламы и сознательно разместил рекламу ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. А именно пищевая продукция позиционировалась в рекламе, как лекарственные препараты, улучшающие состояние здоровья при различных заболеваниях.
Согласно договору договор № 51Ч от 27 февраля 2012 года на оказания услуг по размещению рекламы заказал публикацию рекламы ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель», индивидуальный предприниматель ИП Малыгин Сергей Валерьевич (<…>), разместил в газете «Вечерний Мурманск» рекламу заказчика МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск».
Рекламораспространителем является МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» (ИНН 5190003528, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 9)
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель ИП Малыгин Сергей Валерьевич (<…>).
ИП Малыгин Сергей Валерьевич имел возможность предотвратить нарушение рекламного законодательства и привести оригинал-макет в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Доказательств прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.
Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Требование законодательства не допускать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники служат целям защиты потребителя от недобросовестной рекламной информации, и направлено на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.
Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей, распространяющих продукцию, не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламную статью ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» размещенную в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 газеты «Вечерний Мурманск», ненадлежащей и недостоверной, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание ИП Малыгин Сергей Валерьевич и МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Малыгина Сергея Валерьевича.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 06.12. 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12.12. 2012 года.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 06-03-12/31
12.12.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
на основании своего решения от 06.12.2012 года по делу № 06-03-12/31 о признании рекламной статьи: «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 недобросовестной, ненадлежащей и недостоверной, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламодателю - индивидуальному предпринимателю Малыгину Сергею Валерьевичу (<…>) прекратить размещение рекламной статьи «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» и обеспечить соблюдение требований пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе».
А именно, исключить возможность рекламирования пищевых продуктов не зарегистрированных как лекарственные средства с указанием в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, не соответствующее потребительским свойствам этих продуктов.
2. Исполнить предписание и известить УФАС по Мурманской области до 26 декабря 2012 года.
Предписание оглашено 06.12.2012года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 06-03-12/31
12.12.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
на основании своего решения от 06.12.2012 года по делу № 06-03-12/31 о признании рекламной статьи: «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 недобросовестной, ненадлежащей и недостоверной, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламораспространителю МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» (ИНН 5190003528, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 9) прекратить размещение рекламной статьи «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель», с содержанием макета, представленного ИП Малыгина С.В. и обеспечить соблюдение требований пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе».
2. Исполнить предписание и известить УФАС по Мурманской области до 26 декабря 2012 года.
Предписание оглашено 06.12.2012года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 8634
[uid] => 5
[title] => Решение и предписания по делу № 06-03-12/31 в отношении ИП Малыгина С.В. и МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8634
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1356330268
[changed] => 1370520111
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370520111
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Р Е Ш Е Н И E по делу № 06-03-12/31
06 декабря 2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
рассмотрев материалы дела №06-03-12/31 от 06.11.2012г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» <Ч…> по доверенности б/н от 19.11.2012г, и в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя Малыгина Сергея Валерьевича (<…>).
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате очередного мониторинга рекламы, распространяемой в печатных изданиях г. Мурманска, был выявлен факт распространения рекламного модуля «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В рекламе «Каменное масло - горный целитель» сказано: « при употреблении каменного масла приятным сюрпризом может стать улучшение зрения, нормализация веса тела, уменьшение седины и улучшения структуры волос. Полный курс -4 упаковки».
В рекламе «Живица кедровая с каменным маслом» сказано: «…Употребление живицы кедровой с каменным маслом может помочь эффективнее устранить инфекционные, воспалительные и бактериальные процессы, болезни печени и поджелудочной железы, заболевания опорно-двигательного аппарата. Полный курс -4 упаковки».
В рекламе «Бальзам Алтайский целитель» сказано: «Бальзам «алтайский целитель» создан по лечебным прописям сибирских знахарей. Ежедневное употребление его даже здоровыми людьми способствует поднятию жизненного тонуса, очищению крови и пищеварительной системы, повышению иммунитета, снижению побочного действия лекарств и алкоголя, разрушению радионуклидов….Уже после первых приемов ваше самочувствие улучшится». Рекомендуемый курс 4 упаковки».
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Реклама «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель», размещенная в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследуют строго заданные цели информирования и продвижение продукции – Компании «Сашера-Мед», побуждает воспользоваться данными продуктами.
Объектами рекламирования является: продукты «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель».
06.11.2012г. определением о возбуждении дела № 06-03-12/31 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела было назначено на 21.11.12 в 11.30.
В назначенное время индивидуальный предприниматель Малыгин Сергей Валерьевич, в действиях которого усматривается нарушение рекламного законодательства, в заседание не явился, ходатайств и писем в адрес УФАС по Мурманской области от предпринимателя не поступало.
21 ноября 2012 года в ходе рассмотрения дела № 06-03-12/31 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) установила, что необходимо получить дополнительные доказательства, позволяющие сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения пунктов 5 и 6 статьи 7 Закона о рекламе.
У рекламодателя и рекламораспространителя были запрошены доказательства достоверности потребительских свойств рекламируемых продуктов, указанных в рекламе «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель».
В соответствии со вторым абзацем пункта 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, Комиссия определила рассмотрение дела № 06-03-12/31 отложить до 16.30 часов 06 декабря 2012 года, о чем письменно уведомила участников ИП Малыгина С.В и МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск».
06 декабря 2012 года Комиссия в том же составе при участии представителя МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» <Ч…> по доверенности и в отсутствии ИП Малыгина С.В. продолжила заседание.
Согласно представленных МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» документов «Каменное масло-горный целитель», произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед». Сертификат соответствия №РОСС RU.АЕ96.Н04100 от 24.04.2011 года, выдан на продукцию соль пищевая с витаминно-минеральными добавками серии «Каменное масло» в ассортименте и соответствует требованиям нормативных документов СанПин 2.3.2.1078-01(Прил.1, индекс 1.9.12), ГОСТ Р 51074-2003 разд.3, п.4.14.
ГОСТ Р 51074-2003 разд.3, п.4.14. стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.
Согласно пункту 4.14 ГОСТа настоящая продукция «Каменное масло» относится к пищевым концентратам.
«Живица кедровая с каменным маслом» произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед». Сертификат соответствия №С -RU.АЕ96.В00116 от 28.11.2011 года, выдан на продукцию масло растительное кедровое нерафинированное с добавками серии «Живица кедровая на кедровом масле» и соответствует требованиям технического регламента на масложировую продукцию ТУ 914012-67104832-11.
«Бальзам алтайский целитель» произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед». Сертификат соответствия №С -RU.АЕ96.Н04264 от 29.07.2011 года, выдан на продукцию – бальзам безалкогольный медово - растительный «Алтайский целитель» и соответствует требованиям СанПин 2.3.2.1078-01 Прил.1индекс1.5.6 и ГОСТ Р 51074-2003 разд.3,4 п.4.20.
«Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» отсутствует в государственном реестре лекарственных средств (в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru).
Объектами рекламирования в данном рекламном модуле являются пищевые продукты соль пищевая с витаминно-минеральными добавками серии «Каменное масло» и масло растительное кедровое нерафинированное с добавками серии «Живица кедровая на кедровом масле» и бальзам безалкогольный медово - растительный «Алтайский целитель».
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив рекламную статью, полагает, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данной продукции и улучшения состояния здоровья человека в результате применения продуктов ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
Указанные в рекламе продукты «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
В ходе рассмотрения дела не были представлены документальные подтверждения достоверности потребительских свойств рекламируемых пищевых продуктов (улучшение зрения, нормализация веса тела, устранение инфекционных, воспалительных и бактериальных процессов, улучшение состояния печени и поджелудочной железы, опорно-двигательного аппарата, очищение крови и пищеварительной системы, повышение иммунитета, снижение побочного действия лекарств и алкоголя, разрушение радионуклидов).
Комиссия, изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск», участвующего в рассмотрении, приходит к выводу о том, что рекламная статья ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» нарушает требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального Закона о рекламе является недостоверной, ненадлежащей.
Газета «Вечерний Мурманск» зарегистрирована как средство массовой информации, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации П 0663 14.12.1993г. Учредителем газеты является администрация г. Мурманска, трудовой коллектив редакции газеты.
МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» заключило договор № 51Ч от 27 февраля 2012 года с ИП Малыгиным Сергеем Валерьевичем на оказание услуг по размещение рекламных материалов в газете «Вечерний Мурманск» в соответствии с заявкой клиента.
Согласно материалам дела текст рекламы соответствует заявке ИП Малыгина С.В.
Кроме того в заявке указано, что ИП Малыгин С.В. предупрежден, что текст рекламного сообщения имеет нарушения рекламного законодательства и ответственность берет на себя.
Акт выполненных работ № 00000162 от 23.03.2012 года подписан и заверен печатью ИП Малыгиным С.В. без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.
На рассмотрение данного дела ИП Малыгин не явился, и не представил Комиссии запрашиваемые определением о возбуждении дела № 06-03-12/31 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе документы и письменные объяснения.
ИП Малыгин пренебрег требованиям Закона о рекламе и сознательно шёл на нарушения Закона о рекламе.
Согласно материалов дела ИП Малыгин Сергей Валерьевич определил содержание рекламы и сознательно разместил рекламу ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. А именно пищевая продукция позиционировалась в рекламе, как лекарственные препараты, улучшающие состояние здоровья при различных заболеваниях.
Согласно договору договор № 51Ч от 27 февраля 2012 года на оказания услуг по размещению рекламы заказал публикацию рекламы ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель», индивидуальный предприниматель ИП Малыгин Сергей Валерьевич (<…>), разместил в газете «Вечерний Мурманск» рекламу заказчика МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск».
Рекламораспространителем является МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» (ИНН 5190003528, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 9)
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель ИП Малыгин Сергей Валерьевич (<…>).
ИП Малыгин Сергей Валерьевич имел возможность предотвратить нарушение рекламного законодательства и привести оригинал-макет в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Доказательств прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.
Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Требование законодательства не допускать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники служат целям защиты потребителя от недобросовестной рекламной информации, и направлено на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.
Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей, распространяющих продукцию, не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламную статью ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» размещенную в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 газеты «Вечерний Мурманск», ненадлежащей и недостоверной, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание ИП Малыгин Сергей Валерьевич и МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Малыгина Сергея Валерьевича.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 06.12. 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12.12. 2012 года.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 06-03-12/31
12.12.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
на основании своего решения от 06.12.2012 года по делу № 06-03-12/31 о признании рекламной статьи: «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 недобросовестной, ненадлежащей и недостоверной, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламодателю - индивидуальному предпринимателю Малыгину Сергею Валерьевичу (<…>) прекратить размещение рекламной статьи «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» и обеспечить соблюдение требований пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе».
А именно, исключить возможность рекламирования пищевых продуктов не зарегистрированных как лекарственные средства с указанием в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, не соответствующее потребительским свойствам этих продуктов.
2. Исполнить предписание и известить УФАС по Мурманской области до 26 декабря 2012 года.
Предписание оглашено 06.12.2012года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 06-03-12/31
12.12.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
на основании своего решения от 06.12.2012 года по делу № 06-03-12/31 о признании рекламной статьи: «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 недобросовестной, ненадлежащей и недостоверной, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламораспространителю МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» (ИНН 5190003528, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 9) прекратить размещение рекламной статьи «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель», с содержанием макета, представленного ИП Малыгина С.В. и обеспечить соблюдение требований пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе».
2. Исполнить предписание и известить УФАС по Мурманской области до 26 декабря 2012 года.
Предписание оглашено 06.12.2012года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Р Е Ш Е Н И E по делу № 06-03-12/31
06 декабря 2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
рассмотрев материалы дела №06-03-12/31 от 06.11.2012г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» <Ч…> по доверенности б/н от 19.11.2012г, и в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя Малыгина Сергея Валерьевича (<…>).
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате очередного мониторинга рекламы, распространяемой в печатных изданиях г. Мурманска, был выявлен факт распространения рекламного модуля «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В рекламе «Каменное масло - горный целитель» сказано: « при употреблении каменного масла приятным сюрпризом может стать улучшение зрения, нормализация веса тела, уменьшение седины и улучшения структуры волос. Полный курс -4 упаковки».
В рекламе «Живица кедровая с каменным маслом» сказано: «…Употребление живицы кедровой с каменным маслом может помочь эффективнее устранить инфекционные, воспалительные и бактериальные процессы, болезни печени и поджелудочной железы, заболевания опорно-двигательного аппарата. Полный курс -4 упаковки».
В рекламе «Бальзам Алтайский целитель» сказано: «Бальзам «алтайский целитель» создан по лечебным прописям сибирских знахарей. Ежедневное употребление его даже здоровыми людьми способствует поднятию жизненного тонуса, очищению крови и пищеварительной системы, повышению иммунитета, снижению побочного действия лекарств и алкоголя, разрушению радионуклидов….Уже после первых приемов ваше самочувствие улучшится». Рекомендуемый курс 4 упаковки».
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Реклама «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель», размещенная в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследуют строго заданные цели информирования и продвижение продукции – Компании «Сашера-Мед», побуждает воспользоваться данными продуктами.
Объектами рекламирования является: продукты «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель».
06.11.2012г. определением о возбуждении дела № 06-03-12/31 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела было назначено на 21.11.12 в 11.30.
В назначенное время индивидуальный предприниматель Малыгин Сергей Валерьевич, в действиях которого усматривается нарушение рекламного законодательства, в заседание не явился, ходатайств и писем в адрес УФАС по Мурманской области от предпринимателя не поступало.
21 ноября 2012 года в ходе рассмотрения дела № 06-03-12/31 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) установила, что необходимо получить дополнительные доказательства, позволяющие сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения пунктов 5 и 6 статьи 7 Закона о рекламе.
У рекламодателя и рекламораспространителя были запрошены доказательства достоверности потребительских свойств рекламируемых продуктов, указанных в рекламе «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель».
В соответствии со вторым абзацем пункта 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, Комиссия определила рассмотрение дела № 06-03-12/31 отложить до 16.30 часов 06 декабря 2012 года, о чем письменно уведомила участников ИП Малыгина С.В и МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск».
06 декабря 2012 года Комиссия в том же составе при участии представителя МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» <Ч…> по доверенности и в отсутствии ИП Малыгина С.В. продолжила заседание.
Согласно представленных МУП «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» документов «Каменное масло-горный целитель», произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед». Сертификат соответствия №РОСС RU.АЕ96.Н04100 от 24.04.2011 года, выдан на продукцию соль пищевая с витаминно-минеральными добавками серии «Каменное масло» в ассортименте и соответствует требованиям нормативных документов СанПин 2.3.2.1078-01(Прил.1, индекс 1.9.12), ГОСТ Р 51074-2003 разд.3, п.4.14.
ГОСТ Р 51074-2003 разд.3, п.4.14. стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.
Согласно пункту 4.14 ГОСТа настоящая продукция «Каменное масло» относится к пищевым концентратам.
«Живица кедровая с каменным маслом» произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед». Сертификат соответствия №С -RU.АЕ96.В00116 от 28.11.2011 года, выдан на продукцию масло растительное кедровое нерафинированное с добавками серии «Живица кедровая на кедровом масле» и соответствует требованиям технического регламента на масложировую продукцию ТУ 914012-67104832-11.
«Бальзам алтайский целитель» произведен в г. Бийск, Алтайского края ООО «Сашера- Мед». Сертификат соответствия №С -RU.АЕ96.Н04264 от 29.07.2011 года, выдан на продукцию – бальзам безалкогольный медово - растительный «Алтайский целитель» и соответствует требованиям СанПин 2.3.2.1078-01 Прил.1индекс1.5.6 и ГОСТ Р 51074-2003 разд.3,4 п.4.20.
«Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» отсутствует в государственном реестре лекарственных средств (в сети Интернет http://grls.rosminzdrav.ru).
Объектами рекламирования в данном рекламном модуле являются пищевые продукты соль пищевая с витаминно-минеральными добавками серии «Каменное масло» и масло растительное кедровое нерафинированное с добавками серии «Живица кедровая на кедровом масле» и бальзам безалкогольный медово - растительный «Алтайский целитель».
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив рекламную статью, полагает, что текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека, т.к. в рекламе содержатся указания на лечебные свойства данной продукции и улучшения состояния здоровья человека в результате применения продуктов ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
Указанные в рекламе продукты «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанном продукте, кроме как имеющихся в сертификате соответствия на рекламируемый продукт.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.
В ходе рассмотрения дела не были представлены документальные подтверждения достоверности потребительских свойств рекламируемых пищевых продуктов (улучшение зрения, нормализация веса тела, устранение инфекционных, воспалительных и бактериальных процессов, улучшение состояния печени и поджелудочной железы, опорно-двигательного аппарата, очищение крови и пищеварительной системы, повышение иммунитета, снижение побочного действия лекарств и алкоголя, разрушение радионуклидов).
Комиссия, изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск», участвующего в рассмотрении, приходит к выводу о том, что рекламная статья ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» нарушает требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального Закона о рекламе является недостоверной, ненадлежащей.
Газета «Вечерний Мурманск» зарегистрирована как средство массовой информации, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации П 0663 14.12.1993г. Учредителем газеты является администрация г. Мурманска, трудовой коллектив редакции газеты.
МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» заключило договор № 51Ч от 27 февраля 2012 года с ИП Малыгиным Сергеем Валерьевичем на оказание услуг по размещение рекламных материалов в газете «Вечерний Мурманск» в соответствии с заявкой клиента.
Согласно материалам дела текст рекламы соответствует заявке ИП Малыгина С.В.
Кроме того в заявке указано, что ИП Малыгин С.В. предупрежден, что текст рекламного сообщения имеет нарушения рекламного законодательства и ответственность берет на себя.
Акт выполненных работ № 00000162 от 23.03.2012 года подписан и заверен печатью ИП Малыгиным С.В. без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.
На рассмотрение данного дела ИП Малыгин не явился, и не представил Комиссии запрашиваемые определением о возбуждении дела № 06-03-12/31 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе документы и письменные объяснения.
ИП Малыгин пренебрег требованиям Закона о рекламе и сознательно шёл на нарушения Закона о рекламе.
Согласно материалов дела ИП Малыгин Сергей Валерьевич определил содержание рекламы и сознательно разместил рекламу ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. А именно пищевая продукция позиционировалась в рекламе, как лекарственные препараты, улучшающие состояние здоровья при различных заболеваниях.
Согласно договору договор № 51Ч от 27 февраля 2012 года на оказания услуг по размещению рекламы заказал публикацию рекламы ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель», индивидуальный предприниматель ИП Малыгин Сергей Валерьевич (<…>), разместил в газете «Вечерний Мурманск» рекламу заказчика МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск».
Рекламораспространителем является МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» (ИНН 5190003528, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 9)
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель ИП Малыгин Сергей Валерьевич (<…>).
ИП Малыгин Сергей Валерьевич имел возможность предотвратить нарушение рекламного законодательства и привести оригинал-макет в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Доказательств прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.
Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Требование законодательства не допускать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники служат целям защиты потребителя от недобросовестной рекламной информации, и направлено на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.
Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей, распространяющих продукцию, не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламную статью ««Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» размещенную в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 газеты «Вечерний Мурманск», ненадлежащей и недостоверной, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание ИП Малыгин Сергей Валерьевич и МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» о прекращении распространения рекламы с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Малыгина Сергея Валерьевича.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 06.12. 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12.12. 2012 года.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 06-03-12/31
12.12.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
на основании своего решения от 06.12.2012 года по делу № 06-03-12/31 о признании рекламной статьи: «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 недобросовестной, ненадлежащей и недостоверной, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламодателю - индивидуальному предпринимателю Малыгину Сергею Валерьевичу (<…>) прекратить размещение рекламной статьи «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» и обеспечить соблюдение требований пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе».
А именно, исключить возможность рекламирования пищевых продуктов не зарегистрированных как лекарственные средства с указанием в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, не соответствующее потребительским свойствам этих продуктов.
2. Исполнить предписание и известить УФАС по Мурманской области до 26 декабря 2012 года.
Предписание оглашено 06.12.2012года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 06-03-12/31
12.12.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
на основании своего решения от 06.12.2012 года по делу № 06-03-12/31 о признании рекламной статьи: «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель» в газете «Вечерний Мурманск» в № 50 (4959) от 23.03.2012 года на стр.24 недобросовестной, ненадлежащей и недостоверной, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Рекламораспространителю МАУ «Редакция газеты «Вечерний Мурманск» (ИНН 5190003528, 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 9) прекратить размещение рекламной статьи «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», «Бальзам Алтайский целитель», с содержанием макета, представленного ИП Малыгина С.В. и обеспечить соблюдение требований пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе».
2. Исполнить предписание и известить УФАС по Мурманской области до 26 декабря 2012 года.
Предписание оглашено 06.12.2012года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 06-03-12/31
[format] =>
[safe_value] => № 06-03-12/31
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 14
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-12-12 06:19:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-12-12 06:19:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1356330268
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Мурманское УФАС России
)