Решение по делу № 06-03-13/10 в отношении ООО "Норд"

Номер дела: № 06-03-13/10
Дата публикации: 20 сентября 2013, 09:27

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 06-03-13/10

 

10.09.2013 года                                                                                                      г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия), рассмотрев материалы дела от 15.08.2013г. № 06-03-13/10 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии  <П...> и <К...> - представителей общества с ограниченной ответственностью «Норд»,  в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее УФАС по Мурманской области, Управление) поступило заявление гражданина <Е...>, по поводу  распространения в эфире регионального телевизионного вещания, рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

Из заявления гражданина следует, что 19 июня 2013 года на телеканале Россия 1 в Мурманском рекламном блоке в утренние часы после программы «Вести Мурманска» демонстрировалась реклама: «Улыбка радуги. Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки», в рекламе имелась надпись мелким шрифтом, которую заявитель не сумел прочесть, т.к. реклама  мгновенно сменилась.

Обещание в рекламе вернуть 100%  стоимости покупки очень привлекло заявителя, и он  пришел в магазин за покупками. При оплате товара был разочарован,  т.к. оказалось, что в  акции, про которую говорится в рекламе, участвуют держатели карт «Авантаж», действует акция на выборочные  товары и деньги не возвращают, как обещано в рекламе, а зачисляют в виде бонусов на карту «Авантаж», которой впоследствии можно рассчитываться в этом же магазине. В этой связи от части товара ему пришлось отказаться.

Заявитель считает, что такая реклама  нарушает законодательно о рекламе, так как ввела его в заблуждение. По его мнению, в первую очередь необходимо информировать об условиях, проводимой акции, что бы покупатели не попадали в такие неловкие ситуации. Гражданин просит  принять  меры по указанной рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Комиссия изучила представленные материалы:

-рекламные ролики,

-полный текст рекламы;

-договор комплексного оказания рекламных услуг №16 от 11.02.2013 года;

-копию почасового графика выхода в эфир рекламы;

-копию акта выполненных работ №86 от 25.06.2013,

-копии информационных писем ООО «Норд»,

-копию распоряжения № 108-ПР «о проведении акций 2013»;

-копию Устава ООО «Норд»;

-письменные объяснения по признакам нарушения Закона о рекламе ООО «Норд».

Из материалов следует, что 19 июня  2013 года в блоках региональной рекламы на канале «Россия1» демонстрировались 10 секундные рекламные ролики в 3 вариантах.

В кадре демонстрировался логотип «Улыбка радуги» и один из продуктов с перечеркнутой ценой: стиральный порошок, блеск для губ, шампунь. Рекламный  ролик   озвучивался  следующими словами: « Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки». Эта же фраза«возврат 100% стоимости покупки», выполненная  крупным синим шрифтом, дублировалась в правой  стороне экрана. Все ролики содержали  изображение одного из  продуктов, карточки «Авантаж» и в нижней части экрана не читаемую надпись мелким шрифтом.

Из текста рекламы (7 строк), выполненного мелким  нечитаемым шрифтом следует:

«Возврат стоимости осуществляется посредством зачисления на карту «Авантаж» баллов на сумму покупки, которые можно потратить на приобретение товаров в соответствии с правилами акции. Предложение на рекламируемые товары действует  с 16.06.2013 по 25.06.2013. Цена указана в рублях. Количество товара ограничено. Программа накопления баллов действует с 31мая2013г. Срок действия программы накопления-бессрочная. Ограничений по срокам использования баллов нет. Акция действует во всех магазинах города Мурманска и Мурманской области. Об организаторе акции, о правилах её проведении, о порядке начисления баллов, о сроках, месте и порядке их получения можно узнать по телефону 8 800 333 66 00 или на сайте www.r-ulybka.ru. Правило программы «Авантаж» можно узнать на сайтеwww.avantageclub.ru

Рассматриваемая реклама, размещенная 19.06.2013г. в блоках Мурманской  региональной рекламы на канале «Росссия1», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования о магазинах  «Улыбка радуги», а также формирует интерес к акции: «возврат 100% стоимости покупки», побуждает посетить магазины «Улыбка радуги» и поучаствовать в акции неопределенный кругу лиц.

В вышеназванной рекламе Комиссия выделила объектами рекламирования:

1.акцию «возврат 100% стоимости покупки»;

2.магазины  «Улыбка радуг».

Из информационного письма ООО «Норд» от 23.05.2013г следует, что акция «Возвращаем 100% стоимости покупки проводится ООО «Норд» во всех магазинах  «Улыбка радуги» на территории г. Мурманска и Мурманской области для держателей бонусных карт «Авантаж» на следующие конкретные наименования товара по нижеприведенной стоимости:

Гель для душа La Petit Marselliais 250 мл (в ассортименте) по цене 99.9 рублей;

Средство для мытья посуды  Pril 450 мл (в ассортименте) по цене 45.5 рублей;

Тушь для ресниц Eveline Big Volume lash 9 мл (в ассортименте) по цене 139 рублей;

Стиральный порошок Losk Intensive 1,5 кг (в ассортименте) по цене 146.7 рублей;

Блеск для губ Eveline Holografic brilliant 9 мл (в ассортименте) по цене 69 рублей;

Шампуни и бальзамы Loreal Paris Elseve полное восстановление секущихся кончиков (в ассортименте) по цене 129 рублей.

Общий срок проведения акции с 31 мая по 25 июня 2013 года, который включает в себя совершение покупки согласно правилам акции, адрес сайта  акции www.r-ulybka.ru

Порядок участия в акции: для того, чтобы принять участие в акции, участнику программы лояльности «Авантаж», необходимо совершить совокупность следующих действия при соблюдении нижеприведенных условий:

- в период с 31 мая 2013 г по 14 июня 2013 г. совершить покупку, предоставляя бонусную карту «Авантаж» аукционный товар: Гель для душа La Petit Marselliais 250 мл (в ассортименте) по цене 99.9 рублей; Средство для мытья посуды  Pril 450 мл (в ассортименте) по цене 45.5 рублей; Тушь для ресниц Eveline Big Volume lash 9 мл (в ассортименте) по цене 139 рублей;

- в период 16 по 25  июня 2013 г. (включительно) совершить покупку, предоставляя бонусную карту «Авантаж» аукционный товар: Стиральный порошок Losk Intensive 1,5 кг (в ассортименте) по цене 146.7 рублей; Блеск для губ Eveline Holografic brilliant 9мл (в ассортименте) по цене 69 рублей; Шампуни и бальзамы Loreal Paris Elseve полное восстановление секущихся кончиков (в ассортименте) по цене 129 рублей.

Единовременно возможна покупка не более 3 товаров одного вида.

В течение 24 часов с момента  совершения покупки на бонусную карту «Авантаж» зачисляются баллы, равные 100% стоимости совершенной покупки акционного товара. Один балл эквивалентен одному рублю. Баллы зачисляются на бонусный счет владельца карты «Авантаж». Компенсация стоимости производится из расчета стоимости акционного товара, оплаченного рублями. За товар, оплаченный  накопленными баллами, возврат стоимости не производится. Накопленные баллы не возвращаются в денежном эквиваленте.

Согласно письменным объяснениям общества с ограниченной ответственностью «Норд» (далее – ООО «Норд», Общество) на срок действия договора коммерческой концессии №30 КК от 01.03.202г. имеет право  использовать в своей деятельности  товарный знак «Улыбка радуги» с целью успешного сбыта парфюмерной продукции, продуктов бытовой химии и иной продукции.

11.02.2013 г. ООО «Норд» заключило договор комплексного оказания услуг № 16 с ООО «Медиа-Консалт»,  в соответствии с которым ООО «Медиа-Консалт» размещает  на телевидении рекламные ролики предоставленные ООО «Норд». Рекламные ролики демонстрировались на канале «Россия1» в блоке региональной рекламы в 6 вариантах с 10.06.2013 по 25.06.2013г.

ООО «Норд» в объяснении ссылается на то, что в целом законодательство о рекламе не определяет таких обязательных требований к телевизионной рекламе, как размер шрифта текстового наполнения рекламного ролика, продолжительность показа на экране текста, дублирование показанного текста звуковым сопровождением.

По мнению Общества, использование в рекламе  такого визуального приема, как неодинаковый шрифт, и быстрая смена кадра не исключает возможность того, что потребитель прочтет в конкретных условиях весь объем размещенной информации.

По мнению Общества,  вся информация об акции представлена в рекламном ролике  в полном объеме, следовательно, нарушений части 7 статьи 5  и пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе нет в действиях рекламодателя ООО «Норд».

ООО «Норд» не считает себя нарушившими рекламное законодательство.

Представители ООО «Норд» акцентировали внимание Комиссии на том, что помимо рекламы  на телевидении  в магазинах «Улыбка радуги» акция сопровождалась каталогом, речевым модулем продавца и корпоративным радио, в которых можно было найти подробные и существенные сведения о проводимом рекламном мероприятии ««Улыбка радуги» возвращает 100% стоимости покупки».

Кроме того, Общество в своих объяснениях ссылается на то, что рекламораспространитель обязан был проверить рекламный ролик на соответствие рекламному законодательству.

Комиссия, в присутствии представителей, неоднократно просмотрела рекламные ролики и  убедилась, что, то непродолжительное время (10секунд), которое реклама демонстрируется на экране телевизора и используемый при этом шрифт, не позволяют даже прочесть всю информацию, изложенную в рекламе, а тем более уловить до конца смысл рекламы и воспринять в полной мере.

Реклама построена таким образом, что на экране появляется цветной логотип «Улыбка радуги», затем поднимается шторка, и все внимание зрителя концентрируется на крупном тексте от 2,5 до 3,5см «УЛЫБКА РАДУГИ» ВОЗВРАЩАЕТ 100% СТОИМОСТИ ПОКУПКИ», причем этот же текст озвучивается за кадром.

Информация о существенных условиях, т.е. об условиях акции, сроках её проведения, месте ознакомления с условиями акции (сайт, телефоны), выполнена мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, не озвучивается за кадром и демонстрируется зрителю на экране менее 10 секунд.

Печатный текст условий акции, выполненный мелким шрифтом 0,3 см  занимает 5 строк.

С учетом способа и особенности  размещения рекламы (кадр в телевизионном вещании невозможно остановить), а также свойств человеческого зрения, восприятие текста условий акции и места ознакомления с правилами проведения акции, исполненного мелким шрифтом, и демонстрирующегося на экране телевизора непродолжительное время было невозможно.

Такие особенности лишают потребителей рекламы возможности воспринимать ее в полном объеме, делая доступным для нормального восприятия только текст рекламы, выполненный крупным шрифтом, что в отсутствие доступных для нормального восприятия сведений о существенных условиях рекламируемой акции  приводит к искажению смысла информации и вводит потребителей в заблуждение.

Не случайно заявитель указал в своем обращении, что был  введен рекламой в заблуждение. Ведь условия возврата денежных средств, как и ссылки на сайты и номер телефона, где можно узнать дополнительную информацию об этой акции были  указаны мелким нечитаемым шрифтом.  Такая важная для потребителя информация не озвучивалась на протяжении рекламы.

Не обладая существенной информацией о том, что возврат стоимости осуществляется посредством зачисления на карту «Авантаж» баллов на сумму покупки, которые можно потратить на приобретение товаров в соответствии с правилами акции, заявитель  посчитал, что за совершенную покупку в магазине «Улыбка радуги» ему вернут 100% стоимости покупки, т.е. покупка будет бесплатной.

Рекламный ролик построен таким образом, что аудио и видео ряд сосредотачивал  внимание потребителя на привлекательной для продавца  информации, с целью привлечения покупателей в магазины «Улыбка радуги», но не доводил полную и существенную  информацию до потребителя рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях проведения акции, форма представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями.

В данном случае права потребителей рекламы не соблюдены, поскольку существенная часть информации, касающаяся условий акции, представлены в плохо воспринимаемом виде, то есть фактически отсутствует.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, Комиссия считает, что данная информация не была доведена до потребителей  надлежащим образом, а именно - отсутствует часть существенной информации, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Доведение до потребителя достоверной информации должным образом  с  указанием полных и существенных  условий акции,  - одна из гарантий соблюдения информационного права потребителя.

Кроме того, потребитель рекламы – заявитель <Е...>, воспринял рекламную  фразу: «возврат 100% стоимости покупки» буквально. Как следует из заявления, под воздействием рекламы, придя в магазин «Улыбка радуги» <Е...> набрал корзину товаров. В понимании заявителя покупка - это  любые выбранные и приобретенные им товары  одновременно в данном магазине.

Термин покупка, согласно толковому словарю, обозначает приобретение чего либо.

Согласно представленным материалам,  в  рекламном ролике под покупкой  подразумевается товары, участвующих в акции, а не все товары, реализуемые в магазине «Улыбка радуги» и соответственно  «возврат 100% стоимости покупки»  производится только на товары указанные в акции.

Следует отметить, что  в приведенных в рекламе условиях акции отсутствуют следующие  условия:

- единовременно возможна покупка не более 3 товаров одного вида;

- конкретные  три продукта  можно приобрести только в определенные даты.

Таким образом, сведения о возврате стоимости покупки недостоверны.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Доводы  ООО «Норд» о том, что, дополнительная  рекламная информация была размещены в магазине не принимаются Комиссией, т.к. рассматривается конкретная реклама,  распространенная  на телевидении, о которой говорится в заявлении гражданина.

Что касается ответственности рекламораспространителя ООО «Медиа –Консалт», о котором упоминает Общество, то ответственность за нарушение указанных норм возлагается Законом  о рекламе лишь на рекламодателя.

Исследовав представленные материалы, Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованию пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, является недостоверной и в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащей.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно материалам дела,  продавцом рекламируемых товаров  является ООО «Норд», которое определило объект рекламирования и содержание рекламы и допустило размещение рекламы 19.06.2013 , а также  в период с 10.06.2013 по 25.06.2013 года в блоках региональной рекламы на канале «Росссия1».  

Рекламодателем является  - ООО «Норд» (ИНН 5192900989, 183034, г. Мурманск, пр. Г. Североморцев, д.43).

Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку  отсутствие в рекламе существенной части информации либо невозможность ее восприятия, что фактически  является ее отсутствием, а также доведение недостоверной информации причиняет вред интересам граждан  и создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей.

В  данном случае ООО «Норд» достигло своей цели, и привлекло в свои магазины «Улыбка радуги» покупателя при этом, нарушив его права и законные интересы на получение достоверной информации.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении рекламодателя  к исполнению обязанностей, предусмотренных формальными требованиями закона о рекламе.

Объяснения ООО «Норд» учтены при рассмотрении дела.

В ходе заседания Комиссии по рассмотрению заявления гражданина <Е...>, по поводу  распространения  в эфире регионального телевизионного вещания, рекламы с признаками нарушения Закона о рекламе велась аудиозапись.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: « Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки», размещенную 19 июня 2013 г. в блоках региональной рекламы на телеканале «Росссия1», недостоверной  и  ненадлежащим, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5   и части 7 статьи 5 и Закона о рекламе.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «Норд».

Резолютивная часть решения была объявлена 10.09. 2013 года.

Решение изготовлено в полном объеме 20.09.2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

stdClass Object ( [vid] => 9497 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 06-03-13/10 в отношении ООО "Норд" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9497 [type] => solution [language] => ru [created] => 1381821012 [changed] => 1382094733 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1382094733 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 06-03-13/10

 

10.09.2013 года                                                                                                      г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия), рассмотрев материалы дела от 15.08.2013г. № 06-03-13/10 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии  <П...> и <К...> - представителей общества с ограниченной ответственностью «Норд»,  в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее УФАС по Мурманской области, Управление) поступило заявление гражданина <Е...>, по поводу  распространения в эфире регионального телевизионного вещания, рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

Из заявления гражданина следует, что 19 июня 2013 года на телеканале Россия 1 в Мурманском рекламном блоке в утренние часы после программы «Вести Мурманска» демонстрировалась реклама: «Улыбка радуги. Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки», в рекламе имелась надпись мелким шрифтом, которую заявитель не сумел прочесть, т.к. реклама  мгновенно сменилась.

Обещание в рекламе вернуть 100%  стоимости покупки очень привлекло заявителя, и он  пришел в магазин за покупками. При оплате товара был разочарован,  т.к. оказалось, что в  акции, про которую говорится в рекламе, участвуют держатели карт «Авантаж», действует акция на выборочные  товары и деньги не возвращают, как обещано в рекламе, а зачисляют в виде бонусов на карту «Авантаж», которой впоследствии можно рассчитываться в этом же магазине. В этой связи от части товара ему пришлось отказаться.

Заявитель считает, что такая реклама  нарушает законодательно о рекламе, так как ввела его в заблуждение. По его мнению, в первую очередь необходимо информировать об условиях, проводимой акции, что бы покупатели не попадали в такие неловкие ситуации. Гражданин просит  принять  меры по указанной рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Комиссия изучила представленные материалы:

-рекламные ролики,

-полный текст рекламы;

-договор комплексного оказания рекламных услуг №16 от 11.02.2013 года;

-копию почасового графика выхода в эфир рекламы;

-копию акта выполненных работ №86 от 25.06.2013,

-копии информационных писем ООО «Норд»,

-копию распоряжения № 108-ПР «о проведении акций 2013»;

-копию Устава ООО «Норд»;

-письменные объяснения по признакам нарушения Закона о рекламе ООО «Норд».

Из материалов следует, что 19 июня  2013 года в блоках региональной рекламы на канале «Россия1» демонстрировались 10 секундные рекламные ролики в 3 вариантах.

В кадре демонстрировался логотип «Улыбка радуги» и один из продуктов с перечеркнутой ценой: стиральный порошок, блеск для губ, шампунь. Рекламный  ролик   озвучивался  следующими словами: « Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки». Эта же фраза«возврат 100% стоимости покупки», выполненная  крупным синим шрифтом, дублировалась в правой  стороне экрана. Все ролики содержали  изображение одного из  продуктов, карточки «Авантаж» и в нижней части экрана не читаемую надпись мелким шрифтом.

Из текста рекламы (7 строк), выполненного мелким  нечитаемым шрифтом следует:

«Возврат стоимости осуществляется посредством зачисления на карту «Авантаж» баллов на сумму покупки, которые можно потратить на приобретение товаров в соответствии с правилами акции. Предложение на рекламируемые товары действует  с 16.06.2013 по 25.06.2013. Цена указана в рублях. Количество товара ограничено. Программа накопления баллов действует с 31мая2013г. Срок действия программы накопления-бессрочная. Ограничений по срокам использования баллов нет. Акция действует во всех магазинах города Мурманска и Мурманской области. Об организаторе акции, о правилах её проведении, о порядке начисления баллов, о сроках, месте и порядке их получения можно узнать по телефону 8 800 333 66 00 или на сайте www.r-ulybka.ru. Правило программы «Авантаж» можно узнать на сайтеwww.avantageclub.ru

Рассматриваемая реклама, размещенная 19.06.2013г. в блоках Мурманской  региональной рекламы на канале «Росссия1», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования о магазинах  «Улыбка радуги», а также формирует интерес к акции: «возврат 100% стоимости покупки», побуждает посетить магазины «Улыбка радуги» и поучаствовать в акции неопределенный кругу лиц.

В вышеназванной рекламе Комиссия выделила объектами рекламирования:

1.акцию «возврат 100% стоимости покупки»;

2.магазины  «Улыбка радуг».

Из информационного письма ООО «Норд» от 23.05.2013г следует, что акция «Возвращаем 100% стоимости покупки проводится ООО «Норд» во всех магазинах  «Улыбка радуги» на территории г. Мурманска и Мурманской области для держателей бонусных карт «Авантаж» на следующие конкретные наименования товара по нижеприведенной стоимости:

Гель для душа La Petit Marselliais 250 мл (в ассортименте) по цене 99.9 рублей;

Средство для мытья посуды  Pril 450 мл (в ассортименте) по цене 45.5 рублей;

Тушь для ресниц Eveline Big Volume lash 9 мл (в ассортименте) по цене 139 рублей;

Стиральный порошок Losk Intensive 1,5 кг (в ассортименте) по цене 146.7 рублей;

Блеск для губ Eveline Holografic brilliant 9 мл (в ассортименте) по цене 69 рублей;

Шампуни и бальзамы Loreal Paris Elseve полное восстановление секущихся кончиков (в ассортименте) по цене 129 рублей.

Общий срок проведения акции с 31 мая по 25 июня 2013 года, который включает в себя совершение покупки согласно правилам акции, адрес сайта  акции www.r-ulybka.ru

Порядок участия в акции: для того, чтобы принять участие в акции, участнику программы лояльности «Авантаж», необходимо совершить совокупность следующих действия при соблюдении нижеприведенных условий:

- в период с 31 мая 2013 г по 14 июня 2013 г. совершить покупку, предоставляя бонусную карту «Авантаж» аукционный товар: Гель для душа La Petit Marselliais 250 мл (в ассортименте) по цене 99.9 рублей; Средство для мытья посуды  Pril 450 мл (в ассортименте) по цене 45.5 рублей; Тушь для ресниц Eveline Big Volume lash 9 мл (в ассортименте) по цене 139 рублей;

- в период 16 по 25  июня 2013 г. (включительно) совершить покупку, предоставляя бонусную карту «Авантаж» аукционный товар: Стиральный порошок Losk Intensive 1,5 кг (в ассортименте) по цене 146.7 рублей; Блеск для губ Eveline Holografic brilliant 9мл (в ассортименте) по цене 69 рублей; Шампуни и бальзамы Loreal Paris Elseve полное восстановление секущихся кончиков (в ассортименте) по цене 129 рублей.

Единовременно возможна покупка не более 3 товаров одного вида.

В течение 24 часов с момента  совершения покупки на бонусную карту «Авантаж» зачисляются баллы, равные 100% стоимости совершенной покупки акционного товара. Один балл эквивалентен одному рублю. Баллы зачисляются на бонусный счет владельца карты «Авантаж». Компенсация стоимости производится из расчета стоимости акционного товара, оплаченного рублями. За товар, оплаченный  накопленными баллами, возврат стоимости не производится. Накопленные баллы не возвращаются в денежном эквиваленте.

Согласно письменным объяснениям общества с ограниченной ответственностью «Норд» (далее – ООО «Норд», Общество) на срок действия договора коммерческой концессии №30 КК от 01.03.202г. имеет право  использовать в своей деятельности  товарный знак «Улыбка радуги» с целью успешного сбыта парфюмерной продукции, продуктов бытовой химии и иной продукции.

11.02.2013 г. ООО «Норд» заключило договор комплексного оказания услуг № 16 с ООО «Медиа-Консалт»,  в соответствии с которым ООО «Медиа-Консалт» размещает  на телевидении рекламные ролики предоставленные ООО «Норд». Рекламные ролики демонстрировались на канале «Россия1» в блоке региональной рекламы в 6 вариантах с 10.06.2013 по 25.06.2013г.

ООО «Норд» в объяснении ссылается на то, что в целом законодательство о рекламе не определяет таких обязательных требований к телевизионной рекламе, как размер шрифта текстового наполнения рекламного ролика, продолжительность показа на экране текста, дублирование показанного текста звуковым сопровождением.

По мнению Общества, использование в рекламе  такого визуального приема, как неодинаковый шрифт, и быстрая смена кадра не исключает возможность того, что потребитель прочтет в конкретных условиях весь объем размещенной информации.

По мнению Общества,  вся информация об акции представлена в рекламном ролике  в полном объеме, следовательно, нарушений части 7 статьи 5  и пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе нет в действиях рекламодателя ООО «Норд».

ООО «Норд» не считает себя нарушившими рекламное законодательство.

Представители ООО «Норд» акцентировали внимание Комиссии на том, что помимо рекламы  на телевидении  в магазинах «Улыбка радуги» акция сопровождалась каталогом, речевым модулем продавца и корпоративным радио, в которых можно было найти подробные и существенные сведения о проводимом рекламном мероприятии ««Улыбка радуги» возвращает 100% стоимости покупки».

Кроме того, Общество в своих объяснениях ссылается на то, что рекламораспространитель обязан был проверить рекламный ролик на соответствие рекламному законодательству.

Комиссия, в присутствии представителей, неоднократно просмотрела рекламные ролики и  убедилась, что, то непродолжительное время (10секунд), которое реклама демонстрируется на экране телевизора и используемый при этом шрифт, не позволяют даже прочесть всю информацию, изложенную в рекламе, а тем более уловить до конца смысл рекламы и воспринять в полной мере.

Реклама построена таким образом, что на экране появляется цветной логотип «Улыбка радуги», затем поднимается шторка, и все внимание зрителя концентрируется на крупном тексте от 2,5 до 3,5см «УЛЫБКА РАДУГИ» ВОЗВРАЩАЕТ 100% СТОИМОСТИ ПОКУПКИ», причем этот же текст озвучивается за кадром.

Информация о существенных условиях, т.е. об условиях акции, сроках её проведения, месте ознакомления с условиями акции (сайт, телефоны), выполнена мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, не озвучивается за кадром и демонстрируется зрителю на экране менее 10 секунд.

Печатный текст условий акции, выполненный мелким шрифтом 0,3 см  занимает 5 строк.

С учетом способа и особенности  размещения рекламы (кадр в телевизионном вещании невозможно остановить), а также свойств человеческого зрения, восприятие текста условий акции и места ознакомления с правилами проведения акции, исполненного мелким шрифтом, и демонстрирующегося на экране телевизора непродолжительное время было невозможно.

Такие особенности лишают потребителей рекламы возможности воспринимать ее в полном объеме, делая доступным для нормального восприятия только текст рекламы, выполненный крупным шрифтом, что в отсутствие доступных для нормального восприятия сведений о существенных условиях рекламируемой акции  приводит к искажению смысла информации и вводит потребителей в заблуждение.

Не случайно заявитель указал в своем обращении, что был  введен рекламой в заблуждение. Ведь условия возврата денежных средств, как и ссылки на сайты и номер телефона, где можно узнать дополнительную информацию об этой акции были  указаны мелким нечитаемым шрифтом.  Такая важная для потребителя информация не озвучивалась на протяжении рекламы.

Не обладая существенной информацией о том, что возврат стоимости осуществляется посредством зачисления на карту «Авантаж» баллов на сумму покупки, которые можно потратить на приобретение товаров в соответствии с правилами акции, заявитель  посчитал, что за совершенную покупку в магазине «Улыбка радуги» ему вернут 100% стоимости покупки, т.е. покупка будет бесплатной.

Рекламный ролик построен таким образом, что аудио и видео ряд сосредотачивал  внимание потребителя на привлекательной для продавца  информации, с целью привлечения покупателей в магазины «Улыбка радуги», но не доводил полную и существенную  информацию до потребителя рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях проведения акции, форма представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями.

В данном случае права потребителей рекламы не соблюдены, поскольку существенная часть информации, касающаяся условий акции, представлены в плохо воспринимаемом виде, то есть фактически отсутствует.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, Комиссия считает, что данная информация не была доведена до потребителей  надлежащим образом, а именно - отсутствует часть существенной информации, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Доведение до потребителя достоверной информации должным образом  с  указанием полных и существенных  условий акции,  - одна из гарантий соблюдения информационного права потребителя.

Кроме того, потребитель рекламы – заявитель <Е...>, воспринял рекламную  фразу: «возврат 100% стоимости покупки» буквально. Как следует из заявления, под воздействием рекламы, придя в магазин «Улыбка радуги» <Е...> набрал корзину товаров. В понимании заявителя покупка - это  любые выбранные и приобретенные им товары  одновременно в данном магазине.

Термин покупка, согласно толковому словарю, обозначает приобретение чего либо.

Согласно представленным материалам,  в  рекламном ролике под покупкой  подразумевается товары, участвующих в акции, а не все товары, реализуемые в магазине «Улыбка радуги» и соответственно  «возврат 100% стоимости покупки»  производится только на товары указанные в акции.

Следует отметить, что  в приведенных в рекламе условиях акции отсутствуют следующие  условия:

- единовременно возможна покупка не более 3 товаров одного вида;

- конкретные  три продукта  можно приобрести только в определенные даты.

Таким образом, сведения о возврате стоимости покупки недостоверны.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Доводы  ООО «Норд» о том, что, дополнительная  рекламная информация была размещены в магазине не принимаются Комиссией, т.к. рассматривается конкретная реклама,  распространенная  на телевидении, о которой говорится в заявлении гражданина.

Что касается ответственности рекламораспространителя ООО «Медиа –Консалт», о котором упоминает Общество, то ответственность за нарушение указанных норм возлагается Законом  о рекламе лишь на рекламодателя.

Исследовав представленные материалы, Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованию пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, является недостоверной и в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащей.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно материалам дела,  продавцом рекламируемых товаров  является ООО «Норд», которое определило объект рекламирования и содержание рекламы и допустило размещение рекламы 19.06.2013 , а также  в период с 10.06.2013 по 25.06.2013 года в блоках региональной рекламы на канале «Росссия1».  

Рекламодателем является  - ООО «Норд» (ИНН 5192900989, 183034, г. Мурманск, пр. Г. Североморцев, д.43).

Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку  отсутствие в рекламе существенной части информации либо невозможность ее восприятия, что фактически  является ее отсутствием, а также доведение недостоверной информации причиняет вред интересам граждан  и создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей.

В  данном случае ООО «Норд» достигло своей цели, и привлекло в свои магазины «Улыбка радуги» покупателя при этом, нарушив его права и законные интересы на получение достоверной информации.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении рекламодателя  к исполнению обязанностей, предусмотренных формальными требованиями закона о рекламе.

Объяснения ООО «Норд» учтены при рассмотрении дела.

В ходе заседания Комиссии по рассмотрению заявления гражданина <Е...>, по поводу  распространения  в эфире регионального телевизионного вещания, рекламы с признаками нарушения Закона о рекламе велась аудиозапись.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: « Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки», размещенную 19 июня 2013 г. в блоках региональной рекламы на телеканале «Росссия1», недостоверной  и  ненадлежащим, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5   и части 7 статьи 5 и Закона о рекламе.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «Норд».

Резолютивная часть решения была объявлена 10.09. 2013 года.

Решение изготовлено в полном объеме 20.09.2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 06-03-13/10

 

10.09.2013 года                                                                                                      г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия), рассмотрев материалы дела от 15.08.2013г. № 06-03-13/10 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии  <П...> и <К...> - представителей общества с ограниченной ответственностью «Норд»,  в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее УФАС по Мурманской области, Управление) поступило заявление гражданина <Е...>, по поводу  распространения в эфире регионального телевизионного вещания, рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

Из заявления гражданина следует, что 19 июня 2013 года на телеканале Россия 1 в Мурманском рекламном блоке в утренние часы после программы «Вести Мурманска» демонстрировалась реклама: «Улыбка радуги. Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки», в рекламе имелась надпись мелким шрифтом, которую заявитель не сумел прочесть, т.к. реклама  мгновенно сменилась.

Обещание в рекламе вернуть 100%  стоимости покупки очень привлекло заявителя, и он  пришел в магазин за покупками. При оплате товара был разочарован,  т.к. оказалось, что в  акции, про которую говорится в рекламе, участвуют держатели карт «Авантаж», действует акция на выборочные  товары и деньги не возвращают, как обещано в рекламе, а зачисляют в виде бонусов на карту «Авантаж», которой впоследствии можно рассчитываться в этом же магазине. В этой связи от части товара ему пришлось отказаться.

Заявитель считает, что такая реклама  нарушает законодательно о рекламе, так как ввела его в заблуждение. По его мнению, в первую очередь необходимо информировать об условиях, проводимой акции, что бы покупатели не попадали в такие неловкие ситуации. Гражданин просит  принять  меры по указанной рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Комиссия изучила представленные материалы:

-рекламные ролики,

-полный текст рекламы;

-договор комплексного оказания рекламных услуг №16 от 11.02.2013 года;

-копию почасового графика выхода в эфир рекламы;

-копию акта выполненных работ №86 от 25.06.2013,

-копии информационных писем ООО «Норд»,

-копию распоряжения № 108-ПР «о проведении акций 2013»;

-копию Устава ООО «Норд»;

-письменные объяснения по признакам нарушения Закона о рекламе ООО «Норд».

Из материалов следует, что 19 июня  2013 года в блоках региональной рекламы на канале «Россия1» демонстрировались 10 секундные рекламные ролики в 3 вариантах.

В кадре демонстрировался логотип «Улыбка радуги» и один из продуктов с перечеркнутой ценой: стиральный порошок, блеск для губ, шампунь. Рекламный  ролик   озвучивался  следующими словами: « Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки». Эта же фраза«возврат 100% стоимости покупки», выполненная  крупным синим шрифтом, дублировалась в правой  стороне экрана. Все ролики содержали  изображение одного из  продуктов, карточки «Авантаж» и в нижней части экрана не читаемую надпись мелким шрифтом.

Из текста рекламы (7 строк), выполненного мелким  нечитаемым шрифтом следует:

«Возврат стоимости осуществляется посредством зачисления на карту «Авантаж» баллов на сумму покупки, которые можно потратить на приобретение товаров в соответствии с правилами акции. Предложение на рекламируемые товары действует  с 16.06.2013 по 25.06.2013. Цена указана в рублях. Количество товара ограничено. Программа накопления баллов действует с 31мая2013г. Срок действия программы накопления-бессрочная. Ограничений по срокам использования баллов нет. Акция действует во всех магазинах города Мурманска и Мурманской области. Об организаторе акции, о правилах её проведении, о порядке начисления баллов, о сроках, месте и порядке их получения можно узнать по телефону 8 800 333 66 00 или на сайте www.r-ulybka.ru. Правило программы «Авантаж» можно узнать на сайтеwww.avantageclub.ru

Рассматриваемая реклама, размещенная 19.06.2013г. в блоках Мурманской  региональной рекламы на канале «Росссия1», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования о магазинах  «Улыбка радуги», а также формирует интерес к акции: «возврат 100% стоимости покупки», побуждает посетить магазины «Улыбка радуги» и поучаствовать в акции неопределенный кругу лиц.

В вышеназванной рекламе Комиссия выделила объектами рекламирования:

1.акцию «возврат 100% стоимости покупки»;

2.магазины  «Улыбка радуг».

Из информационного письма ООО «Норд» от 23.05.2013г следует, что акция «Возвращаем 100% стоимости покупки проводится ООО «Норд» во всех магазинах  «Улыбка радуги» на территории г. Мурманска и Мурманской области для держателей бонусных карт «Авантаж» на следующие конкретные наименования товара по нижеприведенной стоимости:

Гель для душа La Petit Marselliais 250 мл (в ассортименте) по цене 99.9 рублей;

Средство для мытья посуды  Pril 450 мл (в ассортименте) по цене 45.5 рублей;

Тушь для ресниц Eveline Big Volume lash 9 мл (в ассортименте) по цене 139 рублей;

Стиральный порошок Losk Intensive 1,5 кг (в ассортименте) по цене 146.7 рублей;

Блеск для губ Eveline Holografic brilliant 9 мл (в ассортименте) по цене 69 рублей;

Шампуни и бальзамы Loreal Paris Elseve полное восстановление секущихся кончиков (в ассортименте) по цене 129 рублей.

Общий срок проведения акции с 31 мая по 25 июня 2013 года, который включает в себя совершение покупки согласно правилам акции, адрес сайта  акции www.r-ulybka.ru

Порядок участия в акции: для того, чтобы принять участие в акции, участнику программы лояльности «Авантаж», необходимо совершить совокупность следующих действия при соблюдении нижеприведенных условий:

- в период с 31 мая 2013 г по 14 июня 2013 г. совершить покупку, предоставляя бонусную карту «Авантаж» аукционный товар: Гель для душа La Petit Marselliais 250 мл (в ассортименте) по цене 99.9 рублей; Средство для мытья посуды  Pril 450 мл (в ассортименте) по цене 45.5 рублей; Тушь для ресниц Eveline Big Volume lash 9 мл (в ассортименте) по цене 139 рублей;

- в период 16 по 25  июня 2013 г. (включительно) совершить покупку, предоставляя бонусную карту «Авантаж» аукционный товар: Стиральный порошок Losk Intensive 1,5 кг (в ассортименте) по цене 146.7 рублей; Блеск для губ Eveline Holografic brilliant 9мл (в ассортименте) по цене 69 рублей; Шампуни и бальзамы Loreal Paris Elseve полное восстановление секущихся кончиков (в ассортименте) по цене 129 рублей.

Единовременно возможна покупка не более 3 товаров одного вида.

В течение 24 часов с момента  совершения покупки на бонусную карту «Авантаж» зачисляются баллы, равные 100% стоимости совершенной покупки акционного товара. Один балл эквивалентен одному рублю. Баллы зачисляются на бонусный счет владельца карты «Авантаж». Компенсация стоимости производится из расчета стоимости акционного товара, оплаченного рублями. За товар, оплаченный  накопленными баллами, возврат стоимости не производится. Накопленные баллы не возвращаются в денежном эквиваленте.

Согласно письменным объяснениям общества с ограниченной ответственностью «Норд» (далее – ООО «Норд», Общество) на срок действия договора коммерческой концессии №30 КК от 01.03.202г. имеет право  использовать в своей деятельности  товарный знак «Улыбка радуги» с целью успешного сбыта парфюмерной продукции, продуктов бытовой химии и иной продукции.

11.02.2013 г. ООО «Норд» заключило договор комплексного оказания услуг № 16 с ООО «Медиа-Консалт»,  в соответствии с которым ООО «Медиа-Консалт» размещает  на телевидении рекламные ролики предоставленные ООО «Норд». Рекламные ролики демонстрировались на канале «Россия1» в блоке региональной рекламы в 6 вариантах с 10.06.2013 по 25.06.2013г.

ООО «Норд» в объяснении ссылается на то, что в целом законодательство о рекламе не определяет таких обязательных требований к телевизионной рекламе, как размер шрифта текстового наполнения рекламного ролика, продолжительность показа на экране текста, дублирование показанного текста звуковым сопровождением.

По мнению Общества, использование в рекламе  такого визуального приема, как неодинаковый шрифт, и быстрая смена кадра не исключает возможность того, что потребитель прочтет в конкретных условиях весь объем размещенной информации.

По мнению Общества,  вся информация об акции представлена в рекламном ролике  в полном объеме, следовательно, нарушений части 7 статьи 5  и пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе нет в действиях рекламодателя ООО «Норд».

ООО «Норд» не считает себя нарушившими рекламное законодательство.

Представители ООО «Норд» акцентировали внимание Комиссии на том, что помимо рекламы  на телевидении  в магазинах «Улыбка радуги» акция сопровождалась каталогом, речевым модулем продавца и корпоративным радио, в которых можно было найти подробные и существенные сведения о проводимом рекламном мероприятии ««Улыбка радуги» возвращает 100% стоимости покупки».

Кроме того, Общество в своих объяснениях ссылается на то, что рекламораспространитель обязан был проверить рекламный ролик на соответствие рекламному законодательству.

Комиссия, в присутствии представителей, неоднократно просмотрела рекламные ролики и  убедилась, что, то непродолжительное время (10секунд), которое реклама демонстрируется на экране телевизора и используемый при этом шрифт, не позволяют даже прочесть всю информацию, изложенную в рекламе, а тем более уловить до конца смысл рекламы и воспринять в полной мере.

Реклама построена таким образом, что на экране появляется цветной логотип «Улыбка радуги», затем поднимается шторка, и все внимание зрителя концентрируется на крупном тексте от 2,5 до 3,5см «УЛЫБКА РАДУГИ» ВОЗВРАЩАЕТ 100% СТОИМОСТИ ПОКУПКИ», причем этот же текст озвучивается за кадром.

Информация о существенных условиях, т.е. об условиях акции, сроках её проведения, месте ознакомления с условиями акции (сайт, телефоны), выполнена мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, не озвучивается за кадром и демонстрируется зрителю на экране менее 10 секунд.

Печатный текст условий акции, выполненный мелким шрифтом 0,3 см  занимает 5 строк.

С учетом способа и особенности  размещения рекламы (кадр в телевизионном вещании невозможно остановить), а также свойств человеческого зрения, восприятие текста условий акции и места ознакомления с правилами проведения акции, исполненного мелким шрифтом, и демонстрирующегося на экране телевизора непродолжительное время было невозможно.

Такие особенности лишают потребителей рекламы возможности воспринимать ее в полном объеме, делая доступным для нормального восприятия только текст рекламы, выполненный крупным шрифтом, что в отсутствие доступных для нормального восприятия сведений о существенных условиях рекламируемой акции  приводит к искажению смысла информации и вводит потребителей в заблуждение.

Не случайно заявитель указал в своем обращении, что был  введен рекламой в заблуждение. Ведь условия возврата денежных средств, как и ссылки на сайты и номер телефона, где можно узнать дополнительную информацию об этой акции были  указаны мелким нечитаемым шрифтом.  Такая важная для потребителя информация не озвучивалась на протяжении рекламы.

Не обладая существенной информацией о том, что возврат стоимости осуществляется посредством зачисления на карту «Авантаж» баллов на сумму покупки, которые можно потратить на приобретение товаров в соответствии с правилами акции, заявитель  посчитал, что за совершенную покупку в магазине «Улыбка радуги» ему вернут 100% стоимости покупки, т.е. покупка будет бесплатной.

Рекламный ролик построен таким образом, что аудио и видео ряд сосредотачивал  внимание потребителя на привлекательной для продавца  информации, с целью привлечения покупателей в магазины «Улыбка радуги», но не доводил полную и существенную  информацию до потребителя рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях проведения акции, форма представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями.

В данном случае права потребителей рекламы не соблюдены, поскольку существенная часть информации, касающаяся условий акции, представлены в плохо воспринимаемом виде, то есть фактически отсутствует.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, Комиссия считает, что данная информация не была доведена до потребителей  надлежащим образом, а именно - отсутствует часть существенной информации, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Доведение до потребителя достоверной информации должным образом  с  указанием полных и существенных  условий акции,  - одна из гарантий соблюдения информационного права потребителя.

Кроме того, потребитель рекламы – заявитель <Е...>, воспринял рекламную  фразу: «возврат 100% стоимости покупки» буквально. Как следует из заявления, под воздействием рекламы, придя в магазин «Улыбка радуги» <Е...> набрал корзину товаров. В понимании заявителя покупка - это  любые выбранные и приобретенные им товары  одновременно в данном магазине.

Термин покупка, согласно толковому словарю, обозначает приобретение чего либо.

Согласно представленным материалам,  в  рекламном ролике под покупкой  подразумевается товары, участвующих в акции, а не все товары, реализуемые в магазине «Улыбка радуги» и соответственно  «возврат 100% стоимости покупки»  производится только на товары указанные в акции.

Следует отметить, что  в приведенных в рекламе условиях акции отсутствуют следующие  условия:

- единовременно возможна покупка не более 3 товаров одного вида;

- конкретные  три продукта  можно приобрести только в определенные даты.

Таким образом, сведения о возврате стоимости покупки недостоверны.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Доводы  ООО «Норд» о том, что, дополнительная  рекламная информация была размещены в магазине не принимаются Комиссией, т.к. рассматривается конкретная реклама,  распространенная  на телевидении, о которой говорится в заявлении гражданина.

Что касается ответственности рекламораспространителя ООО «Медиа –Консалт», о котором упоминает Общество, то ответственность за нарушение указанных норм возлагается Законом  о рекламе лишь на рекламодателя.

Исследовав представленные материалы, Комиссия считает, что вышеназванная реклама не соответствует требованию пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, является недостоверной и в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащей.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно материалам дела,  продавцом рекламируемых товаров  является ООО «Норд», которое определило объект рекламирования и содержание рекламы и допустило размещение рекламы 19.06.2013 , а также  в период с 10.06.2013 по 25.06.2013 года в блоках региональной рекламы на канале «Росссия1».  

Рекламодателем является  - ООО «Норд» (ИНН 5192900989, 183034, г. Мурманск, пр. Г. Североморцев, д.43).

Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку  отсутствие в рекламе существенной части информации либо невозможность ее восприятия, что фактически  является ее отсутствием, а также доведение недостоверной информации причиняет вред интересам граждан  и создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей.

В  данном случае ООО «Норд» достигло своей цели, и привлекло в свои магазины «Улыбка радуги» покупателя при этом, нарушив его права и законные интересы на получение достоверной информации.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении рекламодателя  к исполнению обязанностей, предусмотренных формальными требованиями закона о рекламе.

Объяснения ООО «Норд» учтены при рассмотрении дела.

В ходе заседания Комиссии по рассмотрению заявления гражданина <Е...>, по поводу  распространения  в эфире регионального телевизионного вещания, рекламы с признаками нарушения Закона о рекламе велась аудиозапись.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: « Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки», размещенную 19 июня 2013 г. в блоках региональной рекламы на телеканале «Росссия1», недостоверной  и  ненадлежащим, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5   и части 7 статьи 5 и Закона о рекламе.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «Норд».

Резолютивная часть решения была объявлена 10.09. 2013 года.

Решение изготовлено в полном объеме 20.09.2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 06-03-13/10 [format] => [safe_value] => № 06-03-13/10 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-20 05:27:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-10 06:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1381821012 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )