Доклад Мурманского УФАС России по итогам практики антимонопольного контроля в 2021 году с руководством по соблюдению обязательных требований

Доклад

 Мурманского УФАС России по итогам практики антимонопольного контроля

в 2021 году с руководством по соблюдению обязательных требований

 

 

Приказом ФАС России от 17.12.2021 № 1460/21 утверждена Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которых осуществляет ФАС России, на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 годов (далее – Программа).

Программа разработана с учетом требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», разделом IV Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 990, в целях организации проведения в 2022 году Федеральной антимонопольной службой профилактики нарушений требований, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований и снижения рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям, разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований.

            Профилактика нарушений обязательных требований проводится в рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в сфере государственного оборонного заказа, контроля в области регулируемых государством цен (тарифов), соблюдения законодательства о рекламе.

            Пунктом 2.2.4.3 плана-графика профилактических мероприятий ФАС России на 2022 год предусмотрена подготовка доклада территориального органа ФАС России с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является неправомерным (включает анализ и обобщение практики применения антимонопольного законодательства на территории субъекта Российской Федерации).

            Целью подготовки доклада является разъяснение требований законодательства в целях организации подконтрольными субъектами планирования деятельности с минимизацией рисков нарушения антимонопольного законодательства.

            Настоящий доклад подготовлен Мурманским УФАС России на основе анализа и обобщения правоприменительной практики территориального органа в 2021 году по следующим направлениям контроля:

1) контроль соблюдения антимонопольного законодательства:

- контроль соблюдения хозяйствующими субъектами запрета на злоупотребление доминирующим положением (статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);

- контроль соблюдения запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (статья 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);

- контроль соблюдения запрета на недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов (статьи 14.1-14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);

- контроль соблюдения запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);

- контроль соблюдения запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (статья 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);

- контроль соблюдения антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений (статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);

- контроль соблюдения порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

2) контроль соблюдения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», требований к процедуре обязательных торгов.

3) контроль соблюдения Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (статья 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

4) контроль соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

            В 2021 году Мурманским УФАС России рассмотрено 110 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, 166 заявлений о нарушении законодательства о рекламе, 69 заявлений о нарушении правил недискриминационного доступа к электрическим сетям и правил технологического присоединения к электрическим сетям. Антимонопольным органом возбуждено и рассмотрено 8 дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдано 10 предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

            В Мурманское УФАС России поступило более 350 жалоб на действия субъектов контроля в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принято к рассмотрению 246 жалоб, в том числе для: федеральных нужд – 25 жалоб, нужд Мурманской области – 93, для муниципальных нужд – 67.

             За 2021 год управлением возбуждено 124 дела об административном правонарушении (по 83 делам вынесены постановления о наложении административных штрафов), вынесено постановлений о наложении административных штрафов на сумму 5 364 500 рублей, взыскано в бюджет административных штрафов в сумме 3 938 200 рублей.

 

Раздел 1. Антимонопольный контроль

 

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке (статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

 

В 2021 году Мурманским УФАС России рассмотрено 44 заявления о признаках злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на определенном товарном рынке. По 42 заявлениям принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях хозяйствующих субъектов признаков нарушения антимонопольного законодательства.

            Всего в 2021 году Мурманским УФАС России возбуждено 3 дела по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции).

По итогам рассмотрения дел антимонопольным органом приняты решения о наличии в действиях доминантов фактов нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (2 дела), а также о наличии факта нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (1 дело).

Мурманским УФАС России выдано 3 предписания о прекращении хозяйствующими субъектами злоупотребления доминирующим положением.

Для сравнения, в 2020 году Мурманским УФАС России рассмотрено 137 заявлений о злоупотреблении доминирующим положением (в управление поступало большое количество заявлений об увеличении стоимости медицинских масок), однако, принято лишь 1 решение, в котором установлен факт нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

 

Примеры рассмотренных в 2021 году дел о нарушении статьи 10 Закона о защите конкуренции с описанием действий, которые признаны антимонопольным органом недопустимыми.

 

1. Решением по делу № 051/01/10-105/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от 30.03.2021  в действиях ООО «Горгаз» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке работ по заявочному ремонту внутриквартирного газового оборудования в географических границах ЗАТО город Заозерск Мурманской области, путем неправомерного включения в стоимость работ по замене прибора учета газа (бытового счетчика) подлежащих оплате дополнительных работ (услуг), а также необоснованного отказа в осуществлении заявочной замены прибора учета газа (бытового счетчика) в рамках заключенного договора на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования и без заключения договора на установку (замену) прибора учета газа, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Между жителями города Заозерска и ООО «Горгаз», как специализированной организацией, заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования. По данным договорам специализированная организация обязана по заявкам заказчика осуществлять ремонт и замену внутриквартирного газового оборудования, в состав которого входит прибор учета газа. Стоимость замены прибора учета газа определяется обществом в соответствии с утвержденным прейскурантом цен на оказываемые услуги. Например, в 2020 году стоимость работ по замене прибора учета газа с учетом вызова слесаря составляла 1539 рублей.

Жители города Заозерска обращались в ООО «Горгаз» с заявками на замену приборов учета газа на аналогичные и без изменения их места расположения, однако, Общество требовало от них заключения дополнительного договора на установку (замену) прибора учета газа.

В стоимость работ по замене прибора учета газа ООО «Горгаз» включило дополнительные работы (услуги) по выдаче технических условий на установку бытового счетчика газа на существующем газопроводе с учетом согласования и оформлению исполнительно-технической документации на монтаж газового счетчика с выездом на место обследования. В итоге счет за замену прибора учета газа составил не 1539 рублей, а 4 888 рублей.

Кроме того, требуемый к заключению договор предусматривал положения о возможности ООО «Горгаз» не осуществлять замену прибора учета газа при наличии у заказчика задолженности за оказанную коммунальную услугу газоснабжения, а также о платности опломбировки прибора учета газа после его замены, что противоречит требованиям правил предоставления коммунальных услуг.

По результатам рассмотрения дела антимонопольный орган пришел к выводу, что действия общества не имеют разумного обоснования, направлены на извлечение сверх прибыли и нарушают законные интересы неопределенного круга потребителей города Заозерска.

Мурманское УФАС России заключило, что замена приборов учета газа должна осуществляться в рамках заключенных договоров на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования. В стоимость замены прибора учета газа, которая не предполагает изменения его места расположения либо принятия иных технических решений, не должны включаться работы по выдаче технических условий на установку бытового счетчика газа и плата за оформление исполнительно-технической документации, под которой ООО «Горгаз» понимает акты демонтажа и монтажа прибора учета газа, акт ввода прибора учета в эксплуатацию.

ООО «Горгаз» выдано предписание об устранении нарушения путем прекращения включения в стоимость замены прибора учета газа дополнительных работ, которое обществом исполнено.

Решением антимонопольного органа в судебном порядке не оспаривалось ответчиком, предписание исполнено.

Доминант был привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 562 500 рублей.

 

2. Решением по делу № 051/01/10-639/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от 09.11.2021  в действиях  ООО «Кандалакшаводоканал-3» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг водоотведения в границах городского поседения Кандалакша Мурманской области, путем неправомерного выставления счетов и взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с абонентов, в отношении которых в соответствии с требованиями пункта 167 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644) не устанавливаются нормативы состава сточных вод и с которых не может взиматься данный вид платы.

Законом о водоснабжении введено понятие нормативов состава сточных вод, под которыми понимаются устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

Пунктом 167 Правил холодного водоснабжения и водоотведения установлены категории абонентов, для которых нормативы состава сточных вод не устанавливаются.

Нормативы состава сточных вод не устанавливаются:

- на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

- на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки и не используемых для осуществления «вредных» видов деятельности, например: деятельности гостиниц, бань и душевых, саун, производства химических веществ и химических продуктов, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов и пр.

В частности, такие нормативы не устанавливаются абонентам, которым принадлежат нежилые помещения в многоквартирном доме, если среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с такого нежилого помещения не превышает 30 куб. метров по всем канализационным выпускам и такой объект не используется для осуществления перечисленных в пункте 167 Правил видов деятельности, связанных с риском сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод.

Вместе с тем, ООО «Кандалакшаводоканал-3», являясь гарантирующей организации в сфере водоотведения в границах города Кандалакши, взимало плату за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов с абонентов, в отношении которых данные нормативы вообще не устанавливаются.

Например, с абонентов, объекты которых являются нежилые помещения в МКД, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод не превышает 30 кубических метров и данные объекты не используются для осуществления «вредных» видов деятельности.

В число таких абонентов входили как предприниматели, так и органы власти, нотариусы, которые не осуществляли деятельность, связанную с риском сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод.

Действия ООО «Кандалакшаводоканал-3» квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением, обществу выдано предписание о прекращении совершении противоправных действий.

Предписание исполнено, решение антимонопольного органа не оспаривалось.

В отношении ООО «Кандалакшаводоканал-3» инициируется производство по делу об административном правонарушении по факту нарушения статьи 14.31 КоАП РФ.

 

            3. Решением по делу № 051/01/10-754/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от 21.12.2021 в действиях ОАО «Аэропорт» (Аэропорт «Хибины») установлен факт злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на подлежащие государственному ценовому регулированию услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию судов (обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставление аэровокзального комплекса; обеспечение авиационной безопасности; обслуживание пассажиров; обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом; хранение авиационного топлива) на территории аэропорта «Хибины» города Апатиты Мурманской области путем самостоятельного установления тарифов на такие услуги.

            Обществу выдано предписание о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке аэропортовых услуг (обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставление аэровокзального комплекса; обеспечение авиационной безопасности; обслуживание пассажиров; обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом; хранение авиационного топлива) в границах аэропорта «Хибины» в городе Апатиты Мурманской области, а также совершении действий, направленных на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия необходимых и достаточных мер по установлению тарифов на аэропортовые услуги (обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставление аэровокзального комплекса; обеспечение авиационной безопасности; обслуживание пассажиров; обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом; хранение авиационного топлива) на территории аэропорта «Хибины» в городе Апатиты Мурманской области посредством обращения за утверждением тарифов в уполномоченный государственный орган в сфере регулирования тарифов.

В отношении ОАО «Аэропорт» инициируется производство по делу об административном правонарушении по факту нарушения статьи 14.31 КоАП РФ.

 

1.2. Практика выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов (статья 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

 

В 2021 году Мурманским УФАС России поступило и рассмотрено 2 заявления о признаках заключения и реализации хозяйствующими субъектами антиконкурентных соглашений (в 2020 году в управление поступило и рассмотрено 8 заявлений).

По результатам рассмотрения заявлений Мурманским УФАС России возбуждено и рассмотрено 1 дело по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции (в 2020 году дела по признакам нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции не возбуждались).

Так, в 2021 году Мурманское УФАС России завершило рассмотрение дела № 051/01/16-5/2021по признакам заключения антиконкурентного соглашения между ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» и ООО «СевГазСервис».

            Решением Мурманского УФАС России по делу № № 051/01/16-5/2021 от 10.08.2021 в действиях ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» и ООО «СевГазСервис» установлен факт длительной реализации устного антиконкурентного соглашения.

Соглашение имело целью создание ООО «СевГазСервис» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке аренды государственного недвижимого имущества и рынке швартовки (отшвартовки) судов в границах морского порта Мурманск, а также ограничивало доступ на указанные рынки для других хозяйствующих субъектов.

Несмотря на признание судом заключенного сторонами договора аренды причала недействительным, ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» на протяжении 10 месяцев продолжало предоставлять ООО «СевГазСеврвис» право пользоваться федеральным гидротехническим сооружением – причалом № 44 Южного районо Рыбного терминала морского порта Мурманск для целей оказания услуг в морском порту.

Действиями ответчиков была ограничена  реализация АО «Мурманский морской рыбный порт» своего преимущественного права на получение причала в аренду.

После возврата причала ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» отказалось от его повторной сдачи в аренду. Антимонопольный орган полагает, что принятое решение не имеет под собой экономического обоснования и мотивировано нежеланием сдавать причал в аренду иному субъекту.

Услуги швартовки судов стали оказываться ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» с привлечением ООО «СевГазСервис» по договорам аутсорсинга, заключенным в нарушение установленных требований без проведения конкурентных процедур, что также отразилось на увеличении предприятием тарифов для контрагентов на 60%.

Действия ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» и ООО «СевГазСервис» квалифицированы в качестве нарушающих пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Ответчикам выданы предписания о прекращении реализации выявленного антиконкурентного соглашения, которые исполнены.

            Решение и предписания Мурманского УФАС России в настоящее время оспариваются ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» и ООО «СевГазСервис» в судебном порядке.

            Мурманское УФАС России инициирует в отношении виновных лиц административные дела по части 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

1.3. Практика выявления и пресечения недобросовестной конкуренции (статьи 14.1-14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

 

 В 2021 году Мурманским УФАС России поступило и рассмотрено 16 заявлений о совершении хозяйствующими субъектами актов недобросовестной конкуренции (в 2020 году в управление поступило и рассмотрено 30 заявлений).

По результатам рассмотрения заявлений Мурманским УФАС России возбуждено и рассмотрено 1 дело по признакам нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции (в 2020 году также возбуждено и рассмотрено 1 дело).

Также Мурманским УФАС России выдано 1 предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки недобросовестной конкуренции.

 

1. Решением Мурманского УФАС России по делу № 051/01/14.8-418/2021 от 23.11.2021 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении частной охранной организации «Грумант-КВ», прекращено в связи с отсутствием в действиях хозяйствующего субъекта состава антимонопольного нарушения.

Поводом к возбуждению дела явилось заявление частной охранной организации о том, что ООО ЧОО «Грумант-КВ» при участии в торгах на физическую охрану помещений систематически снижает начальную (максимальную) цену ниже себестоимости услуги с тем, что ограничить конкуренцию и не допустить на рынок иных хозяйствующих субъектов.

По результатам рассмотрения дела было установлено, что действия ООО ЧОО «Грумант-КВ» по снижению цены своих услуг ниже их себестоимости в отдельных торгах характеризовались сложившимся на рынке поведением иных участников, практикующих аналогичное поведение в условиях развитой конкуренции и не являлось актом недобросовестной конкуренции.

Антимонопольным органом подчеркнуто, что для признания действий хозяйствующих субъектов актом недобросовестной конкуренции необходимым условием является одновременное соблюдение всех следующих признаков:

- осуществление субъектом или группой лиц каких-либо действий на одном товарном рынке;

- эти действия нарушают нормы российского законодательства, а также противоречат обычаям делового оборота, не соответствуют требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности (хозяйствующий субъект осуществляет свои действия с целью достичь преимуществ именно по сравнению со своими непосредственными конкурентами, что может выражаться в занятии доминирующего положения на рынке, увеличении нормы прибыли, создании барьеров для доступа на рынок новых участников и проч.);

- действия субъекта рынка привели или могли привести к негативным результатам для конкурентов (причинить им убытки или нанести вред их деловой репутации).

Поскольку действия ООО ЧОО «Грумант-КВ» не обладали всеми признаками недобросовестной конкуренции, дело в отношении хозяйствующего субъекта прекращено.

 

 2. 19.11.2021, по результатам рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов и собственников жилых помещений в многоквартирных домах города Мурманска, в адрес Акционерное общество «ЭР-Телеком Холдинг» направлено предупреждение № 05-06-21/213 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения статей 14.2 и 14.8 Закона о защите конкуренции.

АО «ЭР-Телком Холдинг» было предложено добровольно совершить следующие действия:

- Прекратить распространение вводящей в заблуждение информации, обозначенной настоящим предупреждением, и принять меры по устранению последствий её распространения путём информирования управляющих организаций.

- Прекратить проведение работ по модернизации домофонного оборудования, демонтажа ранее установленного домофонного оборудования, принадлежащего иным хозяйствующим субъектам или собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, с нарушением норм гражданского законодательства и без наличия правовых оснований для внесения изменений в конструкцию ранее установленного домофонного оборудования.

  АО «ЭР-Телком Холдинг» информировало Мурманское УФАС России об исполнении предупреждения и прекращении противоправных действий, в связи с чем, дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующего субъекта не возбуждалось.

 

1.4. Практика выявления и пресечения антиконкурентных действий органов власти и органов местного самоуправления (статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

 

В 2021 году Мурманским УФАС России поступило и рассмотрено 24 заявления о неправомерных действиях органов власти и органов местного самоуправления (13 заявлений в 2020 году).

В 2021 году управлением возбуждено и рассмотрено 1 дело о нарушении антимонопольного законодательства органом местного самоуправления Мурманской области:

1.  Дело в отношении Администрации Ковдорского района Мурманской области, в действиях которой установлен факт нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в передаче ООО «Тепловодоканал» и АО «Мурманэнергосбыт» во временное пользование муниципального имущества по договорам аренды без проведения торгов в нарушение положений действующего законодательства, при неисполненном Предупреждении Мурманского УФАС России от 16.08.2019 г. № 07-07-19/4 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушений антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения дела Администрации Ковдорского района Мурманской области выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. В настоящее время предписание находится в стадии исполнения, должностное лицо – глава Администрации Ковдорского района Мурманской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа.

Кроме того, в 2021 году Управлением в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области направлено 7 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства:

1. В адрес ММБУ «Дирекция городского кладбища» - предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, путём определении мест захоронения умерших на территории городского кладбища, расположенного на 7-8 км автодороги Кола – Мурмаши, в строгом соответствии с пунктом 6.3. Порядка организации работы муниципальных кладбищ, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 06.11.2009 № 10-118. Учреждение было предупреждено о необходимости определять места захоронения умерших в последовательном порядке по мере заполнения сектора, предназначенного для массового захоронения. Предупреждение исполнено.

2. В адрес Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства муниципального образования городское поселение Кильдинстрой» - предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, путём проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами №№ 16, 17, 18, 19, 20, 21 по ул. Железнодорожный тупик в г.п. Кильдинстрой Кольского района Мурманской области. Предупреждение исполнено.

3. В адрес администрации ЗАТО Александровск - предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, путём определения гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения города Снежногорска ЗАТО Александровск в строгом соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Предупреждение исполнено.

4. В адрес Комитета по конкурентной политике Мурманской области -предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, путём внесения изменений в Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг государственными бюджетными и автономными учреждениями Мурманской области, государственными унитарными предприятиями Мурманской области, утвержденное Приказом Комитета по конкурентной политике Мурманской области от 01.06.2020 № 90, и исключения из него подпункта 10.46 пункта 10. Предупреждение исполнено.

5. В адрес администрация Терского района - предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, путём отмены постановление администрации Терского района от 03.11.2020 № 818 «О предоставлении в аренду нежилых помещений и о заключении договора аренды нежилого имущества муниципального образования городское поселение Умба Терского района с ИП Бурцевой К.В.» и расторжения договора аренды нежилого помещения из состава муниципального имущества городского поселения Умба № 11 от 03.11.2020, заключенного между администрацией Терского района и ИП Бурцевой К.В. Предупреждение исполнено.

6. В адрес администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области - предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, путём проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами №№ 2, 4, 8, по ул. Первомайская, № 20 по ул. Зеленая в гп. Никель Печенгского муниципального округа Мурманской области. Предупреждение исполнено.

7. В адрес администрация города Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области - предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, путём осуществления действий по передаче прав владения и (или) пользования в отношении муниципальных объектов теплоснабжения с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством. Предупреждение в стадии исполнения.

  

1.5. Практика выявления и пресечения антиконкурентных соглашений органов власти (органов местного самоуправления) и хозяйствующих субъектов (статья 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

 

В 2021 году Мурманским УФАС России поступило и рассмотрено 3 заявления о признаках нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции (в 2020 году также было рассмотрено 3 заявления). По результатам рассмотрения заявлений приняты решения об отказе в возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях контролируемых лиц признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

1.6. Практика контроля соблюдения требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений (статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

 

В 2021 году Мурманским УФАС России поступило и рассмотрено 15 заявлений о признаках нарушения антимонопольного законодательства при проведении обязательных закупок (в 2020 году 7 заявлений), возбуждено 1 дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (в 2020 году 1 дело).

Решением по делу № 051/01/17-382/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от 15.10.2021 в действиях Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области и общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Гарант+» установлен факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в координации деятельности ООО «УК Гарант+» Администрацией и КУМИ Администрации города Оленегорска, а также заключении устного соглашения между Администрацией, КУМИ Администрации города Оленегорска и ООО «УК Гарант+», имеющего своей целью создание для ООО «УК Гарант+» преимущественных условий на торгах. 

 

1.7. Практика контроля соблюдения порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

 

В 2021 году Мурманским УФАС России поступило и рассмотрено 6 заявлений о признаках нарушения порядка передачи в пользование государственного и муниципального имущества, возбуждено 1 дело по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Решением Мурманского УФАС России от 01.10.2021 по делу № 051/01/17.1-489/2021 в действиях ФГУП «Росморпорт» установлен факт длительного предоставлении федерального недвижимого имущества (части объекта недвижимости «Причала» № 5 типа «Больверк» площадью 404 кв.м с кадастровым номером 51:20:0002021:2858, расположенного по адресу: город Мурманск, улица Угольная база) в пользование обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Снабжение» без соблюдения предусмотренной нормативно-правовыми актами процедуры торгов.

Антимонопольным органом установлено, что 24.12.2019 между ООО «Газпромнефть-Снабжение» в лице филиала «Мурманск» и Мурманским филиалом ФГУП «Росморпорт» заключено соглашение, которое предусматривало переход прав пользования в отношении части Причала № 5 типа «Больверк» за определенную сторонами плату.

Действия ФГУП «Росморпорт» квалифицированы в качестве нарушающих пункт 1 части 3 и часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Ответчику выдано предписание в установленный срок прекратить незаконное предоставление части «Причала» № 5 типа «Больверк» в пользование обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Снабжение» и обеспечить использование федерального недвижимого имущества с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством.

Предписание находится в стадии исполнения, Мурманским филиалом ФГУП «Росморпорт» совершаются действия по проведению установленных процедур передачи причала во временное владение.

 

Раздел 2. Контроль закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

 

В 2021 году в управление поступило более 350 жалоб на действия субъектов контроля в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), принято к рассмотрению 246 жалоб, в том числе для: федеральных нужд – 25 жалоб, нужд Мурманской области – 93, для муниципальных нужд – 67.

Наибольшее количество жалоб подано на закупки по следующим рынкам:

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт – 52;

Поставка изделий медицинского назначения – 49.

Обоснованной признана 61 жалоба, выдано 44 предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предписание исполнены в полном объеме.

Значительное количество закупок, осуществляемых для муниципальных нужд, в 2021 году было проведено уполномоченным органом Мурманской области в сфере закупок – Комитетом по конкурентной политике Мурманской области, в связи с чем наблюдается положительная динамика снижения количества закупок, осуществленных с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Так, в 2020 году обоснованными было признано 33 % от общего количества рассмотренных, а в 2021 году обоснованными признано 25 % от рассмотренных.

За рассматриваемый период управлением проведено 47 внеплановых проверок по обращениям заинтересованных лиц и поручениям ЦА ФАС России. Нарушения установлены при проведении 21 процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), выдано 10 предписаний.

Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о контрактной системе: нарушения при описании объекта закупки; не установление дополнительных требований к участникам закупки; нарушение порядка отбора участников закупок.

Количество рассмотренных обращений о включении сведений в отношении хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков осталось на прежнем уровне: 170 обращений в 2021 году и 172 обращения в 2020 году. При этом, количество включенных в РНП организаций увеличилось более чем в полтора раза (2021 год включено – 68 субъектов, в 2020 – 39).

В 2021 году управлением возбуждено 63 дела об административных правонарушениях за нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. По итогам рассмотрения вынесено 19 предупреждений, выдано 33 постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 607 тыс. руб. За отчетный период управлением взыскано 697 тыс. рублей с учетом оплаты прошлых периодов.

В рамках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок за 2021 год наибольшее количество дел (13) возбуждено по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с утверждением заказчиками документаций о закупках, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. В 10 случаях возбуждены дела по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ за изменения существенных условий контрактов, в непредусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок случаях.

В целях защиты прав и законных интересов участников закупок управление осуществляет рассмотрение жалоб участников закупок, поданных в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» .

В 2021 году в управление поступило 86 жалоб на действия (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки при осуществлении закупок в соответствии с требованиями законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц.

За 2021 год количество рассмотренных жалоб (59) увеличилось по сравнению с 2020 годом (47) на 25, 5 %.

В результате рассмотрения в 2021 году обоснованными (в том числе частично) признаны 17 жалоб (29 % от рассмотренных жалоб), выдано 13 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц.

За отчетный период управлением выдано 23 постановления о наложения штрафа по статье 7.32.3 КоАП РФ за нарушения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц на сумму 130 тыс. рублей.

 

Раздел 3. Контроль соблюдения Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

 

В 2021 году в Мурманское УФАС России поступило 69 заявлений по вопросам нарушения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения, Правила № 861). По 12 фактам признаки нарушения требований Правил 861 подтвердились. В отчётном периоде Мурманским УФАС России возбуждено 14 дел по статье 9.21 КоАП РФ (12 в отношении юридических лиц, 2 – в отношении должностных лиц).

Примеры выявленных антимонопольным органом нарушений.

1. Мурманское УФАС России по результатам рассмотрения заявления гражданина установило в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» признаки нарушения требований Правил № 861, выразившиеся в неисполнении ПАО «МРСК Северо-Запада» обязательств по договору № СПБ80-0342241/20 от 14.07.2020 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «МРСК Северо-Запада».

Протоколом № 051/04/9.21-190/2021 об административном правонарушении от 18.03.2021 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Мурманским УФАС России установлено, что мероприятия по технологическому присоединению в рамках договора № СПБ80-0342241/20 от 14.07.2020, заключённого между ПАО «МРСК Северо-Запада» и гражданином, должны были быть выполнены не позднее 14.01.2021. Однако на момент возбуждения дела, предусмотренные договором мероприятия по технологическому присоединению, со стороны сетевой организации выполнены не были.

Из анализа имеющихся документов Мурманское УФАС России установило, что необходимые мероприятия, направленные на осуществление технологического присоединения объектов заявителя, ведутся ПАО «МРСК Северо-Запада» за пределами установленного срока и с существенными перерывами между отдельными действиями.

Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 051/04/9.21-190/2021 от 07.04.2021 ПАО «МРСК Северо-Запада» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в связи с нарушением требований пунктов 3, 6, подпункта «б» пункта 16 Правил №861. В соответствии с частью 2 статьи 9.21 на ПАО «МРСК Северо-Запада» наложен административный штраф в размере 300 000 рублей.

ПАО «МРСК Северо-Запада» обжаловало выданное должностным лицом Мурманского УФАС России постановление в судебном порядке. Суды всех трёх инстанций оставили Постановление № 051/04/9.21-190/2021 от 07.04.2021 в силе. 17.11.2021 ПАО «МРСК Северо-Запада» штраф оплачен в полном объёме.

 

2. Мурманское УФАС России по результатам рассмотрения заявления ООО «Гермес-Инвест» (далее – заявитель) установило в действиях АО «ММРП» признаки нарушения порядка рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям, который предусмотрен Правилами № 861.

Протоколом № 051/04/9.21-524/2021 об административном правонарушении от 08.07.2021 в отношении АО «ММРП» возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в связи с наличием в действиях сетевой организации признаков нарушения пункта 15 Правил №861.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО «Гермес-Инвест» обратилось в АО «ММРП» с заявкой от 28.12.2020 на технологическое присоединение принадлежащих ему энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: город Мурманск, улица Траловая 38 (помещение № 1, номер 7 на поэтажном плане). Заявка зарегистрирована за входящим номером № 4752/20 от 29.12.2020. Однако на момент возбуждения Мурманским УФАС России дела об административном правонарушении заявка заявителя не была рассмотрена сетевой организацией.

С учётом требований пункта 15 Правил № 861 крайним сроком направления сетевой организацией для подписания заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и технических условий к договору при условии соответствия представленных заявителем сведений и документов требованиям Правил № 861, является дата – 03.02.2021 г. В случае несоответствия заявки требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 – 14 Правил № 861, крайним сроком уведомления заявителя является дата – 11.01.2021.

Согласно представленных АО «ММРП» документов, заявка ООО «Гермес-Инвест» от 28.12.2020 не соответствовала требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 – 14 Правил № 861. При этом, уведомление о приостановлении рассмотрения заявки в адрес Заявителя было направлено лишь 31.05.2021 письмом № 01-11/0954.

Имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что сетевой организацией не обеспечено своевременное направление в адрес ООО «Гермес-Инвест» уведомления о приостановлении рассмотрения заявки на технологическое присоединение.

Таким образом, в нарушение требований пункта 15 Правил № 861 АО «ММРП» нарушило установленный законодательством порядок рассмотрения заявки на технологическое присоединение.

Постановлением по делу № 051/04/9.21-524/2021 об административном правонарушении от 15.07.2021 АО «ММРП» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в связи с нарушением сетевой организацией пункта 15 Правил №861. На АО «ММРП» наложен административный штраф в размере 50 000 рублей.

Вынесенное постановление АО «ММРП» не обжаловалось, 22.07.2021 штраф оплачен в полном объёме.

 

3. Мурманским УФАС России по результатам рассмотрения заявления физического лица протоколом № 051/04/9.21-550/2021 об административном правонарушении от 16.07.2021 возбуждено в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» дело об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в связи с наличием в действиях сетевой организацией признаков нарушения требований пунктов 3, 6 Правил № 861, выразившихся в необоснованном отказе от заключения договора на технологическое присоединение объектов заявителя со ссылкой на наличие ранее осуществленного технологического присоединения.

В ходе рассмотрения дела сетевая организация не представила доказательств наличия ранее осуществленного технологического присоединения объектов заявителя к сетям сетевой организации.

Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 051/04/9.21-550/2021 от 26.08.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, на ПАО «Россети Северо-Запад» наложен административный штраф в размере 300 000 рублей.

Вынесенное должностным лицом Мурманского УФАС России постановление обжаловано ПАО «Россети Северо-Запад» в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-8133/2021 от 30.12.2021 Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 051/04/9.21-550/2021 от 26.08.2021 оставлено в силе. В настоящее время ПАО «Россети Северо-Запад» подана апелляционная жалоба.

 

Раздел 4. Контроль соблюдения законодательства о рекламе.

 

В 2021 в адрес Мурманского УФАС России поступило 166 заявлений по вопросам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Большая часть заявлений содержала требования пресечь нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), т.е. рекламу, направленную по сетям электросвязи без согласия абонента. Иные заявления касались вопросов размещения рекламы в сети Интернет, социальной рекламы, рекламы в печатном издании, распространения рекламных уведомлений, рекламных листовок, звуковой рекламы, рекламы в теле-радиопрограммах, вопросов размещения наружной рекламы, рекламных конструкций.

Мурманским УФАС России в отчётном периоде возбуждено и рассмотрено 7 дел по признакам нарушения Закона о рекламе, из них:

1 дело по части 2 статьи 15 Закона о рекламе в связи с превышением объёма рекламы в радиопрограммах;

2 дела по статье 16 Закона о рекламе в связи с выявленными нарушениями рекламного законодательства в периодических печатных изданиях;

4 дела по статье 18 Закона о рекламе в связи с распространением рекламы по сетям электросвязи без наличия согласия абонента.

По всем фактам нарушение подтвердилось. По результатам рассмотрения дел выдано 6 предписаний о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Также за отчётный период возбуждено и рассмотрено 6 дел по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе), 3 дела по части 2 статьи 14.3 КоАП РФ (превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах). В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, ввиду принадлежности ответственных лиц к субъектам малого (среднего) предпринимательства либо к категории некоммерческих организаций, за впервые совершённое правонарушение, по всем девяти делам административный штраф заменён на предупреждение.

Примеры выявленных Мурманским УФАС России нарушениях.

1. В адрес Мурманского УФАС России поступило заявление гражданина по факту нарушения части 1 стати 18 Закона о рекламе в связи с получением 21.09.2020 в 18:00 на принадлежащий ему номер телефона рекламного сообщения от OblakaFit следующего содержания: «Акция до 26.09.2020 новый фитнес+бассейн 25 метров=2490 руб. ежемесячно, бронь: тел.84951202101, ул. Летчика Бабушкина д.32, корп.2», без получения предварительного согласия абонента.

В соответствии с частью 7 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел возбужденных по признакам нарушения рекламного законодательства Российской Федерации  о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 (далее - Правила), ФАС России наделило Мурманское УФАС России полномочиями по рассмотрению дела по признакам нарушения рекламного законодательства в отношении ООО «Облака Фит».

Дело № 051/05/18-06/2021 возбуждено Мурманским УФАС России определением о возбуждении дела от 12.01.2021.

В ходе рассмотрения дела подтвердилось, что информация, распространенная посредством смс на номер телефона абонента, отвечает всем признакам рекламы: распространена посредством телефонного звонка, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования. Доказательств наличия согласия абонента на распространение рекламы ООО «Облака Фит» не представило.

Решением по делу № 051/05/18-06/2021 от 28.01.2021 реклама, поступившая 21.09.2020 по сетям электросвязи на телефон абонента, признана ненадлежащей и нарушающей часть 1 статьи 18 Закона о рекламе, в действиях ООО «Облака Фит» признано нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе. ООО «Облака Фит» выдано предписание о прекращении нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе и обеспечении соблюдения указанной нормы.

По данному факту ООО «Облака Фит» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (Постановление №051/04/14.3-88/2021 от 01.03.2021). В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, учитывая, что ООО «Облака Фит» является микропредприятием, правонарушение совершено впервые, штраф заменён на предупреждение.

 

2. Управление Роскомнадзора по Мурманской области, в рамках соглашения о взаимодействии и сотрудничестве, направило в Мурманское УФАС России акт систематического наблюдения № А-51/0/МК-33/51/44 от 25.12.2020 в отношении ООО «Медиа альянс» с записью эфира радиопрограммы «Радио Шансон Мурманск» за период с 0:0:0 07.12.2020 по 0:0:0 13.12.2020 в целях надзора за исполнением рекламного законодательства в части объема вещания рекламы в сутки на радиоканале «Радио Шансон Мурманск», в сопоставлении с фактически разрешенным объемом вещания радиопрограммы по лицензии.

Мурманское УФАС России по результатам рассмотрения поступивших материалов возбуждено дело № 051/05/15-79/2021 по признакам нарушения часть 2 статьи 15 Закона о рекламе.

Мурманское УФАС России изучило представленную Роскомнадзором запись эфира радиопрограммы «Радио Шансон Мурманск» на частоте 91,6 FM в г. Мурманске и составило акт прослушивания эфира с 00.00 07.12.2021 по 00.00 13.12.2020.

По результатам проверки установлено, что фактически реклама вещалась 5 часов 23 минуты (313,55 минут / 18813сек) в неделю, при установленном объеме рекламы 48 минут (2880 сек) в неделю или 6 минут 58 секунд (418сек) в день (20% от установленного по лицензии общего объема вещания).

Из чего Мурманским УФАС России установлено, что вещание рекламы в период с 00.00 07.12.2020 по 00.00 13.12.2020 на радио «Радио Шансон Мурманск» составило 130% вместо 20%, определенных частью 2 стать15 Закона о рекламе.

Таким образом, вещая на радиоканале «Радио Шансон Мурманск» в течении исследуемых семи суток с 00.00 07.12.2020 по 00.00 13.12.2020 ООО «Медиа альянс» превысило объем вещания рекламы, установленный лицензией на осуществления радиовещания РВ № 30126 от 31.01.2020.

Решением по делу № 051/05/15-79/2021 от 16.02.2021 реклама, выходившая в г. Мурманске на частоте 91,6 Fm в СМИ радио «Радио Шансон Мурманск» в период с 00.00 07.12.2020 по 00.00 13.12.2020, признана ненадлежащей, нарушающей часть 2 статьи 15 Закона о рекламе. ООО «Медиа альянс» признано виновным в нарушении части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

ООО «Медиа альянс» выдано предписание о прекращении нарушения требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе и обеспечении соблюдения указанной нормы.

Постановлением № 051/04/14.3-123/2021 от 02.03.2021 ООО «Медиа альянс» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, учитывая, что ООО «Медиа альянс» является микропредприятием, правонарушение совершено впервые, штраф заменён на предупреждение.

 

3. В адрес Мурманского УФАС России поступило заявление гражданина в отношении КПО «Юнион Финанс» по признакам нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Как установлено в ходе рассмотрения дела № 051/05/18-161/2021, заявитель обратился в адрес кооператива с заявлением о прекращении распространения рекламных предложений на мобильный телефон и отзыве согласия на обработку персональных данных. Однако КПО «Юнион Финанс» продолжило направлять рекламные предложения на номер телефона абонента.

Решением по делу № 051/05/18-161/2021 от 27.04.2021 реклама «Михаил Александрович, до 20.01 Новогодние подарки! Принимайте участие в обществе с доходностью от 12% и получайте подарочные карты любой торговой сети. Тел: 88005554191, Условия http://m-adv.ru/uf-dp», поступившая на принадлежащий заявителю номер телефона 22.12.2020, признана ненадлежащей, нарушающей часть 1 статьи 18 Закона о рекламе. КПО «Юнион Финанс» признан виновным в нарушении части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Мурманским УФАС принято решение КПО «Юнион Финанс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации не выдавать ввиду прекращения информирования посредством средств связи и окончания срока обработки персональных данных.

Постановлением № 051/04/14.3-505/2021от 06.10.2021 КПО «Юнион Финанс» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, учитывая, что КПО «Юнион Финанс» является микропредприятием, правонарушение совершено впервые, штраф заменён на предупреждение.

 

4. В Мурманское УФАС России из Управления Роскомнадзора по Мурманской области в рамках Соглашения об организации взаимодействия и сотрудничества были направлены материалы планового систематического наблюдения в отношении средства массовой информации газеты «ЛДПР в Мурманской области» (учредитель – Мурманская областная организация ЛДПР), выпуск №1 (33) январь 2021.

В ходе проведения проверки установлено, что в газета «ЛДПР в Мурманской области», выпуск №1 (январь) 2021, на первой странице содержит рекламу «Институт мировых цивилизаций…» с указанием пометки «реклама», которая изображена таким образом, что она не является читаемой и не воспринимается потребителем.

Мурманским УФАС России возбуждено дело № 051/05/16-171/2021 в связи с наличием в действиях Мурманского регионального отделения политической партии ЛДПР (учредитель газеты, рекламораспространитель) признаков нарушения статьи 16 Закона о рекламе.

Решением по делу № 051/05/16-171/2021 от 05.04.2021 размещённая в газете «ЛДПР в Мурманской области», выпуск №1 (33) январь 2021г., реклама «Институт мировых цивилизаций…» признана ненадлежащей, не соответствующей требованиям статьи 16 Закона о рекламе. Мурманскому региональному отделению политической партии ЛДПР выдано предписание прекратить нарушение требований статьи 16 Закона о рекламе, дополнив все размещаемые рекламы словами «реклама», «на правах рекламы» таким образом, чтобы они были читаемы и воспринимаемы потребителем, и в дальнейшем обеспечить соблюдение указанных норм при изготовлении и размещении рекламы.

Постановлением № 051/04/14.3-556/2021 от 09.09.2021 Мурманское региональное отделение политической партии ЛДПР привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, учитывая, что Мурманское региональное отделение политической партии ЛДПР является некоммерческой организацией, правонарушение совершено впервые, штраф заменён на предупреждение.

 

5. В адрес Мурманского УФАС России поступило заявление гражданина по факту распространения 02.03.2021 посредством телефонной связи несанкционированной рекламы: «Здравствуйте, меня зовут Алёна, администратор стоматологии «Аурум» в Мурманске. У нас сейчас идёт акция, мы приглашаем на комплексный осмотр стоматолога…», направленной на принадлежащий заявителю номер телефона с признаками нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Мурманским УФАС России в отношении ООО «Престиж» возбуждено дело № 051/05/18-231/2021, в ходе рассмотрения которого факт распространения рекламы без наличия согласия абонента на её получение подтвердился.

Решением по делу № 051/05/18-231/2021 от 29.04.2021 распространяемая в адрес заявителя посредством средств связи реклама признана ненадлежащей, нарушающей часть 1 статьи 18 Закона о рекламе. ООО «Престиж» признано виновным в нарушении части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

ООО «Престиж» выдано предписание об устранении нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе и обеспечении соблюдения указанной нормы.

Постановлением № 051/04/14.3-558/2021 от 05.10.2021 ООО «Престиж» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, учитывая, что ООО «Престиж» является микропредприятием, правонарушение совершено впервые, штраф заменён на предупреждение.