О ценах на нефтепродукты

В связи с поступающими обращениями граждан по вопросам, связанным с ценами на нефтепродукты, Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области сообщает следующее.

 В Российской Федерации цены на нефтепродукты являются свободными и не подлежат государственному регулированию - т.е. ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на данную продукцию.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции», в процессы свободного рыночного ценообразования имеет право вмешаться только Федеральная антимонопольная служба в следующих случаях:
1) если имеет место установление монопольно высоких цен хозяйствующими субъектами, совокупная доля которых в общем объеме продаж на товарном рынке превышает 50% при том, что доля каждого в отдельности составляет не менее 8%;
2) если имеют место согласованные действия нескольких участников одного и того же рынка, направленные на поддержание цен;
3) если имеют место соглашения между хозяйствующими субъектами (например, между продавцом и посредником, между оптовым и розничным продавцом), направленные на поддержание цен.
Согласно статье 6 закона «О защите конкуренции», монопольно высокой является цена, установленная занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, если имеют место два признака:
- эта цена превышает цену, которая формируется на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции;
- эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации соответствующего товара расходов и прибыли.
Обеспечивать установление справедливых цен в условиях рыночной экономики необходимо путем развития конкуренции на внутрироссийских рынках. В мировой практике АЗС - достаточно традиционная сфера развития малого, семейного бизнеса. С учетом этих обстоятельств, сфера реализации нефтепродуктов требует принятия принципиальных решений об изменении структуры бизнеса, об организационном обособлении компаний - владельцев АЗС, действующих на розничных рынках. Такого рода задачи могут быть решены только путем принятия Федерального закона. В настоящее время соответствующее предложение включено в проект Программы по развитию конкуренции в Российской Федерации, который рассматривается Правительством Российской Федерации.
До тех пор, пока существуют труднопреодолимые искусственные барьеры для входа на рынки, которые препятствуют появлению новых предпринимателей, ФАС России отслеживает действия монополистов и пресекает их злоупотребления, которые в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях Федеральная антимонопольная служба вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. По выявленным ценовым сговорам, доказанным фактам установления монопольно высоких цен Федеральная антимонопольная служба принимает соответствующие меры. В соответствии со своими полномочиями, на основании норм закона «О защите конкуренции», при выявлении указанных фактов и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания о снижении цен и налагают на нарушителей штрафы, размер которых рассчитывается как процент от годового оборота компании.
По заданию ФАС России Мурманское УФАС проводит постоянный мониторинг состояния рынка реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионе. На территории Мурманской области розничную реализацию нефтепродуктов осуществляет 22 предприятия. Участниками вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) являются два предприятия: - ОАО «НК «Роснефть-Мурманскнефтепродукт» - Роснефть; - ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» – Лукойл. Остальные независимые предприятия имеют собственные АЗС или получили право владения, пользования или распоряжения автозаправочными станциями для розничной реализации нефтепродуктов.
По результатам изучения рынка розничной реализации нефтепродуктов на территории Мурманской области ни один из хозяйствующих субъектов не занимает доминирующего положения (доля на рынке более 50%). Розничный рынок автомобильного бензина и дизельного топлива в границах Мурманской области относится к типу умеренноконкурентных рынков.
В последнее время на рынках нефтепродуктов наблюдаются следующие явления. В период с августа 2008 года по январь 2009 года, в период падения мировых цен на нефть, темпы и уровень снижения розничных цен на автомобильное топливо значительно отставали от снижения цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты. Мурманским УФАС проанализирована динамика величин удельной розничной надбавки (розничной маржи - разницы между оптовой и розничной ценой литра топлива) по видам топлива и выявлен значительный рост данных надбавок - как в абсолютном, так и в относительном значении, значительно превышающий уровень инфляции.
В январе-феврале 2009 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области провело контрольные мероприятия по проверке нефтяных компаний, осуществляющих розничную и мелкооптовую реализацию автобензина и дизельного топлива на территории города Мурманска, соблюдения статей 10, 11 закона «О защите конкуренции» за период с 01.07.2008г. по 31.12.2008г.
Контрольные мероприятия по проверке проведены в отношении следующих хозяйствующих субъектов:
1. ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт
2. ЗАО «Экспонефть».
3.ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (Мурманский участок).
4. ООО «Статойл Ритэйл Оперэйшинс» (филиал г. Мурманска и Мурманской области).
В ходе исследования динамики изменения значений мелкооптовых и розничных цен на нефтепродукты данных нефтяных компаний прямой взаимосвязи установления их размеров с закупочной ценой не усматривается. Анализ темпов снижения величины оптовых и розничных цен показывает, что эти цены не находятся в прямо пропорциональной зависимости.
При установлении розничных цен проверяемые компании учитывают закупочную стоимость, затраты предприятия и другие показатели, но в большей степени ориентируются на рыночную конъюнктуру, в т.ч. результаты мониторинга цен конкурентов. Указанный вывод совпадает с пояснениями компаний об алгоритме издания распоряжений и приказов об установлении цен.
В заданных географических границах проверяемого рынка (в границах города Мурманска) ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт», ЗАО «Экспонефть», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (Мурманский участок), ООО «Статойл Ритэйл Оперэйшинс» (филиал г. Мурманска и Мурманской области) не занимают доминирующего положения на рынке розничной реализации бензина автомобильного (А-76(80), АИ-92, АИ-95) и дизельного топлива. Таким образом, признаков нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением) в действиях проверяемых хозяйствующих субъектов не выявлено.
Письменных соглашений, имеющих своим результатом ограничение конкуренции на рынке розничной, мелкооптовой реализации бензина автомобильного (А-76(80), АИ-92, АИ-95) и дизельного топлива, в ходе проверки не выявлено. Однако по результатам сопоставления данных проверок хозяйствующих субъектов Мурманским УФАС принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» в части осуществления согласованных действий, которые привели к одновременному установлению (поддержанию) одинаковых розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо.