Статья о предельной доле, которую торговая сеть может занимать в границах муниципального района или городского округа, должна быть реализована в ближайшее время

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) всегда поддерживала статью 16 ФЗ «О торговле», главным образом, как инфраструктурную меру, направленную на сохранение конкуренции на локальных рынках, стимулирование развития торговых сетей по горизонтали, поддержку малого и среднего бизнеса.
По мнению антимонопольной службы, границы муниципального района или городского округа являются адекватными и достаточными.
Однако на данный момент методика расчета товарооборота отсутствует. По данным Росстата оценка емкости потребительского рынка на уровне муниципальных образований для последующего определения доли, занимаемой на этом рынке отдельными хозяйствующими субъектами розничной торговли в соответствии со статьей 16 проекта Закона, может быть осуществлена с использованием показателя денежных доходов населения. Поэтому Росстату совместно с ФАС России и рядом заинтересованных ведомств предстоит разработать методику расчета емкости рынка, а также механизм контроля за соблюдением данной нормы на уровне городских округов и муниципальных районов с учетом поручения Правительства Российской Федерации.
В тоже время ФАС России предлагает с 1 января 2010 года с учетом наличия соответствующей информации у Росстата считать долю в рамках субъектов Российской Федерации, а с момента утверждения методики - в рамках муниципального района или городского округа.
Напомним, согласно данной норме хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами с использованием торговых сетей, суммарный товарооборот которых в РФ превышает 1 млрд руб., доля которых превышает 25% от общего объема реализованных или приобретенных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального района, а также в границах городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, не вправе приобретать для целей торговой деятельности по любым основаниям дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов, и участвовать в торгах по их приобретению. Нарушение данных требований является основанием для признания арбитражным судом совершенных действий недействительными, в том числе по иску Федеральной антимонопольной службы.
Под торговой сетью законопроект понимает более двух принадлежащих одному или нескольким хозяйствующим субъектам торговых объектов, находящихся под общим управлением, с общим коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.