Мнение ФАС России о необходимости повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности российских аэропортов

В настоящее время проблема повышения эффективности деятельности российских аэропортов, в т.ч., привлечение новых перевозчиков (как российских, так и иностранных), развитие инфраструктуры аэропортов, и повышения их конкурентоспособности на рынке аэропортовых услуг является весьма актуальной.
Одним из способов повышения эффективности деятельности аэропортов может быть проведение в рамках сложившейся системы государственного регулирования субъектов естественных монополий гибкой тарифной политики.
Так, ФАС России считает возможным в случае осуществления потребителями (авиакомпаниями) технической посадки при выполнении грузовых перевозок применение понижающих коэффициентов к тарифам (сборам) на услуги аэропортов, предельный уровень которых устанавливается ФСТ России.
Под технической посадкой (транзитная остановка с некоммерческими целями) воздушного судна в аэропорту понимается посадка только для дозаправки топливом, т.е. посадка без изменения коммерческой загрузки (погрузка, выгрузка грузов и почты).
При осуществлении грузовых перевозок главный оператор аэропорта оказывает авиакомпаниям следующие регулируемые услуги: обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов и обеспечение авиационной безопасности. Между тем при выполнении авиаперевозчиками транзитных остановок с некоммерческими целями, в т.ч. технических посадок, аэропорт при оказании услуг по обеспечению взлета-посадки воздушных судов и авиационной безопасности не выполняет ряд работ, входящих в состав этих услуг. В этом случае может быть, что устанавливаемые аэропортом единые для всех видов перевозок ставки сборов по этим двум услугам, могут превышать стоимость фактического объем работ (услуг).
Постановлением Правительства Российской Федерации 22.07.2009 № 599 утверждены Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий (далее - услуги) в аэропортах (далее - Правила), определяющие общие принципы и порядок обеспечения доступа потребителей к услугам в аэропортах.
В целях обеспечения доступа потребителей к услугам в аэропортах главные операторы (операторы) обязаны, в т.ч., не допускать создания условий, которые ставят в неравное положение одного потребителя (нескольких потребителей) по сравнению с другим потребителем (другими потребителями) при оказании услуг в аэропортах; проводить в отношении потребителей единую ценовую (тарифную) политику, касающуюся оказания услуг в аэропорту; обеспечивать доступность информации о перечне услуг в аэропортах, порядке их выполнения, тарифах и сборах.
В соответствии с пунктом 35 Правил главные операторы (операторы) обеспечивают доступ потребителей к информации об услугах в аэропортах путем ее размещения на официальном сайте аэропорта в сети Интернет и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей. Также на этом сайте должна быть размещена и информация о введении понижающих коэффициентов к тарифам на услуги, отнесенные к сфере деятельности субъектов естественных монополий и порядке их применения, в случае осуществления потребителями (авиакомпаниями) технической посадки при выполнении транзитных грузовых перевозок судами гражданской авиации.
При этом указанные коэффициенты должны быть в установленном порядке зарегистрированы в Центре регистрации тарифов Транспортной клиринговой палаты.
У авиакомпаний, совершающих дальнемагистральные рейсы через территорию Российской Федерации, при выборе пункта технической посадки для дозаправки воздушных судов есть возможность выбора аэропортов (как российских, так и иностранных), пригодных для осуществления технической посадки конкретных воздушных судов.
По мнению ФАС России, проведение гибкой тарифной политики по отношению к авиакомпаниям, выполняющим такие рейсы, позволит аэропортам привлекать новых перевозчиков, в т.ч., и иностранных перевозчиков, выполняющих грузовые транзитные перевозки, что сделает российские аэропорты более конкурентоспособными по отношению к иностранным аэропортам технической посадки.
Увеличение объемов работ по техническим посадкам в аэропорту в конечном итоге позволит снизить стоимость обслуживания регулярных пассажирских перевозок, что также приведет к приходу новых перевозчиков в аэропорт.
Услуги аэропортов, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством:
- обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов;
- предоставление аэровокзального комплекса;
- обеспечение авиационной безопасности;
- обслуживание пассажиров;
- обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом;
- хранение авиационного топлива.
ФСТ России по результатам анализа экономических показателей деятельности аэропортов и структуры затрат по услугам в аэропорту устанавливает по регулируемым услугам в аэропорту предельные тарифы.
При этом Общество имеет право устанавливать тарифы на оказываемые услуги, не превышающие значений тарифов, установленных для Общества ФСТ России.
Тарифы и сборы за услуги, по обеспечению воздушных перевозок, применяемые аэропортом, в установленном порядке должны быть зарегистрированы в Центре регистрации тарифов Транспортной клиринговой палаты.
Порядок установления ставок сборов, в т.ч., за взлет-посадку и за обеспечение авиационной безопасности, регулируется приказом Минтранса России от 02.10.2000 № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» и приказом Росавиации от 15.05.2000 № 125 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации».