В ФАС России продолжили обсуждение реализации закона о торговле

13 декабря 2010 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) провела заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли с участием представителей Минпромторга России, участников рынка, отраслевых союзов и ассоциаций.
В рамках Экспертного совета обсуждались вопросы реализации положений Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), касающиеся соблюдения требований к договорам поставки продовольственных товаров и необходимости внесения в закон о торговле изменений, предусматривающих:
1) уточнение условий выплаты торгующим организациям вознаграждений за поставленное дополнительно определенное количество продовольственных товаров в соответствии с частью 4 статьи 9 закона о торговле;
2) определение сроков и условий приемки торгующей организацией продовольственных товаров для расчета срока оплаты таких товаров в соответствии с частью 7 статьи 9 Закона о торговле;
3) определения перечня недопустимых видов договоров при осуществлении торговой деятельности, связанной с реализацией продовольственных товаров;
4) регулирование отношений, связанных с заключением договоров поставки продовольственных товаров организациями – импортерами таких товаров;
5) уточнение требований, установленных статьей 14 закона о торговле, направленных на развитие конкуренции в розничной торговле на уровне муниципальных образований.
Так, предложений по внесению соответствующих изменений в части 4 и 7 статьи 9 закона о торговле (пункты 1, 2) от участников рынка и заинтересованных органов государственной власти не поступило. В связи с чем, принято решение в настоящее время изменений в указанные положения закона о торговле не вносить.
Вместе с тем, Минсельхоз России представил в ФАС России свою позицию, в соответствии с которой считает целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в упомянутые положения закона о торговле после принятия и вступления в силу поправок в КоАП РФ, касающиеся установления административной ответственности за нарушение норм закона о торговой деятельности.
По вопросу определения перечня недопустимых видов договоров при осуществлении торговой деятельности, связанной с реализацией продовольственных товаров (пункт 3) члены Экспертного совета приняли решение о необходимости внесения изменений в пункт 3 части 1 статьи 13 закона о торговле, с учетом изложения в такой редакции:
«использовать договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы указанных договоров».
По вопросу регулирования отношений, связанных с заключением договоров поставки продовольственных товаров организациями – импортерами таких товаров (пункт 4) участники рынка высказались об отсутствии необходимости внесения соответствующих изменений в Закон о торговле.
По итогам состоявшегося обсуждения вопроса об уточнении требований, установленных статьей 14 закона о торговле, направленных на развитие конкуренции в розничной торговле на уровне муниципальных образований (пункт 5), антимонопольная служба считает целесообразным внести изменения в статью 14 закона о торговле, устанавливающие предельную допустимую долю в 25% в результате совершения сделки, за исключением случаев, если в результате сделки не произойдет сокращение хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
Также на заседании Совета обсуждались предложения Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) по дальнейшему совершенствованию закона о торговле и налогового законодательства в области регулирования потребительского рынка, предусматривающие:
1) право поставщика относить выплаты по договорам возмездного оказания услуг по продвижению продовольственных товаров в состав расходов для исчисления налога на прибыль организаций, в полном объеме (в НК РФ);
2) отнесения к расходам торговых организаций при определении налогооблагаемой базы затрат, связанных с возмещением товарных потерь (в НК РФ);
3) возможность включения в цену договора поставки вознаграждения за логистику;
4) определение максимального срока согласования или отказа в согласовании торговой сетью изменения цен поставки в течение 30 рабочих дней после получения такого предложения от поставщика. Торговым сетям не применять штрафы за недопоставки в случае неприятия новых цен и связанной с этим остановки поставщиком отгрузок товара, в случае своевременного и корректного информирования поставщиком о повышении своих отпускных цен.
По предложениям АКОРТ о внесении изменений в налоговое законодательство (пункты 1, 2) Экспертный совет принял решение о привлечении к дальнейшему обсуждению Минфин России.
ФАС России по предложению о включении в цену договора поставки вознаграждения за логистику считает (пункт 3), что логистические услуги являются самостоятельным видом услуг и должны оказываться и оплачиваться по отдельному договору. Аналогичное мнение высказали представители поставщиков продовольственных товаров. Учитывая это, Совет принял решение о нецелесообразности внесения соответствующих изменений в закон о торговле в настоящее время.
Также участники заседания Совета рассмотрели вопрос об определении максимального срока согласования или отказа в согласовании торговой сетью изменения цен поставки в течение 30 рабочих дней после получения такого предложения от поставщика, а также о применении торговыми сетями штрафов за недопоставки в случае неприятия новых цен и связанной с этим остановки поставщиком отгрузок товара, в случае своевременного и корректного информирования поставщиком о повышении своих отпускных цен (пункт 4).
По итогам обсуждения этого предложения Совет принял решение обсудить предложения участников рынка в идее текста поправок к конкретным статьям закона о торговле.